На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль игры в семейном досуге

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема: Роль игры в семейном досуге
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание:
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Семья как социально-культурный институт…………………….6
      Сущность семьи и ее функции в сфере досуга………………………6
      Социальная роль досуга…………………….……………………….14
      Семейный досуг и его роль в укреплении отношений семьи……..19
Глава 2 Игра как технология организации семейного досуга………….23
2.1 Основы технологии организации  семейного досуга………………..23
2.2 Игровые досуговые программы как условие формирования семейных традиций отдыха……………………………………………………..25
Заключение………………………………………………………………..32
Список литературы………………………………………………………34
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Актуальность  исследования. Россия ХХI века твердо встала на позицию, исходящую из того, что высшей ценностью здорового общества является человек, его интересы, потребности и благополучие. Для демократического государства важен любой социальный институт, любой коллектив, но наиважнейшим, базисным сегодня, безусловно, является семья. Именно в этом сообществе происходит реальное развитие и функционирование личности. Однако, для того, чтобы это не осталось лозунгом ныне необходимо, чтобы семья могла на практике реально осуществлять свои социальные функции. В отличие от сферы экономики, политики, образования, на семью нельзя оказывать прямое, административное воздействие. Семья - ячейка социума, от уровня культуры которой во многом зависит духовное богатство и благополучие общества, его способность формировать креативную личность информационной эпохи; преодолеть социальную пассивность, демографический кризис, алкоголизм, наркоманию; утвердить в людях ценности гуманизма и толерантности; раскрыть им созидательный и эстетический потенциал общения с природой, спорта, искусства, чтения, активного досуга.
Значительный педагогический потенциал оптимизации семейного  досуга содержит социально-культурная деятельность, в которой значительное место занимает художественное творчество, сочетающее отдых, личностное развитие и эстетическое воспитание. Востребованность досугового художественного творчества позволит повысить эффективность нравственного  развития ребенка, сформировать моральный  климат в семье, обеспечивающий психологический комфорт, защиту и гармоничное развитие личности. 
В этой связи закономерным становится обращение к осмыслению содержательных характеристик досугового пространства современной семьи, механизмов взаимодействия семьи и досуговых  учреждений, особенностей разработки федеральных и региональных программ семейной политики в России. Особое значение имеет анализ социально-культурных условий развития семейного досуга, которые представляют собой совокупность технологических компонентов современной социально-культурной деятельности, включающих педагогические технологии культуротворчества и рекреации, охраны здоровья, развития просветительства, менеджмента клубной работы.
Научный интерес к изучению семьи как социального института  воспитания достаточно постоянен и  находит отражение в современных  социологических, социально-культурных и психолого-педагогических исследованиях. Семья, будучи исторически обусловлена, не является застывшим образованием и претерпевает существенные изменения  в процессе общественного развития российского общества. Практика свидетельствует, что досуговые интересы современной  семьи не разрушаются, они видоизменяются, обретая новые черты, осваивая и  утверждая новые ценности, развивая и совершенствуя организационные  формы семейного досуга. 
Объектом исследования послужила современная семья в условиях досуга. Предметом исследования явился технологический процесс организации семейного досуга средствами социально-культурной деятельности – игровых досуговых программ.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие досуговых интересов в качестве семейных традиций отдыха современной семьи в условиях модернизации российского общества будет зависеть от создания многоуровневой системы организации семейного досуга в учреждениях социально-культурной сферы в зависимости от типа семьи, ее уровня потребления и созидания духовных ценностей. Ключевым средством развития этих традиций может стать игровая  досуговая программа. 
Соответственно цель исследования: выявить роль игровых досуговых программ в процессе формирования семейных традиций отдыха.
Задачи:
    описать сущность семьи и ее функции в сфере досуга;
    проанализировать социальную роль семейного досуга и его влияние на укрепление взаимоотношений в семье;
    определить основы технологии организации семейного досуга;
    исследовать игровые досуговые программы как условие формирования семейных традиций отдыха.
Ключевым методологическим источником выступает положение о развивающей сущности социально-культурной деятельности (М.А. Ариарский, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, Ю.А. Стрельцов, Н.Н. Ярошенко и др.) [17]. Ряд исходных методологических вопросов, связанных с изучением брака, семьи в современной отечественной социологии и демографии, духовно-нравственных проблем семьи, досуговых интересов, культуры семейных отношений, поставлен учёными И.В. Бестужевым-Лада, Э.К. Васильевой, А.Г. Волковым, СИ. Голодом, В.И. Добрыниной, И.С. Коном, М.С. Мацковским, С.Д. Лаптенок, Н.Я. Соловьёвым, П. Сорокиным, А.Г. Харчевым, З.А. Янковой, В.Я. Ядовым и др [12]. 
Методы исследования: анализа и синтеза, индуктивный, сравнения, обобщения и систематизации, исторический, статистический.
Практическая  значимость: материал данного исследования  
может быть применен специалистами учреждений культуры по организации  
семейного досуга во всех регионах России. Основные положения исследования по проблемам работы клубов с семьей могут использоваться при формировании региональной семейной политики, лекционной работе среди различных категорий населения, на курсах повышения квалификации, семинарских занятиях в школах, училищах, вузах культуры при подготовке специалистов социально-культурной деятельности. 
 
 
 
Глава 1 Семья как  социально-культурный институт
 
 
      Сущность семьи и ее функции в сфере досуга
 
Семья – ячейка (малая  социальная группа) общества, важнейшая  форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе  и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и  другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется  материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения  людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят  от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного  развития общества. Естественно, чем  выше культура общества, тем выше культура семьи.
 Семейное воспитание  имеет огромное значение в  воспитании, образовании и становлении  любого человека. Это фундамент,  на котором строится вся жизнь,  и от того, насколько добротен  и тверд этот фундамент, зависит  очень многое в судьбе человека.
В Словаре русского языка  С.И. Ожегова под семьей понимается «группа живущих вместе близких родственников и объединение людей, сплоченных общими интересами. При этом семьянином является человек, обладающий определенными качествами, необходимыми для семейной жизни» [12] .
Видный специалист в изучении семьи А.Г. Харчев определяет семью «как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой социальной группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, в которой обусловлена потребность общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» [12]. Современные исследователи семьи А.И. Антонов и В.М. Медков понимают под семьей «основанную на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи». Разных авторов объединяет взгляд на семью как основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Тем не менее, в рассмотренных дефинициях семьи исследователи в качестве семьеобразующих отношений выделяют различные стороны семейной жизни.
Разнообразие  подходов к определению понятия  «семьи» дают основания представлять ее как сложное, социальное образование, сочетающее в себе свойства социальной структуры и малой группы.
На сегодняшний день исследователи осуществляют классификацию семей по следующим признакам[11]:
1) по количеству детей:  бездетная семья, малодетная и многодетная семья;
2) по составу: неполная  семья, отдельная, простая или  нуклеарная, сложная (семья нескольких поколений), большая семья, материнская семья, семья повторного брака;
3) по структуре: с одной  брачной парой, с детьми или  без детей, с одним из родителей  супругов и другими родственниками, с двумя и более брачными  парами с детьми или без  детей, с одним из родителей  супругов и других родственников  или без них, с матерью (отцом)  с детьми, с одним из родителей  и другими родственниками и  т.д.;
4) по структуре лидерства  в семье: эгалитарные (демократические)  и традиционные, авторитарные семьи;
5) по однородности социального  состава: в зависимости от наций;  уровня образования, профессии  и т.д., т.е. социально гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи;
6) по семейному стажу:  молодожены, молодая семья, семья  среднего супружеского возраста, старшего супружеского возраста, пожилые супружеские пары;
7) по качеству отношений  и атмосфере в семье: благополучная,  устойчивая, неблагополучная, педагогически  слабая, нестабильная, дезорганизованная  семья;
8) по географическому  признаку; городская, сельская, отдаленная  семья (проживающая в труднодоступных  районах);
9) по особым условиям  семейной жизни: студенческая  семья, «дистантная» семья, «внебрачная» семья;
10) по характеру проведения  досуга; открытые и закрытые (ориентированные  на внутридомашний досуг);
11) по состоянию психологического  здоровья: здоровая семья, невротическая  семья, викгимогенная семья.
Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д. Выделяют авторитарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому–деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах [6].
Ролевое взаимодействие в  семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи  по отношению к другим. Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а  муж был хозяином, собственником  имущества и обеспечивал экономическую  самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее  число женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи, принимают равное участие в общественных решениях. С одной стороны это способствовало развитию женщины как личности, равности супругов, но с другой – привело к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов.
Основой современного брака  становятся не экономические или  статусные, а эмоциональные стороны  межличностных отношений.
Существуют следующие  общие принципы выделения типов семейной организации и семей. В зависимости от формы брака различают моно и полигамию. Моногамная семья–такая, где на одного мужчину приходится одна жена, в отличии от полигамии, которая трактуется как многоженство. В зависимости от структуры родственных связей выделяют различные типы семей. Рассматривая типы семей, обратимся к самой распространенной современной семье – семье, состоящей из многих поколений. В этой семье живут вместе и дети, и дедушки, и бабушки по отцовской и по материнской линии. Но сейчас дети чаще живут отдельно, сохраняя родственные отношения одной семьи, отношения ответственности и солидарности поколений. Существует семья, состоящая из многих поколений, когда взрослые дети после каких-либо неудач возвращаются домой. Также взрослые дети остаются в семье родителей, так как не могут решить проблемы жилья. Данная семья характеризуется кровным родством нескольких поколений, которые объединены преданностью семье, чувством единства, хотя могут жить отдельно[4].
Наиболее распространенной в современных условиях является нуклеарная семья, состоящая из мужа, жены и детей, семья из трех-четырех членов. Функции воспитания и обучения детей в этой семье взяли на себя школа и дошкольные воспитательные учреждения. Они, заменив семью, точнее, вместо семьи стали решать проблемы социализации личности. В этой семье изменяются роли членов семьи, так как в современных условиях увеличилась занятость женщин в производстве[6]. 
 
Неполная семья – это семья с одним родителем, в последние годы такие семьи стали распространенным явлением. Родителем в такой семье является мать, отцы редко. Такая семья – результат развода, продолжительного отсутствия или смерти одного из родителей, а также рождения внебрачного ребенка. Сегодня таких семей, где главой семьи является мать 25%. Эти семьи требуют особого внимания со стороны социального педагога[6].
Внебрачная семья, возникающая с рождением внебрачного ребенка, кроме тяжелых материальных условий испытывает и отрицательное отношение к ней общества [4].
Семья в повторном  браке – это семья с двумя родителями, где наряду с общими детьми могут быть дети от прежних браков. Иногда они живут вместе, иногда только с детьми мужа или с детьми жены. Подобные браки в XIX в. Были редки, но в XX в. Они стали распространены, особенно после Отечественной войны. Проблемами этих семей являются: наследование имущества неродного отца, отношения мачехи и детей, их взаимопонимание.
Определение семьи включает множество укладов. Социологи и  антропологи сравнивают семейную структуру в разных обществах по шести параметрам [9]: форме семьи, форме брака, образу распределения власти, выбору партнера, местожительства, а также происхождению и способу наследования имущества.
Таким образом, семьи бывают различными и по количеству входящих в семью членов, и по взаимоотношениям между членами, и по количеству (отсутствию) детей, и по ряду других признаков, но проблемы существуют буквально во всех типах семей и эти проблемы по мере возможности необходимо решать, так как роль семьи в современных исторических условиях крайне велика. В настоящее время в нашей стране преобладают простые семьи, имеющие детей или без них. Сложные же семьи, состоящие из 2 или более супружеских пар составляют 4,3 % от всех семей в странах СНГ[18].  
 
Семья как социальный институт проходит ряд этапов [3]: вступление в брак; рождение первого ребенка; окончание деторождения (последний ребенок); «пустое гнездо» - выделение из семьи последнего ребенка; прекращение семьи со смертью одного из супругов.
Одним из условий существования  семьи являются взаимоотношения  в семье. Они зависят от традиций общения, экономического и социального состояния общества, зависимости семьи от общества, участия супругов в ведении хозяйства, в общественном производстве, от типа семьи: многодетная, бездетная, кто главенствует, от личных качеств, характера родственников.
Функции семьи представляют собой набор исторически обусловленных  форм деятельности, роль и значение которых меняется в каждую историческую эпоху. Функции семьи тесно связаны  с потребностью общества в институте  семьи и с потребностью личности в принадлежности к семейной группе. Значительная часть этих функций  выполняет женщина. 
Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции - это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.
Перечислим их и кратко охарактеризуем [12]:
    Репродуктивная функция состоит в воспроизводстве жизни, т.е. в продлении человеческого рода. Данная функция характеризует наличие личных потребностей в семье и детях, определенную жизненную стабильность, наличие домашнего хозяйства и конкретного уровня качества жизни.
    Функция содержания детей составляет основу жизни семьи. Данная функция семьи в периоды экономических трудностей и дефицитов или невысокого социального и материального положения родителей приобретает большое значение, становясь тяжелой необходимостью. 
    Сексуальная функция. Культура сексуальных отношений есть специфическая часть общей культуры личности, которая проявляется в области интимных отношений. Для семейной жизни актуальность сексуальной потребности подвержена общим закономерностям полового поведения. Одной из них является зависимость удовлетворенности семейной жизни от качества реализации сексуальной потребности. Разрешение дефицитарности этой функции семьи возможно посредством изменения качества коммуникативной функции, развития способности эффективно и искренне общаться.
    Экономическая и хозяйственно-бытовая функции. Выполняется обоими родителями, если это полная семья, или женщиной (чаще всего при наличии неполной семьи). В основе этой функции лежит материальное обеспечение семьи и ведение домашнего хозяйства.
    Воспитательная функция состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании и самореализации в детях. По отношению к обществу в ходе выполнения воспитательной функции, семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества.
    Коммуникативная функция исполняет роль духовного и культурного общения. По многообразию я содержанию коммуникативная функция оказывает большое воздействие на семейную жизнь. Целью данной функции является установление связей между людьми, супругами и детьми в условиях совместной жизнедеятельности. Формирование различных социальных культур, ориентации, отношений, духовности и здоровья человека находятся в прямой зависимости от характера внутрисемейного общения: от атмосферы семейного психологического климата, от проявления в поведении и общении тех или иных стереотипов и установок взрослых членов семьи.
    Эмоциональная функция.  Великим чувством, которым живет человек, является любовь. Она дает ему решимость, силу, знания к изменению судьбы, к новым свершениям и трудам. Брак без чувств, основанный на удовлетворении абсолютно всех потребностей супругов, в народном сознании не воспринимается как искренний и стабильный.
Более подробно остановим  внимание на досуговой функции [12]. 
Общеизвестно, что ничто так не сплачивает семью, не помогает достичь взаимопонимания между всеми ее членами, как совместный активный отдых - это и походы пешком, на байдарке, велосипеде и т.д. 
Важнейшей функцией семьи в жизнедеятельности является организация досуга. Ее главная цель - общение, поддержание гармонии в семье между ее членами. Эта функция предполагает организацию рационального досуга при одновременном социальном контроле.
Современная жизнь такова, что родители и дети одновременно находятся дома в среднем не более  двух часов, не считая сна. А общаются и того меньше, например, работающие матери - примерно около получаса в сутки. Кроме того, общение родителей и детей происходит преимущественно во время просмотра телепередач, обсуждения школьных проблем, значительно реже - при обсуждении книг и журналов, еще реже - в совместных прогулках на природе, играх и т.п.
В результате роста количества городов и численности их населения  произошел переворот и в области  использования свободного времени. Если раньше основным местом проведения досуга была семья, то теперь и молодежь, и более старшие поколения  стали предпочитать общество своих  сверстников и те формы времяпрепровождения, которые им предлагает современная  культура города.
Дифференциация интересов  «отцов» и «детей» прослеживается в тенденции современного досуга, в организации отдыха, ориентированного в основном не на семью, а на отдельно взятых ее членов. Остро стоит проблема участия всей семьи в работе социально-культурных и иных учреждений. 
Совместный семейный досуг является достаточно совершенным механизмом сплочения членов семьи, разрешения конфликтов, достижения общих целей и ценностей. Через досуговую деятельность возможно проведение психолого-педагогических мероприятий учреждениями социально-культурной сферы, для восстановления дефицитарности функций семьи и в первую очередь воспитательной, эмоциональной, социального контроля.
 
      Социальная роль досуга
Досуг–деятельность, свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность  к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать  в сфере трудовой деятельности. Раз  досуг – деятельность, то это  означает, что он не пустое время  провождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и  спорт, туризм, путешествия – вот  чем и еще многим другим может  быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый  уровень культуры досуга. [10, c.13]
От  умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной  программы, развитие и совершенствование  своих сущностных сил, во многом зависит  социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность своим свободным временем.
Надо  подчеркнуть, что характеристика досуга с точки зрения культуры его организации  и проведения охватывает многие стороны  данного явления – как личностные, так и общественные.
Культура  досуга – это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие  у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное  время. Склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания –  все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга. Существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга. Но справедлива и обратная связь. Культурным может быть только содержательно  насыщенный и, следовательно, эффективный  по своему воздействию на личность досуг.[10,c.10]
Культура  досуга характеризуют также те занятия, которым отдается предпочтение в  свободное время. Речь идет только о  таких видах досуговой деятельности, которые способствуют нормальному  воспроизводству способности к  труду, совершенствованию и развитию молодого человека. Во многих из них  он должен непременно участвовать сам.
Наконец культура развития и функционирования соответствующих учреждений и предприятий: клубы, дворцы культуры, культурно-досуговые  центры, центры народного творчества, кинотеатры, стадионы, библиотеки и  т.д. При этом особое значение имеет  творческая деятельность работников данных учреждений. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг  и увлечь людей. Вместе с тем культура проведения свободного времени является результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг в  средство приобретения не только новых  впечатлений, но и знаний, умений, способностей. 
Отличным качеством культурного досуга является эмоциональная окрашенность, возможность  привнести в каждую возможность  заниматься любимым делом, встречаться  с интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий.
У каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, привязанность  к тем или иным занятиям, у каждого  свой принцип организации проведения свободного времени – творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных  возможностей и условий. Однако есть ряд общих требований, которым  должен отвечать досуг, чтобы быть полноценным. Эти требования вытекают из той социальной роли, которую призван играть досуг.
В сегодняшней социально-культурной ситуации досуг предстает как  общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном  использовании свободного времени  людей – в целом социально-экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня досуг  становится все более широкой  сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного  потенциала общества в целом. 
Досуг подразумевает свободный выбор  личностью досуговых занятий. Он является необходимой и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Поэтому досуг всегда рассматривается  как реализация, интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением  и т.п. В этом заключается социальная роль досуга[11].
Значение  данных потребностей чрезвычайно велико, ведь наличия только внешних, хотя бы и определяющих условий, недостаточно для реализации целей всестороннего  развития человека. Надо, что бы и  сам человек хотел этого развития, понимал его необходимость. Таким  образом, активный, содержательный досуг  требует определенных потребностей и способностей людей. Несомненно, досуг  должен быть разнообразным, интересным, носить развлекательный и ненавязчивый характер. Такой досуг можно обеспечить предоставлением возможности каждому активно проявить себя свою инициативу в различных видах отдыха и развлечений.
Система организации досуга определяется интересами и потребностями людей в свободное  время. Потребности в сфере досуга имеют определенную последовательность проявления. Удовлетворения одной потребности  порождает обычно новую. Это позволяет  менять вид деятельности и обогащать  досуг. В сфере досуга должен осуществляться переход от простых форм деятельности но все более сложным, от пассивного отдыха – к активному, от удовлетворения более глубоких социальных и культурных стремлений, от физических форм рекреации  – к духовным наслаждениям, от пассивного усвоения культурных ценностей –  к творчеству и т.п.[11,c.14]
Когда меняется социальное положение человека, уровень его культуры, то сразу  же происходит изменения и в структуре  досуга. Досуг обогащается по мере увеличения свободного времени и  роста культурного уровня. Если молодой  человек не ставит перед собой  задачу самосовершенствоваться, если его свободное время ничем  не заполнено, то происходит деградация досуга, обеднение его структуры 
Структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отмечаются друг от друга  своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.
Самый простой вид досуга – отдых. Он предназначен для восстановления затраченных  во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный [5].
Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Чем ты занят – не имеет значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от напряжения, получить эмоциональную разрядку. Привычная простая деятельность дома вызывает настроение покоя. Это может быть простое соединение или летание, просмотр газет, настольная игра, непринужденная беседа, обмен мнениями, прогулка. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей он пассивен, индивидуален. содержит лишь зачатки позитивного досуга.
И, тем не менее, такой отдых –  неотъемлемый элемент жизни человека. Он служит подготовительной степенью к более сложной и творческой деятельности.
Активный  отдых, напротив воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение. 
Исследователи выделяют три основные функции активного  отдыха [6]: восстановительную, развития и  гармонизации. Первая обеспечивает человеку физиологическую норму здоровья и высокую работоспособность, вторая – развитие его духовных и физических сил, третья – гармонию души и тела. В общем многие стороны личности могут быть развиты и усовершенствованы  активным отдыхом, если инвалид обладает хорошо развитым умением отдыхать. Оно есть своего рода искусство, которое  состоит в способности знать  возможности своего организма и  сделать выбор наиболее подходящих в данное время занятий.
Традиционно «развлечениями» именуют такие  виды деятельности в свободное время, которые дают возможность повеселиться, отвлекают от забот, доставляют удовольствие, т.е. развлечения всегда требуют  активности в отличие от отдыха, как говорилось выше, который может  быть пассивным или полупассивным. Еще уточним, в процессе отдыха человек  восстанавливает свое физиологическое  состояние, а развлечения необходимы для снятия психологических стрессов, перегрузок, переутомления. Следовательно, развлечения требуют особой эмоциональной нагрузки.
С активным отдыхом связана активизация  духовных интересов, которые побуждают  молодого человека к активным поискам  в сфере культуры.
Познавательная  деятельность приносит непосредственное удовлетворение и имеет самостоятельную  ценность для человека. Здесь набирает силу самый серьезный способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно  не на потребление, а на созидание  культурных ценностей – творчество. Потребность в творчестве глубоко  свойственна каждому человеку, и  тем более молодому. Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования. Элемент творчества заключают в  себе многие формы досуга, причем возможность  творить открывается всем без  исключения.
Поскольку отдых позволяет определить место  и роль отдельного человека в социальной системе (социальной группе, коллективе, обществе в целом) в соответствии с его индивидуальными качествами и особенностями.
Задача  человека всесторонне развивать  свои способности имеет особый характер. Дело в том, что формирование и  развитие способностей может быть реализовано  на основе удовлетворения потребностей.
 
      Семейный досуг и его роль в укреплении отношений семьи

    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.