Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Школа физиократов. Особенности политической экономии ф. Кэне, А.Тюрго

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 07.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
СОДЕРЖАНИЕ
1.Школа физиократов.  Особенности политической экономии  ф. Кэне, А.Тюрго.
1.1.Введение.
1.2.Школа Физиократов.
1.2.1..Предшественники физиократов.
1.2.2. Ф. Кенэ, основоположник школы физиократов.
1.2.3. А. Тюрго - последователь учений Ф.Кенэ.
1.3. Заключение.
2. Л. Вальрос и   лозаннская школа.
2.1.Введение
2.2. Леон Вальрас
2.3.Заключение
3. М.Фридмен, как главный теоретик монеторизма.
3.1.Введение.
3.2.Монетаризм
3.3.Монетаристская теория в ретроспективе
3.4.Экономические взгляды М. Фридмена. Уравнение Фридмена
3.5.Вывод.
1.1.ВВЕДЕНИЕ.
В XVIII веке во Франции  зародилось направление, знаменовавшее  поворот в политической экономии; оно получило название «физиократия» (от греческих слов - «власть природы»). Основателем этого направления был Франсуа Кенэ(1694-1774).
Физиократы считали, что  истинным богатством нации выступают  не деньги, не золото, а продукт, производимый в сельском хозяйстве. Отсюда твердое  убеждение сторонников этого  учения, что единственным производительным классом в обществе являются крестьяне (земледельцы). А все остальные, в лучшем случае, только перерабатывают созданный ими продукт (промышленность и торговля), а в худшем этот продукт только потребляют (рантье, дворянство, армия и.т.п.). Поэтому, по мнению физиократов, королевская власть должна была провести реформу, которая освободила бы крестьян от многочисленных пут и разнообразных разорительных налогов. Это открыло бы возможности для развития их трудолюбия и свободной предприимчивости, обеспечило бы богатство и процветание государству. Речь у физиократов шла не о революционной ломке установившейся системы отношений, а о видоизменении, улучшении феодальных порядков по инициативе королевской власти.
Глава школы физиократов  Ф.Кенэ оставил яркий след в науке  как автор знаменитой «Экономической таблицы». Она представляет собой, по сути, первую в истории экономической науки попытку рассмотреть процесс воспроизводства общественного продукта между тремя главными секторами народного хозяйства.
Цель моей работы, исследовать  учение физиократов.
1.2. Школа Физиократов
1.2.1.Предшественники Физиократов
Развитие экономической  науки проходило по мере того, как  люди сталкивались с теми или иными  экономическими проблемами и пытались их разрешить. Так, например, самой архаической  и, в то же время, самой современной проблемой экономической науки является проблема обмена, товарно-денежных отношений. История развития экономической науки является одновременно историей развития отношений обмена, общественного разделения труда, самого труда, в целом рыночных отношений. Все эти проблемы неразрывно связаны, более того, одно является условием развития другого, развитие одного означает развитие других.
Вторая труднейшая проблема, которая в течение тысячелетий  стояла перед экономической мыслью - это проблема производства прибавочного продукта. Когда человек не мог даже себя прокормить, у него не было ни семьи, ни собственности. Поэтому-то люди в далекие времена жили общинами, вместе охотились, вместе производили нехитрые продукты, вместе потребляли. И даже вместе, имели женщин и вместе растили детей. Как только мастерство, умение человека выросли, а главное развились средства труда настолько, что человек один мог произвести больше, чем мог потребить он сам, у него появились жена, дети, дом - собственность. А самое главное - появился излишек продукта, который и стал предметом и объектом борьбы людей. Изменился общественный строй. Первобытная община превратилась в рабовладение и т.д. По существу смена одной общественно-экономической формации другой означала смену форм производства и распределения прибавочного продукта.
Откуда берутся доходы, как прирастает богатство человека и страны - вот вопросы, которые  были камнем преткновения для экономистов  во все времена. С развитием производительных сил, естественно, развивалась и экономическая мысль. Она формировалась в экономические воззрения, а те, в свою очередь, сложились в последние 200-250 лет в экономические учения. Целостных экономических учений до XVIII века не было и не могло быть, так как они могли возникнуть только в результате осмысления в целом народнохозяйственных проблем, когда начали формироваться и возникать национальные рынки. Когда народ, государство могли себя ощутить как единое целое в экономическом, национальном и культурном отношениях.
Первыми достойный вклад в развитие политической экономии внесли меркантилисты (от итальянского mercante - торговец, купец), считавшие, что общественное богатство прирастает в сфере обращения, торговле.
Главной заслугой меркантилистов было то, что они осуществили первую попытку осмысления общеэкономических задач на уровне всей национальной экономики. Она не удалась, но послужила отправной точкой для следующей волны экономистов-физиократов.
1.2.2. Франсуа Кенэ основоположник школы физиократов
Франсуа Кенэ (1694-1774) - признанный лидер и основоположник школы физиократов - специфического тиснив в рамках классической политической экономии.
Чтобы стать медиком, Ф.Кенэ в 17 лет уехал в Париж, где  одновременно практиковал в госпитале  и подрабатывал на жизнь в одной, из граверных мастерских. Через шесть лет получил диплом хирурга и приступил к врачебной практике вблизи от Парижа в городке Мант.
В 1734 г. популярнейшему к  этому времени врачу Ф.Кенэ предложил  постоянную работу в качестве медика в своем доме в Париже герцог Виллеруа. В 1749 г. после аналогичной «просьбы» небезызвестной маркизы Помпадур Ф.Кенэ обретает еще более почетную «службу» и, наконец, с 1752 г. он удостаивается положения лейб-медика самого короля Людовика XV. Последний благоволил ему, произвел во дворянство; обращаясь к нему не иначе как «мой мыслитель», слушал советы своего доктора. Следуя одному из них, Людовик XV в качестве полезных здоровью физических упражнений собственноручно сделал на печатном станке Ф.Кенэ первые оттиски «Экономической таблицы», явившейся, как выяснилось впоследствии, первой попыткой научного анализа общественного воспроизводства.
По мере улучшения  и упрочения своего материального  положения (в парижский период жизни) Ф.Кенэ все более увлекается проблемами, далеко выходящими за рамки медицины. Свободное время он сначала посвящает философской науке, а затем целиком экономической теории. В 1756 г., будучи немолодым, он дает согласие участвовать в «Энциклопедии», издававшейся Дидро и д'Аламбером, в которой и были опубликованы основные его экономические произведения (статьи): «Население» (1756), «Фермеры», «Зерно», «Налоги» (1757), «Экономическая таблица» (1758) и др.
В сочинениях Ф.Кенэ решительно осуждаются взгляды меркантилистов на экономические проблемы, что по сути явилось отражением нараставшей в стране на протяжении десятилетий неудовлетворенности состоянием сельского хозяйства, к которому привел его так называемый кольбертизм времен короля Людовика XIV (это отмечал и А.Смит, характеризуя физиократию как реакцию на меркантилистскую политику Ж.Б.Кольбера). В них отражена его убежденность в необходимости перехода к фермерскому хозяйству как основе свободного (рыночного) механизма хозяйствования на принципах полной свободы ценообразования в стране и вывоза за границу сельскохозяйственной продукции.
По сравнению с Англией, где широко развивались торговля и промышленность, Франция оставалась аграрной страной, где основным производителем богатства были крестьяне-фермеры. Они были опутаны сетью атавистических феодальных зависимостей, но их положение несравнимо, скажем, с положением русских крепостных крестьян. Степень их свободы была значительно выше. Выплачивая землевладельцам денежную ренту, французские крестьяне вели вполне самостоятельное товарное хозяйство. Мануфактуры же во Франции развивались в рамках сеньориальных хозяйств и обслуживали по преимуществу знать. Эти особенности и привели к тому, что с точки зрения Ф. Кенэ главным объектом изучения экономической науки должна стать аграрная сфера.
Сельское хозяйство  и добывающая промышленность дают прирост материи, следовательно, здесь и создается чистый продукт. А вот в обрабатывающей промышленности, в ремесле материя убывает, значит здесь, не производится общественного богатства. Ремесленники - бесплодный, или стерильный, класс. Кстати, термин «класс» в отношении к общественным группам людей, различающимся по тому, как они относятся к чистому продукту, впервые применил Ф. Кенэ.
Попробуем воспроизвести  модель Ф. Кенэ:
Производительный класс, состоящий исключительно из земледельцев (и, может быть, также из рыболовов, рудокопов и пр.)
Класс собственников, в  который входят не только собственники земли, но и все те, которые по тому или другому феодальному  титулу владели землёй
Бесплодный класс, включающий представителей индустрии, торговли, либеральных  профессий и частнослужебного труда.
Источник богатства  естественно в первом классе, потому что он один производит. Предположим, что он производит на 5 миллиардов франков. Прежде всего, он удерживает 2 миллиарда  на своё содержание и на содержание скота, на обсеменение и удобрение; эта часть дохода не идёт в обращение, она остаётся у своего источника.
Остаток продукта земледельческий  класс продаёт и получает за него 3 миллиарда франков. Но так как  для его содержания не достаточно одних сельских продуктов и ему нужны ещё мануфактурные продукты, одежда, инструменты и пр., то он спрашивает их у индивидуального класса и платит последнему 1 миллиард.
У него остаётся, таким  образом, только 2 миллиарда, которые  он отдаёт классу собственников и  феодалов в форме арендной платы и податей.
Перейдём к классу собственников. Два миллиарда, полученных им в форме арендной платы, он, естественно, употребляет на то, чтобы жить. И  хорошо жить; для этого ему нужны, во-первых, средства потребления, которые  он покупает у земледельческого класса и уплачивает ему, скажем, 1 миллиард, а во-вторых, мануфактурные продукты, которые он покупает у бесплодного класса и уплачивает ему тоже, скажем, 1 миллиард. На этом счет его завершён.
Что касается бесплодного  класса, то он, ничего сам не производя, может получить необходимое ему только из вторых рук - из рук производительного класса. Только получает он это двумя различными путями: 1 миллиард от земледельческого класса в уплату за мануфактурные продукты такой же ценности и 1 миллиард от класса собственников тоже в уплату за мануфактурные продукты. Заметим, что последний миллиард- один из тех двух, которые класс собственников получил от земледельческого класса; он таким образом сделал полный оборот.
Бесплодный класс, получив  эти 2 миллиарда в уплату за свой продукт, употребляет их, на прожитиё и на покупку сырых материалов для своей промышленности. И как только производительный класс может снабдить его средствами потребления и сырыми материалами, то он возвращает их земледельческому классу в форме платы за эти продукты. Таким образом, эти 2 миллиарда возвращаются к своему источнику. Вместе с миллиардом, уже уплаченным классом собственников, и 2 миллиардами продуктов, в натуре не проданных, они составляют общий итог 5 миллиардов, которые вновь появляются на руках у производительного класса, и кругообращение возобновляется до бесконечности.
Внимательный анализ таблицы легко выявит ошибку, заключающуюся  в том, что ремесленники реализовали  весь продукт, не оставив себе ничего для «ежегодных авансов»; их внутреннее воспроизводство становится проблематичным.
Отмеченная ошибка Кенэ - результат его взгляда на значение промышленности того времени. Судьба ремесленников  его просто не интересовала. Он был  идеологом фермерства, ведшего товарное производство.
Таким образом, «таблица Кенэ» показывает все условия и пропорции воспроизводства, становясь первой в истории экономической науки макроэкономической моделью. Из этой воспроизводственной концепции вытекает достаточно радикальная налоговая программа Кенэ: раз фермеры производят, но не потребляют чистый продут, то и платить налог с него не должны. Кто получает и потребляет чистый продукт, тот и платит Кенэ знает истинные причины упадка земледельческой страны. Их, по его мнению, восемь:
неправильная форма  налогового обложения;
излишнее бремя налогов;
излишества в роскоши;
чрезмерные судебные расходы;
личная несвобода обитателей деревни;
отсутствие свободы  во внутренней торговле;
отсутствие внешней  торговли;
отсутствие возврата чистого годичного продукта к  производительному классу.
Радикализм Кенэ несомненен. Пройдет немного времени, Французская  революция по-иному разрешит противоречия этого общества, еще более решительно реализовав программу буржуазии. У  Кенэ более мягкая программа. Так  сказать, «экспроприация», посредством налогообложения. Некоторые комментаторы, современники революции, считали, что если бы король послушался Кенэ, то революции вместе с гражданской войной можно было бы избежать.
Методологической платформой экономического исследования Ф.Кенэ стала  разработанная им концепция о естественном порядке, юридической основой которой, на его взгляд, являются физические и моральные законы государства, охраняющие частную собственность, частные интересы и обеспечивающие воспроизводство и правильное распределение благ. По его словам, «сущность порядка такова, что частный интерес одного никогда не может быть отделен от общего интереса всех, а это бывает при господстве свободы. Мир идет тогда сам собой. Желание наслаждаться сообщает обществу движение, которое становится постоянной тенденцией к возможно лучшему состоянию». Одновременно Ф.Кенэ предупреждает, что «верховная власть» не должна быть аристократической или представленной крупным земельным собственником; последние, соединившись вместе, могли бы образовать власть более могущественную, чем сами законы, поработить нацию, причинить своими честолюбивыми и жестокими распрями разорение, неустройства, несправедливости, наиболее зверские насилия и созвать самую разнузданную анархию». Он считает целесообразным сосредоточить высшую государственную власть в одном просвещенном лице, обладающем знанием законов естественного порядка, необходимом для осуществления государственного руководства.
В теоретическом наследии Ф.Кенэ важное место занимает учение о чистом продукте. Который сейчас называют национальным доходом. По его мнению, источниками чистого продукта являются земля и приложенный к ней труд людей, занятых в сельскохозяйственном производстве, В промышленности и других отраслях экономики чистой прибавки к доходу не производится и происходит якобы только смена первоначальной формы этого продукта. Рассуждая так, Ф.Кенэ не считал промышленность бесполезной. Он исходил из выдвинутого им же положения о производительной сущности различных социальных групп общества - классов
Вместе с тем Ф.Кенэ отнюдь не тенденциозен, подразделяя общество на классы, поскольку, по его словам, «трудолюбивые представители низших классов» вправе рассчитывать на работу с выгодой. В развитие этой мысли ученый писал: «Зажиточность возбуждает трудолюбие потому, что люди пользуются благосостоянием, которое оно доставляет, привыкают к удобствам жизни, к хорошей пище, хорошей одежде и боятся бедности... воспитывают своих детей в такой же привычке к труду и благосостоянию... а удача доставляет удовлетворение их родительским чувствам и самолюбию».
Ф.Кенэ принадлежит первое в истории экономической мысли  достаточно глубокое теоретическое  обоснование положений о капитале. Если меркантилисты отождествляли  капитал, как правило, с деньгами, то Ф.Кенэ считал, «что деньги сами по себе представляют собой бесплодное богатство, которое ничего не производит...»
Ф. Кенэ сосредоточил свое внимание на сфере производства. В  этом его «классицизм». Но величайшей заслугой этого ученого было то, что он рассматривал производство не как единовременный акт, а как постоянно возобновляемый процесс, т.е. как воспроизводство. Сам термин «воспроизводство» введен в науку Ф.Кенэ. Более того, воспроизводственный процесс впервые в истории показан исследователем на макроэкономическом уровне, как некий общественный феномен, как беспрерывный обмен веществ в общественном организме. Нет ни малейшего преувеличения в утверждении, что.Ф. Кенэ явился основателем макроэкономической теории.
Ф. Кенэ создал первую модель движения товарных и денежных потоков  в обществе, определил условия реализации общественного продукта, показал теоретическую возможность непрерывности общественного воспроизводства товаров, капиталов и производственных отношений. Его модель эквивалентного обмена достаточно абстрактна, но это научная абстракция, позволяющая проникнуть в суть вещей. Не зря все крупные исследователи макроэкономики, так или иначе, обращались к трудам Ф.Кенэ.
1.2.3. А. Тюрго - последователь учений Ф.Кенэ.
Анн Роберт Жак Тюрго, родился в 1727 году в Париже. Получил  духовное образование. Но по окончании семинарии и теологического факультета Сорбонны 23-летний аббат А.Тюрго неожиданно решил отказаться от своего предназначения для церкви, не желая, по его словам, «всю жизнь носить маску на лице», и перешел на государственную службу.
Уже в начале своей  служебной карьеры в магистратуре Парижа А.Тюрго более всего интересовался  волновавшим его экономическим  положением Франции, В 25 лет он уже  занимал судебную должность в  парижском парламенте, а еще через  год - докладчика судебной палаты, став заметной фигурой светских и философских кругов французской столицы. В эти годы А.Тюрго сблизился с одним из коллег - интендантом торговли Венсаном Гурнэ, дружба с которым, в том числе как с экономическим наставником, продолжалась вплоть до смерти В.Гурнэ в 1759 г. Вместе с ним он бывал в кругу друзей Ф.Кенэ, проживавшего, как известно, в одной из квартир на антресолях Версальского дворца.
Очередным служебным  назначением А.Тюрго в 1761 г. был  утвержден в должности интенданта (губернатора) в Лиможе (центр провинции Лимузен), которую занимал почти 13 лет. Представляя центральную власть в отдаленной провинции, он ведает хозяйственными вопросами, в том числе системой взимания налогов. Именно в лиможский период жизни А.Тюрго написал свое главное экономическое сочинение «Размышления о сознании и распределении богатств» (1766), незаконченную работу «Ценности и деньги» (Л769) и другие произведения. Все они, как очевидно, базировались на физиократических взглядах, а также на принципах рыночных экономических отношений и, прежде всего свободной конкуренции и свободной торговли.
В 1774 г. А.Тюрго получил  последнее в своей служебной  карьере назначение, когда вступивший на престол Людовик XVI выделил ему  пост морского министра, а через  несколько недель перевел на должность генерального контролера финансов, равнозначную должности министра финансов - важнейшему в то время посту во внутренних делах королевства.
За 18 месяцев пребывания в должности генерального контролера финансов А.Тюрго хотя и не добился  сокращения государственных расходов, но смог провести ряд указов и законопроектов (эдикты), открывавших возможность для всемерной либерализации экономики страны. Однако каждое его реформаторское нововведение наталкивалось на ожесточенное сопротивление парламента, находившегося под явным влиянием придворного окружения, дворянства, духовенства и некоторой части предпринимателей, стремившихся сохранить свое монопольное положение. Поэтому реализация положений эдиктов была кратковременной победой А.Тюрго и его единомышленников. В мае 1776 г. королевским посланцем ему был вручен приказ о сдаче дел в связи с отставкой, а спустя три месяца король отменил все эдикты министра-реформатора.
Главными достижениями Тюрго в качестве министра в период реформ явились: введение свободной торговли зерном и мукой внутри страны; свободный ввоз и беспошлинный вывоз зерна из королевства; замена натуральной дорожной повинности денежной поземельной податью; упразднение ремесленных цехов и гильдий, тормозивших рост предпринимательства в промышленной сфере и др.
А.Тюрго не считал себя ни учеником, ни последователем Ф.Кенэ, отрицая какую-либо свою причастность к «секте», как он выразился, физиократов. Тем не менее, творческое наследие и  практические дела свидетельствуют  о его приверженности основам физиократического учения и принципам экономического либерализма.
Так, еще в 1749 г. будучи в 22-летнем возрасте, опубликовав «Письмо  аббату де Сисэ о бумажных деньгах», А.Тюрго предвосхитил идеи, «классически»  изложенные спустя почти 30 лет самим  Адамом Смитом. В частности, в «Письме» он вопрошал к Джону Ло: «Не позволительно ли было Ло не знать того, что золото, как и все остальное, теряет в цене, если его количество увеличивается?»
А.Тюрго с пониманием сути проблемы аргументирует положение  о неудобстве бумажных денег, когда их количество не соответствует количеству производимых товаров и услуг.
После смерти своего друга  В.Гурнэ А.Тюрго опубликовал сочинение  «Похвальное слово Венсану де Гурнэ», в котором раскрыл негативное значение протекционистской политики в экономике. По его убеждению, «общая свобода покупки и продажи является единственным средством обеспечить, с одной стороны, продавцу - цену, способную поощрить производство, с другой - покупателю получить товар по наименьшей цене».
Подобно физиократам, А.Тюрго утверждал: «Земледелец является первой движущей силой в ходе (всех) работ; это он производит на своей земле заработок всех ремесленников. Труд земледельца - единственный труд, производящий больше того, что составляет оплату труда. Поэтому он единственный источник всякого богатства». Критикуя меркантилистов, к «богатству нации» А.Тюрго одновременно относит, прежде всего, земли и получаемый с них «чистый доход», поскольку, на его взгляд, «хотя деньги и составляют непосредственный предмет сбережений и являются, так сказать, главным материалом капиталов при образовании их, но деньги как таковые составляют почти незаметную часть совокупной суммы капиталов», а «...роскошь непрерывно ведет к их уничтожению».
В определении сущности и величины заработной платы рабочих А.Тюрго не расходится ни с У.Петти, ни с Ф.Кенэ, как и они считая ее результатом «от продажи своего труда другим» и полагая, что она «ограничена необходимым минимумом для его существования.» тем, что ему, безусловно необходимо для поддержания жизни», Новое отличие от своих предшественников А.Тюрго относил заработную плату к числу элементов, лежащих в основе выдвинутого им понятия об «общем экономическом равновесии''. Последнее, по его словам, устанавливается «между ценностью всех произведений земли, потреблением различного рода товаров, различными видами изделий, числом занятых (их производством) людей и ценой их заработной платы'.
А.Тюрго, разделяя взгляды  Ф.Кенэ, выделяет в обществе три класса: производительный (люди, занятые в  сельскохозяйственном производстве); бесплодный (люди, занятые в промышленности и других отраслях материального производства и сферы услуг); собственников земля. Однако первые два класса он называет «работающими или занятыми классами», полагая, что каждый из них распадается на два разряда людей: на предпринимателей, или капиталистов, дающих авансы, и на простых рабочих, получающих заработную плату». Причем, как уточняет ученый, именно бесплодный класс включает в себя «членов общества, получающих заработную плату».
Деньги А.Тюрго рассматривает по существу в качестве одного из товаров в товарном мире, имея в виду, что «особенно золото и серебро более, чем всякий другой материал, пригодны служить монетой», ибо они «по самой природе вещей сделались монетой и притом всеобщей монетой независимо от всякого соглашения и всякого закона» По его убеждению, деньги, т.е. «золото и серебро, изменяются в цене не только по сравнению со всеми другими товарами, но и по отношению друг к другу, смотря по большему или меньшему их изобилию».
Серьезное внимание уделил А.Тюрго исследованию природы происхождения ссудного (денежного) процента, осуждая предрассудки моралистов, прибегающих к словам из Евангелия: «Взаймы давайте, не ожидая ничего». Он утверждает, что в течение времени займа займодавец теряет доход, который мог бы получить, потому что рискует своим капиталом, а заемщик может использовать деньги для выгодных приобретений, которые могут принести ему большую прибыль. Поэтому, заключает А.Тюрго, займодавец «...не наносит никакого ущерба заемщику, ибо этот последний соглашается на его условия и не имеет никаких прав на занятую сумму. Прибыль, которую можно получить, имея, деньги, является, несомненно, одним из наиболее частых побуждений, склоняющих заемщиков брать в заем под проценты; это один из источников, который дает возможность выплачивать этот процент». Что касается текущего процента, то он, по мнению А.Тюрго, служит на рынке термометром, по которому можно судить об избытке или недостатке капиталов, уточняя, в частности, что низкий денежный процент - это и последствие, и показатель избытка капиталов.
В связи с изучением  механизма формирования цен на рынке  А.Тюрго выделяет цены текущие и  основные. Первые устанавливаются соотношением спроса и предложения, вторые «в применении к товару есть то, чего данная вещь стоит работнику... это тот минимум, ниже которого она не может опуститься». При этом, по мнению А.Тюрго, редкость является «одним из элементов оценки при приобретении товаров».
 
По сравнению с Кенэ, у Тюрго физиократическая система  приняла более развитый характер. Для Тюрго характерно наличие элементов более глубокого, чем у Кенэ, анализа капиталистических отношений.
Развивая учение Кенэ о классах, Тюрго как внутри промышленного  класса, так и среди земледельческого класса различает предпринимателей-капиталистов и наемных рабочих. Рассматривая предпринимателей-капиталистов как часть промышленного класса, Тюрго характеризует их как обладателей «больших капиталов», которые применяются для «приобретения прибыли, давая работу за счет своих авансов». Что же касается рабочих, то они определяются Тюрго как люди, которые «не имеют ничего, кроме своих рук». По мнению Тюрго, рабочие «авансируют предпринимателям только свой ежедневный труд», причем вся их «прибыль» сводится к «получению заработной платы».
Анализируя земледельческие предприятия, Тюрго утверждает, что они могут  приносить прибыль лишь в результате крупных затрат. Владельцы значительных капиталов, с целью извлечения дохода через обработку земли, вступают в арендные отношения с землевладельцами. По аналогии с фабрикантами эти предприниматели-арендаторы, кроме возмещения своих капиталов, т. е. своих предварительных и годичных затрат, должны получить:
«1) прибыль, равную доходу, который  они могли бы получить со своим  капиталом без всякого труда,
2) заработную плату, цену их труда, их риска, их искусства,
3) некоторую сумму,  из которой они могли бы  возмещать ежегодную утрату в  вещах, употребляемых на их  предприятии, павших животных, изношенные  орудия и. т. д.».
Все это, по мнению Тюрго, должно быть вычтено из «цены продуктов земли». Избыток над указанными рубриками достается землевладельцу за предоставление права пользования землей. «Это - арендная плата, доход собственника, чистый продукт, ибо все то, что земля производит для возмещения авансов всякого рода и прибылей того, кто делает эти авансы, не может рассматриваться как доход, но только как возмещение издержек по возделыванию земли; ведь если бы земледелец не выручал этих издержек возмещения, он не стал бы затрачивать свои средства и свой труд на обработку чужих полей».
Анализируя заработную плату, Тюрго с большой решительностью подчеркивает ее тяготение к физиологическому минимуму получаемых рабочим жизненных  средств. Тюрго утверждает, что рабочие  вынуждены понижать цену своего труда, ибо, «имея выбор между значительным количеством работников, наниматель предпочитает того, кто соглашается работать за низкую цену». Ввиду наличия соперничества среди рабочих заработная плата рабочего ограничивается тем, что ему, безусловно, необходимо для существования.
Заслугой Тюрго является глубокое понимание им вопроса о  генезисе наемного труда. Образование  класса наемных рабочих, как в  промышленности, так и в земледелии Тюрго объяснял отделением рабочего от условий труда, противостоящих ему  как чуждая частная собственность противоположного класса. Освобождение рабочего от средств производства создает для него необходимость безвозмездно отдавать избыток, превышающий получаемую им заработную плату. Минимум необходимых жизненных средств, к которому тяготеет получаемая рабочим заработная плата, становится, таким образом, законом, который регулирует обмен между рабочим и собственником средств производства.
Из приведенных выше высказываний Тюрго видно, что, в  отличие от традиционных воззрений  физиократов, он выделяет прибыль на капитал в качестве особого вида дохода, в качестве самостоятельной экономической категории. Вместе с тем, рассматривая труд земледельца в качестве единственного вида труда, который производит больше того, что, составляет оплату труда, Тюрго видел в прибыли лишь часть «чистого» продукта, часть ренты.
Существование прибыли  Тюрго связывал с процентом, а  процент - с рентой. Правомерность  денежного процента базируется, по мнению Тюрго, на той предпосылке, что  денежный капиталист мог бы на определенную денежную сумму купить земельный участок и тем самым стать получателем ренты. Тюрго утверждает, что деньги, отданные в заем, должны приносить больший доход, сравнительно с доходом земель, приобретенных за тот же капитал, ибо «несостоятельность должника может привести его к потере своего капитала».
Что же касается денег, затраченных  не, на покупку, а на обработку земли, а также помещенных в фабрики  и торговлю, то, по мнению Тюрго, они  должны быть источником большего дохода, чем процент на деньги, отданные в заем. Кроме процента на свой капитал, предприниматель должен ежегодно получать «прибыль как вознаграждение за свои заботы, за свой труд, за свои таланты, за свой риск». Доход предпринимателя должен давать ему также средства, чтобы «возмещать ежегодные потери на своих авансах».
Выдвинув идею сравнительной  доходности или прибыльности денег, обращенных на покупку земли, отданных в ссуду и затраченных на промышленные предприятия, Тюрго пытается установить известную связь между движением  этих различных доходов. Он указывает, что неравные доходы владельцев капитала, притекающие из различных способов его употребления, имеют тенденцию к равновесию. Он пишет: «Различное употребление капиталов приносит, таким образом, весьма не равные (по количеству) продукты; но это неравенство не мешает им оказывать взаимное влияние друг на друга, так что между ними устанавливается своего рода равновесие....».
Свой тезис о тяготении  различных видов дохода к равновесию Тюрго аргументирует следующим  образом. Предположим, что происходит продажа земли в широких масштабах. Это приведет, очевидно, к понижению цены на землю, что вызовет повышение уровня процента; «владельцы денег предпочтут скорее скупать землю, чем отдавать их взаймы под проценты, не превышающие дохода от земель, которые они могут купить».
Повышение процента приведет к тому, что деньги не будут затрачены  на обработку земли, промыслы и торговлю как на «дела более трудные  и рискованные». «Одним словом - резюмирует ход своих рассуждений Тюрго,- по мере того как прибыли, получающиеся из какого-либо употребления денег, увеличиваются или уменьшаются, капиталы вкладываются в одни дела и извлекаются из других, а это неизбежно изменяет в каждом из этих употреблений капитала отношение капитала к годичному продукту».
Приведенные высказывания Тюрго свидетельствуют о том, что им была сделана попытка установить, взаимосвязь между прибылью, процентом и рентой. А если мы учтем высказывания Тюрго о закономерностях движения заработной платы, то это была первая в экономической науке попытка анализа движения доходов трех классов буржуазного общества. Однако эта попытка не увенчалась успехом, она оказалась неудачной и теоретически ошибочной. Тюрго дал совершенно превратную характеристику отношения между прибылью и процентом. Его рассуждения о тенденции доходов капиталистического общества к равновесию базировались на исходных ошибочных позициях физиократизма о том, что прибавочная стоимость создается в одной лишь отрасли материального производства- сельском хозяйстве. Тем не менее Тюрго принадлежит заслуга самой постановки вопроса о взаимосвязи различных видов дохода в условиях капитализма.
1.3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Важной заслугой физиократов  было то, что они первыми попытались вывести прирост богатства из процесса производства, а не обращения. Однако их взгляды были все же односторонними. Дальнейшее развитие экономической науки показало, что неверно связывать рост богатства общества только с земледелием. Важную роль даже в XVIII веке, не говоря уже о более позднем времени, играли в сознании богатства и другие отрасли народного хозяйства, особенно промышленность и торговля.
Физиократы первые имели  цельное представление о социальной науке в полном смысле этого слова, они первые утверждали, что социальным лицам и правительствам остаётся только понять их, чтобы сообразовать с ними своё поведение.
Физиократам принадлежит  заслуга перенесения вопроса  о происхождении прибавочной  стоимости из сферы обращения  в сферу непосредственного производства. Этим самым они заложили основу для  научного анализа капиталистического производства.
Теория физиократов  базировалась на учении об эквивалентности  обмена. В тесной связи с этим учением развивалась и их теория денег и критика меркантилизма.
Кенэ утверждал, что  товары вступают в обращение с  заранее данной ценой. Наличие у  товаров цены до их продажи Кенэ объяснял главными причинами, которые лежат в основе рыночных цен товаров, это - «их редкость или изобилие и более или менее сильная конкуренция продавцов и покупателей». Учение об эквивалентности обмена логически было связано с воззрением на производство как источник стоимости. Однако тезис о наличии у товаров заранее данной цены до вступления их в процесс обращения не нашел у Кенэ подлинно научного объяснения, так как он отождествлял стоимость с издержками производства. Хотя у Кенэ отсутствовала рациональная теория стоимости, тем не менее, его учение об эквивалентности обмена являлось важной составной частью системы физиократов.
В тесной связи с соображениями  о цене товаров находились те выводы, которые делал Кенэ об отношении  обмена, торговли к процессу создания стоимости. Кенэ считал, что «обмен, в действительности, ничего не производит», что «покупки уравновешиваются с обеих сторон таким образом, что их обоюдное действие сводится к обмену ценности на равную ценность».
Кенэ рассматривал деньги как бесплодное само по себе богатство и видел их пользу лишь в том, что они служат в качестве орудия для продажи и покупок, для уплаты доходов и налогов. Поэтому он отрицательно относился к извлечению монеты из сферы обращения и накоплению, поскольку это не будет содействовать «постоянному воспроизводству богатств государства».
Говоря о величине денежных запасов землевладельческой нации, Кенэ считает, что они отнюдь не должны превышать чистый продукт  или годовой доход с земельных  участков. По его мнению, внимание правительства должно быть приковано не к деньгам, а к изобилию и продажной ценности произведений земли, в чем и заключается подлинное могущество и благоденствие нации.
Из учения физиократов  об эквивалентности обмена и о  деньгах следовала необходимость, в отличие от устаревших догм меркантилизма, искать более эффективные методы обогащения страны и
прежде всего, обратиться к сфере материального производства - преимущественно к земледельческому производству.
Физиократам принадлежит  заслуга перенесения вопроса о происхождении прибавочной стоимости из сферы обращения в сферу непосредственного производства. Этим самым они заложили основу для научного анализа капиталистического производства.
Физиократы под стоимостью отнюдь не понимали овеществленный человеческий труд. Они видели в стоимости лишь определенную массу вещества, порождаемого землей и трудом, а также различные видоизменения этого вещества. Такой взгляд на стоимость предопределил характер анализа у физиократов проблемы прибавочной стоимости.
Физиократы видели в  прибавочной стоимости (по их терминологии - «чистый продукт») избыток земледельческого продукта над продуктами, затраченными в процессе производства. Однако, наряду с натуралистической трактовкой прибавочной стоимости («чистого продукта») как дара природы, физиократы рассматривала прибавочную стоимость и с точки зрения ее стоимостного выражения. Дело в установлению понятия минимум - заработной платы, тяготеющего к цене необходимых жизненных средств, физиократы оказались в состоянии рассматривать стоимость рабочей силы как определенную, строго фиксированную величину.
При всей ошибочности  трактовки стоимости вообще и  недостатках в объяснении минимума заработной платы выводы физиократов  по вопросу о происхождении «чистого продукта» оказались в своей абстрактно-теоретической постановке правильными. Объективно бессознательно для самих физиократов, у них шла речь о разности между стоимостью, создаваемой трудом в результате применения рабочей силы, и стоимостью самой рабочей силы. В пределах земледельческого производства физиократы, при всем наличии указанных недостатков в их теории, правильно, в общем, анализировали вопрос о генезисе прибавочной стоимости.
В тесной связи с воззрением физиократов на категорию прибавочной  стоимости находился их взгляд на сельскохозяйственный труд. Физиократы исходили из соображений, что земледельческий труд в качестве единственной формы полезного, конкретного труда создает прибавочную стоимость, которая для них существовала лишь в форме земельной ренты. Физиократы исходили из правильного положения о том, что производителен только такой труд, который создает прибавочную стоимость. Но вместе с тем физиократы приписывали образование прибавочной стоимости лишь одной производственной сфере капитала - земледелию, земельную же ренту они трактовали как единственную форму прибавочной стоимости. Физиократам была известна, таким образом, прибавочная стоимость в виде единственной конкретной формы - в виде земельной ренты, которая им представлялась как всеобщая форма прибавочной стоимости.
Физиократы полагали, что в промышленности работник лишь видоизменяет форму вещества, которая  дается ему земледелием. Что же касается количества этого вещества, то, по их мнению, в промышленности оно отнюдь не возрастает, а остается неизменным.
Физиократы утверждали, что работник в промышленности присоединяет к веществу добавочную стоимость. Присоединение  этой добавочной стоимости в промышленности физиократы мыслили себе не в процессе труда, а в виде присоединения  издержек производства труда работника, т. е. в виде присоединения стоимости потребляемых работником жизненных средств, количество которых предопределяется минимумом выплачиваемой ему заработной платы.
Что же касается прибыли  на капитал, то эта категория для  них вообще не существовала. Прибыль, по мнению физиократов, представляет собой своеобразную, более высокую заработную плату и потребляется капиталистами как доход. Прибыль ничем принципиально не отличается от заработной платы. Прибыль капиталиста в равной степени, как минимум заработной платы, получаемой обыкновенным работником, входит в издержки производства.
Таким образом, трактовка  прибавочной стоимости у физиократов  носила противоречивый характер. С  одной стороны, они подходили  к этой категории чисто натуралистически и видели в прибавочной стоимости продукт земной коры, дар природы. С другой стороны, они рассматривали ее, по существу, как порождение прибавочного труда наемных рабочих. Этот дуализм в трактовке физиократами проблемы прибавочной стоимости своими корнями уходит в смешение ими потребительной стоимости и стоимости. Как писал К. Маркс, ошибка физиократов происходила оттого, что они смешивали увеличение материи, которое благодаря естественному произрастанию и размножению отличает земледелие и скотоводство от мануфактуры с увеличением меновой стоимости.
Что же касается учения физиократов  о производительном труде, то оно  наглядно иллюстрирует положение К. Маркса о том, что определение  понятия производительного труда  меняется по мере того, как продвигается вперед анализ категории прибавочной стоимости.
Существенной заслугой физиократов является то, что они, в пределах буржуазного кругозора, дали анализ капитала. К. Маркс указывал, что учение физиократов о капитале делает их настоящими отцами современной  политической экономии. В своих воззрениях на капитал физиократы уделяли исключительное внимание вещественным составным частям, на которые капитал распадается во время процесса труда. Игнорируя те общественные условия, в которых вещественные формы капитала - инструменты, сырье и т. д. -выступают в капиталистическом производстве, физиократы превращали капитал во внеисторическую категорию, присущую всем эпохам, всем временам и народам. Кроме анализа вещественных элементов, на которые распадается капитал в процессе труда, физиократы исследовали те формы капитала, которые он принимает в процессе обращения, - основной капитал н оборотный капитал, хотя терминология у них была еще иная.
Физиократы различали  авансы первоначальные, для которых  они брали десятилетний период оборота, и авансы ежегодные, для которых период оборота был годовой. Ежегодные авансы представляли собой издержки, производимые ежегодно на земледельческие работы. Что касается первоначальных авансов, то, в отличие от ежегодных, они составляли фонд земледельческого оборудования. Указанное различие между авансами первоначальными и ежегодными они применяли только к капиталу фермера, так как капитал, применяемый в земледелии, они считали единственной конкретной формой производительного капитала.
В основе теории основного  и оборотного капитала физиократов лежало различие отдельных частей производительного капитала и их влияние на характер оборота. Различие между первоначальными и ежегодными авансами как между двумя элементами производительного капитала физиократы правильно сводили, базируясь на заимствованном из земледелия различии между ежегодным и многолетним оборотом, к различию способов, какими эти элементы входили в стоимость готового продукта, к различию способов их воспроизводства. Если стоимость ежегодных авансов возмещалась целиком в течение одного года, то стоимость первоначальных авансов возмещалась по частям, в течение времени, охватывающего десятилетний период.
Таким образом, физиократы, по существу, выдвинули теорию основного  и оборотного капитала. Они правильно  изображали различие между этими двумя видами капитала, как существующее лишь в пределах производительного капитала, хотя они и ошибочно считали лишь земледельческий капитал производительным капиталом. Так как у Кенэ различие между первоначальными и ежегодными авансами существует лишь в рамках производительного капитала, то Кенэ не причисляет деньги ни к первоначальным, ни к ежегодным авансам. Оба вида авансов как авансы для производства противостоят деньгам, а также находящимся на рынке товарам.
ЛИТЕРАТУРА
Баликоев В.З. «Общая экономическая теория» Учебное пособие для технических ВУЗов; Новосибирский университет, 1994г.
Гусейнов Р.А., Горбачева  Ю.В. «История экономических учений»  Тексты лекций (под редакцией Горбачевой Ю.В.); НГАЭиУ, Новосибирск, 1994г.
Черковец В. «Историческая тенденция и социальная востребованность политической экономии», журнал «Российский экономический журнал», №3,1996г.
2.Введение
ЛОЗАННСКАЯ ШКОЛА - Школа  экономической мысли, существовавшая в Лозаннском университете в Швейцарии, представители которой делали упор на использование математических методов для раскрытия взаимозависимостей в рыночной экономике.
Из всех направлений  маржинализма лозаннская школа сыграла  наибольшую роль в формировании неоклассической  школы. По сути, неоклассическое направление в значительной мере можно трактовать в качестве соединения учения лозаннской школы с находками Д. Б. Кларка и А. Маршалла.
Именно представители  лозаннской школы, наряду с английскими  маржиналистами У.С. Джевонсом и  Ф. И. Эджуортом, оказались инициаторами внедрения в экономическую науку математических методов.
Другой важной характеристикой  подхода лозаннцев к анализу  экономики было ее уподобление механическим системам. В этом они резко отличались от австрийцев и были близки к экономистам-классикам; более того, можно сказать, что по механистичности своего анализа они пошли гораздо дальше последних. Для классиков, как уже упоминалось, уподобление экономики механическим объектам имело значения с точки зрения выдвижения идеи о том, что ей внутренне присущи универсальные и объективные законы. Что же касается представителей лозаннской школы, то для них такое уподобление было важно потому, что позволяло представлять экономику как равновесную систему.
Это еще одна, быть может, самая значительная характеристика подхода лозаннцев. Они впервые осуществили анализ хозяйства с точки зрения общего равновесия; впоследствии моделирование на основе идеи общего равновесия стало одной из характерных черт магистрального направления современной экономической теории
2.1. Леон Вальрас
К числу маржиналистов  первой волны можно отнести Леона Вальраса -швейцарский экономист, профессора Лозаннского университета основатель лозаннской школы, которая является ветвью математической школы. Экономической теорией увлекся благодаря работам О. Круно. С 1870 года работал на кафедре политической экономии в Лозаннском университете. В своем основном труде “Элементы чистой политической экономии”, он дает характеристику предельной полезности, считая ее основой ценности товара. Л. Вальрас считается основоположником современного макроэкономического моделирования, так как именно он впервые создал математическую модель для выявления проблем существования равновесия экономической системы и придания этой системе стабильности. Он впервые характеризует не частное, а общее экономическое равновесие симметричных рынков. Поэтому он по праву считается основоположником “Лозаннской школы” маржинализма.
Л. Вальрас - создатель общей статистической экономико-математической модели хозяйства страны, известной под названием системы общего экономического равновесия.
Математическая модель общего экономического равновесия Л. Вальраса отражает взаимосвязь рынков готовой  продукции и рынков факторов производства в условиях рыночного механизма  хозяйствования с совершенной конкуренцией, приводящей к единственному равновесию множества рынков. Она позволяет понять, что определение цен на производимые для рынка продукты и цен факторов производства может быть только одновременным, а не поочередным в том или ином порядке, что частичное равновесие на определенном количестве рынков не гарантирует общего равновесия для всей экономики с данным количеством рынков.
В числе допущенных упрощений  в уравнениях модели Л. Вальраса имели  место: заданные функции предельной полезности, что означало заданное первоначальное количество товаров и услуг, которые реализуются на рынке; заданные функции предельной производительности, что означало допущение идентичных издержек, т. е. их постоянную отдачу; изменения цены прямо зависят от величины превышения спроса над предложением и другие.
В модели Вальраса все  экономические субъекты делятся  на две группы: владельцев производительных услуг (земли, труда и капитала) и  предпринимателей, которые приводят в действие все эти три фактора  производства. Экономические отношения между ними Вальрас выразил с помощью систем уравнений спроса, предложения, издержек и цен.
По Вальрасу равновесное  состояние рынков означает, что спрос  и предложение факторов производства равны, цены на рынке факторов производства и потребительских продуктов стабильны, продажная цена продуктов равна издержкам производства (цене факторов производства).
Если представим, что  в данной модели меняется цена на средства производства. Так как цена на средства производства является функцией от предложения факторов производства, то автоматически меняется и предложение данных факторов. Отсюда сразу же изменится спрос на факторы производства, что, в общем, ведет к полному нарушению равновесия системы.
В 50 - 60-е годы модель Вальраса преобразована средствами линейного программирования.
В модели рынков отражено следующее:
- определены основные  условия соответствия спроса  и предложения товаров;
- взаимосвязь между  основными показателями производства  и обмена представлена системой  уравнений;
- все сделки на рынке  совершаются одновременно;
- модель статична (предполагает  неизменность запаса и разнообразия  продуктов);
- идеальная информированность  субъектов производства;
- решение задачи для  всего народного хозяйства на  экстремум.
Цель модели - вывести  общие законы действия системы цен при наличии множества рынков.
Государство, по мнению Л, Вальраса, должно осуществлять следующие  функции:
- контролировать стабильность  денег;
- обеспечивать безопасность  граждан;
- сдерживать спекулятивные  процессы;
- поддерживать всеобщее образование граждан;
- гарантировать социальную защиту  рабочим;
- способствовать функционированию  эффективной конкуренции;
- поощрять производство и потребление  полезных вещей.
В государстве должен действовать принцип равенства  возможностей при неравенстве фактического положения.
2.3.Заключение
Огромным достижением  Леона Вальраса и Вильфредо Парето была демонстрация системы общего равновесия отдельных продавцов и покупателей, определяемой единственным набором  цен и количества.
Из всех направлений  маржинализма лозаннская школа сыграла наибольшую роль в формировании неоклассической школы.
На деле правительства  различных стран разнятся в своей  экономической политике, а акценты  постоянно смещаются от государственного регулирования экономики на базе анализа макроэкономических величин с точки зрения количественных закономерностей в соотношениях между ними до господства свободной конкуренции. Таким образом, и кейнсианство, провозглашающее поддержание эффективного спроса и полной занятости, и школа неоклассицизма, и другие направления, которые находят свое применение и синтезируются в новые теории, нашли свое отражение здесь.
В современной экономической  теории доминирующую роль играют труды  зарубежных экономистов. Однако русская  экономическая наука также ярко представлена учеными разных взглядов и убеждений, которые отражали в своих изысканиях специфику экономической системы России. Представляется целесообразным показать наличие различных школ экономического учения и рассмотреть ниже процесс формирования и развития экономических теорий в России как неотъемлемой и значимой части мировой экономической мысли.
Список используемой литературы
1.Чудновская С.Н. История  менеджмента.- СПб: Питер, 2004
2.Бартенев С.А. История  Экономических учений: учебник.- М.: Экономистъ, 2005
3.Гоголева Т.Н., Кузнецова  Ю.И. История экономических учений (XX век): Учебное пособие. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2003. - 45 с
4.Зубарева Т.С. История  экономики. В 3-х частях. Учебное  пособие. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1999-2002. - Ч.1 - 73 с., ч.2 - 73 с., ч.3 - 90 с.
5.Толмачева Р.П. Краткий  словарь по экономической истории.  М., 2003.
6.История экономических  учений. Учебное пособие./И.С.Потапова. М.: МГИУ, 2000. 244с.
7.История экономических  учений. Современный этап. Под общей  ред.А.Г.Худокормова. М.: ИНФРА, 2004.
3. М.Фридмен, как главный  теоретик мрнеторизма.
3.1.Введение.
Американский экономист  Милтон Фридмен родился в 1912 году в бедном квартале Нью –Йорка, в  Бруклине, в семье еврейских эмигрантов, выходцев из Румынии.
Еще в школе у Фридмена проявились большие способности в математике. В 1928 году он поступил в Рутжерский колледж, чтобы подготовить себя к карьере страхового актуария. По окончании колледжа он получил степень бакалавра по двум дисциплинам – экономике и математике. Интерес к экономической теории пробудили у него проподаватели колледжа А. Ф. Бернс, будущий директор Федеральной резервной системы США, и Г. Джонс, ставший впоследствии коммерческим директором Федерального резервного банка в Сент – Льюисе. По рекомендации Г. Джонса М. Фридмену была предложена стипендия от экономического факультета Чикагского университета. Одновременно ему предлагалась стипендия по прикладной математике от Броуновского университета. После серьезных колебаний Фридмен предпочел Чикаго и с этого времени целиком посвятил себя занятиям в области экономической теории.
В те годы в Чикаго преподавали  Ф. Х. Найт, Дж. Винер, Г. Шульц и Г. Саймонс, оказавшие большое влияние  на формирование Фридмена как экономиста и определившие в значительной мере сферу его научных интересов.
Получив в 1933 году степень  магистра, Фридмен в течении года стажировался в Колумбийском университете. Здесь он под влиянием Г. Хотеллинга и У. К. Митчелла обратился к математической экономике.
В конце 1937 года он перешел  на работу в Национальное бюро экономических исследований в Нью – Йорке, где под руководством будущего нобелевского лауреата С. Кузнеца занялся исследованием структуры доходов. Результаты этой работы воплотились в их совместном труде «Доходы от независимой профессиональной деятельности», послужившим основой диссертации, за которую Фридмен в 1946 году был удостоен в Колумбийском университете степени доктора по экономике.
Во время второй мировой  войны М. Фридмен работал в  качестве экономиста в министерстве финансов, После войны он преподавал вначале в Миннесотском университете, а затем в 1946 году вернулся в Чикаго и уже не покидал родного университета до своего официального ухода в отставку в 1977 году.
В 50-х гг. как консультант  правительства США М. Фридмен  участвовал в реализации плана Маршалла, предусматривавшего восстановление разрушенной войной экономики Западной Европы. Он одним из первых выступил активным сторонником пересмотра Бреттон – Вудской системы и введения плавающих валютных курсов.
В начале 60-х гг. М. Фридмен  возглавлял группу, выполнявшую исследование роли денег в торговых циклах для Национального Бюро экономических исследований. Интенсивная работа почти 25 лет воплотилась в ряд фундаментальных трудов по истории и теории денежного обращения: «Монетарная история Соединенных Штатов, 1867 -1960гг.», написанную Фридменом в соавторстве со специалистом в области истории экономики Анной Дж. Шварц. Продолжением этой работы стала «Монетарная статистика США», и наконец, «Тренды денежной массы в США и Соединенном Королевстве: Их отношение к доходу, ценам и ставкам процента, 1867 – 1975».
В 60-х гг. М. Фридмен  активно выдвигается на общественную арену. В 1964 году он был экономическим  советником ультраконсервативного  губернатора Б. Голдуортера, в 1968г. –  Р. Никсона и в 1980г. – Р. Рейгана. В 1981 г. он становится членом Президентского совета по экономической политике, состоявшего из независимых экспертов. Фридмен участвовал в разработке программ либералистических экономических реформ в Израиле, Чили и ряде других стран.
В 1967 – 1970 гг. М. Фридмен занимал почетный пост президента Американской экономической ассоциации. Доклад «Роль монетарной политики», прочитанный им при вступлении на этот пост, стал одной из самых популярных работ. В 1969 Фридмен опубликовал сборник «Оптимальное количество денег и другие очерки», в который вошли наиболее важные работы по теории денег, написанные им на протяжении почти двух десятилетий.
Разработка М. Фридменом  основ монетаристской доктрины сопровождалась активной полемикой с представителями  кейнсианского лагеря. Появление нашумевшей статьи М. Фридмена и Д. Мейсельмена «Относительная стабильность скорости обращения денег и мультипликатор инвестиций в США, 1897 – 1958 гг.» положило начало спору по вопросам монетарно – фискальной политики в 60 – 70-х гг.
В октябре 1976 Фридмен был удостоен Премии Альфреда Нобеля по экономике «За достижения в области анализа потребления, истории денежного обращения и разработки монетарной теории, а также за показ им сложности стабилизационной политики».
М. Фридмен, являясь сторонником либерализма и идей Ф. фон Хайека, в 70-х годах был президентом общества «Мон – Перелин», ставившего своей целью распространение принципов свободного рынка.
Всемирную известность  и популярность среди широкой  общественности М. Фридмену принес выход  в свет полумиллионным тиражом его книги «Капитализм и свобода» (1962), которую он написал совместно со своей женой Роуз Директор Фридмен.
Либеральные идеи М. Фридмена получили свое развитие в совместных с Р. Д. Фридмен работах «Свобода выбора» и «Тирания статус – кво».
Перу Фридмена принадлежит  более 30 книг, 350 статей.
После ухода из Чикагского иберальные идеи М. Фридмена получили свое развитие в совместных с р. дмен.. работки монетарной теорииставителями  кейнсианскогоуниверситета М. Фридмен  переехал в Сан – Франциско. Помимо Нобелевской премии, он удостоен медали Джона Бейтса Кларка Американской экономической ассоциации в 1951 г., почетных ученых степеней многих американских и зарубежных университетов и колледжей.
3.2. Монетаризм.
Монетаризм представляет собой одно из влиятельных течений  современного экономического консерватизма, получившее широкое распространение  в середине 70-х гг.
В этот период неоконсерваторы  развернули критику кейнсианства по всем основным экономическим проблемам (долговременный рост и накопление капитала, занятость, инфляция, деньги, государственный бюджет и т. д.). В этой волне критики выделялись две более или менее сложившиеся теоретические школы неоконсерватизма – монетаризм и экономика предложения.
Монетаризм, бесспорно, сыграл ведущую роль. Для монетаристов ключевым пунктом критического пересмотра кейнсианской доктрины стала проблема инфляции, что, в свою очередь, привело к реанимации идей классической количественной теории денег. В 30-х гг. критика этой теории была тактически необходима Дж. М. Кейнсу для разрушения всего здания неоклассической теории. Сорок лет спустя сложилась обратная ситуация: обновленная количественная теория использовалась ее сторонниками как плацдарм для атак против Кейнса.
Возрождение количественной теории денег (КТД) особенно четко проявилось в теоретической системе Чикагской школы, возлагаемой американским экономистом М. Фридменом. Лозунг «деньги имеют значение» стал символом монетаризма, а Милтон Фридмен – его духовным отцом (лауреат Нобелевской премии 1976 г.). К другим влиятельным фигурам монетаризма можно отнести А. Мелцера, К. Бруннера, Д. Лейдлера, М. Паркина, которые развили или интерпретировали взгляды М. Фридмена.
В ранних работах М. Фридмен  делает ссылки на «устную традицию» Чикагской школы, имея в виду, что будто бы вне зависимости от господства кейнсианских взглядов в 30 - 40-х гг. в Чикагском университете уже существовала система монетаристских воззрений, основанная на интерпретации уравнения обмена (MV=PQ). И хотя впоследствии сам М. Фридмен отказался от выдуманного им «мифа» о глубокой преемственности своих взглядов, а израильский экономист Д. Патинкин опроверг этот миф, опираясь на факты, за монетаризмом закрепился термин «Чикагская школа».
В своем развитии монетарная доктрина М. Фридмена прошла ряд этапов:
50-е гг. – разработка  теории перманентного дохода;
60-е гг. – создание  монетарной теории хозяйственного  цикла;
70-е гг. – выдвижение  на авансцену монетарной концепции  номинального дохода и объяснение  влияния денег на основные экономические параметры («передаточный механизм»).
Формирование основных концептуальных положений монетаризма  происходило одновременно с критическим  переосмыслением кейнсианского  анализа. Линия критики вырисовывается довольно четко: М. Фридмен выступает против программы «регулирования спроса» мерами государственного вмешательства в экономику (поскольку такая программа нарушает естественные корректировки через конкуренцию); он также против политики бюджетного дефицита как средства активизации совокупного спроса.
Вместе с тем (и это  отмечал М. Фридмен) противоречия между  кейнсианством и монетаризмом не всегда драматичны и остры. Процесс  «неоклассического синтеза» в послевоенной западной экономической теории затронул и эти школы.
3.3. Монетаристская теория в ретроспективе.
В чем специфическая  сущность монетаристской теории? Ответить на этот вопрос не так просто по двум причинам. Во – первых, монетаризм пропагандирует себя и известен прежде всего как  теория и политика денежного обращения, а не как общеэкономическая теория; он также широко известен как идеологическая доктрина социально – экономического либерализма. Последнее даже дало повод известному американскому историку эко
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.