На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Философско-культурные основания эзотерической версии знания

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 06.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Белорусский  государственный  университет
Факультет философии и социальных наук
Кафедра философии культуры 
 
 
 

Курсовая  работа
по теме:
«Философско-культурные основания эзотерической версии знания» 
 

  
 
 
 

                    Студента 3 курса,
                    отделения философии
                    Хацкевича И.Н. 

                    Научный руководитель:
                    доктор  философских наук,
                    профессор Румянцева Т.Г. 
                     
                     

Минск 2010 

План  

    Введение: Краткие сведения о генезисе и развитии эзотерического знания, его социокультурном статусе, степени влияния на различные сферы общественной жизни. 

    Глава 1. Онтологический статус эзотерического знания.
    §1. Понятие эзотерического знания. 

    Глава 2. История эзотерических учений.
    §1. Зарождение эзотерических учений в древнем обществе.
    §2. Эзотерические доктрины пифагорейцев. 
     

    Глава 3. Философия эзотеризма.
    §1. Образы миров и человека в эзотерических учениях.
    §2. Эзотерические учения и современная наука. 

    Заключение: Определение функций эзотерического знания, его влияние на современную науку; возможные перспективы дальнейших исследований. 
     

    Библиография 
     
     

Цели  учебно-исследовательской  работы: 

    Изучение  смысла эзотерического знания в историческом развитии и функционировании философского знания;
    Определение места и значения эзотерической традиции в истории философии;
    Знакомства с основными понятиями и методами эзотерической философии;
    Изучение основных положений эзотерического комплекса дисциплин.
 
Основные  задачи исследования: 

    Систематизировать факты и представления о принципах  и содержании эзотерического знания;
    Выявить историко-культурные, философские и социокультурные предпосылки возникновения и развития эзотерического знания;
    Изучить структуру эзотерического знания;
    Установить основные понятия эзотерического комплекса дисциплин;
    Рассмотреть вопросы об отношении эзотерических учений и современной науки.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Объект  исследования.
Объектом исследования является эзотерическая философия как культурно-исторический, социально-культурологический феномен. 

Предмет исследования.
Предметом исследования выступают формы и  содержание использования эзотерической философии, вливающиеся в повседневную культуру общества. 

Методология.
Метод компаративного анализа, метод системного анализа, аналитический метод.  

Актуальность  заявленной темы.
Современная актуализация эзотерической культуры обусловлена массой позиций, в том  числе и переломными элементами во многих структурах бытия, обозначаемыми  как кризисные. Привлекательность эзотерической культуры сейчас обусловлена ее интегральностью и возможностью объяснить сложные вопросы существования в силу самой ее природы. В ней объединены все средства познания, организованные вокруг единого принципа, позволяющего интерпретировать причины, следствия, смыслы и гармонию сложных отношений, образующие устройство мира и определяющие его развитие.
    По  традиции эзотерическая культура является древнейшей системой развития сверхкачеств и способностей человека и представляет собой первородную познавательную модель, опирающуюся на признание единства мира, объясняя его происхождение. Именно она выступает как «протодуховность» культуры, из которой впоследствии образовались отдельные сферы знания. В ней присутствуют единство знания и познания, признание сходства мира и человека, рассмотрение их как взаимопересекающихся суперсистем в процессах существования, функционирования, творения.
    Имея  в качестве доминантного направления  развитие совершенной личности, эзотерическая  культура создала специальные технологии, должные вывести ее на уровень  всеобщего космического знания. Это  предполагало долгий и тщательный процесс  обучения той части людей, которые  избирались как пригодные для  этого и считались посвященными. Аспекты последнего определялись соответствующими качествами ума и нравственности, духовной зрелостью, которые без  ущерба для психофизиологической структуры человека вместили бы в себя знания и могли быть ему открытыми в сложном процессе саморазвития и самореализации. В силу этого, первоначально эзотерическое знание, и в целом эзотерическая культура, предназначались только для посвященных, так как создаваемые способности давали немалую власть над окружающими и, соответственно, налагали высокую степень ответственности личности.
    Бурные  процессы современности потребовали  выведения в открытый мир многих элементов эзотерической культуры, обращения к внутренним силам  личности, способным вернуть себе былую мощь и качественно существовать в окружающем пространстве.
    Попытки многочисленных наук разработать необходимые  технологии этого процесса из-за своих  традиций и возможностей разделяют  его на сегменты, что ярко просматривается в образе жизни и мышления, и выступают как фрагментарная деятельность, которая активизируется лишь  под воздействием появляющихся школ или курсов по самосовершенствованию. Между тем, потребность общества в возрождении эзотерической культуры проявлена не только в трансформации ее в экзотерическую плоскость. В настоящее время уже функционирует достаточно хорошо разработанный социальный институт эзотерической культуры. Он представлен специализированными школами и курсами разного уровня, популяризацией эзознаний СМИ, тиражированием огромного числа периодики и литературы этих направлений, практикующими в нем людьми. При этом, большинство изданий изучается самостоятельно и пользуется значительным спросом со стороны покупателей.
    Сейчас  можно с уверенностью сказать, что  социум вступил в полосу эзотерического самообразования, ведущегося достаточно избирательно, но при этом бессистемно и архаично. Однако трансформация эзотерической культуры в часть повседневной культуры слишком очевидна и отрицать это было бы нелепо. Все население, так или иначе, соприкасается с элементами эзотерических знаний и, следовательно, вплетает ее в личностную форму культуры.
    При этом интеллигенция как социальная страта, занимающаяся интеллектуальной деятельностью, тяготеет к психофизиологическим направлениям (йога, цигун, даосские, тибетские, суфийские системы, боевые искусства, другие направления и их модификации). Целевой посылкой в данном случае становится приобретение чистоты мышления, стойкой психики, оптимального здоровья, в целом - качественной и долгой жизни. Остальные категории населения тяготеют к вульгарно-маргинальным ее видам — магии, колдовству, которые часто накладываются на незрелую в нравственном смысле личность и могут причинить значительный вред как носителю этих знаний, так и его окружению.
    Став, проявленным пластом культуры, эзотерическая ее часть в современной интерпретации нуждается в серьезной проработке со стороны науки. Именно этим обусловлено обращение данного исследования к ее фундаментальным вопросам, к проблеме диалогического взаимоотношения выделенного феномена с элементами общечеловеческой культуры. Основанием для этого выступает его культурно-исторический анализ, который позволяет трактовать изучаемое явление как аккумулятор и транслятор субъективных ценностных установок, формирующихся в рамках объективной духовно-ценностной сферы.
    При этом обращение к исследованию выделенной части культуры только начинается академической  наукой, вследствие чего, здесь присутствует больше белых пятен, чем выявленных позиций. Таким образом, необходимость  данного ракурса исследования обусловлена  потребностью теории и истории культуры в раскрытии природы, структурных  особенностей эзотерической культуры; изучении ее как первородной общечеловеческой культуры в развитии культуры современности, использовании ее элементов в  жизни современного населения. Это  позволит заполнить ряд теоретических  пробелов, соотнести динамику прогнозов  развития культуры в зависимости  от социальных и личностных потребностей в эзотерической культуре и создать  условия для дальнейших теоретических  разработок в этой области. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
    Эзотерика (восходит к греческому ?????????? — "внутренний") — тип рациональности в культуре (наряду с религиозным и научным), подвергающийся, начиная с 19 века, осознанной концептуализации и рефлексии. Творцы и приверженцы эзотеризма, как правило, усматривают его истоки в миропостигающих процедурах, а также в психо- и антропотехниках, присущих Иисусу Христу, Будде и гностикам. При этом эзотерические истины акцентированно а-инженерны, будучи принципиально обращены лишь к человеку.
    К фундаментальным тезисам эзотерики относятся, согласно установившейся традиции, следующие: критика ценностей обыденной жизни и культуры; вера в существование иной, подлинной, эзотерической реальности; убеждение, что человек способен при жизни интегрироваться в эту реальность — при непременном условии трансформации своей личности, интенсивной духовно работы, переделки себя в иное существо; признание соотнесенности микро- и макрокосма, особой роли Луны; важность освоения различных психотехник. Конечная цель эзотерических усилий, нередко обозначаемых как "полет в себя", — попадание в истинный мир своего учения: душа "сама сподобится стать духом".
    Термин "Эзотерика" возник в эпоху эллинизма (4—3 в. до н.э.). Исторически он обозначал тайноведение, "внутреннюю доктрину" религиозного, философского или иного учения, доступную лишь прошедшим обряды высших посвящений, в отличие от экзотерической, "внешней", изучение которой не только было общедоступно, но и вменялось всем в обязанность. Достаточно упомянуть тайное учение Пифагора и его "общеобразовательную программу", христианские таинства, из которых только в православной церкви и иереям, и мирянам доступны все семь, в католической же это право есть только у священнослужителей, различные ступени посвящения ("градусы") у масонов.
    Посвященный в эзотерическое знание был обязан хранить его в тайне. Отступничество не поощрялось. Сегодня эзотерику можно обозначить как обобщающее название современного учения или, точнее, представления о мире и человеке как единстве макрокосма и микрокосма, не ограничивающегося рассмотрением одних только их материальных характеристик, метод познания "внутренней сущности" всех вещей, мерой которых акцентированно выступает человек.
    Слово "Эзотерика" окончательно прижилось после Второй Мировой войны как термин, заменивший два аналогичных и, в общем, синонимических термина, значение которых к тому времени изменилось: герметизм и оккультизм. Все три термина в конечном счете обозначают одно и то же: в философском плане — определенный взгляд на мир, предполагающий, что непознанное и даже признанное непознаваемым требует столь же уважительного отношения и строго научного подхода, как уже познанное или признанное познаваемым, в практическом же плане — совокупность дисциплин, изучающих законы, общие для того и другого.
    Эзотеризм появился на свет как "внутренняя" часть многих религий. Он постулирует, что Вселенная устроена намного сложнее, чем это кажется на первый взгляд — кроме видимого, известного нам мира, существует другой, невидимый, который в неменьшей степени влияет на происходящее вокруг. И человек должен учитывать это, соотнося свое поведение с определенными закономерностями. Именно эти знания, исходившие от людей, которых впоследствии стали называть пророками, мессиями, аватарами, учителями, служили причиной возникновения всех мировых религий.
    Одним из основополагающих моментов эзотерики является то, что вся Вселенная живет по одним общим законам и все во Вселенной взаимосвязано. Эта связь осуществляется за счет энергии, наполняющей и пронизывающей собой все миры. Когда человек в процессе жизни совершает какие-то действия, он тем самым влияет на окружающий мир. Причем к действиям относится не только то, что человек совершает в материальном мире, но также мысли, эмоции, желания, настроения, которые наделены особыми видами энергии и несут в себе информацию. Когда сознание производит их, оно совершает действия в других пространственных планах, следствием чего является влияние на внешний мир и на дальнейшую судьбу человека. От этого мир немного изменяется и, в свою очередь, воздействует на человека, меняет обстоятельства его жизни. Человек конкретными действиями сам определяет, программирует свое будущее. Некоторые действия незамедлительно сказываются на судьбе, другие — через много лет, а есть и такие, которые влияют только на будущие жизни ( Карма; Сансара; Инкарнация; Реинкарнация; Метемпсихоза; Перевоплощение).
    Первые  упоминания о ранних эзотерических  школах относятся к 8—10-му тысячелетиям до н.э., к Древнему Египту (есть мнение, что древние египтяне, Гермес Трисмегист, — в свою очередь, получили эти знания от атлантов). Эзотерика складывалась в качестве обобщенного синтезированного учения о мире (и человеке в нем), как о некоем едином пространстве, устроенном и живущем по единым законам, где познанное и непознанное, макрокосмос и микрокосмос требуют единого подхода к изучению.
    Эзотеризм формировался как учение, позволяющее познать "внутреннюю сущность" вещей и явлений в их скрытой взаимосвязи и конечном предназначении; как учение, приближающее нас к понимаю истины, мудрости, разума и любви; как учение, доказывающее факт всеприсутствия божественного начала. Эзотерика постулирует, что до тех пор, пока человек живет в неведении относительно действующих вселенских (а значит и земных, и человеческих) законов, он невольно будет их нарушать, и, как следствие, иметь все то, что он имеет сегодня в избытке: болезни, страдание, ненависть, войны и т.д.
    Эзотерика дает в руки человека очень мощные инструменты, поэтому мистики всегда хранили свои знания в тайне, поскольку, если их неверно понять или неправильно использовать, можно навредить и себе, и окружающим. Для приверженца эзотерики важно получить мистический опыт, а не соблюдать обряды и ритуалы, базирующиеся на определенных религиозных догмах и правилах. При этом эзотерики, мистики благодаря непосредственному переживанию познают глубочайшие истины. Предполагается, что им удается напрямую прикоснуться к сокровенным тайнам Вселенной и человека не вследствие слепой веры, а посредством собственного опыта. Поэтому между настоящими эзотериками, даже принадлежащими к различным традициям и школам, никогда не было разногласий и уж тем более противоборства, — мистический опыт зависит от фундаментального устройства человека и Вселенной, а эти вещи одинаковы для любого народа и времени. Догматическая неортодоксальность есть важнейший признак Эзотерики. 

Глава 1. Онтологический статус эзотерического знания.
§1. Понятие эзотерического знания.
    Эзотеризм имеет глубокие корни в человеческой истории. На Западе и Востоке он проявляется по-разному, однако есть основания говорить об эзотеризме вообще, так как его проявления обладают и существенными сходными характеристиками. Истоки современного эзотеризма включают в себя религиозные практики т.н. “примитивных” обществ: магию, шаманизм и пр. Сюда же подпадают религии, мифологии, мистерии цивилизаций Древнего мира: Вавилона, Египта, Индии и Китая, Греции и Рима. Другим источником, значительно более “возвышенным” и имеющим право называться “учением” в полном смысле слова, является определенная часть религиозной философии Востока и Запада. В первую очередь, это гностицизм. На античном Западе это орфизм, пифагореизм, стоицизм, неоплатонизм.
    Бытует  мнение, что все истинные учения, религии и философии от древности  и до наших дней говорят одно, сходны в главном. С позиции современной  исторической науки, обладающей богатым  фактическим материалом, документальными  свидетельствами древних культур, такое заявление будет, по меньшей  мере, необоснованным. Близкий к  современному вид “таинственного” синкретического учения появился только в начале нашей эры.
    Существенной  причиной возникновения “тайного знания”, было, как предполагает наука, взаимодействие и смешение культурных и религиозных  традиций разных народов в Римской  империи. Около начала первого тысячелетия  возникает герметизм, вобравший в себя гностические элементы, египетскую магию, частично мифологию, греческую философию и библейские истории. Герметизм обладал огромным весом в общественной мысли Европы вплоть до XVII века, когда швейцарский ученый Исаак де Казабон доказал, что, судя по особенностям языка, автор большинства книг “Герметического корпуса” жил не ранее I века и никак не мог быть современником Моисея, как считали ранее.
    В Средние века на европейскую философию  большое влияние оказывала мусульманская  и еврейская литература, в том  числе научная и эзотерическая. Многие трактаты мусульманских мистиков, астрологов и алхимиков были не просто известны, но и пользовались популярностью. Многие приписывались Аристотелю и  Платону. Каббалистические тенденции  в философии и в массовом сознании были также весьма сильны. На этой почве, а также вследствие развития собственно европейской науки в эпоху  Возрождения, возникла масса течений  и трудов. Термин “оккультизм” возникает  в Средние века и включает в  себя традиционный набор “тайных  наук”: астрология, алхимия, магия, теософия и пр. Церковь и государство  довольно долго не выражали однозначного отношения к этим “наукам”, и  костры инквизиции загорелись, когда  оккультизм стал неотъемлемой частью жизни всех слоев общества. Эпоха  Возрождения – это время возрождения  античного (языческого) мироощущения не только в элитарном искусстве, науке  и философии, но и в личном религиозном  мироощущении человека.
    Астрология  претерпела длительную эволюцию, и  обобщенно можно выделить два  основных этапа этого процесса: астротеология и астромифология. Первый этап подразумевает поклонение звёздным богам. Второй включает в себя огромный период, когда влияние звёзд на человека обосновывалось в рамках того или иного учения о космосе. Здесь следует различать веру в то, что звёзды делают судьбу человека, и веру в то, что звёзды сообщают своим положением, какова будет его судьба. Критика астрологии ведет свою историю также из древности. Еще античные философы задавались вопросом, почему люди с разными гороскопами могут утонуть на одном корабле; или: если вор украл под влиянием звёзд, то виновен ли он? Астрология выполняет в системе эзотеризма роль космологии, общего учения о природе. А внутрь земли углубляется алхимия. Это учение не моложе первого, и основывается оно на учении о Первоматерии, которая, будучи ближе всего к источнику бытия, обладает совершенными свойствами: всё делает прекрасным и цельным, то есть исцеляет от всех болезней человека, металл же превращает в золото (истинное, здоровое состояние металла), которое приносит счастье не только владельцу, но и многим бедствующим людям. Конечно, алхимические процессы и символы можно понимать как духовное преображение человеческой личности. Однако, обычно обе эти трактовки безболезненно сосуществуют в одном сознании.
    Магия – один из древнейших и распространенных видов попыток человека воздействовать на окружающий мир, сделать его благоприятным  для жизни. В классификации Корнелия Агриппы фон Неттесхеймского магия является обобщающим понятием для всех видов оккультизма, а также вбирает в себя современную Агриппе науку и даже христианское богословие. И, хотя сам он отказался от своего же обобщения, и сейчас можно встретить сходную точку зрения.
    Спиритизм является современной формой эзотеризма. Однако, он имеет ряд внушительных предшественников, и настоящим его истоком можно предположить древнейшие практики общения с духами и шаманизм. Явно или в скрытой форме, спиритизм присутствует во всех формах эзотеризма, в том числе и в эзотерической теоретической базе – теософии.
    Источниками современной теософии можно назвать  отдельные традиции толкования индийских  Вед и, конечно же, философию неоплатонизма. Именно последний оказывал наибольшее влияние на многих философов итальянского Возрождения, многие из которых серьезно увлекались оккультизмом.
    Однако, влияние неоплатонизма распространяется лишь на фундаментально образованные слои эзотерических сообществ и течений. На сочинения знаменитой женщины-теософа Е.Блаватской, в основном, повлияла традиция буддизма и ведической философии. Благодаря ей неотъемлемой чертой теософии стала вера в неизбежный прогресс человеческих сознаний благодаря переселению душ.
    Приход  рационалистического Нового времени  нанёс оккультизму ощутимый урон. Переворот в представлениях о  планетах и звёздах, физико-химической структуре материи и её законах, биологии и географии, как казалось, не оставлял места тайне. Астрологические подсчеты бессмысленны, если не Земля в центре мира, как говорит астрология халдеев, Птолемея и Роджера Бэкона. И вместо астрологов ход болезней и погоду предсказывают медицина и метеорология. Превращение всех металлов в золото возможно только в случае ядерной реакции, а добыча его из золотоносной руды поставлена на поток. И так далее.
    Однако, пришёл ХХ век, и стало ясно, что  не всё так просто и схематично и в космосе и в человеке, как казалось. Странные открытия физики и страшные открытия истории: мировые  войны. Трезвый разум Просвещения  не дал счастья человечеству, и  оно в середине ХХ века тотально обращается не только к традиционным религиозным формам Востока и Запада, но и к полузабытым формам рациональности. Всё глубинное интересует его: не “светлое будущее”, но покрытое мраком прошлое: бессознательное из раннего детства, “прошлые жизни”, древние религии, сакральная медицина и тому подобное.
    В “глубинной” психологии К.Г. Юнга предлагается своеобразная трактовка эзотерической  символики магии и алхимии. Он считает, что эти виды рациональности непосредственно связаны с глубинными архетипами сознания человечества, присущи  каждому и передаются генетически. Как бы то ни было на самом деле, действительно, эзотерические знания обращают человека вглубь своей личности, вызывают из небытия скрытые тенденции, желания  и силы. В эзотерическом развитии человеку становится доступно то, чего он лишен в технократической современной  культуре. Кроме того,углубление внутрь себя часто приносит душевное сближение с собратьями по внутреннему кругу, что также лечит раны отчуждения от общества, природы и самого себя.
    ХХ  век – новая эпоха смешения, синкретизма, слияния несовместимого. В одной голове могут уживаться  взаимоисключающие идеи. И всё это подпитывается СМИ, где в фантастическом фильме можно увидеть невиданное, где в рекламных роликах за счастье выдаются джинсы или женские прокладки, за радость - дешевый шоколад, за мужество и силу – гель для бритья и папироску, за молодость, здоровье, красоту и женственность – шампунь и косметика - это ли не страна “чудесных” превращений? Из ничего и без усердного труда составить капитал – “алхимия финансов”. Вместо самостоятельного решения жизненных кризисов и строительства личной жизни – “приворот, отворот, снятие венца безбрачия” и так далее. Как нам представляется, современному массовому сознанию действительно очень близки ценности эмпирического эзотеризма. Но, к сожалению, такое сознание оказывается слишком подверженным политическим и психическим манипуляциям с помощью того же астрологического “прогноза” или просто сеанса Кашпировского.
    Также проблемой остаётся наличие организационного эзотеризма. Тайное общество по своему же определению не сообщает о своих действиях и планах. Кроме того, затруднительна нравственная оценка “эзотерического разрыва” в этикете поведения таких сообществ, а также многих современных сект. В отношении к “своим”, к внутреннему кругу, членам общества предписывается любовь и доверие, в отношении “профанов” (дословно переводится как “вне храма”) допускается лукавство, манипуляции и ложь, ради их же блага, понятого “эзотерически”.
    На  все эти проблемы современная  наука пока не отвечает однозначно, что свидетельствует о необходимости  глубоких и объективных исследований.
    Говоря  об эзотеризме, мы неявно подразумеваем некий определенный класс знаний, причем знаний действительно не очевидных, не лежащих на поверхности, доступной всеобщему обозрению. Но обратившись к истории мы обнаружим, что на различных ее этапах знания, относимые нами к "эзотерическим", скрывались или оставались скрытыми по разным причинам. Различным было и содержание знаний, которые мы, тем не менее, объединяем термином "эзотерические". Можно предположить, что, несмотря на различия, в этих знаниях присутствует еще не выявленное и не осмысленное, но интуитивно ощущаемое нами нечто общее; именно существование этого "нечто" позволяет нам говорить об эзотеризме как о целостном явлении, специфическом элементе культуры.
    Эзотерика - это учение, совокупность знаний, предназначенных только для посвященных людей, несущих данную тайну в себе и не имеющих право распространять ее за пределы своего знания. Учение содержит все то, что собиралось, накапливалось, столетиями хранилось, передавалось из поколения в поколение и совершенствовалось в культуре разных народов. Эзотерика - это процесс познания окружающего мира и бытия, познание самого себя как части целого. Каждый человек несет в себе тайну, и она должна принадлежать только ему - вот истинный смысл эзотерики.
    Взаимные  оценки и взаимоотношения между эзотерикой, наукой и религией позволительно интерпретировать как вполне изоморфные. С позиций любой из этих духовных традиций, остальные являют собой ее частный случай. Исходными онтологическими началами для них выступают Бог (в религии), либо эзотерическая реальность, либо природа с ее законами (наука). Эзотеризм располагает собственными эзотерическими космологией, метафизикой и психологией, простраивая собственную архитектонику в соответствии с последними научными достижениями. 

Глава 2. История эзотерических  учений.
§1. Зарождение эзотерических  учений в древнем  обществе.
    На  заре человечества эзотеричными оставались любые знания, сколько-нибудь отвлеченные от практики непосредственного производства средств жизни. Вместе с тем по причине первобытной простоты, "неразработанности" отношений человека с миром, отсутствия в них дробных деталей, вся полнота знаний, фиксирующих этот базовый человеческий опыт, могла быть охвачена одним индивидом. Подобно своему носителю, еще не отмеченному печатью разделения труда, древнейшее эзотерическое знание было целостным "знанием обо всем", обо всех архетипических, фундаментальных формах отношений с миром в их единстве, – Знанием с большой буквы, Всезнанием, Всеведением, мифическим "Золотым Яйцом", содержащим в себе зародыш всего грядущего знания. Из наивного синкретизма этого Единого Знания и развернулось впоследствии то многообразие знаний, с которым мы имеем дело сегодня.
    "Золотое  Яйцо" первичного Знания изначально  несло в себе зерно раскола.  Наряду с неспособностью охватить  всю полноту наличного опыта  отношений с миром, доступную  лишь отдельным индивидам, каждый  человек уже на начальных этапах  истории должен был освоить  какой-то общеобязательный минимум  этого опыта, – в противном  случае он не стал бы человеком.  Поэтому эзотерическое первичное  Знание изначально было двуедино  с экзотерическим мифом – "мифом  обо всем", столь же целостным,  как и само "Золотое Яйцо".
    Первые  упоминания о ранних эзотерических  школах относятся к 8—10-му тысячелетиям до н.э., к Древнему Египту (есть мнение, что древние египтяне, Гермес Трисмегист, — в свою очередь, получили эти знания от атлантов). Эзотерика складывался в качестве обобщенного синтезированного учения о мире (и человеке в нем), как о некоем едином пространстве, устроенном и живущем по единым законам, где познанное и непознанное, макрокосмос и микрокосмос требуют единого подхода к изучению.
    В процессе развития отношений человека с миром и соответствующего умножения  знания, а также роста человеческих сообществ и соответствующего усложнения их структуры, различие между эзотерическим  и экзотерическим знанием становилось  все более значительным. Чем объясняется  это растущее различие? Почему, скажем, в Древнем Египте с его экзотерическим многобожием ("для толпы") сами жрецы исповедовали строгий монотеизм ("для внутреннего пользования")? Это объясняется прежде всего  тем, что экзо- и эзотерические знания осуществляли в рамках человеческого сообщества, как развивающегося целого, различную функцию.
    Экзотерические  мифы в конкретно-образной, "сказочной" форме кодировали важнейшие элементы опыта тех отношений с миром (и другими людьми, разумеется), в  которые человеку неизбежно приходилось  вступать в процессе своей жизнедеятельности. И сегодня дети начинают освоение человеческого опыта с освоения сказок – специализированных "микромифов". А в те далекие времена освоение экзотерического мифа было чем-то вроде освоения курса средней школы. Будучи единственным источником знания для абсолютного большинства людей, экзотерические мифы обеспечивали функционирование человеческих сообществ, то есть обеспечивали воспроизводство достигнутого уровня отношений с миром.
    Напротив, эзотерическое знание отражало самоцельное стремление его носителей к углублению этого опыта, – оно фиксировало такие уровни опыта, осваивать которые "непосвященным" не было необходимости, да было и не под силу. Это было своего рода "упреждающее" знание, которое обеспечивало развитие человеческих сообществ: по мере того как общественная практика оказывалась перед необходимостью осваивать новые рубежи отношений с миром, на поверхность выходили эзотерические глубины, отразившие опыт освоения этих рубежей отдельными людьми.
    Усложнение  общественной практики было связано  с усложнением социальной структуры  общества, – с кастовым, а затем  и внутрикастовым разделением труда. В числе основных каст выделилась и каста "хранителей Знания". Объединение  усилий отдельных эзотериков в рамках касты привело к резкому умножению  эзотерических знаний, что послужило  причиной дальнейшего дробления " Золотого Яйца": поскольку один человек  был уже не в состоянии вместить всю полноту Знания, члены касты  начали специализироваться, посвящая себя преимущественно какому-то определенному  аспекту эзотерического наследия.
    По  мере возникновения общественной потребности  в том или ином из этих аспектов, последний экзотеризировался, окончательно отделяясь от первоначальной синкретической целостности: складывался соответствующий социальный институт, функция которого состояла отныне в сохранении и развитии данной конкретной области знания. Так образовался ряд наук, утративших свою былую эзотеричность – астрономия, математика, медицина и т.д. Экзотеризированные знания уже не противостояли никакому скрытому истинному знанию о своем предмете и поэтому вообще выпадали из предшествующей схемы деления знания на экзо- и эзотерическое. Вместе с тем на каждом из этапов экзотеризации первичного Знания оставался некий "эзотерический осадок", безотносительный к нуждам общественной практики. 
 
 

    §2. Эзотерические доктрины пифагорейцев. 

     Учение Пифагора говорит о том, что он был превосходно знаком с содержанием восточных и западных эзотерических школ. Он жил среди евреев и много узнал от раввинов о тайных традициях Моисея, законодателя Израиля. Впоследствии школа  Ессеев была посвящена по большей части интерпретации пифагорейских символов. Пифагор был инициирован в египетские, вавилонские, халдейские  мистерии. Хотя многие полагали его учеником  Зороастра, сомнительно, чтобы его учителем был  богочеловек, которого почитали персы. Хотя данные о его  путешествиях расходятся меж собой,  историки согласны в том, что он посетил много стран и учился  у многих учителей.
    Счастливый  день, "золотой день", как говорили древние, был тот, когда Пифагор  принимал нового ученика в своем  жилище и торжественно присоединял  его к рядам своих учеников. Принятый ученик проникал во внутренний двор, куда допускались лишь одни верные последователи. Отсюда название эзотерические (те, которые внутри), противополагавшиеся экзотерическим (те, которые вне). С этого и начиналось настоящее посв
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.