На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль бюджета

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ  РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 5
    1.1 Сущность  и значение бюджета субъекта  федерации 5
    1.2 Особенности  формирования доходной части  регионального бюджета 8
2 АНАЛИЗ  РОЛИ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В  РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ И ЭКОНОМИКИ (на примере Алтайского Края) 14
    2.1 Управление бюджетной политикой региона 14
    2.2 Анализ доходов и расходов бюджета края за 2009-2011 гг 21
3 ПУТИ  ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ  БЮДЖЕТА 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39
 

        ВВЕДЕНИЕ
 
       Одной из проблем Российской Федерации  является распределение бюджета. Показатели экономики и социальной сферы  многих регионов страны указывают на то, что существует проблема распределения  бюджета, бюджетной политики регионов.
     Динамичное и устойчивое развитие общества невозможно без активного участия государства в экономических процессах, которое реализуется прежде всего в бюджетной и денежно-кредитной политике. Этот постулат сформулировал Кейнс и он остается реальностью и по сей день в экономике индустриально развитых стран мира.
     Для достижения экономического роста и благосостояния страны требуется выполнение ряда задач, основные из которых это полноценное финансирование социальной сферы, стимулирование инвестиционной активности, безусловным выполнением государством своих обязательств.
     Повышение доходности бюджета и оптимизация  его расходов, проблема сбалансированности регионального бюджета и необходимость  правильного распределения - именно эти финансовые аспекты бюджетного устройства определяют уровень социально - экономического развития страны, качество жизни населения.
       Объектом  курсовой работы является региональный бюджет и проблемы его исполнения в экономике и социальной сфере.
         Целью исследования является  проведение анализа бюджета Алтайского края и определение его роли в развитии экономики и социальной сферы.
       Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
              - исследовать основные черты  и принципы бюджетной политики на уровне региона;
              - разобраться в источниках формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов;
              - вскрыть возможности оптимизации  доходной  и расходной частей  регионального бюджета;
              - рассмотреть распределение бюджета в региональную экономику и социальную сферу;
       Цели  и задачи работы определили её структуру. Курсовая работа со -      стоит  из следующих частей:
       - Введение, в котором определяется  объект исследования, описываются  цели, задачи, композиция курсовой  работы;
       - Теоретическая часть,  в которой излагаются теоретические аспекты формирования и исполнения регионального бюджета;
       - Практическое исследование, в котором характеризуется бюджет Алтайского края, его роль в социальной сфере;
       - Рекомендательная часть, в которой  приводятся пути повышения эффективности использования регионального бюджета в социальной сфере.
       - Заключение, содержащее общие выводы  и предложения  в целом по  работе;
       - Библиографический список  наименований  использованных источников.
       В качестве исходной информационной базы привлекались теоретические материалы исследования различных авторов, учебники и учебные пособия, статистический материал, Законы о бюджетах на очередной финансовый год.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ  РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 

      Сущность  и значение бюджета субъекта федерации
     Бюджетная система Российской Федерации состоит  из бюджетов трех уровней:
    первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
    второй уровень – бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
    третий уровень – местные бюджеты [14].
     Бюджетное устройство нашей страны обеспечивает непрерывную взаимосвязь бюджетов всех уровней.
     Государственная бюджетная система РФ состоит  из 21 республиканского бюджета, 55 краевых и областных бюджетов, городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, а также около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).
     Вообще  принципы построения и функционирования бюджетов всех уровней одинаковы [10]:
    принцип единства выражает необходимость согласования бюджетов с единой правовой и документарной политикой, единым бюджетным процессом;
    принцип гласности требует обязательного опубликования утвержденных бюджетов в СМИ;
    принцип реальности утверждает необходимость правдивости всех бюджетных показателей;
    принцип самостоятельности определяется наличием у бюджетов всех уровней собственных источников доходов и правом самовольного их расходования (в рамках действующего законодательства). Бюджеты нижестоящих органов самоуправления  не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.
       Бюджеты субъектов Российской Федерации  входят во второй уровень бюджетной системы. Бюджет субъекта РФ – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ [1, ст.15]. Бюджеты субъектов РФ – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной, легкой и пищевой промышленности; коммунального хозяйства; развитие транспорта и связи. Важное значение имеют бюджеты субъектов в осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфрастуктуры общества.
       Наиболее  сложная проблема в бюджетном  устройстве – бюджетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центров и регионов.
       В строго научном смысле теории бюджетного федерализма, равно как и канонического  определения не существует. Вместе с тем анализ построения бюджетно-налоговых  систем в государствах федеративного устройства позволяет выделить следующие положения, которые в совокупности выражают суть стандартной модели бюджетного федерализма [15]:
    сосуществование нескольких уровней бюджетно-налоговой системы;
    законодательное или договорное распределение полномочий и ответственности каждого из уровней власти за конкретные направления и виды деятельности на соответствующей территории;
    наличие устойчивых представлений о величине необходимых расходов для реализации каждым уровнем власти его полномочий и ответственности;
    использование надежных и общепризнанных субъектами Федерации способов учета их особенностей для корректировки величины расходов;
    закрепление за каждым уровнем бюджетной системы налоговых и неналоговых доходных источников;
    установление в классификации расходов федерального и региональных бюджетов специальных позиций финансирования таких направлений региональной политики, как компенсация нижестоящим бюджетам недостаточности их собственных средств для покрытия нормативно распределяемых расходов; реализация программ поддержки развития отдельных регионов; принятие мер по поддержке депрессивных территорий и т.п.
       По  мнению В.Лескина и А. Швецова, все  эти характеристики стандартной  модели бюджетного федерализма претерпевают неизбежные изменения при её адаптации к условиям конкретной страны. «Стандарт» надо приспосабливать к характерному только для данной страны и для данного периода её истории множеству взаимосвязанных задач социального, экономического и регионального развития [18].
       Говоря  о бюджетном федерализме, важно отметить, что наиболее полная его реализация является основным условием совершенствования межбюджетных отношений в федеративном государстве. Необходимым является одинаковое понимание сущности бюджетного федерализма как на федеральном уровне, так и в субъектах Федерации и на местном уровне самоуправления.
       Под межбюджетными отношениями понимаются взаимоотношения между органами власти и управления разных уровней  по поводу распределения расходных  полномочий, налоговых поступлений  и безвозмездных финансовых перечислений в целях создания исходных условий для сбалансирования  бюджетов  органами власти на каждом уровне с учетом возлагаемых на них задач и имеющегося на соответствующих территориях налогового потенциала [24].
       Интересным  представляется рассмотрение вопроса межбюджетных отношений в рамках формирования доходной части  бюджетов  разных уровней.  Наибольший удельный вес в доходной части  бюджетов  субъектов РФ и муниципальных образований, как правило, составляют налоговые поступления. В свою очередь, соотношение федеральных налогов, налогов, вводимых решениями субъектов федерации и местными органами, является важным элементом построения налоговой системы. При решении этого вопроса надо, прежде всего, иметь в виду интересы юридических и физических лиц.
              Экономическая сущность региональных бюджетов проявляется в их назначении. Эти бюджеты выполняют следующие функции: формирование денежных фондов; распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства; контроль за финансово- хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных органам власти[22]. 

    1.2 Особенности формирования доходной части регионального бюджета
     Доходы  регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых  видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.
     В бюджеты субъектов Федерации  зачисляются доходы от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются федеральным  налоговым законодательством, а  пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между региональным бюджетом и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта Федерации на очередной финансовый год и Федеральным законом “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации” [1].
     К налоговым доходам бюджетов субъектов  Федерации также относятся отчисления от федеральных регулирующих налогов  и сборов, распределенных к зачислению в региональные бюджеты по нормативам, определенным федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.
     Региональными являются налоги и сборы, устанавливаемые  Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. По региональным налогам представительный орган власти субъекта Федерации самостоятельно устанавливает налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по нему. К региональным налогам и сборам относятся:
     — налог на имущество организаций;
     — налог на недвижимость;
     — дорожный налог;
     — транспортный налог;
     — налог с продаж;
     — налог на игорный бизнес;
     — региональные лицензионные сборы. [16]
     60% от суммы налога, начисленной  налогоплательщикам по добытым  полезным ископаемым (за исключением добытых полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), распределяется а доход регионального бюджета. При добыче общераспространенных полезных ископаемых полная сумма налога подлежит уплате в доход бюджетов субъектов Российской Федерации.
     Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым в  виде углеводородного сырья, распределяется следующим образом: — 80% от суммы  налога — в доход федерального бюджета; — 20% от суммы налога — в  доход регионального бюджета.
     Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым в  виде углеводородного сырья на территории автономного округа, входящего в  состав края или области, распределяется следующим образом:
     — 74,5% от суммы налога — в доход федерального бюджета;
     — 20% от суммы налога — в доход  бюджета автономного округа;
     — 5,5% от суммы налога — в доход  бюджета края или области.
     При распределении налоговых доходов  по уровням бюджетной системы  налоговые доходы бюджетов субъектов  Федерации должны составлять не менее 50 % от суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.
     К неналоговым доходам регионального  бюджета относятся:
     — средства, получаемые от продажи регионального  имущества;
     — средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в собственности региона;
     — средства, получаемые в виде процентов  по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
     — средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в региональной собственности, под залог, в доверительное управление;
     — плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
     — доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных  товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим субъектам  Федерации;
     — часть прибыли региональных унитарных  предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
     — другие предусмотренные законодательством  Российской Федерации доходы от использования  имущества, находящегося в региональной собственности;
     — доходы от платных услуг, оказываемых  бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Федерации [20].
     В доходы региональных бюджетов могут  зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и  правительств иностранных государств.
     В бюджеты могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения бюджета и не учтенным законом о бюджете.
     Финансовая  помощь от федерального бюджета в  форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в доходах регионального бюджета, который является получателем этих средств. При этом такая финансовая помощь не является собственным доходом регионального бюджета
     Собственные доходы бюджетов субъектов Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Федерации федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично — в процентной доле, утверждаемой законодательными органами субъектов Российской Федерации на срок не менее трех лет. Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в федеральное налоговое законодательство.
     Представительней  орган власти субъекта Федерации имеет право вводить региональные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и предоставлять налоговые льготы в пределах прав, предоставленных федеральным налоговым законодательством.
     Законы  субъекта Федерации о внесении изменений  и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации в пределах компетенции субъекта Федерации, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения бюджета на очередной финансовый год. Внесение изменений и дополнений в законодательство субъекта Федерации о региональных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в бюджет на текущий финансовый год.
     Органы  исполнительной власти субъекта Федерации  могут предоставлять налоговые  кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в региональный бюджет в  соответствии с налоговым законодательством  в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных бюджетом.
     При отсутствии задолженности по бюджетным  ссудам регионального бюджета перед  федеральным бюджетом и соблюдении предельного размера бюджетного дефицита и размера государственного долга органы исполнительной власти также могут предоставлять отсрочки или рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в региональный бюджет в части суммы федерального налога или сбора, поступающей в бюджет субъекта Федерации.
     С позиции управления целесообразно  использовать классификацию доходов  на постоянные и непостоянные доходы. Постоянные средства складываются из налогов и сборов, регулярно взимаемых  в пользу субъекта Федерации, значительная часть поступлений от услуг региональных служб, арендная плата от использования имущества, рентные платежи за пользование недрами и природными ресурсами и др. К непостоянным средствам региона относятся заемные средства, доходы от продажи имущества и др.
     В бюджете средства классифицируются на функциональные и инвестиционные поступления. Поступления, внесенные в функциональную часть бюджета, направляются на покрытие соответствующих расходов функциональной части бюджета. Превышение функциональных поступлений над функциональными расходами представляет собой самостоятельный источник доходов для инвестиционной части регионального бюджета. Собственно инвестиционные поступления бюджета представляют собой доходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений [20].
     Для финансирования текущих расходов следует использовать налоги, поступления от платежей и лишь в отдельных случаях для капитальных затрат. Для капитальных затрат целесообразно использовать субсидии, займы. Налоги для финансирования капитальных затрат использовать нежелательно.
     Долгосрочные  займы целесообразно использовать для целей капитальных затрат региона потому, что капитальные  затраты будут удовлетворять  запросы населения в течение  длительного времени, а погашение  займа и выплата процентов  по нему будут осуществляться из средств налогообложения также в течение длительного времени [16].
     Использование займов для целей погашения текущих  затрат нежелательно, так как подобная политика приводит к перекладыванию здравствующими гражданами бремени  выплат на будущие поколения, которые, в отличие от них, уже не смогут воспользоваться благами этих займов.
     Текущие налоги и платежи малопригодны для  капитальных затрат с той точки  зрения, что граждане будут вынуждены  полностью взять на себя бремя  расходов по услугам, преимуществами которых смогут воспользоваться только будущие поколения.
     Тем не менее, существуют случаи, когда  займы являются приемлемым источником финансирования текущих расходов. Бюджетные  расходы обычно производятся по достаточно стабильному графику в течение  всего года, в то же время поток поступлений в региональный бюджет может быть менее регулярен и зависит от множества факторов. В целом в течение года следует или уравновешивать свои активы и пассивы на текущих счетах или иметь небольшое положительное сальдо для того, чтобы покрывать капитальные затраты. Поэтому краткосрочные займы, практикуемые региональными органами власти для компенсации нерегулярного поступления платежей, вполне оправданы.
     Если  региональные органы власти не располагают  возможностями по немедленному увеличению доходов, а вышестоящий уровень управления не оказал необходимой помощи, остается единственная возможность привлечь займ для покрытия непредвиденных расходов.
     При использовании займов на эти или  иные цели следует учитывать, что  увеличение доли заемных средств в региональном бюджете приводит к существенному увеличению рисков, связанных с изменением рыночной конъюнктуры [20].
 

    2 АНАЛИЗ  РОЛИ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В  РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ И  ЭКОНОМИКИ
    (На  примере Алтайского края) 

       2.1 Управление бюджетной политикой региона
       Мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. послужил катализатором изменений  и поиска новых нестандартных  решений в управлении экономикой государства. Результатом кризиса  стали не только порождаемые им проблемы, но и связанные с кризисом реальные и ожидаемые позитивные последствия, а именно финансовое оздоровление экономики, естественное ценообразование и выход на первый план отечественных производителей.
       Аналитики отмечают, что 2011 г. является первым спокойным посткризисным периодом для России, что требует пересмотра краткосрочной политики антикризисного управления в сторону выработки долгосрочных стратегий.
       В 2007 г. федеральный бюджет на 2008-2010 гг. впервые в российской практике бюджетного планирования был составлен на трехлетний период. Данное обстоятельство, по сути, должно было способствовать повышению предсказуемости проводимой Правительством РФ среднесрочной бюджетно-налоговой политики и укреплению определенности в финансовом обеспечении принятых расходных обязательств на трехлетнюю перспективу, а также повышению требований к качеству составляемого бюджета и ответственности за допущенные при планировании ошибки.
       В рамках закона о бюджете бюджетные  ассигнования утверждались раздельно  на каждый год трехлетнего периода, а главным распорядителям бюджетных средств предоставлялось право перераспределения в ходе исполнения федерального бюджета ассигнований между текущим финансовым годом и последующими годами. Однако в начале 2009 г. из-за существенной неопределенности среднесрочных перспектив вследствие развития кризисных явлений в мировой и российской экономике правительство отказалось от практики составления трехлетнего бюджета на 2010-2012 гг. При оправданности данного решения в сложившихся экономических условиях возврат к одногодичному бюджету рассматривался как временная мера, поэтому с 2010 г. Правительство РФ возобновило подготовку трехлетнего федерального бюджета.
       В целом кризис выявил потребность  регионов в изменении бюджетной  политики, которая была сформирована в докризисный период. «Практика увеличения операционных расходов в соответствии с доходами, а иногда и опережая рост доходов, оказалась нежизнеспособной, так как местные и региональные органы власти не сумели провести аналогичные сокращения расходов в период рецессии, когда доходы снижались». Во избежание подобных ситуаций необходимо разрабатывать политику в области операционных расходов, независящую от цикличных операционных доходов.
       Антикризисные меры, реализующиеся регионом, в  обязательном порядке должны быть комплексными, нацеленными на развитие раз- 
личных отраслей и предприятий, улучшение транспортной и коммуникационной инфраструктуры, предусматривать социальное благополучие населения и осуществляться в рамках утвержденной долгосрочной региональной стратегии. Поскольку данные меры финансируются из бюджета, имеет смысл говорить о стратегии управления бюджетной политикой региона.

       Под стратегией управления бюджетной политикой  региона мы подразумеваем выработку  концептуальных подходов, связанных  с экономическим и социальным развитием регионов России. В данном случае стратегия предполагает решение задачи придания устойчивости бюджетной системе и экономике региона в долгосрочной перспективе.
       Для придания долгосрочной устойчивости как  экономической, так и бюджетной системам региона необходимо целенаправленно воздействовать на формирование ресурсного потенциала территории, создавать предпосылки для активизации предпринимательского поведения основных субъектов хозяйствования, осуществлять контроль за региональными и межрегиональными финансовыми потоками, в которых участвует регион [11].
       Зачастую  региональная антикризисная политика ориентируется на те инструменты, которые  «работали» в докризисных условиях. Этот подход, на наш взгляд, в корне  неправильный и требует пересмотра.
       Сегодня назрела необходимость перехода от антикризисных мер к посткризисному управлению экономикой. В долгосрочной перспективе посткризисное управление бюджетом регионов ориентируется прежде всего на федеральную поддержку  и направлено на субсидирование системообразующих и градообразующих предприятий, сохранение социальной стабильности, минимизацию безработицы. Все эти направления взаимосвязаны между собой.
       Решение кризисных экономических проблем  зависит от усиления взаимосвязи  власти и бизнеса. Пристальное внимание стало уделяться малому и среднему бизнесу, имеющему экономический потенциал и предлагающему новые рабочие места. Бюджетные средства направляются на расширение доступа предпринимателей к финансово-кредитным ресурсам и на создание условий для открытия собственного бизнеса. Что касается стратегических перспектив развития регионов, то можно вполне обоснованно утверждать, что «кризис не только не улучшил, но в чем-то даже ухудшил институциональные условия деятельности бизнеса, которые могли бы способствовать модернизационному прорыву, поскольку позволил «национализировать убытки» и в целом привел к дальнейшей активизации сращивания власти и бизнеса, усилению закрытости рынков, снижению конкуренции [26].
       В начале 2009 г. бюджетная политика Алтайского края строилась в основном на распределении выделенных средств федерального бюджета. На данный момент выстраиваются стратегические перспективы развития региона, однако они касаются среднесрочной перспективы - в 2010 г. был составлен бюджет на 2011 г. и осуществлено планирование на 2012-2013 гг. В 2011 г. предполагается провести индексацию заработной платы работников краевых учреждений и социальных выплат, связанных с осуществлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан. Приоритетными направлениями социально-экономического развития региона являются социальная стабильность, повышение уровня жизни населения края, создание благоприятных условий для развития конкурентоспособности экономики региона.
       Инвестиционная  политика региона проходит в рамках реализации приоритетных национальных проектов социальной направленности, подтвердивших свою эффективность в качестве инструментов системных преобразований в соответствующих сферах. Бюджетные инвестиции направляются в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности Алтайского края в рамках федеральных целевых программ, реализуемых на территории региона на условиях софинансирования, с учетом приоритетных направлений расходов краевого бюджета в 2011 и 2012 гг. на капитальное строительство объектов с высокой степенью готовности. С этой целью в августе 2010 г. была принята и реализуется Программа «75 х 75», в которой предусмотрен перечень 75 особо значимых социальных строек и объектов. Финансирование данных работ планируется осуществлять в 2011-2012 гг. с участием средств бюджетов всех уровней для обеспечения ввода указанных объектов в эксплуатацию к 75-летию образования Алтайского края.
       В 2011 г. за счет средств краевого бюджета  в сфере национальной экономики  реализуются краевые целевые программы: «Развитие туризма в Алтайском крае на 2011-2016 гг.» в сумме 47,2 млн руб., «Обновление подвижного состава городского электрического транспорта и реализация инвестиционного проекта сборочного производства и капитально-восстановительного ремонта трамваев и троллейбусов в городах Алтайского края на 2009-2011 гг.» в сумме 62,0 млн руб., «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2011 г.» в размере 40,0 млн руб., а также ведомственные целевые программы: «Развитие минерально-сырьевой базы Алтайского края на 2010-2012 гг.» в размере 6,6 млн руб., «Развитие лесов Алтайского края на 2011-2015 гг.» в сумме 12,0 млн руб., «Совершенствование структуры собственности Алтайского края на
       2011-2013 гг.» в размере 8,4 млн руб., «О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае на 2011-2013 гг.» в размере 59,0 млн руб., «Развитие промышленного производства в Алтайском крае на 2009-2012 гг.» в размере 148,2 млн руб. и др. [27]
       Бюджетные расходы на инвестиционную поддержку  должны содействовать повышению  инвестиционной привлекательности  экономики края, осуществлению модернизации производственных фондов в таких  отраслях, как обрабатывающее производство, сельское хозяйство, транспорт и связь, и в конечном итоге - созданию в крае конкурентоспособной экономики. Сегодня речь идет не только о преодолении кризисной ситуации в социально-экономической сфере региона, но и о модернизации экономического развития за счет создания инновационной системы, интегрирующей научно-технический, технологический, инвестиционный и человеческий потенциалы региона.
       Все сказанное требует сбалансированного  подхода к решению вопросов, связанных  с сохранением и развитием  имеющегося потенциала и выбором и поддержкой приоритетных направлений, обеспечивающих прорыв в экономическом развитии региона. С 2009 г. в Алтайском крае действует Закон «О полюсах инновационного развития в Алтайском крае». «Целью формирования полюсов инновационного развития является повышение эффективности использования потенциальных возможностей муниципальных образований, содействие занятости и росту качества жизни населения посредством создания новых и развития традиционных секторов экономики .Алтайского края на инновационной основе» [28].
       Под «полюсами инновационного развития»  понимается не только совокупность предприятий  или организаций, но и конкретные территории, выполняющие в экономике  региона функцию источника инноваций, например, наукоград Российской Федерации  город Бийск. Также к потенциальным полюсам относят Алтайский биофармацевтический кластер. Алтайский бизнес-инкубатор и формирующийся кластер сельскохозяйственного машиностроения.
       Одним из стратегических направлений развития региона является программа «Комплексное развитие Алтайского Приобья». Проект предполагает перевод секторов экономики агропромышленного комплекса на интенсивный путь развития и обеспечение к 2025 г. значительного повышения уровня и качества жизни сельского населения Алтайского края. Суть проекта заключается в создании особо значимой аграрной территории на основе государственночастного партнерства. Проект состоит из 12 базовых инвестпроектов, разбитых на четыре кластера: агропромышленный, биофармацевтический, топливно-энергетический и туристскорекреационный. Финансирование данного проекта осуществляет федеральный бюджет (180 млрд руб.) и частные инвесторы (410 млрд руб.). В результате его реализации планируется полностью обеспечить регион собственной электроэнергией, понизить ее стоимость для потребителей на 10-15%, а также добиться роста урожая зерновых в полтора раза, в несколько раз увеличить туристический поток и создать около 12,5 тыс. новых рабочих мест [28].
       С целью развития реального сектора  экономики края и в соответствии с Законом Алтайского края «Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае» за счет средств краевого бюджета осуществляется субсидирование части банковской процентной ставки по банковским кредитам, привлекаемым предприятиями края, и субсидирование налогов, в том числе в отраслях промышленности, сельского хозяйства и транспорта. В 2011 г. предусмотрены расходы на субсидирование части банковской процентной ставки в размере 115 млн руб., что позволит обеспечить поддержку инвестиционных проектов предприятий в соответствии с принятыми решениями. В целях технического перевооружения предприятий реального сектора экономики и повышения конкурентоспособности экономики Алтайского края в бюджете предусмотрено 40 млн руб. на формирование и развитие краевого лизингового фонда. Кроме того, в 2011 г. предусмотрено предоставление государственных гарантий Алтайского края юридическим лицам по обязательствам, возникающим при осуществлении лизинговых операций [5].
       Важным  направлением поддержки экономики  края является развитие малого предпринимательства, в том числе за счет средств, предусмотренных ведомственной целевой программой «О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае на 2011-2013 гг.».
       Для осуществления бюджетной стратегии  необходимо финансирование капитальных расходов за счет долгосрочных заимствований, капитальных трансфертов из федерального и регионального бюджетов или за счет собственных положительных операционных балансов. На случай рецессий возможно развитие резервных фондов.
       Такой подход с долгосрочным планированием и согласованием бюджетной и долговой политики может привести к улучшению финансовой устойчивости местных и региональных органов власти. Это потребует от федеральных властей предоставления региону большей финансовой независимости и ответственности по 
проводимой им бюджетной политике.

       Стратегическое  управление бюджетом региона позволит преодолеть ряд серьезных недостатков: ориентацию на дотационные формы  регулирования; усугубление проблем  депрессивных районов; отсутствие взаимосвязи  процесса выделения трансфертов с проводимыми реформами, неэффективность использования средств федерального бюджета.
       Анализ  проблем посткризисного управления бюджетом Алтайского края позволил сформулировать следующие приоритетные стратегические направления:
       - курс на снижение доли федеральных средств в региональном бюджете;
       - модернизация и технологическое развитие экономики, институциональная поддержка развития инновационной деятельности в регионе, формирование инновационной инфраструктуры, управление человеческими и интеллектуальными ресурсами региона;
       - повышение качества управления в бюджетном секторе;
       - оптимизация поддержки реального сектора экономики, доступность бюджетной поддержки для малого бизнеса;
       - долгосрочные перспективы развития социальной сферы.
       Таким образом, инструменты реализации экономического механизма управления, применяемые  в регионе, не должны ограничивать экономическую  и правовую самостоятельность предприятий  и организаций, создавая благоприятные  условия и стимулы для их участия  в решении общерегиональных проблем, связанных с повышением уровня жизни населения, развитием сферы услуг и инфраструктурных отраслей, формированием конкурентной среды, осуществлением эффективной структурной и инновационной политики, территориальной организацией производства. Лишь в случае выполнения этих условий и следования означенным выше приоритетным направлениям долгосрочная стратегия управления бюджетной политикой края будет иметь успех. 

       2.2 Анализ доходов и расходов бюджета края за 2009-2011 гг
       Оценить полное влияние регионального бюджета  на социальную сферу и экономику  края, его основные направления и  фактическое распределение бюджетных  средств можно благодаря детальному анализу исполнения бюджета за определенный период.
       Необходимо  рассмотреть 3 периода – 2009, 2010 и 2011 гг, исходя из полученных данных можно будет сделать обобщенный вывод, по поводу, бюджетной политики края, ее существенном влиянии на определенную сферу.
       Анализ  исполнения бюджета за 2009 г.
       В краевой бюджет за 2009 год поступило доходов 54 895 988 тыс. рублей, или 102 % от уточненного плана года. По сравнению с аналогичным периодом 2008 года объем доходов увеличился на 11 %. Налоговых и неналоговых доходов без учета возвратов остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов прошлых лет поступило 18 722 390 тыс.руб., или 105 % к плану года или 91 % к уровню прошлого года.
       Исполнение  расходной части краевого бюджета  составило 54 874 070 тыс. рублей, или 96 % от уточненного плана года. По сравнению  с предыдущим годом объем расходов увеличился на 13 %. В полном объеме профинансированы расходы на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, осуществление социальных выплат населению и расходы на оплату коммунальных услуг, межбюджетные трансферты муниципальным образованиям.
       За  анализируемый период  наблюдается  баланс между доходами и расходами  краевого бюджета. Профицит на 1 января 2010 г. составил 21 918 тыс.руб. Показатели фактических расходов близки к планируемым показателям, что дает положительную оценку распределения бюджетных средств по сферам.
       Таблица 1
       тыс. рублей
       №  
разд.
       Наименование        Уточненный  план на  
2009 год
       Исполнение 
на 
01.01.2010
                ДОХОДЫ, всего        54033058        54895988
                в т.ч.                  
                Налоговые и неналоговые доходы        17864806        18722390
                Средства  федерального бюджета        32865985        32864586
                РАСХОДЫ, всего        57120733        54874070
                в т.ч.                  
       01        Общегосударственные вопросы        1437059        1131415
       02        Национальная  оборона        310        249
       03        Национальная  безопасность и правоохранительная 
деятельность
       2670090        2529734
       04        Национальная  экономика        10692866        10453319
       05        Жилищно-коммунальное хозяйство        1619532        1612313
       06        Охрана  окружающей среды        59093        58940
       07        Образование        2735665        2624709
       08        Культура, кинематография, средства массовой информации        675758        660082
       09        Здравоохранение и спорт        3726293        3597594
       10        Социальная  политика        10049812        9296844
       11        Межбюджетные  трансферты        23454255        22908871

 
       Анализ  исполнения бюджета за 2010 г.
       В краевой бюджет за 2010 год поступило  доходов 59 529 млн. рублей или 108 % к прошлому году. В том числе налоговых  и неналоговых доходов поступило 26 970 млн. рублей, что на 44 % больше чем в прошлом году.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.