На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Особенности позднего меркантилизма в философии

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 06.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                             

ВСЕРОССИЙСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ  НАЛОГОВАЯ  АКАДЕМИЯ
МИНИСТЕРСТВА  ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
 
 
 

                                   Реферат
                             по философии
                                  на тему:
       «Философско-экономические основания
                         позднего меркантилизма» 

                                                        Выполнили студенты:
                                                                  Голубкова Татьяна ФО-211
                                                                          Овсепян Овсеп  ФО-212
                                                                     Проверил преподаватель:
                                                                    Деникина Зоя Дмитриевна 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 Москва
                                              2011
                                            План 

Введение……………………………………………………….……3
1. Общая характеристика  позднего меркантилизма……………..6
2. Представители  позднего меркантилизма……………...……...10
2.1.Томас Ман…………………………………………………..…10
2.2. Антуан де Монкретьен…………………………………....….12
2.3. Джон Ло…………………………………………………….....14
2.4. Джеймс Стюарт…………………………………………….…16
3. Особенности  философии XVII века…………………………...18
4. Философско  – экономические основания позднего меркантилизма……………………………………………………..23
Заключение……………………………………………………...…27
Список литературы……………………………………………..…29 
 
 
 
 
 
 

                                   
 
 
 
 
 
 
 
 

                                     

                                   Введение
     Основная  форма человеческого познания - наука - в наши дни оказывает все более  значимое и существенное влияние  на реальные условия нашей жизни, в которой нам так или иначе надлежит ориентироваться и действовать. Философское видение мира предполагает достаточно определенные представления о том, что такое наука, как она устроена и как развивается, что она может и на что позволяет надеяться, а что ей недоступно.
     У философов прошлого мы можем найти  много ценных предвидений относительно усиливающегося значения науки. Однако они представить не могли такого массированного, подчас неожиданного и даже драматического воздействия  научно-технических достижений на повседневную жизнь человека, которые приходится осмысливать сегодня.
     Философия и наука являются «звеньями единой цепи» в направленности человеческого  интеллекта к постижению основ бытия.
     Связи между наукой и философией фундаментальны и многие крупнейшие философы были одновременно и выдающимися учеными. Достаточно вспомнить имена Пифагора, Фалеса, Декарта, Лейбница и многих других. Перечислять все имена этих знаменитых людей можно практически бесконечно! Их труды поистине уникальны и неоценимы, ведь они смогли повлиять на жизнь всего человечества, они смогли изменить мировоззрение всех людей.
     Истинное  знание, наука, как и философия, родилось в Древней Греции (математика, раннее научно-техническое знание, начала научной астрономии). Временем бурного развития естествознания, появления все новых наук о природе и обществе стала затем эпоха раннего капитализма (XVI-XVIII века), как и античность, отмеченная глубокой трансформацией и расцветом культуры.
     Сопоставление познавательных возможностей философии и конкретных наук, выяснение места философии в системе человеческих знаний имеет в европейской культуре давние традиции. Философия и наука выросли здесь из одного корня, затем отделились друг от друга, приобрели самостоятельность, но не обособились. Хотя философское мировоззрение выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки.
     Понятие философии очень широко, но, мы думаем, что слова Пифагора об этой науке  поистине прекрасны и верно отражают суть. Существует такая легенда, что  однажды Пифагор, будучи уже известным мудрецом, нанес визит царю Пелопоннеса Леонтию. Во время беседы последний спросил Пифагора: "Какое твое занятие?" Мудрец ответил, что у него нет занятия, он - философ. Леонтий не знал значения этого слова и попросил объяснить. Пифагор ответил, что как на Олимпийские игры одни идут, чтобы обрести славу, другие - для получения барышей, и только немногие - для удовольствия, так и в мир люди являются с разными интересами и целями. Одни - для накопления богатства, другие - для получения наслаждений и только некоторые, избранные - для поиска истины и изучения природы. Вот эти последние и именуются философами, т.е. любителями (phileo - любить) мудрости (sophia - мудрость).
     Философия – это наука, которая никогда  не потеряет своей актуальности. Ведь основываясь на мыслях и поступках великих людей, мы строим своё будущее. Эта наука проникает во все сферы жизни человека, поэтому отражение многих экономических терминов и понятий позднего меркантилизма мы сможем найти в философии.
     Философия явилась на свет в результате осознания человечеством самого себя. Желаешь познать себя - философствуй, это справедливо как для отдельного человека, так и для любой эпохи. Вот та далеко не самоочевидная мысль, судьбоносная для прошлого, настоящего и будущего человечества.
     Философия есть теоретическая основа мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого возникает своего рода духовное облако суммированных взглядов будничной  мудрости, что является необходимым, но не достаточным уровнем мировоззрения. Однако мировоззрение обладает и высшим уровнем, на котором целенаправленно исследуются искусства, науки, главные принципы религиозных взглядов и опыта, тончайшая область нравственной жизни общества. В зависимости от того, каким образом решается вопрос о соотношении материи и духа, мировоззрение называют материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным.
Существует  много определений столь уникального  явления, как наука, но в силу её сложности  и многогранности какое-то одно, универсальное определение вряд ли вообще возможно. На протяжении своей истории она претерпела столько изменений и каждое её положение настолько связано с другими аспектами общественной деятельности, что любая попытка дать определение науки, а таких было немало, может выразить более или менее точно лишь одну из её сторон.
  Реалии сегодняшнего дня таковы, что остро стоит вопрос о том, что может дать наука для философии и философия для науки.
     Науку и философию роднит то, что они  являются сферами рациональной и  доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины, которая в ее классическом понимании есть «форма согласования мысли с действительностью».
     Отражение философских мыслей и их влияние  на науку мы можем найти в любом  предмете, в любом виде научной мысли, но особенно ярко они отражены в позднем меркантилизме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Общая характеристика позднего меркантилизма
     Понятие «меркантилизм» произошло от лат. мercantili - торговать. Однако меркантилизм представляет собой более сложную концепцию. Вытеснение натурального хозяйства товарно-денежных отношений охватывает конкретный период времени.
     Меркантилизм - это экономическая политика раннего  капитализма, выражалась в активном вмешательстве государства в  хозяйственную жизнь и проводилась  в интересах купцов.
Поздний меркантилизм охватывает период со второй половины XVI века по вторую половину XVII века, хотя отдельные его элементы продолжали проявлять себя и в XVIII веке. На этом этапе торговые связи между странами становятся развитыми и регулярными, что во многом было обусловлено поощрением развития национальной промышленности и торговли государством. Чтобы достичь активного торгового баланса выдвигались рекомендации: завоевывать внешние рынки благодаря относительно дешевым товарам (т.е. невысоким ценам), а также перепродаже товаров одних стран в других странах; допускать импорт товаров (кроме предметов роскоши) при сохранении в стране активного торгового баланса; вывозить золото и серебро для осуществления выгодных торговых сделок, посредничества, т.е. для увеличения их массы в стране и сохранения активного торгового баланса. Поздние меркантилисты, определяющей функцией денег считали функцию средства обращения.
     Государство, как утверждали сторонники позднего меркантилизма, тем богаче, чем больше разница между стоимостью вывезенных из страны и ввезённых в неё товаров. Предлагалось два способа добиться этой разницы. Во-первых, за счёт вывоза изделий своей страны, причём разрешался вывоз только готовых изделий (от их продажи выручается больше денег, чем от вывоза сырья), запрещался ввоз предметов роскоши.
Во-вторых, такая разница могла быть обеспечена за счёт посреднической торговли, для  чего разрешался вывоз денег за границу. При этом выдвигался принцип: покупать дешевле в одной стране, продавать  дороже – в другой.
Вместе  с этим экономической идеологией буржуазии был меркантилизм. Меркантилизм в целом характеризуется двумя основными чертами:
    богатство отождествляется с деньгами, и то государство считается богаче, которое имеет больше денег;
    накопление денежного богатства достигается с помощью королевской власти, которая проводит соответствующую экономическую политику.
 
В позднем  меркантилизме наиболее ярко выражены следующие черты:
    торговля между странами достаточно развита и носит регулярный характер
    допускаются относительно низкие цены на экспорт, в том числе при перепродаже товаров других стран за границей; допускается импорт товаров (кроме предметов роскоши) при условии положительного сальдо во внешней торговле; вывоз денег допускается в целях выгодных торговых сделок и посредничества и сохранения активного торгового баланса
    импорт товаров (кроме роскоши) разрешен, если баланс страны положителен;
    разрешен вывоз золота, если это способствует усилению торговых связей при выгодных условиях и положительном балансе страны;
    деньги признаются лишь как средство обращения для торговых сделок;
    господствует положение о «торговом балансе»
 
   Однако  же центральным пунктом позднего меркантилизма  является  «система  торгового баланса». Иначе поздний  меркантилизм можно охарактеризовать мануфактурной или коммерческой системой. Для осуществления  активного  торгового  баланса  поздние  меркантилисты отстаивали  политику  протекционизма,  которая  предусматривала   обложение высокими пошлинами иностранных товаров, и тем самым создавала благоприятные условия для развития национального производства и торговли.
Меркантилизм  отличается  незрелостью   методологии.   Главное   внимание уделяется сфере обращения. Поэтому  вместо  анализа  явлений  меркантилисты ограничиваются их описанием (грубый  эмпиризм)  и требуют вмешательства государства в хозяйственную жизнь страны. Сейчас все страны в какой-то мере придерживаются политики  меркантилизма, т.е. основного метода накопления золотого запаса  через  введения  огромных пошлин на импорт товаров и услуг. На данном этапе проводится установка на превышение вывоза товаров над ввозом. В этом случае положительная разница в деньгах остается в стране, а приток денег достигается экономическими методами (ограничения иностранной торговли высокими таможенными тарифами, льготные условия для экспорта товаров). 

     Итак, основной задачей, которую ставили перед собой авторы экономических трактатов эпохи меркантилизма, является поиск средств обогащения нации. Этим определяются особенности предмета анализа.
 Во-первых, все проблемы рассматриваются  на макроуровне. Недаром именно  в рамках меркантилизма появляется  новое название экономической  науки — «политическая экономия».  Оно было введено французским экономистом Антуаном де Монкретьеном. Это название предполагает исследование экономических вопросов именно на уровне страны (полиса).
Во-вторых, поскольку основным источником обогащения нации считалась внешняя торговля, то именно сфера обращения является главным предметом анализа. Основные проблемы, которые рассматривались, касались организации внешней и внутренней торговли, регулирования валютных курсов и денежных потоков, «порчи денег», организации кредита.
Сфере производства меркантилистами также  уделялось внимание, но исключительно  в связи с тем, что эта сфера является базой для развития эффективной внешней торговли. Главной проблемой была переориентация экономики на нужды экспорта. Поднимались вопросы изменения отраслевой структуры, создания новых форм организации ремесел — мануфактур. Единственным не связанным с интересами торговли вопросом, интересовавшим меркантилистов, было обеспечение занятости населения.
     В целом для меркантилистов характерен макроэкономический подход к анализу  экономических явлений. Именно ими  было введено понятие «национальное  богатство». Оно заменило теологический термин «общее благо» (summum bonum), тем самым освободив экономическую теорию от богословских традиций, но при этом сохранило характерный для средневековой мысли акцент на всеобщем благе, а не на благе индивида. Индивидуализация понятия «богатство» произойдет позже, в период зарождения классической экономической теории.
Еще одной  особенностью метода является эмпирическая направленность исследований. С одной  стороны, она проявляется в отказе от анализа абстрактных понятий, таких, например, как «справедливая цена», с другой — в постановке и решении чисто практических вопросов, тесно связанных с актуальной экономической политикой. В этой связи меняется и характер выводов. Они теряют нормативный характер, свойственный религиозной мысли, и приобретают чисто прагматическую направленность, связанную с решением проблемы обогащения нации. 
 
 
 
 
 
 

          2. Представители позднего меркантилизма
                                 2.1. Томас Ман
     Томас Ман (иногда Мэн, Мен, англ. Thomas Mun; 1571, Лондон — 21 июля 1641) — английский экономист, меркантилист. Работал в Англии и Европе с 1620 до 1641 года.
     Главным видом капитала считал торговый капитал, богатство отождествлял с его  денежной формой, а источником обогащения признавал лишь торговлю, в которой вывоз товаров преобладает над ввозом, что приносит приращение капитала, богатство. «Надо продавать по возможности дёшево, лишь бы не терять сбыта…»
     Одним из главных трудов Томаса Манна был: "Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внешней торговли как регулятор нашего богатства". Это сочинение было издано лишь в 1664 г, почти через четверть века после его смерти. Долгие годы революции, гражданских войн и республики оно пролежало в ларце с бумагами и документами, унаследованными сыном Мана вместе с недвижимым и движимым имуществом отца. Реставрация Стюартов в 1660 г и оживление экономических дискуссий побудили 50-летнего богатого купца и землевладельца издать книгу и напомнить публике и властям уже изрядно забытое имя Томаса Мана.
     В этой книге, составленной из довольно разнородных глав, написанных, очевидно, в период 1625-1630 гг, сжато и точно  изложена самая суть меркантилизма  Ману чужды всякие красоты стиля  По его собственным словам, "за недостатком учености" он пишет "без  лишних слов и красноречия, но со всем бескорыстием правды в каждой мелочи" Вместо цитат из древних писателей он оперирует народными поговорками и расчетами дельца Один лишь раз он упоминает исторический персонаж - царя Филиппа Македонского, и то лишь потому, что последний рекомендовал пускать в ход деньги там, где сила не берет.
     Как подлинный меркантилист, Ман пускает  в оборот деньги, чтобы извлечь  их с приращением, так страна должна обогащаться путем торговли, обеспечивая  превышение вывоза товаров над ввозом. Развитие производства признается им лишь в качестве средства расширения торговли. Упорно боролся против жесткого регулирования вывоза драгоценных металлов. Он писал, что как крестьянину необходимо бросить зерно в землю, чтобы получить позже урожай, так купцу надо вывезти деньги и купить иностранные товары, чтобы затем продать больше своих товаров и дать нации выгоды в виде дополнительного количества денег.
     Экономические сочинения всегда более или менее  определенно преследуют практические цели: обосновать те или иные хозяйственные мероприятия, методы, политику. Но у меркантилистов эти практические задачи особенно преобладали Ман, как и другие авторы-меркантилисты, был далек от стремления создать какую-нибудь "систему" экономических воззрений Однако экономическое мышление имеет свою логику, и Ман по необходимости оперировал теоретическими понятиями, отражавшими реальность: товары, деньги, прибыль, капитал Так или иначе, он пытался найти причинную связь между ними
     Ман выдвинул идею, положенную в основу количественной теории денег. Увеличение денег в стране находится в зависимости от торговли. В связи с этим рассматривал деньги не только как сокровище, но и как средство обращения и капитал. Богатство рассматривается в его денежной форме как запасы драгоценного металла. Как отдельный торговый капиталист пускает в оборот деньги, чтобы извлечь их с приращением, так страна должна обогащаться путем торговли, обеспечивая превышение вывоза товара над ввозом «… продавать иностранцам ежегодно на большую сумму, чем мы у них покупаем…». Развитие производства рассматривается как средство расширения торговли. Ссудный процент рассматривается как зависимый от торговли, а ссудный капитал — от торгового. Ман категорически выступал против регулирования нормы ссудного процента законодательным путем.
                 2.2. Антуан де Монкретьен
     Антуан  де Монкретьен (фр. Antoine de Montchrestien, 1576—1621) — французский драматург и  экономист, впервые предложивший термин «политическая экономия».
     Сын аптекаря, Монкретьен рано осиротел, с  юных лет занимался литературным творчеством. Вёл бурный образ жизни; убив соперника на дуэли, был вынужден бежать в Англию и вернулся на родину лишь благодаря вмешательству короля Якова I, сына героини самого знаменитого из своих сочинений — Марии Стюарт. Основал скобяную мастерскую в Шатийон-на-Марне, специализировался в производстве ножевых изделий. Встал на сторону протестантов; погиб в бою; тело его было сожжено.
     Интерес к экономике возник во время пребывания в Англии, куда Монкретьен бежал  в 1605 году после убийства на дуэли.
     В 1615 году Монкретьен выпустил «Трактат о политической экономии» (Traite d’economie politique), посвятив его Марии Медичи. Монкретьен ни до этого, ни после экономических  работ не писал.
     В трактате содержится ряд рекомендаций начинающему предпринимателю. Хозяйство страны рассматривается как объект государственного управления. Источник богатства страны — внешняя торговля, особенно вывоз промышленных и ремесленных изделий. Иностранцы сравнивались с насосом, выкачивающим богатство из Франции. Предлагалось их изгнание, развитие отечественной промышленности, одобрялось вмешательство государства в экономическую жизнь, взимание налогов и присвоение даже торговой прибыли. Монкретьен ввел термин «политическая экономия» для обозначения экономической науки, так как вслед за Ксенофонтом и Аристотелем термин «экономика» употребляли в первую очередь в смысле домоводства, управления личным хозяйством. Нужно было выделить проблемы управления именно государственным хозяйством, науку, изучающую процессы, идущие в масштабах всего народного хозяйства. Вслед за Монкретьеном и вплоть до конца XIX века под политической экономией разумелась наука о государственном хозяйстве, об экономике отдельных государств. Однако, политическая экономия представляется Монкретьеном как совокупность правил хозяйственной деятельности.
     По  мнению Монкретьена, на новоприобретенных  территориях, если они оформлены  как достояние короны, можно обеспечивать законодательным путем торговую монополию купцов метрополии. Во всех случаях крайне важно, чтобы внешняя торговля велась своими собственными купцами, тогда вся прибыль становится источником налогов для отечественной казны.
     Место, которое занимает Монкретьен в истории  экономической науки, вероятно, является в большей степени результатом заглавия, чем содержания Traicte del'oeconomie. Никогда ранее слова "политический" и "экономия" не сочетались на титульном листе тома, претендующего на звание трактата, которое предполагает систематическое рассмотрение одной темы. Для одних это единственная заслуга Монкретьена, другие считают, что он был занят кропотливой работой отделения аналитической пшеницы от плевел фактических данных. Вклад Монкретьена в экономическую науку, даже если отчасти и испытывает недостаток в оригинальности, впервые вводит некоторые важные элементы того, что должно было послужить стандартом меркантилистского образа мышления. Монкретьен тем не менее был первым, кто добавил (к внешним войнам)поиск богатства как средство обеспечения стабильности социального порядка Франции, сформировавшегося вокруг короля.
     Traicte - это одна из тех первых работ, которая в явном виде ставит под вопрос старое аристотелевское утверждение о независимости политики от (и о ее преимуществе перед ними) других аспектов общественной жизни, включая экономическую деятельность. 
 

                             2.3. Джон Ло
     Джон  Ло де Лористон (англ. John Law de Lauriston; 21 апреля 1671, Эдинбург — 21 марта 1729, Венеция) —  шотландский финансист, основатель Banque generale и создатель так называемой системы Ло.
     Ло  утверждал, что ключ к экономическому процветанию - изобилие денег в стране. Не то чтобы он считал сами деньги богатством, он отлично понимал, что подлинное богатство - это товары, предприятия, торговля. Но изобилие денег, по его мнению, обеспечивает полное использование земли, рабочей силы, предпринимательских талантов.
     Ло  заметно отличается от старых меркантилистов: хотя он тоже ищет пружину экономического развития в сфере обращения, он отнюдь не прославляет металлические деньги, а, напротив, всячески развенчивает их. Деньги должны быть не металлические, а кредитные, создаваемые банком в соответствии с нуждами хозяйства, иначе говоря, бумажные: "Использование банков - лучший способ, какой до сих пор применялся для увеличения количества денег". Система Ло увенчивалась еще двумя принципами, значение которых трудно переоценить. Во-первых, для банков он предусматривал политику кредитной экспансии, т. е. предоставление ссуд, во много раз превышающих хранящийся в банке запас металлических денег. Во-вторых, он требовал, чтобы банк был государственным и проводил экономическую политику государства. Ло видел преимущества кредита, но не видел или не хотел видеть его опасности. Это было главной практической слабостью его системы и в конечном счете погубило ее. Теоретическим пороком взглядов Ло было то, что он наивно отождествлял кредит и деньги с капиталом. Он думал, что, расширяя ссуды и выпуск денег, банк будет создавать капитал и тем самым увеличивать богатство и занятость. Однако никакой кредит не может заменить действительные трудовые и материальные ресурсы, необходимые для расширения производства.
     Его час настал, когда в сентябре 1715 г, умер Людовик XIV. Ло уже несколько  лет исподволь внушал свою идею человеку, который имел шансы стать правителем страны при малолетнем наследнике престола,- герцогу Филиппу Орлеанскому, племяннику старого короля. Филипп уверовал в шотландца. Когда он, оттеснив других претендентов на регентство, захватил власть, то немедленно призвал к себе Ло. С этого момента, пользуясь поддержкой герцога Орлеанского, Джон Ло приступил к реализации своих финансовых и торговых проектов. В 1716 году был организован Banque generale, а в 1717 году создана международная компания. В 1718 году банк был преобразован в государственный (тогда же Ло стал министром финансов Франции). Банк выпускал бумажные деньги, не обеспеченные золотом и серебром (по мнению Ло, это могло способствовать деловой активности и обогащению нации). Спекулятивный ажиотаж на акциях компании, вызванный чрезмерной эмиссией банковских билетов, и неразумная дивидендная политика привели в конце 1720 года к ликвидации всех инициатив, предложенных Джоном Ло.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.