На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Психологические приемы правомерного воздействия используемые при допросе

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 07.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
        НОУ  ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНИМИКИ»
 
АЛТАЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ 
 
 
 
 
 
 
 
КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА
 
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Юридическая  психология.
ТЕМА: Психологические приемы правомерного воздействия используемые при допросе.
 
 
 
 
                                            Выполнил: ст. Шевченко А.В. 
                   Группа: № 2-4430/1-1
                            Проверила: Б.Е.
                                                         Оценка: _______________
                                                            Подпись: ______________
 
 
 
 
 
 
Барнаул 2012

Содержание.

 
1. Введение…………………………………………………………………..3
2. Общая характеристика  психологии допроса…………………….……..4
3. Виды психологических приемов допроса………………………………6
4. Заключение………………………………………………………………16
5. Список используемой  литературы………………………………..……17
 


Введение.
Отечественный и зарубежный следственный опыт свидетельствует  о том, что одной из причин того, что не все опасные преступления раскрываются, а раскрытые расследуются недостаточно качественно, является, что  далеко не во всех случаях оперативные  и следственные работники способны тактически правильно построить  допрос потерпевших и очевидцев  содеянного.
Оттого, насколько полны, достоверны, точны сведения, полученные от потерпевших и свидетелей в  уголовном процессе, зависит если не все, то многое.
Именно посредством допросов почти по каждому делу добывается наибольшее количество доказательств, позволяющих установить истину. В  этом смысле допрос можно считать  основным, или главным, источником получения  доказательств. Самыми распространенными  в практической деятельности следователей являются допросы свидетелей и допросы  потерпевших. Объясняется это тем, что предмет их показаний включает в себя широкий круг обстоятельств  по делу.
Сложность допроса заключается  в кажущейся его простоте. В  допросе широко используются криминалистическая тактика, судебная психология, логика, педагогика и судебная этика.
Квалифицированное производство допроса требует не только знания закона и творческого его применения, использования научных данных, но и житейского опыта, умения интерпретировать и варьировать различные меры воздействия на личность с учетом индивидуально-возрастных ее особенностей. Допрос - это искусство, требующее  от следователя высокого мастерства и способностей.
Любое следственное действие применительно к конкретной следственной ситуации обладает определенными потенциальными возможностями по собиранию доказательств, обусловленными наличием тех или  иных следов преступления либо их отсутствием. Успешная их реализация находится в  прямой зависимости от уровня теоретической  разработки тактических приемов, наличия  научно обоснованных рекомендаций практическим работникам по оптимальному получению  искомой информации для предварительного расследования.
Знание правовых и криминалистических характеристик допроса, особенностей подготовки и проведения отдельных  видов допроса и умение их применить - важнейшее условие достижения целей  данного действия.
Трудно переоценить значение приемов следственной тактики, их грамотное  применение представляет собой эффективное  оружие в руках следователя. Без  них сложно, а порой просто немыслимо  раскрыть преступление, тем более  что опытные преступники вырабатывают тактику противодействия установлению истины по делу.
 
 
 
 


Общая характеристика психологии допроса.
   
Допрос - это процесс получения  показаний от лица, обладающего сведениями, имеющими значение для расследуемого  дела. Это самое распространенное и самое сложное следственное действие. С его помощью получают и проверяют значительную часть  информации о преступлении, необходимую  для правильного разрешения уголовного дела. Кроме того, допрос является следственным действием, с помощью которого следователь  и суд чаще всего устанавливают  мотивы и цели преступления, условия, которые ему способствовали.
     Для получения  достоверных показаний свидетеля  следователь должен учитывать психологический процесс формирования показаний. Первоначальной стадией формирования этих показаний является восприятие свидетелем тех или иных событий. Воспринимая предметы и явления, человек осмысливает и оценивает эти явления, проявляет к ним определенные отношения.
При допросе свидетеля следователь  должен отчленить объективные факты  от субъективных наслоений. Необходимо выяснить условия, в которых происходило  восприятие происшествия (освещенность, продолжительность, удаленность, метеорологические условия и т.д.). При этом следует учитывать, что люди часто не способны точно оценить количество воспринимавшихся предметов, расстояние между ними, их пространственное соотношение и размеры.
     Людям свойственно  заполнять пробелы чувственного  восприятия элементами, которые в действительности не были объектами чувственного восприятия. Для пространственных восприятий характерна переоценка малых расстояний и недооценка больших. Расстояния на воде, как правило, недооцениваются. Ярко окрашенные предметы, а также предметы хорошо освещенные кажутся более близко расположенными. Многие ошибки в оценке размеров предметов связаны с контрастом восприятия.
В следственной практике очень  важно правильно установить время  совершения расследуемого события, его длительность и последовательность, темп действий участников события и др. Нередко свидетели дают неправильные показания о промежутках времени. Эти ошибки объясняются выше рассмотренными закономерностями. Неправильные показания относительно промежутка времени не следует оценивать как умышленную ложность показаний.
    В зависимости  от того, какое значение люди  придают различным особенностям личности, они по-разному относятся друг к другу, испытывают различные чувства и при даче свидетельских показаний выдвигают на передний план те или иные индивидуальные стороны другого человека.
    К допрашиваемому  эта информация поступает в  момент восприятия им тех или  иных явлений или предметов,  запоминается им и затем при  допросе воспроизводится и передается следователю. Процесс формирования показаний – от восприятия до передачи информации – носит психологический характер; на всем его протяжении человек испытывает различные влияния, что так или иначе сказывается на полноте и объективности показаний. Так, например, восприятию могут препятствовать неблагоприятные погодные условия, отдаленность этого события. И наоборот, способствующее наблюдению освещение, длительность наблюдения и т.п. будут содействовать получению более полной информации о событии. Точно так же влияют и субъективные условия наблюдения: состояние сильного возбуждения, страха, утомления, произвольность или непроизвольность внимания, отсутствие или наличие интереса к наблюдаемому и т.п.
    Действие всех  этих факторов должно быть  хорошо известно следователю.  Он должен также знать основанные  на данных судебной психологии  приемы, позволяющие ослабить вредное влияние этих факторов на полноту и объективность показаний, восполнить возникшие в результате их воздействия пробелы, оживить память о воспринятом, упорядочить воспроизведение хранящейся информации в памяти допрашиваемого.
  Успех допроса зависит от того, насколько полно следователь  учтет и использует при допросе  особенности личности допрашиваемого. Без такого учета невозможно установление психологического контакта.
   Под психологическим  контактом с допрашиваемым понимают  создание такой атмосферы допроса,  при которой допрашиваемый проникается  уважением к следователю, пониманием  его задач и обязанностей, исключает всякие личные мотивы в его действиях, осознает необходимость способствовать своими показаниями установлению истины. Обман допрашиваемого, попытки поймать его в ловушку подрывают его доверие к следователю, способствуют возникновению конфликтной атмосфере допроса.
   Изучение личности  допрашиваемого помогает определить  особенности, которые приобретает  у него процесс формирования  показаний, предположить, какова будет его  линия поведения на допросе и выработать нужную тактику допроса с использованием тех или иных психологических приемов.
    В зависимости  от того, какое значение люди  придают различным особенностям личности, они по-разному относятся друг к другу, испытывают различные чувства и при даче свидетельских показаний выдвигают на передний план те или иные индивидуальные стороны другого человека.
    К допрашиваемому  эта информация поступает в  момент восприятия им тех или  иных явлений или предметов,  запоминается им и затем при  допросе воспроизводится и передается следователю. Процесс формирования показаний – от восприятия до передачи информации – носит психологический характер; на всем его протяжении человек испытывает различные влияния, что так или иначе сказывается на полноте и объективности показаний. Так, например, восприятию могут препятствовать неблагоприятные погодные условия, отдаленность этого события. И наоборот, способствующее наблюдению освещение, длительность наблюдения и т.п. будут содействовать получению более полной информации о событии. Точно так же влияют и субъективные условия наблюдения: состояние сильного возбуждения, страха, утомления, произвольность или непроизвольность внимания, отсутствие или наличие интереса к наблюдаемому и т.п.
    Действие всех  этих факторов должно быть  хорошо известно следователю.  Он должен также знать основанные на данных судебной психологии приемы, позволяющие ослабить вредное влияние этих факторов на полноту и объективность показаний, восполнить возникшие в результате их воздействия пробелы, оживить память о воспринятом, упорядочить воспроизведение хранящейся информации в памяти допрашиваемого.
  Успех допроса зависит от того, насколько полно следователь  учтет и использует при допросе  особенности личности допрашиваемого. Без такого учета невозможно установление психологического контакта.
   Под психологическим  контактом с допрашиваемым понимают  создание такой атмосферы допроса,  при которой допрашиваемый проникается  уважением к следователю, пониманием  его задач и обязанностей, исключает всякие личные мотивы в его действиях, осознает необходимость способствовать своими показаниями установлению истины. Обман допрашиваемого, попытки поймать его в ловушку подрывают его доверие к следователю, способствуют возникновению конфликтной атмосфере допроса.
   Изучение личности  допрашиваемого помогает определить  особенности, которые приобретает  у него процесс формирования  показаний, предположить, какова будет его  линия поведения на допросе и выработать нужную тактику допроса с использованием тех или иных психологических приемов.
 
 
 
 
 
 
 
Виды психологических  приемов допроса.
С целью пресечения дезинформации  со стороны противодействующих следствию  лиц и получения правдивых  показаний следователь использует систему приемов правомерного психического воздействия. Под ними понимаются приемы формирования сознательного отношения  допрашиваемого к правосудию, установки  на дачу правдивых показаний.  Известно, что любое общение между людьми, любое их взаимодействие с целью  получения информации невозможно без  взаимного психологического воздействия. Характер психологического взаимодействия при допросе в этом отношении  не представляет исключения.
Особая значимость заключается  в том, что показания свидетелей, потерпевших, с одной стороны, и  показания подозреваемых и обвиняемых с другой, являются наиболее распространенными  доказательствами по уголовному делу, и результаты допроса зависят  в первую очередь от тактико-психологических  приемов, используемых следователем.   Не случайно проблема эффективности  производства допроса и использования  его результатов является одной  из центральных в деятельности следователя, а по тому, насколько хорошо следователь  овладел искусством допроса, принято  судить о его профессиональном мастерстве. Определенные трудности, возникающие  в работе следователей, в известной  мере объясняются недостаточной  разработанностью в теории комплекса  психолого-тактических приемов, относящихся  к проверке, оценке и использованию  показаний в ходе расследования.
Допрос по существу вопроса  требует от допрашивающего не только соблюдения процессуальных форм, но и  большого профессионального мастерства и искусства. Уметь вести допрос – значит, в совершенстве пользоваться следственной и психологической  тактикой. Сущность допроса состоит  в том, что в ходе выполнения следственных операций следователь, применяя разработанные  в криминалистике, психологии и апробированные  следственной практикой тактические  приемы, побуждает лицо, которому могут  быть известны обстоятельства, прямо  или косвенно связанные с расследуемым событием, дать о них показания, выслушивает сообщаемую информацию и фиксирует ее в установленном законом порядке для того, чтобы она могла быть использована в качестве доказательства по уголовному делу.
 Несомненно, что неправомерное  психологическое или физическое  воздействие на обвиняемого при  его допросе – явление противозаконное  и преследуется по закону, а  также наряду с национальным  законодательством данный вопрос  регулируется международным правом. Однако не всякое воздействие  возбраняется.
Мысли обвиняемого (подозреваемого) о том, какую ему занять позицию  на допросе, скрыты от следователя. В  то же время они не безразличны  для него и часто существенны. Задача следователя состоит в  том, чтобы они стали ему известны, поэтому работа должна быть направлена на выявление внешних проявлений намерения обвиняемого и на их учет и анализ. Недостаточно констатировать факт кражи: необходимо установить, как  и когда появилось такое намерение, а для этого необходимо проследить внутреннюю, психическую жизнь обвиняемого. Внутренняя жизнь обвиняемого имеет  большое значение для определения  его позиции на следствии, нужно  владеть искусством собирания фактов и их систематизации.
Если лицо действительно  виновно в совершении преступления, то обращение с ним следователя  и участников судебного разбирательства, выражающееся в допросах и других следственных действиях, будет обвиняемым восприниматься сквозь призму своего психического состояния, он будет стремиться к самозащите, прибегая к различным  средствам, в частности ко лжи. Тенденция  к самозащите отмечается, вполне естественно, и у таких обвиняемых, которые  в действительности не виновны в  совершении преступления.
На позицию и поведение  обвиняемого влияет не только факт привлечения его к ответственности, но и среда, в которой он находится  или с которой он связан, его  семейное положение, степень доказанности обвинения и др. Поведение обвиняемого  и занятая им позиция не неизменны. Они могут изменяться, что во многом зависит от правильного тактико-психологического построения допроса.
На показания обвиняемого  влияет объективная доказанность совершенного им деяния, которая, будучи доведена до его сознания, приводит к относительной  правдивости его показаний, а  иногда и к полной правдивости. Признание  обвиняемым своей вины является важным фактом в производстве по уголовному делу. Сознание обвиняемого, если оно  правдиво и искренне, ценно не только по своей доказательственной силе, но имеет большое превентивное значение для самого обвиняемого и для  внешней по отношению к нему общественной сферы. Этим и объясняется вполне естественное стремление следователя  и суда к тому, чтобы лицо, совершившее  преступление, созналось. Определенную роль в этом играет избранная следователем тактика допроса.
Уголовно-процессуальный закон  категорически и недвусмысленно требует, чтобы показания давались обвиняемым добровольно, и чтобы  не было никаких домогательств показаний. Неслучайно законодатель сформулировал  этот запрет применительно к показаниям обвиняемого. Разумеется, нельзя подобным образом получить показания и  от свидетеля и потерпевшего. Но обвиняемый – центральная фигура процесса, по поводу инкриминируемых  ему преступных действий ведется  все производство по делу и признание  его виновности влечет за собой определенные процессуальные последствия.
Не всегда психологическое  воздействие приводит к желательному результату, то есть к даче правдивых  показаний, но оно всегда влияет на сознание обвиняемого, определяет его  позицию, как на допросе, так и  на протяжении всего процесса раскрытия  преступления. Поэтому необходимо четко  осознавать, какие именно приемы правомерного психологического воздействия следует  применять при допросе в бесконфликтной ситуации, допроса в ситуации противодействия  и при изобличении во лжи. Это  во многом упрощает процесс установления психологического контакта между следователем и допрашиваемым.
При решении тактических  задач допроса обвиняемого и  подозреваемого неизбежны «жесткие»  способы психического воздействия, ставящие поведение допрашиваемого лица в рамки, ограничивающие его  решения. Приемы преодоления противодействия следствию, как правило, рассчитаны на критическое мышление обвиняемого, его анализ хода следствия. Приемы психического воздействия имеют сверхзадачу – психологически разоружить противодействующее лицо, содействовать пониманию им негодности, порочности избранных средств противодействия, помочь изменить ему мотивацию поведения.  Они основаны на выявлении внутренних противоречий в защитных действиях противодействующего лица.
Часто приемы психического воздействия реализуются в остроконфликтной форме, вызывая фрустрационное (то есть конфликтное, деструктивное психическое состояние, вызванное крушением планов, расчетов)  состояние допрашиваемого лица, снижающее возможности его противодействия. Для усиления этого воздействия основного уличающего доказательства необходима соответствующая психологическая подготовка его предъявления допрашиваемому, временное переключение его внимания на обстоятельства, как бы благоприятствующие его «легенде».
Психологически обоснованный тактический прием должен отличаться избирательной направленностью  – оказать наибольшее воздействие  на психическое состояние виновного  и быть нейтральным в отношении  невиновных, обладать шоковым воздействием – быть неожиданным, заранее нерасшифрованным допрашиваемым лицом.
Приемы психического воздействия  на допрашиваемое лицо с целью  изменения его позиций и получения  правдивых показаний могут быть подразделены на следующие подгруппы:
-  основанные на использовании  отдельных психологических качеств  личности;
- основанные на доверии  допрашиваемого лица к личности  следователя;
- осведомления допрашиваемого  лица о наличии достоверной  доказательственной информации;
- создающие у допрашиваемого  преувеличенное представление об  объеме имеющихся  доказательств;
- повышенного эмоционального  воздействия, связанные с предъявлением  неожиданной информации. 
Одним из приемов правомерного психического воздействия является сокрытие от подследственного лица пробелов в системе доказательств. Проявляя повышенный интерес к второстепенным деталям события, следователь косвенно дает понять, что основное ему уже  известно. При этом важно, чтобы допрашиваемому лицу не стала известна информация о неосведомленности следователя  по тому или иному вопросу, а сам  допрашиваемый постоянно допускал утечку информации, проявлял информированность  о тех обстоятельствах, которые  могут быть известны лишь лицу, причастному  к расследуемому преступлению.
Одним из основных средств  психического воздействия является вопрос следователя. Вопрос можно поставить  таким образом, чтобы ограничить меру информации для допрашиваемого лица или активизировать его предвосхищающую  деятельность. Обвиняемый (подозреваемый) всегда знает то, что его изобличает и чувствует меру приближения  вопроса следователя к изобличающим обстоятельствам. Он анализирует не только то, что спрашивается, но и  то, для чего спрашивается. Вопросы  следователя должны быть обоснованными, не носить характера ловушек. Следователь  должен широко использовать противодействующие вопросы, т.е. такие вопросы, которые  парируют предыдущие ответы, вскрывают  их несостоятельность, выражают негативное к ним отношение со стороны  следователя, противодействуют ложным установкам допрашиваемого. Эти вопросы-реплики  демонстрируют информационную осведомленность  следователя по расследуемому эпизоду, предупреждают о невозможности  ввести следствие в заблуждение.
В следственной практике широко используются изобличающие вопросы. Чем  ближе следователь к тактическому выигрышу, тем выше опасность для  обвиняемого, тем активнее его оборонительные действия. Все это свидетельствует  о необходимости идти на создание трудных, иногда остроконфликтных ситуаций, содействующих тактическому успеху следователя. Напряженные психические  состояния обвиняемого вызываются, конечно, не грубостью, не психическим  насилием, а подачей в наиболее подходящие моменты такой информации, которая резко нарушает сложившийся стереотип поведения на допросе, делает невозможным продолжение избранной линии поведения.
В тех случаях, когда в  поведении обвиняемого и подозреваемого  проявляются колебания в выборе линии поведения, необходимо использовать прием накопления положительных  ответов: вначале задаются такие  вопросы, на которые можно получить лишь положительные ответы. Формирующийся  в результате данного приема стереотип  продуктивного взаимодействия может  облегчить в дальнейшем получение  ответов и на трудные вопросы. Действия следователя, предъявляемая  информация могут иметь большую  силу воздействия, если касаются слабого  места в позиции обвиняемого, если эта информация допускает многозначность трактовки. Особенно большую изобличающую силу имеет получение следователем таких сведений, которые могут  быть известны лишь участнику расследуемого  события.
 
 


Заключение.
Итак, все способы психического воздействия на проходящих по делу лиц должны быть правомерными. Использование  каких бы то ни было приемов психического насилия является противоправным.
 Следователь должен  знать четкую грань между правомерными  и неправомерными приемами психического  воздействия. Психическое воздействие  правомерно, если оно не ограничивает  свободу волеизъявления проходящего  по делу лица. Все то, что ограничивает  свободу волеизъявления подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля,  “подтягивает” их показания  в желаемое русло ранее возникших  установок следователя, наносит  ущерб раскрытию истины и является  противозаконным.
 Тактический прием  психического воздействия на  лицо, проходящее по делу, правомерен, если при этом не нарушено  ни одно из трех требований:
 • прием не основан  на неосведомленности подозреваемого (обвиняемого) или иных лиц  в правовых вопросах;
 • прием не унижает  достоинства личности и не  ограничивает свободы ее волеизъявления;
 • прием не влияет  на позицию невиновного, не  побуждает его к признанию  несуществующей вины, к оговору  невиновных, к даче ложных показаний.
В конечном счете правомерность  применения тактических приемов  допроса, опирающихся на знание и  использование психологических  приемов воздействия, в первую очередь  определяется, конечно же, строгим  соответствием букве и духу уголовно-процессуального  закона.  Вне всяких сомнений, допрос является одним из основных следственных действий и умение качественно его  проводить является показателем  профессионализма следователя.   
 
 
 
 
Список используемой литературы.
    Чуваровский Ю.В. Юридическая психология: уч
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.