На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Просвященный абсолютизм» Екатерины II: слова и дела

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 06.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                           ПЛАН: 
 

      Введение.
 
      Становление личности. Восшествие на престол.
 
      «Просвященный абсолютизм» императрицы: слова  и дела.
 
      Итоги правления.
 
      Заключение.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Список литературы: 

 
1.  Анисимов, Е В. Россия в XVIII - первой половине XIX века/Е.В.Анисимов, А. Б. Каменский.- М. : Мирос, 1994.-134с. 

2.   Бадак,  А. Н. Всемирная история/под  ред.А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчек и др.- Минск.: Литература, 1996.-228с. 

3.    Козлов, В. Т. Департамент фаворитов/В.Т.Козлов.- М.:ИКПА 1990.-326с.  

4.    Платонов, С. Ф. Полный курс лекций  по русской истории/С. Ф. Платонов.- Петрозаводск: Фолиум, 1996.-456с. 

5.   Савин,  А. Фавориты Екатерины II/А. Савин. - Ставрополь.: Ставропольское книжное издательство, 1990.-314с.  

6.   Сахаров,  А. Н. История России с начала XVIII до конца XIX века/А.Н.Сахаров  и др.- М.: АСТ, 1996.-338с.  

 


                                          Введение 

     Екатерина II по праву считается одной из ярчайших личностей российской истории. Многие историки считают ее лицемерной, указывая на несоответствие идей “просвещенного абсолютизма” и крепостнической действительностью России XVIII века. Я не вижу противоречий между ее идеалами и поступками. По моему мнению, объяснение этого заключается в том, что для России того времени ее идеи были слишком прогрессивны и их быстрое воплощение привело бы к неизбежному перевороту.
       Обстановка воцарения и личные качества Екатерины определяют заранее особенности ее правления. Нельзя не заметить, однако, что личные взгляды императрицы, с которыми она взошла на престол, не вполне соответствовали обстоятельствам русской жизни и теоретические планы Екатерины не могли перейти в дело вследствие того, что не имели почвы в русской практике.
“Екатерина II, - писал Карамзин, - была истинною преемницею величия Петрова и второю образовательницею России. Главное дело сей незабвенной монархини состоит в том, что ею смягчилось самодержавие, не утратив силы своей”.
    Екатерина II является одной из наиболее значимых фигур в истории
России. Её царствование – одно из замечательнейших в русской  истории; и светлые и тёмные стороны  его имели огромное влияние на последующие события, особенно на умственное и культурное развитие страны. Реформы, проведённые Екатериной II, имели большое значение в развитии России, а сильная внешняя политика и огромные военные успехи укрепили Российскую Империю как великую державу. Недаром её назвали Екатериной Великой. 
 

 

     1         Екатерина II родилась 21 апреля 1729 г. в Штеттине. Урожденная Софья
Фредерика Августа  Ангальт - Цербстская происходила из бедного немецкого княжеского рода. Её мать была двоюродной сестрой отца Петра III, а брат матери был женихом  Елизаветы Петровны, но скончался  до бракосочетания. Отец Екатерины, принц Ангальт–Цербстский, был прусским фельдмаршалом, но это звание было пожаловано ему королём Фридрихом II только затем, чтобы доставить удовольствие императрице Елизавете, покровительствовавшей родственникам своего племянника, Петра III.
        В Штеттине Екатерина II провела и детство. Воспитание её было поручено случайным гувернанткам и учителям, преподававшим Закон Божий, немецкий язык, чистописание, музыку и танцы. Впоследствии Екатерина с уважением вспоминала учителя немецкого языка Вагнера и гувернантку Кардель, умную и добрую, по словам Екатерины, “знавшую многое, ничему не учившись”. Под влиянием Кардель воспитанница познакомилась с французской литературой.
        Несмотря на недостаточное образование, Екатерина II на многих производила впечатление развитой и многообещающей девочки. Свои богатые природные дарования ей пришлось проявить вскоре по приезде в Россию, и она вполне сумела расположить к себе всех, кому приходилось встречаться с ней.
        Когда Елизавета Петровна выбрала Екатерину невестой для своего племянника Петра Фёдоровича, ей было всего 14 лет. 21 декабря 1743 года её мать получила от Брюммера письмо с приглашением, от имени Елизаветы, приехать с дочерью в Петербург. В письме был намёк и на цель приезда. Родители Екатерины были очень обрадованы браком будущего русского императора с их дочерью. Затруднение вызвал вопрос о перемене вероисповедания, но отец Екатерины, сначала убеждавший дочь не менять веры, под конец уступил.
         30 декабря 1743 года Екатерина выехала, вместе с матерью, из Цербста.
С этого дня  она больше никогда не видела ни родины, ни отца и братьев. Уже через 9 дней после приезда в Москву, мать Екатерины писала мужу, что  отныне их дочь – невеста будущего русского царя. День бракосочетания не был назначен, поскольку Елизавета решила сначала перевоспитать невесту для жизни в России. К принцессе назначили двух учителей: по русскому языку Ададурова, по Закону Божьему Симона. При каждом удобном случае Екатерина старалась показать свою любовь к русскому языку, русским обычаям и православной вере. Екатерина II была довольно сложной и, безусловно, незаурядной личностью. С одной стороны она - приятная и любвеобильная женщина, с другой - крупнейший государственный деятель. С раннего детства ею был усвоен житейский урок - хитрить и притворяться. Но при всех способностях приспосабливаться великой княгине приходилось тяжело: имели место нападки со стороны императрицы Елизаветы Петровны и пренебрежение со стороны мужа Петра Фёдоровича. Самолюбие её страдало. Тогда Екатерина обратилась к литературе. Обладая недюжинными способностями, волей и трудолюбием, изучила русский язык, много читала, приобрела обширные познания. Она прочитала много книг: французских просветителей, античных авторов, специальные труды по истории и философии, сочинения русских писателей. В итоге Екатерина II усвоила идеи просветителей об общественном благе как высшей цели государственного деятеля, о необходимости воспитания и просвещения подданных, о главенстве законов в обществе.
        В 1754 году у Екатерины родился сын Павел Петрович, будущий наследник русского престола. Но ребёнка взяли от матери в апартаменты императрицы.
         В декабре 1761 года скончалась императрица Елизавета Петровна. На престол вступил Пётр III.
       Екатерина II отличалась огромной работоспособностью, силой воли, целеустремлённостью, храбростью, хитростью, лицемерием, неограниченным честолюбием и тщеславием, в общем, всеми чертами, характеризующими “сильную женщину”. Она могла подавлять свои эмоции в угоду развитому рационализму.
Ей был присущ особый талант завоёвывать общие  симпатии.
        Екатерина II медленно, но верно, продвигалась к русскому престолу, и, в итоге, отняла власть у мужа. Вскоре после воцарения непопулярного среди родового дворянства Петра III, опираясь на гвардейские полки, свергла его.
        28 июня 1762 года от лица Екатерины был составлен манифест, говорящий о причинах переворота, о возникшей угрозе целостности отечества. 29 июня
Петр III подписал манифест о своем отречении. Новой  императрице с готовностью присягнули не только полки гвардии, но и Сенат и Синод. Несмотря на то, что Россия устала от издевательского правления Петра III, начали раздаваться голоса, что власть должна принадлежать законному наследнику Петра, Павлу, а его мать может быть только регентшей. Понимая, что воцарение Павла приведёт к повторению того, что было при его отце, Екатерина решила сохранить власть за собой, во что бы то ни стало. И как мне кажется, именно больше по этой причине, а не из-за жажды власти, как утверждают некоторые историки. Потому что Екатерина, не являясь по происхождению русской, относилась к стране, которой правит так, как можно было пожелать некоторым русским. Чтобы придать своему правлению полную законность, она хотела даже вступить в брак с бывшим императором Иоанном VI, освобождённым по её повелению из Шлиссельбургской крепости. Но, повидав его, отказалась от этого намерения, и решила предоставить будущее естественному ходу событий. Её мудрое управление государством скоро заставило умолкнуть голоса всех недовольных переходом престола к ней. Екатерина II начала царствование отменой многих распоряжений Петра III. Домовые церкви были открыты, вербовка охотников в голштинские войска отменена, монастырям возвращено недвижимое имущество. Эти, и многие другие меры вызвали общее расположение к Екатерине. Смерть Иоанна Антоновича 5 июля 1764 года избавила Екатерину от страха за будущее своего трона. Теперь ее честолюбие могло быть удовлетворено реализацией собственных планов. Она накопила определенный опыт управления, появились замыслы реализовать новшества. Екатерина принадлежала к числу тех государственных деятелей, которые намеревались не только царствовать, но и управлять. Будучи по происхождению немкой, Екатерина II понимала, что императрица должна, прежде всего, защищать интересы России и не отступала от этого правила. 

       2. Время царствования Екатерины II называют эпохой “просвещенного абсолютизма”. Смысл “просвещенного абсолютизма” состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ. В роли тогдашних “просветителей” выступали и прусский король
Фридрих II, и шведский - Густав III, и австрийский император Иосиф II.
       Развитие и воплощение начал “просвещенного абсолютизма” в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других. Сама Екатерина II активно участвовала в государственной жизни. Любовь к России, её народу и всему русскому являлись существенным мотивом ее деятельности. Политика Екатерины II по своей классовой направленности была дворянской.
      Задачи “просвещенного монарха” Екатерина II представляла себе так:
 1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.
2. Нужно ввести  добрый порядок в государстве,  поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.
3. Нужно учредить  в государстве хорошую и точную  полицию.
4. Нужно способствовать  расцвету государства и сделать  его изобильным.
 5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.
         И это не было лицемерием или нарочитой позой, рекламой или честолюбием. Екатерина действительно мечтала о государстве, способном обеспечить благоденствие подданных. И с этой задачей она успешно справлялась. Свойственная веку Просвещения вера во всемогущество человеческого разума заставляла царицу полагать, что все препятствия к этому могут быть устранены путем принятия хороших законов. Российское же законодательство была крайне запутанным. Формально все еще продолжало действовать Соборное Уложение 1649 г., но за прошедшие с тех пор более 100 лет было издано множество законов и указов, зачастую не согласующихся друг с другом. Хотя при Петре I, а затем при его преемниках предпринимались попытки создать новый свод законов, но всякий раз по тем или иным причинам этого сделать не удавалось.
       Екатерина взялась за эту грандиозную задачу по-новому: она решила созвать выборных представителей от сословий и поручить им выработать новое Уложение. В течение двух лет она трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме “Наказа”, в котором впервые в истории России были сформулированы принципы правовой политики и правовой системы. “Наказ” торжественно провозглашал, что цель власти состоит не в том, “чтобы у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действие их направить к получению самого большего ото всех добра”. Вместе с тем Екатерина предусмотрительно отмечала: “Для введения лучших законов необходимо потребно умы людские к тому приуготовить”. На этом основании она предписывала: “Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовать сходно с пространством столь великого государства”. Вольность в понимании Екатерины означала “право все то делать, что законы позволяют”. Свобода в ее представлении вполне сочеталась с неограниченным самодержавием.
Таким образом, взгляды императрицы отнюдь не полностью совпадали с идеями
Монтескье, мечтавшего об ограниченной, конституционной монархии. Скорее, они приближались к взглядам тех просветителей (в частности  Вольтера), которые предпочитали абсолютизм, но с просвещенным монархом. Гарантией от превращения такого монарха в деспота должны были послужить органы управления, стоящие между народом и верховной властью и действующие на основе законности. Идея была заимствована опять-таки у Монтескье, но при этом - совершенно искажена. Французский философ представлял эти “посредующие власти” относительно независимыми от престола, а у Екатерины они создаются и действуют исключительно по воле монарха. Однако все рассуждения о свободе довольно странно звучали в стране, где значительная часть населения находилась в крепостной зависимости, фактически в рабстве. Императрица уже в 1762 г., почти сразу после вступления на престол, издала Манифест, в котором однозначно заявила: “Намерены мы помещиков при их имениях и владениях нерушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать”. Указы 1765 и
1767 гг. еще больше  усилили зависимость крепостных  от их господ. И все же Екатерина  видела в крепостном праве  “несносное и жестокое иго”, “человеческому роду нестерпимое  положение”, чреватыми серьезными  потрясениями для государства. Правда, и “генеральное освобождение” она считала несвоевременным и опасным, а для “приготовления умов” к освобождению императрица за 34 года своего царствования раздала генералам, сановникам и фаворитам около 800 тыс. казенных крестьян обоего пола, распространила крепостное право на Украину.
       При Екатерине полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия свой суд. Дворян судили верхний земской суд в губернских городах и уездный суд - в уездных. Горожан - соответственно губернский и городовой магистраты, государственных крестьян - верхняя и нижняя судебная расправы. В губерниях создавался совестный суд из представителей трех сословий, который выполнял функции примирительной или третейской инстанции. Все эти сословные суды были выборными. Более высокой судебной инстанцией являлись создаваемые в губерниях судебные палаты - гражданская и уголовная, члены которых не избирались, а назначались. Высшим судебным органом империи был Сенат.
          Стремясь создать наиболее реальные гарантии просвещённой монархии,
Екатерина II начала работать над жалованными грамотами  дворянству, городам и государственным  крестьянам. Грамоты дворянству и  городам получили законную силу в 1785 г. Жалованная грамота дворянству закрепила за каждым потомственным дворянином свободу от обязательной службы. Они освобождались и от государственных податей, от телесного наказания. За ними сохранялось право собственности на движимое и недвижимое имущество (даже в случае осуждения владельца, дворянские имения не конфисковывались), а также право судиться только равными (т.е. дворянами), вести торговлю, "иметь фабрики и заводы по деревням". Дворянское общество каждого уезда и каждой губернии закрепляло за собой право периодически собираться, избирать сословных предводителей, иметь собственную казну. Правда, императрица не забыла поставить дворянские собрания под контроль генерал- губернаторов.
       Екатерина II внесла существенный вклад в развитие культуры и искусства в России. Сама она получила прекрасное домашнее образование: обучение иностранным языкам, танцам, политической истории, философии, экономики, права и считалась умной и образованной женщиной. При Екатерине была создана Российская Академия, Вольное экономическое общество, основано множество журналов, создана система народного образования, основание Эрмитажа, открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.