На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Принципы гражданского судопроизводства

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 06.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Понятие, значение и состав принципов гражданского процессуального  права (гражданского процесса)
В науке гражданского процесса пользуются понятиями, определениями, категориями, выработанными за длительный период времени в теории гражданского процессуального права. К числу таких правовых категорий относятся принципы гражданского процессуального права.
Понятие "принцип" имеет латинское происхождение и в переводе на русский язык означает "основа", "первоначало".
Исходя из этимологического значения этого слова, принципами гражданского процессуального права (процесса) называют фундаментальные его положения, основополагающие правовые идеи, закрепленные в нормах права наиболее общего характера. Они пронизывают все гражданские процессуальные институты и определяют такое построение гражданского процесса, который обеспечивает вынесение законных и обоснованных решений и их исполнение.
Принципы есть основание системы норм гражданского процессуального права, центральные  понятия, стержневые начала всей системы  процессуальных законов.
Правовой принцип  находит всегда конкретное закрепление  в нормах права, или он должен быть абстрагирован из норм действующего права. Правовая идея, концепция, не закрепленная в нормах права, остается существовать только в области правового учения, доктрины.
Анализ действующего законодательства, а именно: Конституции  РФ, законодательства о судебной системе  РФ, Гражданского процессуального кодекса  РСФСР позволяет выделить следующий  состав принципов гражданского процессуального  права: принцип назначаемости судей; принцип отправления правосудия только судом (п. 1 ст. 118 Конституции РФ); принцип независимости судей и подчинения их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (п. 1 ст. 120 Конституции РФ);
принцип законности; принцип  равенства граждан и организаций перед законом и судом; принцип состязательности; принцип диспозитивности; принцип равноправия сторон; принцип гласности разбирательства дел; принцип сочетания устности и письменности; принцип непосредственности; принцип сочетания единоличного и коллегиального состава суда при разрешении споров;
принцип государственного языка  судопроизводства; принцип  непосредственности, непрерывности.
Принципы любой  отрасли права, в том числе  гражданского процессуального, тесно  взаимосвязаны и образуют одну логико-правовую систему. Только взятые вместе в качестве системы они характеризуют гражданское процессуальное право как фундаментальную отрасль права и определяют публичный характер гражданского судопроизводства, построенного на началах прежде всего законности, состязательности и диспозитивности.
Нарушение одного принципа, например непосредственности исследования доказательств, приводит, как правило, к нарушению другого  принципа — законности или всей цепи принципов.
Под классификацией принципов понимается деление их состава на отдельные группы по какому-либо признаку, называемому основанием классификации принципов гражданского процесса.
В теории процессуальных отраслей права (гражданского, арбитражного) принципы принято классифицировать по такому основанию, как объект правового регулирования.
По этому признаку (основанию) весь состав принципов гражданского процессуального права делится  на две большие группы:
принципы  организационно-функциональные, т.е. определяющие устройство судов и процесс одновременно, и принципы функциональные, определяющие только процессуальную деятельность суда и других участников гражданского процесса.
Эти две группы принципов находятся во взаимной связи, причем нередко один и тот  же принцип выступает и как  организационно-функциональный, и как функциональный. Деление принципов на две группы до некоторой степени условно.
Организационно-функциональные принципы гражданского процесса
Принцип осуществления правосудия только судом. Данный принцип имеет конституционное  закрепление и провозглашается в ч. 1 ст. 118 Конституции Российской Федерации, в которой записано: "Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом".
Содержание этого  принципа легко раскрывается на примере  уголовного судопроизводства. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (п. 1 ст. 49 Конституции РФ). Сложнее данный принцип раскрывается в области гражданского процесса.
Принцип назначаемости судей  на должность
Изначальный организационный принцип гражданского процесса — принцип выборности судей  и народных заседателей. Данное положение  было закреплено в ст. 6 Закона "О  статусе судей в Российской Федерации".
В настоящее  время суды формируются иначе  и судьи не избираются, а назначаются  на должность.
Существуют два  пути назначения судей на должность: одни судьи назначаются Советом  Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, другие — Президентом Российской Федерации.
Независимо от того, в каком порядке происходит назначение на должность судьи, ни одно лицо не может быть представлено к  назначению без согласия соответствующей  квалификационной коллегии судей.
Советом Федерации  Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента РФ назначается на должность Председатель Верховного Суда Российской Федерации.
По представлению  Президента Российской Федерации, основанному  на представлении Председателя Верховного Суда РФ, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации назначает на должность также заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и других судей Верховного Суда РФ.
Председатели, заместители  председателей и судьи судов  субъектов Российской Федерации, судьи районных и приравненных к ним судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации с учетом мнения квалификационной коллегии судей и законодательных (представительных) органов соответствующих субъектов Российской Федерации.
Полномочия судей  не ограничены каким-либо сроком (ст. 11 Закона Российской Федерации "О статусе  судей в Российской Федерации" и ст. 14 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации"). Прекращение полномочий судьи допускается только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей.
Принцип сочетания единоличного и коллегиального состава суда при  рассмотрении гражданских  дел
Дела  в суде первой инстанции рассматриваются судьями либо единолично, либо коллегиально. При единоличном рассмотрении судья действует от имени суда.
В п. 4 ст. 123 Конституции  РФ говорится, что в случаях, предусмотренных  Федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием заседателей. Порядок отбора народных заседателей, материальное обеспечение их, гарантии независимости и неприкосновенности определены Федеральным законом "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" от 17 ноября 1999 г.
Принцип сочетания единоличного и коллективного рассмотрения гражданских дел впервые был закреплен Законом РФ от 29 мая 1992 г. “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РСФСР”. Этим Законом изменено название ст. 6 ГПК. Если ранее она называлась "Участие народных заседателей и коллегиальность в рассмотрении дел", то в данное время называется "Состав суда при рассмотрении гражданских дел и коллегиальность в осуществлении правосудия".
Единолично судьей по первой инстанции рассматриваются  дела в случаях, предусмотренных  законом. В соответствии с ч. 2 ст. 113, ч. 2 ст. 232, ч. 2 ст. 246 ГПК РСФСР 1964г. только единолично, например, рассматриваются:
• имущественные  споры между гражданами, между гражданами и организациями при цене иска до 30 минимальных размеров оплаты труда, существующей на момент подачи искового заявления;
• дела, возникающие  из семейных правоотношений, за исключением  дел о лишении родительских прав, об отмене усыновления, об установлении отцовства, а также дел о разводе, связанных со спорами о детях;
• дела, возникающие  из трудовых правоотношений, за исключением  дел о восстановлении на работе и  т. д.
Все остальные  гражданские дела могут рассматриваться  по первой инстанции и единолично, и коллегиально с участием заседателей в зависимости от согласия лиц, участвующих в деле.
Рассмотрение  дел в кассационном и надзором порядке осуществляется только коллегиальным  составом суда. 

Принцип независимости судей
Этот  принцип провозглашен в Конституции РФ и означает, что при осуществлении правосудия судьи независимы, подчиняются только Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 120 Конституции РФ, ч. 1 ст. 7 ГПК РСФСР). Независимость судей — важнейшее условие правосудия.
Судьи рассматривают  и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее  воздействие. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей  и народных заседателей, участвующих  в осуществлении правосудия, а  также в ином вмешательстве в  деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 7 ГПК РСФСР в редакции Закона от 7 июля 2000 г.).
Независимость судей обеспечивается целым рядом  конституционных гарантий (ст. 120—124 Конституции Российской Федерации, конкретизированных в нормах законодательства о судоустройстве Российской Федерации и в ГПК).
Вопросы, возникающие  при рассмотрении дел судом в  коллегиальном составе, разрешаются  судьями большинством голосов. Никто  из судей не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий в заседании голосует последним. Судья, несогласный с решением большинства, обязан подписать это решение и вправе изложить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщается к делу, но не объявляется. Лиц, участвующих в деле, с особым мнением не знакомят. Оно может учитываться судом при пересмотре решения в случае его обжалования.
Какое бы то ни было постороннее воздействие на судей, вмешательство в их деятельность любых государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц или граждан недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную административным и уголовным законодательством.
Суждения о  фактических обстоятельствах дела, достоверности доказательств, о правах и обязанностях сторон должны быть убеждениями самих судей, а не суждениями, навязанными им другими лицами извне.
Судья обязан применять  закон и не вправе подчинять свое решение усмотрению глав местной  администрации, органов власти, должностных  лиц.
Независимость судей обеспечивается политическими, экономическими, правовыми гарантиями (ст. 10—11 Закона "О статусе судей  в Российской Федерации").
К политическим гарантиям независимости судей  относятся те положения, закрепленные в различных законах, которые запрещают судьям быть представителями каких-либо государственных и иных организаций, состоять в политических партиях, движениях, представлять интересы должностных лиц, государственных образований, территорий, наций, народностей, социальных групп. Решения судей должны быть свободными от соображений практической целесообразности и политической склонности.
К экономическим  гарантиям независимости судей  относятся такие положения законодательства, которые представляют судьям за счет государства материальное и социальное обеспечение, соответствующее высокому статусу судей, бесплатное предоставление жилой площади и другие социальные льготы.
К юридическим  гарантиям независимости судей  относятся: установленный законом  порядок отправления правосудия, несменяемость судей, установленный порядок отбора судей на должность и наделения их полномочиями, право судьи на отставку, запрет вышестоящему суду давать в своих определениях при отмене решения нижестоящего суда указания о достоверности или недостоверности доказательств, о том, какую норму материального права следует применять при новом рассмотрении дела.
Судья, члены  его семьи и их имущество находятся  под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать  необходимые меры к обеспечению  безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества.
Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся  в производстве дел кому бы то ни было для ознакомления, иначе как  в случаях и в порядке, предусмотренных процессуальным законом.
Средства массовой информации не вправе предрешать в  своих сообщениях результаты рассмотрения и разрешения конкретного спора  до принятия судом решения.
Независимость судей гарантируется неприкосновенностью  личности судьи (ст. 16 Закона "О статусе судей в Российской Федерации" и ст. 16 Закона "О судебной системе Российской Федерации"). Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащее ему имущество и документы.
Судья не может  быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности. Судья не может быть привлечен  к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении  правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность; в преступном злоупотреблении. В законе регламентирован служебный порядок привлечения судей к уголовной ответственности (п. 3—7 ст. 16 Закона "О статусе судей в Российской Федерации"). Гарантии независимости судей относятся и к присяжным (народным) заседателям.
Принцип равенства граждан  и организаций  перед законом  и судом
Этот  принцип имеет свои начала в конституционном  и гражданском праве. Равенство  участников гражданского оборота перед законом и судом есть прежде всего элемент правового статуса граждан и организаций в обществе. Этот принцип по своей правовой природе происходит из провозглашаемых в гражданском праве основных начал гражданского законодательства, которое основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ст. 1 ГК РФ).
Равенство граждан  перед законом и судом не зависит  от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
Равенство в  процессуальных правах организаций  не зависит от места нахождения организации, юридического статуса, подчиненности, географических факторов и иных обстоятельств.
Принцип государственного языка
В силу ст. 71, 118 Конституции РФ суды общей  юрисдикции являются федеральными судами, поэтому судопроизводство в них  должно вестись на государственном  языке.
Судопроизводство  по гражданским делам ведется  на русском языке — государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство в судах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, может вестись, наряду с русским языком, на языке республики, автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности. В военных судах судопроизводство ведется на русском языке.
Участвующим в  деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, разъясняется и обеспечивается право  знакомиться со всеми материалами  дела, давать объяснения и показания, выступать в суде и заявлять ходатайства, приносить жалобы на родном языке, которым они владеют, а также безвозмездно пользоваться услугами переводчика.
Судебные документы  вручаются лицам, участвующим в  деле, в переводе на родной язык или  на язык, которым они владеют.
Нарушение установленных  законом процессуальных гарантий защиты прав лиц, не владеющих языком судопроизводства, — безусловное основание к  отмене судебного решения.
Принцип гласности
В гражданском  процессе рассмотрение и разрешение дел происходит в открытом заседании суда (ст. 123 Конституции РФ и ст. 9 Закона "О судебной системе Российской Федерации"). Открытое разбирательство оказывает положительное воздействие на судей, участвующих в деле их представителей с точки зрения публичного контроля за их деятельностью и влияет на соблюдение ими норм гражданского процессуального права. Этот принцип является одной из предпосылок вынесения обоснованных и законных судебных постановлений и последующей оценки со стороны общества работы судов и функционирования системы органов правосудия.
Принцип гласности  судебного разбирательства тесно  взаимосвязан с другими принципами, в частности с принципом устности.
Под принципом  гласности понимается свободный  доступ в зал судебных заседаний  всех желающих послушать процесс граждан, а также их право на письменные заметки о процессе и фиксацию всего происходящего в зале судебного заседания с занимаемого места.
В зависимости  от лиц, которые могут быть ознакомлены  с деятельностью суда, различают  гласность для сторон и других лиц, участвующих в деле, — гласность в узком смысле слова и гласность для народа, или публичность.
Публичность заключается  в праве присутствия в зале судебного заседания посторонних  лиц, т.е. публики, включая представителей средств массовой информации, которые могут помещать объективные отчеты о судебном разбирательстве, не предрешая выводов суда в решении.
Средства массовой информации не вправе оказывать какое-либо воздействие на судей, их независимость.
Из принципа гласности допускаются исключения. Существуют ограничения гласности гражданского процесса двух видов: 1) ограничения, предусмотренные законом и не допускающие усмотрения судей или других лиц, участвующих в деле, по вопросу проведения закрытого судебного заседания; 2) ограничения, предусмотренные в законе, допускающие возможность проведения закрытого судебного заседания по ходатайству лиц, участвующих в деле, представителей либо по инициативе суда.
Примером первого  вида исключения из принципа гласности  являются производства по делам об усыновлении ребенка. В соответствии со ст. 139 СК РФ и ч. 3 ст. 263 ГПК. в целях обеспечения охраняемой законом тайны усыновления дела об установлении усыновления ребенка подлежат рассмотрению и разрешению в закрытом судебном заседании, включая оглашение решения.
Можно привести достаточно много примеров второго  вида ограничений гласности, когда  исключения из принципа гласности допускаются, однако не имеют безусловного характера  и требуют в каждом конкретном деле обсуждения суда и мотивировки  проведения закрытого судебного заседания.
Например, каждый гражданин России имеет право  на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну  переписки, телефонных переговоров  и т. д. В целях охраны, тайны  переписки и телеграфных сообщений  личная переписка и личные телеграфные сообщения могут быть оглашены в открытом судебном заседании только с согласия лиц, между которыми происходил обмен информацией. В противном случае такая переписка и телеграфные сообщения оглашаются в закрытом судебном заседании.
Закон допускает исключение из принципа гласности в интересах сохранения различного рода тайны. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом о государственной тайне, а также при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой и иной тайны, и в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Подлежат рассмотрению в закрытом судебном заседании гражданские  дела, если открытое разбирательство  дела будет противоречить интересам охраны государственной тайны и может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ч. 1 ст. 2 Закона РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г.).
Исходя из того, что общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные договоры Российской 1 Федерации являются составной частью ее правовой системы, суд вправе рассмотреть дело в закрытом судебном заседании на основании п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которыми предусмотрено, что пресса и публика могут не допускаться на все судебное разбирательство или его часть по соображениям морали, общественного порядка, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних детей или для защиты частной жизни сторон или в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо в интересах правосудия.
О разбирательстве  дела в закрытом заседании суд  выносит мотивированное определение. Оно не подлежит обжалованию. После  оглашения определения все присутствующие в зале судебного заседания граждане, кроме лиц, участвующих в деле, обязаны покинуть его.
В интересах  соблюдения законности в случае проведения закрытого заседания суда установлено, что разбирательство дел в  закрытом заседании ведется с соблюдением общих правил судопроизводства.
Функциональные  принципы
Принцип законности
Законность  есть состояние жизни общества, в котором, во-первых, существует качественное, непротиворечивое законодательство и, во-вторых, принятые нормы права уважаются, а также исполняются органами власти, должностными лицами, организациями и гражданами.
В случае нарушения  закона государство должно обеспечивать надлежащую защиту нарушенных или оспоренных прав в установленном процессуальном порядке и реализацию (исполнение) принятых решений.
Гражданский процесс  — одна из форм защиты права. Законность в деятельности судов означает полное соответствие всех их постановлений и совершаемых процессуальных действий нормам как материального, так и процессуального права, т.е. закону. Принцип законности провозглашен в качестве основного принципа в Российской Федерации. Человек, его права и свободы, говорится в ст. 2 Конституции Российской Федерации, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
Принцип законности по своему содержанию включает в себя требование к судам правильно применять нормы материального (регулятивного) права и совершать процессуальные действия, во исполнение норм гражданского процессуального права. В соответствии со ст. 10 ГПК РСФСР в редакции Закона РФ от 7 июля 2000 г. суд обязан разрешать дела на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иных федеральных органов государственной власти, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, международных договоров Российской Федерации. Суд применяет обычаи делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.
Суд, установив  при рассмотрении гражданского дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, Конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу. Суд применяет нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.