На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Становление русской философии. М. Ломоносов. А. Радищев.

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 07.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение
высшего профессионального  образования
«Ижевская государственная сельскохозяйственная академия»
 
Факультет непрерывного профессионального образования
 
 
Контрольная работа  по философии
Становление русской  философии. М. Ломоносов. А. Радищев.
 
   
Проверил: доцент  Ф.Н. Поносов
 
 
 
 
Выполнил: студент 2курса Филимонова Г.Д.
(профиль – «Менеджмент организации», шифр 1106025)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                           
                                        Ижевск 2011
 

План:  
I. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 
II. 1. Научно-философский реализм М. В. Ломоносова:  
Материи, основные методы познания,  
философия истории, языка, образования . . . . . . . . . . . . . ………... 4 
2. Социально-философские взгляды А. Н. Радищева:  
Критика крепостничества, проблема правового  
государства, идея просвещения общества . . . . . . . . ……….. . . . . .7 
3. Историософия П. Я. Чаадаева:  
Проблема русского самосознания,  
"западничества", исторического прогресса . . . . . . . . . ……….. . . 9 
III. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Введение 
    Русская философская мысль зародилась в эпоху расцвета Киевской Руси на волне христианизации России (конец Х века).  
    На становление и развитие философской мысли нашей страны весьма значительное влияние оказал весьма противоречивый характер русской истории. Россияне пережили ряд культурных драм в своей истории: монголо-татарское иго и крепостное право, деспотичные режимы и насильственные реформы "сверху", гонения на инакомыслящих, крупные гражданские конфликты, революции. Русская философия всегда имела социальную окрашенность и несла в себе установку на осмысление социально-политических процессов в обществе. Она выступала как историософия ("любовь к истории"), т. е. постижение сущности и смысла, движущих сил и направленности исторического процесса.  
    В развитии философской мысли в России проявились и особенности культурно-географического расположения страны. Россия находится на стыке двух континентов и представляет собой некий огромный "Восток-Запад" (определение Н. А. Бердяева). Кроме того, русская философия обладает рядом иных особенностей. В ней достаточно полно представлена футурология, которая обращена к теме будущего; мессианство - уверенность в особой роли и призвании России в мире. На протяжении столетий в русской философской мысли развивается тема выбора пути развития России, определение ее социального идеала. В русле этого сформировалось понятие русской идеи, выражающее представление о месте и роли России в мировой истории.  
    История русской философии выделяет три важных потока отечественной философской мысли: религиозный, нравственный и историософский. В последующем эти тенденции достаточно полно проявились во всей истории русской философии.  

 
 
 
    Научно-философский реализм М. В. Ломоносова: Материи, основные методы познания,  
    философия истории, языка, образования 
    XVII век стал заметной вехой в истории русской философской мысли и культуры. По сути дела, то был век русского Просвещения, время быстрого развития наук, ремесел и культуры. Во многом это было связано с реформаторской деятельностью Петра Великого, прорубившего "окно в Европу" и открывшего тем самым "шлюзы" для интенсивного взаимодействия русской и европейской культур. В это время Русь стала Российской империей, церковь была присоединена к государству, а в обществе зарождались капиталистические отношения.  
    Философия того времени постепенно обретает светский характер, а под воздействием европейской культуры ей была сделана, по выражению Бердяева, "прививка западной мысли". Средневековый тип мышления в ней сменился новоевропейским, рациональным по существу. Наибольшее влияние на развитие русской философии оказали античные мыслители, французское и немецкое Просвещение. В XVIII веке философия начинает изучаться в светских учебных заведениях (университеты в Москве, Петербурге), в которых читались курсы логики, этики, истории, философии, психологии. Выдающуюся роль в развитии научного и философского мышления сыграл М. В. Ломоносов (1711-1765 гг.) - русский ученый, энциклопедист, мыслитель и поэт, общественный деятель. Он заложил основы материалистической традиции русской науке и философии, основал ряд ветвей в научном познании. Ломоносов сделал крупные открытия в естествознании, предложил проекты развития промышленности, земледелия и торговли. Из всех наук он более всего ценил химию, полагая, что она "открывает завесу внутренейшего светилища натуры". Ему принадлежит большая заслуга в учреждении в 1755 году Московского Университета, в котором наряду с другими науками, стала изучаться и философия.  
    В философском осмыслении окружающей природы Ломоносов придерживался идей атомизма (Демокрит и др.). Он сформулировал закон сохранения вещества и движения, разработал корпускулярную теорию строения материи и механическую теорию теплоты. Ломоносов характеризовал материю как нечто "протяжное", непроницаемое, делимое на нечувственные части". Она есть, "то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность". Все важнейшие свойства материи (действие и противодействие, притяжение и отталкивание, движение и покой) обусловлены ее внутренней природой, а не влиянием каких-либо внешних сверхъестественных сил. 
    По убеждению Ломоносова, в основе материального мира лежат мельчайшие частицы (атомы), из которых слагаются все вещи. Природные тела занимают определенное место в пространстве, обладают протяженностью, тяжестью, инерцией и иными "первичными" свойствами.  
    К числу "вторичных" свойств тел Ломоносов относил тепло и холод, цвет, запах и вкус, которые выражают также и движение - вращательным, поступательным и колебательным. Ученый замечал, однако, что учение об атомах вполне может быть сопряжено с религиозной верой в Бога-творца, "всемогущего двигателя мироздания".  
    Ломоносов известен в науке как автор закона сохранения материи и движения в природном мире. Сжигая металл в закрытых колбах, он пришел к выводу, что общее количество вещества при этом не увеличивается и не уменьшается, а всегда остается одним и тем же. Этот вывод ученый распространил и на движение. "... Все встречающиеся в природе изменения, - писал он, - происходят так, что если к чему-либо нечто не прибавилось, то это отнимается у чего-то другого... сколько материи прибавляется какому-либо телу, столько же теряется у другого. ... тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому им двинутому". 
    Ломоносов рассматривал движение как проявление внутренней активности вещества. Движение вечно: оно никогда не имело начала и никогда не будет завершено. Окружающая человека природа и весь видимый мир находятся в непрестанном изменении и развитии. Планета Земля также никогда не была в ее нынешнем состоянии. Русский ученый высказал идею бесконечности и неисчерпаемости мира. В 1761 году он обнаружил наличие атмосферы вокруг Венеры. Он считал, что научное познание должно опираться как на знание органов чувств и опыта, так и на силу разума. По его убеждению, большое значение в научном познании играют гипотезы, которые стимулируют познавательный процесс. Творчество М. В. Ломоносова оказало большое влияние на последующее развитие русской науки и философии, философского образования в России. От Ломоносова идут две ветви русской научной философской мысли: материалистическое естествознание и прогрессивная общественно политическая мысль, развитая впоследствии Радищевым, декабристами и революционерами-демократами XIX века.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Социально-философские взгляды А. Н. Радищева:  
    Критика крепостничества, проблема правового  
    государства, идея просвещения общества 
    Важную роль в русском Просвещении сыграл А. Н. Радищев (1749-1802)- писатель, философ и просветитель, один из основателей русской революционно-демократической традиции. В 1790 году он нелегально выпустил книгу "Путешествие из Петербурга в Москву", за что был приговорен к смертной казни и отправлен в сибирскую ссылку. Им был также написан философский трактат "О человеке, о его смертности и бессмертии".  
    Характеризуя личность Радищева, его гражданскую смелость, Н. А. Бердяев называл его "первым интеллигентом в России".  
    В книге "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищев подверг критике систему крепостного права и самодержавие в России. Он называл крепостное право "наипротивнейшим человеческому естеству состоянием". "Порабощение человека является преступлением перед ним" - такова основная мысль автора книги. Крепостное право не только противоречит естественным правам человека, оно совершенно неэффективно и в экономическом отношении. Угнетение человека человеком безнравственно и представляет собой зверский обычай, порождающий "сердце окаменелое и души отсутствие совершенное". Также критически относился Радищев и к самодержавию. Он характеризовал этот строй как препятствие общественному прогрессу в России. По убеждению писателя, самодержавие есть царство произвола, сфера беспредельной и неконтролируемой власти.  
    В своих философских взглядах Радищев в основном придерживался материалистического мировоззрения (труд "О человеке, о его смертности и бессмертии"). Он рассматривал окружающую природу как многообразие форм "телесности" (материи), сотворенных из хаоса всесильным божеством. Природа состоит из множества предметов, каждый из которых обладает формой, делимостью, твердостью, движением и иными свойствами. Она существует вне и независимо от человека и человечества порождая в ходе эволюции все более совершенные существа. Что касается человека, то он есть произведение природы, "совершеннейшая из тварей", живущая в единстве с людьми и Космосом. Ему присущи наличие разума и речи, способности к общественной жизни ("соучаствование"). Большую роль в становлении человека и его последующей деятельности сыграла рука, как орудие деятельности. Человеческая душа бессмертна и возрождается после смерти тела в других телах, и тем самым человеческий род бесконечно совершенствуется. Основной движущей силой общественного развития является, по мнению Радищева, человеческий разум в различных его проявлениях, - наука, искусство, ремесла. Большую роль в истории играют и народные массы, и выдающиеся личности. Каждый народ способен к прогрессу, располагая для этого всеми необходимыми предпосылками и данными.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Историософия П. Я. Чаадаева:  
    Проблема русского самосознания,  
    "западничества", исторического прогресса 
    XIX столетие занимает особое место в истории русской духовности. Его по праву принято называть "золотым веком" русской философии - по богатству ярких имен и содержательных учений, школ и идей. То был классический период в истории русской философии, эпоха русского универсализма (многообразия), когда произошел крупнейший раскол в общественной мысли, а отечественной философии были присущи напряженнейшие духовные и социальные искания. Философия этого времени становится, как никогда ранее, социально окрашенной, в ней познание мира органично сочетается с энергичной установкой на практическое его преобразование. 
    Период классики в развитии русской философии начинается с 20-х годов XIX века и завершается к началу ХХ столетия ("серебряный век" русской духовной культуры). Начало классического периода было связано с творчеством П. Я. Чаадаева, а в художественной литературе - с А. С. Пушкиным. Философия того времени развивалась как под влиянием внешних источников (французское Просвещение, немецкая классика), так и в силу обстоятельств сугубо национального характера (острота социального вопроса в стране, особенности политического режима, влияние православия и др.). Классический период являет собой большое течений, школ и учений, объединенных преимущественно вокруг проблемы выбора Россией общественного идеала, путей и форм дальнейшего развития общества.  
    Творчество П. Я. Чаадаева (1794-1956 гг.) положило начало русской классической философии. В своих "Философских письмах" он одним из первых в прошлом столетии поставил вопрос об особенностях исторического развития России и Западной Европы, о русском национальном самосознании, осмысливая эти проблемы с позиций религиозной философии. В первых своих письмах Чаадаев давал высокую оценку западной цивилизации, отмечая ее высокие достижения в образовании, науке, технике и культуре. Он с сожалением и пессимизмом писал о том, что Россия якобы "заблудилась на Земле" и осталась в стороне от "общего движения", от "храмины современной цивилизации" в лице Европы. Чаадаев утверждал, что в крови россиян есть нечто враждебное истинному прогрессу и поэтому "ни одна полезная мысль не родилась на бесплодной почве нашей родины". "Стоя как бы вне времени, - размышлял философ, - мы не были затронуты всемирным воспитанием человеческого рода и оказались в тупике истории, не создав своей цивилизации". "Мы живем, - писал Чаадаев, - без прошедшего и без будущего, среди плоского застоя".  
    Позже Чаадаев стал критически относится к западной цивилизации. Он выделял в не такие пороки, эгоцентризм, враждебность частных интересов друг другу, жизнь по расчету. Чаадаев "обнаружил" достоинства русского человека: совестливость, солидарность, открытость и щедрость души. Более того, у него постепенно формируется убежденность в способности России выполнить особую ("мессианскую") роль и в ее призвании в мире "дать миру какой-нибудь важный урок" и разрешить наиболее острые проблемы человечества. Чаадаев подчеркивал, что "... мы слишком мало походим на остальной мир, чтобы с успехом подвигаться по одной с ним дороге. Бог сотворил нас великими, и мы поэтому не можем позволить себе быть эгоистами". 
    Взгляды Чаадаева оказались внутренне противоречивыми, "двуглавыми" и поэтому они подвергались критике с разных сторон. Этот мыслитель символизирует собой Россию как страну, которая волею судьбы оказалась на перепутье двух потоков мировой истории и культуры и поэтому всегда пребывает в напряженном состоянии поиска и выбора. Философия Чаадаева дала толчок расколу в русской философской мысли XIX века и возникновению в ней в 30-40-х годах двух противоположных течений - славянофильства и западничества. Между ними возник острый спор об исторической судьбе России, ее прошлом, настоящем и будущем, о ее призвании в мире. Суть полемики состояла в том, должна ли Россия идти вслед за Западом по пути общечеловеческого (единого для всех) прогресса и усваивать достижения мировой цивилизации или же у нее должен быть свой особый (самобытный) путь развития.  
    Западники - это выразители "мужского" (рационального) начала в русском национальном самосознании. Они активно выступали за европеизацию страны, за решительную ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие общества по буржуазному (капиталистическому) пути. Идеологами западников были гуманистические учения эпохи Возрождения и эпохи французского Просвещения. Они придерживались атеистических взглядов, видя в религии и в церкви тормоз общественного прогресса. Они давали высокую оценку человеческому разуму и науке, уважительно относились к правовым нормам общества. По их убеждению, основной ценностью и целью общества должен быть индивид, а государство призвано защищать его права и свободы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Заключение 
    Русская философия представляет собой значительное по своему идейному содержанию и влиянию явление духовной культуры человечества. Она имеет почти тысячелетнюю историю и вобрала в себя большое многообразие течений, школ, учений и идей. В русской философской мысли отразились сложный характер отечественной истории, острота социальных противоречий и специфика России как общества, его национальное самосознание.  
    В содержании русской философии традиционным является наличие и взаимодействие трех идейных потоков: религиозного, нравственного и историософского. Их присутствие обусловлено, во-первых, активным влиянием православия как религии, ориентированной на высокие общечеловеческие ценности - добро и милосердие, справедливость. Во-вторых, остротой социальных проблем и противоречий в России, что всегда обращало отечественную философию к теме общества, проблеме его переустройства. В-третьих, особенностью этой философии является и то, что в ней всегда присутствует постановка вопроса о месте и роли России в потоке мировой истории, ее особом космическом призвании.  
    Россия представляет собой огромный "Восток-Запад", находящийся на перекрестке мировых культурно-исторических процессов. Это обстоятельство нашло отражение в русской философии, породило в ней множество течений, между которыми зачастую происходила острая идейная борьба (например, западничество и славянофильство). 
    В истории русской философии принято выделять ряд периодов. Наиболее содержательным из них является XIX век, на который пришелся расцвет отечественной философии. Это был "Золотой век" в истории русской духовности, век классики и универсализма. Важным моментом является и то, что в это столетие наблюдался органический синтез философской мысли и художественного слова (А. С. Пушкин, А. И. Герцен, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой и др.).  
    Философия в России самобытна, масштабна и многолика. В большинстве ее течений и школ наблюдается повышенный интерес к теме духовности как важнейшей характеристике бытия человека в мире. Она несет в себе огромный потенциал гуманизма и нравственности, знания и веры, занимая достойное место в историко-философском процессе и имея мировое значение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список литературы: 
1. В.Г. Горбачев "История философии" 
(Учебное пособие для высших и средних специальных заведений) 
Брянск: "Курсив", - 1998 г. 
2. Философская энциклопедия Т. 3 
Москва: Изд-во "Советская энциклопедия", - 1964 г.  
3. С. Н. Сыров "Страницы истории" 
Москва: Изд-во "Русский язык", - 1975 г.  





и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.