Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Монетарная политика России на современном этапе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
                            Федеральное агентство по образованию
                         Байкальский государственный университет 
                                             экономики и права
                                            Читинский институт
                                    Кафедра мировой экономики 
 
 
    
 
Курсовая работа
по экономической  теории на тему:
МАНЕТАРНАЯ  ПОЛИТИКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
 
 
 
  Работу выполнил: студент
                 гр. Экономическая теория –10
Шипицын Д. И.
 
Научный руководитель:
старший преподаватель
Бардакова С.М.
 
 
 
Чита, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ……...5
1.1. Сущность монетарной политики……………………………………………5
1.2. Цели и эффективность монетарной политики……………………………...7
1.3. Сильные и слабые стороны монетарной политики……………………….12
2. РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ В ПРОВЕДЕНИИ  
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ………………….……………….14
2.1. Сущность и функции  Центрального Банка РФ…………………………...14
2.2. Основные инструменты  денежно-кредитной политики ЦБ  РФ…………17
2.3. Направления денежно-кредитной политики Банка России…....................22
3. АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО- 
КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ …………………………….……...24
3.1. Анализ денежно-кредитной  политики России в 2011 году ………….….24
3.2. Принципы денежно-кредитной  политики на среднесрочную перспективу………………………………………………………...…………….27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….…...34
 


ВВЕДЕНИЕ
Главным элементом рыночной экономики являются деньги, которые  обеспечивают непрерывность народнохозяйственного  кругооборота, кругооборота доходов  и расходов. Большинство современных  экономистов рассматривают денежно-кредитную (монетарную) политику как наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования национальной экономики, не приводящий к чрезмерному диктату правительства и уменьшению хозяйственной самостоятельности отдельных индивидуумов. 
Высшая конечная цель монетарной политики заключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема ВНП. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики. В этой связи актуальность рассматриваемой темы очевидна.
Мировой финансовый кризис повлиял на экономику всех стран, в том числе и нашу. Регулирование  денежно-кредитной политики является основанием для стабилизации экономики  государства после кризиса и  дальнейшего её развития.
Роль государства в  регулировании денежного рынка  очень велика, так как именно оно  выпускает деньги в обращение  и берет на себя ответственность  за управление денежным процессом. Главной  задачей денежно-кредитной политики является достижение поставленных экономической  политикой государства макроэкономических целей, таких, как:
    поддержание стабильности цен;
    финансовая стабилизация и закрепление достигнутых результатов;
    снижение темпов инфляции;
    укрепление курса национальной валюты;
    обеспечение устойчивого платежного баланса страны;
    достижение и закрепление тенденции не инфляционного экономического роста и т.п. [20, с.477-478]
В современной рыночной экономике  существует немало социально-экономических  проблем, неподвластных рынку и  требующих государственного вмешательства. Наряду с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас еще в большей степени механизм государственного регулирования экономики. [5,с.228].
Объектом курсовой работы является денежно-кредитная политика России.
Предмет исследования – теоретические основы и современное состояние монетарной политики России.
Целью данной работы является изучение теоретических основ денежно-кредитной политики РФ, а также анализ денежно-кредитной политики РФ на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    рассмотреть сущность, цели и типы денежно-кредитной политики РФ;
    изучить функции и инструменты Центрального Банка РФ;
    описать денежно-кредитную политику РФ на современном этапе.
В соответствии с целью  и задачами, поставленными в данной работе, курсовая работа имеет следующую  логическую структуру: в первой главе  рассмотрены основные понятия, принципы, цели, функции денежно-кредитной  политики РФ; во второй главе проанализирована роль ЦБ РФ в  денежно-кредитной политике Росси; в третьей главе проведён анализ денежно-кредитной политики РФ на современном этапе, а также  сценарии макроэкономического развития на 2012-2014 года.
При написании работы использованы ФЗ «О Банке России», «Основные направления  единой государственной денежно-кредитной  политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов», статьи из периодической  печати, учебная литература, Интернет-ресурсы.
Методологическую  основу составляет анализ научной и специальной литературы по теме исследования.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ
      СУЩНОСТЬ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ
Денежно-кредитная (или монетарная) политика – это политика государства, воздействующая на количество денег  в обращении с целью обеспечения  стабильности цен, полной занятости  населения и роста реального  объёма производства.
Основополагающей целью  денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью  цен. Денежно-кредитная поли-тика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.
Нерегулируемая деятельность коммерческих банков может привести к циклическим колебаниям деловой  активности, т.е. в периоды инфляции им выгодно увеличивать денежное предложение, а в период депрессии - уменьшать, усугубляя тем самым кризис. Поэтому необходима взвешенная государственная политика регулирования денежного обращения. Эту роль главного координирующего и регулирующего органа всей денежной системы страны выполняет Центральный Банк РФ.
Главная задача кредитно-денежной политики ЦБ - поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов. В то же время политика центрального банка является одной из важнейших частей регулирования всей экономики государства. Во второй половине XX века сложился "магический четырехугольник" целей регулирования экономики: обеспечение стабильных темпов экономического роста, стабильной национальной валюты, занятости и равновесия платежного баланса. В последние годы к ним добавилась задача достижения экологического равновесия. Реализация денежно – кредитной политики происходит через кредитную систему.
Осуществляя денежно-кредитную  политику, воздействуя на кредитную  деятельность коммерческих банков и  направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, Центральный Банк достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной).
С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится  смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.
Нужно отметить, что денежно-кредитная  политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что Центральный Банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков. [10, с. 25]
1.2. ЦЕЛИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ
Денежно-кредитная политика — одно из основных средств воздействия  государства на экономические процессы. Как система согласованных мероприятий в области денежного обращения и кредита эта политика направлена на регулирование основных макроэкономических показателей. Конечные цели денежно-кредитной политики: обеспечение стабильности цен, полная занятость, рост реального объема производства, устойчивый платежный баланс. Достижение этих целей — глобальная задача. Текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные цели, отражающие ее специфику. В связи с этим выделяют промежуточные цели, регулирующие значение ключевых переменных в денежной системе на достаточно продолжительных временных интервалах (год и более). К ним относятся: денежная масса, процентная ставка, обменный курс. И наконец, каждодневные последовательные действия Центрального банка направлены на достижение так называемых тактических целей. Последние определяют характер денежно-кредитной политики. Жесткая монетарная политика в качестве цели предполагает поддержание на определенном уровне денежной массы. Цель, преследующая фиксацию процентной ставки, характерна для гибкой денежно-кредитной политики.
Осуществляя политику, направленную на обеспечение экономической стабильности в государстве, правительства и центральные банки разрабатывают основные направления денежно-кредитной политики на определенный срок, формулируют промежуточные цели, достижение которых обеспечивает выполнение задачи более высокого порядка, корректируют и конкретизируют выполнение тактических целей.
Опыт проведения денежно-кредитной  политики в различных странах  в течение нескольких десятилетий  позволяет выявить ее сильные и слабые стороны, определить факторы, оказывающие влияние на ее эффективность. С одной стороны, согласованная с правительством в рамках общих направлений регулирования экономики и проводимая Центральным банком денежно-кредитная политика отличается гибкостью.
Во всех странах с развитой рыночной структурой центральные банки  обладают известной независимостью от правительства и могут оперативно принимать решения по корректировке денежно-кредитной политики в зависимости от меняющейся экономической ситуации.
Проведение центральными банками текущих мероприятий  в денежно-кредитной сфере не связано с продолжительными процедурами  согласовании и принятием специальных  распоряжений органами государственной  власти. Самостоятельность центральных  банков в проведении денежно-кредитной  политики позволяет также успешно  противостоять давлению со стороны политиков, когда краткосрочные политические цели правительства вступают в противоречие с основной стратегической линией макроэкономического регулирования. Подобное часто наблюдается в условиях приближающихся выборов, растущего дефицита государственного бюджета и т. д. Все это делает денежно-кредитную политику чрезвычайно привлекательным инструментом государственного регулирования экономики.
С другой стороны, в проведении денежно-кредитной политики возникают  серьезные ограничения, которые  таят в себе опасность ухудшения экономической ситуации.
Во-первых, это обусловлено  общими особенностями использования  косвенных методов регулирования, когда одни и те же мероприятия, проводимые государственными органами, обеспечивая положительный эффект на одних рынках, могут вызвать отрицательные последствия на других рынках. Например, политика дорогих денег снижает темпы инфляции, обеспечивая стабилизацию на финансовых рынках. В то же время она способна понизить объем кредитов, ухудшить условия инвестирования, вызвать падение темпов экономического роста и усилить безработицу. В связи с этим при проведении денежно-кредитной политики важно уметь предвидеть возможные негативные последствия и принять меры для их нейтрализации.
Однако здесь возникают  свои трудности. Даже если предположить, что экономисты способны составить  точный прогноз развития экономической  ситуации, существуют так называемые временные лаги, или временные задержки, между изменениями денежной массы, находящейся в обращении, и реакцией на них других экономических переменных.
Теория рациональных ожиданий утверждает, что экономические агенты, исходя из прошлого опыта и используя  имеющуюся информацию, в со-стоянии самостоятельно прогнозировать экономические процессы и принимать оптимальные решения. Действия, которые предпринимают хозяйствующие субъекты, могут не вписаться в логику проводимой денежно-кредитной политики, и тогда она не достигнет целей. Практическое приложение этой теории состоит в том, что денежно-кредитная политика не должна носить характер конъюнктурной антициклической политики, поскольку это вызывает нестабильность и непредсказуемость в принятии решений экономическими агентами. Сторонники концепции рациональных ожиданий выступают за создание стабильных правил, в соответствии с которыми действовали бы правительство и экономические агенты.
Во-вторых, большое влияние  на эффективность денежно-кредитной  политики оказывает также правильность выбора промежуточных и тактических целей. В данном случае речь идет о так называемой технической стороне дела. Известно, что денежную массу можно представить различными де-нежными агрегатами, построенными по принципу убывания ликвидности. Выбирая в качестве промежуточной цели, например, темп роста денежной базы. Центральный банк должен выбрать и денежный агрегат, который он будет контролировать, более узкий или более широкий и соответственно определить тактические цели. Если выбор сделан неправильно, без учета всех происходящих процессов в денежно-кредитной сфере, предпринимаемые усилия не только не принесут желаемого конечного результата, но и могут подорвать авторитет экономических теорий, на основе которых формировалась денежно-кредитная политика.
В-третьих, при проведении денежно-кредитной политики и выборе ее целей необходимо учитывать побочные эффекты, обусловленные самим механизмом изменения объема денежной массы в экономике. Центральный банк не может полностью контролировать предложение денег, поскольку в этом процессе участвуют также коммерческие банки и небанковский сектор. Например, резервы банков состоят не только из обязательных, предписываемых Центральным банком, но и избыточных резервов, величину которых банки определяют самостоятельно. Чем больше будут избыточные резервы, тем меньше кредита будет выдано. Таким образом, Центральный банк не может точно предусмотреть объем кредитов, которые будут выдавать коммерческие банки, а увеличение избыточных резервов повысит норму резервов и снизит денежный мультипликатор.
Соотношение между наличными  и безналичными деньгами зависит  от поведения населения, которое  определяется не только действиями Центрального банка. Изменение соотношения между наличными и безналичными деньгами также скажется на величине денежного мультипликатора, определяющего масштабы кредитной эмиссии, а следовательно, и предложения де-нег. Мероприятия Центрального банка могут не достичь цели вследствие не-предсказуемого поведения коммерческих банков или населения.
Например, Центральный банк решает увеличить предложение денег  и для этого расширяет денежную базу, проводя операции на открытом рынке по покупке ценных бумаг. Рост предложения денег вызовет падение  процентной ставки. А дальше все  будет зависеть от поведения коммерческих банков и населения в изменившихся условиях. Если банки предпочтут увеличивать  свои избыточные резервы, вместо того чтобы выдавать кредиты, а население  переведет часть своих средств  из депозитов в наличность, уменьшится денежный мультипликатор, что нейтрализует набравший силу процесс расширения денежной массы и снизит результативность предпринятых Центральным банком действий.
В итоге эффективность  денежно-кредитной политики в целом  зависит от качественной работы всех звеньев так называемого передаточного  механизма.
Передаточный механизм —  процесс, посредством которого денежно-кредитная  политика влияет на уровень плановых затрат всех субъектов рыночной экономики. Передаточный механизм монетарной политики достаточно сложен.
Исследования выявили  дополнительные особенности механизма  де-нежно-кредитной политики, которые  существенно влияют на конечный результат. Практика показала, что изменение процентной ставки оказывает влияние не только на плановые инвестиции фирм, но и на расходы домашних хозяйств, которые национальное счетоводство относит к потребительским, например покупка в кредит товаров длительного пользования. Изменения происходят также на рынке ценных бумаг, курс которых при прочих равных условиях зависит от уровня процентной ставки. В силу того, что существуют альтернативные способы финансирования новых инвестиционных проектов, в передаточный механизм денежно-кредитной политики наряду с процентной ставкой включаются цены на акции.
Таким образом, в современных  условиях в передаточном механизме  монетарной политики учитывается влияние  изменения предложения денег  не только на инвестиции, но и на все  компоненты плановых затрат, включая потребление и государственные закупки, причем воздействие осуществляется не только через процентную ставку, но и через цены на акции и облигации и изменение уровня богатства общества в целом.
В рамках существующего передаточного  механизма при определении направлений  денежно-кредитной политики необходимо учитывать, по край-ней мере, еще два обстоятельства, которые оказывают существенное влияние на конечные результаты.
Во-первых, это чувствительность совокупного спроса к изменениям процентной ставки. Слабая реакция  на динамику процентной ставки или  ее отсутствие со стороны основных компонентов совокупного спроса, и прежде всего инвестиционных расходов, разрывает связь между колебаниями денежной массы и объемом выпуска продукции. Воздействие на основные макро-экономические переменные посредством процентной ставки оказывается не-эффективным.
Во-вторых, изменение процентной ставки вследствие изменения де-нежной массы зависит от степени эластичности спроса на деньги по отношению к процентной ставке. При относительно неэластичном спросе реакция денежного рынка на динамику предложения денег будет более сильной. Например, увеличение денежной массы приведет к более существенному падению процентной ставки, чем в том случае, когда спрос на деньги достаточно чувствителен (более эластичен) к изменению этой ставки.
В целом эффективность  денежно-кредитной политики при прочих равных условиях зависит от того, насколько точны знания экономистов о кратко- и долгосрочных экономических процессах, о сумме факторов, влияющих на спрос и предложение денег, о сложностях взаимной связи между изменением денежной массы и основных макроэкономических параметров, таких, как номинальный ВНП, уровень цен, объем производства, уровень занятости, обменный курс и др. Использование известных монетарных методов и инструментов еще более усложняется в странах с переходной экономикой, где закономерности рыночного хозяйства проявляются не в полной мере и существует целый ряд специфических обстоятельств, модифицирующих механизм денежно-кредитного регулирования. [16 с. 65]
1.3. СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ
Необходимо отметить сильные  и слабые стороны использования  методов денежно-кредитного регулирования  при оказании воздействия на экономику  страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие  доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.
Но существует и ряд  негативных моментов. Политика дорогих  денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены  ограничить объем кредитов. А это  означает ограничение предложения  денег. Политика дешевых денег может  обеспечить коммерческим банкам необходимые  резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии  гарантировать, что банки действительно  выдадут ссуду и предложение  денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными.
Другой негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию.
 
 
 


2. РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО  БАНКА РФ В ПРОВЕДЕНИИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ
2.1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ
Центральный Банк РФ (Банк России) - государственное кредитное учреждение, наделенное правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Является банком банков, агентом правительства  при обслуживании госбюджета.
Центральный Банк РФ наделяется также правом выпуска денег и  государственных ценных бумаг, устанавливает  нормативную величину кредитного спроса, хранит денежные резервы коммерческих банков и предоставляет им кредиты, является кассовым центром. Основная его  задача - это проведение государственной  политики в области эмиссии, кредита, денежного обращения.
Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России как публично-правовой организации законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным  законом "О Центральном Банке  Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами. Согласно Конституции Российской Федерации  главной задачей Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля. Основными целями деятельности Банка России являются: укрепление покупательной способности и  курса рубля по отношению к  иностранным валютам; развитие и  укрепление банковской системы России; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов  государственной власти. Получение  прибыли не входит в цели деятельности Банка России.
Принцип независимости - ключевой элемент статуса Центрального Банка  Российской Федерации - проявляется, прежде всего, в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов  государственной власти и выступает  как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации  денежного обращения. Банк России является юридическим лицом и выступает  как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка  России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию  и распоряжению имуществом Банка  России осуществляются самим Банком России; изъятие и обременение  обязательствами имущества Банка  России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального Банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных  доходов и не регистрируется в  налоговых органах.[18, с.93]
Банк России подотчетен Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности  Председателя Банка России (по представлению  Президента Российской Федерации) и  членов Совета директоров Банка России, а также назначает аудитора Банка  России и утверждает годовой отчет  Центрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение.
Функции Банка России:
    во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
    монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
    является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
    устанавливает правила осуществления расчетов в России;
    устанавливает правила проведения банковских операций бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
    осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
    осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
    регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
    осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач;
    осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;
    определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
    принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
    проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений;
    публикует соответствующие материалы и статистические данные, а также выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами.
Для реализации возложенных  на него функций Центральный Банк РФ участвует в разработке экономической  политики Правительства Российской Федерации.
Банк России и Правительство  Российской Федерации информируют  друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.
Банк России консультирует  Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных  ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия  на состояние банковской системы  и приоритетов единой государственной  денежно-кредитной политики. [12, с.172]
2.2. ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ МОНЕТАРНОЙ  
ПОЛИТИКИ ЦБ РФ
В соответствии с целями и типом проводимой Центральным  Банком денежно-кредитной политики определяются конкретные методы и инструменты  ее проведения.
Под инструментом денежно-кредитной  политики понимают средство, способ воздействия ЦБ на объекты денежно-кредитной политики.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)» (в ред. Федерального закона от 26.04.95 N 65-ФЗ) основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
    нормативы обязательных резервов;
    рефинансирование банков;
    операции на открытом рынке;
    процентные ставки по операциям Банка России;
    валютное регулирование;
    установление ориентиров роста денежной массы;
    прямые количественные ограничения [17, с.256].
Политика обязательных резервов
Обязательные резервы - это  часть суммы депозитов, которую  коммерческие банки должны хранить  в виде беспроцентных вкладов  в Центральном Банке. Сумма хранения средств на специальных счетах устанавливается в определенном процентном соотношении от величины депозитов банка. Центральный банк периодически изменяет коэффициент, или норму, обязательных резервов в зависимости от складывающейся ситуации и проводимой им политики. Повышение нормы означает замораживание большей, чем раньше части ресурсов банка и приводит к ухудшению ликвидности последних, а снижение нормы обязательных резервов оказывает положительное воздействие на банковскую ликвидность, расширяет кредитные возможности учреждений и увеличивает денежную массу. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством. [20, с. 354]
 В современных условиях  обязательные резервы выполняют  не столько функцию страхования  вкладов, сколько служат для  осуществления контрольных и  регулирующих функций Центрального  Банка.
В настоящее время большую  роль играют минимальные резервы - это  наиболее ликвидные активы, которые  обязаны иметь все кредитные  учреждения либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в  виде депозитов в центральном  банке. Норматив резервных требований представляет собой процентное отношение  суммы минимальных резервов к  абсолютным или относительным показателям  пассивных (депозитов) либо активных (кредитных  вложений) операций. [13, с. 148]
Рефинансирование  коммерческих банков
Другим инструментом кредитно-денежного  регулировании является изменение  учетной ставки (ставки рефинансирования), по которой Центральный Банк выдает кредиты коммерческим банкам, и переучитывает  ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (векселя). Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Векселя переучитываются по ставке редисконтирования (официальная дисконтная ставка). Она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону.
В случае повышения центральным  банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием  кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изме
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.