На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Групповое психологическое консультирование

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
Введение …………………………………………………………………………………...…….3
Глава 1. Групповое психологическое консультирование ……………………………...…4
1.1. Для чего нужны группы ……………………………………………………………………9
1.2. Состав групп, их цели и задачи …………………………………………………………..12
1.3. Групповое решение проблем ……………………………………………………………..12
Глава 2. Базовые приемы группового консультирования в различных подходах …………………………………………………………………………………………………..15
2.1. Основные лечебные факторы в групповой терапии …………………………………23
2.2. Групповой процесс ……………………………………………………………………..…24
Заключение ……………………………………………………………………………………30
Список литературы …………………………………………………………………………..31
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Целью данного реферата является анализ особенностей группового психологического консультирования.
Задачи:
1. Провести отбор литературы  по данной тематике.
2. Рассмотреть состав  групп, их цели и роли.
3. Проанализировать групповой  процесс.
Предмет исследования: анализ особенностей группового психологического консультирования.
Объект  исследования: участники группового психологического консультирования.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что групповое социально-психологическое консультирование - особый вид психологической работы с целью личностного роста каждого члена группы. В ходе работы группы психолог-консультант создает атмосферу понимания и сочувствия по отношению к переживаниям участников, не использует оценок, практикует самораскрытие, что благоприятствует постепенному возникновению атмосферы доверия. Такая обстановка в группе способствует свободе самоисследования, выражению и осознанию участниками группы личностно значимых мыслей и чувств. Искренность и открытость в общении воспринимается участниками группы как теплая, поддерживающая и безопасная ситуация общения. Все это помогает участникам групповой работы углубляться в собственный опыт, исследовать как позитивные, так и негативные его стороны, осознавать и принимать их. 
Опыт открытого общения ведет к нарушению стереотипов поведения и, следовательно, - к более непредвзятому и непосредственному восприятию, более глубокому и неискаженному пониманию членами группы самих себя. Перенос навыков и ценностей такого общения, полученных в ходе групповой работы, в каждодневное общение является одним из внутренних психологических ресурсов человека.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Групповое  психологическое консультирование
Групповое консультирование – вид психологического консультирования, когда терапевт работает не индивидуально, а с группой Пациентов.
«Групповое консультирование имеет  ряд преимуществ как средство, помогающее людям изменить свои позиции, убеждения, взгляды, касающиеся себя и  других, чувства и поступки. Одна из выгод заключается в том, что  участник может исследовать свой стиль отношении с другими  и приобрести более эффективные  социальные навыки. Другая заключается  в том, что члены группы могут  обсуждать свое восприятие друг друга  и получать ценную обратную связь  о том, как их воспринимает группа. Консультативная группа самыми разнообразными способами воссоздает привычный для участников группы мир, особенно если члены группы различаются по возрасту, интересам, происхождению, социально-экономическому статусу и типу проблем. Как микрокосм общества, группа представляет собой образец реальности — члены группы борются друг с другом и конфликтуют так же, как и за ее пределами, и разнообразие состава, которым характеризуется большинство групп, в результате выливается в необычно богатую обратную связь для ее участников, которые могут увидеть себя глазами разных людей. Группа предлагает понимание и поддержку, которые усиливают готовность членов группы исследовать и разрешать проблемы, с которыми они пришли в группу. Участники достигают чувства принадлежности и через сплоченность учатся заботиться о других или не соглашаться с ними. В такой поддерживающей атмосфере члены группы могут экспериментировать с альтернативными формами поведения. По мере того как они практикуются в этом поведении в группе, они получают поддержку и помощь в попытках применить то, чему они научились, в реальном мире. В конечном счете, члены группы должны сами решить, каких изменении они хотели бы достичь. Они могут сравнить свое восприятие себя с тем, как их видят другие, а затем решить, что делать с этой информацией. По сути, члены группы получают четкое представление о том типе личности, которой они хотят быть, и приходят к пониманию того, что мешает им стать таковыми». 
 
Групповое психологическое консультирование чаще всего организуется после предварительных индивидуальных консультаций для клиентов со сходными психологическими проблемами, или если все они являются членами одной системы межличностных отношений (например, семьи).
• Однократные и многократные консультации.
• Консультации по личному обращению  – консультации в результате вызова, направления.
• Без дополнительного тестирования и с дополнительным тестированием.
• Без привлечения методов психологической  коррекции (доведение до клиента  имеющей отношение к его проблемам  психологической информации) и с  привлечением этих методов.
• Консультации изолированные и  комбинированные с другими методами психологической помощи (например, социально-психологический тренинг  между консультациями).
Групповое консультирование может заключаться, например, в решении  какой-либо проблемы или в поощрении  выражения подавленных эмоций в  психотерапевтической группе. Такой  группой может быть семья, производственная группа или группа людей, не связанных  друг с другом в повседневной жизни, но имеющих общие проблемы. Наиболее частыми вариантами работы при групповом  консультировании могут быть семейное консультирование, консультирование по проблемам профессиональной деятельности и работа по разрешению межличностных  конфликтов и проблемных ситуаций в  коллективах.
Наиболее частым вариантом  работы в ситуации группового консультирования является анализ психологом детско-родительских отношений или отношений между взрослыми людьми в условиях производственного конфликта. Как показывает практика работы, значительно реже бывают заказы на исследование психологической совместимости двух людей (чаще всего это новобрачные). В современной практической психологии существует узкая специализация психологов-консультантов, и очень редко бывает так, чтобы специалист по индивидуальному консультированию был специалистом и по групповому консультированию. Это связано со сложностью предмета взаимодействия психолога и клиента, который требует его всестороннего освоения в свете избранной автором научной теории.
При групповом консультировании независимо от исходных теоретических  позиций психолога ему приходится иметь дело со сложной системой, какой является любая группа. Поэтому основы системного подхода имплицитно присутствуют в любой теории о групповом консультировании.
Итак, первое, с чем начинает работать психолог в групповом консультировании, — это система реально существующих отношений между людьми (которые  реально в ситуации консультирования могут и не присутствовать) .
Описание всего многообразия отношений, которые могут быть между  членами группы, сложно и часто  практически нецелесообразно, так  как не все виды отношений входят в содержание психологической задачи, которую решает психолог: выделить наиболее значимые отношения, представить их для группы как предмет взаимодействия, объединяющий группу.
Содержание этих отношений  может быть самым различным, но для  психолога важно перевести его  на язык описания субъективной модальности  каждого члена группы, чтобы в  процессе интервью со всеми членами  группы каждый смог выработать свои альтернативы в исследуемой ситуации. Выработка альтернатив связана с потребностью и возможностью каждого члена группы выразить свои актуальные возможности («я могу»), свои чувства («я чувствую»), свои мысли («я думаю»), свои желания («я хочу»), а также свои представления об их изменении.
Задача психолога состоит  в том, чтобы найти предмет взаимодействия членов группы, в котором были бы представлены взаимосвязанные модельности внутреннего мира каждого члена группы. Для решения этой задачи психолог должен располагать психологическим материалом о типе отношений между членами группы.
Диагностика типа отношений  строится, как мы уже отмечали, на теоретической модели семьи, которой пользуется психолог. Так как общепринятой классификации типов семьи нет, каждый психолог может использовать свою классификацию. В большинстве случаев в основе типологии лежит представление о родительских установках и стилях воспитания. Влияние этих факторов на характеристики личности описано многими авторами: Э. Берн, 3. Фрейд, А.И. Захаров, В. Сатир, Э.Г. Эйдемиллер, А.Е. Личко и др.
По нашему мнению, существенно важными для практической работы представляются факты, говорящие об устойчивости отношений. Выявление этого содержания — относительно постоянного для данной группы — позволяет сделать его предметом взаимодействия и на его основе исследовать динамические особенности отношений. Примером этого могут быть отношения в семьях людей с психосоматическими заболеваниями, где неблагоприятные устойчивые отношения создают фон для психосоматических заболеваний. В литературе описаны три типа родительских семей у таких больных. Первый тип — отношения «связывания», когда в отношениях преобладают жесткие стереотипы коммуникации, это приводит к отставанию детей в эмоциональном развитии и их инфантильности. Второй тип семей — это семьи, где ребенку отказывается в его индивидуальности, где он постоянно подвергается разным формам отвержения, — развивается аутизм и тенденция к автономности. Третий тип семей — это семьи, которые делегируют свои жизненные ожидания детям, при этом истинные достижения Детей родители игнорируют и перемещают на них свои несбывшиеся надежды, то есть манипулируют ими как своеобразным продолжением «Я».
Выявление этих устойчивых отношений в психодиагностической процедуре возможно, например, с помощью графических методов (примеры в заданиях для самостоятельной работы) или через изучение состояния человека. Показателями наличия постоянных травмирующих факторов могут быть состояние глобальной семейной неудовлетворенности, состояние семейной тревоги, состояние вины, связанное с семьей, состояние невыносимого, непосильного нервно-психического и физического напряжения. Во всех этих случаях семья выступает как группа, определяющая устойчивое состояние индивида. Работа психолога с этим состоянием возможна только тогда, когда он работает с содержанием семейных отношений.
Другими показателями наличия  устойчивых отношений, в данном случае конфликтных отношений, могут быть соматические заболевания человека, наличие у одного из членов группы соматических заболеваний может создавать условия для воспроизведения в группе одного и того же типа отношений. В этом случае работа психолога с конфликтной личностью может стать основанием для изменения групповых отношений. Описаны типы устойчивых личностных конфликтов у лиц, страдающих хроническими соматическими заболеваниями': например, при язвенной болезни желудка и язвенной болезни двенадцатиперстной кишки у человека существует постоянный конфликт — зависимость от окружающих с интенсивным страхом перед этой зависимостью. В поведении это может проявляться как тирания окружающих, постоянное недовольство ими, что создает устойчивое содержание отношений с этим человеком и определяет содержание взаимодействия всех членов группы.
У людей с гипертонией  существует внутриличностный конфликт между агрессивными импульсами и  потребностью в зависимости от значимых лиц или другой тип внутриличностного  конфликта — стремление к достижению высоких социальных целей и высоких стандартов социальной жизни, что рождает ситуацию хронического стресса.
При ишемической болезни  сердца и инфаркте миокарда внутриличностные конфликты обусловлены торопливостью, нетерпением, нехваткой времени, чувством высокой ответственности.
Устойчивые внутриличностные конфликты одного из членов группы создают условия для стабилизации
группы, они могут лишить ее необходимой для развития отношений психологической информации, которая, как мы уже отмечали, характеризуется относительностью и динамичностью.
Устойчивые личностные качества членов группы, если они противоположны по содержанию, создают основу для стабильных, устойчивых конфликтов, которые, не развиваясь, становятся источником, дезорганизующим группу. К числу таких качеств относятся, например:
    экстравертированность — интравертированность;
    рационализм — романтизм;
    доминантность— подчиненность;
    враждебность — дружелюбие;
    ригидность — гибкость;
    вспыльчивость — спокойствие;
    стабильность — лабильность;
    оптимизм — пессимизм;
    активность — пассивность;
    ответственность — беспечность и т. п.
Наличие конфликтных внутриличностных и межличностных качеств у членов группы осложняет для психолога работу по созданию общего для всех членов группы предмета взаимодействия.
Мы уже отмечали, что  одним из способов создания предмета взаимодействия может стать графическое  изображение отношений между  членами группы и описание ими  на основе этого содержания основных модальностей как своего внутреннего мира, так и модальностей внутреннего мира других членов группы.
Исследование структуры  группы позволяет психологу не только выделить иерархические отношения — кто лидер, а кто ведомые, но и проанализировать содержание воздействия одного члена группы на другого. Воздействие, мера воздействия, на которую способен каждый член группы, — важный показатель •^Держания психологической информации, который Доступен каждому члену группы. С этой точки зрения, можно выделить следующие типы воздействия членов группы:
Типы  воздействия членов группы
тип
содержание воздействия
использование психологической информации
действие по образцу
делай, как я, желай, как я, думай, как я, чувствуй, как  я
информация только о модальностях своего внутреннего  мира
действие на равных условиях
давайте делать вместе, т. е. ты делаешь, ты думаешь, чувствуешь, желаешь, как я
предполагается, что все модальности другого  человека равны собственным
рефлексивное  действие
давай подумаем вместе. как нам делать; ты делаешь иначе
модальности внутреннего  мира другого человека так же индивидуальны, как и мои

 
 
Анализ психологом типов  воздействия членов группы позволяет отследить динамику возможностей каждого члена группы в использовании ими психологической информации друг о друге и о себе.
Таким образом, предмет взаимодействия группы — психологическая информация о ее членах — будет дополнена  анализом возможностей использования  каждым членом группы этой информации.
Наиболее ярко эта особенность  групповых отношений проявляется при анализе патологических свойств личности, проявляющихся именно в группе. Остановимся на характеристике типов воздействия на других людей у нескольких видов личностей с патологическими свойствами.
Так, астеническая, гиперсензитивная личность в отношениях с другими людьми для воздействия использует информацию только в модальностях своего внутреннего мира, в содержании преобладает модальность чувств («я чувствую»).
Для эксплозивной личности, которая характеризуется неконтролируемой злобой, в способах воздействия преобладает модальность желаний («я хочу»), которая практически блокирует все другие модальности.
Резонер отличается воздействием на другого человека с помощью когнитивных характеристик внутреннего мира («я думаю»), но как и предыдущие типы личностей, он ориентируется только на модальности своего внутреннего мира.
Другие патологические свойства личности также, на наш взгляд, могут  быть описаны, с этой точки зрения, преобладанием в содержании воздействия одной какой-то модальности: педант — модальность действия («я могу»), шизоидная личность — модальность чувств и мысли («я чувствую», «я думаю»), истерик может быть описан через преобладание в его воздействии двух модальностей — «я хочу», «я чувствую» и т. п.
По нашему мнению, такой  подход к описанию воздействия одного члена группы на другого и на всех вместе позволяет психологу выбрать адекватный язык для описания предмета взаимодействия с группой.
Группа в ситуации консультирования может выступать как коллективный клиент, а может быть так, что в ней один или несколько человек — клиенты, а остальные выступают в роли заказчика или пользователей психологической информации. Психолог обозначает эти роли членов группы, дозируя таким образом свое действие в группе.
Обсуждение процесса воздействия  членов группы друг на друга приводит к анализу динамики психологической информации, моментов ее стабильности и изменчивости. Для исследования меры воздействия психолог может, по нашему мнению, использовать психологическое содержание нравственной категории меры, которое предполагает как выраженное отношение человека к психологической информации, так и действие этой информации. Среди действий, которые существенным образом связаны с использованием психологической информации, влияющей на отношение членов группы, — действия прощения, наказания, поощрения, одобрения.
Содержание этих действий — психологическая информация, используемая для воздействия на другого человека или на самого себя.
Так, действие прощения не только констатирует психологическую информацию различной модальности, но и через отношение к ней открывает для прощаемого человека перспективу личностного развития. Прощаемый человек, таким образом, через содержание воздействия создает условия для рефлексивного действия другого человека и сам осуществляет такое Действие. Таким образом, действие прощения способствует появлению новых альтернатив в поведении всех членов группы, что является важным для становления предмета взаимодействия.
Действие наказания, с  точки зрения использования в нем психологической информации о человеке, создает условия для более осознанного выбора. Таким образом, наказание в известном смысле ограничивает альтернативы действия, уточняет предмет взаимодействия между членами группы.
Действие поощрения, одобрения, с точки зрения использования  в нем психологической информации, — это действие по репрезентации  для участников взаимодействия содержания психологической информации. Можно сказать, что с его помощью создается предмет взаимодействия, в котором основное содержание — психологическая информация разной модальности.
Таким образом, исследуя содержание этих действий — прощения, наказания, поощрения — как воздействия участников группы друг на друга, психолог получает материал для анализа устойчивых элементов во взаимодействии исследуемой группы.
Специфика консультирования каждой группы (семьи, производственной группы, детской группы и т. п.) определяется содержанием предмета взаимодействия в этой группе, выделение специфики этого предмета — важная профессиональная психодиагностическая задача.
Например, работа с семьей требует от психолога уточнения  для членов группы содержания их социальных ролей, так как это важнейшее содержание предмета взаимодействия членов семейной группы. Попробуйте сформулировать содержание родительских ролей — роли отца и роли матери — с точки зрения родителей и с точки зрения ребенка.
Представление психологом содержания социальной роли каждому участнику группы — это момент осознания предмета взаимодействия с членами группы, момент, необходимый для проведения интервью — основного метода воздействия психолога в ситуации консультирования.
      Для чего нужны группы
Психологическое консультирование и групповая психотерапия взаимосвязаны. Групповая терапия является одним из видов консультирования, вернее, персонального тренинга.
На группе каждому уделяется  время – и у него есть уникальная возможность высказаться и быть услышанными, получить обратную связь  не только от одного человека, а от многих. Ведь «истин в последней инстанции» не существует, и лучше узнать, как  могут воспринимать те или иные действия или даже слова разные люди.
Пока вы «на кушетке» (а  на деле – в кресле напротив психотерапевта или психолога) «распинаетесь» про  жизнь-жестянку, вы говорите о себе. Максимум – об отсутствующих в  кабинете друзьях, знакомых и отношениях с ними.
В группе же очень много  динамики. В ней происходят процессы. И если процесс взаимоотношений  «психолог – клиент» изучен вдоль  и поперек, разложен на разные стадии с подробным описанием, то в группе все гораздо менее предсказуемо.
Психологическое консультирование - групповая психотерапия - эффективно в двух случаях:
    Когда у вас наработался какой-то стереотип общения, «благодаря» которому вы не можете продвинуться дальше определенного момента (или с конкретными людьми – учителями, продавцами-хамками... у каждого индивидуально).
    Когда вы более-менее разобрались «с собой», и вам не терпится опробовать новые способы общения и предъявления себя в безопасной обстановке.
Группа – это  хорошая компания
Собраться с единомышленниками  взрослым людям довольно сложно. Друзья детства и юности, однокашники  и сокурсники разбежались кто  куда... И вот уже сформировавшийся человек имеет только два основных места, где можно предъявить себя как личность – работа и дом.
Но зачастую даже если у  женщины остается время на коллективное хобби или «кружок по интересам» (даже если его организовала она  сама или ее подруга), то общение  там строго ограничено обсуждением  самого хобби и дел домашних. А  этого для современной женщины  мало.
Психологическое консультирование - групповая психотерапия со временем собирает именно такую компанию, в которой хотят и рады видеть друг друга не только в назначенный час. Более того, одним из показателей «здоровья» группы и ее развития являются встречи за пределами терапевтического пространства.
Группа – это  тренировка
Безопасное место, где  можно поговорить или подурачиться, попробовать необычную для себя роль или отработать важный момент. Например, говорить «нет» собеседнику  или достойно принимать комплименты. Вы скажете, эти навыки естественны  и просты в отработке? Что ж, попробуйте сказать «нет» начальнику или  родной матери...
С этими социальными навыками не справиться во время индивидуального  психологического консультирования - групповая психотерапия работает во много раз лучше.
Группы бывают разные!
Группы могут быть разными, исходя из целей и задач, позиционирования как психотерапевта, так и самой группы. Но в целом их можно разделить на поддерживающие и «мотивирующие». В первых чаще всего складываются очень доверительное, нежное, бережное отношение друг к другу.
Работа здесь идет на самом  глубинном уровне, обсуждаются те вещи и интимные подробности, которые  не расскажешь порой даже самому близкому человеку. Но если вы хотите быстрых  изменений – выберите другой тип.
Второй тип группы имеет  следующую особенность. Члены группы склонны конкурировать друг с  другом,  «подначивать» и внезапно «тыкать» в болезненные места. Для участия в такой группе требуется больше душевных сил и желания развиваться. Но и прогресс более значительный.
Группа – безопасное место
Насколько таинственно выглядит индивидуальное психологическое консультирование, настолько же групповая психотерапия кажется слишком «открытой». И  приходить на группу без желания  открыться – то же самое, что не приходить на нее вовсе.
Безопасность  группы обусловлена многими факторами:
    С определенного времени группа считается «закрытой» - т.е. ее состав становится постоянным.
    «Открываются» все участники группы - отмолчаться практически невозможно. А значит, сокровенные знания друг о друге будут обоюдными.
    Обсуждать все происходящее на группе с друзьями, родными, коллегами можно, но по правилам группы нельзя называть конкретных имен и давать точные указания, «кто» это может быть. Без подробностей, ситуацию в целом и от своего лица рассказывать можно.
    Постоянство – то, чего часто не хватает современному человеку. А значит, еженедельные (или раз в две недели) встречи, в строго определенное время помогают ощущать это место и эту группу как нечто безопасное.
Чему поучиться?
Сложно заранее предсказать  процесс психологического консультирования - групповая психотерапия – именно тот вид терапии, где больше всего  неожиданностей.
Тренер может готовить свою «программу» - что предложить группе, или идти за ее интересами. Взаимоотношения  взрослой дочери с престарелой мамой, которая по-прежнему командует своему ребенку, что и как делать; продуктивное взаимодействие с начальником, инстанциями, учителями в школе ребенка  – все это можно вынести  на обсуждение.
Как ни удивительно, но со временем, когда доверия внутри группы много, интересы ее участников начинают совпадать. А те, кто совершенно «не заморачивается» определенным типом проблем, уходят из терапии или переходят в другие группы.
 
      Состав групп, их цели и задачи
В зависимости от методологической ориентации и функциональной направленности работы в группах их членами могут  быть как относительно приспособленные  к жизни, эмоционально уравновешенные студенты, которые стремятся к  самопознанию и самосовершенствованию, так и лица, которые нуждаются  в помощи в связи с эмоциональными или поведенческими расстройствами. Многие руководители перед набором  новых групп проводят предварительное  обследование кандидатов. Однако такие  обследования не позволяют безошибочно  выявить тех, кто наиболее способен к эффективной работе. Больше всего  вводят в заблуждение попытки  экстраполировать на всю группу те результаты, которые получаются при  индивидуальной работе с ее потенциальными членами, поскольку решающее значение для конечного результата имеют  еще и тип группы и особенности  ее руководителя.
Один из способов определить, кому группа может принести наибольшую пользу, состоит в изучении «отказников» – тех, кто преждевременно отказался  от работы в группе. Отказ может  быть обусловлен многими обстоятельствами, в том числе переездом на новое  место жительства, нехваткой времени, сменой интересов. Большего внимания заслуживают  причины, которые были выявлены Яломом в его исследовании девяти групп, созданных при поликлинике одного из университетов. По ходу работы от участия в этих группах отказались 35 из 97 членов. Одной из приводившихся «отказниками» причин была их озабоченность проблемами внегруппового характера и, как следствие, резкий спад интереса к жизни группы. Но иной раз такие посторонние интересы представлялись исследователю оправданием бегства «отказников» из-за их чувства страха перед группой, перед возможной агрессией со стороны других ее членов или страха перед самораскрытием и формированием близких отношений. Второй причиной была неспособность вписаться в группу: поведение «отказника» не соответствовало поведению других членов группы, которые к тому же проявляли недостаточную психологическую искушенность, чуткость и проницательность. Третья причина была связана с неспособностью к душевной близости, которая выражалась в отстраненности, нежелании самораскрытия, нереалистичных ожиданиях. По печальной иронии, именно тот, кто боится близости, более всех нуждается в опыте участия в работе психокоррекционной группы. Четвертая причина состояла в боязни «заразиться» чужими эмоциями: на некоторых членов группы отрицательное воздействие оказывали проблемы, занимавшие тех, кто слишком свободно изливал свои негативные переживания на окружающих. 
      Групповое решение проблем
Сравнение индивидуального  и группового решения проблем — один из центральных вопросов групп, динамики, и большинство работ, посвященных групповому решению проблем, концентрировалось на таком сравнении. Выявляя различия между процессом решения проблемы людьми, работающими в одиночку, и людьми, работающими в составе групп, психолог может пролить немало света на концептуальные модели функционирования групп. Кроме того, большая часть работы в нашем мире происходит в условиях группы. Это означает, что педагогические, организационные и социальные психологи, наряду с другими, должны активно изучать сравнительную эффективность групповых и индивидуального способов решения проблем, и если для решения проблем необходима группа, они должны разработать способы максимизации групповой продуктивности.
При сравнении абсолютной продуктивности решения проблем  группами и работающими в одиночку людьми почти всегда обнаруживается превосходство групп. Но если эти  совокупные усилия группы измерять, используя  такие процедуры, как сравнение  затраченных человеко-часов, картина оказывается гораздо более сложной. Иногда группа затрачивает больше совокупных усилий, чем работающий в одиночку человек, а иногда — меньше. Когда главными считаются денежные или личностные ресурсы, возникает необходимость в выявлении как тех условий и обстоятельств, при которых групповой процесс будет повышать индивидуальные усилия, так и тех, при которых групповой процесс будет их снижать.
Существуют характеристики группы, снижающие эффективность  решения. К факторам «производственных  потерь» относятся потери во времени, когда группа не признает найденного кем-то (из ее членов) способа решения; нежелание некоторых членов группы целиком отдаваться групповой работе; снижение индивидуальных усилий членов группы в результате группового опыта. Многие социальные психологи признают неизбежность «производственных потерь» при групповом решении проблем, но существуют также исследования, которые указывают на «производственные выигрыши» как результат группового опыта. Групповое взаимодействие может способствовать усилению групповой продуктивности при подходящем составе группы, соответствующих групповых нормах и правильной постановке групповой задачи. Хилл указывает на то, что в ситуации группового решения проблем, вероятно, всегда имеют место и «производственные выигрыши» и «производственные потери». Лафлин и Адамопулос показали, что члены группы не только обучают друг друга в процессе групповой деятельности, но что происходящее при групповой работе научение переносится на последующее поведение, относящееся к индивидуальному решению проблем. Таким образом, долгосрочный подход часто диктует выбор групповой модели решения проблем, так как, несмотря на связанные с ней кратковременные «производственные потери», она играет важную обучающую роль.
Одним из важнейших факторов, относящихся к сравнительной  эффективности групп в решении  проблем, является роль «лучшего в группе». Часто «лучший в группе», по существу, решает проблему, а другие оказываются просто зрителями. Если бы такого лучшего члена группы можно было определить заранее, возможно, следующим наиболее мудрым шагом стало бы сведение к минимуму всего, что может отвлечь этого человека от решения проблемы, например, ликвидация групповой ситуации и использование способностей оставшихся членов группы по-иному.
Существуют ситуации, в которых групповая продуктивность оказывается ниже продуктивности «лучшего в группе». Это задачи, требующие, чтобы группа объединила несколько шагов на пути к их решению, которое к тому же далеко не очевидно. Стратегии, при которых члены группы воспринимают и поддерживают правильное решение, характерны для категории «дизъюнктивных», или эвристических, задач. И напротив, когда задачи оказываются конъюнктивными и требуют, чтобы «лучший в группе» убеждал других членов в правильности найденного им решения, группа будет создавать этому человеку серьезные препятствия.
Согласно Келли и Тибо, если члены группы обладают разнообразными способностями, а задачи легко делятся на части, то в этой ситуации группа будет превосходить своего лучшего члена. Однако такого рода ситуация не обязательно рассматривается в качестве наиболее подходящей для группового решения проблем; гораздо чаще она просто учитывается в качестве важного условия распределения и координации усилий. Для максимизации «производственных выигрышей» и минимизации «производственных потерь» предлагались специальные программы. Разработка процедур, позволяющих обучать членов группы более эффективному взаимодействию внутри группы, может дополняться ознакомлением групп с процессами, которые снижают эффективность групповой работы. Джанис и Манн рекомендовали при работе с группами побуждать их к поиску различных альтернативных решений, обучать методикам, ослабляющим действие защитных механизмов в группе, и использовать структурированные методики.
Другие ученые, стоящие на позициях поведенческого подхода, разработали структурированную систему групповых процессов коммуникации, позволяющую группам наиболее эффективно справляться с решением проблем. Метод Дельфи предусматривает сбор, объединение и обеспечение обратной связи в отношении индивидуальных решений, а затем принятие окончательного решения группой лиц. Эта процедура обладает преимуществами группового решения проблем, т. к. «производственные потери» от прямого взаимодействия между членами группы сведены к минимуму. Она широко применялась в работе разных правительственных и производственных групп планирования. Эти подходы указывают, что необходимо сдерживать группу от создания ею препятствий отдельным людям и формировать среду, предотвращающую сужение мышления членов группы в отношении альтернативных решений проблемы.
Классическая модель группового решения творческих проблем в предложенном сборном виде начинается с определения и выяснения проблемы. Следующий шаг предусматривает сбор информации о влияющих на проблему факторах и характере самой проблемы. За этим следует групповой процесс, известный под названием «мозгового штурма», в ходе которого, в атмосфере отсутствия оценочных суждений, группа продуцирует как можно больше дивергентных вариантов решения. Конвергентное мышление несовместимо с решением на этой стадии процесса, поскольку оно связано с критической оценкой предлагаемых решений. После успешного сеанса мозгового штурма группа начинает оценивать и критиковать различные альтернативные решения, выбирая в конечном итоге ту стратегию, которая будет реализовываться. Далее следует практическое внедрение решения, а за ним — оценка его эффективности. Как и другие методы групповое решение проблем, творческие подходы к решению проблем не во всех случаях оказываются лучше, чем индивидуальные подходы. Творческое решение проблем группой оказывается наиболее эффективным, когда необходимая для решения проблемы информация «поделена» между членами группы, когда внедрение решения зависит от многих людей, когда участники группы обучены методикам творческого решения проблем, когда проблема оказывается «реальной», связанной с конкретной отдачей от решения, и когда имеет место высокая эффективность межличностного взаимодействия в группе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Базовые  приемы группового консультирования в  различных подходах
Существуют несколько  теоретических подходов, которые  имеют свое название, образуют свои цели, стадии развития групповой работы, определяют роль и функции группового консультанта, а также предлагают множество разнообразных стратегий и техник воздействия в групповом консультировании.
                       Подходы
                        Приемы
Психоаналитический  подход
Свободные ассоциации, интерпретация, анализ сновидений, инсайт, альтернативная сессия.
Группы психодрамы
Самопрезентация, обмен ролями, техника “дубля”, монолог, “волшебный магазин”, проекция будущего, повторение, ролевой тренинг.
Экзистенциальный  подход
Используются  различные методы для раскрытия  и понимания участниками способов “бытия в мире”.
Личностно-центрированный подход
Используется  очень мало техник, особенно заранее  подобранных и провоцирующих  группу на “что-нибудь”. Важнейшие  техники - активное вслушивание, отражение  чувств, объяснение, помощь.
Гештальтподход
Языковые упражнения, игра диалогов, фантазирование, репетиция, обратный эксперимент, преувеличение, анализ сновидения.
Транзактный анализ
Структурный анализ, анализ “сценариев”, моделирование  семьи, ролевые игры.
Поведенческая групповая  терапия
Подкрепление, контракт, моделирование, тренировка поведения, инструктирование, обратная связь, когнитивная  реконструкция, решение проблем, поддержка.
Рационально-эмотивная терапия
Когнитивные приемы: домашние задания, устранение условностей; эмотивные приемы: использования юмора, ролевая игра, упражнение “атака на стыд”; поведенческие методы: подкрепление и наказания, тренинг навыков.

 
А теперь подробно рассмотрим классификацию приемов группового консультирования в различных направлениях, у разных авторов, изучающих эти  проблемы.
В психоаналитическом подходе
Цель аналитического процесса - реструктурирование характера клиента  и его личности. Эта цель достигается  посредством переноса бессознательного конфликта на уровень сознания и  его исследования. Психоаналитические группы в символической форме  проигрывают реальную семью клиента, чтобы его историческое прошлое  было воспроизведено в настоящем  группы. Основан на работах З.Фрейда и Э.Эриксона. Основатель А.Вульф, именно он применял в группе базовые психоаналитические техники.
СВОБОДНЫЕ АССОЦИАЦИИ. Базовым инструментом для раскрытия вытесненного  или бессознательного материала являются свободные ассоциации - т.е. высказывание всего, что приходит на ум, вне зависимости от того, насколько болезненным, нелогичным или неадекватным оно может показаться. От членов группы ожидают непосредственного выражения чувств, без отбора или цензуры высказываемого содержания, и групповая дискуссия остается открытой для всего, что члены группы захотят привнести в нее, т.е. она не крутится вокруг какой-то определенной темы.
“Круговая техника” (адаптация) - здесь каждый участник группы идет по кругу и, оказываясь напротив очередного человека, говорит первую вещь, которая  пришла ему в голову по поводу этого  человека. В результате члены группы показывают внутренние чувства, ослабляют  защиту и часто развивают в  себе способность видеть глубинные  психические конфликты.
Этот прием помогает членам группы стать более спонтанными и открыть для себя бессознательные процессы, что ведет к более острым и ярким инсайтам по поводу собственной психодинамики.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. Используется при анализе свободных ассоциаций, снов, сопротивления и чувств, связанных с переносом. Интерпретация требует овладения соответствующими  навыками.  Есть  несколько основных правил,
которые полезны для формулировки интерпретации.
- Интерпретация должна  касаться материала, который близок  к области осознания клиента.
- Интерпретация должна  делаться от первого лица и  затрагивать настолько глубоко,  насколько позволяет эмоциональная  толерантность клиента.
- Предпочтительно сначала  обсудить формы защиты и сопротивления  и лишь потом давать интерпретацию чувствам или конфликту, которые лежат в их основе.
Одно из преимуществ заключается  в том, что члены группы могут  высказывать свои инсайты по поводу других участников группы. По мере того как члены группы будут знакомиться друг с другом, они начнут осознавать защитные стратегии и предлагать свои наблюдения.
АНАЛИЗ СНОВИДЕНИЯ. Сны выражают бессознательные потребности, конфликты, желания, страхи и вытесненный опыт. Когда сновидение рассказывается и прорабатывается в группе, пациент получает новое понимание мотивации и неразрешенных проблем, стоящих за ним. Некоторые мотивы настолько неприемлемы для личности, что они могут быть выражены только в замаскированной или символической форме.
Следует заметить, что сновидения одновременно обладают внешним, декларируемым (сознательным) содержанием и скрытым, латентным содержанием. Открытое содержание - это сон в той форме, в которой он видится сновидцу; латентное содержание - это замаскированные, бессознательные мотивы, которые представляют скрытое содержание сна. Психоаналитическая группа работает на обоих уровнях, поскольку сны рассматриваются как ключ, который открывает то, что скрыто в бессознательном, основной целью работы со снами является исследование скрытой подоплеки видимого сна и постепенное раскрытие подавленного конфликта.
Члены группы одновременно интерпретируют и проецируют, и этот процесс зачастую ведет к весьма ценному инсайту.
ИНСАЙТ И ПРОРАБОТКА. Инсайт означает осознание причин тех трудностей, с которыми сталкиваемся в настоящем. По мере того как клиент развивает более глубокий и острый инсайт, он усиливает свою способность осознавать различные способы, посредством которых проявляется суть конфликта, и делать это как в группе, так и в повседневной жизни. Формируются новые связи, и начинают проявляться доминантные темы. Например, если в процессе групповой работы некоторые члены группы открывают, что они нуждаются в том, чтобы делать всем приятное любой ценой, они приходят к пониманию того, как эта потребность влияет на их жизнь.
Процесс проработки включает в себя повторное переживание  незавершенных событий в контексте  переноса.
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ  СЕССИЯ. Проводится без консультанта, она направлена на создание доверительной атмосферы, которая стимулирует раскрытие участников группы. Альтернативная сессия выполняет две цели: помочь членам группы найти более эффективные способы взаимоотношений с другими людьми и стимулировать их рост как личностей, чтобы они смогли мыслить независимо и оставаться самими собой.
В группах психодрамы
Создана Я.Л.Морено и развивалась его женой З.Т.Мореной. Клиент разыгрывает свое прошлое, настоящее или не принятые им  жизненные ситуации и роли в действии, пытаясь достигнуть более глубокого понимания и катарсиса, а также развивая поведенческие навыки, новые возможности решения конфликтов.
Психодрама использует ряд особых приемов, предназначенных для усиления чувств, прояснения замешательств и скрытых мнений, усиления инсайта и самосознания, а также практики нового поведения.
Психодраматический метод состоит из следующих компонентов: сцена (обычно - свободное пространство в комнате), режиссер (обычно групповой терапевт), протагонист (человек, который предлагает свою проблему для исследования), вспомогательные “я” (люди, которые исполняют остальные роли) и аудитория (оставшиеся члены группы, перед которыми исследуется данная проблема).
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ. Прием самопрезентации предполагает, что протагонист дает собственный портрет, чтобы ввести группу в ситуацию (например, отношения отца и дочери). Предлагается организовать инсценировку, режиссер помогает перевести повествование в действие.
ОБМЕН РОЛЯМИ. Этот метод позволяет расширить осознание и поведенческий репертуар клиента. В ходе обмена ролями протагонист принимает на себя роль другой личности, участвующий в драме. Исполняя роли значимых людей, включенных в психодраму, он может получить значимые интеллектуальные и эмоциональные инсайты в отношении ситуации, в которой находится другой. Этот прием развивает эмпатию (способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям).
Второй и наиболее важной функцией обмена ролями является развитие эмпатии протагониста по отношению к значимым людям его жизни. Принимая роль другого человека в психодраме, приобретает более глубокое понимание и воспринимает ситуацию с иной перспективы.
ДУБЛЬ. Техника дубля подразумевает исполнение вспомогательным “я” особой роли - “внутреннего Я” протагониста. Дубль выражает мысли и чувства, которые обычно остаются невыраженными. Дубль выполняет функцию “внутреннего голоса”, как, например, в кино или на телевидении. Дубль стоит сбоку от протагониста (чтобы он мог видеть и отражать невербальную коммуникацию протагониста и все же не заполнять собой поле его восприятия) и говорит слова, которые не могут или не должны быть произнесены. Режиссер говорит что-то вроде: “Эта ваш дубль. Если он скажет то, что вы думаете, повторите это. Если он ошибается, поправьте его”. Существует достаточно много вариантов этого приема.
Эта техника нередко приводит к выражению невысказанных слов и мыслей. Дубль выступает в  роли связного между режиссером и  протагонистом.
МОНОЛОГ. Протагониста просят вообразить себя в каком-нибудь безлюдном месте, где он может поразмыслить обо всем, и выразить это с помощью монолога. Режиссер может попросить протагониста прервать действие в каком-то месте, отвернуться и выразить те чувства, которые он испытывает в данный момент. Протагониста можно включить в какой- либо вид действия, который он выполняет в одиночестве, как, например, путь домой. Монолог весьма ценен, поскольку помогает протагониста прояснить свои мысли и переживания.
“ВОЛШЕБНЫЙ МАГАЗИН”. Обычно используется в качестве разогрева. Этот прием может быть использован для протагониста, который не уверен в своих ценностях, запутался в своих целях или испытывает трудности в определении приоритетов. Сценка разыгрывается между продавцом и покупателем. Волшебный магазин заполнен воображаемыми контейнерами, в которых хранятся человеческие качества, которые будут подарены, если только протагонист обменяет их на какое-либо другое качество, которое он уже умеет.
ПРОЕКЦИЯ БУДУЩЕГО. Будущее не просто обсуждается или предвосхищается, оно переносится в настоящее и воплощается в нем. Это содержание может включать в себя желания и надежды, страхи и цели, которые придают жизни направление и смысл. Члены группы творят будущее с конкретными людьми, перенося его в настоящее и получая, таким образом, новое видение проблемы.
ПОВТОРЕНИЕ. Один из приемов, широко используемых в музыкальных или драматических репетициях, - это простое повторение действия, его усовершенствование, более экспрессивное исполнение или добавление других вариаций такого рода.
РОЛЕВОЙ ТРЕНИНГ. Он позволяет человеку экспериментировать с новым поведением в безопасных условиях группы. Участники группы могут осуществлять ролевой тренинг ситуации происхождения интервью при приеме на работу, целью которого является выяснение того, как справляться со своей тревогой. Таким образом, они не только входят в контакт со своими чувствами, но и достигают инсайта о поведении, которое препятствует проведению эффективного интервью.
В экзистенциальном подходе к группе
Ответвление философской  мысли - М.Хайдеггер и Жан-Поль Сартра. Создание условий для расширения самосознания и устранения препятствий  в процессе совершенствования личности. Участникам предоставляется помощь в раскрытии свободы выбора и  умении пользоваться ею.
В группе цель расширения самосознания преследуется посредством помощи членам группы в раскрытии их уникального “бытия в мире”. Задавая себе ключевые вопросы, члены группы ищут определение своего “я”, и осознают центральные измерения своего существования: “В какой степени я осознаю, кто я есть и куда я иду? Как я воспринимаю мой мир?”
В групповой ситуации участники  имеют возможность выразить свои уникальные чувства и субъективный  взгляд на мир. Они также открыто  вступают в конфронтацию с другими  и учатся справляться с тревогой.
Другая цель экзистенциальной группы встретиться с этой тревогой и справиться с ней. Участники  группы иногда предстают в роли жертв, рассказывая о своем чувстве  бессилия и беспомощности, обвиняя  в своих несчастьях других людей  и внешние обстоятельства.
Осознание смерти и тревоги  имеет большое значение для группового консультирования. Группе полезно осознать те области жизни, которые истощились, утратили свою новизну, и попытаться понять, что можно сделать, чтобы  изменить это и оживить их.
 Для группы весьма  обычным является исследование  проблемы смысла и тех ценностей,  которые потеряли свой смысл  для нас.
В гештальт - терапии
 Была создана Ф.Перлзом и его женой Лаурой. Основывается на дачи участникам возможности обратить внимание на течение своего непосредственного опыта, побуждает опознать и принять ранее игнорируемые аспекты.
Гештальттерапия поощряет “переход к конфликту” или “бытие тем, что мы чувствуем” в качестве противопоставления простым разговорам о конфликтах, проблемах и чувствах.
ЯЗЫКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. Если члены группы, опираясь на помощь консультанта, смогут увидеть значения того влияния, которое оказывает на них стиль речи, они придут к пониманию того, что они говорят, и смогут сделать этот материал объектом для исследования. любое из нижеописанных воздействий, основанное на языке, может в большей или меньшей степени соответствовать конкретному клиенту. Безличная форма (изменение безличностной формы высказывания позволяет человеку принять ответственность за то, что он говорит), Вы (изменить "вы" на "я"), Смягчающие определения и оговорки (использование "но"), "Должен" (изменение стандартного "я должен" на "я выбираю", "я решил").
ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ. Фантазийный диалог помогает осознать внутренние несоответствия и разрывы, а также помочь личностной интеграции. эти диалоги могут принимать разнообразные формы, например, диалог между противоположными сторонами себя или полярностями внутри себя (мягкость/жесткость, мужественность/женственность, любовь/ненависть, агрессивность/пассивность) и диалог с родителями или другими значимыми людьми, с придуманными или неживыми объектами. Разнообразные эксперименты с диалогами могут помочь членам группы усилить осознание противоречий внутри себя, которые противостоят друг другу.
ФАНТАЗИРОВАНИЕ. Прием с различными придуманными ситуациями в группе может привести к серьезному росту членов группы. Фантазирование обеспечивает личностное осознание несколькими способами: может быть использована, когда члены группы чувствуют слишком сильную угрозу для себя при попытке исследовать свою проблему в конкретных терминах; полезно для работы с катастрофическими ожиданиями, которые зачастую являются результатом чувства паралича; фантазирование - это полезный и безопасный способ исследования страхов членов группы, связанных с участием в ее работе.
РЕПЕТИЦИЯ. Это упражнение особенно полезно, когда члены группы выстраивают огромное количество блоков и осуществляют тщательную цензуру, отмеривая свои слова и действия, чтобы достигнуть желаемого эффекта. Повторение предполагает осознание процесса, который обычно находится вне сферы осознания.
ОБРАТНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. Консультант просит участников стать той стороной себя, которую они выражают очень редко или никогда не выражают, поскольку не хотят видеть ее своей и принимать ее. Теория, лежащая в основе этого приема, предполагает, что интеграция возможна только тогда, когда люди позволят себе погрузиться в то, что вызывает тревогу, и вступить в контакт с теми частями себя, которые были подавлены или отрицались.
ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ. Эта техника включает в себя осознание тонких и незаметных сигналов, которые мы отправляем, используя язык своего тела. Движения, позы и жесты преувеличиваются настолько, чтобы их коммуникативное значение стало ясным. Преувеличивая движение или жест, человек переживает более интенсивные чувства, связанные с подобранным поведением, и осознает его внутренне значение.
АНАЛИЗ СНОВИДЕНИЯ. Члены группы не рассказывают свои сны в прошлом времени. Вместо этого они излагают сон так, как если бы снился им прямо сейчас. Сновидец погружается в свое сновидение более жизненно, чем в первоначальный сон, поскольку ощущает его как происходящее в настоящий момент. Члены группы трансформируют ключевые элементы сна в диалог и становятся каждой частью сновидения. Групповой контекст позволяет им разыграть сон как событие настоящего.
Сон отражает конфликты, желания  и ключевые темы нашей жизни. Сны  участников группы также могут касаться того, как они чувствуют  себя в группе.
В транзактном анализе
Был создан Э.Берном. Цель в  помощи участникам избавиться от “сценариев”  и “игр” в своих отношениях. Заново оценить свои прежние решения  и принять новые, обоснованные более  сознательным знанием.
АНАЛИЗ "СЦЕНАРИЕВ". В реальности каждый из нас обладает любимой позицией, пользуясь которой мы действуем в условиях стресса, и каждую из позиций мы в той или иной мере используем ежедневно.
Личный жизненный сценарий - это бессознательный жизненный  план, который был сформирован  в детстве, закреплен родителями и "утвержден" жизненными обстоятельствами. Этот сценарий развивается на ранних этапах жизни как результат родительских уроков, таких как запреты и  контрзапреты, и ранних решений. Из этих решений выбирается базовая психологическая позиция или драматическая роль, которую мы будем играть в нашем сценарии. По сути, жизненный сценарий - это что-то вроде проекта, который говорит людям, куда они идут по жизни и что делать, когда они достигнут цели.
Благодаря приему, известному в транзактном анализе как "анализ сценария", ТА-группы помогают своим участникам осознать, как они приобрели жизненный сценарий, и более ясно осознать свою роль в нем.
Анализ жизненного сценария основывается на представлении родительской семьи. Через процесс воплощения на групповой сессии отдельных элементов сценария члены группы узнают о запретах, о решениях, об играх. Консультант просит членов группы разыграть ситуацию, которая, вероятно, произошла бы, если бы члены его семьи оказались на сцене.
РОЛЕВЫЕ ИГРЫ. Игра - это продолжительная серия транзакций (базовые единицы коммуникации, состоящие из обмена поглаживания), которая заканчивается негативным вознаграждением и некоторой выгодой от неприятных чувств, которые предусмотрены сценарием. Берн собрал антологию игр, которые основаны на трех позициях: преследователь, спаситель и жертва.
Групповая ситуация обеспечивает идеальную среду для осознания  тех способов, с помощью которых  выбирается стратегия игр, позволяющих  избежать искренних контактов с  другими и выбрать такие формы  мышления, поведения и чувствования, которые приводят к поражению. Члены  группы могут начать с использования  игр, в которые они играют в  группе, для понимания того, что, несмотря на иллюзию близости, которую  дает игра, ее реальным эффектом становится увеличение дистанции между людьми. Позднее, по мере того как члены группы осознают более тонкие аспекты игры, они начнут осознавать, что игра предохраняет от сближения с людьми. Если член группы решит, что он хочет  быть ближе к людям, он должен отказаться от игр.
Целью группового процесса является предоставление шанса, возможности  отказаться от игр и реагировать  честно, не ожидая скрытого вознаграждения.
В группах терапии поведения
Авторы Д.Уотсон и Тарп посвятили свои работы тому, чтобы помочь людям управлять своим поведением, избавится от непригодного образа поведения. Эта цель достигалась благодаря разнообразию когнитивных и поведенческих техник.
ПОДКРЕПЛЕНИЕ. Это основная процедура воздействия в поведенческой терапии. Наряду с подкреплением со стороны консультанта члены группы осуществляют подкрепление, выражая, друг другу одобрение, высказывая похвалу или проявляя внимание.
Если социальное подкрепление является мощным методом формирования желательного поведения, то не менее  важным является самоподкрепление. Участники группы узнают о том, как подкреплять себя, чтобы усилить самоконтроль и стать менее зависимыми от других.
КОНТРАКТ. Он описывает поведение, которое должно  быть представлено, изменено или должно прекратить свое существование; вознаграждения, связанные с достижением этой цели, и условия, при которых это вознаграждение будет получено.
МОДЕЛИРОВАНИЕ. Это техника, включенная в ряд поведенческих групп, особенно в группы отработки социальных навыков и тренинги уверенности в себе. Модель, которая соотносится с наблюдателем по полу, возрасту, расовой принадлежности и базовым жизненным позициям, будет имитироваться с большей вероятностью и успешностью, чем модель, которая не похожа на наблюдателя. Модель, которая обладает некоторой степенью престижа и статуса, также будет имитироваться с большей вероятностью. И модель, которая предполагает компетентность и демонстрирует свою ценность и значимость, увеличивает тенденцию к своему воспроизведению.
ТРЕНИРОВКА ПОВЕДЕНИЯ. Целью тренировки поведения является подготовка членов группы к вынесения желаемого поведения за пределы группы, когда моделирование, осуществляемое внутри группы уже не подходит. Поведение практикуется в контексте, симулирующем реальный мир. Тренировка поведения - это полезная техника для обучения социальным навыкам. Особые факторы, такие как голос, качество речи, жесты, позы тела, контакт глазами и другие поведенческие проявления, весьма значимы.
ИНСТРУКТИРОВАНИЕ. В дополнение к моделированию и тренировке поведения членам группы иногда необходим инструктаж. Этот процесс обеспечивается общими принципами, облегчающими демонстрацию желаемого поведения.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. После того как одни члены группы отрабатывают новое поведение на групповой сессии, другие обеспечивают эмоциональными и когнитивными реакциями на увиденное. Существуют два аспекта обратной связи: это похвала или поощрение поведения, а также конкретные предложения по его коррекции или модификации допущенных ошибок.
КОГНИТИВНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ. Это процесс определения и оценки конкретных мыслительных паттернов и понимание того негативного влияния, которое конкретные мысли оказывают на наше поведение, а также обучение тому, как заменить эти мысли на более реалистичные и подходящие.
Первоначально члены группы могут опробовать групповые упражнения, позволяющие понять, как различать  ограничивающие утверждения и утверждения, расширяющие возможности. После  того, как клиент выберет несколько  реалистичных когнитивных утверждений, начинается когнитивное моделирование, в ходе которого члены группы воображают себя в конкретной ситуации и подставляют  эти утверждения вместо самоогрничивающих и саморазрушающих. На финальной стадии когнитивной реконструкции в конце каждой сессии дается домашнее задание, а затем результаты оцениваются в начале следующей.
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ. Это когнитивно - поведенческая стратегия, которая обучает индивида способам, помогающим справляться с проблемами в повседневной жизни. Основная цель - определение наиболее эффективного способа решения проблемы и обеспечение систематической тренировки когнитивных и поведенческих навыков, которые позволяют клиенту применить их и более успешно справляться со схожими проблемами в будущем. Пять стадий: принятие ориентации на решение проблем, определение проблемы и формулирование целей, "мозговой штурм",  принятие решения, основанное на альтернативах, применение выбранного решения и оценка его эффективности.
ДРУЖЕСКАЯ СИСТЕМА  ПОДДЕРЖКИ. Это союз между членами группы. Тех, кто входит в систему поддержки, обучают тому, чтобы они давали подкрепление и могли, как критиковать, так и принимать критику от других.
Обычно члены группы выбирают другого в качестве инструктора, отслеживают поведение друг друга  в группе и напоминают друг другу  о необходимости выполнять свои обязательства и практиковать то, чему они научились.
В группах рационально-эмотивной терапии
Основал А.Эллис, который  был первооткрывателем огромного  количества методов, ориентированных  на мышление, чувства и действия. Целью этого подхода состояла в том, чтобы помочь участникам оценить  свое прежнее поведение и планировать  изменения, научить их реалистичному  и ответственному поведению.
Когнитивные методы: КОГНИТИВНОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Клиентам даются домашние задания, состоящие из различных способов применения А-В-С теории (теория личностных и эмоцио
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.