На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Статус Потерпевшего

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение                                                                                                                       3
Глава 1. Общая характеристика и виды участников уголовного
судопроизводства  со стороны обвинения                                                                 4
Глава 2. Правовое положение прокурора, следователя, руководителя
следственного органа, органа дознания, начальника подразделения
дознания  и дознавателя в уголовном  судопроизводстве                                         6
Глава 3. Уголовно-процессуальный статус потерпевшего, частного
обвинителя  и гражданского истца                                                                           14
Глава 4. Представители потерпевшего, гражданского истца и частного
обвинителя как участники уголовного судопроизводства со стороны
обвинения                                                                                                                   18
Заключение                                                                                                                 20
Список  литературы                                                                                                    21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
В УПК  РФ упоминается более шестидесяти  субъектов (физических и юридических лиц), которые выполняют различные функции и занимают соответствующее положение. Среди этих субъектов необходимо выделить участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения, потому как именно на них возложено выполнение такой важной функции как обвинение.
          Демократизация уголовного судопроизводства  потребовала коренного пересмотра  сущности полномочий лиц, осуществляющих  функцию обвинения. Новый УПК  РФ серьезно изменил процессуальное  положение следователя, представив  его со стороны обвинения, что повлекло за собой пересмотр его процессуальных задач и полномочий. Существуют спорные вопросы в определении процессуального положения  и других участников судопроизводства со стороны обвинения. Таким образом, приведенные обстоятельства подчеркивают теоретическую и практическую значимость исследования вопросов, связанных с правовым статусом участников судопроизводства со стороны обвинения, что и обуславливает актуальность выбранной тематики.         
          Основной целью данной контрольной работы является всестороннее изучение правового положения участников уголовного судопроизводства, выступающих на стороне обвинения в соответствии с вступившими в силу изменениями УПК РФ. Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
          – рассмотреть общую характеристику  и виды участников уголовного  судопроизводства со стороны  обвинения;
          – исследовать правовое положение  прокурора, следователя, руководителя  следственного органа, органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в уголовном судопроизводстве;
          – изучить уголовно-процессуальный  статус потерпевшего, частного обвинителя  и гражданского истца;
          – охарактеризовать представителей  потерпевшего, гражданского истца  и частного обвинителя как участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения.
Глава 1. Общая характеристика и виды участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения 

Участниками уголовного судопроизводства со стороны  обвинения являются различные лица, принимающие участие в уголовном процессе, осуществляющие одну из уголовно-процессуальных функций – функцию обвинения, имеющие самостоятельный процессуальный интерес и наделенные законом соответствующими правами и обязанностями, необходимыми им для осуществления выполняемой функции и достижения законного интереса.
          На участников уголовного судопроизводства  либо возложена обязанность осуществления  функции уголовного преследования,  либо они имеют право принимать  участие в уголовном преследовании.  Каждый из участников использует особые процессуальные средства,  наделен различным кругом процессуальных прав и обязанностей.         
          Исходя из приведенного определения,  права и обязанности любого участника могут быть реализованы только в процессе уголовно-процессуальной деятельности, т.е. в рамках возбужденного и еще не оконченного производством уголовного дела.
          Для закрепления за лицом статуса  какого-либо участника уголовного  судопроизводства со стороны  обвинения должны иметься юридические и фактические основания. Фактическими основаниями являются определенные условия, предпосылки, обусловливающие необходимость реализации этим лицом прав и исполнения им обязанностей соответствующего участника. Фактические основания обычно содержатся в гипотезах уголовно-процессуальных норм. Так, например, основанием для признания физического лица потерпевшим является факт причинения ему физического, морального или имущественного вреда (ч. 1 ст. 42 УПК РФ).
          Юридическими основаниями считают  определенные правоприменительные акты, формально закрепляющие за лицами соответствующие уголовно-процессуальные статусы. Большинство этих актов порождается самими субъектами уголовной юрисдикции в ходе производства по уголовному делу (например, постановление о признании гражданским истцом). Однако существует и ряд участников (как правило, самих участников уголовной юрисдикции), которые вступают в уголовный процесс, уже имея соответствующий статус. Поэтому юридическими основаниями для таких участников следует признавать факты их назначения на занимаемую должность (прокурора, следователя и т.д.) или получения ими разрешения заниматься соответствующей деятельностью (для адвоката).
          Все участники в процессе осуществления  уголовно-процессуальной деятельности действуют в соответствии со стоящими перед ними задачами. Отсюда и выделение в этой деятельности уголовно-процессуальных функций, обусловленных ролью и предназначением данной категории участников уголовно-процессуальной деятельности. В соответствии с Уголовно-процессуальном законодательством к участникам процесса со стороны обвинения относятся прокурора, следователя, начальника следственного отдела, орган дознания, дознавателя, потерпевшего частного обвинителя, гражданского истца, представителей потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя. Перечисленных субъектов относят к данной категории участников для того, чтобы подчеркнуть равенство их процессуальных прав в суде, а также их положение как равноправных перед судом сторон.
          При этом определяющее значение имеет тот факт, что все участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения вступают между собой в определенные отношения. Данная разновидность социальных связей именуется уголовно-процессуальными правоотношениями. Наиболее характерные свойства подобных отношений состоят в том, что они: 1) регламентированы действующим законодательством; 2) возникают и развиваются только в рамках производства по конкретному уголовному делу; 3) выражаются в наличии у участников правоотношений уголовно-процессуальной правоспособности и дееспособности; 4) предусматривают наличие у одной из сторон определенных прав, а у другой – соответствующих им обязанностей.
Глава 2. Правовое положение  прокурора, следователя, руководителя следственного  органа, органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в уголовном судопроизводстве 

Определяемое  ст. 37 УПК положение прокурора  в уголовном судопроизводстве отражает крупномасштабные изменения, происшедшие  в отношениях российской прокуратуры  с органами предварительного следствия и дознания на основе ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»1 и ФЗ от 6 июня 2007 г. «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»2. Их суть выражается в том, что отныне прокурор больше не полновластен по отношению к органам предварительного следствия в решении коренных вопросов уголовного преследования по конкретному делу, как это имело место на протяжении всего исторического периода существования российской прокуратуры.
          Согласно ст. 37 УПК, будучи должностным  лицом, уполномоченным осуществлять  от имени государства уголовное  преследование виновных в совершении  преступления, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, прокурор в ходе досудебного производства по уголовному делу, то есть на стадии его возбуждения и предварительного расследования, вправе:
          1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
          2) выносить мотивированное постановление  о направлении соответствующих  материалов в следственный орган  или орган дознания для решения  вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
          3) требовать от органов дознания  и следственных органов устранения  нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания  или предварительного следствия;
          4) давать дознавателю письменные  указания о направлении расследования,  производстве процессуальных действий;
          5) давать согласие дознавателю  на возбуждение перед судом  ходатайства об избрании, отмене  или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
          6) отменять незаконные или необоснованные  постановления нижестоящего прокурора,  а также незаконные или необоснованные  постановления дознавателя;
          7) рассматривать представленную  руководителем следственного органа  информацию следователя о несогласии  с требованиями прокурора и  принимать по ним решение;
          8) участвовать в судебных заседаниях  при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения и при рассмотрении в порядке статьи 125 УПК жалоб на незаконные или необоснованные решения и действия дознавателя, следователя, прокурора;
          9) разрешать отводы, заявленные дознавателю,  а также его самоотводы;
          10) отстранять дознавателя от  дальнейшего производства расследования  за нарушения норм УПК;
          11) изымать любое уголовное дело  у органа дознания и передавать  его следователю с обязательным  указаний оснований такой передачи;
          12) передавать уголовное дело  от одного органа предварительного  следствия другому (за исключением  передачи уголовного дела в  системе одного органа предварительного  расследования) в соответствии  с правилами о подследственности  (ст. 151 УПК), изымать любое уголовное дело у следователей органов внутренних дел, следователей органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и у следователей органов федеральной службы безопасности и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре РФ с обязательным указанием оснований такой передачи;
          13) утверждать постановление дознавателя  о прекращении производства по  уголовному делу;
          14) утверждать обвинительное заключение  следователя или обвинительный акт дознавателя по уголовному делу;
          15) возвращать уголовное дело  дознавателю, следователю со своими  письменными указаниями о производстве  дополнительного расследования,  об изменении объема обвинения  либо квалификации действий обвиняемых  или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;
          16) осуществлять иные полномочия, предоставленные УПК. По мотивированному   письменному запросу прокурора  ему предоставляется возможность  ознакомиться с материалами уголовного дела, находящегося в производстве любого поднадзорного данному прокурору органа дознания и органа предварительного следствия;
          17) вправе в порядке и по  основаниям, установленным УПК РФ, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.
          В случае несогласия руководителя  следственного органа или следователя  с требованиями прокурора об  устранении нарушений федерального  законодательства, допущенных в  ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа.
          Если по результатам разбирательства  уголовного дела в суде первой  инстанции будет принято решение (приговор, определение, постановление), суть и содержание которого идут вразрез с позицией государственного обвинителя, то он вправе и обязан обжаловать такое решение путем внесения в суд апелляционной или кассационной инстанции представления. А при пересмотре дела в 
названных судебных инстанциях прокурор, продолжая  осуществление функции уголовного преследования, продолжает отстаивать свою позицию в условиях состязательности, присущей и апелляционному, и кассационному, и судебно-надзорному производству.
          Предварительное следствие в  России производится следователями  Следственного комитета при прокуратуре  РФ, следователями органов федеральной  службы безопасности, следователями  органов внутренних дел и следователями  органов по контролю за оборотом  наркотических средств и психотропных веществ. Процессуальное же положение, то есть права и обязанности любого следователя в работе по конкретному уголовному делу, абсолютно одинаково и не зависит от того, к какому ведомству данный следователь относится. Это положение принято связывать с понятием процессуальной самостоятельности следователя. В законе (п. 3. ч. 2 ст. 38 УПК РФ3) правило о процессуальной самостоятельности следователя сформулировано следующим образом: при производстве предварительного следствия по уголовному делу следователь уполномочен самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа.
          Следователь (при наличии законного  повода и основания) принимает  решение о возбуждении уголовного  дела, о производстве следственных  действий по собиранию доказательств  и о вызове лиц для дачи  показаний, экспертных заключений и т. д., о задержании подозреваемого, применении предусмотренных УПК мер пресечения и другого принуждения и о привлечении лица в качестве обвиняемого, а по окончании предварительного следствия – о направлении уголовного дела в суд (через прокурора) или о прекращении уголовного дела.
          В случае несогласия с требованиями  прокурора об устранении нарушений  федерального законодательства, допущенных  в ходе предварительного следствия  следователь обязан представить  свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора (ч. 3 ст. 38 УПК). С согласия руководителя следственного органа, следователь вправе обжаловать наиболее принципиальные решения прокурора, с которыми он не согласен по своему внутреннему убеждению и которые имеют судьбоносное значение для следственного производства: а) об отмене постановления следователя о возбуждении уголовного дела; б) о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков (п. 5 ст. 38 УПК).
          По отношению к органу дознания (например, к органам внутренних  дел в лице полиции) следователь обладает определенной властью. По расследуемым им делам он вправе давать органам дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.
          Руководитель следственного органа – должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение. Среди его процессуальных полномочий основное место занимают те, которые связаны с обеспечением максимальной эффективности работы подчиненных ему следователей и ведомственным контролем за их деятельностью. Так, этот участник уголовного процесса вправе: а) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству; б) проверять материалы
уголовного  дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя; в) давать следователю письменные указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве  обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения; г) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; д) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы; е) отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований закона; ж) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа; з) продлевать срок предварительного расследования; и) утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу; к) давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование решения прокурора, вынесенного в соответствии с пунктом 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ; л) возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; м) осуществлять иные полномочия.
          Руководитель следственного органа вправе лично возбудить уголовное дело, принять его к своему производству и расследовать в полном объеме, обладая всеми правами следователя (или руководителя следственной группы).
          Органами дознания являются государственные  органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (ч. 24 ст. 5 УПК). В связи с принятием ФЗ «О внесении изменений в статью 23.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 40 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской  Федерации4» органы Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, относящиеся к органам дознания, переименованы в органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы. Их полномочия различаются в зависимости от того, дело какой категории расследуется.
          По делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, а дознание ему лишь предшествует, компетенция этих органов ограничена возбуждением уголовного дела и производством неотложных следственных действий (ст. 157 УПК РФ). В этом случае срок производства дознания составляет 10 суток. По другим делам, по которым предварительное следствие не обязательно, орган дознания производит расследование в полном объеме в срок  до 20 суток. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток. После производства неотложных действий по делам, по которым предварительное следствие обязательно, дознаватель направляет дело прокурору и может проводить следственные и оперативно-розыскные действия по данному делу только по указанию следователя (ч. 4 ст. 157 УПК РФ).
          При осуществлении возложенных  на него полномочий начальник подразделения дознания –  должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель вправе: проверять материалы уголовного дела и давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения. Эти указания обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть им обжалованы начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.
          По отношению к находящимся  в его подчинении дознавателям  начальник  подразделения дознания  уполномочен: а) поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении и принятие по нему решения, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу; б) изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи; в) отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу; г) вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела. Помимо этого начальник подразделения дознания вправе самостоятельно возбудить уголовное дело, принять его к своему производству и произвести дознание в полном объеме.
          В соответствии с частями 3 и 4 ст. 41 УПК РФ дознаватель  –  должностное лицо органа  дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные, предусмотренные законом полномочия, самостоятельно направляет ход расследования, имеет право производить процессуальные действия, а также принимать решения по делу. По новому УПК РФ, дознаватель с согласия прокурора имеет право возбудить уголовное дело. В соответствии с п. 1 ст. 223 УПК РФ, при производстве расследования, по уголовным делам, отнесенным к первой группе, дознаватель обладает полномочиями следователя. Лицо, производящее дознание, несет ответственность за законность и обоснованность своих действий. Вместе с тем дознаватель обладает значительно меньшей процессуальной самостоятельностью, чем следователь, поскольку многие свои решения должен согласовывать с начальником органа дознания или руководителем подразделения дознания. В предусмотренных законом случаях дознаватель должен согласовывать проведение процессуальных мероприятий и принятие процессуальных решений с судом и (или) прокурором. Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя, однако могут быть им обжалованы соответственно прокурору и вышестоящему прокурору. Обжалование таких указаний не приостанавливает их исполнения.
Глава 3. Уголовно-процессуальный статус потерпевшего, частного обвинителя и гражданского истца 

          Осуществляя функцию уголовного  преследования, государство ставит  перед органом предварительного расследования, прокурором и судом наряду с другими задачами также задачу всемерной защиты нарушенных преступлением прав и законных интересов потерпевшего. Оно обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 51 Конституции РФ5). Для участия в уголовном деле со стороны обвинения, для возможности отстаивать свои права и законные интересы законодатель наделяет потерпевшего целым комплексом процессуальных прав (ч. 2 ст. 42 УПК РФ).
 Так,  например, потерпевший вправе: а)  знать о предъявленном обвиняемому обвинении; б)  давать показания; в) отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен п. 4 ст. 5 УПК. При согласии потерпевшего дать показания он должен быть предупрежден о том, что его показания могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу, в том числе в случае его последующего отказа от этих показаний; г) представлять доказательства; д) заявлять ходатайства и отводы; е) давать показания на родном языке или языке, которым он владеет; ж) пользоваться помощью переводчика бесплатно; з) иметь представителя; и) участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя; к) знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания; л) знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы заключением эксперта в случаях, предусмотренных частью второй статьи 198 УПК; м) знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела, выписывать  из уголовного дела любые сведения и в любом объеме, снимать копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств. В случае если в уголовном деле участвует несколько потерпевших, каждый из них вправе знакомиться с теми материалами уголовного дела, которые касаются вреда, причиненного данному потерпевшему; н) получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, признании его потерпевшим или об отказе в этом, о прекращении уголовного дела, приостановлении производства по уголовному делу, а также копии приговора суда первой инстанции, решений судов апелляционной и кассационной инстанций; о) участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй и надзорной инстанций; п) выступать в судебных прениях; р) поддерживать обвинение; с) знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания; т) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда; у) обжаловать приговор, определение, постановление суда; ф) знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях и подавать на них возражения; х) ходатайствовать о применении мер безопасности. Помимо этого, потерпевший имеет право на возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с его участием в уголовном деле (ч. 3 ст. 42 УПК РФ).
          Законодатель закрепляет за потерпевшим и некоторые процессуальные обязанности. Так, в соответствии с частью 5 ст. 42 УПК РФ потерпевший не вправе: а) уклоняться от явки по вызову дознавателя, следователя и в суд; б) давать заведомо ложные показания или отказываться от дачи показаний, за исключением отказа свидетельствовать против самого себя и близких родственников, круг которых определен законом; в) разглашать данные предварительного расследования, если он был об этом заранее предупрежден. Более того, за неисполнение или ненадлежащие исполнение своих процессуальных обязанностей к нему могут быть применены уголовно-правовые или уголовно-процессуальные санкции.
          Существование частного обвинителя, как весьма специфичного участника
обусловлено наличием в российском уголовном процессе особой формы реализации обвинительной функции — частного уголовного преследования. Поэтому в качестве частного обвинителя по уголовному делу могут выступать либо потерпевшие, либо их представители или законные представители (п. 59 ст. 5 УПК РФ).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.