На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Война как проблема ТМО

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 42. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ  И УПРАВЛЕНИЯ – «НИНХ»
Институт  международных отношений и права
Кафедра международных отношений 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по учебному курсу «Теория Международных  Отношений»
на тему «Война как проблема ТМО» 
 
 

Исполнитель: Медведева Т.П
студентка гр.МО-92
Научный руководитель работы:
 Ивонин  Ю.П , профессор  ф.н. 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск
2011
Оглавление.
I. Введение. 3
II. Основная часть. 7
1. Международные конфликты. 7
    1.1 Причины и формы проявления. 7
    1.2 Фазы международного  конфликта: 11
    1.3 Урегулирование международных  конфликтов. 14
2. Война как крайняя форма конфликта. 17
    2.1 Война и человек. 19
    2.2 Война и мировые  религии. 21
    2.3 Война и международное  право. 26
    2.4 Война и международное  гуманитарное право. 30
    2.5 Война и военнопленные. 33
    2.6 Причины глобализации  проблемы войн. 37
III. Заключение. 40
Использованная  литература. 42 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение.
 
   Со  времен появления письменной истории  человечества (около 2500 лет тому назад) последнее пережило примерно 1600 вооруженных  конфликтов. По некоторым подсчетам, за последние 5600 лет велось более 14500 войн, т. е. по 2,6 войны в год.21
   В истории впервые "человеческими" глазами на войну взглянул Фукидид. Геродот писал о ней с точки  зрения божественного промысла, а  Фукидид различал причины и повод  войны, пожалуй, он впервые поставил вопрос о связи войны с политикой. Платон и Аристотель рассматривали  войну как "часть искусства  политического". Л. Морган, Ф. Энгельс  указывали, что первобытные войны  не имели политического содержания. Они были определенной стороной производственной, трудовой деятельности, самой жизни, образа жизни. Война как социально-политическое явление возникла, когда появилась  политика, а вместе с ней и государство. Чем больше войны охватывали мир, тем сильнее проявлялась потребность в глобальном мирном устройстве. Прудон отмечал, что война и мир составляют непременные условия жизни народов: мир предполагает войну, война предполагает мир. Люди должны иметь возможность жить, чтобы делать историю, писал К. Маркс, а вот эту возможность у них как раз отнимает война. Поэтому уже в конце XIX в. Ф. Энгельс пришел к выводу, что современная ему война исчерпала свои созидательные возможности и не может служить интересам прогресса. В понимании немецкого военного теоретика Карла фон Клаузевица (1780–1831) война не есть самостоятельное, не зависящее от общественного развития явление, она представляет собой политический акт, серьезное средство для достижения политической цели. Она вытекает из политического положения и вызывается лишь политическими мотивами. Данное Клаузевицем знаменитое определение войны гласит так: "Война есть не что иное, как продолжение государственной политики иными средствами". В политологии война определяется как организованная вооруженная борьба между социальными классами, нациями, народами или государствами. Переход социального конфликта в стадию вооруженной борьбы выражается в том, что каждая из сторон – стремится силой оружия навязать свою волю противнику, для чего наносит разрушительные удары по его людскому и материальному потенциалу. Как правило, для достижения поставленных в войне целей вооруженное насилие дополняется также экономическими, дипломатическими, идеологическими и другими средствами давления. Война влияет на изменение целей и задач политики; испытывает жизнестойкость и жизнеспособность конкретной социально-политической системы; вызывает изменения во всех сферах жизни общества, обостряет протекающие в них процессы, переводит общество в новое качественное состояние. Война – социальное явление, представляющее собой одну из форм разрешения общественных противоречий между государствами, народами, нациями, классами и социальными группами средствами вооруженного насилия. Сущность войны заключается в том, что она является подлинным орудием политики, ее продолжением насильственными средствами. Политика определяет направленность и характер подготовки государства или коалиции государств к войне, формулирует цели и задачи войны, определяет ее средства, направляет материальную подготовку к войне и т. д.
   Как форма социального конфликта  война сопровождает всю историю  развития мирового сообщества. Наша эпоха  также не составляет исключения, ее облик определялся в значительной мере вооруженными столкновениями, в  том числе двумя мировыми войнами. Вообще же за последние пять с половиной  тысяч лет в мире состоялось примерно 14,5 тыс. больших и малых войн, в  ходе которых погибло, умерло от голода и эпидемий свыше 3,6 млрд. человек.
   Империализм принес народам планеты две страшные мировые войны. В первой мировой  войне участвовали 33 страны с населением в 1,1 млрд. человек (около 62 % тогдашней  численности человечества). Так называемые безвозвратные людские потери составили 25 млн. человек, в т.ч. 9,5 млн. погибших на поле боя, 0,5 млн. – от бомбардировок, 10 млн. – от голода и эпидемий. Во второй мировой войне участвовали 62 страны с населением 1,7 млрд. человек (свыше 78 % всего населения Земли на тот период), безвозвратные потери достигли 55 млн. человек. На поле боя погибло 27 млн. военнослужащих, в тылу от бомбардировок –1,5 млн., в концлагерях — 11 млн., в партизанской борьбе более 2 млн., от голода и эпидемий 1 млн. человек.23 Безвозвратные потери нашей страны во второй мировой войне оцениваются теперь в 27 млн. Раньше они оценивались в 20 млн., и поскольку цифра по СССР пересмотрена в сторону увеличения, то должна быть пересмотрена и общемировая. Как показывает исторический опыт, особой ожесточенностью и жестокостью характеризуются гражданские войны.
   По  данным германских исследователей, за период с 1945 по 1985 г. в мире произошло 160 вооруженных конфликтов, из которых 151 приходится на страны третьего мира. По их подсчетам, за этот период только 26 дней мир был свободен от какого-либо конфликта. Общее число погибших в этих конфликтах составило от 25 млн. до 35 млн. человек. В целом можно  сказать, что количество классических межгосударственных войн фактически уменьшается, в то время как число внутригосударственных  конфликтов и войн возрастает. С 1945 по 1982 г. в Азии, Африке и Латинской Америке произошло 148 "малых войн". По мере того, как угроза глобальной войны отходит на второй план, становится все более явственнее то, что мир вступает в пору "малых войн" и региональных конфликтов. Военные операции США "Буря в пустыне", "Лис в пустыне" против Ирака (1990–1991, 1997–1998 гг.), операции НАТО в Боснии и Герцеговине, применение военной силы против боснийских сербов (1993–1995, 1999 гг.) война в Югославии подтвердили реальность силового решения в международных спорах.
   Новый тип войны – это война эпохи  информационного империализма –  колониализма, где дестабилизация и "хаос в управлении" того или  иного государства осуществляется сознательно и целенаправленно. Технологии, этапы новой войны  с упором на информационный колониализм  закладывались с момента победы большевиков в 1917 Г., обрели четкие директивы  СНБ (США) 1942–1945 гг., начиная со знаменитой инструкции 2001 от 17 декабря 1945 г. А. Даллеса  по уничтожению новыми средствами самого непокорного на земле народа. Затем  были директивы СНБ 1948–1951, 1957, 1968, 1980-х  гг., где сочетание всех средств  новой войны было доведено до открытого  вмешательства на всех уровнях во внутренние дела стран Восточной Европы, СССР, Кубы, КНДР.
   Отказ от глобальной военной и идеологической конфронтации, заявления о прекращении "холодной войны" и начале эры  партнерства не привели к радикальным  изменениям в арсенале средств разрушения межгосударственных, национально-этнических, религиозных и иных противоречий, не исключили войну из этих арсеналов. Признавая на словах приоритет политических аргументов, ведущие государства  Запада на деле продолжают совершенствовать военно-силовые средства, делают на них ставку в достижении своих  политических целей в определяемых по собственному усмотрению "зонах  жизненно важных интересов". Наиболее показательным свидетельством неизменности подхода ряда ведущих западных государств к войне как продолжению политики иными, насильственными средствами, является решение о расширении военного блока НАТО на восток.
   Ракетно-ядерное  оружие в определенной степени разорвало  связь между политикой и войной, сделало устаревшей парадигму военно-политической конфронтации между великими державами, поскольку разумная политика, призванная реализовать на международной арене  национальные интересы, не может допускать  применения ядерного оружия, обладающего  чудовищной силой разрушения. Появление ядерного и термоядерного оружия и средств его доставки довело роль и место войны в жизни цивилизации до ее логического конца. Возникла настоятельная необходимость, чтобы законы нравственности, которыми должны руководствоваться простые люди во взаимоотношениях между собой, стали законами международного права. Принцип мирного разрешения международных споров, закрепленный в Уставе ООН, является одним из основных принципов современных международных отношений. Устав ООН обязывает государства разрешать свои споры мирными средствами. Стороны могут передать свои споры для мирного разрешения в Совет Безопасности (п. 1 ст. 37, ст. 38), Генеральную Ассамблею (п. 2, ст. 11) и Международный Суд (п. 3 ст. 36 Устава ООН и п. 1 ст. 36 Статута Суда). В отдельных случаях Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея могут поручать Генеральному секретарю ООН выполнение некоторых посреднических функций под строгим контролем указанных политических органов ООН.
   При написании работы использовались различные  источники,  имеющие отношение к ее тематике. Прежде всего это было – Международное Право в документах, монография (О.О.Хохлышева),  «Трансформация Войны» (Кревельд, Мартин ван), хрестоматии по теории международных отношений, статьи.
     Актуальность  работы. Одной из наиболее актуальных глобальных проблем современного мирового развития является проблема предотвращения ядерной войны, которая может привести к самоуничтожению человечества. Поэтому исследования причин возникновения войн в широком смысле является неотъемлемой задачей всего мирового сообщества.
     Степень изученности. Историю развития человечества можно рассмотреть с разных точек зрения. Широко известны исследования общественного развития на основании уровня развития производительных сил, технологии, форм рациональности. Но возможен и иной подход, а именно, с точки зрения характера войн, которые велись в истории человечества и составляют важную часть мировой истории. Война - наиболее явное выражение целей, характера, стратегических установок тех стран, которые развязывают и ведут их. В этой связи существует множество работ, исследований по данной теме, отображающих всю полноту возникновения, ведения, предотвращения и урегулирование вооруженных конфликтов.
     Объект  и предмет исследования. Объектом исследования выступает проблема войны в теории международных отношений. Предметом исследования выступает взаимосвязь конфликта и войны. Цель исследования состоит в выявлении сущности войны и основных причин возникновения, форм проявления конфликта и урегулирование. Исследовательские задачи: 1) Выявить причины, формы проявления, фазы и методы урегулирования международного конфликта. 2) Проследить взаимосвязь международного конфликта и войны. 3) Соотнести войны и религию. 4) Рассмотреть войну с точки зрения международного права. 5) Рассмотреть войну в современном контексте.
     Положения, выносимые на защиту:
      Международный конфликт и война взаимосвязаны, и война является крайней формой его проявления.
      Война — это неотъемлемая, врожденная составляющая человеческого существования.
      Война – институт международного права.
      По мере развития цивилизации глобальные проблемы приобретают более сложных характер, и их разрешение усложняется.
      Основная  часть.
    Международные конфликты.
      Причины и формы проявления.
 
     Человечество  знакомо с конфликтами с момента своего возникновения. Споры и войны вспыхивали на всем протяжении исторического развития общества между племенами, городами, странами, блоками государств. Их порождали религиозные, культурные, идеологические, этнические, территориальные и другие противоречия. Как заметил немецкий военный теоретик и историк К. фон Клаузевиц, история мира – это история войн. И хотя такое определение истории страдает известной абсолютизацией, нет сомнения в том, что роль и место конфликтов в человеческой истории более чем существенны. Окончание “холодной войны” в 1989 г. в очередной раз породило радужные прогнозы о наступлении эры бесконфликтного существования на планете. Казалось, что с исчезновением противостояния двух сверхдержав – СССР и США, - канут в Лету региональные конфликты и угроза третьей мировой войны. Однако надеждам на более спокойный и благоустроенный мир в очередной раз не суждено было сбыться.  
Современные конфликты стали одним из ведущих факторов нестабильности на земном шаре. Будучи плохо управляемыми, они демонстрируют тенденцию к разрастанию, подключению все большего числа участников, что создает серьезную угрозу не только тем, кто непосредственно вовлечен в конфликт, но и всем живущим на Земле. . В современном взаимозависимом мире эта угроза значительно возрастает, если принять во внимание, что даже в случае незначительных региональных конфликтов возможны крупные экологические катастрофы. Дело осложняется еще и тем, что лишь со второй половины ХХ века, когда стало очевидным, что конфликты являются реальной угрозой выживанию человечества, в мире начала складываться самостоятельная область научных исследований -конфликтология. Один из главных предметов этой научной дисциплины – предупреждение открытых, вооруженных форм проявления конфликтов, их урегулирование и улаживание, а также разрешение конфликтов мирными средствами. Й. Галтунг даже сравнил исследования и практическую деятельность по урегулированию конфликтов с медициной, имея в виду, что и конфликтное урегулирование, и лечение болезней по существу решают одни и те же три задачи: диагностируют, составляют прогноз и предписывают терапевтические лекарственные средства. 

     С точки зрения теории международных отношений международный конфликт рассматривается как особое политическое отношение двух или нескольких сторон - народов, государств или групп государств, - концентрированно воспроизводящее в форме косвенного или непосредственного столкновения экономические, социально-классовые, политические, территориальные, национальные, религиозные или иные по природе и характеру интересы. Международные конфликты, таким образом, являются разновидностью международных отношений, в которые вступают различные государства на почве противоречия интересов. Разумеется, международный конфликт - это особое, а не рутинное политическое отношение, поскольку оно означает и объективно, и субъективно разрешение разнородных конкретных противоречий и порождаемых ими проблем в конфликтной форме, которые в ходе своего развития могут продуцировать международные кризисы и вооруженную борьбу государств. Международный конфликт как политическое отношение воспроизводит не только объективные противоречия, но и вторичные, по своему характеру субъективные, противоречия, обусловленные спецификой их восприятия политическим руководством и процедурой принятия политических решений в данной стране. При этом субъективные противоречия способны так или иначе воздействовать на возникновение и развитие конфликта, интересы и цели сторон, которые во многих случаях представляются достаточно отчужденными от реальных противоречий. То есть международный конфликт фокусирует в себе все без исключения экономические, идеологические, социально-классовые, идеологические, собственно политические, военно-стратегические и иные отношения, которые развиваются в связи с данным конфликтом. 
Возникнув как политическое отношение, международный конфликт обретает некоторую самостоятельность, собственную логику развития и поэтому способен уже самостоятельно различным образом влиять на другие отношения, развивающиеся в рамках данного конфликта, а также на характер лежащих в его основе противоречий и способы их разрешения. Международные конфликты, независимо от любых специфических признаков, которые присущи каждому из них, объективно порождаются как особые конкретно-исторические политические отношения между странами или группами стран в пределах определенного пространственно-временного континуума. Они воспроизводят непосредственно или в опосредованной форме, в том или ином виде отражают расстановку и соотношение сил на международной арене, состояние и развитие системы международных отношений и ее структуры на различных уровнях.  
Будучи особыми политическими отношениями, международные конфликты являются феноменами, обладающими собственной структурой и процессом развития. Вместе с тем конфликты в том или ином виде взаимодействуют с системой, структурой и процессом международных отношений в целом, возникают, и развиваются по законам этой системной среды. Одни из конфликтов являются частью основной, во многом инвариантной в пределах определенных исторических периодов структуры международных отношений (баланс сил, мирное сосуществование и т.п.). Другие конфликты представляют собой часть меняющихся в более короткие исторические сроки структурных узлов МО (ближневосточный, балканский и др.). Многие из конфликтов, особенно на глобальном уровне, развиваясь, переносят в структуру международных отношений присущие им сложные процессы, накладывая определенный отпечаток на характер протекающих в системе процессов, корректируют возникающие в ней противоречия. Международные конфликты могут оказывать воздействие и на саму систему международных отношений в целом, вызывая возникновение в ней структурных изменений. Пока что это было свойственно лишь таким масштабным международным конфликтам, как первая и вторая мировая война. 

     Очень часто международный конфликт отождествляют с международным кризисом. Однако соотношение международного конфликта и кризиса - это соотношение целого и части. Международный кризис - лишь одна из возможных фаз конфликта. Он может возникнуть как закономерное следствие развития конфликта, как его фаза, означающая, что конфликт дошел в своем развитии до той грани, которая отделяет его от вооруженного столкновения, от войны. Кризис придает всемуразвитию международного конфликта весьма серьезный и трудно управляемый характер, формируя кризисную логику развития, убыстряя эскалацию всегоконфликта. Однако международный кризис - это совсем не обязательная и неизбежная фаза конфликта. Его течение достаточно длительное время может оставаться латентным, не порождая непосредственно кризисных ситуаций. Вместе с тем кризис - далеко не всегда завершающая фаза конфликта даже при отсутствии прямых перспектив перерастания его в вооруженную борьбу.  Наибольшей остроты и крайне опасной формы международный конфликт достигает в фазе вооруженной борьбы. Но вооруженный конфликт - это также не единственная и не неизбежная фаза международного конфликта. Он представляет собой высшую фазу конфликта, следствие непримиримых противоречий в интересах субъектов системы международных отношений. Он особенно нагляден и кажется автономным, если предшествовавшие фазы носили латентный характер. Вооруженный конфликт - совсем не обязательная фаза в процессе конфликтного развития, поскольку дело может и не дойти до вооруженной борьбы. Вместе с тем вооруженный конфликт, став апогеем конфликтного развития, может оказаться и не конечной его фазой. Вооруженная борьба при известных условиях может быть прекращена, но конфликт и при данном варианте развития событий может сохраняться и развиваться далее достаточно долго в мирных формах, уже без использования военной силы. 
     Вместе  существует значительная часть как политических, так и неполитических международных конфликтов, имеющих негосударственный характер. Дело в том, что в современном обществе большое число международных организаций, имеющих неправительственный характер, но способных отстаивать и реализовывать интересы однородных социальных групп, независимо от их национально-государственной принадлежности. Основы для возникновения подобных организаций могут быть самыми различными: религиозными (Всемирный совет церквей), этническими идеологическими (Социалистический интернационал), экологическими (Гринпис) и др. В своей практической деятельности они могут решать как международные политические проблемы, так и собственные вопросы. Возникающие при этом противоречия могут служить источником и причиной появления международных конфликтов как политического, так и неполитического характера. При этом сторонами конфликта могут выступать: международные правительственные и неправительственные организации, отдельные государства или их союзы, национальные филиалы и международные неправительственные организации.
     Таким образом, международный конфликт возникает в самой гуще современных международных отношений как одна из неизбежных фаз международно-политического процесса возникновения и разрешения противоречий государств, столкновения и примирения интересов и целей государств и различных политических сил, обострения и урегулирования конфликтов различного происхождения, интенсивности, масштабов и уровня.

1.2 Фазы международного конфликта1:

 
     Первая  фаза международного конфликта - это сформировавшееся на основе определенных объективных и субъективных противоречий принципиальное политическое отношение и соответствующие ему экономические, идеологические, международно-правовые, военно-стратегические, дипломатические отношения по поводу данных противоречий, выраженные в более или менее острой конфликтной форме.
     Вторая  фаза международного конфликта - это субъективное определение непосредственными сторонами конфликта своих интересов, целей, стратегии и форм борьбы для разрешения объективных или субъективных противоречий с учетом своего потенциала и возможностей применения мирных и военных средств, использования международных союзов и обязательств, оценки общей внутренней и международной ситуации. На этой фазе сторонами определяется или частично реализуется система взаимных практических действий, носящих характер борьбы или сотрудничества, с целью разрешить противоречие в интересах той или иной стороны или на основе компромисса между ними. 
     Третья  фаза международного конфликта заключается в использовании сторонами (с последующим усложнением системы политических отношений и действия всех прямых и косвенных участников данного конфликта) достаточно широкого диапазона экономических, политических, идеологических, психологических, моральных,международно-правовых, дипломатических и даже военных средств (не применяя их, однако, в форме прямого вооруженного насилия). Речь идет также о вовлечении в той или иной форме в борьбу непосредственно конфликтующими сторонами других государств (индивидуально, через военно-политические союзы, договоры, через ООН).
     Четвертая фаза международного конфликта связана с возрастанием борьбы до наиболее острого политического уровня - международного политического кризиса. Он может охватить отношения непосредственных участников, государств данного региона, ряда регионов, крупнейших мировых держав, вовлечь ООН, а в ряде случаев - стать мировым кризисом, что придаст конфликту невиданную ранее остроту и вероятность того, что одной или несколькими сторонами будет использована военная сила.
     Пятая фаза - это международный вооруженный конфликт, начинающийся с ограниченного конфликта (ограничения охватывают цели, территории, масштаб и уровень ведения боевых действий, применяемые военные средства, количество союзников и. их мировой статус). Затем, при определенных обстоятельствах он развивается до более высокого уровня вооруженной борьбы с применением современного оружия и возможным вовлечением союзников одной или обеими сторонами. Если рассматривать эту фазу международного конфликта в динамике, то в ней можно выделить целый ряд подфаз, означающих эскалацию военных действий, но об этом более подробно будет сказано ниже. 
     Шестая  фаза международного конфликта - это фаза урегулирования, предполагающая постепенную деэскалацию, снижение уровня интенсивности, более активное вовлечение дипломатических средств, поиск взаимных компромиссов, переоценку и корректировку национально-государственных интересов. При этом урегулирование конфликта может стать следствием усилий одной или всех сторон конфликта либо начаться вследствие давления со стороны "третьей" стороны, в роли которой может оказаться крупная держава, международная организация либо мировое сообщество в лице ООН.
     Наиболее приемлемая форма урегулирования международного конфликта - это достижение баланса интересов его сторон, что позволяет в конечном счете устранить саму причину конфликта. В случае, если подобного баланса достичь не удается, мало того, интересы одной из сторон вследствие военного поражения подавлены, то конфликт переходит в латентную форму, которая в любой момент может при благоприятных внутренних и международных условиях снова возродить конфликт. В процессе урегулирования конфликта необходим учет социокультурной среды каждой сторон, а также уровня и характера развития системы международных отношений. В соответствии с этим выделяются три модели урегулирования конфликта: гегемонистская, статусная и ролевая. 
     Первая  из них соизмеряет поведение сторон с установками "центра силы" и  ориентирована на использование  насилия или угрозы насилия, а  в стратегии решения склонна  к игре с "нулевой суммой", в  которой выигрыш одной стороны  равен проигрышу другой. 
     Вторая  модель соизмеряет поведение конфликтующих сторон с физическими действиями, необходимыми для поддержания или восстановления баланса сил; процессуально расширяет конфликтное поле до включения в него предмета спора, вызвавшего конфликт, а в стратегии решения склонна к урегулированию на основе паритета или правовых норм.
     Ролевая модель международного конфликта структурно соразмеряет физическое поведение с необходимостью как достижения своих целей, так и воздействия на цели другой стороны, процессуально расширяет поле до включения в него всей конфликтной ситуации, предшествовавшей обращению к физическим действиям, а в стратегии решения склонна к разрешению или даже урегулированию конфликта. 
На любой из рассмотренных первых пяти фаз международного конфликта может начаться альтернативный, не эскалационный, а деэскалирующий ход развития,воплощающийся в мирном зондаже и перерыве в военных действиях, переговорах об ослаблении или ограничении данного конфликта. При подобном альтернативном развитии может произойти ослабление, "замораживание" или ликвидация данного кризиса или даже конфликта на основе достижения компромисса между сторонами по поводу лежащего в основе конфликта противоречия. Вместе с тем на этой фазе возможен, при определенных условиях, и новый цикл эволюционного или взрывного развития конфликта, например, от мирной к вооруженной фазе, если конкретное противоречие, лежащее в его основе, не будет "изжито" целиком и на достаточно длительный период. Возможное развитие международного конфликта весьма сложно втиснуть в рамки какой-либо схемы, особенно в виде сетевого графика. Однолинейная схема не в состоянии передать всей сложности реального развития событий: 

     - перехода от сотрудничества  сторон к конфронтации; 
     -изменений их интересов, целей и стратегии в ходе конфликта; 
     -применения ими разнообразных комбинаций мирных и военных средств;
     -степени вовлечения других участников в борьбу и сотрудничество в данном конфликте; 
     -непосредственного развития вооруженного конфликта; 
     -эволюции и самих международных условий и т.д. 

1.3 Урегулирование международных конфликтов.2

      
В процессе управлении конфликтом возможно два решения проблемы – оставить состояние дел без вмешательства, что часто приводит к нарушению  положений Устава ООН относительно поддержания мира и безопасности и прочих положений, касающихся своевременного плодотворного урегулирования проблем, что подрывает сами принципы международного права и фактически создает безвыходную  ситуацию. Либо попытаться вмешаться  с целью умиротворения сторон, что также приведет к нарушению  некоторых правовых норм. Такая ситуация приводит, как правило, к осуждению  со стороны мировой общественности и разделению общества на правых и  неправых.

     Миротворчество  и его проблемы справедливо относить к вопросам международного права, поскольку  в большинстве своем главной  проблемой остается несоблюдение условий  договоров. Поэтому, для начала миротворческой деятельности следует изучить сам  международный конфликт. В широком  смысле конфликт – это необъявленная  региональная или локальная война, которые можно предотвратить. Война  – это состояние открытого, вооруженного противостояния двух или более сторон, которое может варьироваться  от конфликта  до полномасштабных  операций с применением военной  силы, объявлением войны, сопровождающимися  большим числом человеческих жертв (Первая и Вторая мировые войны, Корейская  война, Вьетнам).
     Но  сегодня становится все труднее  отделить состояние мира от состояния  конфликта. Существует мнение, что наличие  конфликта гарантировано столкновение интересов или возникновением противоречий. Но столкновения присущи и мирному  времени. Кроме того, термин «мир»  до сих пор находится в состоянии  определения, следовательно нельзя дать четкую характеристику этого явления. Имеющиеся определения сводятся только к отсутствию войны, стабильности и процветанию. Иногда они дополняются  параметрами законности и справедливости. Поэтому, состояние абсолютного  бесконфликтного мира не присуще  человечеству. Следовательно и состояние  мира может быть различным. Можно  даже выделить фазы установления мира: конфликт, противостояние, война и  мир.

1.3.1 Концепции урегулирования международных конфликтов3:

 
-Превентивные меры ил действия, направленные на предупреждение и выявление возможных очагов конфликтов.

-Превентивная дипломатия, то есть организация предупредительных встреч и диспутов, проводимых  между конфликтующими сторонами, принятие мер по установлению доверия между сторонами, отбор необходимой информации и внесение ясности а процесс разрешения конфликтов, предупреждение конфликта на ранней стадии для предотвращения таких его последствий, как голод, массовые миграции населения, превентивный ввод войск ООН и создание демилитаризованных зон, недопущение развития нового конфликта. Частью превентивной дипломатии является кризисная дипломатия, предполагающая усилия по снижению уже существующего напряжения в споре.
-Миротворчество (Peace-Making), характеризуемое как действие, по применению враждующими сторонами соглашений, традиционные миротворческие усилия, зафиксированные во главе VI Устава ООН, многопрофильное посредничество и переговоры, а также непосредственное установление с помощью тех военных акций, которые не расходятся с главой VII Устава ООН.
-Предотвращение конфликтов (Conflict Prevention), определяемое в соответствии с положениями Устава ООН и предполагающее различные виды деятельности, от дипломатических инициатив до превентивного развертывания войск, имеющие целью предотвратить перерастание разногласий в вооруженные конфликты и включающие инспекции на местах, консультации, предупреждения, проверки и мониторинг.
-Операция по поддержанию мира (Peace-Making Operations) включающие деятельность по предотвращению, организации, сдерживанию и прекращению военных действий внутри государства или между государствами, посредством вмешательства незаинтересованной третьей стороны, включающие размещение сил по поддержанию мира, контроль за соблюдением демаркационной линии, заключение и соблюдение соглашений о прекращении огня, соглашение о буферных зонах, разоружение воюющих сторон, контроль за соблюдением границ, защиту миссий по оказанию и доставки гуманитарной помощи, операции по охране и защите беженцев и населения, пострадавшего в результате конфликта. Следует подчеркнуть то, что несмотря на широкое применение данного вида деятельности и большое число проведенных операций, данные мероприятия не обладают международно-правовым статусов, их четкое юридическое обоснование отсутствует. Некоторые исследователи предполагают, что эти мероприятия можно проводить в соответствии с положениями статья 40 Устава ООН или главы 42. НО в данных статьях нет четкого определения этих операций ООН. Западная точка зрения основывается на том, что данные операции проводятся в соответствии с положениями глав VI и VII Устава ООН.
-Принуждение к миру (Peace-Enforcement)  -  действия, производимые в соответствии с главой VII и, частично, с главой VII, заключавшиеся в использовании военных средств для установления мира в районе конфликта, которые осуществляются гуманными средствами и не противоречат положениям Устава ООН в случае межгосударственного или внутригосударственного конфликта, или в том случае, если разрушены государственные институты.
-Постконфликтное построение мира (Peace-Building) – это действия, проводимае после окончания конфликта, с целью выявить и поддержать структуры, которые могут способствовать усилению и упрочению политического урегулирования во избежание повторной вспышки конфликта, которые включают механизмы по выявлению и поддержке структур, которые могут способствовать укреплению мира, достижению спокойствия и благополучия, восстановлению экономики.
-Гуманитарная помощь (Humanitarian Actions), мероприятия по осуществлению действий и программ, направленных на облегчение существования населения, пострадавшего в результате конфликта, которые, как правило, осуществляются в рамках операций по поддержанию мира.
-Разоружение сторон, мероприятия, осуществление которых должно привести к полному уничтожению или существенному сокращению средств ведения войны и созданию условий для устранения угрозы её возникновения.  

На ранней стадии войны возможно применять  различные миротворческие механизмы  – арбитраж, переговоры и прочие механизмы, указанные в статье 33 Устава ООН. На поздней стадии возможно применение военных мер и проведение операций по принуждению к миру. 

2. Война как крайняя форма конфликта.

 
     Конфликт  представляет собой одну из форм международно-политического  взаимодействия. Он во многом определяется тем, что в силу ограниченности ресурсов, которыми располагает мировое сообщество, любой отдельно взятый субъект международных  отношений не может реализовать  свои интересы, не затрагивая интересы других субъектов. Динамика международных  отношений определяется тем, что  по самой своей природе мощь государства  представляет собой относительную  величину: выигрыш одного государства  если не всегда, то часто оборачивается  потерей для другого. Каждое государство  или группа государств стремится  усилить собственную безопасность путем наращивания своей военной  мощи. Хотя невозможно добиться полной безопасности в мире конкурирующих  соперничающих друг с другом государств, стремление каждого из них укрепить свою мощь и безопасность с необходимостью ведет к уменьшению безопасности других и стимулирует соперничество  за большую мощь и безопасность. В этом смысле войну можно рассматривать как проявление принципа борьбы за существование, а в определенных условиях — в контексте концепции выживания наиболее приспособленных к жизни. Выделяются разные формы международных конфликтов. Нередко их классификация производится на основе так называемой теории игр. Так, игра с нулевой суммой имеет в виду ситуации, в которых действия, предпринимаемые участниками во время игры, не изменяют общую первоначальную сумму. 3десь мы имеем конфликт взаимоисключающих интересов: выигрыш одной стороны оборачивается проигрышем другой, поскольку победитель получает то, что побежденный теряет. Выделяют также игру с позитивной суммой, при которой первоначальная сумма либо может увеличиться, от чего выигрывают все вовлеченные стороны, но проигравшая сторона получает меньше, а игра с отрицательной суммой, при которой эта сумма может сократиться, от чего проигрывают все стороны. 
Существуют разные формы, пути и способы разрешения конфликтов. Как правило, в этом вопросе выделяют подходы морально-правовой, или нормативный, и принудительно-переговорный, или метод торга. Разумеется, с точки зрения сохранения мира и согласия между народами наиболее предпочтителен первый подход, который эффективен в тех случаях, когда между вовлеченными в конфликт сторонами существует согласие относительно комплекса основных правовых и мopaльных норм. Однако в тех ситуациях, когда такое согласие отсутствует, одна из вовлеченных сторон навязывает принудительно-переговорный механизм. Крайним проявлением межгосударственных конфликтов и одновременно крайним средством их разрешения выступает война. К войне, как правило, прибегают тогда, когда стороны, влеченные в нее, убеждены в том, что с ее помощью они добьются для себя большего, чем с помощью переговоров. В этом смысле прав был К. фон Клаузевиц, который утверждал, что война есть продолжение политики другими средствами. Политика не прекращается во время войны. Руководители государства несут ответственность как за войну, так и за достижение мира. Они объявляют войну, ведут и завершают ее. Этот примат политики предполагает подчинение точки зрения военных политике, подчинение армейских руководителей тем, кто принимает политические решения. Однако, признавая верность этого тезиса, необходимо учесть и тот факт, что в войне конфликтная сущность политического приобретает настолько интенсивные и обнаженные формы, что сама политика как бы элиминируется, замещаясь насилием. Для сражающегося воина отпадает сама проблема различения друга и врага, поскольку в войне дихотомия друг-враг предстает в первозданном виде, очищенном от всех моральных, политических и иных напластований. Противники открыто противостоят друг другу, выделяясь даже своей униформой. Война представляет собой коллективный акт, отличающийся по своей природе от индивидуальных актов насилия, в которых участвуют как минимум два лица, таких, как, например, обыкновенная драка двух лиц или дуэль. Иначе говоря, война представляет собой акт взаимодействия не между двумя конкретными лицами, а между двумя или более государствами. Истории известны множество форм войны: 

      
- между различными родами, племенами,  этносами, народами, странами, империями,  коалициями государств;  
- локальные, региональные, мировые;

     Но  в целом войны делятся на те, которые ведут два, несколько  или множество государств друг с  другом, а также на те, которые  возникают между различными группами граждан одного и того же государства. В первом случае это классические межгосударственные (или внешние) войны, а во втором — гражданские (или  внутренние) войны. 
Не всегда легко определить линии, отграничивающие внешнюю войну от внутренней. Ответ более или менее ясен в отношении гражданских войн в Древнем Риме во II – I в.в. до н.э. или религиозных войн во Франции во второй половине XVI в., войны южан и северян в США в 60-х годах XIX в. или войны в России после Октябрьской революции 1917 г. Но трудно определить, к какой именно категории причислить войны между различными греческими государствами - полисами или многочисленные войны за независимость, в которые часто оказывались вовлечены самые разные интересы и силы. Почти невозможно провести линию разграничения между внутриполитическими и международными аспектами многих гражданских войн, например, вьетнамской в 60-х и афганской в 80-х годах. Проблемой становится терроризм, который нередко не имеет государственной окраски. Это свидетельствует о том, что в современном мире во все более растущей степени стирается грань между межгосударственными и гражданскими войнами.
 

2.1 Война и человек.

 
     Вся история человечества свидетельствует  о том, что война — это неотъемлемая, врожденная составляющая человеческого существования, точно так же как тяга к игре, пению, снятию стресса, потребность в сатурналиях, вальпургиевых ночах, маскарадах и т.д. Здесь апологию войны необходимо решительно отделить от признания самой реальности этого феномена. Вся жизнь человека построена на антиномиях. Это — жизнь и смерть, добро и зло, свобода и рабство и многое другое. Некоторые из антиномий неразрешимы. Возможно, к этой категории относится и антиномия между войной и миром. История человечества — это прежде всего история войн. Упрощая вопрос, можно было бы сказать, что животные потому не имеют истории, что они не вели друг с другом войны. Как утверждал Г.В.Ф. Гегель, животное не знает войны, оно знает лишь борьбу, вызванную потребностями в пище, самке, территории для охоты и т.д. Удовлетворив свою потребность, оно довольствуется обретенным и не меняет порядок вещей в природе. Не таков человек. Чтобы выйти из животного состояния, он должен выйти за пределы природы, из мира потребностей и стремиться к благам, которые природа не может предоставить и которые находятся вне пределов чисто биологических устремлений. Человек не только стремится удовлетворить свои чисто биологические потребности, но и жаждет признания себя со стороны другого и, более того, подчинения этого другого. Таким образом, война имеет своей целью не только физическое выживание, но и навязывание собственных ценностей другому. Подвергаясь риску потерять собственную жизнь, человек, который не связан с ней на манер животного, озабоченного сохранением своего существования, утверждает свою самость. При таком положении вещей борьба с другим человеком как бы гуманизируется, т.е. приобретает человеческое измерение. Отношение к другому человеку — это отношение не только любви, но и конкуренции. 
Человек воевал в глубокой древности, он продолжает воевать в наши дни и, по-видимому, станет воевать также в будущем. Менялись представления о типах и характере войн и армий, системах обороны, силовых методах, соответствующих изменяющимся реальностям, но во все времена человеческие сообщества в различных формах и ипостасях отнюдь не считали мир высшим благом. Большую часть истории человечества почти все попытки создания сколько-нибудь крупных держав и империй были связаны с экспансией, завоеванием, вмешательством, оккупацией чужих территорий. Во многом сама история человечества предстает как беспрерывная череда войн племен, народов, наций, империй, кланов, партий и т.д. друг с другом. Одни стремились подчинить себе чужие страны и народы, другие жаждали воинской славы, третьи считали, что лучше умереть стоя, чем жить, оставаясь на коленях. Во всяком случае, оправдания войнам всегда находили самые убедительные, поскольку человек, если судить по его деяниям, подсознательно руководствовался мефистофелевской максимой — нет в мире вещи, стоящей пощады. Не случайно и то, что с древнейших времен скептики не переставали утверждать, что homo homini lupus est, т.е. человек человеку волк. А из этой формулы вытекал другой, не менее известный постулат — bellum omnium contra omnes, то есть война всех против всех.

2.2 Война и мировые религии.

 
     Войне уделяется столь значительное внимание во всех сохранившихся ныне религиях мира. Только буддизм как бы игнорирует ее или, во всяком случае, не рассматривает как средство убеждения. Впрочем, такой подход вытекает из самой сущности буддизма, основанного на принципах терпимости, уважения к мнениям и позициям других и отказа от убийства. Этому вероучению чужды столь характерная для других религиозных систем идея «священной войны», установка на обращение в свою веру силой оружия и т. д. Особо важное место война занимает в трех великих монотеистических религиях — иудаизме, христианстве и исламе. Все они, будучи основаны на идее любви к ближнему и приверженности миру, вместе с тем в силу убежденности каждой из них в своей исключительности несли в себе семена войны. Тема войны в Ветхом Завете порождает множество сложных проблем. Здесь с самого начала мы сталкиваемся с парадоксальным противоречием между богом добрым — творцом всего живого и богом жестоким, кровожадным, призывающим свой народ к вечной борьбе. Причем, когда Израиль одерживает победу, сражение восславляется, что его одобряет сам Яхве. И, наоборот, поражение Израиля изображается как результат гнева Яхве против своего неверного или коррумпированного народа. 
В Новом Завете мы встречаемся с еще большими противоречиями в оценке войны. Речь идет, во-первых, о принципе непротивления злу насилием в первоначальном христианстве, возрожденном в протестантизме и пацифистской традиции. Во-вторых, обосновывается идея законной или справедливой войны. В-третьих, война оправдывается ради нее самой. С первого взгляда может сложиться впечатление, что Святое Писание исключает или, во всяком случае, не одобряет использование силы и войны. Заповедь Моисея «не убий», знаменитое изречение Иисуса «поднявший меч от меча и погибнет», приводимое в Евангелии от Матфея, и другие служат основой, первоначального христианского «пацифизма». Особо важное значение с рассматриваемой точки зрения имеет то, что новая религия, которая предлагала себя в качестве замены иудаизму, основывалась на идеях единства человеческого рода, братства, равенства. Как утверждал апостол Павел, «нет больше ни еврея, ни язычника, ни грека, ни раба, ни свободного человека, ни мужчины, ни женщины, поскольку все едины во Иисусе Христе».4 В первоначальном христианстве, как это виделось большинству теологов, христианину предписывалось вести борьбу в духовной сфере, при этом пренебрегая материальной стороной жизни.

 


2.2.1 Православное видение проблем войны и мира5.

 
     В сложившейся системе международных  отношений сложно отличить агрессивную  войну от оборонительной. Граница между  ними очень тонка, особенно, когда государства начинают военные действия, мотивирую их необходимостью защиты народа. В связи с этим вопрос о поддержке или осуществлении церковью военных действий нуждается в отдельном рассмотрении всякий раз, когда таковые начинаются или появляется опасность их начала.
     Одним из явных признаков, по которому можно судить о праведности или неправедности воюющих, являются методы ведения войны, а также отношения к пленным и мирному населению противника, особенно к детям, женщинам, старикам. Даже защищаясь от нападения, можно одновременно творить всяческое зло в силу этого по своему духовному и моральному состоянию оказаться не выше захватчика. Война должна вестись с гневом праведника, но не со злобою, алчностью, похотью и прочими проявлениями. Наиболее правильную оценку войны как подвига или, напротив, разбоя, можно сделать, лишь исходя из анализа нравственного состояния воюющих. «Не радуйся смерти человека, хотя бы он был саамы враждебный тебе: помни, что все мы умрем», - говорит Священное Писание. Гуманное отношение к раненым и пленным у христиан основывается на словах апостола Павла: «Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его… Не будь побежден злом, но побеждай зло добром»
     В иконографии православия святого  Георгия Победоносца черный змей попирается копытами коня, который  всегда изображается ярко-белым. Этим наглядно показывается: зло и борьба с ним должны быть абсолютно разделены, поскольку борясь с грехом, важно не приобщиться к нему. Во всех жизненных ситуациях, связанных с необходимостью применения силы, сердце человека не должно оказываться во власти недобры чувств, роднящих его с нечистыми духами и уподобляющихся им. Лишь победа над злом в своей душе открывает человеку возможность справедливого применения силы. Такой взгляд утверждает в отношениях между людьми главенство людей, решительно отвергает идею непротивления злу силою. Нравственный христианский закон, в соответствии с православной верой, осуждает не борьбу со злом, не применение силы по отношению к его носителю и даже не лишение жизни в качестве последней меры, но злобу сердца человеческого, желания и погибели кому бы то ни было.
     В связи с этим церковь имеет  особое попечение о воинстве, воспитывая его в духе верности высоким нравственным идеалам. Соглашения о сотрудничестве с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, заключенные Русской православной церковью, открывает большие возможности  для преодоления искусственного создания препятствий для возвращения войск к веками утвержденным православным традициям служения Отечеству. Служители культа призваны заботиться о нравственном состоянии воинов. По православной версии в основе христианского понимания мира лежат заповеди Божии, засвидетельствованные в Священного Писании Ветхого о Нового Завета.  Эти заповеди, придающие подлинный смыл истории, начали исполняться при пришествии Иисуса Христа. Для его последователей мир является благодатными даром Божиим, о котором служители и послушники молятся и испрашивают у господа для всех людей. Считается, что библейское понимание мира значительно шире политического. Основанием для этого являются слова святого апостола Павла, который указывал, что «мир Божий … превыше всякого ума». С этим в некоторых случаях трудно не согласиться: даже светскому образованному человеку не под силу познать Вселенную и ее законы. Такой мир несравненно выше того мира, который люди способны создавать собственными усилиями. По православию мир человек с Богом, с самим собой и другими неотделимы друг от друга.
     Русская православная церковь стремится осуществлять миротворческое служение как в национальном, так и в международном масштабе, стараясь разрешить различные противоречия и привести к согласию народы, этнические группы, правительства, политические силы. Для этого она обращает свое слово к влиятельными слоям общества, а также прилагает усилия для организации переговоров враждующих сторон о для оказания помощи страждущим. Церковь также противостоит пропаганде войны и насилия, равно как и различным проявлениям ненависти, способной спровоцировать силовые столкновения. В начале ХХ века в истории России было 2 войны: русско-японская (1904-1905) и Первая Мировая, в ходе которых РПЦ проявила действенное милосердие, помогая  обездоленным войной беженцам т эвакуированным, голодающим, больным и раненым, создавала в православных монастырях лазареты и госпитали.
     Миротворческое  служение РПЦ не ограничено узким  кругом ее руководящих деятелей. В своей миротворческой устремленности она опирается на мощную духовную поддержку архипастырей, пастырей и мирян, которые повседневно возносят молитвы о мире всего мира. Несколько иной взгляд на миротворчество отражает Римско-католическая церковь (РКЦ). Представители католичества часто задаются вопросом: «Являются ли христиане в современном мире миротворческой силой?» Ответ на данный вопрос должен рассматриваться, по мнению РКЦ, в рамках истории христианства и его мировоззрения.
     Миротворческая  деятельность христиан мотивирована Евангелием. Ветхий Завет, в соответствии с католицизмом, не является миротворческим. Великий Сын Божий – Иисус Христос принес освобождение и мир из глубокого источника, который примиряет каждого человека с Богом, с самим собой, со своим ближним. Остальное уже происходит само собой. Состояние равновесия страха серьезно искажает мир. В основе миротворчество, по католицизму лежат слова Христа, обращенные к Петру «Все, взявшие меч, мечом погибнут». Христианство завоевало мир одной только верой в Бога – без помощи какой бы то ни было внешней силы и без оружия, несмотря на усиленные гонения, при воздействии слова.
     Первые  христиане оставались верны евангельско-апостолькой ненасильственной линии. Церковь первого века отказывала в крещении солдатам и судьям, поскольку они были причастны к пролитию крови Чтобы стать христианами, они должны были изменить род своего служения. В последующих веках, начиная с обращения императора Константина Великого, христианство стало государственной религией, церковь соединилась с государством. С тех пор христиане принимают участие в войнах, преследующих национальные интересы, даже в крестовых походах и религиозных войнах.

2.2.2 Католический взгляд на миротворчество6.

 
     Христианство  ХХ века стало более последовательным и более системно выступает против войны и насилия. К примеру  в Алжире в 5-е годы попытки некоторых  военных оправдывать французскую  оккупацию идеей защиты христианства были открыто отвергнуты христианским сознанием. Развитие во всех церквях евангельского требования очевидно: в 1965 году кардинал Спеллман (США) выступал против соборного текста, осуждающего войну, в то время как некоторые священники освящали бомбардировки Б-52. 19 ноября 1981 года Американская католическая епископская конференция выступала против оказания военной помощи Сальвадору, основываясь на том, что главной причиной конфликтов в этой стране является не внешняя подрывная деятельность, а бедность и попрание основных прав человека. Виды христианских выступлений за мир многообразны и различны в зависимости от исповеданий. Прежде всего, необходимо указать на расхождение между группами правых и левых. К примеры правые ратуют за необходимость демонстрации своей силы, чтобы избежать случая воспользоваться ею, считают нужным поддерживать мир устрашением и равновесием страха. Но там где слабый подавлен сильным, существует не торжество мира, а притеснение, равное войне. Именно для этого, чтобы выйти из создавшегося тупика, Второй Ватиканский собор потребовал учреждения международной силы мира в интересах всех народов. Такая международная сила должна быть призвана для удерживания стран от насилия и разрешала их конфликты так же, как разрешаются конфликты между отдельными лицами. Предложение Второго Ватиканского собора было поддержано некатолическими наблюдателями, среди которых находились два православных русских наблюдателя. В нем говорилось о том, что должна быть учреждена общественная власть, наделенная высокими полномочиями для обеспечения безопасности, справедливости и прав человека.
     Несмотря  на противодействие правого крыла, возглавляемого кардиналом Спеллманом, Собор осудил войну, придерживаясь линии предыдущих глав Ватинкана, и в частности Папы Иоанна XXII,получившего Бальзаковскую премию мира. В энциклике от 11 апреля 1963 года Папа Иоанн XXII, продолжая традиции своего предшественника Пия XII, отмечает: «Мир на Земле может быть просто установлен только в соответствии с Божественным порядком» Прогресс науки и техники, способствовавший подчинению природы человеку, свидетельствует о неимоверной силе, но тот же прогресс свидетельствует о величии Всевышнего, создавшего Вселенную и того же человека из ничего.

2.3 Война и международное право.

 
     Международное право может быть определено как  система норм и принципов, охватывающих все стороны взаимоотношений  государств между собой. В западной доктрине иногда было принято добавлять, что дано определение в первую очередь применимо исключительно  к цивилизованным государствам. Следует  подчеркнуть, что одной из составляющих системы международного права являются нормы права международной безопасности, вбирающего процессы миротворчества. Нормы и принципы международного права способствуют выделению общего процесса миротворчества из системы всеобъемлющей международной безопасности.
     Международно-правовые принципы и нормы имеют особое значение для формирования и создания эффективной международной безопасности. В соответствии с международным  правом международная безопасность – это определенная система межгосударственных отношений, которая будет соблюдаться  только в том случае, если станет выражать обязательные правила поведения.
     Появление ядерного оружия и других средств  массового уничтожения потребовало  от человечества осознания новых  реалий и пересмотра существующих концепций  безопасности. Обеспечение безопасности военно-политическими средствами стало не только опасным, но и невозможным, поскольку в условиях, диктуемых глобализацией, любое нарушение мира грозит последствиями всему международному сообществу.
     Особое  значение в решении обеспечения  международной безопасности посредством  прекращения и предотвращения войны  приобрели Гаагские конференции  мира (1899, 1907, 1999 гг.). Изначально, их особенность, по замыслу России, выступившей с инициативой относительно их проведения, заключалась в установлении всемирного форума конференции по ограничению гонки вооружений. Первые конференции не достигли в ХХ веке поставленных целей, но позволили определить два явления, служивших препятствием к установлению мира и безопасности: война и гонка вооружений.
     Указанные явления, разрешившиеся и видоизмененные на протяжении ХХ века, привели к  необходимости разработки многообразных  проектов, связанных общим названием – «обеспечение безопасности». При этом запрещение войны и ограничение гонки вооружений становились недостаточными с развивающимися событиями. В итоге, возникла идея всеобъемлющей международной безопасности, явившаяся ответом на многие проблемы ХХ века.
     Эффективность международного права как права  всеобъемлющей безопасности и коллективной ответственности суверенных государств перед человечеством предполагает конструктивное сотрудничество участников международного общения в решении  двух основных задач. Первая из них связана с обеспечением функционирования того механизма поддержания мира, которым международное сообщество уже располагает, вторая – с выработкой правовых норм. Интересы международной безопасности настоятельно требуют исключить возможность возникновения любых конфронтаций. Следовательно, роль международного права состоит не только в поддержании международного мира и безопасности, но и в предотвращении возникновения новых очагов напряженности и вооруженных конфликтов. Этому и призваны служить нормы международной безопасности.
     Нормы права международной безопасности закреплены во многих международных  договорах, прежде всего – в Уставе ООН, уставах региональных организаций  коллективной безопасности, договорах  по разоружению, ограничению вооруженных  сил, соглашениях о мерах доверяя  и т.д. Основу отрасли «права международной безопасности»  составляют основные принципы международного права, такие как, неприменение силы и угрозы силы, невмешательство, во внутренние дела, добросовестное выполнение международных обязательств и др. Кроме них в праве международной безопасности существуют собственные отраслевые принципы – принцип равной безопасности, принцип баланса интересов, принцип достаточности.
     Система всеобъемлющей международной безопасности включает в себя широкий комплекс политических и международно-правовых средств обеспечения международной безопасности. Среди них находится мирные средства разрешения международных споров, системы коллективной безопасности (всеобщая и универсальная), меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению, неприсоединение и нейтралитет, меры доверия.
     Коллективная  безопасности представляет собой совокупность совместных мероприятий государств и международных организаций по предотвращению и устранению угрозы международному миру и безопасности, пресечению актов агрессии и других нарушений мира. Юридически система коллективной безопасности оформлена международными договорами. Главным инструментом для сохранения мира и предупреждения возникновения войн является всеобщая (универсальная) система международной безопасности, предусмотренная Уставом ООН. Устав закрепляет основы современного мирового правопорядка, принципы взаимоотношений государств на международной арене и предусматривает целый комплекс мер по сохранению международного мира и пресечению актов агрессии. В их числе: средства мирного разрешения споров, меры по обеспечению мира с использование региональных организаций, органов, соглашений, временные меры по пресечению нарушений международного мира и безопасности, принудительные меры в отношении государств-нарушителей без использования вооруженных сил, принудительные меры в отношении государств-агрессоров с использованием вооруженных сил.
     Основной  международно-правовой принцип, запрещающий  вооруженное вмешательство иностранных  государств во внутренние конфликты, изложен  в п. 4 ст. 2 Устава ООН. Он гласит: «Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН»*. Этот принцип принят в качестве нормы обычного международного права  и императивной нормы (Jus Cogens), из которого не может быть исключений. В обычном международной праве существует общий принцип невмешательства во внутренние дела, в соответствии с которым ни одно государство или группа государств не имеют права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства. Вследствие этого вооруженное вмешательство и все другие формы вмешательства или всякие угрозы, направленные против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права. Несмотря на всеобъемлющий характер запретов, иностранные государства использовали неоднократно вооруженные силы для воздействия на исход большинства внутренних конфликтов, имевших место после 1945 года. Этот отход от общеобязательного принципа оправдывался государствами многочисленными юридическими аргументами.
     Заслуживает внимания тот факт, что в большинстве  случаев имелись принципиальные расхождения в отношении фактической, а не правовой стороны вопроса. Основным доводом в пользу вооруженно
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.