Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Эволюция труда: на этапах от античной до неоклассической философии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Личность и труд
      Личность……………………………………………………………………5
      Труд…………………………………………………………………………8
Глава 2 . Отношение к труду
2.1. Отношение к труду античных философов………………………………10
2.2.  Отношение к труду философов средневековья ……………………… . 11
2.3.  Отношение к труду в эпоху Возрождения………………………………14
2.4.  Отношение к труду философов нового времени ……………………….15
2.5.  Отношение к труду немецких классических философов………………16
2.6.  Отношение к труду в неклассической философии……………………18
2.7.  Отношение к труду в неоклассической философии……………………20
Заключение……………………………………………………………………. 23
Список литературы…………………………………………………………….25
 
 
 
 
 
 
Введение
Значение труда в развитии личности общепризнанно. Возможности для этого развития содержатся уже в самих орудиях, предметах и результатах труда. Для успешного осуществления трудовой деятельности требуется участие всей личности индивидуума. Весьма важно непосредственное отношение личности к самому труду. В процессе труда люди вступают в социально-трудовые отношения, взаимодействуя друг с другом. Социально-трудовые отношения позволяют определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы. Отношение к труду определяется заинтересованностью в нем человека, осознанностью его потребности, стремлением к реализации своего трудового потенциала, и может быть положительным, отрицательным или индифферентным.
Актуальность проблемы состоит  в том, что на временном этапе от древнегреческих философов и до наших времен отношение к труду постоянно менялось. В одни времена труд считали уделом рабов и недостойным занятием для свободного человека, в другие - труд возрос до уровня высочайших религиозных ценностей.
Цель данной работы - выявить наиболее значимые изменения в значении понятия труд на этапе от античной до неоклассической философии.
 Объектом исследования является труд.
Предметом – отношение  к труду на временном этапе  от античной до неоклассической философии.
Задачи исследования:
- изучить взгляды философов  на понятие труд на временном отрезке от античной до неоклассической философии
- изучить взаимное влияние труда и личности
- выявить наиболее важные  изменения в понятии труд на временном отрезке от античной до неоклассической философии
Прежде чем преступить к изложению полученного материала, мы решили рассмотреть сами фундаментальные  понятия: личность и труд.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Личность и труд
1.1.  Личность
Вся история мировой  социальной мысли отражает главное в происходящих в обществе процессах: жизнедеятельность человека, вступающего во взаимоотношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей. Но не только жизнедеятельность человека характеризует качественную определённость общества, но и общество формирует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой деятельности формирует личность. Особое место в социальной  структуре общества занимает человек как основной, изначальный элемент этой структуры, без которого нет и быть не может ни социальных действий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ни социальных  институтов и организаций. Человек одновременно и субъект и объект всех  общественных отношений. Правильно говорят: каковы люди – таково и общество; но не менее верно и то, что каково общество - таковы и члены этого общества. Как справедливо замечает видный югославский социолог Эр.Лукач, «Человек есть продукт общества и его законов, но и общество является таким, каким оно есть, именно потому, что оно есть общество людей, потому что в нем объединены люди, а не другие существа». Это не значит, отмечает он далее, что общество всецело определяется человеком или даже в первую очередь человеком; но это значит, что человек является одним из факторов, которые определяют общество.
Личность -  это сложный и многогранный феномен, который включает в себя множество компонентов. В психологической  науке имеется несколько общепризнанных положений относительно личности. По крайней мере, можно говорить о 4 основных положениях:
    Личность присуща каждому человеку
    Личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет
    Личность - продукт исторического развития, т.е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа
    Личность - индивидуальная, отличительная характеристика человека, т.е. то, что отличает одного человека от другого[4]
 
  Понятие «личность»  неразрывно связано с общественными свойствами человека. Вне общества индивид не может стать индивидуальностью (ибо тогда не с чем и не с кем сравнивать его свойства), а тем более личностью.
  Философская энциклопедия определяет личность следующим образом: это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности[4]. Другое значение  - это устойчивая система социально значимых черт, характеризующий индивида как члена того или иного общества[9]. 
В обоих  определениях  подчеркиваются связи индивида, личности и общества. В науке проявляются  два подхода к личности. Первый рассматривает сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики. Здесь личность выступает как активный участник свободных действий, как субъект познания изменения мира. Личностными при этом признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Другие люди непременно оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нормами. Человек, обладающий разумом, постоянно сам себя оценивает. При этом самооценка может меняться в зависимости от проявления личности и общественных условий, в которых она действует. Второе направление изучения личности рассматривает ее через набор функций, или ролей. Человек, действуя в обществе, проявляет себя в самых разных обстоятельствах, в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий.  Например, взаимоотношения в семье требуют от старших ее членов одних действий при родовом строе, других - в современном обществе.
Наряду с понятием “личность” употребляются термины  “человек”, “индивид”, “индивидуальность”. Содержательно эти понятия переплетены  между собой.
Человек – это  родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени  развития живой природы – к  человеческому роду. В понятии  “человек” утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.
        Понятие  индивид впервые использовал  в своих сочинениях древнеримский  ученый и политик Цицерон.  Так он перевел с греческого  слова «атом», что означало неделимый.  Термин «индивид» характеризует  человека как одного из людей. 
Индивидуальность  – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это  своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт)[2].
Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это  освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с  принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и  ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить  отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.
 
 
1.2. Труд
Категория труда входит в качестве базисного понятия в терминологический аппарат многих гуманитарных и социально-экономических дисциплин: философии, экономики, социологии, психологии, антропологии и др. Определения этого термина составляют достаточно широкий смысловой спектр: труд определяется в понятиях расходования энергии, физических усилий по преодолению сопротивления (в этом случае трудом можно назвать поведение животных и действие природных сил), переработки и передачи информации, целесообразной или социально необходимой деятельности и т.д.
Неоднородность понятия  труда связана с тем, что, во-первых, различные научные дисциплины изучают  различные проявления труда, и, во-вторых, сама трудовая деятельность проявляется  по-разному в различных исторических, социальных и экономических условиях.
Обратившись к этимологии слова «труд», можно увидеть, что  практически во всех индоевропейских языках слово "трудиться" первоначально означает "остаться без родителей", то есть быть обреченным на нужду, тяжелое существование, мучение, тяготы, повинность, боль, трудность (например, немецкое "arbei", готское "arbas", французское "travail", латинское "labor"). В английском языке слово "labour" также означает усилие, жизненные заботы, состояние изнурения, тревоги, страдания и даже родовые муки. В русском языке слова "труд" и "трудно" являются однокоренными, так же как "работа" и "раб" (подневольный работник)[3].
Отсюда мы видим, что уже исходные смыслы слова "труд" подчеркивают в качестве приоритетных принуждение, необходимость значительных физических усилий для того, чтобы добывать средства к существованию, и тем самым противопоставляют труд творчеству, которое ассоциируется преимущественно со свободным проявлением человеческих способностей. Эта традиция закрепилась в западной культуре и обусловила специфическое понимание труда и его "естественное" противопоставление творчеству.
Существует множество  определений слова труд, мы приведем только некоторые, наиболее значимые для  нас:
труд - целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни; все умственные и физические затраты, совершаемые людьми в процессе производства материальных и духовных ценностей; результат деятельности, работы, произведение[3]. 
труд - деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей[9].
труд - один из четырех основных факторов производства: осознанная, общепризнанная деятельность человека, требующая приложения усилий, осуществления работы[6].
труд - это целесообразная, сознательная деятельность, в процессе которой человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы[1].
 
Важно отметить, что трудовая деятельность занимает особое место в структуре социальных приоритетов. Труд неразрывно связан с историей и традициями общества и это позволяет ему определять его жизненное состояние: классовую структуру и социальную стратификацию, экономическую деятельность и социальные институты (культуру, образование, семью), механизмы власти и господства.
Труд выступает как  универсальная категория, охватывающее все стороны сугубо человеческой деятельности, являясь фактором самосозидания  личности. Поэтому философское осмысление процесса труда и включение его в систему антропосоциального происхождения и существования человека позволяет рассматривать его не только как предметную деятельность, отождествленную с вещественностью, но и как процесс творения субъектом своей социальной и индивидуальной субъектности.
 
Глава 2 . Отношение к труду
2.1.  Отношение к труду античных философов
В античной философии принято выделять три основных представления:  труд как сакральный акт единения человека и природы; труд как тягость или наказание; труд как поле повседневной деятельности,  перемежаемой праздниками. Освящение труда как естественного процесса,  аналогичного движению планет или росту деревьев, придавало ему положительную окраску, тогда как миф о труде как о форме кары, постигшей людей за неповиновение богам, предполагал его негативное восприятие.
Античности было свойственно  совмещение различных оценок труда.  С одной стороны, широко известна позиция Платона и Аристотеля,  интерпретировавших физический труд как удел рабов и занятие недостойное свободного человека. Доблесть в глазах членов античного общества состояла не в труде, а в созерцании, благородной праздности. Труд физический рассматривался как тягость, как мука. Свободный гражданин античного общества - это политик, воин, участник или зритель спортивных состязаний, посетитель дружеских пиров, театра или, если он настроен более созерцательно, философских школ. Даже изобразительное искусство, столь почитаемое древними греками, несло на себе отпечаток близости к неблагородному занятию. С другой стороны,  древнегреческая мифология содержит массу примеров выполнения какой-либо работы олимпийскими божествами, как-то:  Гефест является профессиональным кузнецом,  Гермес покровительствует торговле,  и т.д.  Очевидно,  что деятельность,  которой занимаются боги,  не может презираться людьми,  а,  напротив,  должна служить образцом для подражания.  В своих творениях Гомер и Гесиод уделяют значительное внимание процессу изготовления предметов быта,  земледельческим работам,  используют понятие ратного труда. Таким образом, несмотря на социальную девальвацию физической работы,  обусловленную рабовладельческим строем, интерес эллинов к данной сфере жизни был весьма высоким.
Античная онтология включает миф о золотом веке, повествующий о давних временах, когда людям не нужно было работать, чтобы обеспечить себе пропитание.
Впоследствии гнев Зевса  лишил человечество легкого доступа к пище,  и процесс ее добывания стал весьма трудоёмким. Предосудительное поведение людей и реакция на него сверхъестественных сил служили объяснением факта неизбежности и необходимости труда[8].
 
2.2.  Отношение к труду философов средневековья.
С рассветом в Европе христианства, труд стал пониматься как позитивная ценность, как богоугодное дело. Средневековую цивилизацию многие историки культуры трактуют как цивилизацию труда. В самих исходных постулатах христианства нетрудно обнаружить истоки положительной оценки труда. "В поте лица ешь хлеб свой" - говорится в Евангелии. Апостол Павел учил: "Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь".
Одним из интересных проявлений этой новой установки были идеи святого Фомы Аквинского о значимости труда, его своего рода "теология труда", ставшая основанием его известных учений о справедливой цене и греховности ростовщичества. 
Святой Фома доказывал, что труд богоугоден, что труд, а не праздность способствует духовному совершенствованию. Сам Бог в его толкованиях выступал как "первый работник", архитектор мира. В этом контексте именно труд выступал для Фомы Аквинского единственным правомерным источником собственности и богатства. Можно сказать, что в сочинениях крупнейшего богослова средневековья обнаруживаются зачатки того, что потом назвали трудовой теорией стоимости. 
Социальным идеалом для  святого Фомы было замкнутое государство, опирающееся на натуральное аграрное хозяйство. В этом государстве должно быть как можно меньше торговых обменов и денежных операций, на которые средневековый богослов смотрел как на неправедное, хотя и неизбежное зло. Только в труде он видел богоугодный источник дохода, тогда как богатство, наживаемое купеческим сословием и, особенно, ростовщиками, не создающими никакой видимой ценности, с его точки зрения, является греховным. Поэтому барыш от перепродажи и процент от ссуды, достающиеся купцу и ростовщику, должны быть запрещены в обществе, построенном на христианских началах.
Особую неприязнь у  святого Фомы вызывало ростовщичество. Христианство учит помогать другому человеку не ради выгоды, а из любви к ближнему. Ростовщики нарушают эту заповедь. Взимание процентов - это обогащение, дьявольское по своему характеру. Оно осуществляется без всякого видимого труда: даже ночью, когда ростовщик спит, он обогащается.  
Подобные рассуждения  подводили Фому Аквинского к любопытному  аргументу против ростовщичества - "от времени". Пытаясь оправдать  свой вид деятельности, ростовщики указывали на время. Они представляли его равноценностью того излишка, который они получали в проценте. Они ведь прямо увеличивали или уменьшали процент в зависимости от времени, на которое ссужали деньги. Но время, доказывал святой Фома, есть общее благо, Бог даровал время в одинаковое пользование всем людям. Между тем ростовщики, взимая процент за предоставление денег на определенное время, нарушают эту волю Бога. Они продают этот свободный дар Бога, поэтому их занятие несомненно греховно. 
Сходную аргументацию Фома Аквинский применял и в оценках  торговли и ценообразования. Только труженик - земледелец или ремесленник - производит реальные ценности, только он знает подлинную, справедливую цену произведенных товаров. Эта цена определяется вложенным в продукт  трудом, который является единственным настоящим источником ценности. Поэтому  справедливая цена должна быть постоянной, не зависящей от колебаний предложений  и спроса. Купцы же могут устанавливать  надбавку к этой цене лишь за вложенный  труд по перемещению товаров из других городов и стран[8].
Средневековое сознание не ориентировано на выявление объективных  закономерностей. Его главная функция - сохранение ценностного равновесия человека и мира, субъекта и объекта.
В ХII-ХIII наметился "исторический рывок" средневековой Западной Европы, в основе которого лежало развитие производительных сил (сельском хозяйстве, ремесле). Происходит "технологическая  революция" в агротехнике - появляется колесный плуг, боронование, совершенствуется упряжь животных, осваиваются новые  источники энергии - сила воды и ветра. Формируется дух уважительного  отношения к физическому труду, к деятельности изобретателей. Превращение  физического труда в ценность открывает путь к его рационализации. Тяжесть физического труда осознается как нечто нежелательное.
 
2.3.  Отношение к труду в эпоху возрождения.
Объективно эпоху Возрождения  следовало бы характеризовать как  эпоху перехода, потому, что она  является мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются  основы буржуазных общественных отношений, прежде всего, в сфере экономики, именно в этот период получают развитие науки, меняются отношения церкви и  государства, формируется идеология  секуляризма и гуманизма. Важным элементом мировоззрения является также культ творческой деятельности.
В эпоху Возрождения в  понимании труда появляются новые  оттенки. Труд рассматривается через  противопоставление не с творчеством, а с бездействием, праздностью; понимается не только как естественная потребность  человека, но и как необходимое  условие совершенствования личности и процветания общества. Впервые  допускаются предположения о  творческом характере трудовой деятельности и возможности свободной активности в труде (в т.ч. и физическом).
XVI век отмечен важным событием - так называемой церковной «реформацией», - в результате которой от католической церкви отделилось особое направление христианства - протестантизм. В связи с этим возникли коренные изменения в отношении к труду, которые, по мнению известного немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920), явились фактором, способствовавшим развитию западного индустриального общества (капитализма)[3].
Главными идеологами протестантизма выступили Мартин Лютер (1483-1546) и  Жан Кальвин (1509-1564). Для нового христианского  учения характерен переход от созерцательного  понимания набожности к ярко выраженному  активистскому. Протестантизм требовал от всех верующих, чтобы они подтверждали свою веру не только молитвами, но и трудом. В отличие от средневекового католицизма, где идеалом служил отказ от всего мирского (монашеский образ жизни), единственным средством быть угодным Богу, с точки зрения Лютера, служит неустанный труд в своей профессии. При этом, чем более деятельность человека угодна Богу, тем больше она вознаграждается уже в этой земной жизни. Успех, состоятельность, преуспевание являются показателями избранности для спасения. Таким образом, труд, не входивший в число приоритетных ценностей, возвышается до уровня высочайших религиозных ценностей, наполняется нравственным содержанием, рассматривается как призвание[7].
Очень важно, что в отличие  от прежних времен протестантские учения сформировали отношение к предпринимательству  как к общественно-полезной и богоугодной  деятельности.
Предпринимательство подразумевало  рациональное ведение хозяйства   в   форме   предприятия   в   соответствии   с   этическими принципами и строгой законностью. Высокие прибыли рассматривались  как важный показатель успеха в предписанной Богом деятельности. Однако сам предприниматель  ни в коем случае не должен был наслаждаться плодами богатства, помня, что труд - религиозная обязанность.
 
2.4.  Отношение к труду философов нового времени.
В XVI - XVII вв. стали появляться учения, которые отстаивали необходимость упорного труда, высоко оценивали практическую деятельность ремесла. В качестве примера, этому можно привести идеи Ф. Бэкона о Великом Восстановлении и "пансофию" Я.А. Коменского, положенную в основу системы воспитания протестантской молодежи. Это была радикальная программа, идеалом которой было завоевание всего того знания и умения, которое было утеряно с грехопадением Адама. В саду Эдема он с готовностью подчинялся дисциплине труда, и его труд был удовольствием. Благодаря послушанию он получил полное господство и контроль над природой. Адама обычно описывали как садовника и натуралиста. Но горное дело и обработка металлов также причислялись к его наиболее совершенным навыкам. Он также умел превращать одни металлы в другие и применять химические процессы. После грехопадения Адам был лишен всего этого, а его потомки были наказаны, приговорены к докучному труду. Но даже после этого Бог оставил человеку возможность изменить ситуацию на более благоприятную. Покаянным трудом возрождающемуся человечеству было дозволено создать упорядоченную цивилизацию, в которой условия жизни человека были бы улучшены до определенной степени[6].
В свете этого наука  и, особенно, полезные, "практические искусства" рассматривались как  дар Бога недостойным детям. Делался акцент на трудовом начале, активном подходе к профессиональной и социальной жизни. Признание идеи святости ремесла способствовало более тесному контакту с природой в поисках продуктивного знания. Конечной наградой за эти усилия должно стать возвращение человеку власти над природой, что было основным мотивом Великого Восстановления.  
Поэтому образцом для юношества  должны быть не теологи - схоласты или  монахи, а представители практических профессий: шахтеры, металлурги, ремесленники. Разрыв между учеными и практиками - существенное зло, которое нужно  преодолеть[3].
 
2.5.  Отношение к труду немецких классических философов
В конце XVIII начала XIX вв. в результате так называемых промышленных революций формируется индустриальное общество, которое, если оставить в стороне терминологические нюансы также именуют капиталистическим. Индустриальным его называют потому, что в центре экономической системы находится промышленное производство (вторичная переработка) в отличие от добывающего характера доиндустриальных (аграрных) обществ. Капиталистическим - потому, что основным фактором, от которого зависит экономическое развитие, становится капитал (финансовые ресурсы, воплощенные в средствах производства, исходных материалах, заработной плате и т.п.).
Труд все более предстает  как товар. При доминировании  традиционного земледельческого типа производства рынок был вспомогательным  инструментом хозяйственной жизни.
В это время представления о благотворном действии труда (понимаемого как любая деятельность, на которую затрачены не только физические, но интеллектуальные и эмоциональные ресурсы) широко распространились в общественном сознании благодаря философии Г.В.Ф. Гегеля.
Анализируя в своем труде «Феноменология духа» познание как тождество познающего и познаваемого, Гегель полагает, что одного теоретического развития сознания недостаточно для того, чтобы достичь состояния «абсолютного знания». Это соединение познающего субъекта и реальности происходит, по Гегелю, в результате прогресса теории, но для него нужен и опыт практического отношения человека к миру. В этом контексте Гегель разрабатывает известную теорию о «воспитании» человека посредством труда. Значение труда как момента, конституирующего в человеке его отношение к предметной реальности, Гегель рассматривает в известной главе «Господство и рабство». Главная идея заключается в том, что труд воспитывает человека, благодаря ему, человек отделился от природы и осознал «самостоятельность» внешнего мира. С идеей труда как педагогики человечества Гегель связывает и концепцию о том, что, раб научится воспринимать идеалистическое отношение к действительности, потому что он будет смотреть на результаты своей деятельности как на результаты чужого (т. е. господского) намерения. Труд, по Гегелю, является также некоей практической подготовкой к объективному идеализму[7].
Гегель считает основным фактором исторического развития «труд», причем труд анонимный. Тем самым  он приближается к позднейшей марксистской концепции истории. Однако понятие  труда у Гегеля не является строго экономическим, он не различает, например, труд в экономическом смысле и  политическое участие граждан в  управлении античным полисом.
 
2.6.  Отношение к труду в неклассической философии
Идеи марксизма сыграли  исключительно важную роль в европейской  и мировой истории XIX - XX вв. Их влияние  на социально-экономическую и духовную жизнь мира невозможно отрицать и сейчас.
К.Маркс, обосновывая в  своих работах формационный подход к развитию общества и, раскрывая экономическую сущность капитализма, уделил основное внимания экономическому содержанию труда. Им также были изложены и философские характеристики труда, из которых следует, что труд является источником удовлетворения потребностей человека и выступает как универсальное понятие, охватывающие собой все стороны сугубо человеческой деятельности. Наряду с этим труд выступает условием самосовершенствования человека на протяжении всей его жизни.
Труд как самосозидание  личности позволяет не только по-новому взглянуть на человека и его место  в мире, но и объяснить и осмыслить  содержание мировоззренческих ориентаций и идеологических установок, выдвигаемых  современным социальным устройством - развитие способности принятия решений, осуществления выбора, определение своего предназначения, воспитание ответственности и т.д. Этому способствуют разворачивающиеся в труде свобода, творчество, дисциплина и т.д., которые развивались параллельно с трудом и находятся во взаимной связи с ним, являясь его атрибутами.
При сложившейся к XIX в. системе распределения доходов и способе производства происходит, по мнению К. Маркса, отчуждение труда, при котором труд утрачивает характер выражения человеческих творческих сил, становится лишь средством для поддержания существования; продукты и сам процесс труда приобретают самостоятельное бытие, независимое от воли и планов человека. Поэтому в процессе труда рабочий относится к своей собственной деятельности как к чему-то чуждому, ему не принадлежащему, и только вне труда рабочий не чувствует себя оторванным от самого себя. Отчужденный труд связан с отчуждением человека от себя как творящего существа, от других людей, от всего мира, который воспринимается как чужой и враждебный. Отчужденный труд разрушает креативные способности человека (которые могут и должны проявляться именно в трудовой деятельности), тем самым разрушает его личность и превращает человека в вещь. В концепции отчужденного труда прослеживается и критика современной Марксу политэкономии, построенной на абстракции homo economicus, которая сводит творчески-трудовую сущность человека к потребности в деньгах как единственно подлинной потребности. В результате человек в классической политэкономии становится расчетливым рабом нечеловечных, неестественных и надуманных вожделений. Чем беднее человек становится как личность, тем выше его потребность в деньгах, чем больше степень его отчужденности, тем больше потребление и обладание становятся смыслом его жизни[7].
В XIX в. в философии романтизма (Ф. Шеллинг, Ф. Шлейермахер) и философии  жизни (Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон), а в XX в. в экзистенциализме и персонализме вновь наметилось резкое противопоставление трудовой деятельности (как утилитарно-практической) творчеству. Например, Э. Мунье отличает труд от "деятельности вообще" и от творчества в частности, которое он считает "наиболее духовной формой деятельности". Труд, по его мнению, – необходимое, но низменное условие существования человека, "естественное, но тяжелое, направленное на созидание полезного продукта укрощение неподатливой материи", отличающееся отсутствием всякого элемента духовности и творческого начала. Труд трактуется как нечто, совершенно противоположное родовой сущности человека мыслящего.
Американский философ  Л. Мэмфорд считает материально-производственную деятельность, мотивированную утилитарно, чуждой человеку, сближающей его с  животными. Учение К. Маркса, по мнению Мэмфорда, представляет человека "как  животное, производящее орудия", тогда  как истинно человеческое бытие  характеризует художественно-творческая деятельность, поскольку человек  был создателем образов, мечтателем и артистом еще до того, как стал создателем орудий[8].
 
2.7.  Отношение к труду в неоклассической философии
У всех мыслителей,  затрагивающих  проблему труда, - в одних случаях логически последовательно, в других -  противоречиво - основной водораздел во взглядах на труд колебался вокруг этих вышеобозначенных полюсов: "труд как источник созидания и развития личности"  и труд как  "тяжелейшая повинность человека"[5].
Переосмыслить понимание  эволюционного противоречия труда  позволяют интенсивно развиваемые  и последнее время направления, связанные с использованием принципов термодинамики неравновесных процессов. Применительно к социальным системам можно выделить несколько основополагающих синергетических принципов. Они сформулированы в работах А. Пригожина,  Ф.  Хайека,   Г.  Хакена и разработаны применительно к прогрессу социальных систем А. Назаретяном.
Прежде всего, социум представляет собой сложную открытую систему,  устойчивость которой постоянно нарушается под действием к
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.