На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа ПРОБЛЕМА СПРАВЕДЛИВОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?ПЛАН
 
 
Введение ………………………………………………………………..…. 3
 

1.        Теоретические основы распределения доходов и проблемы справедливости в современной экономике…………………...………..5

1.1.           Сущность, критерии и классификации дохода…………….........5
1.2.           Справедливость распределения доходов. ………….…………...9
1.3.           Метод оценки различия доходов. Кривая Лоренца…………….11
 
2.        Распределение доходов и проблема справедливости в экономике России………………………………………………………………….…14
2.1.     Особенности распределения доходов в России……………….14
2.2.     Основные денежные доходы населения и их показатели.……16
2.3.     Доходы государства……………………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………23
Список используемой литературы…………………………......................24
Приложения………………………………………………………………...25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
Оценка показателей динамики и структуры доходов населения является важнейшим элементом разработки комплексных прогнозов. Доходы и покупательная способность населения имеют не только социальное значение – как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни. Они весьма значимы, как элемент экономического подъема, который определяет емкость внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок, обеспеченный платежеспособным спросом является мощнейшим стимулом поддержки отечественного производителя.
Низкий уровень доходов, и, как следствие, низкая покупательная способность основной массы населения - есть одна из основных причин стагнации экономики России.
Очевидно, что для оживления экономики необходимо формирование платежеспособного спроса через увеличение части доходов населения в общей сумме доходов общества – ВВП. В основном, для реанимации внутреннего рынка и поддержки отечественного производителя стратегически важно повышать доходы наиболее бедной и средней части населения. Увеличение и, конечно, своевременная выплата зарплаты, пенсий, стипендий и других социальных выплат, является необходимым для подъема экономики. Именно это и обосновывает актуальность рассмотрения данной темы.
Актуальность позволяет определить тему исследования – распределение доходов
Исходя из темы, можно обозначить цель исследования – распределение доходов и проблема справедливости в современной экономике.
 
Задачи, которые необходимо рассмотреть в данной работе:
?      теоретические аспекты формирования доходов и их регулирования;
?      исследовать основные направления государственной политики доходов;
?      неравномерное распределение доходов;
?      распределение доходов в России и особенности неравномерного распределения в РФ.
 
Теоретическую и методологическую основу работы составили опубликованные научные труды отечественных и зарубежных экономистов по вопросам формирования и распределения доходов граждан, а также основных способов их государственного регулирования. Наиболее интересно эта тема отражена в таких источниках как «Экономика» А. С. Булатова, «Курс экономической теории» М. Н. Чепурина, а также в периодической печати («Экономист», «Российский экономический журнал»).
Для более глубокого исследования в работе используются графики, таблицы, диаграммы, а также картографический материал, взятый с официального сайта ГосСтатистики.
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретические основы распределения доходов и

проблемы справедливости в современной экономике.

 
1.1. Сущность, критерии и  классификации дохода.
 
Трактовка самого понятия «доход» у одних современных экономистов осуществляется в более развернутом виде, у других берутся в расчет лишь некоторые аспекты. И. П. Николаева указывает, что доход – это «часть произведённого продукта, полученная участником производства в зависимости от своего участия в нём»[1]. По А.С. Булатову, доход – «сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени»[2].
Чепурин М. Н. относит к доходам населения «долю каждого класса, социальной группы или отдельного индивидуума в произведённом продукте и присвоенную им»[3].
Показатель денежного дохода населения – служит для измерения доходов на макроуровне и рассчитан по данным Баланса денежных доходов и расходов населения.
В целях более полного изучения доходов граждан следует рассмотреть некоторые их критерии и классификации.
1.      в зависимости от учета динамики уровня потребительских цен доход подразделяется на:
?    номинальный - это количество денег, полученное в определённый период отдельным лицом; также он характеризует уровень денежных доходов независимо от налогообложения;
?    реальный - представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода;
?    располагаемый доход  - доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей;
2.      по форме единицы дохода выделяют:
?    денежный (не­которые выплаты из социальных фондов, сюда относятся продукты, произведенные в личных подсобных хозяйствах, и услуги, оказываемые членами семьи в домашнем хозяйстве);
?        натуральный (оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности, пенсии, стипендии, пособия, социальные выплаты; поступления от собственности, в качестве процентов по вкладам, ценные бумагам, дивиденды; доходы от продажи  продукции сельского хозяйства, страховые возмещения, сумма от продажи иностранной валюты и многие другие);
3.      в зависимости от государственного вмешательства:
?    первичный, образованный под воздействием рыночного механизма;
?    вторичный, формирование которого связано с перераспределительной политикой государства.
Оплата труда выступает в качестве одного из основных составных элементов доходов населения. Доход от оплачиваемой работы составляет вознаграждение за труд работающих по найму, регулируемое договорной или контрактной системой отношений. Заработная плата еще подразделяется на номинальную и реальную, начисленную и фактически выплаченную, среднюю и минимальную.
Заработная плата — это цена трудовых услуг, предоставляемых наемными работниками разных профессий при реализации их деловой активности. Номинальная заработная плата — это сумма денег, полученная работником за определенный промежуток времени (неделю, месяц и т.д.).
Реальная заработная плата — это номинальная заработная плата с учетом движения розничных цен (и тарифов). Так, повышение номинальной заработной платы на 15% при росте уровня розничных цен на 10% дает прирост реальной заработной платы на 5%. Номинальная заработная плата может повыситься, а реальная понизиться, если цены на товары и услуги растут быстрее, чем номинальная заработная плата.
Значительное влияние на получаемые населением доходы оказывают выплаты по программам социальной помощи со стороны государства. Сюда относятся пенсионное обеспечение, выплаты на содержание нетрудоспособных, различных пособий, стипендий студентам и учащимся. Их особенность в отличие от заработной платы, состоит в характере получения, независимом от количества и качества труда.
В системах национальных счетов используется также подразделение доходов на факторные (определяемые факторами производства: доход от затрат труда, от собственности и капитала, от самозанятости с использованием труда и капитала) и нефакторные (все прочие виды доходов). Позднее  эти виды доходов определяются как первичные и текущие трансферты.
Важную статью доходов населения составляют трансферты или денежные выплаты, не связанные с оплатой труда, товаров и услуг. Иначе говоря, трансферты - это операции, при которых товары, услуги или денежные средства предоставляются в одностороннем порядке без получения какого-либо эквивалента взамен. Социальные трансферты в натуральной форме состоят из товаров и нерыночных услуг, предоставляемых конкретным домашним хозяйствам из федерального и местных бюджетов и общественных организаций бесплатно.
 
В распределении можно различать функциональное и персональное распределение.
Функциональное распределение доходов – это распределение их между факторами: труд, капитал, природные ресурсы и предпринимательские способности. Функциональное распределение характеризует распределение дохода между факторами про­изводства, и, прежде всего меж­ду трудом и капиталом.
В результате функционального распределения доходов формируются такие первичные доходы, как заработная плата, процент, рента и прибыль. В системе факторов производства основная взаимосвязь касается капитала, поэтому для упрощения функциональное распределение можно представить как соотношение между доходами от труда и от собственности.
Но доходы, в конечном счете, получают не факторы производст­ва, а конкретные люди (или семьи), так как именно они являются ос­новными поставщиками факторов производства—труда и капитала.
Для графического изображения персонального распределения на­ционального дохода строится кривая Лоренца в следую­щей системе координат: по оси абсцисс отражается доля семей в общей численности семей страны, по оси ординат — доля при­надлежащего им национального дохода.
В Приложении 1 мы полу­чили кривую Лоренца, демонстрирующую фактическое распреде­ление доходов в России в 2000 г.
Основным инструментом государственного перераспределения выступает государственный бюджет. В числе методов политики доходов выделяют: воздействие на заработную плату наемных работников, содействие занятости населения, осуществление социальной защиты населения, налоговый механизм перераспределения, регулирование потребительских цен на товары и услуги и в целом обеспечение экономической стабильности.
 
1.2. Справедливость распределения доходов.
 
Один из основных источников информации, характеризующих объем и структуру денежных доходов, расходов и сбережений населения, - баланс денежных доходов и расходов населения. Для его построения используются данные государственной статистики, финансовой отчётности банков и внебюджетных социальных фондов.  Баланс отражает ту часть валового национального дохода, которая поступает в распоряжение населения в форме денежных доходов.  Достоинствами донного источника информации являются регулярность построения (ежеквартально), оперативность и ориентация на сплошной документальный учёт финансовых операций, связанных с населением.
   Баланс денежных доходов и расходов содержит доходную и расходную части. В доходной части баланса показываются поступления из различных источников на базе статистической и финансовой отчётности, выборочных обследований домохозяйств. Расходная часть баланса включает расходы на приобретение населением товаров и услуг по данным розничной торговли и прироста сбережений населения во вкладах и ценных бумагах по данным финансовой отчетности, учитывают налоги и обязательные платежи, выплаченные населением.
Доходная часть баланса состоит из поступлений от различных источников, которые могут быть выявлены при помощи статистической и финансовой отчетности, выборочных обследований и других методов.
Расходная часть баланса включает трансферты, выплаченные населением, расходы на приобретение товаров и услуги, прирост сбережений населения во вкладах и ценных бумагах.
Справедливое распределение доходов, по сути, невозможно... Это своего рода «утопия». «Утопия» с греческого означает – «место, которого нет». В данном контексте логично предположить, что справедливого распределения доходов не существует. А на самом деле, ведь если задуматься, это действительно невозможно. Справедливое распределение приводит к созданию бесклассового общества, что в свою очередь означает, что каждый член этого общества равен другому.  Во всей истории мира не было равноправного общества. Проблема неравенства граждан по уровню доходов исторически являлась одним из важнейших объектов экономической теории. Её анализом занимались многие известные экономисты в силу высокой практической значимости данного вопроса. И всё же единым мнением стало обоснование необходимости политики перераспределения доходов, активная роль, в которой отводилась государству.
Абсолютные размеры доходов населения и покупательная способность представляют собой главные показатели благосостояния и уровня жизни людей. Уровень располагаемых доходов создает возможности материальной и духовной жизни личности, удовлетворения насущных потребностей, получения образования, сохранения здоровья. Борьбу с бедностью и неравенством в распределении доходов можно считать одним из приоритетных направлений экономической политики любого государства.
Государственная политика доходов определяется как «перераспределение их через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат» [1].
Для оценки уровня и динамики получаемого дохода используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода. Основной вид дохода – номинальный, он формируется в основном из трудовых доходов, доходов от капитала и трансфертных платежей
Полученный доход определяет уровень благосостояния, или уровень жизни, отдельного индивида. Именно от величины полученного дохода зависит реализация конечной цели общества – создание условий для удовлетворения потребностей населения, повышения его жизненного уровня. Естественно, что распределение доходов имеет свои особенности на каждом этапе общественного развития.
Иным фактором, воздействующим на распределение доходов, является государственное вмешательство в процесс ценообразования на потребительские товары и услуги. Установление верхних пределов цен или их фиксирование представляет собой средство административного регулирования экономики. Оно применяется довольно редко, и в условиях рыночной экономики не является достаточно эффективным в долгосрочном и среднесрочном периодах.
 
1.3. Метод оценки различия доходов.
 
              Для решения этой задачи познакомимся с методом, используемым для оценки масштабов первого из факторов возникновения неравенства – различия доходов. Этот метод назван в честь его создателя – «методом построения кривой Лоренца[4]» (см. Приложение 1).
Форма кривой Лоренца характеризует степень неравномерности распределения доходов. Чем круче изгиб кривой и чем дальше она отстоит от кривой абсолютного равенства, тем больше неравенство в распределении доходов, и наоборот. Характеризуя величину денежных доходов у различных групп населения, кривая Лоренца позволяет прогнозировать изменение благосостояния людей, их покупательную способность и, следовательно, спрос, это дает возможность принимать необходимые меры по регулированию и поддержанию равновесного ЧНП. Для ее построения нужны данные о том, какая часть семей получила ту или иную долю общего дохода страны.
«Доля семей» расположена на оси абсцисс, а «доля дохода» – на оси ординат. Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, она указывается на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20% всех семей получают 20% от всего дохода, 40% - 40%, а 60% - 60% и т.д., то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе.
Итак, кривая Лоренца демонстрирует фактическое распределение дохода. Эта кривая несколько напоминает лук, где прямая линия – как бы тетива, а лежащая ниже кривая (кривая Лоренца) – это слегка согнутый корпус.
Если бы корпус лука был прямым, прикреплен к тетиве только с одной стороны и свисал вертикально вниз, то это соответствовало бы ситуации абсолютного неравенства в распределении доходов. Так выглядела бы кривая Лоренца в стране, где 1% богатейших семей получал бы 100% всех доходов. В этом случае кривая Лоренца совпадает с осями системы координат, образуя прямой угол с вершиной в точке f на графике. Треугольник, образуемый диагональю и осями координат, характеризирует эту крайнюю степень неравенства.
Реально общество всегда живет в области между абсолютным равенством и абсолютным неравенством. По кривой Лоренца хорошо видно, к чему ближе фактическое распределение доходов – к абсолютному равенству или неравенству.
Таким образом, неравенство доходов – это та цена, которую обществу приходится платить за ускорение роста общего уровня благосостояния всех граждан страны. Но необходимость такой «платы» никогда не вызывает у людей радости. Напротив. Чем выше различия в уровнях жизни между богатыми и бедными, тем сильнее недовольство последних. Экономисты давно установили, что различие в доходах становится опасным для социального мира в стране, если оно:
1.   становится чрезмерно большим;
2.   увеличивается слишком высокими темпами
                           
Итак, важным условием социального мира в любой стране является предотвращение чрезмерной разницы в доходах наиболее богатых и самых бедных граждан. Для смягчения чрезмерной дифференциации доходов необходимо вмешательство государства. Оно осуществляется с помощью прогрессивного налогообложения доходов и систем социальной поддержки. Механизм регулирования дифференциации доходов создан в развитых странах мира для разрешения противоречия между неравной одаренностью людей и размерами собственности, с одной стороны, и необходимостью обеспечить всем людям хотя бы минимально достойный образ жизни – с другой.
 
 
 
 
 
 
 
2. Распределение доходов и проблема справедливости в экономике России.
 
2.1. Особенности распределения доходов в России.
 
Существующие правовые и экономические механизмы в сфере регулирования доходов не только не решают задачу борьбы с неравенством и бедностью, а напротив, воспроизводят последние в расширенном масштабе. Так, правовая норма относительно установления минимальной заработной платы даже в новом Трудовом кодексе РФ реально не увязана с прожиточным минимумом трудоспособного населения, а применение вышеупомянутого единого (плоского) налога на личные доходы, по сути представляет собой мультипликатор неравенства, который действует по принципу «сепаратора» центробежного распределения доходов по «фракциям»: доходы бедных уменьшаются, а доходы богатых увеличиваются. Оригинальность действия этого «сепаратора» состоит в том, что доля населения со средними доходами уменьшается: за ее счет возрастает доля бедных.
По данным Госкомстата России на 2006 преобладающая часть населения — около 35% — граждане с низкими доходами (ниже прожиточного минимума); доходы еще 30% незначительно превышают прожиточный минимум и только 20% россиян можно отнести к «среднему классу» (к коему принято причислять достаточно обеспеченных и социально защищенных граждан). Согласно оценкам специалистов по социально-экономической стратификации, в нашей стране:
а) около 50 млн. человек (т.е. треть населения) находятся в крайне тяжелом положении, не имея возможности обеспечить себе даже полноценное питание;
б) происходит рост бедности как по удельному весу, так и по категориям населения (помимо инвалидов, многодетных и неполных семей, а также безработных в данную группу все в большей мере включаются многочисленные категории работающих граждан);
в) доля «среднего класса» неоправданно низка, что снижает потенциал реформ;
г) на долю 20% наиболее обеспеченных граждан приходится более 50% денежных доходов, а на долю 20% наименее обеспеченных — всего 6%[5].
Исходная задача национального масштаба в России — повышение в течение ближайших полутора—двух лет минимальной заработной платы до прожиточного минимума. Это связано с тем, что минимальная заработная плата в России даже после ее существенного повышения с 1 мая 2002 г. вчетверо меньше прожиточного минимума работающего и составляет около 10% средней заработной платы по стране (для сравнения: по данным МОТ, минимальная заработная плата в большинстве стран мира составляет 40—60% средней заработной платы и в несколько раз превышает физиологический прожиточный минимум). Такое положение «раскручивает спираль бедности»: работники, заработная плата которых ниже, приближается или даже несколько выше прожиточного минимума (а это — около 60% трудоспособного населения России), не имеют шансов заработать пенсию, превышающую прожиточный минимум пенсионера, т.е. неминуемо сталкиваются с перспективой бедной старости. Понятно, что данная ситуация дестабилизирует пенсионную систему, перекладывает на нее принципиально неразрешимые ее собственными силами проблемы и затрудняет ее реформирование, необходимость которого крайне остра[6].
Среднемесячная номинальная заработная плата исчисляется делением фонда начисленной заработной платы работников на среднесписочную численность работников и на количество месяцев в периоде.
В фонд заработной платы включаются начисленные суммы в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, доплаты и надбавки, премии и единовременные поощрения, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер.
Реальная заработная плата характеризует объем товаров и услуг, которые можно приобрести на заработную плату в текущем периоде, исходя из цен базисного периода. Индекс реальной заработной платы исчисляется путем деления индекса номинальной заработной платы на индекс потребительских цен за один и тот же временной период.
 
2.2. Основные денежные доходы населения и их показатели.
 
В ноябре 2006г. по сравнению с соответствующим периодом 2005г. денежные доходы населения увеличились на 20% и достигли 1456,7 млрд. руб. Удельные денежные доходы сложились в размере 10228 руб., что выше предшествующего октября на 1,6%.
Данные о динамике реальных и располагаемых доходов населения за период начала 2005г. были подвергнуты Росстатом некоторой корректировке. В результате прошлогодний уровень этого показателя несколько поднялся, и его прирост за 2005г. увеличился с 9,3% до 11,1%. В то же время, текущий рост 2006г. стал выглядеть умеренно, но благодаря повышению стартовой отметке, уровень реальных денежных доходов в 2006г. остался примерно таким же, как и до корректировки. Прирост в ноябре 2006г., по первоначальной оценке Росстата, составил всего 0,8% по сравнению с октябрем. За январь-ноябрь 2006г. этот прирост по отношению к такому же периоду 2005г. составил 10,1%, тогда как значение подобного прироста за январь-сентябрь оценивалось в 11,4%.
В декабре объем реальных денежных доходов увеличился на 40%, что является традиционным сезонным ростом. В январе 2007г. ожидается резкий сезонный спад, а в феврале – восстановительный подъем на 19%. В марте этот подъем продолжится, и реальные денежные доходы повысятся, по прогнозу, еще на 7% 
Средняя начисленная заработная плата в нояб­ре 2006 г. составила, по предварительным данным, 11267 руб. и по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года возросла на 25%, относитель­но октября 2006 г. - на 1,4%.
Самая высокая номинальная заработная плата сложилась на конец октября 2006 г. в финансовой сфере и добыче полезных ископаемых - 23672 руб. и 22817 руб., соответственно. Самая низкая - остается в сельском хозяйстве, 5045 руб. Уровень средней на­численной заработной платы работников здравоохра­нения и предоставления социальных услуг составил к ее уровню в обрабатывающих производствах 79%, работников образования - 69% (в октябре 2005 г. - соответственно 71% и 65%). Реальная зарплата в ноябре 2006 г. повысилась на 1,4% по отношению к предыдущему месяцу, что соответствует ее приросту на 1% за исключением влияния сезонности. Такого повышения оказалось, чтобы поддержать прежнюю интенсивность подъема данного показателя по тен­денции после довольно слабого октябрьского значе­ния. Иными словами появились признаки некоторого замедления его текущего подъема с начала IV квар­тала. Однако, благодаря сравнительно низкой базе сравнения, это не помешало процессу увеличения прироста по сравнению с уровнем соответствующего периода 2005 г. Прирост за январь-ноябрь составил 13,3% против 13,2% за январь-октябрь и 12,3% за I полугодие. В ближайшей перспективе ожидается укрепление позитивной тенденции в динамике реаль­ной зарплаты, что позволяет оценивать ее годовой прирост в 13,4%, а прирост за I квартал 2007 г. по сравнению с таким же периодом 2006 г., когда на­блюдалось ощутимое ослабление текущего роста, составит примерно 16%.
В декабре реальная зарплата, по нашей оценке, возросла на 25%. В январе 2007 г. ожидается доволь­но глубокий спад на 21 %, а в феврале - повышение на 1 %. В марте реальная зарплата, по прогнозам, увеличится еще на 7%.
В ноябре 2006 г. средний размер назначенных месячных пенсий, по предварительным данным, составил 2839 руб. и увеличился по сравнению с ана­логичным периодом 2005 г. на 11,7%. Относительно предшествующего октября рост был незначитель­ным - 0,7%. Реальный размер назначенных пенсий в ноябре 2006 г. упал относительно предшествующего октября на 0,5%. По сравнению с аналогич­ным периодом 2005 г. рост составил 2,4%. Средний размер назначенных месячных пенсий относительно среднего размера начисленной зарплаты составил в ноябре 2006 г. 25,2% против 28,5% в ноябре 2005 г.
В феврале 2008г. денежные доходы населения  сложились в сумме 1825,2 млрд.рублей и увеличились по сравнению с февралем 2007г. на 27,1%, денежные расходы населения - соответственно 1845,2 млрд.рублей и на 28,7%. Превышение денежных расходов населения над доходами составило 20,0 млрд.рублей. (см. Приложение 2).
Как видно из Приложения 3
(Реальные располагаемые денежные доходы населения [7]) самым высоким скачком реально располагаемых денежных доходов населения пришелся на декабрь 2006г. И декабрь 2007г. причем в 2006 году он составил почти 170 % от показателей в 2005 году, а в 2007 – 190 %(приведенные данные были с учетом сезонного фактора). Если даже не учитывать сезонный фактор, доход растет соответственно декабрь 2006г.-125%, декабрь 2007г.-135% к среднемесячному значению в 2005 году.
Основными составляющими доходов населения можно назвать оплату труда, доходы от предпринимательской деятельности, пенсии, стипендии, пособия, социальные выплаты; поступления от собственности, в качестве процентов по вкладам, ценным бумагам, дивиденды; доходы от продажи продукции сельского хозяйства, страховые возмещения, сумма от продажи иностранной валюты и многие другие.
По соотношению различных компонентов в структуре доходов можно судить о типе экономической системы и трудовой мотивации.
Данные, приведенные в Приложении 4. (Состав денежных доходов населения Российской Федерации в 1999 году (в процентах к итогу) [8])
показывают некоторую долю дохода от предпринимательской деятельности и невысокий удельный вес заработной платы в структуре доходов. В этой связи является очевидным осуществление в Российской Федерации перехода к рыночной экономической системе. Достаточно также отметить, что важную роль в трудовой мотивации играют пропорции, в которых соотносятся доли оплаты труда и социальных трансфертов. Следствие роста доли оплаты труда состоит в расширении инициативности и предприимчивости. Обратная ситуация (высокий удельный вес социальных выплат) предопределяет развитие тенденции к снижению стимулов к трудовой деятельности и свидетельствует о государственном патернализме в сфере распределения и формирования доходов. В Российской Федерации, по данным таблицы 4, доля социальных трансфертов (12,6%) мала даже по сравнению с небольшой долей оплаты труда (66,4%). Поэтому нет оснований для доказательства дестимулирующего эффекта социальных трансфертных платежей в России.
В Российской Федерации имеет смысл создание условий, способствующих дальнейшему повышению доходов от предпринимательской деятельности, адекватных рыночной экономической системе. По причине несущественного удельного веса социальных выплат, требуется активизация системы трансфертных платежей. Немаловажно государственное воздействие на возросшие доходы от собственности, которые составляют основу социальной дифференциации по уровню доходов.
Статья 7 главы 1 Конституции РФ, принятой в 1993 году гласит: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Значит, государство возлагает на себя ответственность справедливого распределения доходов населения, что предполагает большое разнообразие методов регулирования.
В целом, государственное руководство в области распределения доходов осуществляется при помощи правовых, административных и экономических методов. К автоматически встроенным стабилизаторам политики доходов логично отнести предусмотренные законом различного рода пособия низкодоходным категориям населения. В качестве дискреционных регулирующих стабилизаторов выступает увеличение пособий, назначение дополнительных социальных выплат и льгот.
 
2.3.Доходы государства.
 
Как видно из Приложения 5 ( Структура консолидированного бюджета в 2007 году) доходы, сбор которых контролируется Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, составляют наибольший удельный вес в сумме всех поступивших доходов – 59,6 %, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации - 32,6%, поступления сумм неналоговых платежей, контролируемых Минимуществом России - 1,8%, Министерством финансов Российской Федерации - 0,9%, Минатомом Российской Федерации - 3,2% в общей сумме всех доходов.
 
В Российской Федерации следствием экономических реформ стала либерализация всех факторов производства, кроме заработной платы. При установившихся частных и смешанных формах собственности в экономике степень прямого государственного вмешательства в формирование трудовых доходов заметно снизилась. В результате заработная плата перестала выполнять все свои вышеуказанные функции. А ведь именно уровень заработной платы выступает стимулом к высокопроизводительной трудовой деятельности. Таким образом, в России наблюдается одна из главных диспропорций: слишком низкий уровень оплаты труда наемных работников по отношению к приросту производительности труда. Доля заработной платы в ВВП экономики России в 2 - 2,5 раза меньше, чем в странах с развитой рыночной системой.
По мере осуществления экономических реформ в России система подоходного налогообложения значительно изменялась вместе с ее основными правилами и нормами. Тем самым были реализованы основные принципы налогообложения - всеобщность и равномерность. Новым явлением стало изменение объекта данного налога. Вместо предполагаемого усредненного дохода, как было ранее, начал учитываться доход, реально полученный плательщиком.
Применение прогрессивной шкалы налогов считается необходимым условием функционирования национальных систем распределения доходов. Россия же с 1 января 2001 г. отказалась от такого подхода и практикует единую (в виде плоской шкалы) ставку налогов наличные доходы в размере 13%. Принятие такого решения аргументировалось необходимостью «вывести из тени» нерегистрируемые доходы. Данные ожидания не оправдались. К отрицательным же последствиям введения отмеченной единой ставки налога следует отнести предсказывавшиеся серьезными специалистами[
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.