На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Проблема формирования профессионального имиджа

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?ОГЛАВЛЕНИЕ
 
1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ИМИДЖА…………………………………………………………………………2
2. МЕЖЛИЧНОСТНАЯ АТТРАКЦИЯ, ПРИЕМЫ И
ФОРМИРОВАНИЕ ………………………………………….………….……….11
3. СОДЕРЖАНИЕ И РАЗНОВИДНОСТИ ВНЕШНЕГО ВИДА
РАБОТНИКОВ СЕРВИСА ….…………………………………………….……16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………….….……21
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ИМИДЖА
 
          Историю возникновения, становления и развития имиджа за рубежом и в России можно, опираясь на рекомендации Е.В. Яковлева и Н.О. Яковлевой, условно разделили на три периода:
1) доисторический период (9–7 тыс. до н.э. – XVIII в.);
2) период систематизации (XVIII – середина XX в.);
3) информационный период (середина XX в.- настоящее время).
          На первом этапе имидж еще не является объектом сознательной деятельности, обращение к нему носит стихийный характер, знания о нем незначительны и противоречивы. В этот период объект труда и объект познания еще не слиты воедино, а главным способом познания выступает действие с предметами.
          Для того чтобы выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт создания необходимого образа для достижения поставленных целей. Невозможно предположить, в какие времена возникла необходимость в создании имиджа. Сложно сказать, в какой стране впервые возникла потребность в этом и кто является основателем имиджмейкинга. Но можно предположить, что зачаточные формы имиджирования появились на стадии первобытнообщинного строя. Имиджелогия основывается на убеждении и влиянии на людей, поведение которых можно изменить с помощью создания нужного образа и личного обаяния. Поэтому можно предположить древние корни имиджа и имиджелогии. Имидж – это феномен XX в., но корни его уходят глубоко в историю. Как средство воздействия на общественное мнение, не сформулированное еще в термине, эта деятельность существует с древних времен.
          С появлением родоплеменных общин и первых форм коммуникации появилась предпосылка создания определенного образа как направленного процесса. Люди стремились выделить себя в обществе, завоевать лидирующие позиции, идентифицировать себя и придать образу индивидуальность. Для этого использовались жесты, способы оформления внешнего вида. Развитие трудовой деятельности позволило первобытным людям перейти от потребительского образа жизни к созидательному. С появлением языка люди смогли передавать информацию. Представители разных «профессий» (охотники, земледельцы, ремесленники) отличались внешним видом, орудиями труда, содержанием деятельности, стремились договориться между собой об обмене продуктами труда. Позже стали зарождаться профессиональные союзы – охотников, а затем воинов. Всеобщее равенство сменилось наличием групп с различным социальным статусом. Впоследствии такие союзы превратились в профессиональные сообщества, выделяющиеся среди остальных своеобразным языком, одеждой, традициями, спецификой деятельности.
          Понятие «имидж» формировалось и развивалось в течение многих веков. Издавна вожди, императоры с помощью речей, жестов создавали нужный образ и влияли на поведение людей. Во время расцвета таких цивилизаций, как Вавилон, Древняя Греция и Древний Рим использовали разные способы влияния на людей. Выдающийся мыслитель Античности Аристотель (384–322 гг. до н.э.) считал, что убедить аудиторию можно тогда, когда добьешься ее благосклонности и симпатии. Государственный и политический деятель Древнего Рима, блестящий оратор Цицерон (106–43гг. до н.э.) придавал важное значение изучению психологии, интересов и вкусов публики. Он полагал, что задача оратора – эстетически тешить публику, влиять на волю и поведение людей. Политический деятель и полководец Ю. Цезарь (102–44гг. до н.э.) был выдающимся мастером техники влияния на массы. Перед военными битвами он добивался народной поддержки с помощью обращений и театрализованных представлений. История человечества доказывает, что формирование имиджа включает различные техники, приемы и технологии, доказывающие свою эффективность на протяжении многих веков. Кроме риторики использовались символы, различные атрибуты имиджа (одежда, запахи, украшения, жесты, мимика и др.). Исторический анализ свидетельствует, что инструментарий влияния на общественность широко применялся при подготовке к войнам, лоббировании политических кругов, продвижении товаров на рынок, сборе средств, популяризации событий и людей.
         Одним из первых «теоретиков» имиджа считают Н. Макиавелли (1469–1527 гг.), которому было свойственно обостренное «чувство имиджа», или развитое «имиджевое» мышление. Особенность такого мышления заключается в умении рассуждать и действовать в межличностном пространстве, предполагать действия окружающих, уметь устанавливать добрые отношения с людьми. Как политологи Н. Макиавелли и Г. Лебон дали научно-прикладное обоснование практической полезности имиджа.
          На втором этапе (XVIII – середина XX в.) начинается систематическое изучение отдельных аспектов имиджа, что приводит к возникновению отдельных теорий и гипотез. Применение имиджевых технологий на практике способствует более интенсивному теоретическому изучению этого явления.
          Немецкий философ Ф. Ницше (1844–1900) отмечал, что всякий гений носит маску, таким образом, утверждая, что имидж – камуфляж, создающий то впечатление, в котором нуждается его создатель.
          Возникновение имиджмейкинга как профессиональной деятельности в этот период было обусловлено законами, традициями и потребностями общества, а также его подготовленностью к восприятию имиджа. Сформированная и оформленная в профессиональную сферу эта деятельность появилась в США.
          Принято считать, что термин «имидж» появился в начале XX в. в США, когда возникла потребность в имиджировании. В то время в стране происходил экономический спад, наблюдался дискомфорт в обществе, образ страны был резко негативным, и это мешало продвижению бизнеса на международной арене. Первым «имиджмейкерам» была поставлена задача – создать положительный имидж страны, продвинуть его для того, чтобы завоевать мировую культуру и стать стандартом во всем мире. Был разработан имидж-стандарт президента страны и первой леди. Именно тогда появилось понятие «американский образ жизни», возникла философия имиджмейкеров «завоевать весь мир». Именно в то время были разработаны первые технологии формирования имиджа персоны. Термин «имидж» первоначально использовался в сфере предпринимательства как средство психологического воздействия на потребителя, в коммерческой рекламе – для дифференциации товаров и имел довольно узкий смысл. Затем возникла потребность в дифференциации общественных деятелей. Уже в 30-е гг. XX в. большую часть статей, которые печатались в газете «Нью-Йорк Тайм», составляли материалы, подготовленные для печати специалистами в сфере создания, продвижения и коррекции имиджа.
           В начале XX в. в России также велась работа по созданию необходимого образа относительно выбранной социальной роли. М.С. Щепкин, В.И. Немирович-Данченко, Е.Б. Вахтангов и К.С. Станиславский изучали способы формирования художественного образа и обращали внимание на поведенческую, социально-психологическую сторону имиджа. Имидж, по К.С. Станиславскому – это образ поведения, мышления и действий человека, включенного в групповое общение.
          При отсутствии психологических и педагогических исследований основой в создании имиджа служит эмпирический опыт.
          Третий этап (середина XX в.-настоящее время) характеризуется полноценным научным изучением имиджа, а также его возможной универсализацией и распространением полученных представлений на но-
вые области знаний.
          В 1960-х гг. в США было определено новое направление в науке, исследующее имидж, – имиджеведение, основоположником которого стал известный экономист К. Болдинг. Наиболее активно понятие «имидж» использовалось в журналистской практике в 1960-е гг. и чаще всего – для популяризации музыкантов.
           Некоторые исследователи (Е.Н. Богданов, Н.Н. Власова, Э. Дюркгейм, В.Г. Зазыкин, У. Липпман) указывают на взаимосвязь понятий «имидж» и «стереотип». Исследователь У. Липпман утверждает, что стереотипы играют большую роль в закреплении традиций и привычек, они способствуют самоутверждению личности в том или ином статусе и защищают его. Стереотип связан с установкой, ценностями. Он формируется не только на основе собственного опыта, но и заимствуется у своей социальной группы. Этим стереотип имидж похожи: оба они являются стандартом, шаблоном, эмоционально окрашены. Однако их сходство не исключает существования между ними определенного различия. Эта сторона вопроса анализируется О.А. Феофановым. Автор выделяет пять различий:
1) различны их функции в восприятии индивидом социальной действительности;
2) стереотип сводит явление к минимуму черт, упрощая их, имидж же наделяет явление дополнительными чертами;
3) имидж несравненно оперативнее, гибче стереотипа, последний не поддается корректировке, подвижность же первого определена его задачей: пока он нужен, он поддерживается;
4) стереотип не требует домысливания, он дает упрощенный, часто искаженный, но цельный образ, тогда как имидж задает индивиду определенное направление.
          Позже имидж становится элементом теории и практики PR, прочно входит в политическую и общественную жизнь. Первые работы в этой области в 1970-е гг. рассматривали имидж на примере США как средство манипулирования массовым сознанием. С 1990-х гг. имидж стал предметом повышенного общественного внимания в связи с новыми социально-экономическими условиями жизни общества.
          Как научное понятие слово «имидж» используется сравнительно недавно и до сих пор трактуется неоднозначно. Высказываются крайние точки зрения. Одни считают, что имидж можно и нужно формировать, учитывая ожидания аудитории, место и время. Другие утверждают о неэтичности целенаправленного формирования имиджа как средства манипулирования сознанием и поведением людей. Это понятие интегрирует многие аспекты психологического знания и разрабатывается в различных отраслях психологии, политологии, педагогики. Имидж понимается не только как предметный (зрительный) образ, но и как отражение целостности внешнего и внутреннего, с точки зрения единства формы и содержания. Создание положительного имиджа становится значимой частью для правительств многих стран. В наше время имидж стал востребован в среде предпринимательства и особенно политической деятельности. Повышенным спросом имидж пользуется в эстраде, театре и шоу-бизнесе.
          Имидж около полувека находился в активном «использовании» в США и странах Европы, но не стал предметом специальной научно-прикладной дисциплины в этих странах. В.М. Шепель объясняет это тем, что его сделали предметом изучения сначала политология, потом политическая психология, затем имидж стал центральной проблемой PR.
          В России в 1970-х гг. имидж рассматривали только как средство манипулирования массовым сознанием. Этот термин стал появляться в СССР в журнальных и реже в газетных публикациях как категория отрицательная. Его рассматривали в основном как манипулятивный прием буржуазной политики и средств массовой информации, используемый в целях идеологической обработки массового сознания людей. Подобное отношение к имиджу не способствовало объективному интересу к нему со стороны советских ученых. Попытка преодолеть подобное отношение к имиджу была предпринята профессором О.А. Феофановым в статьях журнала «Вопросы философии».
          Понятие «имиджелогия» было введено в России в научный оборот в 1990-х гг. и быстро получило признание. Имиджелогию принято считать российским детищем. Впервые эту проблему начал изучать В.М. Шепель. Интерес к имиджелогии возрос после ряда его публикаций и особенно после издания его книги «Имиджелогия: секреты личного обаяния», в которой он заявил, что имиджелогия – это наука и искусство нравиться людям. Он является автором более 200 научных трудов и 30 монографий в области имиджелогии. Благодаря работам В.М. Шепеля в 90-е гг. ХХ столетия началось обоснование имиджелогии как самостоятельной научно-прикладной области знания. Поскольку ни за рубежом, ни в нашей стране не было подобного научно-прикладного направления и учебной дисциплины, В.М. Шепель предпринял попытку теоретически и практически конституировать имиджелогию как российское достижение. Главное предназначение имиджелогии, по мнению автора, – научно обосновать, как создавать привлекательный имидж, как выстраивать модели достойного поведения, адекватные тем жизненным ситуациям, в которых оказываются люди. Имиджелогия – это технология воздействия. В имиджелогии сегодня  различают две группы ее научных ветвей: теоретикометодологическую и прикладную. Можно утверждать, что в России состоялось коституирование этой новой отрасли теоретико-прикладного значения.
           В настоящее время «Имиджелогия» активно востребована и является как обязательным, так и дополнительным компонентом учебного процесса во многих высших учебных заведениях, занимающихся подготовкой работников культуры и специалистов по связям с общественностью и рекламе. В некоторых вузах созданы кафедры имиджелогии.
          Во второй половине XX в. появились теоретические и практические работы, посвященные проблеме имиджа таких авторов, как П.С. Гуревич, А.Н. Жмыриков, Е.В. Егорова-Гантман, Н.И. Сарджвеладзе и др.
          Понятие «имидж» имеет много различных определений, которые формировались на протяжении XX в. Некоторые варианты его употребления иногда противоречат друг другу. Нами были проанализированы наиболее авторитетные справочные и энциклопедические издания, а также определения ряда авторов. Имидж – это целенаправленно формируемый образ какого-либо лица, явления, предмета, призванный оказать эмоционально – психологическое воздействие на кого-либо, с целью популяризации, рекламы, обретения устойчивого признания, авторитета.
           Под имиджем также понимают образ человека, как правило, авторитетного и имеющего высокий социальный статус (положительную оценку со стороны). Наиболее лаконичная трактовка имиджа принадлежит Е. Власовой, которая пишет, что имидж – это образ личности в глазах людей.
          Определение Г.М. Андреевой наиболее объективно отражает сущность имиджа как социально-психологического явления: «Имидж – это специфический “образ” воспринимаемого предмета, когда ракурс восприятия умышленно смещен и акцентируются лишь определенные стороны объекта. Поэтому достигается иллюзорное отображение объекта или явления. Между «имиджем» и реальным объектом существует так называемый «разрыв в достоверности», поскольку имидж сгущает краски образа и тем самым выполняет функцию механизма внушения. Имидж строится на включении эмоциональных апелляций».
          Д. Ягер кроме социально-психологических характеристик включает в свое определение внешние данные личности. Он пишет, что имидж складывается из всей совокупности черт внешнего облика, речи, манеры поведения. Имидж – это искусство «управлять впечатлением».
          На протяжении XX в. и на рубеже XX–XI вв. данную дефиницию много рассматривали в политической имиджелогии. Это научное направление призвано разрабатывать и использовать теорию и практику формирования имиджа политических деятелей, политических организаций, моделировать имидж политика. Отечественные исследователи Е.В. Егорова-Гантман и О.И. Гордеева трактуют имидж через понятие «образ», включающий определенные черты, качества, социальные характеристики. Они считают, что имидж – это образ, постоянно воспроизводимый самим субъектом и средствами коммуникации: определенные черты, качества лидера, взятые в единстве политических, мировоззренческих, нравственных, психологических, биографических, внешних качеств, резонирующих в предпочтениях электората. Они конкретизируют определение имиджа в политической сфере, вводя категории первичного, вторичного, идеального имиджа, отражения и представления, а также включив понятие идеала.
            Проблема индивидуального и профессионального имиджа как отражения внутренней культуры личности в педагогической науке ранее специально не рассматривалась. Представление об определенной профессии создавалось государством. В настоящее время определилось такое научное направление, как педагогическая имиджелогия, призванное разрабатывать и использовать теорию и практику формирования имиджа педагогических работников, педагогических учреждений, имиджа самой системы образования в стране, имидж вуза, имидж технологии в образовательном процессе и др.
          В конце XX в. Россия становиться на путь рыночных отношений в экономике, появляется конкуренция на рынке труда. Возникает необходимость целенаправленно заниматься имиджем специалистов. В это время определилось новое направление – профессиональная имиджелогия. Это системное направление, призванное разрабатывать и использовать теорию и практику формирования имиджа профессионалов вне зависимости от конкретного вида деятельности, формировать профессиональный имидж. Имидж профессионала как социально-психологический феномен напрямую связан с духовным миром, нравственными ценностями, профессиональной этикой и этикетом, который является частью профессиональной культуры специалиста. Современный рынок труда требует от ряда профессий определенных имиджевых характеристик. В некоторых случаях этому способствует тип одежды. Военная форма, судебная мантия, царская корона – все это имиджевые знаки, указывающие на исполнителей конкретных ролей; они входят в требуемый набор символов, необходимых для исполнения этих ролей.
          На современном этапе роль профессионального имиджа и самопрезентации специалистов, становясь одной из актуальных проблем, помогает им не только в профессиональной идентификации, становлении профессиональной культуры, но и в построении карьеры в конкурентной среде. В этой связи появились варианты структурных моделей имиджа, механизмов и технологий его формирования. Разработан инструментарий имиджелогии, появился алгоритм формирования имиджа профессионала. Предложены различные факторы формирования имиджа. Разработано понятийно-терминологическое поле.
         Однако в вузовской практике подготовки специалистов профессиональный имидж либо рассматривается вне контекста других профессиональных и личностных качеств специалиста, либо не соотносится с профессиональной техникой, технологией, либо исключается из профессиональной деятельности как ее компонент. Ценность педагогического смысла профессионального имиджа смещена в сторону внешних атрибутов: речи, манеры держаться, одежды, прически, макияжа, аксессуаров, а личностный, ценностный смысл профессионального имиджа в современной философии образования практически не рассматривается.
          Начало XXI в. ознаменовано выходом первого энциклопедического словаря по имиджу, автором которого является А.Ю. Панасюк. Он трактует формирование имиджа как процедуру, направленную на создание у людей определенного образа объекта с определенной оценкой этого образа в виде осознаваемого или неосознаваемого мнения об этом образе для достижения психологического притяжения аудитории имиджа к данному объекту.
          Существует мнение, что формирование имиджа – это манипулирование людьми. Манипулирование – это действия, противоречащие нормам морали. Процесс формирования имиджа мы не можем считать отрицательным и неэтичным, т.к. он преследует позитивные цели.
          Целью формирования имиджа А.Ю. Панасюк считает сформированность психологического притяжения (аттракции) у определенной или неопределенной группы людей к такому-то объекту (кандидату в депутаты, товару, фирме) для возникновения определенных последующих действий в отношении этого объекта (проголосовать за кандидата, купить данный товар, стать клиентом данного банка).
          Основанием для формирования профессионального имиджа может служить социальная роль, выполняемая PR-специалистом в социальной группе, составляющей аудиторию имиджа. Правильно создать профессиональный имидж – это значит оправдать ожидания общественности от облика специалиста. Образ человека на рабочем месте должен демонстрировать те качества, которые общество требует от представителей данной специальности. Другими словами, эффективный современный профессиональный имидж – это ответ на социальный заказ общества, требующего конкурентоспособного, мобильного специалиста в сфере массовой коммуникации, адаптированного к современным экономическим условиям. В любой профессии есть имидж-стандарт–то, как должен выглядеть в идеале представитель данной профессии. Стереотипы восприятия разных профессий различны, и только специальные исследования могут выявить имидж-стандарт определенной профессии. Сколько профессий – столько может быть и рекомендаций к формированию имиджа.
          В настоящее время происходит организационное статуирование имиджелогии. Несколько сотен организаций осуществляют практическую деятельность в сфере имиджмейкинга. Во многих вузах читаются курсы имиджелогии, где будущие специалисты учатся формировать собственный имидж. Появились профессиональные объединения специалистов в области имиджа.
          В 1998 г. была образована Лига профессиональных имиджмейкеров, президентом которой стал В.М. Шепель. В задачи этой организации входит разработка теоретико-прикладных подходов к созданию индивидуального и корпоративного имиджа в различных сферах общественной жизни и профессиональной деятельности, создание пакетных имидж-технологий для оказания клиентам соответствующих услуг. В уставе Лиги профессиональных имиджмейкеров записано: своей главной задачей Лига признает оказание помощи россиянам в визуальной эстетизации их облика.
           В 2001 г. была создана Академия имиджелогии, (АИМ) президентом которой избрана Е.А. Петрова. Это научная академия, объединяющая ведущих специалистов России в области имиджа.
          Цель АИМ – всемерное поступательное развитие имиджелогии как самостоятельной научно-практической области социального знания.
          Задачи АИМ.
          1. Интеграция всех специалистов, осуществляющих фундаментальные и научно-прикладные разработки в данной области, придание имиджелогии статуса научной дисциплины в рамках устоявшегося и принятого ВАКом научного направления.
          2. Официальная регистрация специальности «имиджмейкер» в реестре Министерства образования РФ.
          3. Международное сотрудничество, обмен опытом и информацией между специалистами в области имиджелогии.
          4. Оказание помощи и поддержки лицам, занимающимся научной, образовательной и практической деятельностью в области имиджелогии.
          5. Разработки и внедрение новейших имиджтехнологий, создаваемых как в России, так и за рубежом, объединение усилий специалистов, организаций и предприятий по их внедрению и практическому использованию.
          6. Содействие повышению профессионализма и этических норм в работе имиджмейкеров, повышение
престижа профессии.
          7. Популяризация научных знаний в области имиджелогии среди широких слоев населения.
          С 2003г. ежегодно Академия имиджелогии организует Международный симпозиум по актуальным проблемам имиджа. 
          Исследование имиджа как специфического явления давно стало междисциплинарным. Имидж является предметом исследования ученых, представляющих различные области знаний: от экономистов, занимающихся теорией маркетинга, до современных политологов, совершенствующих имиджелогию как инструмент эффективных технологий продвижения во власть личностей, общественных объединений, политических партий. Исследования имиджа обогащаются путем осмысления результатов изучения эффективной самопрезентации и стратегий самоподачи, анализа межличностной обратной связи, разработки эффективных психотехнологий.
          Исследование генезиса и современного состояния проблемы формирования профессионального имиджа привело нас к следующим выводам. Контент-анализ философской, психолого-педагогической, имиджелогической литературы показал, что на современном этапе развития общества происходит дальнейшее углубление и расширение понятий «имидж» и «профессиональный имидж» в области теории и практики профессионального образования в целом и совершенствование процесса формирования профессионального имиджа будущих специалистов по связям с общественностью в частности. В соответствии с задачами профессиональной подготовки формирование имиджа следует понимать с позиции определения его целей, факторов и эффективных условий функционирования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
       
 
 
 
 
 
 
 
 
2. МЕЖЛИЧНОСТНАЯ АТТРАКЦИЯ, ПРИЕМ И ФОРМИРОВАНИЕ
 
          Аттракция (от франц. attraction - притяжение, привлечение, тяготение) - обозначает процесс взаимного тяготения людей друг к другу, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий, любви. Сформировать аттракцию - значит вызвать к себе положительное отношение, то есть расположить к себе. Зачем нужна аттракция? Нет плохих людей – есть плохие отношения.
          Аттракция — это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. Эту многозначность термина особенно важно подчеркнуть и иметь в виду, когда аттракция исследуется не сама по себе, а в контексте третьей, перцептивной, стороны общения. С одной стороны, встает вопрос о том, каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека, а с другой — какова роль этого явления (и процесса, и «продукта» его) в структуре общения в целом, в развитии его как определенной системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания.
           Межличностная аттракция. В широком смысле под межличностной аттракцией понимается формирование положительного эмоционального отношения в процессе восприятия людьми друг друга.
          Исследование факторов межличностной аттракции началось в 1930-е гг. с анализа вопросов, кто кого привлекает и почему. Особое влияние на развитие исследований оказали Морено и Ньюкомб. В эти же годы выходит популярнейший бестселлер Дейла Карнеги "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей", выдержавший пятьдесят переизданий в США и ставший таким же бестселлером в 80-е гг. в нашей стране. Адаптация рекомендаций Карнеги к практике межличностного взаимодействия получила отражение и в отечественной психологической литературе.
Внимание, уделяемое этому феномену, привело к появлению многочисленных и разнообразных исследований. Особый интерес вызывали вопросы возникновения аттракции при первом знакомстве, в дружбе и любви. У исследователей в силу разных причин присутствовала иллюзия того, что закономерности, выявленные в экспериментах со студентами, носят исключительно универсальный характер.
          Следует отметить и традиционную стимульно-реактивную ориентацию исследований. Многочисленные детерминанты аттракции, выявленные в них, как правило, выступают в качестве стимулов, что и обусловливает построение соответствующих (по Карнеги) рекомендаций. Присущая тому времени исследовательская эйфория открытия общих законов человеческих взаимоотношений в последующем сменилась периодом пессимизма, особенно характерным для поведенческой психологической традиции. В доказательство полезности работы, проведенной представителями поведенческой традиции, можно констатировать: без нее не были бы возможны как фиксация феномена аттракции, так и его экстенсивное изучение, создавшее необходимую базу для последующего углубленного анализа.
          В 70-е гг. в поведенческой традиции к феномену межличностной аттракции начала использоваться цепь подкрепления, разработанная Лоттом и пытающаяся аккумулировать идеи теории баланса и обмена, в соответствии с которыми решающей предпосылкой межличностной аттракции является включение во взаимоотношения подкреплений. Если ваши действия получают подкрепление со стороны других людей, отношении к ним и формируется аттракция.
          Другая модификация интерпретации теории научения к межличностной аттракции получила название модели подкрепления-эмоций Барна и Клора. В ней подкрепление дополнено эмоциональным компонентом. Логика полностью соответствует классическому обусловливанию И.П. Павлова. Как собака научается установлению ассоциации между пищей и звонком, так и человек устанавливает ассоциации с позитивными характеристиками других людей и окружения.
Модель подкрепления-эмоции включает следующие положения:
          1. люди идентифицируют воздействующие на них стимулы поощрения или наказания и стремятся к нахождению первых и избеганию вторых;
          2. позитивные чувства ассоциируются с поощрением, а негативные — с наказанием;
3. стимулы оцениваются в определениях вызываемых ими чувств. Оценка позитивна в случае возникновения позитивных чувств и негативна — при возникновении негативных чувств;
4. Любой нейтральный стимул, ассоциируемый с позитивным подкреплением, вызывает позитивные чувства и наоборот.
           Соответственно, вызывание симпатии или антипатии конкретными людьми связано с теми чувствами, которые ассоциируются с ними. Безусловно, поведенческая интерпретация феномена межличностной аттракции является слишком упрощенной, но, одновременно, полностью соответствующей общей стимульно-реактивной методологической модели.
В последнее время начинает пониматься сложность феномена межличностной аттракции, его динамическая и процессуальная природа. Единственно четко зафиксированной констатацией является тот факт, что люди предпочитают выстраивать позитивные отношения с теми, кто создает возможности для взаимопоощрения. Во многом эти идеи базируются на теории социального обмена Хоманса. Описывая межличностные отношения при помощи концептуального аппарата, заимствованного у экономики, Хоманс использует коэффициент затрат/приобретений, расшифровывающийся опять-таки при посредстве рациональной аналогии — человек взвешивает возможные затраты на достижение цели и получаемую выгоду. Если затраты окупаются — отношения позитивны, если они превышают прибыль, то отношения становятся негативными. Логически взаимовыгодные отношения, казалось бы, составляют фундамент межличностной аттракции. Но в реальной жизни человек далеко не всегда рационален в своих чувствах и поступках и не всегда уподобляется бухгалтеру, подводящему баланс взаимоотношений.
           Психологи утверждают шесть типов межличностных отношений, включающих обмен ресурсами:
1. товары — любые продукты или объекты;
2. информация — советы, мнения или рекомендации;
3. любовь — нежные взгляды, тепло или комфорт;
4. деньги — любые деньги или все то, что имеет цену;
5. обслуживани
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.