На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Разгосударствление и приватизация как элементы трансформационного процесса. Сущность, принципы и виды

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Разгосударствление  и приватизация как  элементы трансформационного процесса. Сущность, принципы и виды.
     Наша  Республика Беларусь находится на стадии перехода к рыночной экономике и  поэтому  тема, посвященная приватизации государственной собственности  является актуальной.
     В последние годы правительства более  восьмидесяти стран проводили или  проводят приватизацию государственных  предприятий. Она начиналась под  самыми разными лозунгами, но чаще всего  при этом шла речь о необходимости либерализации и децентрализации экономики. Основной причиной начала широкомасштабного процесса приватизации послужило осознание того, что организация хозяйственной жизни в соответствии с рыночными законами, равноправной конкуренцией и коммерциализацией производства более эффективна, чем на основе административных ограничений и регламентации.
     Приватизация  означает смену государственной  формы собственности на частную (приватную). Наряду с традиционным пониманием приватизации как процесса передачи объектов определенных видов деятельности из рук государства в частную собственность, бытует также и более широкая трактовка.
     Следовательно, приватизация связана, прежде всего, с  прагматическими соображениями на макро- и микроэкономическом уровнях. В первом случае она призвана укрепить рыночное начало в экономике, осуществить децентрализацию и сокращение масштабов государственной предпринимательской деятельности для повышения эффективности всей хозяйственной системы и уменьшения бюджетного дефицита. На микроэкономическом уровне задача состоит в улучшении технико-экономических показателей работы предприятий. Освобождение в холе приватизации предприятий от государственной сверх централизации и призвано предоставить администрации, трудовым коллективам возможность принимать решения, соответствующие их коммерческим интересам. В результате приватизации формируется группа частных собственников на средства производства, развиваются конкурентные отношения между производителями, что повышает материальную заин-тересованность в эффективном использовании факторов производства, в увеличении выпуска и реализации продукции.
     Приватизация - это переход государственной  собственности в частные руки (физическими и юридическими лицами) и формирование на этой основе частной  или смешанной форм собственности  в результате принятия правительством программы социально — экономических преобразований. По существу, это реформа базисных отношений - отношений собственности, фундамента социально - экономической системы. Это означает, что все другие экономические отношения как бы вторичны, и их изменения непосредственно зависят от изменений отношений собственности.
     Приватизация  является центральным пунктом всех реформ, проводимых в Восточной Европе, но в той или иной мере характерна и для других стран с развитой рыночной экономикой. В последние десятилетия наметилась общая тенденция к росту и укреплению частного сектора во многих странах.
     В развитых западных странах, с одной  стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства  на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она — следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах.
     В развивающихся странах приватизация обусловлена тяжелой экономической ситуацией, что проявляется прежде всего в большом внешнем долге и в невозможности получения новых иностранных кредитов, без чего эти страны не могут нормально функционировать и развиваться [9, c.63].
     Важным  основополагающим принципом, имеющим  всеобщий характер, является и необходимость признания того, что приватизация не может быть конечной целью обновления общества и экономики. Она является лишь одним из средств (к тому же совсем не универсальным) достижения множества разнообразных целей. И прежде чем что-либо приватизировать, надо понять, с какой конкретной целью это делается. Цели приватизации могут быть многообразными, долгосрочными и краткосрочными. И чрезвычайно важно в этом многообразии определить приоритеты, ранжировать их по степени неотложности задач и не допустить возникновения противоречий между ними.
     Контроль  за разработкой и координацией программ приватизации объектов государственной собственности осуществляет в каждой стране определенный государственный орган. К примеру, в Республике Беларусь была разработана Государственная программа приватизации государственной собственности, контроль за  исполнением которой возложен на Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации. Вместе с тем в соответствии с этой программой ежегодно разрабатывается Советом Министров и утверждается Президентом Республики Беларусь Программа приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности. Программы приватизации объектов коммунальной собственности разрабатываются органами приватизации местных Советов депутатов и утверждаются соответствующими Советами депутатов.  
     В плановой экономике выделялись две  формы собственности на средства производства: государственная (общенародная) и колхозно-кооперативная. Кроме того, существовала личная собственность граждан на предметы потребления. Однако коренной чертой всех этих форм было огосударствление, т.е. подавление государством всех несанкционированных им форм жизнедеятельности, господство во всех сферах экономических отношений тоталитарного контроля. Особенно ярко это проявлялось в рамках самой государственной собственности, охватывающей 90% всех средств труда в народном хозяйстве. Однако и развитие кооперативной собственности регулировалось государственными директивами. Личная собственность граждан также была «обставлена» ограничениями и запретами со стороны государства (размеры садового дома, его высота и т.д.).
     Поэтому основное содержание преобразований отношений  собственности, сформировавшихся в плановой экономике, - это преодоление названного огосударствления, т.е. ликвидация тоталитарного государственного господства в этой сфере.
     Разгосударствление  охватывает все формы собственности. В рамках самой государственной  собственности оно проявляется прежде всего в устранении ее фактической монополии, «разрешении» других форм - допуске плюрализма форм собственности. Сохраняющиеся государственные предприятия должны коренным образом изменить характер своего функционирования,  перейти на условия коммерциализации; отказаться от форм планового патернализма (субсидии, льготы, выгодные цены, твердые заказы и т.п.); перейти на равные с другими формами условия хозяйствования, в частности на жесткое бюджетное ограничение; широко использовать в целях большего динамизма акционерную форму и др. Наконец, один из путей разгосударствления в этой области - приватизация, т.е. смена государственной формы на частную.
     Кооперативная собственность присуща и рыночной системе. Процесс разгосударствления ее в переходной экономике состоит в обеспечении реальной добровольности всех ее членов, самостоятельности в хозяйственной деятельности, всех возможностей и прав как субъекта рыночных отношений. Устранение тоталитарных ограничений в области личной собственности проявляется в преодолении уравнительности в распределении, ликвидации ограничений в правах иметь определенное личное имущество, появлении многоканальных источников личных доходов.
     Важный  момент в преобразовании собственности  в рамках переходной экономики - быстрое  развитие частной собственности. Это наиболее динамичный сегмент переходной экономики, в наибольшей степени обладающий способностью к преобразованию всей экономики на началах предпринимательства. Как показывает практика, естественно, на начальных этапах переходной экономики частная собственность возникает преимущественно в сфере обращения, охватывает мелкие, реже - средние предприятия [ 11, 148 c.].
     После распада СССР Беларусь имела практически  одинаковые со многими постсоциалистическими странами стартовые условия, в том числе тотальную государственную экономику.
     Долго и мучительно как никогда, рождался у нас закон о приватизации. Его концептуальные положения были одобрены в мае 1991г., но лишь с четвертой попытки – 19 января 1993г. – Закон «О разгосударствлении и приватизации» был принят верховным советом. Однако полное законодательное оформление белорусская приватизация получила только к середине 1996г.
     Уже в следующем году процесс снова  был заторможен. – отсутствовала соответствующая программа. 20 марта 1998г. Александр Лукашенко подписал Декрет  о приватизации, который отменил принятие ежегодных программ и перечней предприятий, подлежащих разгосударствлению.
     Тем самым процесс получил возможность  стать непрерывным. Однако и на этот раз, несмотря на полное законодательное  оформление, реформа крупных предприятий  фактически была остановлена. Так и  не определившись со стратегическим курсом, Беларусь вернулась к старым методам управления предприятиями.
     Приватизация  способствовала становлению и расширению негосударственного сектора экономики, предприятиями которого в настоящее время выпускается до 60 процентов объема промышленной продукции.
      Сущность и цели приватизации.
     Приватизация - это переход государственной  собственности в частные руки (физическими и юридическими лицами) и формирование на этой основе частной  или смешанной форм собственности  в результате принятия правительством программы социально — экономических преобразований. По существу, это реформа базисных отношений - отношений собственности, фундамента социально - экономической системы. Это означает, что все другие экономические отношения как бы вторичны, и их изменения непосредственно зависят от изменений отношений собственности [12, c.34].
     Приватизация  является центральным пунктом всех реформ, проводимых в Восточной Европе, но в той или иной мере характерна и для других стран с развитой рыночной экономикой. В последние десятилетия наметилась общая тенденция к росту и укреплению частного сектора во многих странах.
     В развитых западных странах, с одной  стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства  на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она — следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах.
     В развивающихся странах приватизация обусловлена тяжелой экономической ситуацией, что проявляется прежде всего в большом внешнем долге и в невозможности получения новых иностранных кредитов, без чего эти страны не могут нормально функционировать и развиваться [9, c.63].
     Важным  основополагающим принципом, имеющим  всеобщий характер, является и необходимость признания того, что приватизация не может быть конечной целью обновления общества и экономики. Она является лишь одним из средств (к тому же совсем не универсальным) достижения множества разнообразных целей. И прежде чем что-либо приватизировать, надо понять, с какой конкретной целью это делается. Цели приватизации могут быть многообразными, долгосрочными и краткосрочными. И чрезвычайно важно в этом многообразии определить приоритеты, ранжировать их по степени неотложности задач и не допустить возникновения противоречий между ними.
     К главным целям приватизации, следует  отнести:
     ·     формировании новых форм собственности: частной и смешанной. Господство частной собственности обеспечивает формирование основных черт рыночной экономики — это свобода выбора и предпринимательства, личный интерес к  максимизации прибыли; конкуренция, новые; распределительные отношения; ограничение государственного вмешательства в хозяйственные процессы Все это вместе способствует формированию новых производственных отношений. 
     ·     создание    хозяйственно-правовых    условий    для    эффективной    работы отдельных предприятий и национальной экономики в целом, содействие структурной   перестройке    и    активизации   инвестиционного    процесса, повышению на этой основе жизненного уровня населения;
     ·     формирование    новых    экономических    отношений,    построенных     на 
многообразии   форм   собственности,   самостоятельности   производителей товаров и услуг, достижение оптимальной структуры форм собственности как экономической базы социально ориентированного рыночного хозяйства;

     ·     развитие   конкурентной   среды   и   предпринимательской   деятельности, содействие демонополизации народного хозяйства, формирование активной трудовой и хозяйственной мотивации;
     ·     сокращение   вмешательства   государства   в   экономические   процессы   и улучшение финансового состояния экономики;
     ·     уменьшение   расходов   на    государственное    управление   (сокращаются субсидии, административных расходов, дефицит госбюджета);
     ·     становление слоя частных собственников (среднего класса).
     Конечной  целью приватизации является формирование эффективного рыночного механизма  управления производством, основанного  на конкуренции экономически свободных товаропроизводителей, которые самостоятельно, с учетом социально-экономической эффективности и целесообразности определяют пути и способы регулирования финансовых отношений и реализации продукции в соответствии с действием законов спроса и предложения.
     Мировой опыт свидетельствует, что цели приватизации могут быть достигнуты лишь при условии наличия в стране обоснованной программы преобразования государственной собственности, в которой должны быть определены задачи и сроки этапов приватизации, источники финансирования работ по приватизации и направления расходования средств, полученных за приватизируемое имущество, задачи органов государственной власти и управления, меры по содействию приватизации и т.д.
     Контроль  за разработкой и координацией программ приватизации объектов государственной собственности осуществляет в каждой стране определенный государственный орган. К примеру, в Республике Беларусь была разработана Государственная программа приватизации государственной собственности, контроль за  исполнением которой возложен на Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации. Вместе с тем в соответствии с этой программой ежегодно разрабатывается Советом Министров и утверждается Президентом Республики Беларусь Программа приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности. Программы приватизации объектов коммунальной собственности разрабатываются органами приватизации местных Советов депутатов и утверждаются соответствующими Советами депутатов.
     1.2 Принципы приватизации.
       В Законе о приватизации закреплены основные принципы приватизации. Ими являются:
     Сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации. Это означает, что  часть государственного имущества, подлежащего приватизации, бесплатно передается в собственность граждан Республики Беларусь, а другая - продается.
     Право каждого гражданина Республики Беларусь на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности. В  связи с общенародным характером государственной собственности за каждым гражданином республики закреплено право получить часть приватизируемого государственного имущества бесплатно. Практически это право реализуется путем выдачи именных приватизационных чеков на сумму, зависящую от возраста гражданина и его трудового стажа.
     Пути  приватизации сводятся к выбору централизованного  подхода (приватизация «сверху») или  децентрализованного (приватизация «снизу»). Первый подход означает, что государство  занимается приватизацией предприятий. Второй — государство лишь устанавливает необходимые правила, а приватизацией занимаются сами предприятия. В бывших социалистических государствах именно первый способ был осуществлен, так как сторонники приватизации «сверху» считают, что такой способ обеспечивает быструю и эффективную приватизацию.
     Мировой опыт показывает, что реализация основных целей приватизации может стать популярной и эффективной лишь при поддержке общественного мнения. Считается, что наибольшего успеха в этом плане добились Англия и Франция, убедительно доказавшие, что постепенность и добровольность при проведении приватизации «сверху» должны стать обязательными принципами. Существуют различные способы достижения согласия между определенными группами населения в реализации программ приватизации. Так, сомнения потребителей в целесообразности приватизации можно погасить установлением льготных региональных ставок; неудовлетворенность рабочих — льготными ставками на покупку акций; менеджеров, опасающихся раздела предприятия, — приватизацией его как единого  целого; политиков, опасающихся распродажи родины, — сохранением контрольного пакета акций в стране.
     Следует отметить, что осуществление приватизации предполагает наличие определенных организационно-экономических условий:
     1.    необходимого пакета законодательных актов и нормативов по приватизации;
     2.    обоснованной программы действий;
     3.    инвентаризации всей государственной собственности и разграничения ее на 
общегосударственную (республиканскую) и коммунальную;

     4.    потенциально свободного капитала;
     5.    благоприятного         общественного         климата         для         проявления 
предпринимательства;

     6.    кадрового обеспечения процесса приватизации и подготовленность кадров к 
предпринимательству;

     7.    информированности общественности и ее участие в процессе приватизации. 
Вместе с тем анализируя опыт приватизации во многих странах, можно выделить

     важнейшие принципы, лежащие в основе реформирования отношений собственности:
     ·     соблюдение законности;
     ·     сочетание возмездного и безвозмездного методов приватизации;
     ·     право каждого гражданина страны на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности;
     ·     дифференциация методов, способов и процедур приватизации;
     ·     разграничение   компетенции   по   осуществлению   приватизации  между органами государственной власти и управления различных уровней;
     ·     предоставление    определенных    гарантий    и    льгот    членам  трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
     ·     контроль за осуществлением приватизации со стороны государства;
     ·     осуществление широкой гласности процесса приватизации;
     ·     постепенность и поэтапность проведения приватизации.
     В целях соблюдения этих принципов  и повышения эффективности процесса приватизации в каждой стране должна быть проведена работа по созданию или совершенствованию системы  частного права; упорядочению юридических  прав собственности и фактического права распоряжения ею. Также созданию эффективного механизма социальной защиты населения, прежде всего малообеспеченных слоев; сведению к минимуму предпосылок злоупотреблений в ходе приватизации и т.д.
     Основные  принципы приватизации реализуются  Государственной программой разгосударствления и приватизации, которая определяет: цели, задачи и сроки этапов приватизации; приоритеты и ограничения; источники финансирования осуществления работ по приватизации и направления расходования средств; задачи органов государственной власти и управления; другие направления процесса приватизации.
     Государственная программа разгосударствления и  приватизации принимается Парламентом - Национальным собранием Республики Беларусь.
     Контроль  за осуществлением Государственной программы разгосударствления и приватизации осуществляют Комитет государственного контроля Республики Беларусь и другие уполномоченные на то органы.
     Республиканские органы государственного управления и  местные Советы депутатов разрабатывают и принимают акты законодательства по вопросам разгосударствления и приватизации в соответствии с настоящим Законом, нормативными актами Президента Республики Беларусь и Государственной программой разгосударствления и приватизации.
     При осуществлении приватизации республиканской  собственности интересы государства как собственника представляет и защищает республиканский орган государственного управления по управлению государственным имуществом и приватизации, а объектов, находящихся в коммунальной собственности, - местные исполнительные и распорядительные органы (в дальнейшем - органы приватизации).
     1.3.  Методы и способы приватизации
     Мировой практике приватизации государственной  собственности известны два метода ее осуществления — возмездный и безвозмездный.
     Методы  приватизации:
     Возмездный (выкуп государственного имущества);
     Безвозмездный (бесплатная передача госимущества);
     - Передача собственности трудовым  коллективам;
     - Раздача гражданам республики  при помощи приватизационных  чеков.
     Возмездный  метод — это передача государственных  предприятий в частные руки в  результате продажи. В развитых странах  и в развивающихся государствах приватизация осуществляется по этому  методу. Такая модель приватизации:
     ·     обеспечивает появление частного собственника;
     ·     дает государству дополнительные средства;
     ·     создает условия для привлечения в страну иностранного капитала, который 
приносит с собой эффективный менеджмент и современные технологии.

     Существует  два вида продажи предприятий: закрытая и открытая.
     Закрытая  продажа предусматривает продажу  предприятия персоналу и приравненным к нему лицам (обычно пенсионерам  данного предприятия). Деньги, полученные в ходе продажи, остаются на предприятии  и используются для его развития. Самый большой недостаток закрытой продажи состоит в том, что у администрации предприятия сохраняются все возможности и рычаги для фактического перевода предприятия в свою собственность по довольно низким ценам.
     Открытая  продажа позволяет участвовать  в покупке приватизируемого предприятия  всем лицам (часто и иностранным), а не только персоналу, конкретного предприятия. Полученные от приватизации средства, как правило, направляются в государственный бюджет. Этот способ продажи технически не сложен. Среди его недостатков отмечается отсутствие достоверной информации о стоимости приватизируемых предприятий.
     Безвозмездный метод — это приватизации в  результате распределения государственной  собственности среди населения  страны. Она имеет место в государствах с переходной экономикой, где население  не располагает значительным капиталом, а прилив  иностранного капитала незначителен. И это понятно — ведь собственность создана трудом народа, она им уже оплачена и должна быть ему бесплатно возвращена.
     Разновидностью  этой модели приватизации является ваучерная приватизация — выдача населению ваучеров (сертификатов, купонов, бонов и т.д.). Ими могут наделяться все граждане или только совершеннолетние. Затем предполагается обмен акций приватизируемых предприятий на ваучеры. Тем самым граждане в виде акций конкретного предприятия получают свою часть национального богатства. Возможна и такая схема, при которой действуют посреднические финансовые институты (например, инвестиционные фонды). В этом случае граждане вкладывают свои ваучеры в инвестиционные фонды, а последние на них покупают акции приватизируемых предприятий. После определенного, законом установленного срока ваучеры изымаются из обращения, а покупка акций производится исключительно за деньги. Ваучерная приватизация имела место в России.
     Необходимо  отметить, что использование двух методов приватизации позволяет  осуществлять преобразование государственной  собственности на основе трех подходов.
     Первый  основан на том, что главным направлением перехода к многообразию форм собственности должна быть продажа государственного имущества (непосредственная), а также аренда с последующим выкупом. При этом могут быть использованы различные формы стимулирования и поддержки покупателей, в том числе продажа в рассрочку, со скидкой, на основе льготного кредитования.
     Второй  подход основан на безвозмездной  или за небольшую плату, прежде всего  из прибыли предприятия, передаче имущества  государственных предприятий в  собственность трудовым коллективам.
     Третий  подход основан на том, что каждый гражданин страны является совладельцем государственной собственности. Это  дает основание разделить определенную долю государственной собственности  между всеми гражданами и передать им безвозмездно в равных размерах соответственно возрасту и трудовому стажу.
     Вместе  с тем каждый из методов приватизации имеет как достоинства, так и  недостатки.
     Возмездный  метод приватизации:
     ·     обеспечивает реальную смену собственников и изначально «утверждает» 
действие законов рыночной экономики;

     ·     свидетельствует    о    заинтересованности    покупателя    в    приобретении 
собственности и формирует ответственного хозяина;

     ·     уменьшает, связывает свободные деньги, дает антиинфляционный эффект;
     ·     представляет возможность продать имущество тому, кто больше заплатит;
     ·     дает возможность частично погасить внутренний государственный долг, 
способствует финансовому оздоровлению экономики.

     Однако  ориентация только на продажу объектов госсобственности нереальна в условиях ограниченности денежных средств у населения и у предприятий, и приватизация может затянуться на многие годы.
     В то же время осуществление приватизации методом безвозмездной передачи (раздела) государственного имущества:
     ·     вызывает положительное отношение всех граждан, снижает социальную 
напряженность,    но   такое   уравнительное    распределение    не    является 
«двигателем» рыночной экономики;

     ·     расширяет   круг   потенциальных   собственников   из   числа   не   только 
производственной, но и социальной среды, однако нет гарантии, что эти люди 
будут заинтересованы в накоплении собственности, а не загубят ее неумелым 
хозяйствованием или просто «проедят»;

     ·     позволяет при переходе к рынку частично и временно «компенсировать» рост 
цен, потери от безработицы, но для этого не обязательно пытаться сделать 
всех собственниками средств производства,  ведь  есть  и  другие,  более 
надежные средства социальной защиты людей;

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.