На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Эллинистический период в древнегреческой литературе. Древнегреческая комедия

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?16
 
«Эллинистический период в
древнегреческой литературе.
Древнегреческая комедия»
 
С О Д Е Р Ж А Н И Е
 
                                                                                                                                                                        Стр.
Введение………………………………………………………………………3
1. Социально-политическая жизнь в Древней Греции в IV в до н.э….…...4
2. Древнегреческая комедия…………………………………………………6
3. Аристофан, как представитель авторов
староаттичной комедии………………………………………………………7
4. Новая аттическая комедия: сюжеты и характеры Менандра…………..13
Заключение……………………………………………………………….....16
Литература………………………………………………………………..…17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
История древнегреческой литературы органично связана с жизнью Эллады, ее культурой, религией, традициями, в ней по-своему отражаются перемены в социально-экономической, политической областях. Современной наукой выделяются четыре периода истории древнегреческой литературы.
Архаический, который охватывает время до начала V в. до н.э. Это эпоха «ранней Греции», когда происходит медленное разложение патриархально-родового строя и переход к рабовладельческому государству. Предмет нашего внимания – сохранившиеся памятники фольклора, мифология, прославленные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», дидактический эпос Гесиода, а также лирика, созвездие поэтов, творивших в VII-VI вв. до н.э.
Аттический (или классический) охватывает V-IV вв. до н.э., когда греческие полисы и, впервую очередь, Афины, это «око Эллады», переживают расцвет, а затем – кризис, теряют независимость, оказавшись под властью Македонии. Это время замечательного взлета во всех художественных сферах. Это, прежде всего, греческий театр, драматургия Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана; аттическая проза: историография (Геродот, Фукидид), ораторское искусство (Лисий, Демосфен), философия (Платон, Аристотель).
Эллинистический охватывает время с конца IV в. до н.э. до конца I в. н.э. Предмет внимания – александрийская поэзия и новоаттическая комедия (Менандр).
Римский, т.е. время, когда Греция становится провинцией Римской империи. Главные темы: греческий роман, творчество Плутарха и Лукиана.
 
 
 
 
 
 
 
1. Социально-политическая жизнь в Древней Греции в IV в. до н.э.
Изучение литературы эллинистического периода следует начать с характеристики социально-политической жизни этой эпохи. Этот период приходится на 336-30 гг. до н. э. (время первых побед Александра Македонского до установления римского владычества в Центральной Азии и Египте). В политическом, культурно-историческом и религиозном отношении происходят следующие изменения:
1. На смену городам-полисам приходит централизованная монархия.
2. После смерти Александра Македонского в323 г. до н.э. бывшие полководцы его армии (диадохи) возглавили отдельные монархии, провозгласили себя царями, а власть стала наследственной.
3. Основная масса населения отстраняется от управления страной и участия в государственных делах.
4. В культурном отношении происходит слияние греческих и восточных элементов во всех областях общественной жизни.
5. Религиозный синкретизм, объединение греческих и восточных культов: появляется греко-египетское божество Серапис, происходит отождествление Исиды с Деметрой, Озириса с Дионисом и фригийским Аттисом, фригийской богини Кибелы с матерью Зевса и Геры Реей.
Достоверным фактором из этого времени является зарождение и развитие крупного рабовладения, пришедшего на смену тому мелкому простому и непосредственному рабовладению, которое наблюдается в полисе классического периода. В связи с развитием производительных сил в рабовладельческом обществе все больше и больше нарастает необходимость приобретения новых рабов, а для этого оказывалось необходимым ведение захватнических войн. Нужны были огромные территории, и наступило время эксплуатации огромного количества рабов. В конце концов, это вылилось в знаменитые походы Александра Македонского, сумевшего во второй половине IV в. завоевать почти весь тогдашний культурный мир. Его монархия, правда, распалась тотчас же после его смерти на огромные военно-монархические организации, которые с тех пор остались уже до самого конца античного мира. Крупное рабовладение потребовало такой же крупной военно-монархической организации, без которой оно вообще не могло бы существовать.
Крупное рабовладение становилось также и крупным землевладением. А так как это последнее требовало необычайного расширения территории, то практически это приводило к завоеванию восточных стран, к очень глубокому взаимодействию греческой и восточной культуры и, следовательно, к разного рода новым формам социально-культурной жизни, куда входили как элементы прежнего классического полиса, так и элементы восточной деспотии. Это взаимодействие породило появление новой формы труда, когда оказывалось более выгодным не ходить по пятам за рабом, как за домашним животным, но частично его освободить, посадив на определенный участок земли и потребовав от него самостоятельной обработки этого участка с оплатой его господину натурой. В эпоху эллинизма возникла даже практика прямого отпуска рабов на волю. Новый социально-экономический базис сказался также во всем культурном облике эллинизма.
Переходя к характеристике эллинистической культуры и литературы в частности, заметим, что в связи с распространением греческой культуры на востоке Афины уже теряют значение культурного центра, и центр этот передвигается тоже на восток. Особенно большое значение получила Александрия – город, основанный Александром Македонским в Северной Африке, столица тогдашних египетских царей Птолемеев. Здесь стали группироваться многочисленные поэты, откуда и эллинистическая поэзия обычно именуется александрийской. Название это в значительной мере условное, потому что многие поэты эпохи эллинизма не имели никакого отношения к самой Александрии.
Классический период греческой литературы заканчивается вместе с развалом рабовладельческого полиса, то есть в IV в. до н.э. Далее начинается послеклассический период, который иначе называется эллинистическим или эллинизмом. Основной характер этой эпохи весьма труден для точной формулировки. Социально-экономические условия данной эпохи и вызывают у историков разного рода колебания и сомнения.
Литература этого периода характеризуется резким сужением круга литературных тем, преобладанием семейно-бытовой тематики, при выборе которой предпочтение отдается выражению индивидуальных, интимных чувств над социальными. Ведущими литературными жанрами становятся: новоаттическая комедия, всевозможные разновидности поэтических жанров (идиллия, эпиллий, эпиграмма), продолжает свою жизнь эпос, хотя тематика его значительно изменилась, зарождается проза.
 
2. Древнегреческая комедия
Греческая комедия возникает в VI веке до н.э. из следующих 4-х элементов:
1) шумные и веселые бытовые сценки пародийного и карикатурного характера (особенно распространены среди дорийцев);
2) драматизированные песни обличительного характера у селян, ходивших в праздники Диониса в город высмеивать тамошних жителей;
3) культ Диониса;
4) песни в честь богов плодородия на Дионисовых празднествах.
Имеются неясные сведения о том, что в городе Мегары будто бы уже в начале VI в. до н.э. была примитивная комедия, состоявшая из небольших шуточных сценок. В Сицилии развивался т.н. мим, т.е. шуточное воспроизведение в народных сценках обыденной жизни.
Аттическая комедия пользуется типическими масками («хвастливый воин», «ученый шарлатан»). Объект комедии - не мифологическое прошлое, а живая современность, текущие, иногда даже злободневные вопросы политической и культурной жизни. Комедия по преимуществу политическая и обличительная. Свобода личной издевки над отдельными гражданами с открытым называнием имен (у Аристофана - Клеон, Сократ, Еврипид). «Древняя» комедия обычно не индивидуализирует своих персонажей, а создает обобщенные карикатурные образы. Сюжет имеет в основном фантастический характер (у Аристофана герой заключает мир для себя и своей семьи во время Пелопонесской войны), герои – своеобразное симметрическое членение. Хор – 24 человека распадался на два, иногда враждующих лагеря. Типическим для «древней» комедии можно считать следующее построение: в прологе дается экспозиция пьесы и излагается фантастический проект героя. За этим следует парод (вступление) хора, живая сцена, часто сопровождающаяся свалкой, где участвуют и актеры. После этого цель обычно достигнута (спор двух действующих лиц). Затем – парабаса (хор прощается с актерами и обращается непосредственно к зрителям). Для второй половины комедии характерны сценки балаганного типа, в которых изображаются благие последствия осуществления проекта и спроваживаются различные пришельцы, нарушающие это блаженство. Хор здесь уже не принимает участия в действии и только окаймляет сценки своими песнями. Заканчивается комедия процессией комоса (хора). Типическая структура допускает различные отклонения, варианты перестановки отдельных частей.
 
3. Аристофан, как представитель авторов староаттичной комедии
Из многочисленных комедийных поэтов второй половины V в. античная критика выделила трех, как наиболее выдающихся представителей «древней» комедии. Это – Кратин, Эвполид и Аристофан. Первые два известны нам только по фрагментам, а вот от Аристофана сохранилось полностью одиннадцать пьес из 44, которые и дают нам возможность составить себе представление об общем характере всего жанра «древней» комедии. Литературная деятельность Аристофана протекала между 427 и 388 гг., а его произведения в связи с тогдашней социально-исторической эпохой делятся на три периода.
Первый период (427-421 гг., то есть первый этап Пелопоннесской войны, до Никиева мира) – ярко политический, со строгим соблюдением обрядно-хорового стиля. Сюда относятся: «Ахарняне» (425 год), где простой крестьянин, придя в отчаяние от войны, сам для себя заключает мир и наслаждается мирной жизнью; «Всадники» (424 год) - сатира на тогдашнего демократического лидера Клеона; «О б л а к а» (423 год) - о запутавшемся должнике, поправляющем дела учебой у софистов, к которым причисляется и Сократ; «Осы» (422 год), где старик-сутяжник в конце концов обращается к нормальной и веселой жизни; «Мир» (421 год) - о виноделе, который добирается на жуке до Олимпа, насильно стаскивает оттуда богиню мира и приводит в свой дом.
Второй период длился  в 414-405 гг. до н.э. От 421 до 414 г. мы не имеем никаких сведений. Этот период уже не столь ярко политический. Тематика скорее просто общественно-сатирическая; комедия содержит сатиру на поэтов и театр в связи с политическими требованиями и надвигающимся разочарованием в них. Сюда относятся: «Птицы» (414 год), где изображаются два афинянина, которым надоела городская жизнь и которые устраивают вместе с птицами город между небом и землей, изгоняя всех, кто туда хотел проникнуть, палками, причем один из них объявляет себя Зевсом; «Лисистрата» (411 год) – бунт женщин против войны; женщины объявляют бойкот своим мужьям впредь до прекращения войны, но не выдерживают, и дело кончается договором между ними и мужчинами и прекращением бойкота; «Женщины на празднике Фесмофорий» (того же года) - о брате ненавистника женщин Еврипида, который переодетым пробирается на женское празднество, откуда его спасает Еврипид (осмеяние еврипидовского женоненавистничества); «Лягушки» (405 год) - об извлечении из преисподней Эсхила и Еврипида, между которыми устраивается состязание (злое осмеяние Еврипида).
Третий период (392-388 гг.) характеризуется крушением старой земледель-ческо-ритуально-политической комедии, приближением к позднейшей бытовой комедии нравов, культивированием утопических идеалов, преобладанием диалога над хором, отсутствие парабасы. Сюда относятся «Женщины в народном собрании» (или «Законодательницы») (392 год) – сатира на наивно-потребительские утопические теории праздной и сытой жизни, когда все блага жизни даются сами собой; «Богатство» (388 год) – изображение мечты честного земледельца о справедливом распределении богатства.
Наиболее отчетливо черты древней комедии прослеживаются в произведении Аристофана «Облака». Эта комедия называется так потому, что ее хор составляют облака – те новые божества, которых признает Сократ вместо старых греческих божеств. Сократ вообще изображен в комедии софистом, то есть преподавателем ложной мудрости и умения обманывать в спорах. Простолюдин Стрепсиад, всецело связанный с деревней, но живущий в городе и сбитый с толку софистами, хочет путем софистических ухищрений доказать своим многочисленным кредиторам, что он не обязан выплачивать им свои долги. Для этого он отправляется в «мыслильню», то есть в школу Сократа, где занимаются тонкими предметами. Вот, например, разговаривал ученик с Сократом, куснула его блоха, а потом перепрыгнула и куснула Сократа. Далеко ли она прыгнула? Это как считать: человеческие прыжки мы мерим человеческими шагами, а блошиные прыжки надо мерить блошиными. Пришлось взять блоху, отпечатать ее ножки на воске, измерить ее шажок, а потом этими шажками вымерить прыжок. Или вот еще: жужжит комар гортанью или задницей? Тело его трубчатое, летает он быстро, воздух влетает в рот, а вылетает через зад, вот и получается, что задницей. А это что такое? Географическая карта: вон посмотри, этот кружок — Афины:
«Нипочем не поверю: в Афинах что ни шаг,
то спорщики и крючкотворы,
а в кружке этом ни одного не видно».
Вот и сам Сократ: висит в гамаке над самой крышею. Зачем? Чтоб понять мироздание, нужно быть поближе к звездам. «Сократ, Сократ, заклинаю тебя богами: научи меня таким речам, чтоб долгов не платить!» — «Какими богами? у нас боги новые — Облака». — «А Зевс?» — «Зачем Зевс? В них и гром, в них и молния, а вместо Зевса их гонит Вихрь». — «Как это — гром?» — «А вот как у тебя дурной воздух в животе бурчит, так и в облаках бурчит, это и есть гром». — «А кто же наказывает грешников?» — «Да разве Зевс их наказывает? Если бы он их наказывал, несдобровать бы и такому-то, и такому-то, и такому-то, — а они ходят себе живехоньки!» — «Как же с ними быть?» — «А язык на что? Научись переспоривать — вот и сам их накажешь. Вихрь, Облака и Язык — вот наша священная троица!» Тем временем хор Облаков слетается на сцену, славит Небо, славит Афины и, как водится, рекомендует публике поэта Аристофана.
Так как же отделаться от кредиторов? «Проще простого: они тебя в суд, а ты клянись Зевсом, что ничего у них не брал; Зевса-то давно уже нету, вот тебе ничего и не будет за ложную клятву». Так что же, и впрямь с правдой можно уже не считаться? Начинается главный спор, На сцену вносят большие корзины, в них, как боевые петухи, сидят Правда и Кривда. Вылезают и налетают друг на друга, а хор подзуживает: «Где на свете ты видел правду?» — «у всевышних богов!» — «Это у них-то, где Зевс родного отца сверг и заковал в цепи?» — «И у наших предков, которые жили чинно, смиренно, послушно, уважали стариков, побеждали врагов и вели ученые беседы». — «Мало ли что было у предков, а сейчас смирением ничего не добьешься, будь нахалом — и победишь! Иное у людей — по природе, иное — по уговору; что по природе — то выше! Пей, гуляй, блуди, природе следуй! А поймают тебя с чужой женой — говори: я — как Зевс, сплю со всеми, кто понравится!» Слово за слово, оплеуха за оплеуху, глядь — Кривда и впрямь сильнее Правды.
Из обучения Стрепсиада ничего не выходит… Тогда он направляет к Сократу своего сына Фидиппида, развратного молодого человека, который легко усваивает умение спорить у софистов, благодаря чему Стрепсиад быстро разделывается со своими двумя кредиторами. Но во время угощения отец и сын ссорятся, и сын даже бьет отца, приводя для этого заимствованные им у софистов аргументы. В случае надобности он готов побить и свою мать. Раздраженный отец в запальчивости сжигает школу Сократа.
В этой комедии налицо все идеологические и стилистические особенности творчества Аристофана. Симпатии автора и зрителя, конечно, всецело на стороне мужичка Стрепсиада, а на все городское воспитание, которое Аристофан отождествляет с софистикой, дается злостная пародия, не пощадившая даже Сократа, противника софистов, но тоже обучавшего новой мудрости. Вместо характеров в комедии даются обобщенные идеи, но их крикливый гиперболизм делает комедию красочной и веселой. Так как вместо прежних антропоморфных божеств греческая натурфилософия проповедовала материальные стихии, то они представлены здесь в виде облаков, причем эти облака обрисованы в столь привлекательных тонах, что можно подумать, не верит ли в них и сам Аристофан. С другой стороны, они являются проводниками идей как раз софистики. Почти вся комедия состоит из ссор, споров и брани, за которыми как бы прячется сам автор, глубочайший противник городского просвещения.
Другая комедия Аристофана, «Лягушки», интересна, прежде всего, как выражение литературных взглядов Аристофана. Она направлена, конечно, против Еврипида, изображаемого в виде сентиментального, изнеженного и антипатриотически настроенного поэта, в защиту Эсхила, поэта высокой и героической морали, серьезного и глубокого и, кроме того, стойкого патриота.
«Лягушки» – это   значит, что хор в комеди
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.