На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экскурсионное дело

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ
     Экскурсионное дело – важный раздел культурно-просветительной работы среди населения. Экскурсионному делу – свыше ста лет, но наиболее интенсивным было его развитие в 1970-е и 1980-е годы прошлого столетия. Об этом свидетельствуют: ежегодное участие в экскурсиях полумиллиарда человек; десятки тысяч экскурсионных тем; семидесятитысячная армия экскурсоводов; тысячи организаций, активно проводившие экскурсионную работу; развитие теории и методики экскурсионного дела.
     В эти годы  был осуществлен переход лидерства  от учреждений Министерства культуры  к профсоюзам – Центральному  совету по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ) ВЦСПС и его организациям  на местах. Большую роль сыграло  создание почти тысячи бюро  путешествий и экскурсий, экскурсионных  бюро в городах, рабочих и  курортных поселках страны.
     Развитие экскурсионного  дела потребовало разработки  методологических и теоретических  основ. Ведущую роль в этом  сыграли Главное экскурсионное  управление ЦСТЭ и Институт  повышения квалификации работников  туристско-экскурсионных организаций  (ныне Российская международная  академия туризма).
После двадцати лет работы, в которой приняла участие  экскурсионная кафедра названного института, были определены функции, признаки и аспекты экскурсий, сущность и  особенности двух важнейших элементов  – показа и рассказа – экскурсионного метода; выработаны классификация экскурсий  и дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию населения; разработаны  основы методологии и методики, элементы экскурсионной педагогики и психологии, а также определены составные  части экскурсионного дела и особенности  профессионального мастерства экскурсовода.
    Возникновение  экскурсионной теории – результат  активной познавательной деятельности  на местах, обобщения практики  десятков тысяч экскурсоводов и методистов. Теория предстала перед нами как комплекс взглядов, представлений и идей, лежащих в основе современного экскурсионного дела.
     К концу  1970-х годов XX в. определились  три основные части экскурсионного  дела: теория, методика, практика. Представляя  собой совокупность обобщенных  положений, экскурсионная теория  создает предпосылки для появления  новой науки – экскурсоведение, которое встало в один ряд с такими науками, как краеведение, музееведение, клубоведение и книговедение.
    Основа экскурсоведения – экскурсионная теория, которая определяет сущность экскурсии, формулирует закономерности и особенности экскурсии (важной формы обучения и воспитания человека).
Экскурсионная методика, являясь  частью экскурсоведения, предстает перед нами как совокупность четких правил и требований, предъявляемых к экскурсии, как сумма методических приемов подготовки и проведения экскурсий. Одна из главных задач экскурсионной методики: помочь экскурсантам увидеть, услышать и ощутить зрительные и словесные материалы.
     Предмет экскурсионной  методики – целенаправленное  изучение, систематизация, формулирование  и применение на практике методов  и средств обучения и воспитания, а также методических приемов,  с помощью которых экскурсионные  работники осуществляют свою  деятельность.
     Не менее  важным для развития экскурсионного  дела было отражение проблем  экскурсионной методики в специальных  изданиях. Эта методика, в основном ее раздел «Проведение экскурсий», в прошлые годы была принята на вооружение всеми организациями, которые в течение длительного периода вели экскурсионную работу (БММТ «Спутник», «Интурист», Центральная детская туристско-экскурсионная станция, Туристско-экскурсионное управление Министерства обороны, государственные музеи, ВДНХ (в настоящее время Всероссийский выставочный центр). К сожалению, в последнее время положение изменилось, но по-прежнему в России существуют сотни туристско-экскурсионных организаций и проводятся тысячи экскурсий.
     Современный  туристский рынок требует нового  подхода к организации экскурсионной  деятельности как к одному  из основных туристских продуктов.  Туроператоры, создающие экскурсионный  продукт, должны иметь свою  оригинальную марку, учитывать  потребительский спрос и дифференциацию  обслуживания. Рождение новых маршрутов  ведет к появлению новых экскурсионных  объектов, разнообразию продукта. Для  этого необходимо тщательно проработать  методику подготовки и проведения  экскурсии.
Цель курсовой: изучение методики подготовки и проведения экскурсии.
Задачи:
1. изучение материала по данной теме (литература, источники Internet, СМИ);
2. рассмотрение основных понятий;
3. изучение задач, функций и предмета экскурсионной методики.
 
 
 
 
 
 
 
I.СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ЭКСКУРСИЯ», ЕЁ ФУНКЦИИ И ПРИЗНАКИ.
      Сущность понятия «экскурсия»
     Слово "экскурсия" происходит от латинского "экскурсио". В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало "выбегание, военный набег", затем - "вылазка, поездка". Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на "ия" (экскурс + ия).
Само понятие "сущность" представляет собой совокупность сторон и связей, которым присущи свойства, взятые и рассмотренные в их естественной взаимозависимости. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в  единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия.
При рассмотрении понятия "сущность экскурсии" необходимо иметь в  виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.). Экскурсионный процесс и задачи, стоящие перед экскурсией, могут быть выражены в следующем виде:
(. Приложение №1)
     В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть.
      Материал  экскурсии, профессиональное мастерство  экскурсовода в его изложении  дают возможность экскурсантам  анализировать, делать необходимые выводы Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод При этом в качестве активных помощников экскурсовода выступают авторы экскурсии Об этом говорил известный теоретик, критик и педагог А В. Бакушинский: "Методическая разработка материала, обусловленная целью, всеми задачами и планом экскурсии, должна быть направлена к пробуждению самостоятельности восприятия и оценок".
     Одна из задач экскурсии - выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.
     Дать оценку - значит составить представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества.
Оценка экскурсии - это  выводы экскурсанта, к которым его  подводит экскурсовод.
     Отношение к экскурсии нужно понимать как: определенный взгляд экскурсанта на исторический период, которому посвящена экскурсия; восприятие каких-либо действий; понимание конкретной ситуации, в которой находился писатель, скульптор (художник), создавая свое произведение.
     В этом процессе большую роль играют материал экскурсии, подача его экскурсоводом, "угол зрения" на событие и оценка его экскурсоводом, а также убежденность экскурсовода в своей правоте.         Главное в этом процессе - проблема понимания. Большинство экскурсантов воспринимают точку зрения экскурсовода, которая становится основой понимания материала и выработки отношения к предмету показа и рассказа.
     Экскурсия - методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.
     Некоторые экскурсионисты, рассматривая сущность экскурсии, относят к ней такие понятия, как композиция, сюжет и фабула.
Композиция - построение, соединение, составление отдельных частей в целое. Этот термин связан с понятиями "структура" и "конструкция".
Сюжет - событие или несколько событий, связанных друг с другом.
Фабула - цепь событий, о которых повествует произведение. В изложении фабулы различают композицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.
Кульминация - точка, момент наивысшего напряжения в развитии фабульного действия.
      Экскурсия,  являясь произведением конкретных  авторов, строится с учетом  требований, предъявляемых к литературному произведению и имеет свой сюжет, которому подчинен весь экскурсионный материал. Обзорная экскурсия по своим задачам и форме проведения более сложна, чем путевая экскурсионная информация или беседа инструктора в туристском походе.
( Цели, задачи и формы  проведения экскурсий – Приложение  №2)
     Итак, экскурсия  представляет собой наглядный  процесс познания человеком окружающего  мира, построенный на заранее  подобранных объектах, находящихся  в естественных условиях или  расположенных в помещениях предприятий,  лабораторий, научно-исследовательских  институтов и т. д.
      Показ объектов  происходит под руководством  квалифицированного специалиста  - экскурсовода. Процесс восприятия  объектов экскурсантами подчинен  задаче раскрытия определенной  темы. Экскурсовод передает аудитории  видение объекта, оценку памятного  места, понимание исторического  события, связанного с этим  объектом. Ему небезразлично, что  увидит экскурсант, как он поймет  и воспримет увиденное и услышанное. Он своими объяснениями подводит  экскурсантов к необходимым выводам  и оценкам, добиваясь тем самым  нужной эффективности мероприятия.
      В краткой  форме сущность экскурсии можно  определить так: экскурсия - сумма  знаний, в специфической форме  сообщаемых группе людей, и  определенная система действий  по их передаче.
 
      Функции и признаки экскурсии
Функция (как понятие) в переводе с латинского означает исполнение, осуществление, выполнение, круг деятельности, назначение, обязанность, роль. Функция - это внешнее проявление какого-либо объекта, форма работы учреждения, предприятия. Функционировать - это означает действовать, работать. Функции экскурсии рассматриваются как ее главные свойства. ( Приложение № 3).
Функция научной  пропаганды. Экскурсия способствует распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий. Выполняя функцию пропаганды, каждая экскурсия должна иметь четкую направленность. В основу экскурсии положены принципы пропаганды, научность, идейность, связь с жизнью, доходчивость и убедительность. Эти принципы выражают существо пропаганды, позволяют выделить в ней главное. Их следует рассматривать в совокупности, т. е. во взаимной связи друг с другом.
Принцип научности. Важным качеством экскурсии как формы воспитания и обучения является ее научный характер. Задача экскурсии - способствовать распространению научных знаний. Содержание экскурсии должно излагаться в соответствии с данными определенного раздела современной науки, оказывать содействие формированию мировоззрения. Факты, события, теоретические положения даются в научной трактовке, получают освещение с учетом достижений тех отраслей современной науки, к которым они имеют отношение. Факты и события должны получить объективную научную оценку.
Принцип идейности. Идея - это четкий план действий для достижения поставленной цели.
      Идейность  необходимо рассматривать как  сознательную приверженность к  определенной системе идей. Принципы  идейности означают объективный  подход к содержанию фактического  материала при подготовке экскурсии  и убежденность экскурсовода, излагающего  этот материал экскурсантам. Важно,  чтобы каждая экскурсия была  подготовлена с учетом этого  требования, чтобы в соответствии  с ним были составлены документы  для экскурсии - тексты и методическая  разработка.
     Не менее  важно, чтобы экскурсовод строил  свой рассказ на научной теории, последовательно проявляя свою  личную идейную убежденность. В  рассказе экскурсовода, в анализе  объектов находит свое выражение  не только эрудиция экскурсовода, но и тенденциозность как объективное  проявление его активной жизненной  позиции. Идейный экскурсовод  - это специалист, который в своей  деятельности и во всех своих  поступках руководствуется четкими  принципами.
Связь теории с  жизнью. Материал экскурсий должен быть увязан с жизнью, действительностью, практикой хозяйственного и культурного строительства, с теми переменами, которые происходят в России. Изложение фактического материала должно сопровождаться обобщениями и выводами с учетом законов, которые лежат в основе исторических и других процессов.
 Определенные трудности  появляются при попытке увязать  излагаемый материал с современностью. Нужно иметь в виду, что прошлое  и настоящее в экскурсии, независимо  от освещаемой темы, так или  иначе увязываются между собой.
     Материал, характеризующий современность в экскурсиях, находит отражение в трех аспектах:
    первый аспект - вся тема экскурсии целиком посвящена событиям современности ("Калуга строится", "Генеральный план реконструкции города в действии");
    второй аспект - современности посвящена часть экскурсии, одна или несколько подтем. Эта форма характерна для обзорной экскурсии по городу, району ("Мурманск - столица Заполярья"), ("Край наш Раменский"). В экскурсии показывается прошлое (история), настоящее (современность) и будущее города, района (перспектива). Показу современности отведена часть экскурсии.
    третий аспект - экскурсия полностью посвящена показу исторических событий, памятников истории. Связь с сегодняшним днем находит выражение в том, что события прошлого (порой многовековой давности) оцениваются с позиции современности, на основе достижений науки. Комментарии и выводы учитывают доминирующие точки зрения сегодняшнего дня. Например, в экскурсии "Декабристы в Иркутске" дается следующая оценка: "Русские дворяне-революционеры подняли в декабре 1825 г. восстание против самодержавия и крепостничества... Движение декабристов было первым вооруженным выступлением революционеров в России...".
     Функция информации. Экскурсия в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу знаний: о достижениях исторической науки, медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях, достижениях в хозяйственном и культурном строительстве. От таких важных средств информации, как газета, радио, телевидение, лекция, экскурсию отличает более высокая наглядность. Значительная часть информации на экскурсии подтверждается показом объектов. Наличие информации в экскурсиях не означает, что экскурсовод должен, отступая от темы, делать сообщения о последних событиях международной жизни. Основой для проведения экскурсии является утвержденный текст. Не следует дополнять содержание тематической экскурсии материалами из утренних радиопередач или свежих номеров газет, если речь не идет о сообщениях чрезвычайной важности.
     Функция организации культурного досуга. Под досугом подразумевается та часть нерабочего времени, которая остается в распоряжении человека после рабочего дня. Это свободное время в пределах суток, недели, года человек затрачивает по своему усмотрению на активную творческую или общественную деятельность, учебу без отрыва от производства, любительские занятия, общение с друзьями.
     Экскурсия в функции расширения культурно-технического кругозора. Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы, экономики. Нередко экскурсия конкретизирует знания экскурсантов, помогает им увидеть то, что они знали по письменным источникам, из школьных программ, из лекций.
     Экскурсия - это синтез нескольких форм культурно-воспитательной работы. В нее в качестве тематически встроенных и методически оправданных частей могут быть включены:
 
     фрагменты из художественных фильмов, научно-популярный или хроникально-документальный фильм целиком;
    выступления участников или очевидцев событий, ветеранов войны (1941-1945 гг.) в экскурсиях на военно-патриотические темы;
    встреча с руководителями промышленных или сельскохозяйственных предприятий, инженерно-техническими работниками, передовыми рабочими в экскурсиях на производственные темы;
    прослушивание музыкальных произведений, посвященных жизни и творчеству композиторов, артистов, музыкантов;
    прослушивание выступлений государственных и общественных деятелей в звукозаписи, в экскурсиях на исторические и историко-революционные темы.
Функция формирования интересов человека. Задача экскурсии - сообщить знания аудитории и вызвать интерес у людей к конкретной отрасли знаний. Побывав на литературной экскурсии, ее участники проявляют в дальнейшем интерес к конкретному писателю. Участники таких экскурсий в дальнейшем читают литературу по изобразительному искусству, литературному творчеству, посещают музеи, другие экскурсии. Экскурсия для многих становится началом работы по самообразованию.
     Каждая конкретная экскурсия может выполнять одновременно несколько функций. Это зависит от того, с какой группой экскурсантов она проводится. Для детей и молодежи экскурсия - это функция расширения культурно-технического кругозора; для подростков, выбирающих профессию, - функция формирования интересов; для иностранных туристов - функция информации и т. д.
Признаки экскурсии. Признаком называют то, что делает сходным между собой или отличает друг от друга предметы и явления. Имеются в виду существенные признаки, т. е. те, без которых предмет, явления, форма культурно-просветительной работы не могут существовать. "Существенные признаки предмета - это группа признаков предмета, каждый из которых, отдельно взятый, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных".
      Экскурсия,  как и другие формы культурно-просветительной  работы (лекция, тематический вечер,  устный журнал, читательская конференция), имеет свои особенности в организации  и методике проведения. Ее признаки  говорят о сходстве с другими  формами или же подчеркивают  ее коренное отличие от них.
 Общими признаками для всех экскурсий являются:
    Протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин) до одних суток.
    Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).
    Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.
    Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.
    Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.
    Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.
    Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).
 Отсутствие хотя бы  одного из названных выше семи  признаков лишает права называть  проводимое мероприятие экскурсией. Помимо этих общих признаков  у каждого вида экскурсий есть  свои специфические признаки:
    у автобусных - обязательный выход из автобуса для осмотра памятников;
    у музейных - знакомство с материалами, расположенными на стендах;
    у производственных - демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).
 
 Значение признаков  экскурсии состоит в том, что  их правильное понимание не  позволяет ошибочно толковать  сущность экскурсии.
 
      Классификация экскурсий
    Классификация представляет собой распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.
 Экскурсионное обслуживание  является как самостоятельной  деятельностью (например, в домах  отдыха, клубах, школах), так и частью  комплекса туристских услуг (в  туристских фирмах). В настоящее  время экскурсии классифицируются:
по содержанию;
      по составу и количеству участников;
      по месту проведения;
      по способу передвижения;
      по продолжительности;
      по форме проведения.
Каждая группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности.
По содержанию экскурсии  подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические.
Обзорные экскурсии, как  правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства  города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д.).
 В обзорных экскурсиях  события излагаются крупным планом. Это дает общее представление  о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические  рамки такой экскурсии - время  существования города с первого  упоминания о нем до сегодняшнего  дня и перспективы развития.
    Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В отличие от тематических, в них формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, т&€ их готовят и проводят, они практически схожи между собой прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю. Например, военно-историческую подтему включают в обзорные экскурсии те города, на территории областей которых происходили военные сражения. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и т. д.
    Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе - архитектурные ансамбли минувших веков.
     Тематические экскурсии подразделяются на исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные.
 По своему содержанию  исторические экскурсии подразделяются  на следующие подгруппы:
    историко-краеведческие (например, "История возникновения г. Перми", "Из истории Садового кольца" и др.);
    археологические (например, в г. Херсонесе с показом вещественных исторических источников-раскопок);
    этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных наций и народностей;
    военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы (например, "Бородино" и др.);
    историко-биографические (по местам жизни и деятельности известных людей);экскурсии в исторические музеи. Производственные экскурсии делятся на подгруппы:
    производственно-исторические;
    производственно-экономические (например, банковская, биржевая деятельность, рынок недвижимости и др.);
    производственно-технические;
    профессионально-ориентационные для учащихся. Искусствоведческие экскурсии имеют подгруппы:
    историко-театральные (например, "Из истории русского театра", "Цыганский театр в Москве" и др.);
    историко-музыкальные (например, "Москва музыкальная" и др.);
    по народным художественным промыслам (например, Гжель, Палех, Федоскино и др.);
    по местам жизни и деятельности деятелей культуры (например, "П. И. Чайковский в Клину", "Ф. Шаляпин в Москве", "Абрамцево" и др.);
    в картинные галереи и выставочные залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов.
     Литературные экскурсии обычно группируются следующим образом:
    литературно-биографические. Проводятся по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга и т. д. (например, "А. С. Пушкин в Москве и Подмосковье", "Куприн в Санкт-Петербурге" и т. д.);
    историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской национальной литературы (например, "Литературная Москва 20-х годов XX века", "Литературный Орел" и т. д.);
    литературно-художественные - это поэтико-текстовые экскурсии (например, "Белые ночи в Санкт-Петербурге") или экскурсии по местам, которые нашли отражение в произведениях того или иного писателя (например, "По следам героев М. Шолохова", "Москва в произведении Л. Н. Толстого "Война и мир"" и др.).
 Классификация  экскурсий на архитектурно-градостроительные  темы:
    экскурсии с показом архитектурных построек данного города;
    экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного исторического периода;
    экскурсии, дающие представление о творчестве одного архитектора;
    экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам;
    экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры;
    экскурсии по новостройкам.
     Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Например, исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы; элементы природоведческих экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий. Все зависит от конкретных условий проведения экскурсии, от ресурсов познавательного плана того или иного города или региона.
     По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т. д.
      Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность.
     По месту проведения экскурсии бывают: городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие элементы нескольких).
     По способу передвижения - пешеходные и с использованием различных видов транспорта.
     Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.
По форме проведения экскурсии  могут быть различными:
    экскурсия-массовка. Ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10-20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники и т. д.;
    экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.;
    экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);
    экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса;
    экскурсия-спектакль - это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.
Экскурсия может рассматриваться  как форма учебной работы для  различных групп экскурсантов. Это  может быть:
    экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации;
    экскурсия-демонстрация - это наиболее наглядная форма ознакомления группы с природными явлениями, производственными процессами и т. д.;
    экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;
    учебная экскурсия (для специальной аудитории) является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников;
    пробная экскурсия представляет собой завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий, форму проверки знаний у студентов или работающих экскурсоводов при подготовке ими новой экскурсионной темы;
    показательная экскурсия - это форма учебной экскурсии, ставящая целью показать образец того или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему и т. д.;
    рекламная экскурсия.
 
 
 
      Тематика и содержание экскурсий
    Одинаковых экскурсий не существует, они различаются, прежде всего по теме. Слово "тема" в переводе с греческого означает "то, что положено в основу". Тема представляет собой понятие, относящееся к содержанию чего-либо. Это понятие содержит указания:
    какому именно кругу явлений посвящается данное произведение;
    к чему стремится автор (привлечь внимание читателей, слушателей, зрителей);
    что именно и с каких позиций хочет автор осмыслить в своем произведении.
     Цель связана  с понятиями цель и идея  и предусматривает изложение  не только определенного материала,  но и четких идейных позиций.  Идея - замысел экскурсии, ее главная  мысль. Тема и идея составляют  идейно-тематическую основу произведения (экскурсии). Каждая экскурсия должна  иметь свою четко определенную  тему. Тема в экскурсии - предмет  показа и рассказа. Формирование  темы представляет собой краткое  и концентрированное изложение  основного содержания экскурсии.
     Подготовка  новой темы содержания экскурсии  - это многомесячный напряженный  труд коллектива работников. Особенностью  каждой экскурсионной темы является  то, что она тесно связана с  объектами показа и с тем  экскурсионным материалом, который  насыщает ее содержание. Этот  материал должен быть подан  в таком объеме, который может  быть усвоен экскурсантами при  показе объектов.
     Тема играет  решающую роль в объединении  внешне разрозненных частей экскурсии  в единое целое. Она регулирует  рассказ, не давая возможности  экскурсоводу рассказать об объекте  все, что он о нем знает,  особенно в тех случаях, когда  объект бывает многоплановым  и содержит обширную информацию. Именно темой экскурсии определяется - как показать объект, какую часть  информации дать экскурсантам  в данном случае.
     Некоторые  объекты показываются в нескольких  экскурсиях. Например, Кремль и Красная  площадь показываются в обзорных  экскурсиях. И в каждой из них  об одном и том же объекте  дается разный объем информации, в рассказах он освещается  в различных ракурсах.
      Большое  значение имеет выдержанность  тематики экскурсии. Весь рассказ  и показ должен "работать" на  ее основную тему. По пути следования  группы в экскурсию могут "вторгаться" объекты, расположенные на данном  маршруте, но не относящиеся к  выбранной теме. Сведения о таких  объектах могут быть очень  интересными, но второстепенными  к конкретно рассматриваемой  теме. Поэтому экскурсовод может  сообщить о них экскурсантам  только в качестве ответов  на вопросы.
      Каждая  тема представляет собой совокупность  целого ряда подтем. У каждой подтемы должна быть полнота и логическая завершенность. Правильно разработанная подтема должна восприниматься экскурсантами не сама по себе, а вместе с другими подтемами, в композиции.
     Композицией  экскурсии называют расположение, последовательность и соотношение  подтем, основных вопросов, вступления и заключительной части экскурсии.
     Ведущая подтема - композиционный центр экскурсии, вокруг которого строится весь рассказ экскурсии. Она способствует более глубокому раскрытию содержания экскурсии, делает ее убедительной и запоминающейся.
      Многотемье обзорной экскурсии не дает возможности достаточно глубоко раскрыть содержание каждой подтемы, дать более глубокое толкование событий. В такой экскурсии обычно бывает больше фактов без их толкования. Однако обзорная экскурсия имеет большое значение для развития экскурсионной тематики, так как почти каждая ее подтема может в дальнейшем стать темой для разработки самостоятельной экскурсии.
     Название экскурсии  - это языковое выражение, в  прямой и косвенной форме обозначающее  содержание. Название экскурсии  должно выражать смысл. Оно  должно быть точным, не допускающим  двоякого толкования.
      У одной и той же темы может быть несколько названий в зависимости от состава участников и поставленной задачи (например, обзорная экскурсия "Москва - столица России" может иметь и другое название: "Москва вечерняя" и др.).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава II.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ НОВОЙ ЭКСКУРСИИ.
1.1 Подготовка новой темы экскурсии.
     Разработка новых экскурсионных тем является одним из важных показателей деятельности экскурсионных бюро. Она свидетельствует о глубине и эффективности развития краеведения в городе или области, уровне работы бюро с местным населением, учете интересов и запросов экскурсантов. С глубокого и всестороннего изучения этих интересов и следует начинать работу по разработке новых тем. Это позволит избежать случайностей в разработке тематики бюро, позволит сразу же ориентировать экскурсионную тему на определенную аудиторию.
От того, насколько глубоко  изучен материал и методически правильно  подготовлена экскурсия, зависит ее успехи востребованность.
     Подготовка любой экскурсии базируется на предварительном изучении экскурсионных возможностей города, района, края, области.
Для разработки новой экскурсионной  темы рекомендуется создать творческую группу экскурсоводов в составе 3-6 человек. Наиболее опытный и знающий  среди них назначается руководителем. Как показывает практика, большое  значение имеют правильные взаимоотношения  методистов и экскурсоводов в  процессе подготовки экскурсии. Эти  отношения, определяющие "психологический  климат" в бюро, должны носить творческий характер.
     Наиболее целесообразно распределять обязанности по составлению текста и методической разработки в соответствии с определенными подтемами. Каждый экскурсовод - член группы - подготавливает свой материал, который объединяется и редактируется руководителем. Естественно, что при выборе подтем принимаются во внимание интересы и профессиональная подготовка экскурсоводов.
 
 
Последовательность подготовки новой темы:
    определение целей и темы экскурсии;
    изучение и накопление материалов по теме;
    организация консультаций;
    выявление и конкретное изучение экскурсионных объектов;
    составление маршрута экскурсии;
    объезд или обход маршрута;
    составление текста экскурсии;
    составление "портфеля экскурсовода";
    составление карточек экскурсионных объектов;
    составление методической разработки
 
2.2 Изучение и накопление материала
    Работу с литературой полезно начинать с составления библиографии, что позволит наиболее полно ознакомиться с литературными источниками в соответствии с конкретной целью и темой экскурсии.
Следует знать справочную и краеведческую литературу, которая  лежит обычно в основе экскурсии. Ее особенность - конкретность информации о крае, области, городе, селе и ее связь с экскурсионными объектами, с одной стороны, и связь событий, происходящих в данной местности, с  общеисторическим процессом - с другой.
    Чрезвычайно много полезных сведений по истории края, области или города можно почерпнуть в периодической прессе и интернете.
В ходе подготовки новой  темы экскурсоводам нередко приходится работать в архивах с целью  уточнения фактов, поиска новых данных, определения памятных мест и т. д.
     Работе в архиве должно предшествовать изучение литературы по теме и опубликованных источников. Известный ученый Н. М. Дружинин писал, что он всегда находил необходимым сначала вчитаться и вдуматься в опубликованные источники, а уже потом отправляться в архивы и поднимать неизданные фонды.
     Научно-справочные пособия к документальным материалам отдельных архивов (путеводители по архивам, списки фондов и картотечные указатели фондов) позволяют определить необходимые для работы фонды.
     Работа в архиве по отысканию и исследованию источника составляет сложную творческую задачу, трудоемка и требует настойчивости и активности. Вместе с тем она вносит в подготовку экскурсии элемент научного поиска, сближая ее с работой исследователя, ученого. Рассказ о том, как были получены новые данные в экскурсии, в отдельных случаях может чрезвычайно обогатить содержание экскурсии, усилить ее эмоциональное звучание.
     В ходе подготовки экскурсии полезно практиковать консультации специалистов. Контакты со специалистами следует поддерживать в процессе всей подготовки экскурсии, некоторые из них могут выступить в качестве рецензентов экскурсии, ее методической документации.
Специалисты могут оказать  экскурсоводам квалифицированную  помощь в разработке темы экскурсии  и ознакомить их с материалами  научных дискуссий. Каждая область науки и искусства имеет свою терминологию, без знания которой невозможна подготовка экскурсии на научных основах. Поэтому с самого начала следует овладеть основными терминами. В этом специалисты также могут оказать помощь. Полезно составить словарик с определениями наиболее употребительных терминов
 
2.3 Выявление и конкретное изучение экскурсионных объектов.
        Собранный материал экскурсовод должен анализировать не только с точки зрения познавательной ценности, но и возможности применения на экскурсии, то есть наглядности, связи с конкретными экскурсионными объектами. Они составляют зрительную основу экскурсии.
     Экскурсионными объектами могут быть экспозиции музеев и выставок, исторические и художественные памятники и памятные места, природные достопримечательности, а также произведения архитектуры и градостроительства (жилые и общественные здания, промышленные и транспортные сооружения, городская площадь, улица, памятник или монумент и т. д.).
Экскурсионные объекты классифицируются:
1. По содержанию на:
а) одноплановые (растение, животное, произведение живописи и т. д.);
б) многоплановые (произведения архитектуры, являющиеся одновременно историческим памятником, и т. д.).
2. По функциональному  значению на: основные, дополнительные, демонстрируемые и комментируемые и т. д.
3. По степени сохранности 
Наряду с сохранившимися в первоначальном виде зданиями и  сооружениями объектами экскурсии  могут служить перестроенные  и реконструированные произведения архитектуры, а также места, на которых  располагались исчезнувшие памятники, точнее современная им градостроительная  среда.
     Отбор экскурсионных объектов производится на основе определения значения данного объекта для раскрытия экскурсионной темы. При этом учитывается сила зрительного воздействия на экскурсантов, взаиморасположение и удаленность объектов, наличие удобных подъездов. Желательно, чтобы объекты одной экскурсии не дублировались в другой. Однако для многоплановых объектов, значение которых для города особенно велико, можно сделать исключение (включение одного и того же объекта в обзорную и тематическую экскурсии). Число объектов в экскурсии зависит от ее цели и темы.
     Многоплановая (обзорная) экскурсия строится на большом числе экскурсионных объектов. При этом, естественно, о большинстве объектов даются лишь справки. В тематических экскурсиях их число значительно меньше и составляет 8-10. Практика показывает, что увеличение числа объектов экскурсии приводит к поверхностному освещению темы и утомляет экскурсантов.
 
2.4 Составление маршрута и текста экскурсии
     Важным этапом разработки экскурсии является составление маршрута. Он завершает работу по выявлению объектов.
     Маршрут строится по следующим принципам: хронологический, тематический и комплексный (хронолого-тематический).
Маршрут экскурсии составляется в соответствии с ее общей композицией, которая обеспечивает целостность  и логическую последовательность изложения  материала. При группировке объектов, связанных с определенными подтемами экскурсии, учитывается также их удаленность, удобство подъезда и т. д.
     Экскурсионный маршрут по городу должен быть компактным. При этом максимальный переезд от объекта к объекту по городу обычно не превышает 15-20 минут. При этом желательно чередование длинных и коротких интервалов.
     Важным требованием к маршруту экскурсии является отсутствие повторных проездов по одной и той же магистрали или площади. Подобный проезд допускается лишь в виде исключения.
     При составлении маршрута учитывается также эстетическая ценность застройки и ландшафта, расположенных по пути движения.
Объезд или обход маршрута проводится в целях ознакомления с трассой движения, изучения и  уточнения экскурсионных объектов, определения места остановок, подъездов  к ним, выбора точек экскурсионного показа, хронометрирования времени переезда (перехода) от одного экскурсионного объекта к другому, для расчета времени проведения экскурсии.
     Объезд производится с участием всех членов творческой группы, методиста, а также консультанта-краеведа.
Объезд маршрута дает возможность  завершить работу над текстом  экскурсии, который должен максимально  отражать реальную экскурсию.
     Работа над текстом позволяет экскурсоводу тщательно обдумать материал для рассказа, отобрать самое главное, наметить логический ход изложения материала, более точно обобщить его, сформулировать выводы и логические переходы от одной подтемы или объекта к другим.
     Естественно, что текст, созданный творческой группой, будет отличаться от содержания экскурсии любого экскурсовода. Поэтому необходимо, чтобы каждый экскурсовод, готовящийся к данной теме, писал свой индивидуальный текст, закрепляя в нем свое раскрытие темы, творческие находки.
Обычный объем текста для  автобусной экскурсии, рассчитанной на 3 часа, - 40-50 страниц и 25-30 страниц - для  пешеходной .
     Текст предваряет титульный лист с указанием названия экскурсионного учреждения, наименования темы, фамилий авторов и даты утверждения.
      Текст должен включать введение и заключение, содержать характеристику объектов и конкретный материал, раскрываемый экскурсоводом.
     Один из авторов является ответственным за текст. В его обязанности входит систематическое внесение дополнений и изменений в текст.
Одновременно с составлением текста экскурсии авторы подготавливают краткую аннотацию.
Текст, как и методическая разработка, должен отражать содержание экскурсии. Ее восприятие как единого  целого достигается логикой построения. В основе экскурсии должен лежать логический план, который соответствует  общей композиции экскурсии.
Каждая экскурсия состоит  из трех главных частей: вступления, основной части и заключения.
     Вступление и заключение отличаются от основной части тем, что они, как правило, не связаны с экскурсионным объектом. Это сближает вступление с началом лекции, задача которого - установить контакт с аудиторией, привлечь ее внимание к теме.
      Однако вступление в экскурсии имеет свою специфику. В начале экскурсовод сообщает свою фамилию, имя, отчество, называет организацию, в которой он работает, а также фамилию, имя, отчество шофера (если экскурсия автобусная), капитана (в теплоходной экскурсии). Затем он сообщает тему экскурсии, маршрут, время и место ее окончания.
     Во вступлении экскурсовод раскрывает содержание темы экскурсии и освещает главные проблемы, которые конкретизируются в ходе экскурсии на показе объектов.
     Вступление должно быть ярким и лаконичным по форме и актуальным по содержанию.
Экскурсовод должен стремиться к тому, чтобы сразу привлечь внимание экскурсантов. Следует помнить, что  начало экскурсии - ответственный момент, когда у экскурсантов складывается первое впечатление об экскурсоводе.
     Основная часть - собственно экскурсия - строится на сочетании показа с рассказом. Ее содержание состоит из отдельных подтем, которые раскрываются на объектах и объединены главной темой. Эта тема обуславливает направленность экскурсии, соотношение частей, объем и "поворот" конкретного материала, связанного с объектами, и сам принцип изложения.
     Только руководствуясь этой темой, проверяя ею все элементы, можно добиться строгой логической композиции экскурсии, в чем особенно ярко проявляется мастерство проведения экскурсии.
В ходе ее применяются разнообразные  методические приемы. Освещение каждой экскурсионной подтемы в экскурсии целесообразно завершать обобщением материала - выводом.
     В заключении экскурсовод подводит итоги экскурсии, делает общие выводы по теме и отвечает на вопросы экскурсантов. Заключение закрепляет смысл и значение увиденного и услышанного экскурсантами на экскурсии, еще раз поясняет тему. В заключении экскурсовод может рекомендовать экскурсантам принять участие в других экскурсиях, которые проводит бюро.
 
2.5 Составление  портфеля экскурсовода
     В процессе работы над текстом отбираются и под руководством методиста - заведующего методическим кабинетом бюро - изготовляются наглядные пособия для экскурсии. При этом члены творческой группы исходят из того, чтобы максимально пополнить зрительный ряд экскурсии эмоциональным ярким материалом, который может помочь экскурсоводу оживить рассказ.
      Естественно, что характер наглядных пособий зависит от темы и конкретного содержания экскурсии. Изучение материалов по теме, в том числе и иллюстративных, позволяет это сделать наиболее профессионально. Экскурсоводы подбирают материалы в виде фотографий, схем, карт, репродукций с произведений изобразительного искусства и т. д., по литературным источникам, в экспозициях и фондах музеев, на выставках, в, архивах и т. д.
      Обычно члены творческой группы составляют список иллюстраций, которые необходимы по теме, с указанием источников и передают этот список в методический кабинет, который осуществляет заказ на изготовление фотографий. В "портфель экскурсовода" могут входить также разнообразные коллекции, например, почв, минералов, насекомых, образцы промышленной продукции, которую изготовляют местные предприятия, и т. д.
      По мере сбора сведений об объектах рекомендуется заносить их в специальные карточки, которые явятся хорошим справочным материалом для экскурс
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.