На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Деятельность кружков и салонов в XVIII начале XIX веках

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Содержание:
   Введение.………………………………………………………….……………2
   Глава 1.Теоретические аспекты возникновения культурных сообществ
   1.1. Досуг  в отечественной культуре XVIII – XIX веков…………………...4
   1.2.Понятие  культурных сообществ и их отличие…………………………..5
   1.3.Возникновение салонов в Европе………………………………………...7
   1.4.Предпосылки возникновения кружков и салонов в России…………...11
   Глава 2.Деятельность кружков и салонов в XVIII – начале XIX веках
   2.1. Основы функционирования и деятельности кружков и салонов…….16
     2.2. Разновидности кружков и салонов, их хозяева и состав участников...23
   Заключение………………………………………………………….………..24
   Список  литературы…………………………………………………………..25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение
   Актуальность  темы исследования. Ценностные ориентиры современного общества делают актуальным поиск и изучение лучших форм духовной жизни прошлого. Обращение к периодам расцвета отечественной культуры позволяет наиболее правильно осмыслить современность, и поразмыслить о развитии культуры в будущем. В этом смысле, актуальность обращения к исследованию культуры литературного салона и кружка. Литературные кружки и салоны как центры духовных общекультурных ценностей занимают особо важное место.
   Досуг россиян в XVIII – XIX веках – явление уникальное. Кружки и салоны занимали особое место в жизни русского общества и выступали фактором в становлении и развитии культуры России. Их предназначение заключалось в сохранении культурной среды, в обогащении жизни человека и общества духовно – нравственным содержанием.
   В начале XIX века русское общество уже было сильно насыщено литературой. Кружки и салоны несли в себе литературный характер и  являлись культурными сообществами, где распространялась литература.
   Функционирование  кружков и салонов на бытовом  уровне явилось следствием проявления национально-культурной тенденции – одомашнивания досуга.
   Степень изученности темы. При написании данной работы были использованы исследования специалистов, посвященные деятельности кружков и салонов: Комиссаренко С. С., рассматривающая значение кружков и салонов в культуре России; Яковкина Н. И., описывающая русскую культурную жизнь первой половины XIX века, выделив ее компоненты; Аронсон М., описывающий литературные кружки и салоны, и изложивший жизнь русской литературы; Гиллельсон М. И., рассматривающий арзамасское братство и пушкинский круг писателей; Лотман Ю. М., изучающий и оценивающий такие существенные явления в русской общественной жизни, как «Зеленая лампа» и «Арзамас»; и другие.
   Степень изученности темы раскрыта полностью. Было рассмотрено множество культурных сообществ. В процессе изучения кружков и салонов было выявлено: возникновение, функционирование, деятельность и их состав. Только несколько культурных сообществ было рассмотрено поверхностно.
   Цель  курсовой работы: проанализировать значение кружков и салонов в культурной жизни русского общества XVIII – первой трети XIX веков.
   Задачи  курсовой работы: с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
   - рассмотреть  понятие культурных сообществ  и выявить их различия.
   - изучить  историю появления культурных сообществ на территории России и Европы.
   - рассмотреть  функции и деятельность кружков  и салонов.
    Объект  курсового исследования: Кружки и салоны XVIII – первой трети XIX веков.
    Предмет курсового исследования: возникновение кружков и салонов, и их значение в жизни общества.
    Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        1.Теоретические аспекты возникновения культурных сообществ
        1.1. Досуг в отечественной культуре XVIII – XIX веков
      В XVIII – XIX веках под досугом понималось время, не занятое какой – либо деятельностью, свободное от дела, близкое  к праздности. Возможно, поэтому термин «досуг» не получил широкого распространения, ибо ассоциировался с «ничегонеделанием», а в русском обществе досуговое времяпровождение рассматривалось как социальное регулирование взаимосвязи человека и общества.1 
      В истории русской культуры XVIII – XIX веков личная значимость досуга напрямую зависела от его общественного признания. Весь XVIII век прошел под знаком осмысления и освоения досуга как социально – индивидуальной ценности. В отечественной истории это время значительных культурных преобразований и качественных социальных изменений.2 В петровское время человек не обладал ни социальной, ни культурной потребностью самоопределяться в отношении досуга. Только отдельные личности обладали внутренней свободой в отношении досуга, но они не оказывали влияния на широкие круги русского общества. Индивидуальная значимость досуга достигла более интенсивного формирования при Екатерине II. Екатерина сама лично содействовала становлению досуговых форм. Многие из них проявили культурную жизнь и отобразили быт русского общества. Люди стали объединяться в часы досуга с целью общественного признания личных позиций, взглядов и интересов.
        К 10 –м годам XIX века досуг обретает социальную значимость и рассматривается в русском обществе как общественная ценность. Он становится характерной чертой нравов и составной частью образа жизни. Свободное определение человеком досугового времени трансформируется в общественную обязанность.3
      Таким образом, из-за совпадения индивидуальной и  общественной значимости досуга в 70-е годы XVIII столетия возникают такие досуговые формы, которые базируются на самоопределении личности. В культурной жизни общества начинают стабильно функционировать кружки, литературные общества, открываются клубы и первые салоны.
      1.1.Понятие  культурных сообществ и их отличие.
      Идеологические  потребности русского дворянства наряду с другими формами своего выражения уже в XVIII веке вызвали к жизни значительное количество салонов и кружков – политических, литературных, театральных, музыкальных.4
      В начале XIX века общество было пропитано  культурой насквозь. Каждый кружок и салон являлся очагом, где выращивалась и распространялась литература.
      Для начала попробуем выявить различия между кружком и салоном. Кружок – это небольшое, обычно приятельское объединение, которое собиралось где-то на дому, кружок юридически не регистрировался, но у него был свой устав и протоколы своих заседаний. Вместе с изменением литературных задач так же изменялись цели, круг интересов, направление  и даже структура кружка. Задачи кружков меняются сообразно с их функциями в ту или иную эпоху. 
      Знаковый смысл круга как правильной геометрической фигуры заключает некую целостность, созданную внутри себя и объединяющуюся в замкнутое пространство, где ограниченность исчерпывается в полной завершенности.5Для русского человека круг – это символ защиты, который может оградить от неведомого или «нечистого». Таким образом, состав участников был ограничен, а деятельность кружка была замкнута и закрыта от посторонних. Человек самостоятельно принимал решение, следует ли ему вступать в тот или иной кружок. Сам кружок получал организационное закрепление после формирования основного состава, когда люди сплачивались вокруг неординарной личности или вдохновлялись общей идеей. Между отношениями участников в кружках были такие черты, как солидарность, сочувствие, соучастие, содействие и дружеское расположение друг к другу. Если член кружка выходил из него по причине несогласия с теориями остальных участников, то даже в этом случае дружеское отношение к нему сохранялось.
      Духовный принцип единения людей в кружковые общности позволяет обозначить сферу научных, философских и литературных приоритетов, лежащих в основе их деятельности. Различные направления, связанные с интеллектуальными интересами, идеями, теориями и течениями гуманитарной мысли, а также духовные потребности людей в обмене своими воззрениями сближали и соединяли людей в кружок единомышленников.6
      Русское общество представляло собой не что иное, как собрание огромного числа маленьких кружков, у которых у каждого свой устав, свое приличие, свой закон, своя логика и свой оракул.7
      Салон – это, прежде всего, его хозяйка – женщина, вокруг которой собирается круг ее друзей и поклонников. Но наряду с дамами хозяевами в салонах были и вельможи.
      Салон был более связан с бытовой обстановкой эпохи, чем кружок, потому что в нём не было фиксированного состава посетителей и члены салона не имели обязательства в его посещении. То есть в салоне собирались люди из круга, раз и навсегда введенного в дом хозяина, но они не были обязаны посещать его, таким образом, состав салона в каждый вечер определялся личным желанием, личным интересом и волею. В кружках же непосещение заседаний без уважительных причин обычно влекло за собой исключение из числа членов. В отличие от кружка салоны не являлись замкнутыми и закрытыми сообществами.
      Салоны собирали представителей как дворянской интеллигенции, так и «высшего света». В них обсуждали последние литературные, театральные или политические новости; читали стихи, музицировали, пели. «Выдающиеся умы» блистали перед слушателями своими ораторскими дарованиями. Здесь же происходила светская тренировка ума и чувств: встречаясь с людьми «своего круга», шутили, злословили, флиртовали.8
      Кружки и салоны также отличаются друг от друга литературными функциями. Кружок имеет большую связь с писателем и занимается литературным производством, а салон связан с читателем и осуществляет литературное потребление.   
      По  сравнению с салонами кружки были недолговечны, тогда как салоны оказались более устойчивыми к существованию.
      Таким образом, кружки и салоны  являлись культурными сообществами, где распространялась литература, но они имели существенные различия между собой.
      1.3.Возникновение  салонов в Европе
      Исторически сложилось так, что возникновение салонов в жизни господствующего сословия было связано с особой женской ролью. Вторая жена афинского правителя Афин Перикла Апасия создала первый салон – Аеин, который посещали знатные и известные афиняне. Среди постоянных гостей салона был Сократ и его ученики. Апасия не только выполняла функцию хозяйки салона, но и принимала активное участие в философских разговорах, светских беседах. Она обладала умом, ораторским талантом, красотой и образованностью. Ее образ жизни в афинском обществе выделялся на общем фоне греческих женщин, которые были изолированы от общественной и культурной жизни. Женщины проводили большую часть своей жизни на женской половине дома – генекее, занимаясь воспитанием дочерей и ведением домашнего хозяйства. Аеин Апасии заложил основу для развития салонов в будущие эпохи и определил их сущность, связанную с образом жизни женщин и качественными изменениями их социальной роли в том или ином обществе.
      Первые  салоны появляются во Франции в конце XVI века и достигают наивысшего рассвета в начале XVII века, когда они впервые появились в парижских отелях. Они представляют собой кружки, собирающиеся вокруг хозяйки салона – женщины, замечательной своей красотой, умом и образованностью. Кружки создавались по интересам: одних увлекала религия, других политика, а кого-то литература, музыка и искусство. Салоны заводили знатные дамы, богатые буржуазки и модные куртизанки.
      Деятельность салонов оказала большое влияние на образование и преобразование французского языка. К началу XVIII века во французских салонах выработался закон искусства утонченного разговора. Для салонного языка были характерны вычурность тона, словесное жеманство и речевое кокетство. Вместо мертвых слов и произвольно составленных фраз употреблялись мертворожденные словосочетания. Говорили не «нос», а «врата мозга», не «глаз», а «рай души».
      В некоторых особняках приемы в салонах стали происходить регулярно, постепенно превращаясь в особого рода собрания общественности, организованные хозяйкой дома, которая всегда руководила интеллектуальными дискуссиями. При этом она создавала моду на гостей, их идеи и произведения. Именно эти общественные собрания с целью разговора на определенную тему под руководством хозяйки дома стали называть салонами.
      В теории цивилизационного процесса немецкого социолога Норберта Элиаса можно видеть, что парижские салоны с их акцентом на прививке обществу хороших манер произошли из культуры двора и были расширением этой культуры. Действительно, прототипы салонов в виде литературных и философских кружков при дворах принцесс встречаются в истории средневековой Европы эпохи Возрождения. Здесь можно упомянуть кружки XVI века при дворе Маргариты Ангулемской и Маргариты Валуа во Франции; Лукреции Борджиа и Изабеллы Д’Эстэ в Италии. В начале XVI века Маргарита Валуа привнесла в культуру своего двора в Наварре элементы того, что позже развилось в салон. Б.Шиферер в работе о роли женщин Вены в европейской культуре пишет, что “истоки салонной культуры следует искать в итальянском Возрождении. В патрицианских домах Римини, Флоренции и Феррары сложился ее первоначальный вид. И уже тогда прекрасные, ослепительные, образованные и остроумные дамы становятся центральными фигурами в творческих и политических кругах, именно они будили и поощряли духовные искания и опоры”.9
      Например, для участия в дискуссиях о литературе, искусстве и политике, организуемых при дворе Изабеллы Д’Эстэ, приезжали ученые и художники со всей Европы. Она имела прекрасное ораторство, критический склад ума и оказывала влияние на политику в Мантуе.
      Салоны, которые создавали женщины, были для них естественным способом получить образование в то время, когда им был закрыт доступ к высшему образованию. Салон был местом, где женщины могли обмениваться идеями, слушать лучших мыслителей того времени, читать свои собственные произведения и заслушивать работы авторитетных писателей, а так же критиковать и подвергаться критике. В процессе своего образования в рамках салонов женщины в свою очередь образовывали мужчин, приучая их к цивилизованному поведению в обществе. “Здесь сосредоточиваются все литературные таланты, происходит живой обмен мыслями, и в то же время это является и школой хороших манер”.10
      В XVII веке салоны были таким пространством, в котором женщины и мужчины находились вместе и общались открыто, при этом общество не воспринимало такое общение как нарушение приличий или как общение с целью брака. Салон был тем пространством, которое женщины стали создавать для себя, то есть - это пространство за пределами семьи, не выходя из дома. У мужчин тоже была потребность в таком пространстве вне семьи, но они имели легальные возможности – бани, кофейные дома, пабы, парламенты. Салоны явились тем местом, которое уменьшало разрыв между раздельным существованием мужчин и женщин  и создавало условия для обмена идеями.
      В начале XVII века одним из популярнейших  салонов во Франции был салон  мадам Рамбулье. Блестящая маркиза  принадлежала к высшей французской аристократии. В ее салоне собиралось разнообразное парижское общество, но основными гостями были представители литературы и искусства. Мадам де Рамбулье первая открыла двери своего дома для общественности. Под ее руководством стали регулярно собираться поэты, ученые и буржуа для интеллектуальных бесед, а не для игры в карты, не для флирта, что было обычно в то время для собраний аристократии при дворе короля. Х.Арендт отмечала, “салоны стали местом встреч для тех, кто учился представлять себя через разговор… здесь буржуа учился показывать себя”.11
      В начале XVIII века в Германии также были группы ученых женщин, которые регулярно собирались, читали и обсуждали произведения, написанные женщинами. Хозяйкой первого салона в Берлине была Генриетта Хертц. Наиболее известными были салоны Кристины Марианы фон Зиглер, Сидонии Хедвиг Зойнеман, Иоханны Шопенгауер, Каролины Шлегель. Салоны, возглавляемые немецкими женщинами, были частью раннего движения романтизма в Германии, до середины XIX века они имели большое влияние на общественно-политическую и культурную жизнь общества. Первыми центрами в Германии стали Дрезден, Лейпциг и Веймар. В первой половине XIX веке европейскую известность приобретают салоны в Вене, которыми также руководили женщины.12
      По сравнению со знаменитыми салонами Парижа XVII – XVIII веков лондонские салоны XVIII века были более скромными, отличались более неформальными отношениями. Некоторые исследователи считают, что салонной культуры как таковой в Англии не было вообще, “существовало лишь несколько салонов, возникших благодаря тесным связям с Францией”.13 Многие салоны в Англии выросли из группы образованных мужчин и женщин, заинтересованных в литературе и интеллектуальных дискуссиях, известной под названием “синий чулок”. Кружок был основан Элизабет Веси и Элизабет Монтэгю как дискуссионная группа женщин-писательниц, в которую в качестве спикеров приглашались также мужчины-писатели.
      Открыть салон означало открыть свой дом для социального общения. Таким образом, женские салоны в европейской культуре XVII – XVIII веков становились регулярными собраниями общественности.
      1.4.Предпосылки  возникновения кружков и салонов в России
      В культурной жизни русского общества XVIII – XIX веков кружки занимали особое место. Не имея прямых западноевропейских аналогов, они представляли собой национальное явление, сложившееся в силу своеобразия становления культурных традиций, связанного с процессом смещения общественных увеселений в локально-пространственную сферу. Функционирование кружков на бытовом уровне явилось следствием проявления национально-культурной тенденции – одомашнивания досуга.14
      Возникновение данной тенденции произошло во времена  правления Петра I, когда вышел  царский указ, который предписывал  устраивать ассамблеи в домах  своих сподвижников. Петр I приучал петербургское общество к светским формам жизни, но в то же время значительно экономил деньги на государственной программе общественного веселья. При строительстве новой столицы Петр не выделял средства на строительство специального здания для общественных развлечений. Поэтому, начиная с 20-х годов XVIII века, собственный дом являлся также и территорией общественной жизни, где формы досуговой организации изначально обладали социальной функцией.15
      В России не только в XVIII веке, но и на протяжении всего XIX столетия был недостаток в специально построенных досуговых заведениях. Этот недостаток компенсировался за счет организации культурной жизни господствующего сословия во дворцах знати.
      Однако  путешествующие иностранцы остро ощущали  недостаток разнообразия досуговых учреждений, что свидетельствовало для них о низкой культуре русского общества. «В столице очень мало кафе, нет общественных балов в нашем смысле слова, а на бульварах немного публики, которая не гуляет, а спешит куда-то со степенными лицами, мало говорящими о развлечении», –  писал француз Астольф де Кюстин, посетивший Россию в 1839 году.16
      Недостаток  увеселительных заведений в общественных местах способствовал одомашниванию  досуга. В результате это привело  к слиянию двух таких понятий как быт и досуг. Таким образом, одомашнивание досуга привело русского человека к стремлению проводить свободное время в привычных условиях повседневности, где близкий круг друзей и знакомых обеспечивал психологически комфортное состояние.
      В первой половине XVIII века происходит интенсивное становление и развитие гуманитарной мысли, что привело к образованию кружков из выдающихся представителей «ученой дружины» Петра I. Преобразования в жизни петровского общества и внедрение западноевропейского практического опыта требовали теоретического переосмысления и поиска философского объяснения окружающей реальности. Возникает кружок в доме идеолога реформ Ф.Прокоповича. Собрания кружка были своего рода «аттическими вечерами, дававшими обильную пищу для бесед и размышлений».17
      В 30-е, 40-е годы XVIII века мы находим литературные кружки. Так, есть сведения, что в Сухопутном шляхетном корпусе, в бытность там молодого Сумарокова, воспитанники читали друг другу свои литературные сочинения и переводы, и что Сумароков назвал их «Обществом любителей Российской словесности». К 50-м годам относится основание салона Ивана Ивановича Шувалова. Его салон посещали и Ломоносов, и Сумароков, к концу века тут бывали Державин, Дашкова, Оленин.
      XVIII столетие явилось периодом подготовки к формированию кружковых традиций в  XIX веке, когда характер процесса их создания и функционирования приобрел черты устойчивости и влияния на духовную жизнь русского общества.
      Наряду с кружками домашним досуговым времяпрепровождением оказались салоны. Исследование природы возникновения салонов основывается на положениях Г. Тарда, считавшего, что их зарождение в истории культуры было связано с необходимостью развития общественного разговора.
        В русском обществе XVIII века они явились заимствованными формами досуга. В отличие от Западной Европы они стали появляться позже, причиной этому являлось возникновение у женщин-дворянок глубокой потребности в подобном виде досугового времяпрепровождения. Формирование культурной потребности было связано с социализацией женщин, с обретением ими социального статуса в жизни русского общества. Данные процессы зародились лишь в первой половине XVIII столетия благодаря культурным преобразованиям Петра I.
      Во  второй половине XVIII века высокое положение  женщин было подкреплено не только традицией царствования женских особ, но и социальными тенденциями, направленными на усиление роли женщин в культурной жизни русского общества. Женщины получали прекрасное образование и воспитание, таким образом, они вставали вровень с мужчинами на путь совершенствования. По словам Д. Л. Мордовцева, эта была уже не та женщина, «которая танцевала только на петровских ассамблеях и интриговала при дворе с «денщиками», а потом «пети-метрами», не та, наконец, которая шла вместе с мужем или любовником в дворцовые заговоры».18
      Во  времена Елизаветы Петровны сложился другой образ женщины, ее интересы были связаны уже не с общепринятыми  женскими увлечениями и забавами, а с интеллектуальной и познавательной деятельностью. Одной из первых женщин, которая воплотила в себе черты образованной женщины того времени, является Екатерина Александровна Сумарокова-Княжна, дочь русского писателя и драматурга А.П.Сумарокова. Она была талантливой, деятельной и возвышенной натурой, и не только писала и издавала свои литературные произведения, но и во многом инициировала творчество второй русской писательницы – Александры Федоровны Ржевской.
      По  мнению Д. Л. Мордовцева, появлению русских женщин на литературном поприще во многом способствовала деятельность литературных кружков елизаветинского времени. Их интересы вращались вне того заколдованного круга, в котором, как белка в колесе, билось высшее русское общество первой половины XVIII столетия, вне круга дворцовой интриги, выискиванья мест, подкапывания под друзей и недругов, вне круга заговоров для личной выгоды,  а не для выгоды страны.19
      Одним из первых салонов екатерининского  времени был салон Прасковьи Яковлевны Мятлевой, в ее доме собиралось все образованное петербургское общество 70-х годов XVIII века. Там встречались общественные деятели, писатели, поэты Домашнев, Державин, Княжнин, Херсаков и др.
      Таким образом, в XVIII – XIX происходит одомашнивание досуга. Кружки появляются из-за недостатка увеселительных заведений, так же этому способствует интенсивное становление и развитие гуманитарной мысли. В связи с социализацией женщин, с обретением ими социального статуса в жизни русского общества появляются салоны. Помимо этого, их зарождение было связано с необходимостью развития общественного разговора в истории культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.Деятельность  кружков и салонов в XVIII – начале XIX веках
      2.1. Основы функционирования и деятельности кружков и салонов
      Как уже говорилось ранее, кружки и салоны являлись одомашненным досугом, поскольку они функционировали в условиях дома.
      Кружки  действовали в закрытом пространстве. Человек не просто «встраивался»  в созданную ранее культурную среду, а активно влиял на законы кружковой жизнедеятельности. Данные законы изменялись под воздействием той или иной личности. Каждый отдельный человек имел возможность влиять на внутреннюю нормативность и корректировать эмпирические установки кружка. Гибкая природа кружковых организационных принципов способствовала созданию «принадлежащего порядка» внутренней жизни. Постоянная численность кружка (не более 12 – 15 человек) позволяла не только учитывать индивидуальные интересы, но и функционировать согласно любым запросам участников. Отсюда многоликость российских кружков, отражающих в первую очередь разнообразие их персоналистических ориентаций: кружок Р. Г. Державина и Н. А. Львова; кружок Н. В. Станкевича; кружок В. Г. Белинского; кружок И. В. Киреевского, К. С. Хомякова и К. С. Аксакова; кружок М. М. Стасюлевича и т.д.20
      В кружках происходили процессы формирования индивидуального мировоззрения, благодаря действовавшим установкам на высшую ценность человеческой личности. В ориентации кружков на индивидуализацию личности проявлялась их характерная особенность, выражающаяся в коммюнотарности как духовном единении людей в единую общность личностей.21
      В отличие от коллектива, коммюнотарные  сообщества направлены «на себя», то есть, если в коллективе общественные и личные цели сливаются воедино, то для коммюнотарных сообществ важны цели, исходящие «от себя» и обращенные «внутрь себя», а взаимоотношения с обществом опосредуются только личностно-значимыми целями или целями, не выходящими за рамки кружковой общности.
      Коммюнотарность доминировала в функционировании кружков, это приводило к определенной дистанции от общественных интересов, а так же закрытому и изолированному характеру деятельности. Коммюнотарность позволяла строить взаимоотношения на основе общности. Внутри кружка присутствовала сплоченность, повышенная эмоциональная контактность, общность взглядов и жизненных правил.
      Деятельность кружков определяла познавательно-интеллектуальную тенденцию в процессе формирования культурных традиций русского общества, где функции самопознания, самосовершенствования, самореализации были основными. В своем развитии данная тенденция опиралась, прежде всего, на русскую литературу, становление которой неразрывно связано с процессом формирования русской мысли.
      Заслуга русской литературы состояла в ее содействие выведению личности писателя за пределы сословной принадлежности. Русские писатели выдвинули новые критерии понимая ценности человека, которые позволяли оценить литературные установки и моральные принципы, а также умение оригинально и независимо мыслить, формулировать вопросы и находить неординарные решения проблемы совместной действительности. В литературной среде критерий таланта, нравственного здоровья и оригинальности мышления ценились выше, чем имущественный ценз и легитимность происхождения.22
      Таким образом, речевая деятельность становилась  главной функцией в кружках.
      В XVIII веке кружки не ограничивали свою деятельность только литературными беседами. В большинстве случаев их члены стремились  организовать один, а иногда и несколько журналов. Так, в 60-е XVIII века в Москве, по инициативе поэта М.М.Хераскова был создан кружок студентов Московского университета, который с 1760 издавал журнал «Полезное увеселение», а затем «Свободные часы», а в 70-е – «Вечера».
      Так же, происходила публикации книг. В 1779 в Московском университете по инициативе масонской организации, к которой принадлежали выдающиеся просветители Н.И.Новиков и И.Г.Шварц, было создано Дружеское ученое общество, ставившее своей задачей помощь отцам в воспитании детей и занимавшееся с этой целью переводами и публикациями книг. В 1784 при обществе была организована Типографическая компания, находившаяся в ведении Н.И.Новикова. Благодаря Дружескому ученому обществу и его типографии были изданы многие русские книги во второй половине XVIII века в России.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.