На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Классификация экскурсий

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание
Введение                                                                                                                4
1   Классификация экскурсий  и их характерные особенности                         6             
      Понятие экскурсии                                                                                     6
      Классификация экскурсий в дореволюционный период                       11                                                         
1.3     Современная   классификация экскурсий . Характерные 
особенности экскурсий по  отдельным группам                                                21                                         
2 Технологическая документация экскурсии «паблик-Арт                         Аниша капура»                                                                                                      32
   2.1     Технологическая  карта экскурсии                                                          32
   2.2     Контрольный  текст экскурсии                                                                40
Выводы и рекомендации                                                                                      54
Библиографический список       56
Приложение А «Карточки  объектов»                                                                  58
 
 
 
 
         
Изм
Лист
№ документа
Подпись
Дата
Разработ.
Машкова Т. А.
    Классификация экскурсий и их характерные особенности
Литера
Лист
Листов
Проверил
        у
  3
58
        ГОУ ВПО
 «ЮРГУЭС»(группа)
Н. контр.
     
Утверд.
     
 
 
 
Введение
          Экскурсионное дело – важный  раздел культурно-просветительной  работы среди населения. Экскурсионному  делу – свыше ста лет, но  наиболее интенсивным было его  развитие в 1970-е и 1980-е годы  прошлого столетия. Об этом свидетельствуют:  ежегодное участие в экскурсиях  полумиллиарда человек; десятки  тысяч экскурсионных тем; семидесятитысячная  армия экскурсоводов; тысячи организаций,  активно проводившие экскурсионную  работу; развитие теории и методики  экскурсионного дела.
             В эти годы был осуществлен  переход лидерства от учреждений  Министерства культуры к профсоюзам  – Центральному совету по туризму  и экскурсиям (ЦСТЭ) ВЦСПС и его  организациям на местах. Большую  роль сыграло создание почти  тысячи бюро путешествий и  экскурсий, экскурсионных бюро  в городах, рабочих и курортных  поселках страны.
  Основная цель экскурсий - содействие всестороннему развитию личности, подготовка активных и сознательных строителей коммунизма.
Развитие экскурсионного дела потребовало разработки методологических и теоретических основ. Ведущую  роль в этом сыграли  Главное экскурсионное  управление ЦСТЭ и Институт повышения  квалификации работников туристско-экскурсионных  организаций (ныне Российская международная  академия туризма).
    После двадцати  лет работы, в которой приняла  участие экскурсионная кафедра  названного института, были определены  функции, признаки и аспекты  экскурсий, сущность и особенности  двух важнейших элементов –  показа и рассказа – экскурсионного  метода; выработаны классификация  экскурсий и дифференцированный  подход к экскурсионному обслуживанию  населения; разработаны основы  методологии и методики, элементы  экскурсионной педагогики и психологии, а также определены составные  части экскурсионного дела и  особенности профессионального  мастерства экскурсовода.
            Вопрос о классификации экскурсий  всегда находился в центре  внимания  экскурсионных работников  и ученных экскурсионистов. Первые  попытки  решения этой проблемы  относится к концу 20-х годов.  Учёный экскурсионист В. А.  Герд говорил о своем  варианте  классификации форм экскурсионной  работы, что основной целью будет  разделение экскурсий на группы  и подгруппы и выделение тех  основных черт, которые определяют  характер ведения экскурсий, т.е.  помогают руководителю ориентироваться  во всех вопросах ее разработки. Это выделение основных черт  даст несколько центральных типов  экскурсий, к которым будут  примыкать промежуточные классификационно  неясные экскурсии. 
        Объектом исследования является экскурсионная деятельность.
Предмет исследования – классификация экскурсий. При написании данной работы были использованы общетеоретические методы анализа и синтеза.
Целью данной курсовой работы является  изучить классификацию экскурсий и их особенности. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
    изучить понятие экскурсии;
    изучить классификацию в дореволюционный период
    изучить современную классификацию экскурсий;
    выявить характерные особенности экскурсий по отдельным группам;
    научиться  разрабатывать экскурсию-урок;
    рассмотреть способы составления методической разработки;
    ознакомиться с правилами составления контрольного текста экскурсии;
Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что правильная классификация экскурсий имеет большое значение в успехе проведения экскурсии.
 
 


 
    Классификация экскурсий и их характерные особенности
1.1  Понятие   экскурсии
           Слово «экскурсия» происходит  от латинского «экскурсио». В  русский язык это слово проникло  в XIX в. и первоначально означало  «выбегание, военный набег», затем  – «вылазка, поездка». Позднее произошло  видоизменение этого слова по  типу имен на «ия» (экскурсия).                                                                                  
           Каждая экскурсия представляет  особый процесс деятельности, суть  которого обусловлена конкретными  закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность  и др.). Впервые о закономерности  экскурсий было сказано на  научной конференции, проведенной  в 1978 г.                                                                                 
          В ходе экскурсионного процесса  экскурсовод помогает экскурсантам  увидеть объекты, на основе  которых раскрывается тема (первая  задача), услышать об этих объектах  необходимую информацию (вторая  задача), ощутить величие подвига,  значение исторического события  (третья задача), овладеть практическими  навыками самостоятельного наблюдения  и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении  последней задачи большое место  занимает формирование умения  видеть.                                                Умение видеть как эстетическое  восприятие сводится к умению  воспринимать архитектурные массы,  краски, линии всякого рода, группировки  масс, красок, линий и их комплексы  в условиях перспективы, света,  воздуха, угла зрения.                                                                                                      
          Умение видеть эстетическое восприятие  заключается в следующем: во-первых, надо уметь найти в экскурсионном  объекте типичные черты и особенности  историко-культурного характера;  во-вторых, надо уметь определить  наслоения в экскурсионном объекте,  сделанные временем, и его эволюцию; в-третьих, надо уметь найти  исторические факты в монументальных  и музейно-исторических памятниках  – задача, всегда требующая больших  знаний и навыков.                                                                 
          Материал экскурсии, профессиональное  мастерство экскурсовода в его  изложении дают возможность экскурсантам  анализировать, делать необходимые  выводы. Эти умения в ходе показа  и рассказа экскурсантам прививает  экскурсовод. При этом в качестве  активных помощников экскурсовода  выступают авторы экскурсии. Об  этом говорил известный теоретик, критик и педагог А. В. Бакушинский:  «Методическая разработка материала,  обусловленная целью, всеми задачами  и планом экскурсии, должна  быть направлена к пробуждению  самостоятельности восприятия и  оценок».                                                                                                                            
       Одна  из задач экскурсии – выработать  у экскурсантов отношение к  теме экскурсии, деятельности  исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии  и дать ей свою оценку.                                                           
       Дать  оценку – значит составить  представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль  кого-нибудь или чего-нибудь, признать  чьи-то достоинства, положительные  качества.                                                                           
       Оценка  экскурсии – это выводы экскурсанта,  к которым его подводит экскурсовод.                                                                                                                            
       Отношение  к экскурсии нужно понимать  как определенный взгляд экскурсанта  на исторический период, которому  посвящена экскурсия; восприятие  каких-либо действий; понимание конкретной  ситуации, в которой находился  писатель, скульптор (художник), создавая  свое произведение.                                                                                                                      
       В этом  процессе большую роль играют  материал экскурсии, подача его  экскурсоводом, «угол зрения»  на событие и оценка его  экскурсоводом, а также убежденность  экскурсовода в своей правоте.  Главное в этом процессе –  проблема понимания.  Большинство  экскурсантов воспринимают точку  зрения экскурсовода, которая становится  основой понимания материала  и выработки отношения к предмету  показа и рассказа.                                                       
       Экскурсия  – методически продуманный показ  достопримечательных мест, памятников  истории и культуры, в основе  которого лежит анализ находящихся  перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о  событиях, связанных с ними. Рассмотрим  несколько формулировок термина  «экскурсия», которые были опубликованы  в различных изданиях за последние  70 лет.  Первая из них выглядит  так: «Экскурсия – есть прогулка, ставящая своей задачей изучение  определенной темы на конкретном  материале, доступном созерцанию»  (М. П. Анциферов, 1923 г.).                                                                                                                     
          Характеризуя место экскурсионной  деятельности во внешкольной  работе с детьми, экскурсионист  Л. Бархаш считал, что экскурсия  – это наглядный метод получения  определенных знаний, воспитания  путем посещений по заранее  разработанной теме определенных  объектов (музей, завод, колхоз  и т.д.) со специальным руководителем  (экскурсоводом).                        Приведем также одно из последних  по времени опубликования определений:  «Экскурсия – особая форма  учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная  деятельность учителя-экскурсовода  и руководимых им школьников-экскурсантов  в процессе изучения явлений  действительности, наблюдаемых в  естественных условиях (завод, колхоз, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в специально созданных  хранилищах коллекций (музей,  выставка)». Таковы мнения ученых- экскурсионистов.                                                          
          Рассмотрим толкования термина  «экскурсия», данные в различных  словарях и энциклопедиях. Самое  раннее (1882 г.) толкование этому термину  дает В. Даль: «Экскурсия –  проходка, прогулка, выход на поиск  чего-то, для собирания трав и  пр.». В Малой советской энциклопедии (1931 г., т. 10, с. 195) термин раскрыт следующим  образом: «Экскурсия – коллективное  посещение какой-либо местности,  промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно  с научной или образовательной  целью».   Подробное пояснение  термину «экскурсия» дает Большая  советская энциклопедия (1933 г., т. 63, с. 316): «один из видов массовой  культурно-просветительной, агитационной  и учебной работы, имеющей целью  расширение и углубление знаний  подрастающего поколения…».          В Толковом словаре русского  языка (под руководством Л.  Н. Ушакова, 1940 г.) слово «экскурсия»  поясняется как «коллективная  поездка или прогулка с научно-образовательной  или увеселительной целью».                                               В Малой советской энциклопедии (1960 г., т. 10, с. 770) сказано, что «экскурсия  – коллективная поездка или  поход в достопримечательные  места с научной, общеобразовательной  или культурно-просветительной целью».    В Большой советской энциклопедии (1978 г., т. 29, с. 63) дано следующее определение:  «Экскурсия – посещение достопримечательных  чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность  и т.д.), форма и метод приобретения  знаний. Проводится, как правило,  коллективно под руководством  специалиста-экскурсовода». Другие  толкования более позднего времени  не отличаются оригинальностью  и ничего не добавляют к  ранее сделанным характеристикам.                                                                                         
          В приведенных определениях экскурсии  можно обнаружить некоторые расхождения.  Они не случайны и не дают  оснований для выводов о существовании  противоположных точек зрения  на экскурсию. Каждая формулировка  имеет отношение к функционированию  экскурсии в определенный период  времени. Отсюда – различия  в формулировках целей, задач  и форм проведения экскурсий,  характерных для того или иного  времени. С годами происходит  усложнение задач. Перед экскурсиями  ставятся иные цели, меняются  формы их проведения. При этом  ярче проявляют себя особенности  экскурсии, ее отличия от других  форм культурно-просветительской  работы. И в то же время нельзя  пройти мимо попыток отдельных  ученых ограничить экскурсию  более узкими рамками.   
           В некоторых словарях, например  в Кратком педагогическом словаре  (1989 г., с. 300–310) и методических пособиях, экскурсия рассматривается как  одна из форм наглядного обучения, учебно-воспитательной работы. При  этом подчеркивается значение  только одной из сторон, а именно  то, что экскурсии переносят процесс  обучения в обстановку наблюдения  предметов  (объектов), находящихся  в окружающей среде или выставленных  в музее.[1,с 15-20]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.2  Классификация  экскурсий в дореволюционный  период 
          Начало развития экскурсионного  дела в России приходится на    II половину XVIII и тесно связано  с развитием педагогики. Передовые  по тому времени педагоги Н.  И. Новиков, Ф. И. Янкович  де Мериево, В. Ф. Зуев высказывали  идеи о целесообразности организации  для детей «прогулок в природу». Эти идеи черпались из переведенных  на русский язык произведений  известного чешского педагога  Я. А. Коменского, который придавал  большое значение наглядности  в системе обучения и воспитания. Благодаря деятельности педагогов,  рекомендации о проведении школьных  экскурсий нашли отражение в  «Уставе народных училищ» (1786 г.), а в «Школьном уставе» (1804 г.) указывалось, что следует проводить  не только «прогулки в природу», но и совершать экскурсии на  мануфактуры, в мастерские ремесленников  и на другие предприятия. Однако  такие экскурсии в то время  проводились крайне редко.
           Идею применения экскурсии как  активного метода обучения поддержал  выдающийся русский педагог и  ученый К. Д. Ушинский. А со  временем экскурсию как передовой  элемент обучения стали использовать  педагоги отдельных коммерческих  училищ и высших учебных заведений.
           Таким образом, в течение начального  периода своего развития экскурсионное  дело базировалось на основах  школьной педагогики. Учителя и  методисты при подготовке и  проведении экскурсий исходили  из задач и требований общеобразовательной  школы; классификации, признаки, функции экскурсий также определялись  в расчете на экскурсии для  школьников. В этот период практиковались  в основном познавательные экскурсии  по естественной тематике.
           Вместе с учебными появились  и первые внеучебные  экскурсии.  Рост их числа приходится на II половину XIX века, которая отмечена  развитием буржуазных отношений  в России. Внеучебные экскурсии  были немногочисленными, случайными  и носили развлекательный характер. В них участвовали только представители  господствующего класса, совершавшие  путешествия и экскурсии в  основном в Крым и на Кавказ.
          В Петербурге, Москве, Екатеринославе (ныне Днепропетровск) и других  городах с развитой промышленностью  по инициативе научных обществ  создавались художественно-промышленные  выставки и музеи. Их открытие  сыграло важную роль в развитии  экскурсионного дела, так как  положило начало появлению нового, музейного вида экскурсий. В  музейных экскурсиях впервые  делалась попытка осуществить  экскурсионное общение не только  с детьми, но и со взрослыми,  то есть всей массой экскурсантов. Так, в 1872 г. в Москве был  открыт Политехнический музей,  где проводились первые внешкольные  экскурсии – бесплатные «воскресные  объяснения коллекций».
          В это же время расширились  слои населения, которые приобщались  к литературе, просвещению и науке.
         Наиболее образованные и передовые  люди путешествовали и совершали  экскурсии с познавательной целью.  Для этого они создавали небольшие  по составу организации – общества  и клубы, существовавшие на  их личные средства или на  средства крупных меценатов. Так,  в 1877 г. в Тифлисе было основано  «Общество любителей естествознания»,  члены которого совершали экскурсии  в целях изучения географии,  этнографии, флоры и фауны. Они  не только сами познавали природу  и культуру края, но и проводили  экскурсии для тех, кто интересовался  данными вопросами.
           В 1890 г. в Одессе появился  Крымский горный клуб, который  в первые годы открыл филиалы  в Ялте, Севастополе, а затем  и в Екатеринославе.
           В 1895 г. создается Российское  общество туристов (РОТ), объединившее  несколько немногочисленных клубов  и распространившее свое влияние  на отдаленные территории России. РОТ ставило своей целью распространение  всех видов туризма, содействие  физическим упражнениям, имеющим  отношение к туризму, а также  осуществление научных исследований  в области географии, истории,  этнографии, естествознания. Задачами  общества были организация экскурсий  по крупным городам России  и знакомство туристов с природой  Крыма, Кавказа, Урала, Средней  Азии. Позднее РОТ усилило свою  деятельность в развитии путешествий  с образовательными целями. В  основном РОТ было популярно  в аристократических кругах.
          Развитию экскурсионного дела  в России способствовала организация  в 1900 г. в Москве и деятельность  Русского горного общества. Его  учредителями стали такие ученые, как Д. И. Анучин, В. И. Вернадский,   И. В. Мушкетов, П. П. Семенов-Тяньшанский,  а членами являлись писатель  В. А. Гиляровский, географы  Ю. М. Шокальский, В. Е. Шуровский  и другие ученые–энтузиасты.  Общество издавало журнал «Ежегодник  Русского горного общества», в  котором освещалась его исследовательская  и просветительская работа.
          С 1902 г. по 1909 г. в Пятигорске  функционировало «Кавказское горное  общество». Одним из направлений  его деятельности было проведение  экскурсий, которые проходили  под руководством членов общества. В связи с ростом числа экскурсантов  общество подготовило специальных  руководителей экскурсий, которые  осуществляли общее руководство  группой и давали пояснения  об объектах, интересующих участников  экскурсии. Появление подготовленных  руководителей экскурсий явилось  шагом вперед в развитии экскурсионного  дела в России.
           Еще в 1896 г. Министерство просвещения  России высказало положительное  отношение к «дальним поездкам  учащихся», а в 1902 г. оно издало  распоряжение о желательности  введения в практику средних  учебных заведений местных экскурсий.  Чтобы оказывать помощь школьникам–экскурсантам,  в 1910 г. была образована Комиссия  по организации и осуществлению  учебно-воспитательных экскурсий  для учащихся средних учебных  заведений Московского учебного  округа. Впоследствии она была  преобразована в постоянную Центральную  экскурсионную комиссию под руководством  В. И. Комарницкого, которая   выпускала также серию небольших  иллюстрированных пособий-путеводителей  «Спутник экскурсанта» для проведения  учебных экскурсий-прогулок по  Москве и Подмосковью и занималась  организацией лекций для экскурсоводов.
          В 1907 г. при РОТ была создана  организация «Экскурсии по России»,  в задачу которой входило проведение  экскурсионной работы среди учителей  и преподавателей. С 1910 г. В  Москве работала Комиссия по  организации образовательных экскурсий,  которая ведала поездками за  границу русских учителей.
          Интерес к экскурсионной работе  и ее методике нашел отражение  и в появлении соответствующих  периодических изданий. Так, с  1889 г. по 1913 г. РОТ  ежемесячно  выпускало журнал «Русский турист».  В 1914–1916 гг. выходили журналы  «Экскурсионный вестник» (Москва), который  издавал также путеводители по  различным маршрутам, «Русский  экскурсант» (Ярославль), «Школьные  экскурсии и школьные музеи  в Одессе».                            
          Вопросы методики проведения  экскурсий были предметом обсуждения  на Всероссийских учительских  съездах (1906–1916 гг.). Наряду с увеличением  числа путешествий и экскурсий  и расширением их географии,  наблюдается заметное увеличение  числа экскурсантов, интересующихся  осмотром частных собраний произведений  искусства известных художников  и скульпторов, геологических  коллекций. Как самостоятельный  вид формируется городская экскурсия.  На городских экскурсиях группы  экскурсантов знакомились с памятниками  и архитектурными сооружениями  городов, прежде всего Москвы.
          В начале XX века известные педагоги  и методисты  Д. Н. Кайгородов, В. В. Половцев, Е. А. Звягинцев,  Н. Г. Тарасов, С. П. Аржанов,  Н. П. Анциферов, В. А. Герд, И. М. Гревс, Б. Е. Райков  стали заниматься систематизацией  материала по экскурсионному  общению. Ими было положено  начало разработки вопросов теории  и методики экскурсионного дела  на основе обобщения опыта  экскурсионной работы с учащимися.
          Наиболее значительным событием  в развитии методики экскурсионного  дела в этот период явился  выход в 1910 г. книги  Б.  Е. Райкова «Школьные экскурсии,  их значение и организация». В  работе впервые были четко  сформулированы основные принципы  методики проведения школьных  экскурсий преимущественно по  естественнонаучной тематике, а  также по другим предметным  экскурсиям с учетом программных  требований школы того времени.
           Подводя итоги дореволюционного  периода развития экскурсионного  дела в России, можно отметить  следующее.
           До 1907 г. экскурсионное дело развивалось  главным образом как метод  обучения и проведения сначала  учебно-программных, музейных а  затем внемузейных и дальних  экскурсий. С 1907 г. по 1917 г. появились  первые экскурсионные организации  и началась научная разработка  теории экскурсионного дела в  России.
           Несмотря на очевидный подъем  туристско-экскурсионной деятельности  в конце XIX - начале XX века, она  не получила широкого распространения  и не стала общедоступной, другими  словами, не приобрела массовый  характер, оставшись индивидуальной  и элитарной, продолжая держаться  на энтузиазме отдельных лиц.
           В конце XIX - начале XX в.в. передовые педагоги учебных заведений России обратили особое внимание на экскурсионное дело, всё шире развивающееся в стране. В экскурсиях они увидели возможность значительно улучшить преподавание естественных предметов, приблизить учащихся к природе. К этому времени относятся первые статьи, посвящённые экскурсионному делу среди учащихся, в «Записках Крымского горного клуба», в журналах «Русский турист» и «Русская школа».
           Длительное время организация  экскурсий для учащихся оставалась  делом отдельных энтузиастов.  Таким был педагог Александровской  учительской школы в Тифлисе  - Николай Петрович Захаров. Важным  средством обучения он считал  экскурсии, на которых должны  закрепляться знания, полученные  на уроках. Он знакомил своих  учеников на экскурсиях с природой  Кавказа, его историей и культурой.  Экскурсии совершались обычно  всей школой пешком. На природе  учащиеся под руководством преподавателей  наблюдали различные предметы  и явления, учились описывать  их, составлять геологические и  ботанические коллекции. Н.П.Захаров  считал обязательной организацию  экскурсий при изучении истории,  географии и других дисциплин  естественного цикла.[3]
           Важным толчком к расширению  экскурсионной деятельности стал  циркуляр министра народного  просвещения от 2 августа 1900 г.  за №20.185, которым отменялись летние  каникулярные работы учеников  и взамен их рекомендовалось  начальникам учебных заведений  и педагогическим советам организовывать  в период каникул для учащихся  оздоровительные прогулки и путешествия.  Определённую роль в развитии  ученических экскурсий имело  введение 9 марта 1902 г. специального  тарифа №6900 на проезд учащихся, отправляющихся в образовательные  экскурсии. На всех русских  железных дорогах для групп  экскурсантов устанавливался удешевлённый  проезд в вагонах 3 класса, а  воспитанникам низших учебных  заведений при поездках на  расстоянии до 50 км. предоставлялся  бесплатный проезд. В последующие  годы условия этого специального  тарифа для учащихся, совершавших  групповые экскурсии, несколько  менялись, но он сохранился в  общих чертах до 1917 г.
          Стихийно развивавшаяся экскурсионная  работа в учебных заведениях  России постепенно начала получать  теоретическую базу. К концу 1900-х  годов в различных периодических  изданиях стали появляться всё  больше статей, в которых предпринимались  попытки освещения вопросов теории  экскурсоведения.
           Важной вехой в этом отношении  явилась увидевшая свет в 1910 г. книга «Школьные экскурсии», написанная группой преподавателей  Петербургского лесного коммерческого  училища под редакцией Б.Е.  Райкова. В ней впервые были  разработаны основные принципы  экскурсионной методики и предложена  система учебных экскурсий по  всем предметам и для всех  классов. Появление книги по  теории экскурсионного дела в  лесном училище не было случайностью. Именно оно в числе первых  в Петербурге включило местные  и дальние экскурсии в учебный  процесс, как обязательную форму  работы, тесно связанную с преподаванием  различных предметов.
          В 10-е годы XX в. в России начали издаваться три специальных журнала, посвящённых экскурсионному делу: «Экскурсионный вестник» в Москве, «Русский экскурсант» в Ярославле и «Школьные экскурсии, и школьный музей» в Бендерах в Бессарабской губернии. Если последний журнал полностью посвящался школьному экскурсоведению, то два других постоянно публиковали теоретические статьи по экскурсоведению, рассказы о совершённых экскурсиях, советы по организации экскурсий в школе, списки рекомендуемой литературы по экскурсионному делу и др.  Журнал «Русский эмигрант» один из первых попытался классифицировать экскурсии для учащихся. Все они группировались в восемь типов:
-Историко-археологические экскурсии. Они подразделялись на ознакомительные и исследовательские. Для учащихся наиболее важным считался второй вид экскурсий. Участвуя в них, школьники исследовали географические особенности местности, памятники старины, старинные книги, журналы, рукописи, гравюры, иконы, записывали предания, рассказы и песни местных жителей, описывали обряды и т.д. Собранные материалы предназначались для пополнения коллекций школьного музея.
Историко-литературные. Участники этих экскурсий посещали места, связанные с жизнью выдающихся писателей, поэтов, учёных, художников, государственных и общественных деятелей. Важное значение, при проведении данного типа экскурсий придавалось встречам с современниками знаменитых людей.
           Естественно-исторические. Данные экскурсии имели целью познакомить школьников с природой той местности, в которой они живут. Особое внимание в них обращалось на сбор разливных коллекций: ботанических, зоологических и геологических.
Экскурсии на фабрики и  заводы чаще всего проводились для  учащихся старших классов. Цель их была определена как профориентационная.
           Художественно-географические и  этнографические экскурсии объединили три различных вида экскурсий: художественные, географические и этнографические. Каждый вид в отдельности считался малодоступным для школьников, поэтому при разработке классификации из объединили в один тип.
           Экскурсии трудовой помощи возникли  в период Первой мировой войны  и представляли собой поездку  групп учащихся в деревню для  помощи в сельскохозяйственных  работах тем крестьянским семьям, которые из-за войны остались  без рабочих рук. 
           Выделение общеобразовательных  и бытовых экскурсий было связано  с тем, что городские школьники  совершенно не знали деревню,  сельским столь же мало известно  было о городе. Это и определило  появление самостоятельных экскурсий  по знакомству с жизнью села  городских школьников и города - сельских. Горожанам показывали  поля, крестьянский труд и быт,  природу, деревенским детям - вокзалы,  поезда, улицы с трамваями, общественные  здания, заводы, фабрики и т.д.  В течение учебного года побывавшим  на экскурсии поручалось сделать  доклады об увиденном.
           Экскурсии отдыха и развлечений  представляли собой коллективный  отдых класса или всей школы  на природе. 
Приведённая экскурсионная  классификация - это первый опыт анализа  всего разнообразия экскурсий, проводимых в России с учащимися.
          Война, начавшаяся в 1914 г., отразилась  на географии школьных экскурсий  и путешествий. Резко сократилось  количество дальних экскурсий,  но продолжали развиваться экскурсии  по территории своих губерний.
          С 1915-1917 г.г. при пересмотре  учебных планов и программ  была подписана новая программа  для высших начальных школ, в  которой указывалось, что для  каждого класса должны быть  разработаны план и программа  экскурсий, которые следовало  бы проводить в учебные часы. Таким образом, в школах России  к 1916 г. экскурсии, связанные  с учебным материалом, были признаны  равноправными среди других методов  обучения.
           Серьёзным препятствием при организации  экскурсий со школьниками являлось  отсутствие экскурсионных навыков  у учителей. Понимая, что слабое  знание теории экскурсионного  дела мешает качественному проведению  экскурсий, различные общества  и учреждения, занимавшиеся их  развитием, начали открывать курсы  подготовки руководителей экскурсий. 
           В начале XX в. ещё не разрабатывались методические приёмы экскурсий, не анализировались особенности показа и рассказа, требования к экскурсионному рассказу, в то время главным было познакомить экскурсантов с уникальными природными и историческими памятниками, сообщить при этом определённую информацию, полнота которой зависела от знаний экскурсовода.
           С развитием экскурсионного дела  рос и интерес к освоению  методов экскурсионной работы. Однако  отсутствие единого методического  экскурсионного центра в России  не позволило создать какой-либо  системы подготовки руководителей  ученических экскурсий. Советы  по организации и проведению  экскурсий можно было почерпнуть  из журналов, выходивших в различных  губерниях России.
          Но все эти литературные источники  не могли полностью заменить  специальной учёбы под руководством  опытных теоретиков и практиков  экскурсионного дела, поэтому немногочисленные  курсы по подготовке руководителей  экскурсий, организуемые в различных  городах, вызывали большой интерес  учительской среды. Курсы были  платными. В их программу входили  лекции и экскурсии. Ботанический, зоологический, гидробиологический, геолого-географический интерес,  проявленный учителями к курсам  по подготовке руководителей  естественно-историческими экскурсиями  с детьми, свидетельствовал о  прочных позициях, какие завоевало  экскурсионное дело к середине 10-х годов XX в. в школах России.
           Коренной перелом в туристско-экскурсионной  работе в России произошел  после Октябрьской революции  1917 г., когда она стала строиться  на государственной основе.[2,с. 6-14]
 
 
 
 
 
1.3  Современная  классификация экскурсий.  Характерные  особенности экскурсий по отдельным  группам
 
           Классификация представляет собой  распределение предметов, явлений,  понятий по классам, отделам,  разрядам в зависимости от  их общих признаков.                                                                                                                                                            
          Вопрос о классификации экскурсий  всегда находился в центре  внимания экскурсионных работников  и ученых-экскурсионистов. Первые  попытки решения этой проблемы  относятся к концу 1920-х годов.  Ученый-экскурсионист В. А. Герд  говорил о своем варианте классификации  форм экскурсионной работы, что  основной целью будет разделение  экскурсий на группы и подгруппы  и выделение тех основных черт, которые определяют характер  ведения экскурсий, т.е. помогают  руководителю ориентироваться во  всех вопросах ее разработки. Это выделение основных черт  даст несколько центральных типов  экскурсий, к которым будут  примыкать промежуточные классификационно-неясные  экскурсии.                                  
          Экскурсионное обслуживание является  как самостоятельной деятельностью  (например, в домах отдыха, клубах, школах), так и частью комплекса  туристских услуг (в туристских  фирмах). В настоящее время экскурсии  классифицируются:
           а) по содержанию;
           б) по составу и количеству  участников;
           в) по месту проведения;
           г) по способу передвижения;
           д) по продолжительности; 
           е) по форме проведения.                                        
 Каждая группа имеет  присущие ей компоненты, специфику  и особенности.
           По содержанию экскурсии подразделяются на:
- обзорные (многоплановые) 
- тематические.                                                                                                                
           Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.д.).                                
          В обзорных экскурсиях события  излагаются крупным планом. Это  дает общее представление о  городе, крае, области, республике, государстве  в целом. Хронологические рамки  такой экскурсии – время существования  города с первого упоминания  о нем до сегодняшнего дня  и перспективы развития.       
          Обзорные экскурсии имеют свои  особенности. В отличие от тематических, в них формулировка темы представляет  определенную сложность. Независимо  от места, где их готовят  и проводят, они практически схожи  между собой прежде всего по  своей структуре. В каждой из  них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика  промышленности, науки, культуры, народного  образования и др.). В то же  время у обзорных экскурсий  имеются свои отличительные черты.  Они диктуются теми особенностями  в историческом развитии, которые  присущи определенному городу, области,  краю. Например, военно-историческую  подтему включают в обзорные  экскурсии те города, на территории  областей которых происходили  военные сражения. Литературные  подтемы включаются в обзорные  экскурсии городов, связанных  с жизнью и деятельностью писателей,  поэтов и т.д.                                                           
           Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную
тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные  на улицах и площадях города, а в  большом городе – архитектурные  ансамбли минувших веков.                              
           Тематические экскурсии подразделяются  на исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные.                                                               
           По своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на следующие подгруппы:                                                                                                                 – историко-краеведческие (например, «История возникновения г. Перми»,   «Из истории Садового кольца» и др.);                                                                                          – археологические (например, в г. Херсонесе с показом вещественных исторических источников-раскопок);                                                                                      – этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных наций и народностей;                                                                                                                                    – военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы (например, «Бородино» и др.);                                                                                                   – историко-биографические (по местам жизни и деятельности известных людей);                                                                                                                                            – экскурсии в исторические музеи.                                                       
           Производственные экскурсии делятся на подгруппы:
– производственно-исторические;
– производственно-экономические (например, банковская, биржевая деятельность, рынок недвижимости и др.);
– производственно-технические;
– профессионально-ориентационные для учащихся.
          Искусствоведческие экскурсии имеют подгруппы:
– историко-театральные (например, «Из истории русского театра», «Цыганский театр в Москве» и др.);
– историко-музыкальные (например, «Москва музыкальная» и др.);
– по народным художественным промыслам (например, Гжель, Палех, Федоскино  и др.);
– по местам жизни и деятельности деятелей культуры (например, «П. И. Чайковский в Клину», «Ф. Шаляпин в Москве», «Абрамцево» и др.);
– в картинные галереи  и выставочные залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов.
          Литературные экскурсии обычно группируются следующим образом:
– литературно-биографические. Проводятся по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга и т.д. (например, «А. С. Пушкин в Москве и Подмосковье», «Куприн в Санкт-Петербурге» и  т.д.);
– историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской  национальной литературы (например, «Литературная  Москва 20-х годов XX века», «Литературный  Орел» и т.д.);
– литературно-художественные – это поэтико-текстовые экскурсии (например, «Белые ночи в Санкт-Петербурге») или экскурсии по местам, которые  нашли отражение в произведениях  того или иного писателя (например, «По следам героев М. Шолохова», «Москва  в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир»« и др.).
          Классификация экскурсий на архитектурно-градостроительные  темы:
– экскурсии с показом  архитектурных построек данного  города;
– экскурсии, связанные с  показом памятников архитектуры  определенного исторического периода;
– экскурсии, дающие представление  о творчестве одного архитектора;
– экскурсии, знакомящие с  планировкой и застройкой городов  по генеральным планам;
– экскурсии с демонстрацией  образцов современной архитектуры;
– экскурсии по новостройкам.
           Следует отметить, что тематические  экскурсии того или иного вида  редко существуют изолированно  друг от друга. Например, исторический  материал используется в экскурсиях  на архитектурно-градостроительные  темы; элементы природоведческих  экскурсий находят свое место  в экскурсиях почти каждой  группы тематических экскурсий.  Все зависит от конкретных  условий проведения экскурсии,  от ресурсов познавательного  плана того или иного города  или региона.
           По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т.д.
          Особенности восприятия экскурсионного  материала каждой из указанных  групп требуют внесения изменений  в содержание мероприятий, методику  и технику их проведения, а  также в их продолжительность.[1,с. 65-68]
          Классификация экскурсий по составу  участников является основой  учета особенностей экскурсионной  группы при npoведении экскурсии.  В зависимости от состава участников  маршрут экскурсии, выбор объектов  показа, содержание рассказа, эмоциональную  окраску всей экскурсии или  отдельных ее частей вносятся  определенные изменения. Для npофессиональных  групп желательно, например, включить  обзорную экскурсию по городу  подтему, в которой раскрывались  бы их профессиональные вопросы,  характерные для данного населенного  пункта, области, края. Резко отличаются  между собой экскурсии для  дошкольников и старшеклассников  по языку, глубине экскурсионного  анализа, продолжительности, развлекательности.  Последнее особенно необходимо  в экскурсиях для малышей и  в меньшей степени для старших  школьников. В экскурсиях для  иногородних следует ожидать  от туристов много вопросов, связанных  с дополнительными объектами,  и экскурсоводу надо быть готовым  к ним. Но главными при учете  особенностей экскурсионной группы  являются образовательный уровень  и возраст ее участии ков.  Важно, чтобы сведения, сообщаемые  экскурсоводом, не были общеизвестными, как говорят, «на слуху» у  каждого, ним быстро пропадает  интерес у слушателей. Но и  нельзя чтобы они были слишком  оторваны от знаний экскурсантов. В этом случае не возникнет  связи между экскурсантами и  экскурсоводом. Новые сведения  должны ложиться на почву знаний, сформированную предыдущим жизненным  опытом участников экскурсии. 
          Таким образом, классификация  экскурсий по составу участников  является своеобразным камертоном  для экскурсоводов, помогающим  с первых минут выбрать верную  «тональность» всей экскурсии.  Это совершенно необходимо для  достижения ее высокой эффективности,  удовлетворения познавательного  интереса участников экскурсии,  и, что немаловажно, получения  экскурсоводом удовлетворения от  успешно проделанной работы.[4]
           По месту проведения экскурсии бывают:
-городские;
- загородные;
- производственные;
- музейные;
- комплексные (сочетающие  элементы нескольких).   
           Предлагаемое деление основано  на особенностях методики проведения  экскурсий для каждой из пяти  групп; при ином классификационном  подходе могут возникнуть определенные  трудности в практической работе.
Городские экскурсии бывают обзорными и тематическими и  предусматривают показ как всего  города, так и отдельных его  частей. Например, старой части города, одного из интересных его районов, одной  из улиц или площадей, насыщенных экскурсионными объектами.
           Экскурсионные организации проводят  в городе и так называемые  комплексные экскурсии, в которых  планом предусматривается во  время экскурсии посещение одного  из городских музеев. Но экскурсия  в музее организуется не по  всем его экспозициям, а лишь  по части, помогающей раскрыть  определенную подтему обзорной  или тематической экскурсии и  тем самым сделать ее более  глубокой и содержательной.
           Загородные экскурсии организуются за пределами города и могут быть как автобусными, так и пешеходными. Протяженность автобусных экскурсий обычно не превышает ста километров. Пешеходные организуются в каком-либо конкретном месте, куда экскурсионную группу доставляют одним из видов транспорта: специально заказанным или рейсовым автобусом, пригородным поездом, теплоходом или даже вертолетом.
Загородные экскурсии  бывают нескольких видов. Первый –  экскурсию проводят только в конечном пункте, например лесу или в малом  городе, богатом историко-культурными  объектами. Второй – экскурсию проводят в пути следования, используя в  качестве объектов показа достопримечательности, хорошо видимые по маршруту. Третий вид построен на сочетании экскурсии  в пути с экскурсией в конечном пункте маршрута. Экскурсовод туристской организации, принимающей группу или  работник музея. Если же в конечном пункте назначения отсутствует экскурсионное  учреждение, то экскурсию в ней  проводит экскурсовод бюро, которое  организует поездку.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.