На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Когнитивные процессы

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 07.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Психические процессы делятся на познавательные и эмоционально-волевые. В отечественной психологии познание трактуется как высшая форма психического отражения действительности, носящая активный, избирательный и опережающий характер. При этом выделяются следующие уровни познания действительности:
1. Чувственное познание – восприятие окружающего мира посредством органов чувств;
2. Собственно мышление;
3. Теоретическое и эмпирическое познание, составляющее основу любой науки.
Все психические познавательные процессы можно условно разделить на простейшие: ощущения, восприятие, представления и внимание и высшие: память, речь, воображение, мышление.
Ощущение и восприятие.
Первую ступень чувственного познания составляют разнообразные ощущения, на основе которых складываются целостные образы восприятия. Именно с него начинается всякое познание окружающего мира.
Ощущение - это психический процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно действующих на органы чувств. Отражение свойств и качеств происходит на основе работы органов чувств.
Процесс ощущения происходит благодаря работе нервно-физиологического аппарата, который называется анализатором  и состоит из трех частей:
- рецепторов (органов чувств), расположенных на поверхности тела, внутри организма и в мускулах;
- проводящих путей (нервов);
- отделов мозга, перерабатывающих информацию.
Рецепторы преобразуют энергию раздражителя в нервные импульсы, которые затем поступают в мозг и преобразуются в ощущения света, звука, вкуса и т. д. Известной является классификация Ч. Шеррингтона, выделяющая следующие виды ощущений:
?    экстероцептивные ощущения (возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела, снаружи - зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные);
?    проприоцептивные (кинестетические) ощущения (отражающие движение и относительное положение частей тела при помощи рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставных сумках);
?    интероцептивные (органические) ощущения – возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специализированных рецепторов – боль, голод и т.д.
Виды ощущений:
              - зрительные               - болевые
              - слуховые                   - пространственные
              - вкусовые                    - двигательные
              - осязательные            - температурные
              - обонятельные            - вибрационные     и  т. д.
  Несмотря на разнообразие ощущений, возникающих при работе органов чувств, можно найти ряд принципиально общих признаков в их строении и функционировании. В целом можно сказать, что анализаторы представляют собой совокупность взаимодействующих образований периферической и центральной нервной системы, осуществляющих прием и анализ информации о явлениях, происходящих как внутри, так и вне организма.
Закономерности ощущений:
1. Пороги ощущений:
Минимальный порог ощущений - наименьшая сила раздражителя, вызывающая ощущение. Например, фигура человека различается с расстояния 2 км.
Максимальный порог ощущений - наибольшая сила раздражителя, дальнейший рост которой  уже  не отмечается органами чувств или сопровождается болью. Например, интенсивность света прожектора  воспринимается глазом одинаково с расстояния 50 и 10 метров.
Порог различия (дифференциальный) - наименьшее изменение силы раздражителя или отличие одного раздражителя от другого, которое замечается органом чувств. Так, например, если мы положим на руку груз весом 100 граммов, а затем добавим к этому весу еще один грамм, то этой прибавки ни один человек ощутить не сможет. Для того чтобы ощутить прибавку к весу, необходимо доба­вить три-пять граммов
2. Адаптация - приспособление органа ощущения к силе раздражителя через изменение чувствительности рецептора. Например, при входе в темную комнату мы вначале ничего не видим. Но через некоторое время начинаем различать предметы.
3. Синестезия - процесс одновременного возникновения нескольких ощущений при действии одного раздражителя. Например, композитор Скрябин воспринимал разные нотные звуки окрашенными в разные цвета.
4. Сенсибилизация - повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения. Например, слабый звук повышает чувствительность зрения.
Свойства ощущений:
1. Качество – специфическая особенность данного ощущения, отличающая его от других ощущений (зрительные ощущения – яркость, насыщенность, цветовой тон);
2. Длительность – временная характеристика определяемая длительность воздействия раздражителя;
3. Интенсивность – определяемая силой раздражителя и функцион. состоянием анализатора и др.
Ощущения и объективны – отражается внешний раздражитель, и субъективны так как зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека. Уровень развития ощущений у различных людей неодинаков. Это во многом объясняется генетическими особенностями человека. Тем не менее, ощущения в известных пределах можно развивать. Развитие ощу­щений осуществляется методом постоянных тренировок.
 
Разлитой характер – нечетко очерченный болевой характер.
Рецепторы кожи:
Болевые рецепторы.
- Тельца Пачини — капсулированные рецепторы давления в округлой многослойной капсуле. Располагаются в подкожно-жировой клетчатке. Являются быстроадаптирующимися, то есть регистрируют силу давления. Обладают большими рецептивными полями, то есть представляют грубую чувствительность.
- Тельца Мейснера — рецепторы давления, расположенные в дерме. Представляют собой слоистую структуру с нервным окончанием, проходящим между слоями. Являются быстроадаптирующимися. Обладают малыми рецептивными полями, то есть представляют тонкую чувствительность.
- Тельца Меркеля — некапсулированные рецепторы давления. Являются медленноадаптирующимися, то есть регистрируют продолжительность давления. Обладают малыми рецептивными полями.
- Рецепторы волосяных луковиц — реагируют на отклонение волоса.
- Окончания Руффини — рецепторы растяжения. Являются медленноадаптирующимися, обладают большими рецептивными полями.
Рецепторы мышц и сухожилий:
Мышечные веретена — рецепторы растяжения мышц, бывают двух типов:
- с ядерной сумкой
- с ядерной цепочкой
- Сухожильный орган Гольджи — рецепторы сокращения мышц. При сокращении мышцы сухожилие растягивается и его волокна пережимают рецепторное окончание, активируя его.
Рецепторы связок
В основном представляют собой свободные нервные окончания, меньшая группа — инкапсулированные. Тип 1 аналогичен окончаниям Руффини, Тип 2 — тельцам Паччини.
Рецепторы сетчатки глаза
Сетчатка содержит палочковые и колбочковые фоточувствительные клетки, которые содержат светочувствительные пигменты. Палочки чувствительны к очень слабому свету, это длинные и тонкие клетки, сориентированные по оси прохождения света. Все палочки содержат один и тот же светочувствительный пигмент. Колбочки требуют намного более яркого освещения, это короткие конусообразные клетки, у человека колбочки делятся на три вида, каждый из которых содержит свой светочувствительный пигмент — это и есть основа цветового зрения.
Под воздействием света в рецепторах происходит выцветание — молекула зрительного пигмента поглощает фотон и превращается в другое соединение, хуже поглощающее свет волн. Практически у всех животных этот пигмент состоит из белка, к которому присоединена небольшая молекула, близкая к витамину A. Эта молекула и представляет собой химически трансформируемую светом часть. Белковая часть выцветшей молекулы зрительного пигмента активирует молекулы трансдуцина, каждая из которых деактивирует сотни молекул циклического гуанозинмонофосфата, участвующих в открытии пор мембраны для ионов натрия, в результате чего поток ионов прекращается — мембрана гиперполяризуется.
Чувствительность палочек такова, что адаптировавшийся к полной темноте человек способен увидеть вспышку света такую слабую, что ни один рецептор не может получить больше одного фотона. При этом палочки не способны реагировать на изменения освещённости, когда свет настолько ярок, что все натриевые каналы уже закрыты.
Восприятие.
Суть восприятия также состоит в отражении реально существующего мира. Понятия «ощущение» и «вос­приятие» взаимосвязаны между собой, однако между ними существуют и корен­ные различия. Когда мы говорили об ощущениях, то подчеркивали, что их содер­жание не выходит за пределы элементарных форм отражения, а суть процессов ощущения заключается в отражении лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего нас мира. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы элементарных форм. Человек живет не в мире изоли­рованных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов.
Восприятие - это психический познавательный процесс формирования целостных образов объектов, непосредственно действующих на органы чувств.
Итог восприятия – интегральный, целостный образ окружающего мира, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств субъекта. Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Прежде всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающе­го нас мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения орга­нов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических восприни­мающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компо­ненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривапие соответствующих звуков при воспри­ятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимаю­щую (перцептивную) деятельность субъекта. Результатом этой деятельности яв­ляется целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реаль­ной жизни.
Восприятие бывает простое и сложное. Простое восприятие связано, преимущественно, с работой одного анализатора (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные). Сложное восприятие основывается на одновременном функционировании нескольких анализаторов.
                         Свойства восприятия:
Предметность восприятия  реализуется в том, что оно не является механической суммой ощущений о свойствах и качествах объекта, а сразу отражает его предметно с учетом содержания, назначения, происхождения (человек, самолет и т. д.).
Осмысленность восприятия, его связь с  мышлением проявляется в том, что воспринимаемые предметы имеют для человека жизненный смысл (хорошие - плохие, полезные - вредные и т.д.).
Целостность восприятия проявляется в том, что предмет отражается целостно даже тогда, когда некоторые из его свойств в данный момент не воспринимаются.
Константность восприятия (постоянство) проявляется в уверенном восприятии предметов при разной освещенности, в разных ракурсах и масштабах.
Апперцепция восприятия проявляется в его зависимости от прошлого опыта личности, от ее психических состояний (особенно от страха), мотивов, потребностей и интересов.
Иллюзии восприятия - это искаженное, ошибочное восприятие предметов из-за влияния фона, окружающей обстановки.
Волевой, целенаправленной, систематической и длительной формой восприятия является наблюдение.
Важнейшими видами восприятия являются:
- восприятие пространства (включает в себя восприятие формы, величины, а также расстояния до предметов и между ними);
- восприятие времени (механизм восприятия времени часто связывают с так называемыми "биологическими часами" – определенной последовательностью и ритмикой биологических обменных процессов, происходящих в организме человека. Субъективная продолжительность времени частично зависит от того, чем оно заполнено);
- восприятие движения (констатируется нейронами – детекторами движения или новизны, входящими в нейрофизиологический аппарат ориентировочной реакции);
- восприятие речи;
- восприятие сложных звуков;
- восприятие человека человеком и др.
Внимание и память.
Направленность и сосредоточенность психической дея­тельности на чем-либо определенном и называется вниманием.
Традиционно внимание связывают прежде всего с ограничением поля восприятия, то есть с такой организацией восприятия, при которой человек воспринимает то, что хочет видеть (слышать и т.д.), предвосхищая структуру информации, которая будет при этом получена.
В зависимости от характера направленности и сосредоточения различают три вида внимания:
- непроизвольное (возникающее ситуативно, случайно),
- произвольное (требующее волевого сосредоточения);
- послепроизвольное (возникающее как произвольное, а затем функционирующее непроизвольно, без принуждения).
Свойства внимания:
Устойчивость внимания - это способность сохранять концентрацию внимания длительное время. Период устойчивости центрального внимания может достигать нескольких минут.
Концентрация внимания - это степень его сосредоточенности на главном в деятельности. Концентрация внимания является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга
Переключаемость внимания - это способность к попеременному выполнению нескольких видов деятельности (рассеянность – плохая переключаемость).
Распределение внимания - это способность к одновременному выполнению нескольких видов деятельности.
Объем внимания - это способность одновременно (в пределах 0,1 с) воспринимать большее или меньшее количество объектов (3-5 объектов у взрослого человека и от 2 до 4 – у младших школьников.
В развитии внимания выделяют два основных этапа. Первый — этап дошкольного развития, главной особенностью которого является преобладание внешне опосредованного внимания, т. е. внимания, вызванного фак­торами внешней среды. Второй — этап школьного развития, который характери­зуется бурным развитием внутреннего внимания, т. е. внимания, опосредованно­го внутренними установками ребенка.
Важно подчеркнуть, что внимание является для военного специалиста любого профиля (социолога, психолога, переводчика, юриста, журналиста) важнейшим профес­сиональным качеством, так как процесс отбора наиболее ценной информации для восприятия каких-либо фактов, обсто­ятельств, характеристик и т. д., его распределение и переключаемость во многом определяют уровень профессионализма военнослужащего.
Психический мир человека многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою оче­редь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохранять­ся достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. То есть память можно определить как психический познавательный процесс, состоящий в запоминании, сохранении, воспроизведении и забывании человеком своего опыта.  
Память лежит в основе любого психического процесса. Память является одной из основных форм организации психической жизни.   Выделяют следующие процессы памяти:
?       Запоминание;    
?       Сохранение;
?       воспроизведение и узнавание;
?       забывание.
 
Эффективность запоминания зависит от:
- наличия установки (мотива) на запоминание (чем больше желание запомнить информацию, тем лучше она запоминается);
- важности информации (ценные сведения лучше запомина-ются, чем второстепенные);
- сочетания запоминания и применения (по мнению академика А.Н.Несмеянова “...повторение не мать, а мачеха учения. Мать учения - применение...” );
- использования приемов запоминания (составление плана заучиваемого материала, разбиение его на смысловые единицы,  разноцветная раскраска основных понятий и определений при их  конспектировании и т.д.);
- эмоциональности  восприятия информации (все, что связано с чувствами, запоминается лучше);
- осмысления (глубокого понимания) материала;
- количества повторений;
- психического состояния человека и т.д.
Факторы, влияющие на забывание:
?       возраст;
?       характер информации и степень ее использования;
?       интерференция: проактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими до запоминания информации; ретроактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими после запоминания материала;
?       подавление (активное, по Фрейду, забывание, торможение следов памяти на уровне сознания и вытеснение их в область бессознательного. Современные психологи предпочитают говорить о мотивированном забывании. С помощью него человек пытается "уйти" от неприятных сторон той или иной ситуации).
Немецкий ученый Г.Эббингауз изучал процесс забывания механически запомненной и неосмысленной информации человеком и выяснил, что в течение первого часа забывается до 60% материала. Затем темп забывания несколько замедляется. Так, за следующие 8 часов дополнительно теряется еще 18% запомненного. В дальнейшем в памяти сохраняется менее 20% первоначально полученной информации.
Процесс забывания осмысленных сведений во много раз медленнее. Но и в этом случае для длительного удержания информации в памяти требуется ее периодическое возобновление.
Виды памяти.
По характеру запоминаемого материала
- образная
- словесно-логическая
- двигательная
- эмоциональная
- моторная (двигательная)
По виду анализатора:
                       - зрительная
                       - слуховая
                       - вкусовая
                       - осязательная
                       - обонятельная
По длительности:
- кратковременная (Здесь сохраняется информация, к  которой привлечено внимание. Информация сохраняется не в неизменном виде – она обрабатывается и интерпретируется. Для кратковременной памяти возможно произвольное управление с помощью повторения или символизации. Объем кратковременной памяти равен 7 ± 2 единиц (Г. Эббингауз, 1885).
- оперативная (промежуточная инстанция между кратковременной и долговременной памятью. Здесь информация сохраняется до возможности перевести ее в долговременную память. Очищение буферной памяти и категоризация информации, накопленной за день, происходит во время сна).
- долговременная память не ограничена по объему и времени сохранения информации. Но не всегда информация может быть вовремя извлечена. Доступность информации определяется организацией хранения. Имеется два типа хранения информации в долговременной памяти: с произвольным доступом к информации (информация непрерывно преобразуется) и без произвольного доступа (информация хранится в неизменном виде).
По целеустремленности:
                       - непроизвольная
                       - произвольная
В первом случае имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автома­тически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т. е. не ста­вится специальная мнемическая задача. Во втором случае такая задача присут­ствует, а сам процесс требует волевого усилия.
Говоря о возрастных особенностях развития памяти необходимо отметить, что, прежде всего, у ребенка проявляется узнавание, воспроизведение же обнару­живается значительно позже. Первые признаки воспроизведения наблюдаются только на втором году жизни. Именно небольшой продолжительностью скрытого периода объясняется то, что первые наши воспоминания о детстве относятся к пе­риоду четырех - пятилетнего возраста.
Первоначально память носит непроизвольный характер. В преддошкольном и дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запом­нить. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте происходит в играх и в процессе воспитания. Причем проявление запоминания связано с интересами ребенка. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес. Также следует подчеркнуть, что в дошкольном возрасте дети начинают запоминать осмысленно, т. е. они понимают то, что запоминают. При этом дети преимущественно опирают­ся на наглядно воспринимаемые связи предметов, явлений, а не на абстрактно-логические отношения между понятиями.
Бурное развитие характеристик памяти происходит в школьные годы. Это свя­зано с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний предопределяет развитие, прежде всего произвольной памяти. В отличие от дошкольника школьник вынужден запоминать и воспроизводить не то, что ему интересно, а то, что дает школьная программа. Под воздействием требований школы запоминание и вос­произведение приобретают все более произвольный характер и становятся гораздо более активными, поэтому обучение в школе с определенной точки зрения можно рассматривать как комплексную систему тренировки памяти молодого человека. В процессе дальнейшего обучения – в вузе студент (курсант) учится ставить перед собой дифференцирован­ные задачи по заучиванию учебного материала, т.е. определяет способ заучива­ния и воспроизведения информации в зависимости от уровня ее сложности и по­степенно овладевает осмысленным запоминанием, а также определенной мнемической техникой. Надо четко понимать, что память развивается и становится лучше только путем постоянных тренировок, изучения, осмысления и повторения новой информации.
С памятью тесно связаны такие психические познавательные процессы как представление и воображение.
Осмысленное (смысловое) запоминание основано ни понимании смысла, осознании отношений и внутренней логической связи как между частями запоминаемого материала, так и между данным материалом и прежними апатиями. 
МЫШЛЕНИЕ.
Мышление - это высший познавательный процесс отражения в сознании человека причинно-следственных связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира.
Мышление тесно связано с другими познавательными процессами и предполагает:
- разрешение проблемной ситуации, конкретной задачи,
- получение нового знания путем формирования и усвоения понятий.
Мышление осуществляется с помощью таких мыслительных операций  как:
Анализ -  это разложение предмета мышления на составные части.  Например,  вода состоит из водорода и кислорода.
Синтез - это соединение отдельных элементов мышления в одно целое.
Сравнение - это установление между предметами сходства или различия,  равенства или неравенства и  т.п.
Абстракция - это мысленное отвлечение  от второстепенных,  неглавных в данный момент сторон, свойств или связей предмета. Например,  в абстрактном термине  “человек” не указан его пол, возраст, рост и т.д.
Обобщение - это объединение многих предметов по какому-то общему признаку. Например, пистолет, винтовка и карабин - это оружие.
Конкретизация - это движение мысли от общего к частному. Например, самолет - ТУ -144.
Систематизация - это расположение отдельных предметов, явлений, мыслей в определенном порядке по какому-то признаку. Например, химические элементы в системе Д.Менделеева.
Мышление осуществляется в определенных формах, таких как: понятие, суждение, умозаключение и рассуждение.
Понятие - это отражение в сознании человека отличительных особенностей предметов и явлений.
Суждение - это установление связей между понятиями о предметах и явлениях или между их свойствами и признаками.
Умозаключение - это выведение нового  суждения из уже известных. Причем они могут быть дедуктивными (выведение частного суждения из более общего положения)  или индуктивными (выведение общего суждения на основе частных).
Соответственно выделяются следующие методы мышления: индукция, дедукция и аналогия.     
В процессе решения мыслительных задач могут быть использованы различные виды мышления:
- наглядно-действенное мышление - это мышление в процессе непосредственной практической деятельности (смотрю - думаю - делаю). Например, обдумывание порядка сборки  лежащих на столе деталей часового механизма.
- образное мышление - это мышление образами предметов, имеющих форму. Например, мысленное определение направления движения  подводной лодки  при повороте руля глубины вниз.
Понятийное  мышление (абстрактное) - это мышление понятиями о явлениях, которые не могут быть представлены образами и имеют только словесное обозначение. Например, мы никогда не видели скорости света, но оперируем таким понятием в процессе мышления. Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что  оно  почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. С физиологической точки зрения мышление представляет собой аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга.
Уровень развития мышления человека принято определять термином интеллект. В русском языке ему соответствует понятие ум человека.
Для оценивания уровня развития интеллекта обычно применяются тесты интеллекта. Наиболее распространенными являются тесты Стенфорд-Бине и Векслера. Отношение психологов к оценке интеллекта с помощью тестов не определилось до конца.
В зависимости от индивидуально-психологического склада  у каждой личности формируются присущие только ей персональные особенности функционирования мышления. Так, например, к индивидуальным особенностям мышления можно  отнести  самостоятельность, гибкость, быстроту, целеустремленность, критичность.
Для изучения особенностей и уровня развития мышления используются специально разработанные стандартные тесты (задачи и упражнения). 
В заключение следует отметить, что, несмотря на достигнутые успехи в изучении проблемы мышления человека, перед современными исследователями стоит целый ряд вопросов, на которые психологическая наука пока не может дать отве­та. Проблема выявления закономерностей возникновения, формирования и раз­вития мышления по-прежнему остается одной из наиболее актуальных в психо­логии.
РЕЧЬ.
Одним из основных отличий человека от животного мира, отличием, отражаю­щим закономерности его физиологического, психического и социального разви­тия, является наличие особого психического процесса, называемого речью.
Речь - это процесс использования человеком языка для общения с целью передачи и усвоения общественно-исторического опыта.
Язык      - это средство общения;
               - это система словесного выражения мыслей.
Язык является важнейшим инструментом взаимодействия между людьми и одним из важнейших средств развития человеческой психики. Язык является сложной системой кодов, которая сформировалась в общественной истории. Основным элементом языка является слово. Слово является средством кодирования человеческого опыта (обозначает вещи, выделяет признаки, действия, отношения) т.е. является компонентом мышления. Вот почему в речи проявляются интеллектуальные особенности человека.
                            Функции речи.
               - сообщение
               - выражение
               - воздействие
               - мышление
               - общение
               - познание 
Еще в 18 веке было выяснено, что за функционирование речи отвечает левое полушарие мозга. Причем задняя треть нижней лобной извилины отвечает за произношение (центр П.Брока), а задняя треть верхней височной извилины - за пониманием слов   (центр К.Вернике).
Усвоение речи ребенком происходит только через общение. Первая форма речи, возникающая у ребенка – это диалог, громкая внешняя речь. Затем развивается речь, сопровождающая действие. Это речь для себя, эгоцентрическая, хотя она и является громкой. Эгоцентрическая речь является переходным этапом от внешней речи к внутренней.
Становление речи происходит в течение нескольких периодов:
?       фонетический период (до 2-х лет, когда ребенок еще не способен правильно усвоить звуковой облик слова);
?       грамматический период (до 3-х лет, когда звуковой облик усвоен, но не усвоены структурные закономерности организации высказывания);
?       семантический период (после 3-х лет, когда происходит усвоение понятийной отнесенности).
В дальнейшем под влиянием школьного обучения речь ребенка получает существенное развитие. Следует отметить, что помимо указанных этапов можно было бы назвать еще один - этап развития речи, который связан с совершенствованием речи после завершения школьного периода. Однако этот
этап является уже строго индивидуальным и характерен не для всех людей. У боль­шей части развитие речи завершается с завершением школьных занятий и после­дующее увеличение словарного запаса и других возможностей речи происходит крайне незначительно.
По современным, более сложным представлениям (П.К.Анохин), физиологической основой речевой деятельности является многоуровневая организация нескольких функциональных систем.
По степени активности речь бывает активная и пассивная.
По форме существования различают внутреннюю и внешнюю речь. В свою очередь внешняя речь бывает видимая (письменная, ручная и т.д.) и устная (произносимая и слышимая).
Характеристики речи:
Содержание речи    - это её смысловая характеристика.
Форма речи       - это ее связность, логичность, последовательность.
Выразительность речи - это проявление отношения говорящего к речевому сообщению.
Речь является сложным психическим познавательным процессом, тесно связанным с мыслительной деятельностью человека и способностью его общаться с себе подобными. Соответственно развитие речи тесно взаимосвязано с развитием всех остальных психических познавательных процессов, в том числе представления и воображения.
Представление.
Представление - это образы ранее воспринимавшихся предметов и явлений.
Результаты представления – это вторичные образы, то есть извлеченные из памяти «первые сигналы». Представления воспроизводят прошлые первичные образы. Это образы объектов, которые в данное время не действуют на рецепторную поверхность анализатора. Представления воплощают в себе один из видов памяти (образную память), что определяет их важнейшее значение в структуре психических процессов. Представления есть необходимое связующее звено между первосигнальными психическими процессами (образы ощущений и восприятий) и второсигнальными мыслительными и речемыслительными процессами. Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Большинство иссле­дователей выделяет три основные функции: сигнальную, регулирующую и на­строечную.
Представления накапливают в себе признаки различных единичных образов. На основе этих признаков строится "портрет класса объектов", и тем самым обеспечивается возможность понятийно-логического отображения структуры этого класса. Мир представлений человека может характеризоваться и их запасом, объемом. Другими словами - это количественная характеристика, раскрывающая широту знакомств с действительностью. От связи с действительностью зависит и другая качественная характеристика представлений – их действенность. Это то, насколько представления позволяют принимать правильные решения и выполнять сообразные с обстановкой действия. Мера связи с действительностью и действенность представлений зависит от их конкретности и обобщенности. Конкретность представлений – в их соответствии объектам. Представления, полностью соответствующие определенным предметам или явлениям, называют конкретными. Представления, в которых находит отражение сущность какого-то класса предметов или явлений, не привязанные к конкретным предметам или явлениям, называют обобщенными или абстрактными.
Кроме того, все представления различаются по степени обобщенности. Представления принято разделять на единичные и общие. Следует отметить, что одно из основных отличий представлений от образов восприятия
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.