На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Система и виды наказаний в уголовного права России

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 07.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
НИЖЕГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ
 
 
 
 
 
 
 
КАФЕДРА  ПРАВА
 
 
 
 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 
 
 
Тема: СИСТЕМА  И ВИДЫ НАКАЗАНИЙ 
 
 УГОЛОВНОГО  ПРАВА РОССИИ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2010 год.
 
Оглавление
 
ВВЕДЕНИЕ 3
 
I.    ПОНЯТИЕ  ВИДОВ И СИСТЕМА НАКАЗАНИЙ 
УГОЛОВНОГО ПРАВА РФ……………………………………………6
 
§1. История развития системы  наказаний России………………………6
§2. Современное состояние  системы наказаний
 Уголовного права  РФ…………………………………………………….7
ВИДЫ УГОЛОВНЫХ  НАКАЗАНИЙ НЕ СВЯЗАННЫХ
С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ 18
 
§1. Штраф 18
§2. Лишение права занимать определенные должности или 
заниматься определенной деятельностью 25
§3. Обязательные работы 27
§4. Исправительные работы 32
 
III. ВИДЫ УГОЛОВНЫХ  НАКАЗАНИЙ СВЯЗАННЫХ
С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ 36
 
§1. Ограничение свободы 36
§2. Арест 42
§3. Содержание в дисциплинарной воинской части 50
§4. Лишение свободы 51
§5. Пожизненное лишение  свободы 55
§6. Смертная казнь 68
Заключение 81
Список использованной литературы 88
 
Введение
Актуальность  темы исследования. «Виды уголовных наказаний и проблемы организации их истолкования в современных условиях» очень важная и особенная в современных условиях развития и функционирования Уголовного права Российской Федерации. В настоящее время планируется проведение реформы системы наказаний, которая направлена на то, чтобы разгрузить тюрьмы, создать арестные дома. Одной из главных задач является недопущение влияния уголовной среды на заключенных, попавших в места лишения свободы за впервые совершенное преступление или небольшой тяжести, для того чтобы гражданин, попавший туда единожды, не приобщился к этой криминальной среде, что впоследствии может служить поводом для рецидива преступления.
Система наказаний Российской Федерации действующее уголовное законодательство предусматривает самые различные виды наказаний: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы и смертная казнь.
Однако во всем мире тюремное заключение занимает центральное место в системе уголовного правосудия. Российская Федерация не является исключением. Но перед тюрьмами стоит множество проблем. Часто не хватает ресурсов для надлежащего размещения заключенных, их медицинского обслуживания или обеспечения занятости. Также многие люди, находящиеся в предварительном заключении, составляют существенную долю всех заключенных. Все это выдвигает проблемы политических, социальных и других прав человека, которые привели к тому, что необходимо проведение реформы системы наказаний. В течение последних двух десятилетий явно проявились недостатки теремного заключения. Были изучены социальные негативные последствия тюремного заключения с точки зрения перспектив будущей занятости заключенных и снижения их шансов на социальную интеграцию. Также хотим отметить роль тюрьмы в возникновении коллективной преступности. С точки зрения перспектив  Суд может и должен избрать индивидуализированную меру наказания, наиболее полно учитывающую как характер содеянного, так и степень общественной опасности самого деятеля. Поэтому один из способов решения проблемы это развитие и поддержание альтернативных мер наказания и убеждении судов в необходимости их применять.
Перечисленные обстоятельства предопределяют актуальность настоящего дипломного исследования и его новизну.
Объект и  предмет исследования. Объектом дипломного исследования являются система видов уголовного наказания, в условиях современной России.
Предмет исследования - состояние, структура, роль и эффективность действия системы наказаний российского законодательства.
 Его цели  и задачи состояли в следующем:
  - раскрытие основных особенностей видов уголовных наказаний и их функционирование в современном уголовном праве  России.
          -описать и дать основные понятия видов и системы наказаний по уголовному кодексу РФ;
          -охарактеризовать особенности видов уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы;
          -проанализировать особенности видов уголовных наказаний, связанных с лишением свободы;
           - изучение закона и практики  применения, исполнения уголовных  наказаний; 
           - оценка этого закона с точки  зрения его эффективности, разработка  мер по его совершенствованию,  а также некоторые рекомендации  по правильному применению на практике.
            Методологическую основу дипломного исследования составили общенаучный системный и конкретно-исторический подходы, частично-научный метод исследования.
            Основу работы составило действующее  уголовное законодательство и советское уголовное законодательство.
             В свое работе автор опирался  на труды видных ученых-юристов  прошлого и настоящего периодов  времени Акимов Е., Ветров И. Н., Гаухман Л.Д., Греков М., Здравомыслов Б.В., Зайцев Е. Н., Китаев Н., Казаченко И.Л., Лебедев В., Лихачев Д.С., Михлин А., Петрухин И., Статкус В.Ф., Чучаев А., Ялин А. и др., а также на труды зарубежных ученых-исследователей, а именно Вивьен Стерн, «Об альтернативах тюремному заключению в развивающихся странах».
            Эмпирической базой исследования послужили материалы судебной практики г. Н.Новгорода и Нижегородской области, изучено 58 архивных личных дел граждан, отбывающих наказания не связанных с лишением свободы.
           Практическая значимость работы обусловлена элементами ее новизны; она заключается в том, что полученные в результате исследования данные позволили внести достаточно обоснованные и, по мнению автора, значимые предложения как по совершенствованию закона о системе уголовного наказания, так и по его применению на практике.
           Положения, выносимые на защиту. По результатам проведенного исследования на защиту выносятся следующие выводы и предложения, имеющие теоретическое и практическое значение:
1.Система наказаний не связанных с лишением свободы нужно развивать и дополнять новыми видами альтернативных наказаний, на что и направлена будущая реформа системы наказаний уголовного права России.
 
2.Система наказаний связанных с лишением свободы, должны быть направлены на то, чтобы осужденный, попавший в места лишения свободы не приобщался к законам криминального мира, а исправлялся и осознавал свою вину. Это необходимо для избежания рецидивов, тем самым развития преступности.
3. На наш взгляд, во-первых, необходимо внести изменение в части 1 статьи 50 УК РФ, «исправительные работы назначаются осужденному, не имеющему основного места работы» заменить словами, «исправительные работы назначаются осужденным, имеющим и не имеющем основное места работы».
     Во-вторых, внести поправки в ч. 4 ст.76 УИК РФ, которая гласит следующее, что «по решению суда осужденный может быть заключен под стражу и направлен в колонию-поселение под конвоем в порядке, предусмотренном статьями 75 и 76 настоящего Кодекса, в случаях уклонения его от следствия или суда, нарушения им меры пресечения или отсутствия у него постоянного места жительства на территории Российской Федерации», изложить в следующей редакции, «по решению суда осужденный может быть заключен под стражу и направлен в колонию-поселение под конвоем в порядке, предусмотренном статьями 75 и 76 настоящего Кодекса, в случаях уклонения его от следствия или суда, нарушения им меры пресечения или отсутствия у него постоянного места жительства на территории Российской Федерации не имеющего материальных средств к существованию».
     Структура  дипломной работы определена  ее целями и задачами. Она состоит  из введения, трех глав, заключения  и списка использованной литературы.
 
 
      ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ НАКАЗАНИЙ ПО УГОЛОВНОМУ ПРАВУ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
§1. История  развития системы наказаний России
Система наказаний —  это целостное множество видов  наказания (элементов системы) и подсистем, включающих сгруппированные по различным основаниям виды наказания. Система наказаний призвана обеспечить реализацию целей наказания по видам наказаний (см. ст. 44—59 УК РФ) и по санкциям норм Особенной части Кодекса. Система наказаний — это не простой перечень видов наказаний, который представлен статьей 44 УК РФ "Виды наказаний". Как всякая система она охватывает подсистемы, т. е. группы видов наказаний, классифицируемых по различным основаниям, находящимся в определенной соподчиненности (иерархии), во взаимодействии с метасистемой в виде систем санкций других отраслей права. Содержание подсистем проистекает из норм гл. 9 "Понятие и цели наказания. Виды наказаний", а также из конструкции санкций за конкретные преступления.
Исторически система  наказаний в российском уголовном  законодательстве XX в. развивалась от чрезвычайно сложной, непоследовательной и одновременно суровой лестницы наказаний в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. к довольно четкой и краткой, хотя и весьма суровой системе наказаний по Уголовному уложению 1903 г. Последнее предусматривало восемь видов наказания: 1) смертная казнь; 2) каторга; 3) ссылка на поселение; 4) заключение в исправительном доме; 5) заключение в крепости; 6) заключение в тюрьме; 7) арест; 8) денежная пеня. В советское и постсоветское время — от юридически слабо обоснованной системы наказаний в Руководящих началах уголовного права РСФСР 1919 г. постепенно переходили ко все более совершенствующимся системам наказаний в УК 1922, 1926, 1960 и 1996 гг.
 
       Как отмечалось в главе об истории уголовного законодательства, первая советская система наказаний в Руководящих началах содержала пятнадцать видов наказания. Из них собственно уголовными мерами были лишь пять. Остальные, например, внушение, выражение общественного порицания, объявление бойкота и т. п., представляли собой общественно-нравственные санкции. Однако не следует спешить с обвинениями составителей Руководящих начал в непрофессионализме. Эта система отражала высокогуманные представления ее разработчиков о возможности противостоять преступности столь либеральными мерами. Разработчики располагали двумя системами наказаний по Уложениям 1845 и 1903 гг. Однако они не воспользовались ими как чрезвычайно суровыми, а составили свою.
УК 1960 г., который частично продолжает действовать поныне согласно ст. 10 об обратной силе уголовного закона, включал 14 видов наказания. После исключения ссылки и высылки их осталось 12. Среди них были общественное порицание и возложение обязанности загладить причиненный вред. Они также скорее относились к мерам общественного воздействия.
 
§2.Современное  состояние системы наказаний  Уголовного права РФ.
 
Первой позитивной чертой системы наказаний по УК РФ является ее многообразие. Она включает 17 видов наказания и 12 подсистем наказаний.
Согласно буквенным  обозначениям видов наказания — их двенадцать. Однако в п. "б" ст. 44 УК предусмотрен не один, а два вида наказания: "лишение права занимать определенные должности" и "лишение права заниматься определенной деятельностью". Также в п. "в" —пять видов наказания: лишение специального звания, лишение воинского звания, лишение почетного звания, лишение классного чина, лишение государственных наград. Поэтому, если считать точнее, видов наказания не двенадцать, а — семнадцать.
Это позволяет достаточно тщательно индивидуализировать  наказание судам и исполнять  его пенитенциарным, уголовно-исполнительным органам. Известно: чем больше подсистем (групп) и элементов (видов наказания) в системе наказаний, тем эффективнее она, как любая система, способна достичь своих целей. В зарубежных УК среди основных видов наказания фигурируют, как правило, три: арест, штраф и тюремное заключение. Иногда четвертым видом наказания выступает смертная казнь.
Второй особенностью российской системы наказаний выступает  ее гуманизм, проявляющийся в видах и размерах наказания. Из 17 мер наказания 15 не связаны с изоляцией от общества. Смертная казнь и пожизненное лишение свободы носят исключительный характер и могут назначаться лишь по пяти составам преступлений. Как ранее отмечалось, согласно решению Конституционного Суда РФ, с марта 1999 г. суды не могут выносить приговоры с наказанием в виде смертной казни. Максимальный срок лишения свободы — 20 лет (в большинстве зарубежных УК — 30 лет с широко применяемым пожизненным заключением; см. например, УК Франции). Режим отбывания лишения свободы также регламентирован Уголовным, а не Уголовно-исполнительным кодексом, тем более не тюремной администрацией, как при неопределенных приговорах в США.
Третья специфика системы  наказаний по УК РФ — следование принципу законности. Она регулируется исключительно Уголовным кодексом. Не существует параллельно системы мер безопасности.
Подсистемы, объединяющие виды наказания, могут быть сгруппированы следующим образом.
Наказания подразделяются прежде всего по двум подсистемам: наказания, связанные с изоляцией от общества и не связанные. В уголовной статистике это первый показатель структуры судимости.
К наказаниям, связанным  с изоляцией от общества, относятся: арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы. Остальные тринадцать видов наказания не связаны с изоляцией от общества.
По самостоятельности  применения и исполнения наказания  подразделяются на три подсистемы: основные, дополнительные и смешанные (основные и дополнительные). Статья 45 УК предусматривает девять основных видов наказания. Таковы обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь. Три вида наказания — штраф, лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью применяются в качестве как основного, так и дополнительного. Пять видов наказания — только дополнительные: лишение специальных званий, лишение воинского звания, лишение почетного звания, лишение классного чина, лишение государственных наград.
Три названные группы наказаний различаются по содержанию, целям, регламентации в санкциях и порядку назначения. Основные наказания — главные в санкциях за преступления. Дополнительные выполняют вспомогательную роль. Они не могут поэтому быть строже основных наказаний. Функции дополнительных наказаний состоят в утяжелении и спецификации основных наказаний. Они позволяют лучше, чем основные наказания, учитывать характер общественной опасности преступления, а также лица, его совершившего.
Например, такое дополнительное наказание, как лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью, назначаются судами лишь в случаях, когда преступление совершено с использованием служебной или иной трудовой деятельности. Так, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 14 от 5 ноября 1998 г. "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения отмечается, что если содеянное по своему характеру не связано с должностным положением или профессиональной деятельностью виновного, он не может быть лишен права занимать эту должность или заниматься такой деятельностью1.
Конструкция основных и  дополнительных наказаний в санкциях и порядок их назначения неодинаковы. Основные наказания всегда указаны в санкциях. Дополнительные — не всегда. При этом некоторые из них, а именно штраф и конфискация имущества, могут назначаться судом, если включены в санкции. Остальные дополнительные наказания назначаются по усмотрению суда.
Основные наказания  в санкциях указаны в единственном виде или альтернативно с другими. Суд может назначать лишь одно основное наказание. Дополнительных наказаний суд может назначать два и более. Однако в сумме они не должны перевешивать основное наказание.
По содержанию лишений  и ограничений прав и свобод осужденных наказания делятся на пять групп (подсистем). Сразу оговоримся, что содержательно все виды наказания, кроме смертной казни, имеют комплексный характер. Критерием их дифференциации служит ведущий вид лишения или ограничения.
Подсистема "лишение  свободы" включает связанные с  изоляцией от общества арест, лишение свободы на срок и пожизненное лишение наказания. Конечно, полной изоляции от общества ни одно из них не влечет, даже при отбывании лишения свободы в тюрьме или пожизненного лишения свободы в одиночных камерах. По новому УИК РФ осужденные получили право на ежегодные отпуска с выездом за пределы уголовно-исполнительного учреждения. Поэтому в литературе вносятся предложения о переименовании лишения свободы на заключение в уголовно-исправительном учреждении:
Подсистема "ограничение  свободы" включает одноименный вид, наказания и содержание в дисциплинарной воинской части. Как и лишение свободы, оно соединяется с ограничением трудовых, семейных и жилищных прав. Ведущее ограничение — это ограничение в передвижении.
Подсистема имущественных  наказаний представляет собой ограничение материальных прав осужденных. Таковы штраф и конфискация имущества.
Подсистема трудовых наказаний охватывает исправительные работы, обязательные работы, ограничение по воинской службе, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Ведущим ограничением здесь выступает принудительный труд, т. е. труд не по собственному выбору. Комплексность подсистемы трудовых наказаний выражается в сочетании профессиональных ограничений  материальными, связанными прежде всего с оплатой труда и получением в последующем пенсий.
Наконец, последняя исключительная подсистема наказаний включает всего  один вид — смертную казнь. С вступлением  России в Европейский Союз на исполнение смертной казни наложен, начиная с 1996 г., трехлетний мораторий, после чего должна последовать отмена смертной казни. Ничего экстраординарного в этом для России нет. Как отмечалось, в XX в. смертная казнь в России и СССР отменялась четыре раза.' Ныне более пятисот осужденных к смертной казни ожидают окончательного решения своей участи.
Виды наказания по временным показателям иногда дифференцируют также на две подсистемы — срочные и бессрочные. Срочные — такие, которые назначаются на определенный период времени. К ним относится большинство видов наказания. Сроки однозначно определены в законе. При этом во исполнение принципа гуманизма запрещается назначать наказание за одно преступление выше максимального предела санкций за него. Назначение наказания более мягкого, чем предусмотрено в санкции за соответствующее преступление, допускается (ст. 64 УК).
Подсистема бессрочных наказаний, которые назначаются  за тяжкие преступления, включает лишение  специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, пожизненное лишение свободы, смертную казнь. При этом пожизненное лишенное свободы лицо по отбытии не менее двадцати пяти лет заключения может быть условно-досрочно освобождено, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания (п. 5 ст. 79).
В зарубежных кодексах можно встретить и другие классификации подсистем наказаний. Например, в УК Испании 1995 г. наказания по характеру и размеру делятся на строгие, менее строгие и небольшие. В этом же Кодексе имеется оригинальная норма, которая определяет, какие санкции не являются наказаниями.
Целостность системы  наказаний предполагает их определенную иерархию и последовательность расположения внутри системы наказаний. УК 1996 г., в отличие от УК 1960 г., расположил виды наказания от менее тяжких к более тяжким (ст. 44 УК). Аналогична последовательность видов наказания и в санкциях за конкретные преступления.
Такое законодательное  решение позволяет суду правильно просчитывать варианты санкций и вначале обсудить возможность назначения менее строгих наказаний. Часть 1 ст. 60 прямо устанавливает, что более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не„сможет обеспечить достижение целей наказания. При замене наказания на более строгое, при злостном уклонении от исполнения первоначально назначенного наказания суд при такой конструкции перечня наказаний получил возможность более четко определять сравнительную тяжесть наказания. При замене неотбытой части наказания более мягким видом (ст. 80 УК) у суда имеется такая же возможность.
В первый год действия УК (1997 г.) система наказаний в  структуре судимости выглядела так: удельный вес штрафа по всем назначенным судами наказаниям, включая условное осуждение, составил 7,9%. Его снижение с 13% в 1996 г. объясняется сложностью исполнения в условиях социально-экономического кризиса. Применение исправительных работ по тем же правилам снижено до 6,9%. Лишение свободы на определенный срок составило 32,8%, пожизненное лишение свободы назначено 16 осужденным за убийства. Ввиду моратория на смертную казнь с 1997 г. она не была исполнена, равно как и в отношении более тысячи приговоренных ранее к этому наказанию.
Ввиду отсрочки применения по финансовым соображениям трех видов  основных наказаний особенно резко  выражено (до 52,4%) назначение судами условного  осуждения к лишению свободы (ст. 73, 74). Беспрецедентно высокий рост условного осуждения в действительности противоречит принципу индивидуализации наказания, т. е. соответствия тяжести преступлений и личности виновного его наказуемости.
Таким образом, многообразие и разнообразие системы наказаний позволяет суду тщательно индивидуализировать наказание при его назначении, а органам уголовно-исполнительной системы — исполнять. Она отвечает принципам законности, личной и виновной ответственности, справедливости и гуманизма. Система наказаний — единственная в УК РФ и не конкурирует с системой мер безопасности, как в большинстве зарубежных государств.
Система наказаний - это установленный законом, соответствующий понятию наказания и его целям, обязательный для судов исчерпывающий перечень видов наказания, расположенных в определенном порядке соответственно степени их тяжести.2 Приведенное определение основывается на трех основных признаках системы наказаний:
1. Систему наказаний  образует предусмотренный уголовным  законом исчерпывающий перечень видов наказаний. Такой перечень предусмотрен ст. 44 УК РФ и включает в себя: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься, определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; конфискация имущества; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь.
2. Перечень видов наказаний, приведенный в ст. 44 УК РФ, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Это означает, что суд  в правоприменительной деятельности обязан придерживаться этого перечня  и не вправе применять наказания, не предусмотренные законом.
3. Систему наказаний образует перечень их видов, расположенных в определенном порядке по степени тяжести.
В УК РФ наказания расположены  в порядке от менее строгого к  более строгому. Такой порядок призван ориентировать суды в сторону экономии уголовной репрессии. В соответствии с ч. I ст. 50 УК РФ более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания. Следует учитывать, что систему наказаний образует именно та их последовательность, которая дана в ст. 44 УК РФ.
С учетом разнообразия предусмотренных  законом наказаний, а также условий, при которых они "могут быть назначены, в юридической литературе предложены различные варианты классификации наказаний.3 В зависимости от содержания и основной направленности правоограничений, составляющих содержание отдельных видов наказаний, среди последних можно выделить следующие:
1. Наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества, в том числе:
а) направленные на ограничение  предусмотренных Конституцией РФ (ст. 34-37) прав по свободному распоряжению личным имуществом, землей, заработной платой, а также специальными льготами и преимуществами, предусмотренными законом для определенных категорий граждан, - штраф, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, конфискация имущества;
б) направленные на ограничение  вытекающих из ст. 37 Конституции РФ правомочий граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию — лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе;
в) направленные на ограничение предусмотренного ст. 27 Конституции РФ права граждан на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства - ограничение свободы; содержание в дисциплинарной воинской части.
2. Наказания, связанные с изоляцией от общества, - арест, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы.
3. Исключительная мера наказания - смертная казнь.
В соответствии с предусмотренным  ст. 45 УК РФ порядком применения наказаний они подразделяются на три группы:
а) основные;
б) дополнительные;
в) назначаемые либо в качестве основных, либо в качестве дополнительных.
Основные наказания  могут назначаться только самостоятельно и независимо друг от друга. Они не могут присоединяться к другим видам  наказания. Определяя наказание, суд может назначить только одно из основных наказаний, предусмотренных законом за данное преступление. К числу
основных наказаний  относятся: обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь.
Дополнительными наказаниями  являются такие, которые не могут  назначаться самостоятельно, а могут лишь присоединяться к основным наказаниям для усиления воспитательно-предупредительного воздействия на осужденного. (Согласно ч. 3 ст. 45 УК РФ таковыми являются: лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; конфискация имущества.
Некоторые виды наказаний, в частности штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, могут применяться как в качестве Основных, так и в качестве дополнительных. В качестве основных они могут назначаться лишь в случаях, прямо указанных в санкциях статей уголовного закона. В качестве дополнительного наказания штраф может назначаться также лишь в случаях, предусмотренных Особенной частью УК РФ, а лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - во всех случаях, когда суд сочтет необходимым его применение.
Разделение наказаний  на общие и специальные в теории уголовного права основано на особенностях лиц, охуждаемых за преступления. Некоторые  наказания могут применяться лишь к лицам, обладающим специальными признаками, указанными в законе, в то время как другие наказания - к общей массе преступников. Например, ограничение по военной службе и содержание в дисциплинарной воинской части относят к специальным наказаниям, поскольку они применяются лишь к военнослужащим.
В ряде случаев закон  указывает минимальные и максимальные периоды времени, в течение которых может исполняться определенное наказание, предоставляя суду право определять его срок в каждом конкретном случае. Исполнение других видов наказания в нормах уголовного права не связывается с каким-либо сроком. Отсюда наказания делят на срочные и не связанные с определенным сроком. К числу срочных видов наказания относятся: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок. В качестве наказаний, не связанных с определенным сроком, выступают: штрафа лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; конфискация имущества; пожизненное лишение свободы; смертная казнь.
Общей чертой срочных  наказаний является то, что их исполнение предполагает специальное психолого-педагогическое (исправительное) воздействие на осужденного, включающее проведение с ним воспитательной работы и осуществление контроля за его поведением. Поэтому данные наказания рассчитаны прежде всего на лиц, обладающих устойчивыми антиобщественными Ориентациями.
Научно-практическая ценность приведенных классификаций состоит  в том, что они способствуют выявлению  возможностей каждого вида наказания  в предупреждении преступлений, позволяют находить оптимальное сочетание наказаний, прослеживать системные связи между ними.
 
II. ВИДЫ УГОЛОВНЫХ  НАКАЗАНИЙ НЕ СВЯЗАННЫХ С ЛИШЕНИЕМ  СВОБОДЫ 
 
§1. Штраф 
В ч. 1 ст. 46 УК РФ штраф определяется как денежное взыскание, налагаемое судом на осужденного в случаях и в пределах, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 УК РФ штраф устанавливается в  размере от двух тысяч пятисот  до одного миллиона рублей или в  размере заработной платы или  иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет. Штраф в размере от пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше трех лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.
По самостоятельности  назначения штраф следует отнести  к подсистеме наказаний, которые  могут быть назначены как в  качестве основных, так и в качестве дополнительных видов.
В историко-правовом аспекте  штраф как один из видов наказания был известен законодательству дореволюционной России.
Наиболее известным  памятником древнерусского права, содержащим нормы об уголовных наказаниях и  их исполнении, является Русская Правда.
Так, в законах Древней  Руси, например, ст. 1 краткой редакции Русской Правды предусматривала за убийство кровную месть, а при отказе от нее – сорок гривен за голову семье потерпевшего (кроме холопов), т.е. кровная месть могла быть заменена вирой (штрафом) в 40 гривен. Таким образом, штраф являлся альтернативой смертной казни. Кровная месть либо штраф в 3 гривны предусматривались альтернативно и за нанесение телесных повреждений, причем преступник обязан был уплатить лекарю за оказанную потерпевшему медицинскую помощь.
За нанесение увечий, тяжких телесных повреждений назначались «полувиры» (20 гривен – ст. ст. 27, 88 Пространной редакции4). Все остальные преступления (как против личности, так и имущественные) наказывались штрафом – «продажей», размер которой дифференцировался в зависимости от тяжести преступления 91, 2, 12 гривен)5
В подавляющей части  статей Краткой Правды предусматривалось  наказание вирой – денежным штрафом, а размер виры (штрафа) зависел от характера и тяжести преступления, сословного положения потерпевшего и преступника.
В сравнении с Русской Правдой система наказаний и процесс их исполнения по Судебникам 1497 и 1550 гг. приобретают более суровый характер, жестокость и неопределенность их формулировки.
В качестве дополнительных наказаний часто применялись  штрафы и денежные взыскания за должностные преступления, нарушение прав собственника, земельные споры и т.д. Как самостоятельный вид имущественная санкция применялась в случаях оскорбления (ст.6 Судебника 1497 г.) и бесчестье (ст. 26 Судебника 1550 г.)6 и т. д. Размер штрафа варьировался в зависимости от тяжести проступка и статуса потерпевшего7
Соборное Уложение 1649 года явилось новым этапом юридической  техники. Оно стало первым печатным памятником русского права и подвело  итог длительному развитию русского права. Соборное Уложение пошло по пути дальнейшего наращивания устрашающего начала наказания и процесса его исполнения.
По Соборному Уложению широко применялись имущественные  санкции, в качестве наказаний применялись  штрафы, так например, глава X Уложения в семидесяти четырех случаях устанавливала градацию штрафов «за бесчестье»8 в зависимости от социального положения потерпевшего (ст. ст. 32 – 99 Уложения).
Важным источником предписаний  о системе наказаний и их исполнении стал Артикул воинский 1715 года. По сравнению  с Соборным уложением Артикул  воинский содержал значительно большее  число видов преступлений, причем составы преступлений были определены более точно и четко.
Артикул воинский знает  также имущественные наказания, которые чаще всего применялись  к офицерам в виде штрафа (ст. ст. 10, 17), вычет из жалования (ст. ст. 37,48). За оскорбление словом виновный перед судом просил прощения у обвиненного. Если оскорбление было жестоким, то дополнительно наказывался штрафом и краткосрочным тюремным заключением.
Систематизация российского  законодательства, проведенная при  Николае I, в области уголовного права завершилась принятием 15 августа 1845 г. Уложения о наказаниях уголовных и исправительных. Уложением устанавливалось два главных разряда наказаний: уголовные и исправительные.
Согласно ст. 34 Уложения о наказаниях к исправительным  наказаниям относилось и денежное взыскание. В соответствии Уложению 1845 года различались штрафы, поступающие в казну, и пени, поступающие в приходы общественного призрения и другие общеполезные учреждения.
Под влиянием буржуазных веяний входе прогрессивной судебной реформы 20 ноября 1864 года был принят Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
Закон определял сферу  юрисдикции мировых судей следующим  образом: им были подсудны дела «о менее  важных преступлениях и проступках», за которые предусматривались также санкции, как денежные взыскания на сумму не свыше трехсот рублей. Например, за неисполнение законных распоряжений, требований или постановлений правительственных или полицейских властей (ст. 29) следовал штраф до 15 рублей, за истребление или порчу поставленных по распоряжению правительства предостерегательных и межевых знаков или других, служащих для обозначения границ, когда при том не было корыстной или иной преступной цели (ст. 28), виновные подвергались аресту не свыше трех месяцев или денежному взысканию не свыше трехсот рублей (ст. 32).
Развитием идей демократии и гуманности стало Уголовное  Уложение, принятое 22 марта 1903 г.
Уголовное Уложение практически  без изменения включило в перечень уголовных наказаний виды наказаний, определенных Законом от 11 декабря 1879 г9. По Уголовному Уложению также предусматривало две разновидности штрафа: денежную пеню и денежное взыскание. Пеня (от лат. Роеnа – наказание) являлась главным видом имущественных взысканий в уголовном праве. Денежная пеня могла назначаться или в определенных законом размерах, как наказание, или же с указанием в законе только масштаба для вычисления этих взысканий.10 Уплата денежной пени может быть отсрочена или рассрочена судом на время не свыше одного года со дня вступления приговора в законную силу (ст. 24).
Штраф как наказание  имущественного характера занимал  одно из важных мест в законодательстве России советского периода. Уголовное  законодательство РСФСР во многих статьях  допускал возможность назначения штрафа за совершение довольно значительного числа преступлений. Так, В УК РСФСР 1960 г. применение штрафа предусматривалось в санкциях около 80 статей. Однако в судебной практике штраф назначался в небольшом объеме.
В действующем УК штраф  предусмотрен в санкциях более чем 30 % норм Особенной части УК, в частности, в 60,6 % - за преступления в сфере экономической деятельности.11
В последние годы наметилась тенденция к резкому сокращению применения штрафа и продолжает сокращаться. Так,  в 1995г. к штрафу, как  основной вид наказания был назначен в отношении 11785 осужденных (12,0 %), а как дополнительный к штрафу назначен в отношении 236 осужденных (0,02 %), в 1996г. как основной – 144018 осужденных (13,1 %), как дополнительный за этот же период 336 осужденных (0,03 %), в 1997 г. как основной вид наказания осуждены к штрафу 79818 осужденных (7,9 %), а как дополнительный – 3161 осужденных (0,3 %), в 1998г. к штрафу осуждены как основной вид наказания 59628 осужденных (5,9%), а как дополнительный 4776 осужденных (0,4 %).
Как отечественная, так  и зарубежная практика дают многочисленные подтверждения тому, что умелое применение этого наказания способно оказывать достаточно серьезное психологическое воздействие на правонарушителей, а его материальные последствия - делать невыгодным совершение многих видов имущественных, экономических и иных преступлений. Поэтому в некоторых международных документах, например Минимальных стандартных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением, рекомендуется широкое использование штрафа как альтернативы лишению свободы.
С учетом отмеченных обстоятельств  УК РФ содержит ряд новелл, направленных на расширение сферы применения данного вида наказания.
Во-первых, предусмотрена  возможность применения штрафа за довольно широкий круг преступлений. Он предусмотрен в санкциях более чем 30% норм Особенной части УК, в том числе в 64% санкций за преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина, в 60,6% - за преступления в сфере экономической деятельности, в 50% - за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, в 45,7% - за экологические преступления.
Во-вторых, внесены изменения  в порядок исчисления размера  штрафа и в предельные его размеры. УК РСФСР предусматривал размер штрафа в пределах от одной второй минимального размера оплаты труда до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда либо в размере пятидесятикратной суммы причиненного ущерба. Лишь в исключительных случаях за отдельные преступления устанавливались более высокие размеры штрафа. Согласно же ч. 2 ст. 46 действующего УК штраф устанавливается в размере от двух тысяч пятисот до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет. Таким образом, законом предусмотрены достаточно широкие пределы усмотрения суда при назначении штрафа и определении его размера, создающие возможность дифференцированного и вместе с тем достаточно сильного предупредительного воздействия на осужденного.
В-третьих, усилена ответственность за злостное уклонение осужденного от уплаты штрафа. Если по ч. 3 ст. 30 УК РСФСР в таких случаях суд мог заменить неуплаченную сумму штрафа наказанием в виде исправительных работ без лишения свободы либо в виде возложения обязанности загладить причиненный вред, то согласно ч. 5 ст. 46 УК РФ в случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.
Наряду с этим ст. 46 УК РФ содержит и положения, направленные на разумное ограничение применения штрафа. Очевидно, что штраф не следует  применять за тяжкие насильственные преступления, поскольку это давало бы возможность как бы «откупаться» от реальной ответственности за такие деяния, как убийство, изнасилование и т.п. Штраф не должен превращаться и в средство разорения осужденного и его близких, поскольку это противоречило бы целям уголовного наказания.
Поэтому, во-первых, в ст. 46 УК РФ содержится указание на то, что размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления. В нормах Особенной части УК не только определены конкретные преступления за совершение которых может быть назначен штраф, но и указаны пределы данного наказания. Например, за неосторожное повреждение или уничтожение чужого имущества в крупном размере, совершенное путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, санкция ч. 1 ст. 168 УК предусматривает штраф в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до одного года.
 А за мошенничество  (ч. 1 ст. 159 УК) – наказывается штрафом  в размере до ста двадцати  тысяч рублей или в размере  заработной платы или иного  дохода осужденного за период  до одного года (в альтернативе  с другими наказаниями).
Во-вторых, в пределах санкции статьи УК РФ суд определяет конкретный размер штрафа с учетом имущественного положения осужденного  и его семьи. При этом учитываются  реальные возможности осужденного. Нормами Уголовно-исполнительного  кодекса РФ предусмотрено, что осужденный обязан уплатить сумму штрафа в месячный срок с момента вступления приговора в законную силу. Однако в случаях, когда осужденный не может единовременно уплатить штраф, суд по ходатайству осужденного и заключению судебного исполнителя может рассрочить уплату штрафа определенными частями на срок до трех лет.
В-третьих, согласно ч. 4 ст. 46 УК РФ штраф в качестве дополнительного  вида наказания может назначаться только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК.
Следует также учитывать, что замена штрафа другими видами уголовного наказания предусмотрена законом не при всяком, а лишь при злостном уклонении осужденного от уплаты штрафа. В соответствии со ст. 32 УИК РФ злостно уклоняющимся от уплаты штрафа считается осужденный, не выплативший штраф в установленный законом срок и скрывающий свои доходы и имущество от принудительного взыскания. В случаях, когда уклонение от уплаты штрафа не является злостным, наказание исполняется принудительно в порядке, предусмотренном Гражданско-процессуальным кодексом РФ.
 
§2. Лишение  права занимать определенные должности  или заниматься определенной деятельностью 
 
Данное наказание, как  указано в ст. 47 УК РФ, состоит  в запрещении занимать должности  на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Оно может назначаться на срок от одного года до пяти лет в качестве основного и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания в тех случаях, когда суд с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного признает невозможным сохранение за ним права занимать какую-либо должность либо работать в какой-либо сфере деятельности.
На практике это наказание  назначается, главным образом, лицам, преступления которых были связаны с должностным положением или профессиональной деятельностью (например, работникам торговли, осуждаемым за корыстные преступления, водителям - за автотранспортные преступления, государственным служащим - за различного рода злоупотребления своим положением и т. п.).
При осуждении к лишению  права занимать определенные должности  или заниматься определенной деятельностью соответствующие должности либо вид деятельности в приговоре суда должны быть обозначены конкретно. Противоречит закону запрещение работать в торговле или заниматься предпринимательством, так как эти сферы включают в себя неопределенно широкий круг профессий или видов деятельности (грузчика, бухгалтера, продавца и т. д.).
В отличие от штрафа лишение  права занимать определенные должности  или заниматься определенной деятельностью, согласно ч. 3 ст. 47 УК, может назначаться в качестве дополнительного наказания и в тех случаях, когда оно не предусмотрено санкцией статьи Особенной части УК в качестве наказания за данное преступление. В качестве основного этот вид наказания может быть назначен лишь в случаях, указанных в законе.
В соответствии с ч. 4 ст. 47 УК в случае назначения лишения  права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. При соединении этого наказания с другими основными срочными видами наказания оно распространяется на все время их отбывания, но при этом его срок начинает исчисляться с момента их отбытия.
Порядок исполнения наказания  в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью подробно урегулирован нормами уголовно-исполнительного права, можно лишь отметить, что администрация организаций по месту работы или службы осужденного, а также органы, правомочные аннулировать разрешение на занятие определенным видом деятельности, обязаны обеспечить исполнение приговора суда в трехдневный срок после его получения. Злостное неисполнение приговора суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью влечет за собой уголовную ответственность виновных лиц по ст. 315 УК РФ.
 
§3. Обязательные работы
 
Обязательные работы являются новым видом наказания  для российского уголовного права. Его включение в систему наказаний осуществлено с учетом рекомендаций международного сообщества, а также практического опыта некоторых зарубежных государств, имеющих развитую рыночную экономику. Например, подобное наказание успешно применяется в Великобритании с 1973 года.
Содержание рассматриваемого наказания, как указано в ч. 1 ст. 49 УК РФ, состоит в выполнении осужденным в свободное от работы время или во время, свободное от учебы, бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. Характер такого рода работ действующим законодательством пока не определен. В зарубежных странах осужденные к подобным наказаниям чаще всего привлекаются к работам, не требующим высокой квалификации, низкооплачиваемым и не престижным у населения, например к очистке улиц, площадей, скверов и других объектов.
Обязательные работы относятся к числу срочных  видов наказания. Однако, в отличие  от других срочных наказаний, его  продолжительность исчисляется  не днями, месяцами и годами, а в  часах. На основании ч. 2 ст. 49 УК РФ обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день.
В случае злостного уклонения  осужденного от отбывания обязательных работ ч. 3 ст. 49 УК РФ они заменяются лишение свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока лишения свободы из расчета один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ. Согласно ст. 30 УИК РФ злостно уклоняющимся от отбывания данного наказания считается осужденный:
а) более двух раз в  течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин; б) более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину; в) скрывшийся с целью уклонения от отбывания наказания.
В ч. 4 ст. 49 УК РФ определен круг лиц, которым обязательные работы не могут быть назначены. Это инвалиды 1-й и 2-й групп, пенсионеры по возрасту, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до восьми лет, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.
Напомним в этой связи, что речь идет об основном наказании, которое может применяться лишь в случаях, предусмотренных нормами Особенной части УК РФ. Между тем ни одна санкция норм об ответственности за преступления против военной службы, выделенных в гл. 33 УК РФ, не предусматривает такого наказания. Следовательно, военнослужащие-контрактники могут осуждаться к обязательным работам и отбывать их в свободное от службы время при осуждении не за воинские, а за иные преступления, например за нанесение побоев (ст. 116 УК РФ), кражу (ч. 1 ст. 158 – УК РФ) и др.
Среди видов  наказаний, содержащихся в ст. 44 УК РФ, есть наказание, именуемое обязательными  работами (п. «г»). Оно занимает место  между лишением специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (п. «в»), применяемым только в качестве дополнительного, и исправительными работами (п. «д»), применяемыми только в качестве основного вида наказания.
Таким образом, исправительные работы – более строгое  наказание, чем обязательные работы. В свою очередь, обязательные работы по сравнению с еще одним упомянутым видом наказания (п. «в»), а также лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и штрафом являются более строгим видом наказания.
Следует подчеркнуть, что обязательные работы – новый вид наказания, предусмотренный ст. 49 УК РФ и применяемый только в качестве основного вида наказания (ч. 1 ст. 45 УК РФ). Содержание этого вида наказания определено в ч. 1 ст. 49 УК РФ и заключается в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. На основании ч. 2 ст. 49 УК РФ сроки наказания установлены в пределах от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день.
Закон предусматривает  и ответственность за последствия  злобного уклонения осужденного  от отбывания обязательных работ (ч. 3 ст. 49 УК), они заменяются лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока лишения свободы из расчета один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.
Согласно ст. 30 Уголовно-исполнительного кодекса уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный, более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин; более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину; скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.
Согласно ч. 3 ст. 88 УК Российской Федерации обязательные работы, назначаемые несовершеннолетним осужденным, имеют пределы, назначаются  на срок от сорока до ста шестидесяти  часов и заключаются в выполнении посильных для несовершеннолетних работ. Выполняются они также в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность их для осужденных в возрасте до 15 лет не может превышать двух часов в день, от 15 до 16 лет не может превышать трех часов в день.
В соответствии с ч. 5 ст. 88 УК РФ, ограничение свободы назначается несовершеннолетним осужденным в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.
Обязательные  работы имеют и другие ограничения в применении. На основании ч. 4 ст. 49 УК обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.
Согласно ч. 1 ст. 25 УИК РФ исполнение уголовного наказания в виде обязательных работ  возлагается на уголовно-исполнительные инспекции по  месту жительства осужденных на объектах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
Как было отмечено, ст. 49 УК РФ говорит, что органы местного самоуправления по согласованию уголовно-исполнительной инспекцией определяют вид бесплатных общественных работ. Таким образом, органы местного самоуправления определяют и организации, где будут работать осужденные к обязательным работам. Виды и места  обязательных работ должны закрепляться актом местной администрации. Аналогичная акция может быть осуществлена и на договорной основе органами местного самоуправления с организациями, где предполагается использовать труд осужденных к обязательным работам, по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
Обязанности администрации  организаций, в которых осужденные будут отбывать обязательные работы, сформулированы и закреплены в ст. 28 УИК. На администрацию организаций  возлагается: контроль за выполнением  осужденными определенных для них работ; уведомление уголовно-исполнительной инспекции о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания.
На основании  ч. 2 ст. 28 УИК администрация организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, ежемесячно перечисляет в соответствующий бюджет финансовые средства за выполненные осужденными работы.
В случае причинения увечья, говорится в ч. 3 названной  статьи, связанного с выполнением  обязательных работ, возмещение вреда  осужденному производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Гарантом осуществления прав и обязанностей осужденных к обязательным работам выступают уголовно-исполнительные инспекции.
Таковы основные положения, дающие представление об обязательных работах как новом виде уголовного наказания.
Теперь есть смысл вернуться к содержанию ч. 1 ст. 49 УК РФ, где обязательные работы провозглашаются бесплатными. Вспомним также, что в ч. 2 ст. 28 УИК РФ закреплено положение о том, что администрация по месту работы осужденного ежемесячно перечисляет в соответствующий бюджет финансовые средства за выполненные осужденными работы. А уголовно-исполнительные инспекции в соответствии с ч. 3 ст. 25 УИК РФ контролируют своевременное перечисление в соответствующие бюджеты финансовых средств за выполненные осужденными работы.
Все ли здесь  логично? Получается, что работы эти - бесплатные для лиц, отбывающих наказание. А за выполненные ими работы деньги всё же начисляются и должны быть перечислены на специальный счет. Следовательно, эти работы бесплатными уже не назовешь.
Из сказанного можно сделать два общих вывода.
Первый - поскольку  обязательные работы есть в системе уголовных наказаний, надо готовиться к их исполнению. А дело это не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Напомним, что на основании ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" наказания в виде обязательных работ и ареста вводятся в действие Федеральным законом после вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний.
Такое же положение  относительно применения обязательных работ продублировано в ст. 5 Федерального закона «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации».
Второй вывод. Обязательные работы необходимо сделать  действительно бесплатными. В этом плане нужно согласиться с И. Клепицким, который предлагает внести в УИК РФ следующее дополнение: «Не допускается отбывание наказания в виде обязательных работ в коммерческих организациях, а равно использование труда осужденных к этому наказанию в деятельности, направленной на получение прибыли от реализации продукции (работ, услуг)»12.
§4. Исправительные работы 
 
Данный вид наказания является одним из наиболее распространенных и традиционных именно для отечественного уголовного права. Исправительные работы (ст. 50 УК РФ) состоят в принудительном привлечении осужденного к труду на срок, установленный приговором суда, с удержанием определенной части его заработка в доход государства.
В ч. 1 ст. 50 УК РФ указано, что наказание в виде исправительных работ назначаются осужденному, не имеющему основного места работы и отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного (ч. 1 ст. 39 УИК РФ).
Местом работы осужденного  могут быть предприятия, учреждения и организации любой формы  собственности, поскольку на каждое из них распространяются конституционные гарантии и предписания, предусмотренные трудовым законодательством либо иными нормативными актами (например, трудовые отношения членов кооператива регулируются Федеральным законом от 8 мая 1996 г. «О производственных кооперативах», а также уставом кооператива).
Уголовным законом установлен срок отбывания исправительных работ - от
двух месяцев до двух лет, в пределах которого суд определяет продолжительность наказания в  каждом отдельном случае. Сроки исправительных работ, на основании ст. 72 УК РФ, исчисляются в месяцах и годах, при сложении наказаний или замене одного наказания другим допускается исчисление срока исправительных работ в днях.
Срок данного наказания  исчисляется в порядке ст. 42 УИК  РФ на основе определения количества рабочих дней, которые должен отработать осужденный, включая и то время, когда он не работал по уважительным причинам с выплатой заработной платы: время болезни, отпуск по беременности и родам.
Согласно ч. 2 ст. 50 УК РФ, из заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда в пределах от пяти до двадцати процентов. Порядок осуществления таких удержаний подробно регламентирован нормами уголовно-исполнительного права. В случае злостного уклонения от отбывания исправительных работ, как указано в ч. 3 ст. 50 УК РФ, суд может заменить не отбытое наказание ограничением свободы, арестом или лишением свободы. В соответствии с ч. 3 ст. 46 УИК РФ злостно уклоняющимся от отбывания исправительных работ считается осужденный, допустивший повторное нарушение порядка и условий отбывания наказания, а также скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого неизвестно.
При замене исправительных работ другим наказанием и определении срока последнего один день исправительных работ приравнивается к одному дню ограничения свободы, два дня исправительных работ — к одному дню ареста, три дня исправительных работ к одному дню лишения свободы.
Но следует отметить, что в настоящее время на  практике данный вид наказания назначается лицам не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, иностранным гражданам, лицам не имеющим документов, т.к. зачастую именно такие граждане не имеют основного места работы. Возникает проблема при исполнения наказания службами УИН, т.к. граждан не имеющих определенных документов в настоящее время в нашей стране трудоустроить сложно и почти невозможно из-за повсеместных сокращений и нехватки рабочих мест. Организации трудоустроив данных граждан на работу вынуждены будут нарушить Трудовой кодекс РФ, потому что предусмотрен особый порядок приема на работу граждан, а лицам не имеющим не паспорта, не прописки тем более трудно получить рабочее место. На наш взгляд необходимо внести изменение в части 1 статьи 50 УК РФ, «исправительные работы назначаются осужденному, не имеющему основного места работы» заменить словами, «исправительные работы назначаются осужденным, имеющим и не имеющем основное места работы». В этом случае исправительные работы будут назначаться всем гражданам, как имеющим, так и не имеющим основного места работы, т.е. ранее трудоустроенный гражданин будет отбывать наказание по месту его основной работы. Но хотя лицо и останется наказания его работать на том же месте, что и до осуждения, при отбытии труд приобретает черты принудительного. Это проявляется в том, что нормами уголовно-исполнительного законодательства предусмотрен ряд ограничений для осужденного, связанных с его трудовой деятельностью. Например, в период отбывания исправительных работ осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения уголовно-исполнительной инспекции. Это во многом упростит работу служб УИК, т.к. проблем с трудоустройством не будет.
Но на практике существуют и такие примеры, 14.05.2007 года гражданина К. судья Нижегородского областного суда  по ч.2 ст.297 УК РФ назначил наказание в виде исправительных работ на срок 1(один) год удержание из его заработка 10% в доход государства. Но осужденный К. страдал инфильтративным 2-х сторонним туберкулезом легких, и являющегося инвалидом 3 группы, однако не усматривал оснований для применения при назначении наказания ст.64 или ст.73 УК РФ. С учетом того, что К. не работает, в связи с чем, не имеет источников дохода, а также вышеизложенных обстоятельств, суд пришел к выводу, что ему не может быть назначено наказание в виде штрафа. Но этот приговор невозможно исполнить, т.к. гражданин болен таким заболеванием, что, ни одна организация не сможет принять на работу такого гражданина.
 
III. ВИДЫ УГОЛОВНЫХ  НАКАЗАНИЙ СВЯЗАННЫХ С ЛИШЕНИЕМ  СВОБОДЫ
 
§1. Ограничение свободы
 
Наказание в виде ограничения  свободы предусмотрено в ст.44 УК РФ среди других видов наказания. Следует сразу отметить, что по сути дела под новым названием восстановлены ранее существовавшие правовые институты: условное осуждение с обязательным привлечением осужденного к труду и условное освобождение из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду (ст. ст. 24 и 53 УК РСФСР).
 
      Содержание наказания в виде ограничения свободы раскрыто в ст. 53 УК РФ.
         В соответствии  с  ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ,              10 января 2010 года ограничение свободы, включая «домашний арест», становится уголовным наказанием в России. Изменения в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-исполнительный кодекс РФ, которые вводят наказание в виде ограничения свободы, в начале текущего 2010 года вступили в силу.       
       Согласно ч.1 ст. 53 УК РФ ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы. При этом суд возлагает на осужденного обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы ст.50 УИК РФ, от одного до четырех раз в месяц для регистрации. Установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным.
       Срок ограничения свободы назначается в соответствии с ч.2 ст. 53 УК РФ, он исчисляется от двух месяцев до четырех лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести, а также на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.
       В период отбывания ограничения свободы (ч.3 ст.53 УК РФ) суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может отменить частично либо дополнить ранее установленные осужденному ограничения. Осуждённый обязан встать на учёт в уголовно-исполнительной инспекции (УИИ) по месту своего жительства. Этот орган, согласно статье 47.1 УИК РФ, осуществляет надзор за отбытием наказания осуждённым к ограничению свободы. Если осужденный злостно уклоняется от отбывания этого наказания, суд по представлению УИИ может заменить неотбытую часть наказания лишением свободы из расчета 1 день лишения свободы за 2 дня ограничения свободы. Инспекции проводят воспитательную работу с осужденными, в которой могут принимать участие и представители общественности. Осужденный обязан являться по вызову в УИИ для дачи объяснений по вопросам, связанным с отбыванием наказания. Если суд не установил для осуждённого ограничение на изменение места работы без согласия УИИ, осужденный обязан уведомить инспекцию не позднее 7 дней до дня изменения места работы.
      На наш взгляд, это нововведение спасет от тюрьмы сотни тысяч человек - они смогут отбывать наказание за нетяжкие преступления под «домашним арестом». Подобное наказание будет особенно эффективным для подростков. Ограничение свободы как вид наказания теперь может применяться вместо ареста к несовершеннолетним – на срок от 2 месяцев до 2 лет. Осужденный на ограничение свободы не сможет уходить из дома или квартиры в определенное время суток, без уведомления надзорного органа изменять место жительства или пребывания, место работы или учебы, выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования. Осужденный не сможет посещать определенные места, в том числе массовые мероприятия. Суд возлагает на осужденного определенные обязанности - ему надо будет от одного до четырех раз в месяц являться для регистрации в орган, осуществляющий надзор.    
            Наказание в виде ограничения свободы будет назначаться на срок от двух до четырех месяцев в качестве основного вида наказания за преступления небольшой и средней тяжести, а также на срок от шести месяцев до двух лет - в качестве дополнительного наказания за совершение отдельных тяжких и особо тяжких преступлений, в частности, за посягательство на жизнь человека, общественную безопасность, основы конституционного строя и безопасности государства.    
            Отметим, в соответствии со ст.53 ч.6 УК РФ, что ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории России. Надзор за отбыванием наказания в виде ограничения свободы возлагается на уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных ст. 60 УИК РФ. Для надзора за осужденными предполагается использовать, в том числе, и электронные браслеты. Подобный эксперимент проводится в Воронеже, а в этом году электронные браслеты планируется опробовать еще в одном регионе, однако производство браслетов налаживают в России, т.к. в проведенном эксперименте использовались электронные браслеты иностранного производителя.    
       Закон разрешает использовать и другие технические средства контроля, например, аудиовизуальные. Конкретный перечень технических средств контроля будет определен отдельным постановлением правительства. Мы полагаем, что «домашний арест» спасет от тюрьмы сотни тысяч человек. Этот вид наказания может быть назначен примерно 113 тысячам осужденным ежегодно. Сейчас ограничение свободы как основной вид наказания предусмотрен санкциями 66 статей Уголовного кодекса. Новый закон вводит ограничение свободы как основной вид наказания еще в 21 статью УК РФ и как дополнительный вид наказания в 22 статьи УК РФ. В частности, ограничение свободы может быть назначено за клевету, оскорбление, кражу, мошенничество, присвоение или растрату. Впрочем, под «домашний арест» можно попасть и за грабеж (статья 161 УК РФ).   
      Мы считаем,  что новый вид наказания «достаточно объемный для исполнения», и, видимо, для несовершеннолетних его будут применять сплошь и рядом.    
         Также министерством юстиции РФ в августе была утверждена инструкция, согласно которой осужденные за нетяжкие преступления смогут отбывать срок не за решеткой, а у себя дома. В то же время рассматривается вопрос совершенствования уголовно-исполнительной системы страны и социальной реабилитации осужденных. Необходимо разгрузить тюрьмы, а для этого активнее прибегать к альтернативным способам наказания. 
       Если раньше ограничение свободы могло применяться только в качестве основного наказания, то в соответствии с новой редакцией статьи 45 УК РФ, оно может быть назначено и в качестве дополнительного наказания к основному (например, к лишению свободы).   
   Основания ограничения свободы как основной меры наказания: совершение преступления небольшой и средней тяжести. Ограничение прав и свобод может назначаться на срок от 2-х месяцев до 4-х лет, а в качестве дополнительного к лишению свободы наказания – на срок от 6 месяцев до 2-х лет.
       Ранее ограничение свободы как основной вид наказания был предусмотрен санкциями 66 статей, однако поскольку не было механизма реализации, на практике этот вид наказания не применялся.      
   Согласно изменениям  в уголовном законодательстве, вступившим  в силу с 1 января 2010 года, определены  перечень преступлений, за которые  судом может быть назначено  ограничение свободы в качестве основного наказания, и сроки отбытия этого наказания. Однако, хотим отметить, что Изменения в УК РФ, вступившие в силу с 1 января 2010 года, предусматривают новые случаи, когда применение основного наказания в виде ограничения свободы, возможное ранее, с 1 января 2010 года недопустимо. Это, как правило, преступления, повлёкшие особо тяжкие последствия.
  По подсчетам аналитиков, по этим статьям могут осуждаться ежегодно 34,5 тысячи человек, согласно законопроекту внесенные изменения в ограничение свободы как основного вида наказания еще в 21 статью и как дополнительного — в 22 статьи. По этим статьям будет осуждаться, предположительно, 78,6 тысячи человек.
          Таким образом, в случае введения этого вида наказания в действие, в целом может осуждаться к ограничению свободы до 113 тысяч человек. Более того, в соответствии с законопроектом о внесении дополнений в Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс РФ, предполагается введение такого вида наказаний, как принудительные работы, которые будут назначаться за преступления небольшой и средней тяжести, а также впервые осужденным за совершение тяжкого преступления. Количество осужденных без лишения свободы, таким образом, может достигать 800 тысяч человек.
     Сразу скажем, что понятия «домашний арест» в УК РФ не содержится. Как следует из статьи 98 УПК РФ, домашний арест является не мерой наказания, а мерой пресечения, наряду с такими, например, как заключение под стражу или залог. Насчёт этого имеются выпущенные недавно разъяснения Пленума Верховного Суда – Постановление Пленума ВС РФ от 29.10.2009 N 22. Чтобы "разгрузить" следственные изоляторы, судам рекомендовано активнее применять к подозреваемым домашний арест и другие меры пресечения, в том числе в ходе досудебного разбирательства.
    Но также  необходимо все таки понять, что представляет из себя «домашний арест» - об этом говорится в 107 УПК РФ. Домашний арест заключается в ограничениях, связанных со свободой передвижения подозреваемого, обвиняемого, а также в запрете общаться с определенными лицами, получать и отправлять корреспонденцию, вести переговоры с использованием любых средств связи. Домашний арест в качестве меры пресечения назначается судом при наличии оснований и в порядке, установленном статьёй 108 УПК РФ, с учетом возраста, состояния здоровья, семейного положения подозреваемого или обвиняемого и других обстоятельств. Суд указывает конкретные ограничения, которым подвергается арестованный, а также указывается орган или должностное лицо, который осуществляет надзор за соблюдением этих ограничений.
      Верховный суд в предлагает судам использовать гуманный подход к подозреваемым, с учётом его личности и семейных обстоятельств. Если он болен или является единственным кормильцем в семье, и если он не является опасным преступником, его следует отправлять не за решётку, а под домашний арест, отмечается в  Постановлении ВС РФ.
        Теперь судьи должны проверять обоснованность подозрения в каждом конкретном случае. Арестовать человека допускается только при наличии достаточных данных о том, что он мог совершить преступление. То есть, одних подозрений без подтверждающих фактов будет недостаточно. Следствие должно представить оперативные материалы, подтверждающие документы и только потом (может быть) получить разрешение на арест подозреваемого и заключение под стражу.
      Помимо этого, следователь или оперуполномоченный обязаны обосновать свои предположения о том, что подозреваемый может скрыться или уничтожить доказательства. Иначе разрешение на проведение оперативных действий получить будет нереально.
     Но как показывает практика, судами
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.