На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Организация личного труда

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Систе?ма (от др.-греч. ??????? — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство[1]. В любой системе можно выделить отдельные части, выполняющие некоторые функции и взаимодействующие друг с другом.
Термин «система» обозначает как реальные, так и абстрактные  объекты и широко используется для  образования других понятий, например банковская система, информационная система, кровеносная система, политическая система, система уравнений и  др.
Любой неэлементарный объект можно рассмотреть как элемент  более крупной системы — надсистемы, или суперсистемы (к которой рассматриваемый объект относится).
Изучением систем занимаются системология, кибернетика, системный анализ, теория систем, термодинамика, ТРИЗ, системная динамика и другие научные дисциплины.
В системном анализе используют различные определения понятия  «система»:
Система — множество взаимосвязанных  элементов, обособленное от среды и  взаимодействующее с ней, как  целое[2].
Система — конечное множество  функциональных элементов и отношений  между ними, выделенное из среды  в соответствии с определенной целью  в рамках определенного временного интервала[3].
Система — отражение в  сознании субъекта (исследователя, наблюдателя) свойств объектов и их отношений  в решении задачи исследования, познания[4][5].
Известно также большое  число других определений понятия  «система», используемых в зависимости  от контекста, области знаний и целей  исследования[6][7].
3. Понятие «социальная система»
   Социальные системы  — это особый класс систем, существенно отличающихся не  только от неорганических систем (скажем, технических или механических), но и от таких органических  систем, как биологические или  экологические. Главной особенностью  их выступает тот факт, что  элементный состав этих систем  формируют социальные образования  (в том числе и люди), а в  качестве связей выступают самые  разнообразные социальные отношения  и взаимодействия (далеко не всегда  носящие «вещественный» характер) этих людей между собой.
   Понятие «социальная  система», являясь обобщающим наименованием  целого класса систем, очерчено  не вполне однозначно и четко.  Диапазон социальных систем достаточно  широк, простираясь от социальных  организаций как наиболее развитого  вида социальных систем до  малых групп.
   Теория социальных  систем — это сравнительно  новая отрасль общей социологии. Она зарождается в начале 50-х гг. ХХ в. и обязана своим появлением на свет усилиям двух социологов — Толкотта Парсонса из Гарвардского университета и Роберта Мертона из Колумбийского университета. Хотя в работах этих двух авторов имеются значительные различия, оба они вместе могут рассматриваться как основатели школы, именуемой структуральный функционализм. Этот подход к обществу рассматривает последнее как развивающуюся систему, каждая часть которой функционирует тем или иным способом в связи со всеми другими. Тогда любые данные об обществе могут рассматриваться с позиции функциональности или дисфункциональности, с точки зрения поддержания социальной системы. В 1950-х гг. структуральный функционализм, стал господствующей формой социологической теории в Америке, и только в последние годы начал утрачивать свое влияние.
   Основательный и  глубокий поиск устойчивых элементов  общественной жизни приводит  к выводу, что эта жизнь представляет  собой бесконечное множество  переплетающихся взаимодействий  людей, а, значит, именно на этих взаимодействиях и должно быть сосредоточено внимание исследователей. В соответствии с этим подходом можно утверждать, что социальные системы не просто состоят из людей. Структуры — это позиции (статусы, роли) индивидов в системе. Система не изменит своей структуры, если какие-то конкретные индивиды перестанут участвовать в ней, выпадут из своих «ячеек», а их место займут другие индивиды.
СИСТЕМА СОЦИЕТАЛЬНАЯ (от лат. societas – общность) – система отношений и процессов, рассматриваемых на уровне общества в целом. Термин «социетальный» был введен А.Г. Келлером, который относил его прежде всего к организационным аспектам социальной жизни. В качестве социетальной системы рассматривают общественную формацию, включающую функциональное взаимодействие ее основных структур – экономической, социальной, идеологической и политической. Каждая из структур социатальной системы, будучи ее элементом, не только выполняет определенную функцию, но и придает этой системе в процессе взаимоотношений с др. ее структурами новое (системное) качество, несводимое к качествам ее элементов. Социетальная система постоянно воспроизводит социальное качество своих структур и соответственно социальные качества индивидов и групп индивидов, включенных в их функционирование. Возникает тенденция адаптации к формам и способам функционирования социетальной системы ее структурных и личностных элементов. Вместе с тем в процессе поведения социетальной системы могут иметь место: или «подмена» функций, когда субъекты социальных отношений, включенные в функционирование данной системы, начинают выполнять не свойственные ей функции; или «некомпетентность» личностных элементов данной структуры. Вследствие этого нарушается баланс в функционировании как структурных, так и личностных элементов системы, ее поведение становится дисфункциональным. Дисфункциональные расстройства или аномалии в поведении социетальной системы с объективной необходимостью ведут к ее деформации и дестабилизации, росту социальной напряженности. Выходом из такой ситуации является перестройка как структурных, так и личностных элементов социетальной системы, придание их функционированию естественноисторического характера. Перестройка обычно затрагивает не тип, а вид данной социетальной системы, обеспечивая переход ее к новому качественному состоянию (например, переход от бюрократии общества к обществу демократическому).
В зависимости от того места, которое та или иная структура  начинает занимать в социетальной системе, эта система может развиваться естественным с естественноисторическими потребностями развития экономики, познания ее объективных законов, исследования процессов согласования и рассогласования всех структур социетальной системы. Как организация взаимодействующих элементов социетальная система в целом, так и включение в её функционирование различных структур и их институализация осуществляются естественным путём на основе данной науки. Если на первый план выдвигается не экономическая, а, например. Политическая структура, которая подчиняет идеологическую структуру и духовное производство в целом, то «выбор» и «институализация» стратегических элементов социальной реальности осуществляются искусственным путём на основе социального и экономического мифотворчества. Это ведет к деорганизации всех социальных структур и деформации социетальной системы в целом.
Системный подход - это метод анализа и принцип действия, целеполагания и (или) практического воздействия на структуру, согласно которым любые операции со структурой планируются и оцениваются с позиций итогового изменения эффекта системы.
Из определения сущности системного подхода видно и главное  основание для его применения: именно ради получение нужного эффекта создаются и совершенствуются системы.
Нередко задача ставится иначе: повысить эффективность использования  системы путем задания наиболее эффективных режимов ее функционирования. Но в этом случае сущность системы, ее качества не изменяются и системный подход в этом случае имеет только косвенное значение для общей ориентации.
Необходимо уточнить ряд  терминов, поскольку без соответствующих  уточнений научные термины употреблять  недопустимо, а значение одного и  того же термина в науке может  изменяться в зависимости от контекста. В данном случае уточняется значение терминов в контексте системного подхода как общенаучного метода.
 
Состав - это качественно-количественная характеристика набора сущностей, образующих систему.
Так на принципиальной схеме  или на чертеже дается спецификация - каких именно деталей и сколько содержит данное устройство.
Если какая-то сущность рассматривается  как единое целое независимо от ее реальной сложности, то она обозначается термином элемент.
Так по отношению к семье  как системе элементами оказываются  все ее члены, хотя каждый из этих людей  и может в другом контексте  рассматриваться как очень сложная  система. Для повышения эффективности системного анализа и практического действия нередко определенные совокупности сущностей целесообразно рассматривать как подсистемы, если они образуют системы более низкого уровня сложности в рамках рассматриваемой системы (у них, соответственно должны быть собственные эффекты системы!) или обращаться к метасистеме, в которую составной частью входит и эффект которой обеспечивает анализируемая или управляемая нами система. Так по отношению к семье как системе метасистемами оказываются поселение, нация, государство.
Организация в системном  подходе означает комплекс способов связи элементов в системе. (В  синергетике организация - это процесс, в других случаях этим же словом обозначается учреждение.) Это фактически внутренняя характеристика системы. Когда  при разработке конструкции указываются  места пайки, винтовых соединений или  склеивания при уточнении в каждом конкретном случае, что с чем именно соединяется - речь идет именно об организации. Слово комплекс понадобилось потому, что при соединении элементов в системе употребляются различные способы, но они должны быть согласованы меж собой (экранировка, температурные режимы, устойчивость к вибрации и т.д.
Надо обратить внимание на контекстный подход к определению  термина организация, который в  управлении имеет другое значение, в административной деятельности треть, в юридической практике третье и  т.д. Ранее мы уже говорили, что  одно и то же слово научного языка  в разных контекстах приобретает различное значение.
Структура - в методологии  системного подхода это общий  термин для обозначения строения системы по ее составу и организации  с учетом их взаимосогласованности.
Состав, организация и  структура обозначают три исходных характеристики системы, производным  от которых и является эффект системы.
Системный подход необходим  как при обращении к социальным системам любого уровня (индивид, семья, бригада, предприятие, поселение, нация, государство, человечество в целом),так и к системным качествам субъектов социального действия (именно такими качествами являются личность, интеллект, культура и т.д.). Необходим он, соответственно, при анализе и решении проблематики формирования и корректировки последующего развития важнейших системных качеств субъектов социальной деятельности. Это составляет важнейшую задачу психологии, педагогики и социологии, политологии. А самое главное - это важнейшее условие эффективности практической деятельности по качественному преобразованию жизни.
Если признана важность системного подхода как общенаучного метода в целом и как совершенно необходимого метода в психологии, педагогике и  социологии нового времени, то задачу применения этого подхода при всем множестве конкретных случаев следует признать типовой. Это не устраняет необходимости в каждом конкретном случае вводить частные дополнения и уточнения, но типовая задача может и должна иметь алгоритм решения хотя бы в самом обобщенном его виде.
 
 
2 ВОПРОС
О?бщество — 1) обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения людей, способная создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда; 2) в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически; 3) в узком понимании — исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений.[1] 4) группа лиц, объединенных общими морально-этическими нормами (устоями)[источник не указан 557 дней]. 5) объединение людей, в результате которого, т.к. это единение, всё всестороннее возможное пространство общества становится общественной, т.е. общей для этих людей и их потомков, собственностью, все остальные формы считаются не завершившими объединение, т.е. не сформировавшими до конца общество.
Современные подходы к пониманию общества.
Вся история социологической мысли  есть история поисков научных  подходов и методов построения теории общества. Это история теоретических  подъемов и спадов. Она сопровождалась разработкой различных концептуальных подходов к категории «общество».
Древнегреческий философ  Аристотель понимал общество как  совокупность группировок, взаимодействие которых регулируется определенными  нормами и правилами. Французский  ученый 18 века Сен-Симон считал, что  общество- это огромная мастерская, призванная осуществлять господство человека над природой. Для мыслителя первой половины 19 века Прудона – это множество противоречивых групп, классов, осуществляющее коллективные усилия по реализации проблем справедливости. Основатель социологии Огюст Конт определял общество как двоякого рода реальность: 1. как результат органического развития моральных чувств, скрепляющих воедино семью, народ, нацию, наконец, все человечество; 2. как автоматически действующий «механизм», состоящий из взаимосвязанных частей, элементов, «атомов» и т.д.
Среди современных концепций  общества выделяется «атомистическая» теория, согласно которой общество понимается как совокупность действующих личностей и отношений между ними. Ее автором является Дж. Девис. Он писал: «Все общество, в конце концов, можно представить как легкую паутину межличностных чувств и установок. Каждый данный человек может быть представлен сидящим в центре сотканной им паутины, связанным прямо с немногими другими, а косвенно со всем миром».
Крайним выражением этой концепции  была теория Г. Зиммеля. Он считал, что общество представляет собой взаимодействие индивидов. Социальное взаимодействие - это любое поведение индивида, группы индивидов, общества в целом, как в данный момент, так и в определенный период времени. Эта категория выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественной различных видов деятельности. Следствием такого взаимодействия являются социальные связи. Социальные связи – это связи, взаимодействия индивидов, преследующих определенные цели в конкретных условиях места и времени. Вместе с тем, такое представление об обществе как сгустке социальных связей и взаимодействий только в определенной степени соответствует социологическому подходу.
Дальнейшее развитие основные положения этой концепции получили в «сетевой» теории общества. Главный акцент эта теория делает на действующих индивидах, принимающих социально значимые решения изолированно друг от друга. Эта теория и ее разновидности в центр внимания при объяснении сущности общества ставят личностные атрибуты действующих индивидов.
В теориях «социальных групп» общество интерпретируется как совокупность различных пересекающихся групп людей, которые являются разновидностями одной доминирующей группы. В этом смысле можно говорить о народном обществе, что означает всевозможные группы и совокупности, существующие в пределах одного народа или католической общины. Если в «атомистической» или «сетевой» концепциях существенным компонентом в определении общества является тип отношений, то в «групповых» теориях – группы людей. Рассматривая общество как наиболее общую совокупность людей, авторы этой концепции отождествляют понятие «общество» с понятием «человечество».
В социологии существуют два  основных конкурирующих подхода  к изучению общества: функционалистский и конфликтологический. Теоретические рамки современного функционализма составляют пять основных теоретических положений:
    общество – это система частей, объединенных в единое целое;
    общественные системы сохраняют устойчивость, поскольку в них существуют такие внутренние механизмы контроля, как правоохранительные органы и суд;
    дисфункции (отклонения в развитии), конечно, существуют, но они преодолеваются сами себе;
    изменения обычно имеют постепенный, но не революционный характер;
    социальная интеграция или ощущение, что общество является крепкой тканью, сотканной из различных нитей, формируется на основе согласия большинства граждан страны следовать единой системе ценностей.
Конфликтологический подход был сформирован на основе произведений К. Маркса, который считал, что классовый конфликт находится в самой основе общества. Таким образом, общество – это арена постоянной борьбы враждебных классов, благодаря которой происходит его развитие.
 
Типология общества.
 
В современном мире существуют различные  типы обществ, различающихся между  собой по многим параметрам, как  явным (язык общения, культура, географическое положение, размер и т.п.), так и  скрытым (степень социальной интеграции, уровень стабильности и др.). Научная  классификация предполагает выделение  наиболее существенных, типичных признаков, отличающих одни признаки от других и  объединяющих общества одной и той  же группы. Сложность социальных систем, именуемых обществами, обусловливает  как многообразие их конкретных проявлений, так и отсутствие единого универсального критерия, на основе которого их можно  было бы классифицировать.
В середине 19 века К. Маркс предложил типологию обществ, в основание которой были положены способ производства материальных благ и производственные отношения – прежде всего отношения собственности. Он разделил все общества на 5 основных типов (по типу общественно-экономических формаций): первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и коммунистические (начальная фаза – социалистическое общество).
Другая типология делит все  общества на простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социальной дифференциации (расслоения). Простое общество – это общество, в котором составные части однородны, в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структура и функции здесь слабо дифференцированы и могут легко взаимозаменяться. Таковы первобытные племена, кое-где сохранившиеся до сих пор.
Сложное общество – общество с сильно дифференцированными структурами и функциями, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга, что обусловливает необходимость их координации.
К. Поппер различает два типа обществ: закрытые и открытые. В основе различий между ними лежит ряд факторов, и, прежде всего отношение социального контроля и свободы индивида. Для закрытого общества характерна статичная социальная структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматичная авторитарная идеология, коллективизм. К такому типу обществ К. Поппер относил Спарту, Пруссию, царскую Россию, нацистскую Германию, Советский Союз сталинской эпохи. Открытое общество характеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией. Образцами открытых обществ К. Поппер считал древние Афины и современные западные демократии.
Устойчивым и распространенным является деление обществ на традиционные, индустриальные и постиндустриальные, предложенное американским социологом Д. Беллом на основании  изменения  технологического базиса – совершенствования  средств производства и знания.
Традиционное (доиндустриальное) общество – общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанными на традиции способом социокультурной регуляции. Для него характерны ручной труд, крайне низкие темпы развития производства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Оно крайне инерционно, поэтому маловосприимчиво к нововведениям. Поведение индивидов в таком обществе регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами. Обычаи, нормы, институты, освященные традициями, считаются незыблемыми, не допускающими даже мысли об их изменении. Выполняя свою интегративную функцию, культура и социальные институты подавляют любое проявление свободы личности, которая является необходимым условием постепенного обновления общества.
Термин индустриальное общество ввел А. Сен-Симон, подчеркивая его новый  технический базис. Индустриальное общество – (в современном звучании) это сложное общество, с основанным на промышленности способом хозяйствования, с гибкими, динамичными и модифицирующимися структурами, способом социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества. Для этих обществ характерно развитое разделение труда, развитие средств массовой коммуникации, урбанизации и т.д.
Постиндустриальное общество (иногда его называют информационным) – общество, развитое на информационной основе: добыча (в традиционных обществах) и переработка (в индустриальных обществах) продуктов природы сменяются приобретением и переработкой информации, а также преимущественным развитием (вместо сельского хозяйства в традиционных обществах и промышленности в индустриальных) сферы услуг. В результате меняется и структура занятости, соотношение различных профессионально-квалификационных групп. По прогнозам, уже в начале 21 века в передовых странах половина рабочей силы будет занята в сфере информации, четверть – в сфере материального производства и четверть – в производстве услуг, в том числе и информационных.
Изменение технологического базиса сказывается  и на организации всей системы  социальных связей и отношений. Если в индустриальном обществе массовый класс составляли рабочие, то в постиндустриальном – служащие, управленцы. При этом значение классовой дифференциации ослабевает, вместо статусной («зернистой») социальной структуры формируется  функциональная («готовая»). Вместо руководства принципом управления становиться согласование, а на смену представительной демократии идет непосредственная демократия и самоуправление. В результате вместо иерархии структур создается новый тип сетевой организации, ориентированной на быстрое изменение в зависимости от ситуации.
Правда, при этом некоторые социологи  обращают внимание на противоречивые возможности, с одной стороны, обеспечение  в информационном обществе более  высокого уровня свободы личности, а с другой, - на появление новых, более скрытых и потому более опасных форм социального контроля над ней.
В заключение отметим, что, помимо рассмотренных, в современной социологии существуют и другие классификации обществ. Все зависит от того, какой критерий будет положен в основу данной классификации.
 
 
3 вопрос
 
ОБЩЕСТВО 
 Во-первых, общество обладает  системностью – оно рассматривается  не как механическая совокупность  индивидов, а как объединенная  устойчивыми взаимодействиями или  взаимосвязями (социальными структурами). Каждый человек является членом  различных социальных групп, исполняет  предписанные социальные роли, совершает  социальные действия. Выпадая из  привычной для себя социальной  системы, индивид испытывает сильный  стресс. (Можно вспомнить хотя  бы литературного Робинзона Крузо,  который страдал на необитаемом  острове не столько от нехватки  жизненных средств, сколько от  невозможности общаться с другими  людьми.) Будучи целостной системой, общество обладает устойчивостью,  определенным консерватизмом.
 Во-вторых, общество обладает  универсальностью – создает необходимые  условия для удовлетворения самых  разнообразных потребностей индивидов.  Только в обществе, основанном  на разделении труда, человек  может заниматься узкопрофессиональной  деятельностью, зная, что всегда  сможет удовлетворить свои потребности  в пище и одежде. Только в  обществе он может приобрести  необходимые трудовые навыки, познакомиться  с достижениями культуры и  науки. Общество предоставляет  ему возможность сделать карьеру  и подняться по социальной  иерархии. Иными словами, общество  обладает той универсальностью, которая дает людям формы организации  жизни, которые облегчают достижение  их личных целей. Прогресс общества  видят как раз в повышении  его универсальности – в предоставлении  индивиду все большего спектра  возможностей. С этой точки зрения, современное общество намного  прогрессивнее, например, первобытного. Но и первобытное общество  обладало универсальностью, поскольку  позволяло людям удовлетворять  элементарные потребности не  только в пище, одежде и жилище, но и в объяснении окружающего  мира, в творческом самовыражении  и т.д.
 В-третьих, общество  имеет высокий уровень внутренней  саморегуляции, обеспечивая постоянное воспроизводство всей сложной системы социальных отношений. Это находит свое отражение в создании особых институтов (таких как мораль, идеология, право, религия, государство), обеспечивающих соблюдение общепринятых «правил игры». По поводу того, какие именно институты играют в процессах саморегуляции более важную роль, есть разные мнения. Основой устойчивости общества одни обществоведы считают формальные институты (например, «общую власть», как Э.Шилз), другие – неформальные (например, господствующие в обществе «фундаментальные ценности», как Р.Мертон). Видимо, на начальных этапах развития общества его саморегуляция держится в основном на неформальных институтах (табу в первобытном обществе, кодекс чести средневековых рыцарей), но затем бoльшую роль начинают играть формальные институты (нормы писанного права, государственные учреждения, общественные организации).
 В-четвертых, общество  обладает внутренними механизмами  самообновления – включения в  сложившуюся систему взаимосвязей  новых социальных образований.  Оно стремится подчинить своей  логике вновь возникающие институты  и социальные группы, заставляет  их действовать в соответствии  с ранее сложившимися социальными  нормами и правилами (так происходит  при эволюции общества). Но новые  нормы и правила, постепенно  накапливаясь, могут привести к  качественным изменениям всей  системы общественных отношений  (так происходит при общественной  революции). Отклонения от принятых  в обществе правил и норм побуждают систему находить новые средства для поддержания равновесия и стабильности. Движущими силами могут являться не только противоречия внутреннего развития, но и «втягивание внесистемных элементов в орбиту системности» (Ю.Лотман) – так было, например, с капитализмом 1930-х, активно использовавшим некоторые принципы социализма. При этом очень важна степень открытости социальных систем – стремление активно перенимать опыт других систем (открытое общество) или, напротив, стремление самозамыкаться, отгораживаясь от внешних влияний (закрытое общество).
 Таким образом, общество  представляет собой универсальный  способ организации социального  взаимодействия людей, обеспечивающий  удовлетворение их основных потребностей, саморегулирующийся, самовоспроизводящийся  и самообновляющийся
БАЗИС И НАДСТРОЙКА (греч. basis — основание) — основные понятия марксистской версии социальной философии, характеризующие структуру "общественно-экономической формации". С помощью данных понятий в границах исторического материализма была предпринята попытка установить существенную, системообразующую связь и взаимозависимость экономических и идеологических отношений, а также общие закономерности их развития. Сжатую характеристику Б. и Н. и их взаимодействия Маркс сформулировал в предисловии к работе "К критике политической экономии": "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания". Таким образом, Б. , по Марксу, — это первичная экономическая структура общества, представляющая собой совокупность исторически определенных производственных отношений. Н. — совокупность идеологических отношений и взглядов (идей), а также соответствующие им организации и учреждения (государство, партии, церковь и др. ). К надстроечным идеям относятся политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные, философские воззрения (по Марксу, "формы общественного сознания"). Б. носит исторически изменяющийся характер, что обусловлено развитием производительных сил. Коренные качественные изменения в экономическом строе общества (т. е. в Б. ) вызывают изменения и в Н. Однако изменения в ней, по Марксу, происходят не автоматически вслед за изменениями в Б. , а лишь через опосредующие звенья. Например, философия определенным образом связана с Б. через политику, право, мораль. Н. обладает относительной самостоятельностью в своем развитии. Она может несколько отставать от Б. или опережать его в своем развитии. Н. выполняет в обществе важные социальные функции. Она выражает и закрепляет экономические отношения собственности данного общества прежде всего с помощью определенных правовых и политических норм и учреждений. Но в каждом обществе существуют элементы Н. , выполняющие разрушительные функции по отношению к породившему их Б. , и способствующие возникновению нового Б. Таким образом, Н. оказывает активное воздействие на Б. Разработка концепции Б. и Н. в версии Маркса, с одной стороны, являла собой одну из первых попыток анализа социума как сложной системы, с другой же — выступила как избыточно упрощенная попытка материалистического решения т. наз. "основного вопроса философии" в марксовой версии применительно к обществу. Справедливая критика Маркса его оппонентами за экономический материализм во многом была обусловлена именно этой концептуальной схемой. Р. Н. Дождикова
 
 
 
 
 
 
Вопрос №2. Понятие, признаки и структура гражданского общества
   В современной политической  науке с учетом выводов зарубежных  исследователей дается следующее  определение: «Гражданское общество  – это человеческая общность, включающая добровольно сформировавшиеся  первичные негосударственные структуры  в экономической, политической, социальной  и духовной сферах жизнедеятельности  общества; это совокупность негосударственных  отношений и сфера проявления  свободных индивидов, организаций  и ассоциаций граждан».
   Гражданское общество  и государство взаимодополняют друг дру
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.