На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Особенности проведения допроса несовершеннолетнего

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 06.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Министерство  образования и  науки РФ
Государственное образовательное  учреждение
высшего профессионального  образования
«Московская государственная  юридическая академия
имени О.Е. Кутафина» 
 

Кафедра уголовно-процессуального права 

Зелтынь-Абрамов  Артём Евгеньевич 

                      Особенности проведения допроса несовершеннолетнего 
 

Курсовая  работа
студента 13 группы, 3 курса
Института правоведения
Очной формы обучения 

Научный руководитель:
к.ю.н., доцент Нека Людмила Ивановна 

Дата  сдачи: __________________
Дата  рецензирования: _________
Дата  защиты: ________________
Оценка: _____________________ 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 
 
 
 
 

2011 
 
 
 
 
 
 

     ПЛАН 

     Введение
     Глава 1.     Понятие и сущность допроса
     Глава 2.     Возрастные особенности  несовершеннолетнего
     Глава 3.     Процессуальный порядок допроса несовершеннолетних
     Глава 4.     Специфика допроса  несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого):
     4.1. Особенности допроса несовершеннолетнего  обвиняемого (подозреваемого)
     4.2.  Проблемы участия специалиста-психолога  в допросе несовершеннолетних обвиняемых и подозреваемых
     Заключение
     Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Конституция Российской Федерации провозгласила: человек, его права и свободы  являются наивысшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека – обязанность государства (ст.2). Речь идет об охране прав и свобод всех граждан от преступных посягательств и других неправомерных действий, включая и охрану прав и законных интересов лиц, виновных в совершении преступлений, и лиц, отбывающих наказание, назначенное судом за их преступные действия. Указанные конституционные положения имеют важное значение во всех сферах государственной деятельности, однако, их роль особенно велика в сфере уголовного судопроизводства, где права и свободы граждан затрагиваются наиболее ощутимо.
     Согласно  ст.19 Конвенции о правах ребенка  Генеральной ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.1, посвященной защите чести и достоинства детей от всех форм физического и психического насилия, объектом особого внимания государства должны стать права и законные интересы несовершеннолетних, попавших в сферу уголовного судопроизводства. Особенно важно в этой связи, что наличествует опасная тенденция к увеличению числа несовершеннолетних, участвующих в уголовном процессе в качестве различных субъектов (потерпевших, свидетелей, лиц, совершивших общественно – опасные деяния). Отсутствие четкой регламентации их правового статуса, механизма реализации предоставленных им прав существенно ослабляет правовую защищенность этой категории граждан.
     Практика свидетельствует о серьезном обострении криминальной ситуации в молодежной среде, низкой эффективности прежних средств профилактики в изменившихся социальных и экономических условиях развития государства.
     Допрос  несовершеннолетних относится к  самому сложному следственному действию по делам рассматриваемой категории. Эта сложность обусловливается рядом моментов: теми, которые определяют сложность любого допроса (трудностью формирования контакта, необходимостью получения полных и правдивых показаний о событиях, давно прошедших, отсутствием доброй воли и т.д.); особенностями психологии несовершеннолетних, склонных к фантазированию, самовнушению; более частыми, чем при расследовании преступлений, совершенных взрослыми, случаями допроса малолетних потерпевших и свидетелей; необходимостью допрашивать несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого с участием адвоката, законных представителей и педагога, имеющих право задавать вопросы. Как показывает практика, указанные вопросы решаются неоднозначно.
     В данной курсовой работе я попытался выявить некоторые закономерности при проведении допроса несовершеннолетнего лица. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Понятие и сущность допроса 

     Допрос  – это сложное следственное действие, имеющее процессуальный, криминалистический, психологический, этический аспекты. Допрос является не только самым распространенным следственным действием по собиранию в установленном уголовно-процессуальном порядке доказательственной информации, выяснению всех обстоятельств, подлежащих доказыванию, но и является самым психологизированным следственным действием, связанным с личностными особенностями допрашиваемого и допрашивающего, с психическим взаимодействием между ними.
     В уголовно-процессуальном и криминалистическом аспекте допрос определяется как, «следственное действие, заключающееся в получении органом расследования в соответствии с правилами, установленными процессуальным законом, показаний допрашиваемого об известных ему фактах, входящих в предмет доказывания по делу» 2.
     Допрос  является сложной комплексной проблемой, стоящей на стыке криминалистики, судебной психиатрии, психологии.
     Сущность  допроса – в психологическом  воздействии допрашивающего на допрашиваемого с целью получения от последнего сведений о событиях преступления, лицах, его совершивших, характере и размере причиненного преступлением ущерба, причинах, вызвавших преступное деяние, а также условиях, способе его совершения3. При допросе могут быть получены сведения и о других обстоятельствах, подлежащих выяснению по уголовному делу.
     При производстве допроса необходимо соблюдать правила, разработанные представителями различных отраслей правовой науки, и в первую очередь норм уголовно – процессуального законодательства, устанавливающий порядок допроса на предварительном следствии, определяющий его предмет и содержание.
     Уголовно  процессуальное законодательство разделяет  допрашиваемых на 2 группы: 1) свидетели, потерпевшие, эксперты – которые  не только вправе, но и обязаны давать показания; 2) подозреваемые и обвиняемые, которые вправе, но не обязаны давать показания.
     С психологической точки зрения допрос – это управляемый допрашивающим  процесс общения, в ходе которого от допрашиваемого получается информация, необходимая для расследования. Процесс общения регламентирован  УПК, а его результаты удостоверяются особым документом – протоколом допроса.
     Цель  допроса – в получение от допрашиваемого правдивых, полных показаний о событии  преступления и лицах, его совершивших, о причинах и условиях, способствовавших совершению преступления и иных обстоятельствах, имеющих значение для дела. Чтобы решить какую тактику избрать, следователь, прежде всего, должен знать психологические особенности допрашиваемого. Эти особенности зависят от процессуального положения лица и личных качеств допрашиваемых, процессуального порядка проведения допроса.
     Порядок допроса несовершеннолетних регламентирован  ст.ст.191,425 УПК РФ. Несоблюдение процессуальных правил является существенным нарушением закона. Вместе с тем процессуальные правила носят общий характер и не устанавливают тех конкретных приемов и методов, которые следователь в каждом отдельном случае применяет к допрашиваемым лицам. Эту роль выполняют тактические приемы, разрабатываемые следственной практикой и криминалистической наукой. Последние постоянно меняются, варьируются в зависимости от индивидуальных психологических особенностей участников допроса, характера и объема собранных доказательств. Процессуальные правила производства допроса, таким образом, дополняются тактическими приемами, тем самым, помогая следователю целеустремленно и успешно проводить расследование по делу, использовать возможность каждого следственного действия по собиранию, проверке и оценке доказательств, добиваясь экономии времени и сил4. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Возрастные особенности  несовершеннолетних 

     Допрос  несовершеннолетних имеет свою специфику, которая обусловлена возрастными  особенностями, своеобразием психологии детей и подростков. Эти обстоятельства предопределили необходимость установления дополнительных процессуальных гарантий, обеспечивающих его объективность, а процесс его проведения требует, соответственно, особых тактических приемов, разрабатываемых криминалистикой.
     Такие науки как педагогика и психология различают шесть групп несовершеннолетних в зависимости от их возраста и  психического развития:
    младенческий возраст (от рождения до 1 года),
    ранее детство (от 1 года до 3 лет),
    дошкольный возраст (от 3 до 7 лет),
    младший школьный возраст (от 7 до 11 лет),
    подростки (от 11 до 14-15 лет),
    старший школьный возраст (от 14-15 до 17-18 лет),
     Рассмотрим  возрастную таблицу психологических  особенностей несовершеннолетних последних  четырех групп, т.е. тех несовершеннолетних, которых нередко приходится допрашивать  на предварительном следствии и  в процессе судебного разбирательства. Дело в том, что с учетом этих особенностей строится тактика допроса, формулируются допросы, избирается линия поведения следователя.
     Дошкольники от 3-7 лет начинают осмысливать окружающую их действительность, запоминать и  логически передавать увиденное. Особенностью их восприятия является то, что они плохо еще разбираются в причинных связях, воспринимают события не в целом, а лишь отдельные факты, второстепенные его стороны. Дети этого возраста, наблюдая за действиями взрослых, стараются им подражать, что особенно ярко проявляется в игре. К концу дошкольного возраста дети приобретают простейшие формы логического мышления. Если предмет допроса ребенку понятен, он может быть допрошен независимо от возраста. ‘’ Имеется такая возрастная черта, за пределами которой допрос ребенка является совершенно бесполезным, но эта черта не может быть дана в виде конкретного указания возраста... Возраст этот может меняться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и от тех фактов, о которых следует ребенка допрашивать’’5.
     Из изученных уголовных дел в пример хотелось бы привести дело № 03/420 по обвинению гр. Смирнова Ю.А. в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст.119, 116 УК РФ, где обвиняемый Смирнов Ю.А. угрожал своей сожительнице Фроловой Е.В. убийством и подвергал ее избиению в присутствии ее малолетних детей. Допрошенный по данному уголовному делу шестилетний Вадим дал подробные показания об увиденном. Воспроизвести картину преступления удалось за счет его точных, детализированных показаний. Малолетний свидетель отчетливо запомнил детали происходящего события, изложил по-своему действия участников события – Смирнова Ю.А. и Фроловой Е.В., их реплики, указав, что Смирнов Ю.А. приставлял к шее матери нож, обещая при этом ее убить. Данные показания были изложены следователю и легли в основу обвинения Смирнова Ю.А.
     У детей младшего школьного возраста от 7 до 11 лет уже вырабатываются навыки преднамеренного восприятия, логического рассуждения, повествования. ‘’... появляется самоконтроль запоминания  речи и деятельности; умение действовать в соответствии с поставленной задачей; формируется система взаимосвязанных понятий; накапливается практический опыт’’6. Дети этого возраста еще не всегда могут правильно отличить главное от второстепенного, поэтому отсутствие жизненного опыта заполняют воображением и фантазией, а результаты воображения выдают за подлинную действительность. Они склонны к преувеличению, не всегда способны описать увиденные им предметы, но хорошо их узнают. Поэтому в процессе допроса для оживления памяти целесообразно предъявлять ребенку эти предметы.
     Уголовное дело № 03/1231 по обвинению Фроловой А.П. в совершении преступлений, предусмотренных  ст.ст. 111ч.1, 213 ч.3 УК РФ: несовершеннолетняя Фролова А.П. причинила тяжкий вред здоровью своей матери Кисленко В.И., при допросе ее несовершеннолетней сестры Марии следователь не мог установить, каким ножом Фролова А.П. нанесла ранение своей матери, т.е. девочка не могла описать орудие преступления и некоторые детали самого преступления. При предъявлении Марии нескольких типов и разновидностей ножей, она восстановила в своей памяти события того дня и детали преступления, после чего подробно описала нож, которым был нанесен удар матери. После чего орудие преступления было обнаружено и изъято.
     Психология  подростков среднего школьного возраста от 11 до 14-15 лет характеризуется более широкими познавательными процессами, усилением самосознания, проявлением чувства долга и ответственности, потребности к общению. Подростки стараются проявить самостоятельность в работе, подражать взрослым, но в силу возрастных особенностей психики не всегда правильно воспринимают поступки людей. Поэтому иногда встречаются случаи, когда подростки одобряют отрицательные действия морально неустойчивых людей. В этом возрасте у подростков сильно развиты такие чувства, как самоуверенность, большая чувствительность к замечаниям со стороны окружающих, иногда резкость и грубость, недостаточна критическая оценка своих поступков, недостаточная твердость воли. Активизация памяти взрослыми способствует как известно, логическому восстановлению событий, на что несовершеннолетние в возрасте до 14 лет почти не способны.
     Подростки старшего школьного возраста от 14-15лет  до 17-18 лет находятся в процессе интенсивного развития личности. В  зависимости от индивидуальных особенностей, условий жизни и воспитания этот процесс у разных лиц протекает неодинаково, но он всегда представляет собой переход от детства к взрослости. ’’Подросток уже неудовлетворен пассивной ролью опекаемого ребенка, но еще не созрел для ответственных ролей взрослого. Поэтому его тяга к самоутверждению часто принимает стихийные формы’’7. Возраст от 14-18 лет характеризуется глубокой физиологической и психологической перестройкой организма в целом, ростом физических и интеллектуальных сил и возможностей. Это так называемый переходный период – период становления личности, утверждения ее в обществе. Психика таких несовершеннолетних характеризуется стремлением к самостоятельности и независимости, преувеличенным мнением о своих возможностях, их поведению свойственны повышенная активность и подвижность, большая возбудимость и резкая смена настроений. Характер и мировоззрение еще не сформировались полностью. Порой подростки этого возраста не в состоянии отличить плохое от хорошего, смелость от лихачества, свободу от своеволия, чувство собственного достоинства от себялюбия, реальную мечту от фантазии; бывают готовы ради ложного геройства и неправильно понятого товарищества совершить преступление, взять на себя чужую вину.
     Так, в пример приведу уголовное дело № 03/895 по обвинению Мартыненко И.К. в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст.158ч.2, 161 ч.2 УК РФ. В процессе расследования по данному уголовному делу было установлено, что несовершеннолетний обвиняемый Мартыненко И.К. совершил кражу по сговору с неустановленным следствием лицом (имелись показания свидетелей преступления). Однако, несовершеннолетний обвиняемый Мартыненко И.К. категорически отрицал причастность к совершению данного преступления других лиц, взяв на себя всю вину. Аналогичная ситуация просматривается в уголовном деле № 03/1121 по обвинению Фролова Е.А. в совершении преступления, предусмотренного ст.158ч.2 УК РФ.

     К полному совершеннолетию, т.е. к 18 годам, формируется та зрелость, которая  свойственна каждому человеку, и  которая определяет его лицо в обществе. С учетом всего изложенного существует объективная основа для предъявления к поведению лиц в возрасте от 14-18 лет достаточно высоких требований. Включая обязанность нести уголовную ответственность за совершенные преступления. Но в тоже время нельзя забывать, что по уровню интеллектуального и волевого развития эти лиц, по общему правилу, еще уступают взрослым, что сказывается на мотивации и характере многих поступков.

     На  мотивацию поведения подростков (в том числе и на их позицию  в ходе судопроизводства) существенное влияние может оказать эмоциональная возбудимость, сопряженная с колебаниями настроения, раздражительностью. Возрастной ответственностью личности несовершеннолетних, значимой для уголовного судопроизводства, является также недостаток жизненного опыта. Еще одна особенность подростков состоит в особом значении для их мнения лиц из ближайшего окружения. Весьма существенное значение для уголовного права, судопроизводства, тактики следствия и судебного разбирательства по делам несовершеннолетних имеет свойственное подросткам подражание, копирование действий и поведения других лиц, особенно старших, повышенная внушаемость и податливость убеждениям, уговорам, обещаниям, угрозам.
     В подтверждение вышесказанному, можно  привести уголовное дело № 03/2446 по обвинению несовершеннолетнего Борисова А.В. и взрослого, неоднократно судимого Дерешева К.Д. за совершение ряда преступлений, предусмотренных ст.ст.158ч.2 УК РФ. Взрослый Дерешева К.Д. уговорами и обещаниями оказывал влияние на подростка Борисова А.В., побуждая его к совместному совершению преступлений. При проведении следственных действий несовершеннолетний Борисов А.В. подражал поведению Дерешева К.Д., использовал обороты речи, присущие взрослому Дерешеву К.Д., т.е. ‘’говорил его словами’’, копировал жесты взрослого подельника, создавая, таким образом, мнение о себе перед взрослым ‘’товарищем’’.
     Принимая  во внимание все эти моменты, уголовный  закон:
    устанавливает возрастные ‘’пороги’’ уголовной ответственности,
    устанавливает более узкие границы уголовной ответственности несовершеннолетних, нежели взрослых лиц, за совершение некоторых деяний,
    устанавливает дополнительные формы замены уголовного наказания иными мерами,
    ограничивает максимальное наказание, которое может быть назначено несовершеннолетнему, 10 годами лишения свободы,
    запрещает применение к несовершеннолетним некоторых видов уголовного наказания,
    придает особое значение некоторым смягчающим обстоятельствам, расширяет круг смягчающих и ‘’нейтрализует’’ некоторые отягчающие обстоятельства,
    устанавливает специализацию режима исполнения наказания,
     8) предусматривает особенности оснований  и порядок условно-досрочного  прекращения исполнения наказания.
     Знание  возрастных особенностей и их влияние  на психику несовершеннолетних необходимо следователю, прокурору, судье, адвокату, оперативному работнику для того, чтобы правильно применять специальные нормы закона, относящиеся к производству по этим делам, обеспечить выявление всех существенных обстоятельств дела, тактически правильно осуществить следственные и судебные действия, в которых участвуют несовершеннолетние. 
 
 
 

     Глава 3. Процессуальный порядок  допроса несовершеннолетних 

     Процессуальный  порядок допроса несовершеннолетних в основном не отличается от порядка допроса взрослых за исключением того, что свидетели (потерпевшие), не достигшие 16-летнего возраста, не предупреждаются об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.
     Перед началом допроса следователь  разъясняет допрашиваемому необходимость правдиво рассказать все известное ему по делу (ч. 3 ст. 158 УПК).
     В допросе несовершеннолетнего участвует  педагог, законный представитель и  защитник, которым следователь обязан разъяснить их права (задавать вопросы  с разрешения следователя; ознакомиться с протоколом допроса и ходатайствовать о внесении в него дополнений и поправок) и обязанность подтвердить по окончании допроса своей подписью правильность записи показаний.
     Личность  допрашиваемого удостоверяется путем  предъявления документов либо лично допрашиваемым, либо это делают участвующие в допросе законные представители, которые сообщают следователю необходимые анкетные данные и дают пояснения о взаимоотношениях несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) с обвиняемым (подозреваемым).
     На  подготовительной стадии допроса следователь  должен установить психологический  контакт с допрашиваемым.
     Некоторые особенности имеют последующие  стадии допроса: свободного рассказа и  ответов на вопросы.
     Желательно, чтобы несовершеннолетний давал  показания в форме свободного рассказа. Однако следует иметь в виду, что свободный рассказ несовершеннолетних обычно отрывочен, сбивчив и непоследователен. От следователя требуется умение применять тактические приемы, направленные на то, чтобы помочь допрашиваемому не терять нить изложения. Для этого следователь с максимальной осторожностью, не допуская постановки наводящих вопросов, должен направлять рассказ несовершеннолетнего в нужное русло.
     Задавая вопросы, необходимо убедиться в  том, что допрашиваемый правильно уяснил их содержание и в случае необходимости изменить формулировку вопроса, упростить вопрос или разделить его на несколько более конкретных и простых вопросов.
     Особое  значение для получения показаний  от несовершеннолетнего имеет стадия ответов на вопросы, в которой следователь путем постановки уточняющих, дополняющих и напоминающих вопросов получает интересующую его информацию. Содержание и направленность вопросов в этой стадии зависят от характера полученных показаний и процессуального положения допрашиваемого.
     Несовершеннолетнему, который дал правильные, хотя и  неполные, неточные показания, следователь  задает уточняющие, дополняющие и  напоминающие вопросы. При этом они  должны быть несложными, четкими, понятными, конкретными, недвусмысленными и не содержать терминов, недоступных пониманию допрашиваемого.
     В ряде случаев на показания несовершеннолетнего может оказать влияние интонация, с которой задан вопрос. Если, задавая вопрос, следователь интонацией демонстрирует свою уверенность, твердое убеждение, достоверное знание определенных фактов, то тем самым он оказывает внушающее психическое воздействие, которое может привести к даче недостоверных, не соответствующих действительности показаний.
     При постановке детализирующих вопросов следует  помнить, что несовершеннолетние запоминают события (факты, явления) выборочно и поэтому полностью устранить пробелы в их показаниях иногда не представляется возможным. Слишком настойчивые попытки добиться желаемого результата, основанные на постановке напоминающих вопросов, могут привести к тому, что недостающие детали в показаниях окажутся вымышленными.
     Поскольку для несовершеннолетних бывает легче  узнать тот или иной объект (предмет, место и т.п.) и вспомнить связанные  с ним события, постольку эффективным  способом получения более полных и точных показаний является допрос несовершеннолетнего в том месте, где он воспринимал событие (факт, явление), по поводу которого ему необходимо дать показания.
     В ходе допроса несовершеннолетнего  свидетеля (потерпевшего) следует обращать внимание на соответствие изложения  показаний уровню психического развития допрашиваемого. Гладкость, заученность показаний, употребление формулировок и оборотов, не свойственных возрасту подростка, противоречия между показаниями, которые были даны в ходе свободного рассказа и в стадии ответов на вопросы, и некоторые другие признаки, могут свидетельствовать о том, что несовершеннолетний дает показания под чьим-то влиянием. Поэтому следователь должен выяснить, кто расспрашивал подростка или с кем он общался и обсуждал обстоятельства, по поводу которых давал показания, обсуждались ли эти обстоятельства в его присутствии другими лицами, не подсказывал ли ему кто-либо ответы, которые он должен давать на допросе и т.п.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.