На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Цена в рыночной экономике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       Содержание:
                                                                                             стр.
Введение………………………………………………………
1. Цены и ценообразование………………………………....
1.1. Содержание цены..........................................................
1.2. Задачи ценообразования………………………………..
2.Виды цен в рыночной экономике………………………...
3. Механизмы формирование цен………………………….
3.1. Методы на основе издержек……………………………
3.2. Рыночные методы……………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список  литературы…………………………………………..
Приложения…………………………………………………..
Последний лист курсовой работы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Цена  – это денежное выражение стоимости  товара. В экономике под единым понятием «цена» понимается множество разновидностей цен, включая оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные рыночные, государственные, мировые и ряд других.
       В экономической жизни роль цен  определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние  на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и  предпринимательских структур, и  домашних хозяйств, и народного хозяйства  в целом.
       Особенно  велика их роль в рыночной экономике, где свободные цены выступают  основным регулятором хозяйственных  отношений. Цены являются также важным объектом государственного регулирования, благодаря которому государство  осуществляет свою политику в условиях рынка.
       Цены  определяют эффективность внешнеэкономической  деятельности.
       Формирование  цен, отвечающих требованиям рыночной экономики, связано с комбинированием современных знаний экономики, бухгалтерского учета, финансового менеджмента, маркетинга, налогового и таможенного законодательств.
       Рынок диктует условия выживания. Поэтому  правильно выбранная ценовая  политика, грамотная тактика формирования цен, экономически выверенные методы ценообразования  составляют основу успешной деятельности любого предприятия, независимо от форм собственности. Целью моей курсовой работы является изучить понятие цены, ее видов и основ ценообразования. 
 

1. Цены и ценообразование.  

       Цены  и ценообразование являются одним  из ключевых элементов рыночной экономики. Цена – сложная экономическая  категория. В ней пересекаются практически  все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь  это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, созданию, распределению  и использованию ВВП и национального  дохода.
       В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый  товар. В условиях рыночной экономики  цена является характеристикой товара на рынке. Именно здесь сталкиваются спрос на продукцию или услугу, предложение, полезность предлагаемого  товара, целесообразность его приобретения. Товар или цена проходят непосредственную проверку рынка, где формируется  окончательная цена товара или услуги – равновесие между спросом и  предложением. 

       1.1. Содержание цены 

       Для предприятий основным по значимости элементом в составе цены товара является его себестоимость. В соответствии с наиболее общим определением себестоимость  — это выраженные в денежной форме  затраты на производство и реализацию продукции.
       Зарубежная  практика учета затрат и себестоимости  в значительной степени базируется на теории разграничения затрат на постоянные и переменные в зависимости  от изменения объема производства. Объясняется это тем, что на предприятиях, работающих в рыночных условиях, часто  возникают ситуации, связанные с  колебаниями загрузки производственных мощностей. Подобные колебания влекут за собой изменения в объемах продаж. Это, в свою очередь, существенно влияет на уровень себестоимости продукции и, как следствие, на финансовые результаты.
       К переменным относят затраты, величина которых изменяется с изменением степени загрузки производственных мощностей (объема выпуска). Сюда включают затраты на сырье и основные материалы, заработную плату основных производственных рабочих, затраты на топливо и  энергию для технологических  целей.
       К постоянным затратам принято относить такие, величина которых не меняется с изменением степени загрузки производственных мощностей (объема выпуска). Это, например, амортизация, арендная плата, проценты по кредитам. Следует отметить важнейшую  особенность постоянных затрат —  с ростом объема производства они  уменьшаются в расчете на единицу  продукции. Именно поэтому при увеличении загрузки производственных мощностей  и росте объемов продаж себестоимость  отдельного изделия снижается, что  приводит в конечном итоге к росту  массы прибыли предприятия.
       Общие или полные затраты на выпуск продукции, включаемые в себестоимость, традиционно  служили в нашей стране базой  при формировании цен на продукцию  предприятий.
       Помимо  себестоимости другим важнейшим  для предприятий элементом цены является прибыль. Прибыль — это  форма дохода, полученного после  того, как товар будет реализован по установленной цене.
       После уплаты налогов предприятия получают чистую прибыль (по-другому она называется прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия). Предполагается, что рациональный предприниматель должен быть нацелен  на получение максимально возможного объема прибыли.
       Относительной величиной прибыли является - рентабельность. В ценообразовании важна рентабельность изделий, которая аналогична рентабельности затрат. Она показывает эффективность выпуска, поскольку отражает взаимосвязь массы прибыли, полученной от реализации продукции, и использованных на ее производство затрат.
       Прибыль от реализации продукции по свободным  оптовым (отпускным) ценам определяется как разница между выручкой от реализации продукции и товаров  по свободным отпускным ценам, без  налогов и сборов, не относящихся  на себестоимость, и затратами, включенными  в себестоимость (на производство и  реализацию). Никаких предельных нормативов рентабельности при этом не предусматривается. Вместе с тем налоговая практика свидетельствует о том, что при  установлении цены конкретного изделия  в ее состав должна включаться прибыль, рассчитанная исходя из уровня рентабельности в размере не менее 25%.
       Функции по оптовым закупкам, хранению и  продаже продукции потребителям-предприятиям или розничным продавцам осуществляют снабженческо-сбытовые, заготовительные  предприятия, оптово-посреднические фирмы, торгово-закупочные предприятия, предприятия  оптовой торговли. Все перечисленные  субъекты сферы обращения несут  соответствующие расходы по закупкам товаров, их реализации. Возмещение всех издержек оптовой торговли осуществляется с помощью снабженческо-сбытовых надбавок. Последние, по существу, есть цена за услуги оптового звена, поэтому, как любая цена, включает затраты  и прибыль.
       Расходы, связанные с реализацией товаров  розничными торговыми предприятиями  населению, возмещаются через торговую надбавку. Если по продукции и товарам  применяются регулируемые торговые надбавки, предприятия торговли используют торговую надбавку установленных размеров.
       На  предприятиях общественного питания  цены на реализуемую продукцию формируются  исходя из свободных отпускных цен  или цен закупки на эту продукцию и единой наценки (вместо торговой надбавки и наценки) или торговой надбавки и наценки.
       Величина  издержек обращения связана с  условиями купли-продажи. Чем больше посредников участвуют в реализации товара, тем выше издержки обращения, тем выше уровень продажной цены. Поэтому создание или возникновение  в стране крупных оптово-торговых фирм будет способствовать удешевлению  товародвижения. Крупные оптовики чаще всего сами определяют свою отпускную  и розничную цены, определяя долю другого , посредника или розничного продавца в этой цене. В таких случаях имеет место оптовая или торговая скидка.
       Важное  место в составе цены занимают налоги. По своей организационно-экономической  сути, налог — это принудительный сбор, платеж, взимаемый государством с имущества и доходов хозяйствующих  субъектов, физических лиц для покрытия государственных расходов, решения  задач социально-экономической политики.
       В состав цены включаются следующие виды налогов: социальные налоги, налог на добавленную стоимость, акциз и  не имеющий значения как самостоятельный  элемент цены, налог на прибыль.
       Социальные  налоги — это отчисления в пенсионный фонд , в фонд социального страхования, в фонд занятости, в фонд медицинского страхования (ЕСН ставка 26%). Величина перечисленных социальных налогов включается в себестоимость продукции в качестве самостоятельной статьи затрат — отчисления на социальные нужды.
       По  объекту налогообложения различают  прямые и косвенные налоги.
       Прямые  налоги устанавливаются на доход  и имущество физических и юридических  лиц, производящих уплату налогов. Это  подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль (ставка 20%) предприятий, налог на доходы банков, земельный  налог, лесной налог.
       К косвенным налогам относятся  налоги на товары и услуги, уплачиваемые в цене товара или включаемые в  тариф. Косвенные налоги — это  налог на добавленную стоимость (НДС ставка 10%- 18%), налог с продаж (ставка не более 5%) акцизы, таможенные пошлины.
       Предприятия рассматривают налоги как предпринимательские  издержки. Поэтому проводимая государством политика в области налогов оказывает  непосредственное влияние на предложение. С ростом налогов увеличиваются  издержки производства и сокращается предложение. Снижение налога на данный товар (НДС, акциз), как и государственные дотации уменьшают издержки производителя , и увеличивают предложение.
       1.2. Задачи ценообразования 

       Основными задачами ценообразования могут  быть:
       Обеспечение выживаемости предприятия. Эта задача выходит на первый план в условиях острой конкуренции или резко  меняющихся потребностей покупателей.
       Максимизация  текущей прибыли, повышение уровня рентабельности. Совершенно очевидно, что, поставив такую задачу, предприятия  увеличивают доходность, расширяют  воспроизведенные, в том числе  и инвестиционные, возможности предприятия.
       Завоевание  лидерства по показателям доли рынка. Многие исходят из предположения, что  предприятие, которому принадлежит  большая доля рынка, будет иметь  самые низкие издержки и самые  высокие долговременные прибыли.
       Завоевание  лидерства по показателям качества. Предприятие, решившее делать ставку на качество своих товаров, несет большие  издержки, связанные с поведением научно-исследовательских и конструкторских  работ, но и цены, как правило, устанавливает  более высокие, чем цены конкурентов. 
 
 
 
 

       2. Виды цен в рыночной экономике. 

       По  ряду признаков цены подразделяются на отдельные виды. Рассмотрим основные, широко распространенные виды цен.
       Виды  цен в зависимости от сфер торговли. На цены накладывает отпечаток вид  торговли товарами и услугами, посредством которого реализуются товары, масштабы торговых операции и характер реализуемого товара. По этим признакам цены делятся на оптовые, розничные, закупочные и тарифы.
       Оптовыми  называются цены, по которым продукция  реализуется крупными партиями, в  условиях так называемой оптовой  торговли. Система оптовых цен  применяется в торгово-сбытовых операциях между предприятиями, а также при реализации продукции  через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на торговых биржах и в любых других торговых организациях, продающих товары оптом, в значительном количестве.
       В сложившейся российской торговой практике было принято различать цены применительно  к продукции производственно-технического назначения и так называемые отпускные  цены применительно к продукции  потребительского назначения.
       Обычно  по оптовым ценам предприятия-производители  реализуют продукцию либо друг другу, либо торговым посредникам. Чаще всего  необходимость в оптовой продаже  возникает, когда производство продукции  локализовано в ограниченном количестве пунктов, а сфера потребления  имеет обширный радиус.
       Розничными  принято называть цены, по которым  товары продаются в так называемой розничной торговой сети, то есть в  условиях их продажи индивидуальным покупателям, при относительно небольшом  объеме каждой продажи. По розничным  ценам обычно реализуются товары народного потребления населению  и в меньшей мере - предприятиям, организациям, предпринимателям.
       Посредством торговли по розничным ценам чаще всего обслуживаются конечные потребители, домашние хозяйства, граждане.
       Розничная цена обычно выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой  компенсируются издержки обращения  в розничной торговле и создается прибыль организаций и учреждений розничной торговли.
       Закупочные  цены – это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения. В российской экономической практике были и в определенной степени продолжают быть распространенными государственные закупки сельскохозяйственной продукции у ее производителей по закупочным ценам для продовольственного снабжения городского населения, районов Крайнего Севера, армии и создания государственных резервов. Однако в принципе термин "закупочные цены" можно трактовать гораздо более широко, применительно ко всем видам государственных закупок.
       Определенной  спецификой обладают цены на услуги, представляющие виды деятельности, при которых не создается продукт в его материально-вещественной форме, но изменяется качество имеющегося продукта. Чаще всего производство услуги совпадает с началом ее потребления. Специфичность услуг  как вида деятельности накладывает  отпечаток на формирование цен на услуги, именуемых тарифами (расценками). При установлении тарифов на услуги учитывается не только объем работ, но и временной фактор, существенную роль играет качество. Типичными примерами тарифов являются уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг, плата за телефон, за пользование радио и телевидением.
       При переходе общества к рынку появляется такой классификационный признак, как степень свободы цен от воздействия государства при  их определении. В зависимости от этого классификационного признака различают следующие виды цен.
       Свободные цены – свободно складываются на рынке  под воздействием спроса и предложения, независимо от какого бы то ни было прямого  влияния государственных органов. Государство может воздействовать на эти цены (их уровень) лишь косвенно – путем влияния на конъюнктуру  рынка доступными ему способами, например, установить «правила игры»  на рынке с помощью мер, ограничивающих недобросовестную конкуренцию и  монополизацию рынка. С этой целью  вводится ряд запретов: на горизонтальное фиксирование цен, на вертикальное фиксирование цен, на ценовую дискриминацию, на демпинг, на недобросовестную ценовую рекламу.
       Регулируемые  цены – складываются под влиянием спроса и предложения, но испытывают при своем формировании определенное воздействие государственных органов, которое осуществляется методами либо прямого ограничения роста или  снижения цен, либо путем регламентации  рентабельности, либо путем установления предельных надбавок или коэффициентов  к фиксированным ценам прейскуранта, либо путем установления предельных значений элементов цены, либо каким-нибудь аналогичным методом.
       Фиксированные цены – прямо устанавливаются  государством в лице каких-либо органов  власти и управления (например, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации или отдела (управления) цен региональных органов  власти и управления). Существуют такие  формы фиксирования цен, как: прейскурантные цены, «замораживание» рыночных свободных цен, фиксирование монопольных цен. Такие цены устанавливаются в экстремальных условиях (в случае войны, стихийных бедствий, кризиса в экономике, острого дефицита товаров).
       Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, обладают следующими специфическими чертами:
       1) отражают внешнеэкономические связи  государства с другими странами;
       2) находятся в зависимости от  цен мировых рынков, отражающих  условия производства и реализации  мирового хозяйства.
       Внешнеторговые  цены используются при экспорте товаров  и их импорте. Внешнеторговые сделки осуществляются, как правило, на базе цен основных мировых товарных рынков.
       Мировая цена есть денежное выражение мировой  интернациональной стоимости товара. Она формируется под воздействием спроса и предложения того или  иного товара на мировом рынке, колебаний  валютных курсов. 

3 Методы формирования  цен 

       Оптимально  возможная цена продукции должна полностью возмещать все издержки на производство, распределение и  сбыт товара, а также обеспечивать получение определенной нормы прибыли.
       Выбор метода ценообразования зависит  от основной ориентации – либо на производство, либо на рыночный спрос. Выделяют методы полных, предельных, прямых издержек производства, метод расчета цен на основе анализа  безубыточности и обеспечения целевой  прибыли. Также находят применение параметрические методы ценообразования: на основе уровня текущих цен, метод  установления цены на основе « ощущаемой  ценности», метод «запечатанного конверта». 

       3.1. Методы на основе издержек 

       Метод установления цены товара на основе издержек производства (иногда его называют метод надбавок) широко используется в предпринимательской практике и отражает традиционную ориентацию на производство и в меньшей степени  — на рыночный спрос. Встречаются  две разновидности этого метода:
       - с использованием полных издержек  производства;
       - с использованием предельных  издержек производства.
       Метод полных издержек. Расчет цены этим методом  основан на разделении издержек производства на постоянные и переменные. Сущность метода: к полной сумме затрат прибавляют надбавку, соответствующую норме  прибыли, принятую в данной отрасли  или равную желаемому доходу от оборота. Модель определения цен этим методом  имеет вид 

       P = C (1+ Rc) (1) [2]  

       где P – цена;
       C – издержки;
       Rc - рентабельность ( прибыль отнесенная к затратам ) %
       Метод предельных издержек. Сущность метода: к переменным затратам на единицу  изделия прибавляется сумма, покрывающая  достаточную норму прибыли. Формула  имеет вид 

       Р = МС + МС* R/100 (2) [2] 

       где Р – цена;
       МС  – предельные издержки;
       R – рентабельность %
       Другой  метод ценообразования, основанный на издержках, направлен на получение  целевой прибыли (метод безубыточности). Этот метод дает возможность сравнить размеры прибыли, получаемой при  различных ценах, и позволяет  фирме, которая уже определила для  себя норму прибыли, продавать свой товар по такой цене, которая при  определенной программе выпуска  позволила бы в максимальной степени  добиться выполнения этой задачи.
       В этом случае цена сразу устанавливается  фирмой из расчета желаемого объема прибыли. Однако для возмещения издержек производства необходимо реализовать  определенный объем продукции по данной цене или же по более высокой  цене, но не меньшее ее количество. Здесь  особую важность приобретает ценовая  эластичность спроса.
       Такой метод ценообразования требует  от фирмы рассмотрения разных вариантов  цен, их влияния на объем сбыта, необходимый  для преодоления уровня безубыточности и получения целевой прибыли, а также анализа вероятности  достижения всего этого при каждой возможной цене товара.
       Точка безубыточности – это минимально необходимый объем сбыта, она  определяется как отношение постоянных издержек производства к разнице  между ценой и удельными переменными  издержками.
       X = FC /( P – VC) (3) [2] 

       где Х – безубыточный объем производства;
       P – цена единицы продукции;
       FC – постоянные затраты;
       VC – переменные затраты в расчете на единицу продукции.
       Отсюда  можно определить максимальную сумму  издержек, если известны значения остальных  величин. 

       FC = X(P – VC) (4) [2]  

       3.2. Рыночные методы 

       Установление  цены на основе «ощущаемой ценности»  товара является одним из самых оригинальных методов ценообразования. В данном методе затратные ориентиры отходят  на второй план, уступая место восприятию покупателями товара. Для формирования в сознании потребителей представления  о ценности товара продавцы используют неценовые приемы воздействия; предоставляют  сервисное обслуживание, особые гарантии покупателям, право использования  товарной марки в случае перепродажи . Цена в этом случае подкрепляет ощущаемую ценность товара.
       Установление  цены на уровне текущих цен. Назначая цену с учетом уровня текущих цен, фирма в основном отталкивается  от цен конкурентов и меньше внимания обращает на показатели собственных  издержек или спроса. Она может  назначить цену на уровне выше или  ниже уровня цен своих основных конкурентов. Этот метод используется как инструмент политики цен в первую очередь  на тех рынках, где продаются однородные товары.
       Установление  цены на основе метода «запечатанного конверта» применяется, в частности, в тех случаях, когда несколько  фирм конкурируют друг с другом в  борьбе за контракт. Наиболее часто  это бывает, когда фирмы участвуют  в объявленных правительством тендерах. Тендер представляет собой цену, предложенную фирмой, при определении которой  исходят, прежде всего, из цен, которые  могут назначить конкуренты, а  не из уровня собственных издержек или величины спроса на товар. Цель состоит в том, чтобы получить контракт, и поэтому фирма пытается установить свою цену на уровне ниже предложенного  конкурентами. Однако в результате получаемой информации о возможных  действиях конкурентов фирма  иногда предлагает цену ниже себестоимости  своей продукции с тем, чтобы  обеспечить полную загрузку производства.
       Остановив свой выбор на одной из перечисленных  методик, предприятие может приступить к расчету цены, которая должна учитывать психологическое восприятие покупателем товара. Назначаемая  цена должна соответствовать ценовому образу предприятия и его ценовой  политике. Необходимо также учитывать  реакцию конкурентов на предполагаемую цену. 
 

Заключение 

       Написав курсовую работу я могу сделать следующие выводы.
       Цена, является одним из важнейших экономических  рычагов в повышении эффективности  производства.
       Цена  должна обеспечивать производителю  возмещение затрат с определенной прибыльностью, а потребителю – экономическую  выгоду от пользования этим товаром.
       Виды  цен дифференцируются в зависимости от характера обслуживаемого оборота на оптовые цены предприятия, оптовые цены промышленности, розничные цены, закупочные цены, тарифы грузового и пассажирского транспорта, тарифы на платные услуги, цены внешнеторгового оборота, а также цены подразделяются на свободные (рыночные), регулируемые и фиксированные, исходя из роли государства в определении цены. 
 
 
 
 

       Список  литературы
       Видяпин В.И., Данько Т.П., Слепов В.А. "Предпринимательство: маркетинг и цены" Учебное пособие. - М.: из-во Рос. экон. акад., 1992 - 130с.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.