На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Основные интеграционные блоки Западной Европы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство науки и образования РФ.
ГОУ ВПО  Тамбовский государственный технический  университет
Кафедра «Экономический анализ и качество». 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Мировая экономика»
на тему: «Основные интеграционные блоки  Западной Европы». 
 
 
 

Выполнил:
студент гр. Д-11
Савинкова Е.А.
Проверил:
Дробышева В.В. 

Тамбов 2010 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение_________________________________________________________3
    Изменение политической карты Европы: от средневековья до наших дней________________________________________________________4
    Понятие и признаки региональной интеграции____________________6
    Развитие и этапы интеграционных процессов в Западной Европе_____9
    Шаги по достижению странами Западной Европы единого экономического пространства_________________________________13
      Введение странами единой валюты - путь к дальнейшей интеграции____________________________________________14
      Создание единого Центрального банка – ещё одно средство активизации интеграционных процессов в Западной Европе___15
    Перспективы развития интеграционных процессов, взгляд в будущее____________________________________________________17
Заключение______________________________________________________18
Список литературы________________________________________________19 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
Вряд ли найдется на нашей планете регион, который  внес большую культурную, политическую, научно-техническую, философскую лепту  в общемировую сокровищницу. Вот  уже две с половиной тысячи лет, начиная со времен Сократа и Платона, этот территориально небольшой придаток Евразии неутомимо порождает, чуть ли не столько идей и концепций, гениев и мировых завоевателей, надежд и страхов, сколько и весь остальной мир.
За это время  Европа привыкла к тому, что ее ценности (хоть экономические, хоть мода на одежду) почти «без сопротивления» принимаются  всеми остальными цивилизациями; а кто не принимает - остается «на задворках» нынешнего триумфального движения цивилизации.
Европа является колыбелью гуманизма, свободы и  демократии. Однако эти ценности не существуют сами по себе - они являются итогом гораздо более богатой социальной действительности, в основе которой лежат частная собственность и интенсивный способ производства, существовавшие в Западной Европе с незапамятных времен (но которых не было и нет пока в нашей стране). На этой основе возникают демократические многопартийные политические системы, возникают государства-нации, формируются национальные интересы. Поэтому движение к свободе, демократии и гуманизму происходит не автоматически. Дорога к европейским ценностям опосредована национальными интересами.
За последние  пару десятков лет Европа и мир  в целом претерпели значительные изменения, имеющие огромное историческое значение, причем один из эпицентров изменений, потрясших мир, был в нашей  стране, повернувшей свой вектор развития от коммунистических идеалов к попытке  вернуться в русло традиционных западных (т.е. европейских) ценностей.
Важнейшим среди  этих изменений можно назвать  мощные интеграционные процессы, неуклонно  происходящие в Западной Европе.
Давно и успешно  достигнуты такие цели экономических  интеграционных процессов в Европе, как постепенное устранение всех ограничений в торговле между  странами-участницами, установление общего таможенного тарифа в торговле с  третьими странами, ликвидация ограничений  для свободного передвижения людей, капиталов и услуг, разработка и  проведение общей политики в области  транспорта, сельского хозяйства, создание единой валюты, унификация налоговой  системы, разработка принципов согласованной  экономической политики.
В настоящее  время на повестке дня стоит политическая интеграция, в частности, принятие общеевропейской  конституции, сближение законодательства, возможности создания общеевропейского правительства.
Цель: рассмотреть более подробно интеграционные процессы Западной Европы, раскрыть особенности и специфику, а также изучить основные перспективы их развития.
    Изменение политической карты Европы: от средневековья до наших дней.
На протяжении полутора тысячелетий - от падения Римской  Империи и, по меньшей мере, до конца Второй мировой войны - Европа представляла собой море государств, количество которых исчислялось сотнями и тысячами (в одной только «Священной Римской Империи германской нации» в XVII в. насчитывалось 300 независимых и полторы тысячи полунезависимых образований!). Все эти вольные города, империи, княжества просто и княжества великие, архиепископства и герцогства постоянно интриговали, сражались, мирились и всячески продвигали свои собственные интересы. В этом море мелких и мельчайших государств время от времени появлялась и рыбешка покрупнее - государства, претендовавшие на гегемонию и масштабах региона, а то и всего континента. Однако этих потенциальных претендентов на европейскую гегемонию было всегда несколько - от 3- 4 до 6- 7 (в XIX веке, например: Франция, Англия, Россия, Австро-Венгрия, к концу века - и Германия). Возвышение одного из них немедленно вызывало озабоченность и у мелких соседей, боявшихся поглощения, и у других потенциальных гегемонов, боявшихся чрезмерного усиления соперника. Реакция была незамедлительной: между бесчисленными столицами неслись курьеры, сновали послы и шпионы, сколачивались коалиции и контр-коалиции - и в результате общеевропейская гегемония так и оставалась недостижимой мечтой. За полторы тысячи лет европейской истории никому и ни разу не удалось установить над континентом стабильный контроль. Несколько раз удачливые завоеватели (Наполеон, Гитлер) были довольно близки к этому, но их торжество длилось лишь несколько лет.
Нынешнее сплочение  Европы выросло из этой традиции союзов, из векового стремления к балансу  сил. Процесс объединения Европы начался еще после Первой мировой  войны. Тогда политические дискуссии  не привели к конкретным шагам. Однако Вторая мировая убедила европейские  страны в том, что им друг без друга  не прожить. Когда после 1945 г. Европа столкнулась с угрозой со стороны  Советского Союза, ее вполне естественной реакцией было создание блока.
9 мая 1950 года  министр иностранных дел Франции  Роберт Шуман произнес историческую  речь, в которой предложил объединить  угольную и сталелитейную промышленность  Франции и ФРГ. В 1951 году  это было сделано. В Париже  подписали соответствующий протокол, установивший Европейское сообщество  угля и стали. В нем участвовали  Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург и Нидерланды. Через  шесть лет в Риме другой  договор установил Европейское  экономическое сообщество и Европейское  сообщество по атомной энергии.  В 1967 году произошло слияние исполнительных органов трех сообществ, в результате чего была создана управляющая структура, которая сохранилась до сих пор. Окончательной вехой на пути к ЕС стал Маастрихтский договор 1992 года, который предусматривал создание собственно Европейского сообщества, а также определял рамки для единой валюты и большей политической интеграции.
Впервые в общий  блок вошли почти все европейские  государства - ведь опасность с востока  угрожала в равной степени всем. Столь же естественным был и союз с другим кандидатом в гегемоны - с США, которые обеспечивали противовес Москве и, вдобавок, были куда привлекательнее (как по экономическим так и, главное, по идеологическим соображениям). Наконец, примерно равенство всех стран региона, отсутствие четко выраженного гегемона внутри самой Европы облегчило как  создание общеевропейского блока, так  и его благополучное сохранение в новом, постсоветском, посткоммунистическом мире.
    Понятие и признаки региональной интеграции.
О возникновении  региональной интеграции как явления  можно говорить с момента окончания Второй мировой войны. Первыми на этот путь встали государства Западной Европы. В 1950 г. был образован Европейский платежный союз, в 1951 г. - Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в 1957 г. - Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), в 1959 г. - Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ).
Что же такое  региональная интеграция?
Слово «интеграция» происходит от латинского слова «integer» -- «целый». То есть, интеграция предполагает образование некой новой общности или новой совокупности отдельных  частей, которые начинают проявлять  себя как самостоятельное целое. Можно выделить пять основных признаков региональной интеграции .
Первый признак  вытекает из наиболее общего понятия  интеграции. По умолчанию предполагается, что объединение государств в  интеграционную группировку рождает  новое качество, которое было бы невозможно (или неизмеримо труднее) получить на индивидуальной основе. Интеграция представляется игрой с положительной  суммой, что делает ее выгодной как  для каждого участника, так и  для группировки в целом. Условием нормальной интеграции считается синергетический  эффект, то есть получение такой  силы, которая превышает сумму  индивидуальных сил. Яркий пример подобного явления - единая европейская валюта. Сегодня она обладает большей устойчивостью и весом на международной арене, чем прежние национальные валюты вместе взятые. Колониальные империи не могут считаться интеграцией, поскольку их целью является извлечение выгоды только одной стороной - метрополией.
Второе отличие - новое объединение государств выделяется из остального мира и тем или иным образом обособляется от него. Так, создание таможенного союза предполагает устранение таможенных барьеров между странами-участницами и введение единого таможенного барьера по отношению к третьим государствам. Иными словами, либерализация торговли внутри региона сопровождается намеренной или невольной дискриминацией аутсайдеров. С таким положением дел вынуждена считаться даже ВТО: правила этой организации допускают, что режим наибольшего благоприятствования не учитывает условия торговли той или иной страны с ее партнерами по региональному объединению. Поэтому внутри Евросоюза торговля, например, пшеницей происходит без каких-либо ограничений, тогда как импорт зерна в ЕС из Канады или России облагается высоким налогом, а в отдельных случаях - запретительной антидемпинговой пошлиной. Обособление происходит и в других сферах жизни. Достаточно вспомнить провозглашенные в конституции ЕС европейские ценности (по сути, формирующие идеологический профиль этого объединения в мире) или Шенгенскую зону.
Третья характерная черта интеграции - добровольный и партнерский характер. Стихийное усиление взаимозависимости государств (например, вследствие активной внешней торговли, деятельности ТНК и финансовых групп) нельзя считать интеграцией.
Иными словами, интегрирование может быть как предпосылкой, так и следствием интеграции. Кроме того, интеграция - дело сугубо добровольное, на которое участники этого процесса идут сознательно. Поэтому силовое объединение территорий - захват колоний, учреждение протекторатов, создание империй, - не может называться интеграцией.
Четвертый признак - интеграция распространяется на различные области как внешней, так и внутренней политики стран-участниц. Этим она отличается от международных организаций и других форм международного сотрудничества. Последнее регулирует в основном те действия государств (или иных факторов), которые затрагивают интересы других членов мирового сообщества. Деятельность международных организаций ведет к возникновению международных режимов, например, в области нераспространения ядерного оружия или отмывания нелегальных доходов. Региональные объединения создают такие режимы и в сферах, традиционно входящих в национальную компетенцию. Так, в ЕС действуют собственные системы стандартов, общесоюзные правила конкуренции, не говоря уже о единой денежно-кредитной политике и единой валюте.
Региональные  же объединения всегда имеют политическую и экономическую составляющую, а  также распространяют свою деятельность на другие области - право, экологию, миграцию населения, науку и технику, образование.
Пятая характеристика интеграции вытекает из четырех предыдущих (особенно из первой и второй) и имеет  ключевое значение для понимания  сути этого явления. Как показывает мировой опыт, региональная интеграция строится на осознании ее участниками  общности их будущей исторической судьбы. Конечно, оценивать степень общности народных судеб - занятие рискованное и неблагодарное. Почти в каждом случае находятся нескончаемые вереницы аргументов «за» и «против», позволяющие получать любой заранее заданный результат. В региональной интеграции чувство политической общности направлено не в прошлое, а исключительно в будущее. Общие черты исторического развития важны для интеграции только с точки зрения их современных результатов. В остальном же они обычно берутся на вооружение политическими элитами как хорошо работающий агитационный прием.
    Развитие и этапы интеграционных процессов в Западной Европе.
Начало западноевропейской интеграции положил подписанный  в 1951 и вступивший в силу в 1953 Парижский  договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В 1957 был подписан Римский договор  о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), вступивший в силу в 1958. В этом же году образовалось Европейское  сообщество по атомной энергии (Евратом). Таким образом, Римский договор  объединил три крупные западноевропейские организации - ЕОУС, ЕЭС и Евратом. С 1993 Европейское экономическое  сообщество переименовали в Европейский  Союз (ЕС), отразив в изменении  названия повышение степени интегрированности  стран-участниц.
На первом этапе  западноевропейская интеграция развивалась  в рамках зоны свободной торговли. В этот период, с 1958 по 1968, в Сообщество входили только 6 стран - Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. На начальном этапе интеграции между  участниками были отменены таможенные пошлины и количественные ограничения  на взаимную торговлю, но каждая страна-участница  еще сохраняла свой национальный таможенный тариф в отношении  третьих стран. В этот же период началась координация внутренней экономической  политики (прежде всего, в сфере сельского  хозяйства).
Почти одновременно с ЕЭС, с 1960, начала развиваться другая западноевропейская интеграционная группировка - Европейская ассоциация свободной  торговли (ЕАСТ). Если в организации  ЕЭС главенствующую роль играла Франция, то инициатором ЕАСТ стала Великобритания. Первоначально ЕАСТ была многочисленнее ЕЭС - в 1960 в нее входило 7 стран (Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швейцария, Швеция), позже в нее  вошли еще 3 страны (Исландия, Лихтенштейн, Финляндия). Однако партнеры по ЕАСТ являлись куда более разнородными, чем участники  ЕЭС. Кроме того, Великобритания превосходила по экономической силе всех своих  партнеров по ЕАСТ вместе взятых, в  то время как ЕЭС имел три центра силы (ФРГ, Франция, Италия), и самая  экономически сильная страна ЕЭС  не имела абсолютного превосходства. Все это предопределило менее  удачную судьбу второй западноевропейской группировки.
Второй этап западноевропейской интеграции, таможенного  союза, оказался самым продолжительным - с 1968 по 1986. В этот период страны-члены  интеграционной группировки ввели  единые внешние таможенные тарифы для  третьих стран, установив уровень  ставок единого таможенного тарифа по каждой товарной позиции как среднее  арифметическое национальных ставок. Сильный экономический кризис 1973-1975 несколько затормозил интеграционный процесс, но не остановил. С 1979 начала действовать Европейская валютная система.
Успехи ЕЭС  сделали его центром притяжения для других западноевропейских стран. Важно отметить, что большинство  стран ЕАСТ (сначала Великобритания и Дания, затем Португалия, в 1995 сразу 3 страны) «переметнулись» в ЕЭС  из ЕАСТ, доказав тем самым преимущества первой группировки перед второй. По существу, ЕАСТ оказался для большинства  его участников своего рода стартовой  площадкой для вступления в ЕЭС/ЕС.
Третий этап западноевропейской интеграции, 1987-1992, ознаменовался созданием общего рынка. Согласно Единому европейскому акту 1986 было намечено формирование в  ЕЭС единого рынка как «пространства  без внутренних границ, в котором  обеспечивается свободное движение товаров, услуг, капиталов и гражданских  лиц». Для этого предполагалось ликвидировать  пограничные таможенные посты и  паспортный контроль, унифицировать  технические стандарты и системы  налогообложения, провести взаимное признание  образовательных сертификатов. Поскольку  мировая экономика переживала подъем, все эти меры удалось осуществить  довольно быстро.
Яркие достижения ЕС стали в 1980-е образцом для создания других региональных интеграционных блоков развитых стран, опасающихся своего экономического отставания.
Четвертый этап западноевропейской интеграции, развитие экономического союза, начался с 1993 и продолжается до сих пор. Главными его достижениями стали завершившийся  в 2002 переход на единую западноевропейскую валюту, «евро», и введение с 1999, согласно Шенгенской конвенции, единого визового режима. В 1990-е начались переговоры о «расширении на восток» - приеме в ЕС экс-социалистических стран Восточной Европы и Балтии. В результате в 2004 в ЕС вступили стразу 10 стран, увеличив число участников этой интеграционной группировки до 25. Членство в АТЭС в эти годы тоже расширялось: к 1997 там состояла уже 21 страна, включая Россию.
В перспективе  возможен и пятый этап развития ЕС, Политический союз, который предусматривал бы передачу национальными правительствами  надгосударственным институтам всех основных политических полномочий. Это означало бы завершение создания единого государственного образования - «Соединенных Штатов Европы». Проявлением этой тенденции является рост значения наднациональных органов  управления ЕС (Совета ЕС, Европейской  комиссии, Европарламента и др.). Главной  проблемой является трудность формирования единой политической позиции стран  ЕС по отношению к самому главному их геополитическому сопернику - США (особенно ярко это проявилось во время вторжения  США в Ирак в 2002): если страны континентальной  Европы постепенно усиливают критику  претензий Америки на роль «мирового  полицейского», то Великобритания остается твердым союзником США.
Что касается ЕАСТ, то эта организация не продвинулась далее организации беспошлинной торговли, в ее рядах в начале 2000-х остались только четыре страны (Лихтенштейн, Швейцария, Исландия и  Норвегия), которые тоже стремятся  влиться в ЕС. Когда Швейцария (в 1992) и Норвегия (в 1994) проводили  референдум о вступлении в Союз, противники этого шага одержали победу лишь с небольшим перевесом. Можно  не сомневаться, что вскоре ЕАСТ полностью  сольется с ЕС.
Помимо ЕС и  «отмирающего» ЕАСТ есть и другие, более мелкие западноевропейские блоки  типа Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) или Северного совета (страны Скандинавии).
    Шаги по достижению странами Западной Европы единого экономического пространства.
Ещё в 1986 году страны ЕЭС сделали новый важный шаг  на пути к дальнейшей экономической  и политической консолидации. Они  приняли Единый европейский акт, который не только подтвердил основные положения Римского договора 1957 года о создании “Общего рынка”, но и  наметил пути к единому рынку 12-ти стран. Конкретно была поставлена задача достижения к 1993 году 
“единого пространства” без внутренних границ для свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и населения. Европейское экономическое сообщество постепенно трансформировалось в Европейское сообщество (ЕС) с эффективно действующими наднациональными структурами законодательной и исполнительной власти, включая Европарламент, комиссию европейских сообществ (КЕС). С декабря 1991 года сообщество стало называться Европейским Союзом. Тогда же в голландском городе Маастрихте “Европа двенадцати” приняла ещё два исключительно важных для её будущего документа - договоры о политическом и валютно-финансовом союзах. Главный аспект политического союза - проведение общей внешней политики и совместное обеспечение безопасности. В соответствии со вторым договором с 1-ого января 1998 года во всех странах 
Союза вводится единая валюта - евро, чему должно предшествовать создание единого центрального банка.

  Осенью 1991 года страны ЕЭС и ЕАСТ договорились о создании в Западной Европе “единого экономического пространства”, которое должно охватить уже 19 стран с населением 375 млн. чел., а затем будет расширяться.
      Введение странами единой валюты – путь к дальнейшей интеграции.
Образование валютного  союза, по мнению К. Золотаса, (профессора, почётного члена правления Банка  Греции), пойдёт в три этапа. Первый этап- с 1-ого июля 1991 года (начнёт действовать единый рынок). Второй этап- с 1- ого января 1994 года (примерно 3 года)- образован Европейский Центральный Банк. Третий этап (без конкретных дат) - утверждение евро в качестве единой валюты.
В попытках объединить Европу вокруг единой валюты нет ничего нового. 
Подобного рода рецидивы продолжаются вот уже почти 2 тысячелетия. Одним из первых на этот тернистый путь ступил ещё римский император Диоклетиан в 3- ем веке. Он не получил ни Европы, ни валюты. Пять веков спустя, на довольно непродолжительное время это удалось сделать Карлу Великому. Такой же идеей были одержимы и философы от Коперника до Джона Милля. Но идея оставалась утопией, недостижимой мечтой. И вот сейчас эта идея снова вышла в первую строку повестки дня европейской интеграции и кажется весьма реальной. 
Т. Золотухина (кандидат экономических наук, главный экономист Департамента иностранных операций Центрального банка РФ) так оценивает экономические выгоды перехода к единой валюте: экономия на операционных и информационных затратах; снижение неопределённости в обменных курсах; стимуляция экономической интеграции; благотворное влияние на торговлю и прямые иностранные инвестиции; экономический эффект от полностью интегрированного рынка ЕС может достигнуть двух процентов его ВВП; усиление конкуренции на европейском рынке; повышение эффективности распределения ресурсов. 
Сейчас Западная Европа приблизилась к этапу, преодолев который Старый Свет, возможно, превратится в новую сверхдержаву. 
Европейский валютный союз - лишь часть плана превращения Европы в новую политико-экономическую общность.

      Создание единого Центрального банка - ещё одно средство активизации интеграционных процессов в Западной Европе.
Для развитой рыночной экономики стран Европы характерна сложная и широко разветвлённая  банковская система. Её функция - организовать воспроизводственный оборот денежных средств и капиталов. Вмешательство  государства в экономику происходит в лице ряда специализированных институтов (Центральный банк, министерство финансов и т. д.). Банки ведут операции и  на рынке ценных бумаг. Так, например, выпуск государственных ценных бумаг  относительно ВВП составил: в 1989 году в Германии 16,6 %, 
Италии 50,6 %, в Великобритании 24,0 % . 
Об очень большой роли Западной Европы в мировых кредитно-финансовых отношениях свидетельствует и то, что из двухсот крупнейших банков мира здесь находится 60. Швейцария уже давно заслужила наименование страны - банкира, в её сейфах хранится половина всех ценных бумаг зарубежного мира. 
В последнее время аналогичные функции стали выполнять Люксембург и 
Лихтенштейн. Строго хранимая тайна банковских вкладов, отсутствие двойного обложения, свобода операций с валютой и золотом привлекают в них сотни тысяч вкладчиков из разных стран, а финансовыми “столицами” Западной Европы считаются Лондон и Цюрих. На долю Лондона приходится более 1/5 мировых кредитных операций. Здесь имеют свои резиденции более 400-сот филиалов международных банков; в финансовой сфере занят каждый пятый работающий житель этого города. Цюрих, являющийся экономической столицей Швейцарии, также принадлежит к числу крупнейших банковских центров мира. 
Решение об образовании Единого Центрального банка Западной Европы принималось исходя из имеющегося опыта. Так банк Франции осуществлял помощь по организации управления коммерческой деятельности, Австрийский национальный банк - по организации новой системы бухгалтерского учёта и внутреннего аудита, немецкий Бойче Бундесбанк - по управлению резервами и оборотом иностранных валют, банк Нидерландов помог в организации мониторинга. Отношения Единого Центрального банка с правительствами стран, парламентами строятся на законодательных актах. Административное вмешательство не допускается. Приняты и действуют новые законы ярко выраженной рыночной направленности. Отношения между субъектами строятся не по принципу приказов - распоряжений, а на основе свободных договоров или соглашений. 
Единый Центральный банк примет и установит единые процентные ставки в соответствии с экономическими условиями в еврозоне. Эти процентные ставки сохранятся на уровне 38,4%.

Всё это даёт определённые надежды на формирование действительно эффективного интеграционного  комплекса в рамках Западной Европы. Так по прогнозу Центра экономических  исследований Японии в 2010 году ВВП 
Европейского полюса-региона (Западная Европа со своим интеграционным рынком) составит примерно 15 триллионов $(в ценах 1990 года). 
Уже сейчас Западная Европа стала вторым центром кредитно-финансовой деятельности мирового значения. Взятая как единый регион, она по масштабам зарубежных инвестиций ныне значительно превосходит США. Из отдельных стран лидируют в этой сфере Великобритания, Германия и Франция. Географическое распределение кредитно-финансовой активности стран Западной Европы имеет свои особенности. Перетеки капиталов происходят, прежде всего, между странами самого этого региона (основные объёмы французского капитала инвестированы в 
ФРГ и Великобританию), что связано с наличием в нём крупных интеграционных объединений, формированием “единого экономического пространства”. Второе место занимает экспорт капитала в США. 
В 1995 году соотношение иностранной помощи к ВНП- 1,05%- было самым высоким в Норвегии. В 1996 году Франция и Германия впервые обогнали США по размерам оказания иностранной помощи.

    Перспективы развития интеграционных процессов, взгляд в будущее.
Государства Западной Европы обладают высокоразвитой рыночной экономикой, базирующейся на крупных  ресурсах основного капитала, передовых  производственных технологиях, квалифицированных  трудовых ресурсах. Огромную роль для  каждой из этих стран и для всего  региона в целом сыграла экономическая  интеграция - идёт процесс всестороннего  углубления и расширения устойчивых экономических связей между странами.
Экономическая интеграция стран приводит к “подтягиванию” экономического развития менее развитых стран к уровню наиболее высокоразвитых государств.
  Ещё одним  приоритетным направлением сотрудничества является охрана окружающей среды. В 1976 году 17 средиземноморских стран  приняли Конвенцию об охране Средиземного моря (“Голубой план”), в 1987 году “Программа действий - Рейн”, действующая до 2000 года. В 1990 году создана комиссия по охране Эльбы. Интересные географические аспекты содержит и проект “Будущее окружающей среды в Европе”, рассчитанный до 2030 года, то есть и в этой области  намечаются достаточно широкие горизонты  сотрудничества. 

  Заключение
На современном  этапе происходят глубокие изменения  во всей системе международных отношений. Существенной их чертой становится глобализация, частью которой является экономическая  и политическая интеграция.
Европейский федерализм, вдохновленный мечтами о единой Европе, является первой по времени  возникновения и самой известной  в широких кругах концепцией интеграции. Данная концепция ставит перед интеграцией четкую стратегическую цель - объединение Европы путем образования сверхгосударства, которое будет функционировать на принципах разделения властей. Федералисты настаивают на создании наднациональных органов, которым государства-участники должны будут передать часть своего суверенитета.
Идейной основой  будущего объединения выбран федерализм, позволяющий адекватно распределить источники легитимности и полномочия между различными уровнями власти - местным, региональным, национальным и наднациональным. Гражданам мега-государства отводится та же роль, что и в национальном государстве. Они выбирают все находящиеся над ними уровни власти и получают от союзной власти свою первичную идентичность - равных перед законом и равных друг другу граждан союза.
Вряд ли можно  считать интеграцией объединение, функционирующее исключительно  на основе межгосударственного сотрудничества. Обязательным признаком интеграции является наличие централизованного  управления (в практике ЕС это называется коммунитарным принципом). Поэтому  интеграция определяется как объединение  с наднациональными органами управления. Соответственно, зрелость той или  иной интеграционной группировки оценивается в зависимости от того, какая часть решений принимается на наднациональном уровне.
Особенностью  западноевропейской интеграции является ее институционализация - она осуществляется в условиях значительной роли государств, правительств, создающих влиятельные международно-государственные институции с исполнительно-координационными функциями. Таким образом, интеграционный процесс подталкивается согласованной политикой его участников.
Западная Европа сделала существенный шаг к экономической  и политической интеграции. Это реальность, какими бы трудными ни были будущие действия ее участников - Западная Европа - это конфедеративное сообщество государств, имеющее и единый парламент, и единое правительство и неформально - даже объединенное гражданство, наряду с национальным гражданством; единую экономическую и социальную политику, координирующее внешнеполитическую деятельность всех своих участников.
Вывод: цель достигнута. 

Список  литературы:
 1. Перспективы вхождения России в «Большую Европу» // Вести. Моск. ун-та. Сер. 6, Экономика, 2004, № 1, С. 104-110.
2. Ковалев Ю.А.  Россия: на пути в Европу? // Сознание  и физическая реальность, том В, № 2, 2003, С. 2-8.
3. Богомолов  О. Разговор о современном мире // Экономика и политика, 2003, № 12, С. 28-30.
4. Канючевская  Я.А. Интересы России в разрабатываемой  концепции ЕС «Политика Европейского  соседства» // Актуальные проблемы  современной науки, 2004, № 6, С. 285-291.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.