На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Человек в новой экономике

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 06.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 

 

Введение

 
 
     Мы  живем в быстроменяющемся мире, причем меняющемся кардинальным образом. Сегодня  можно достаточно обоснованно говорить о том, что наступает качественно  новый этап развития цивилизации, существо которого состоит в освоении и  широкомасштабном использовании информации и ее высшей формы – научных знаний – практически во всех сферах социальной активности общества.
     Свидетельством  этому является бурно развивающийся  в последние десятилетия процесс  информатизации общества, который охватывает сегодня многие страны мира и все более отчетливо принимает характер глобальной информационной революции. И как следствие происходит процесс перехода от «материального» к информационному обществу - обществу, основанному на производстве, распространении и потреблении информации. Это - новая качественная ступень развития человечества. Информационная революция равна по своему значению переходу от эпохи собирания плодов земли и охоты к эпохе производства материальных жизненных благ. На наших глазах материальная составляющая в структуре жизненных благ уступает первенство информационной. Причем речь идет не только и не столько о технологической информации, необходимой для современного материального производства, но наряду с технологической и экономической информацией выделяется а духовно-творческая информация.
     Цель  работы – определить роль человека в новой экономике.
     Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
    Осветить понятие новой информационной экономики;
    Обосновать модель человека в современной экономике;
    Показать воздействие экономики на человека.
 

Глава 1. Понятие  новой экономики

1.1. Информационная экономика

 
 
     Дать  однозначное определение понятия  “информация” представляется достаточно сложным, поскольку в зависимости  от конкретной практической сферы использования данная категория приобретает некоторые особенности, свойственные именно этой области применения и во многом специфичные. Тем не менее можно выделить ряд общих признаков, позволяющих определить понятие “информация”, охарактеризовав его наиболее важные стороны, проявляющиеся при любом практическом использовании.
     Как известно, термин «информация» происходит от латинского слова «informatio» , изначально изложение или разъяснение. В качестве примера существует следующее определение. Информация – это совокупность сигналов, воспринимаемых нашим сознанием, которые отражают те или иные свойства объектов и явлений в окружающей нас действительности. Природа данных сигналов подразумевает наличие принципиальных возможностей по их сохранению, передаче, трансформации.
     В работах Е. С. Шершнева глубоко и  основательно анализируется опыт функционирования информационной подсистемы экономики  США, что служит весьма полезным сопоставительным материалом, позволяет моделировать с поправкой на российские социально-экономические условия и прогнозировать степень эффективности тех или иных шагов по совершенствованию отношений информационной собственности и др. Концепция «постэкономического общества» В. Л. Иноземцева представляет новый взгляд на такие понятия как «интеллектуальный капитал», «информационный ресурс»,
     Вместе  с тем, теоретическая разработка вопросов, связанных с выявлением сущности и форм проявления информационного  ресурса, его роли и способов использования  в экономической системе, далеко не завершена. Остаются и достаточно спорные вопросы. Неоднозначны взгляды ученых на теорию факторов производства в свете современного этапа развития социально-экономических отношений. Меняющиеся условия требуют развития и обновления подходов к данному узкому, но вместе с тем важному кругу научных проблем, что предопределило выбор темы настоящего диссертационного исследования, его цели и задач.
     Характерной чертой последних десятилетий XX и  начала XXI веков явилось беспрецедентное  по темпам, прежде всего в странах-лидерах мирового хозяйства, развитие современных информационных технологий, включающих новые средства связи и обработки информации и коммуникации. На фоне этого в экономических исследованиях все чаще стали применяться такие, прежде не ассоциировавшиеся с экономикой понятия, как информация, информационный ресурс, информационная сфера, информационное общество.
     Информация  в экономике проявляется во множестве  аспектов, — вот только некоторые  из таких способов проявления:
    производство информации как таковой — это производственная отрасль, т.е. вид экономической деятельности;
    информация является фактором производства, один из фундаментальных ресурсов любой экономической системы;
    информация является объектом купли-продажи, т.е. выступает в качестве товара;
    некоторая часть информации является общественным благом, потребляемым всеми членами общества;
    информация — это элемент рыночного механизма, который наряду с ценой и полезностью влияет на определение оптимального и равновеснго состояний экономической системы;
    информация в современных условиях становится одним из наиболее важных факторов в конкурентной борьбе;
    информация становится резервом деловых и правительственных кругов, используемым при принятии решений и формировании общественного мнения.
     Таким образом, по мере своего создания экономика информационного общества начинает использовать не два, а четыре основных ресурса: труд, капитал, индивидуальную, групповую и региональную свободу, а также релевантную информацию (постоянно обновляемые теоретические знания и различного рода сведения, в том числе практические навыки людей). Первые два из них служат факторами производства, последние два — необходимыми условиями их эффективного использования. Тем самым экономика индустриального общества переходит в свою очередную постиндустриальную фазу - информационная экономика.
     Информационная  экономика, получая научную информацию из многих источников, использует ее для  оказания влияния на сопредельные области  и отрасли экономического знания. Данные связи показаны на Рисунке 1. 

     
     Рис. 1. Связи информационной экономики  с сопредельными областями и  отраслями научных знаний. 

     Таким образом, информационная экономика  в качестве области знания может быть охарактеризована как метаэкономика по отношению к отраслевым экономикам (изучающим экономические аспекты материальной базы информационных технологий, их эффективного применения, создания научных знаний и средств их передачи). Эта область знания специфически проявляет себя в исследовании информации как ресурса, в обобщенном рассмотрении информационных отношений, объединяя отдельные их аспекты в единый объект, функционирующий в системе рынка и государственного регулирования. Ее главная для нас роль – в изучении: закономерных тенденций развития информационно-электронной сферы, ее функций в деле становления и развития в России информационного технологического уклада; условий и факторов эффективного выполнения этих функций.
     Продуктом информационной экономики могут быть теоретические, методологические и практические выводы и предложения по повышению эффективности функционирования информационно-электронной сферы.
     В классической экономической науке  капитал понимался в вещественной форме: как совокупность вещей (земля, здания, машины, сырье), способных, посредством приложения труда, увеличивать богатство (создавать доход). Такое определение капитала является правильным для экономики, в которой уровень развития производства, измеряемый потенциальным выпуском, относительно незначителен и основные события в которой происходят в производственной сфере. Затем, когда деньги стали играть большую роль в экономике, капитал стали понимать в денежной форме: как совокупность денег, за какие можно приобрести орудия труда и нанять услуги труда.
     Постепенно, по мере увеличения объема использования  новых знаний, уменьшается удельный вес собственности на физические объекты и увеличивается удельный вес интеллектуальной собственности. Возникает проблема прав интеллектуальной собственности. Иногда полагают, что защита интеллектуальной собственности безнадежна в мире, где господствуют ИКТ. Уже сегодня, например, незаконное копирование программных продуктов является легким делом, а завтра оно станет еще легче.
     Действительно, абсолютная защита невозможна. Однако она и не нужна. Должен быть найден оптимум, который, с одной стороны, обеспечивает получение временной сверхприбыли, гарантируя индивидуальную (авторскую) выгодность полезной инновации, а с другой стороны, обеспечивает как можно более широкое ее распространение в целях увеличения совокупного технологического, экономического, социального, политического или культурного потенциала.
     Наконец, когда денежная экономика становится инновационной, капитал начинает функционировать в денежно-информационной форме, которая лишь временно принимает вещественную форму и затем вновь обращается в информационно-денежную. Используемая в этих случаях информация представляет собой знания и понимается трояким образом: как профессиональные знания предпринимателя и работника, как технологические знания специалиста и как предположения всех заинтересованных субъектов относительно будущего положения дел.
     Услуги  труда в такой экономике опираются  не просто на профессиональные навыки, но на индивидуализированные знания и способности. Рынок труда предлагает уже не безличную "производственную услугу", а личность, обладающую в требуемом профессиональном диапазоне относительно редкими, а иногда даже уникальными качествами.
     Квалификация, профессионализм, знания и способность к творчеству становятся основной характеристикой персонифицированных услуг труда, перестающих быть безликой "рабочей силой". Наемный труд, осуществляемый в "необходимое" (т.е. несвободное) рабочее время, постепенно заменяется свободным трудом, осуществляемым в свободное рабочее время. Это часть свободного времени работника, которое используется им не для отдыха и развлечений, а для (само)образования и переподготовки, для улучшения своих позиций на рынке труда и увеличения возможных доходов.
     В результате указанных трансформаций  капитала и услуг труда можно  говорить о едином "человеческом капитале" с высокой долей профессиональной интеллектуальной собственности. В  той степени, в какой "человеческий капитал" зависит от достигнутого уровня образования и науки, последние становятся "специфическими факторами производства". Текущий уровень образования и науки, характеризующий данное общество, превращается в фактор долговременной конкурентоспособности его экономики.
     Таким образом, информационная экономика, решая свою главную задачу – выработки рекомендаций по эффективному применению принципов информационной технологии в конкретных областях жизнедеятельности общества, неразрывно связана с практикой стратегического планирования структурной перестройки производства. Практическое применение знаний информационной экономики, таким образом, всесторонне связано с перспективами развития современного технологического потенциала общества, с авангардными отраслями, обеспечивающими экономический рост и благосостояние населения индустриально развитой страны.
     На  рубеже второго и третьего тысячелетий  с особой наглядностью проявился  факт зависимости экономического прогресса  от эффективности функционирования информационной подсистемы общества. Информация, интегрируя свойства предметов и средств труда, становится одновременно основным ресурсом и важным результатом производственного процесса. Переход к информационной экономике меняет характер функционирования традиционных отраслей хозяйства, их технологические параметры становятся производными относительно экономико-информационных процессов. Информационный ресурс превращается в доминантный фактор развития не только производственной сферы, но и экономической системы в целом, а информационная насыщенность выступает объективным критерием достигнутой зрелости традиционных факторов производства.
     В связи с этим в современных  экономических исследованиях все  чаще применяются такие прежде не ассоциировавшиеся с экономикой понятия, как информация, информационная сфера, информационное общество.
     Недооценка, а тем более отрицание информационного  ресурса как экономической категории  приводит к недопониманию сущности экономических процессов, определяющих современный тип утверждающегося  технологического способа производства.
     Информация  в той или иной мере всегда использовалась людьми в хозяйственной деятельности, в частности, в виде сведений о предметах труда и средствах труда, способах их взаимодействия, она являлась важной составной частью рабочей силы в виде навыков, умений, знаний и т.д. К началу двадцатого века развитие отраслей промышленности, производящих средства переработки, хранения и передачи информации значительно расширило масштабы и повысило эффективность использования различных видов информации как ресурса в производственном процессе. Однако до последнего времени оценить значение и определить степень участия информационного ресурса в этом процессе было весьма сложно. Только в условиях современного этапа развития НТП, когда информационный ресурс стал занимать исключительное место в организации и функционировании национальных хозяйств, становится очевидной необходимость и возможность всестороннего научного исследования его экономической роли.
     Наличие ряда специфических черт информационного  ресурса обусловливает его особую роль в числе традиционных экономических факторов - труда, земли, капитала и предпринимательской способности. Будучи самостоятельным ресурсом, информационный ресурс одновременно является интегративным фактором хозяйствования, элементы которого содержатся в каждом из факторов производства, служат критерием их зрелости, условием эффективного функционирования и взаимодействия.
     Использование ресурсов для удовлетворения потребностей подчинено экономическим целям, которые преследуют в своей экономической  деятельности индивиды, предприятия и общество в целом. Современная экономическая теория исходит из рационального поведения хозяйствующих субъектов при выборе целей их экономической деятельности. В реальной действительности это означает стремление к максимизации результатов при данных затратах.
     Максимизация  экономических результатов достижима  лишь при эффективном использовании  всех ресурсов. Этот рост должен достигаться  не за счет деградации окружающей среды, а за счет повышения эффективности  использования старых ресурсов и вовлечения в производственный процесс новых.
     Данные  цели по-разному реализуются в  различных экономических системах.
     Экономическая система - это исторически возникшая или законодательно установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.
     Экономическая система и ее информационные коммуникации могут рассматриваться и анализироваться на разных уровнях: на уровне фирмы (предприятия), макроэкономики или мировой экономики. Для каждого уровня могут быть определены свои характерные черты, обусловленные спецификой функционирования субъекта хозяйствования, производственной системой или подсистемой. Но могут быть и общие черты, характеризующие как экономическую систему в целом, так и ее отдельные звенья. Так, чертой экономики может служить ее открытость или закрытость  от внешнего воздействия. Если национальная экономика и ее звенья активно включаются в систему международных экономических связей, такая экономическая система считается открытой. Открытой является фирма, участвующая в кооперации труда, осуществляющая научно-техническое, торговое или иное сотрудничество с другими фирмами, корпорациями и т.д. Если система замкнута на внутренних ресурсах производства и ограничивается внутренним потреблением, она является закрытой системой. Замкнутыми бывают отдельные производства, что особенно характерно для предприятий военно-промышленного комплекса, сферы освоения космического пространства. Отчасти закрытыми являются предприятия, когда это касается использования технических и научных новшеств. Выделение типологии экономических систем является существенным фактором определения  информационных коммуникаций.
     Важным  свойством экономической системы  является наличие структуры. Экономическая  система общества состоит из малых  экономических систем - домохозяйств и предприятий. Домохозяйство - это  малая система, которая представляет владельцев ресурсов и потребителей в рамках семьи. Основная функция домохозяйства - потребление конечных продуктов и услуг, производимых предприятиями. Предприятие - малая система, в рамках которой создаются экономические блага и услуги с помощью совокупности необходимых ресурсов. Группы взаимосвязанных предприятий объединены в отрасли. Отрасль - это более крупная система, объединяющая все предприятия, выпускающие определенные продукты. Отрасли объединяются в более крупные системы - межотраслевые.
     Кроме того, экономическая система общества может включать и другие элементы: социально-экономические системы (экономико-политические, экономико-демографические, природо-экономические системы); технико-экономические системы (отраслевые, межотраслевые, региональные системы). Все системы обслуживают друг друга, объединены единой структуры общественной организации и управления, связаны между собой посредством продуктообмена, находятся в постоянном информационном взаимодействии.
     С точки зрения формационного подхода  структура экономической системы выступает как внутренняя организация общественного производства. Поэтому она на разном уровне всегда проявляется через людей, их производственную деятельность. Следовательно, структуру экономической системы образуют отношения взаимодействия людей в процессе производства материальных и духовных благ и услуг, т.е. совокупность производственных отношений [12, стр. 53].
     В современном мире существуют три  основные разновидности экономических систем: рыночная, командная и смешанная.
     Под рыночной экономикой понимается такая система хозяйствования, при которой движение ресурсов, технология производства, распределение, обмен и потребление созданных благ осуществляются при помощи рыночного механизма. Данная система предполагает динамичные разносторонние информационные взаимоотношения.
     При командной экономике хозяйственные процессы планируются и регулируются государственными координирующими органами. Общегосударственное планирование распределения ресурсов, четкая координация выполнения планов возможны благодаря господству общественной собственности на средства производства и создаваемые блага и услуги. Планы доводятся как до национальной экономики в целом, так и до региональных структур и отдельно взятых предприятий. Процесс составления планов как аспект информационных ресурсов включает два встречных движения: снизу вверх и сверху вниз. Движение процесса составления и корректировки плановых заданий снизу вверх обеспечивает демократический принцип планирования, а сверху вниз - централизм в планировании.
     В экономике могут сочетаться различные элементы систем, тогда можно говорить о смешанной экономике. Смешанной экономикой является национальное хозяйство современных цивилизованных стран, ибо оно неоднородно по своей социально-экономической структуре. Неоднородность государственного, негосударственного и домашнего хозяйства позволяет говорить о современной смешанной экономике как о многосекторной. Многосекторность и многопрофильность - это не только наличие многих равноправных секторов и типов хозяйства, но и их взаимодействие между собой, посредством многих информационных потоков, как вертикальных, так и горизонтальных коммуникаций. Это взаимодействие в экономике реализуется государством, частными корпорациями и рынком.
     Для эффективного управления всеми видами ресурсов в рамках экономических систем необходимы адекватные информационные взаимоотношения, характерные для данного типа системы.

1.2. Постиндустриальная экономика

 
 
     Уровень развития экономики характеризуется  степенью ее зависимости от природной  среды. Исторически первым сложился так называемый первичный сектор экономики, включающий сельское хозяйство и добычу полезных ископаемых для собственных нужд. На этом секторе базировалась экономика всех человеческих обществ вплоть до XVII века. Возникновение вторичного сектора - перерабатывающей промышленности - ознаменовало становление нового типа экономики, индустриальной.
     Осознание этого далось человечеству с большим  трудом. Еще в середине XVIII века наиболее влиятельная экономическая школа - физиократы - утверждала, что добавленная стоимость создается лишь в первичном секторе, а вторичный сектор осуществляет лишь перераспределение богатств и по сути паразитирует на первичном. В XX веке наука стала непосредственной производительной силой. Над производством товаров надстроился третичный сектор - производство услуг, технологий, программного обеспечения и прочих нематериальных богатств, оптимизация финансовых потоков, логистика. Некоторое время его не признавали в качестве производителя добавленной стоимости, повторяя ошибку физиократов двухвековой давности. Последнее десятилетие XX века вывело на первые роли четвертичный сектор - производство фундаментальных результатов и формирование уровня квалификации работников. В первой трети XXI века на первый план выйдет пятеричный сектор, связанный с формированием мотиваций. Такова в первом приближении схема развития экономики. Во втором приближении она оказывается недостаточной. Дело в том, что сферы человеческой деятельности, относимые ко вторичному-пятеричному секторам, имели место с самого первого момента зарождения человеческой цивилизации.
     Если  мы рассмотрим современную экономику  в глобальном плане, то обнаружим  вполне отчетливую закономерность. Бизнес, связанный с первичным сектором производства, повсеместно убыточен. В развитых странах мы видим гигантские объемы дотаций сельскому хозяйству и добывающей промышленности при том, что здесь достигнута наибольшая производительность соприродного хозяйствования.
     Для первичного сектора экономики важнейшей  составляющей производства являются природные объекты - сельскохозяйственные земли, леса, залежи полезных ископаемых. Несравненно меньшую ценность имеют средства производства и труд, не требующий высокой квалификации. Таким образом, основой организации производства в первичном секторе является собственность на природные объекты. Именно она лежит в основе аграрного (феодального и азиатско-общинного) уклада, в основе власти в обществе, основанном на первичном секторе экономики. Инвестиционный процесс в этой экономике, вообще говоря, оказывается незаметным процессом.
     В странах постиндустриального ядра даже на этапе его становления  в 70-е и 80-е годы затраты на получение  образования, необходимого для работы в высокотехнологичном производстве, составляющие не менее $100000, уже превзошли  среднюю стоимость производственных мощностей, на которых будущему специалисту предстоит трудиться (Для США $80000, для Европы и Японии $65000). В 2000 году для наиболее перспективных и быстрорастущих отраслей материальные основные фонды на одного работника составляли $20000-$60000, а инвестиции в его образование до начала работы достигали в сумме $200000-$400000, то есть могли превосходить материальные инвестиции в 20 раз.
     Становление постиндустриального общества характеризуется  вовсе не разительными количественными изменениями в структуре производства и инвестиций, а возникновением принципиально новой социальной структуры. Правящий класс капиталистического общества, власть которого основывалась на собственности на материальные активы, уступает свое место новому правящему классу. Этот процесс был смутно осознан еще в 60-е годы и обсуждался в западной социологии в форме идеи класса управляющих, а в марксистской - в форме критики буржуазных учений о перерождении капитализма [14, стр. 48].
     На  раннем этапе становления национальной постиндустриальной элиты войти в нее относительно просто. Необходимо лишь достаточное честолюбие, достаточные (не обязательно выдающиеся) умственные способности и здоровье, высокая работоспособность и адекватное понимание перспектив развития, готовность напрягаться ради достижения этой цели и не отвлекаться на соблазны уходящего индустриального мира. Но далее ситуация ужесточается. Постиндустриальная элита, как любой правящий класс прошлых обществ, по мере формирования становится все более корпоративной и репрессивной к "выскочкам". Закрепляет ситуацию имущественное расслоение.
     В США, где этот процесс пошел раньше всех с 1970 по 1990 год средняя стоимость  обучения в частных университетах  выросла в 5,7 раз. Так как потребительские  цены выросли в среднем лишь в 2,5 раза, относительная стоимость  образования возросла в 2,3 раза в  силу роста его специфичности и дифференцированности, рыночной стоимости как инвестиционного ресурса, высокого спроса со стороны дальновидной молодежи, составившей ныне новый правящий класс США. Неконкурентный характер мотивации Homo creativness означает, что новый господствующий класс постиндустриального общества может стать гораздо более однородным по своей внутренней структуре, чем правящий класс индустриального общества. Его креативно мотивированные члены в процессе становления классового самосознания и консолидации в национальном и глобальном масштабе будут избавлены от резкого противоречия интересов, всегда возникавшего в недрах правящего класса индустриальной эры.
     На  втором этапе становления постиндустриального  общества следует ожидать снижения социальной дифференциации, как это  было и на втором этапе индустриальной эры. Нарастание имущественной поляризации, деклассирование homo oeconomicus, в том  числе представителей бывшего индустриального правящего класса, не сумевших осознать реалии нового мира, особенно в странах индустриальной периферии, может породить социальные взрывы наподобие кровавых революций, ознаменовавших становление индустриальной цивилизации. Альтернативой окажутся мобилизационные проекты для азиатских культур и новые левые идеологии для Запада.
     Левые теории, которые были оттеснены в  тень на этапе "нового индустриального  общества" и становления постиндустриального  общества, пышным цветом расцветут  как только вызванное этим процессом социальное расслоение станет более очевидным. У этих теорий, как и в индустриальную эпоху, будет двоякая функция. В странах ядра они будут предлагать рецепты смягчения социальной напряженности и оптимизации задействования в производственном процессе творческих сил нации. В странах догоняющего развития они станут идеологической базой мобилизационных проектов. В постиндустриальную эпоху левые неизбежно сохранят свой идеализм, связанный с неадекватной концепцией человека.
 

Глава 2. Модель человека в экономике

2.1. Модель человека в экономической теории

 
 
     Экономические теории всегда предполагают наличие  субъекта деятельности, адекватного  теоретической модели. Иногда человек  предстает в аксиоматике экономической  теории и прорабатывается в ней, получая более развернутые характеристики. Иногда он эксплицируется из тех или иных теорий, давая повод к рассмотрению модели человека другими социальными науками. По мнению В.С. Автономова, речь всегда идет о детерминантах и способах поведения человека, и «главными компонентами такой модели является…гипотеза о мотивации или целевой функции экономической деятельности человека, гипотеза о доступной ему информации и определенное представление о физических и, главное, интеллектуальных возможностях человека, позволяющих ему в той или иной мере добиваться своих целей». Следуя за Автономовым, эксплицируем следующие модели человека из экономических теорий:
    идущий от А. Смита «компетентный эгоист» или «экономический человек» - действующий ради собственного интереса, обладающий компетентностью и сообразительностью в достижении своего экономического интереса, а так же различающийся степенью своей активности в зависимости от своей роли в производстве и классовой принадлежности;
    гедонист, появляющийся у Дж. С. Миля и завладевший концепцией Дж. Бентама, в трудах которого капиталист предстает не как целеустремленный и деятельный, экономный человек, а как человек, испытывающий отвращение к труду и стремящийся к работе своих средств ради наслаждения и стремления к «максимуму счастья»;
    немецкая историческая школа (Б. Гильдербрандт, К. Книс) утверждала, что человек в экономической теории - это эгоист, облагородивший это качество чувствами солидарности и справедливости;
    К.Маркс исходил из представления об общественной сущность человека, его развитии в предложенных обществом обстоятельствах и видел главными фигурами капиталистических отношений капиталиста, получающего прибавочной стоимость и эконоически зависящего от него рабочего;
    моделью человека маржиналистской теории (У.С. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас) был «рациональный максимизатор», рационализирующий потребление, понимаемое как обмен благ, выражаемый через денежный эквивалент;
    попытка синтеза в теории А. Маршалла – основателя неоклассического направления – приводила, в результате, к пониманию экономики как науки, изучающей нормальную жизнедеятельность человеческого общества, и к модели человека как обычного человека из плоти и крови, отличающегося определенным уровнем рациональности;
    согласно Дж. М. Кейнсу обладающий неполной информацией и находящийся в состоянии неопределенности экономический субъект – это человек, который для рационализации ситуации прибегает к помощи более информированного государства.
     Данная  типология людей, имплицитно или  эксплицитно заложенная в соответствующие экономические теории, является полезным методологическим инструментом, теоретической абстракцией.
     Как утверждает Автономов, Смит не употреблял понятия «экономический человек», но в неявном виде его ввел. Этот тезис вызывает у меня большие сомнения. Дж.М. Кейнс отрицает применение Смитом термина «невидимая рука рынка». Истоки рассуждения Смита несколько другие. Он изучил задолго до «Богатства народов» в «Теории нравственных чувств» альтруистические свойства человека, его склонность к симпатии, сочувствию, способность поставить себя на место другого. В «Богатстве народов» он исследует эгоистические чувства, алчность, жадность, но показывает, что их носители могут послужить обществу, если направят их в экономику.
     Развитие  общества потребления привело к тому, что модель «экономического человека» была распространена посредством экономической техноструктуры, как говорил Дж. Гелбрэйт, социальных технологий на поведение тех, кто не был причастен к производству иначе, чем через потребление, но должен был проявить в нем чрезвычайную устремленность к максимому удовлетворений и минимуму издержек, сформированную посредством символизации престижных и модных товаров.
     Потребительская идеология, пришедшая во многие страны раньше, чем возможность потреблять, привела к тому, что новый массовый человек обвиняется в разрушении трансцендентного (Ю. Хабермас), социального (Ж. Бодрийар и др.), политического (многие политологи), культурного (многие культурологи). Он становится «экономическим человеком» уже не только теоретически, но и онтологически. Теоретическая абстракция, которая не может быть до конца онтологизирована, получила свое предельно полное воплощение именно в этом проявлении «экономического человека».
     Имплицитно или эксплицитно присутствующая в экономических теориях та или иная модель человека мысленно конструирует различные социальные реальности. Онтологизация теоретической модели дает разные онтологии не только экономических отношений, но и общества в целом. Процедура онтологизации всегда осуществлялась как частичная, многоступенчатая и отдающая себе отчет в неединственности стоящей за ней реальности, корректировалась поиском эквивалентных описаний, ограничением сферы своего распространения.
     Сравнивая «человека экономического» и  «человека институционального», Г.Б. Клейнер отмечает направленность целей  первой группы на максимизацию материальных благ, а второй – на упрочение своего положения и статуса в обществе. Но акторы капиталистического производства в своей реальности могут становиться экономическими людьми, только если они, работая за прибыль, живут ради прибыли, а будучи ориентировны на максимум потребления, в том числе и символического престижного, живут ради этого потребления. Кроме того, «экономический человек» становится реальным продуктом неолиберальной политики, ее социальных технологий, полностью реализуясь в материальной сфере и сфере рынка, ограничивая при этом не только себя, но и эти сферы. Такая замкнутость экономической среды противоречит целям ее собственного развития. Работая на прибыль, можно однако не жить прибылью, равно, как работая за деньги, не жить ради денег.  

2.2. Модель человека  в современной экономике

 
 
      Внимание  современной науки к человеку, «человеческому фактору», резко возросло. Это связано с обострением  глобальных проблем и противоречий, усилением целостности мира, зависимостью каждого отдельно взятого человека от событий, происходящих в национальных, региональных и общественных масштабах. Человек все более сталкивается с непредвиденными результатами своей деятельности. Господство над природой, завоевание в результате длительного и все более интенсивного воздействия на нее, оборачивается экологической катострофой, совершенствование технологии ведет к созданию столь разрушительных сил, что под угрозу становится существование человечества, а попытки осуществления прекрасных и теоретически обоснованных преобразований подчас приводят к прямо противоположным результатам.
      Многообразие  человеческой личности, ее неповторимая индтвидуальность, разнообразные мотивы ее деятельности (в том числе и  прежде всего хозяйственной) сделали  необходимым принаучном анализе  экономической жизни использовать унифицированное представление о человеке, действующем в конкретной системе исторических координат. Эта модель человека включает в себя основные параметры, характеризующие индивидов, и, прежде всего, мотивы экономической активности, а также особенности физических, психологических и интелнктуальных возможностей человека, используемых им для достижения поставленной цели.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.