На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Бухгалтерский баланс: значение, функции, классификация видов, оценка статей

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 07.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

……………………… ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ  И 

СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

(ГОУ ВПО НГМУ Росздрава)

 
 
факультет экономики и управления в здравоохранении
 
 
 
 
Контрольная работа по БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЁТУ
 
 
 
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС:
значение, функции, классификация видов, оценка статей.
 
 
 
 
 
 
Выполнил  студент:
_ _
Курс №____, Группа № ____,
№ варианта работы __
№ зачетной книжки__
заочное образование на базе высшего
г.
 
 
Проверил:
преподаватель кафедры …….…….……...
……………………………….
 
 
дата:  ___________
оценка: __________
 
 
   2012
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……………3
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К БУХГАЛТЕРСКОЙ  ОТЧЕТНОСТИ.....5
БАЛАНС – ОСНОВНАЯ ФОРМА БУХГАЛТЕРСКОЙ  ОТЧЕТНОСТИ. ФУНКЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА ………………………………….13
 
ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА ………..…..…17
КЛАССИФИКАЦИЯ БАЛАНСОВ ……………………………………………....20
СТРОЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА  ………………………………….23
СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА. ОЦЕНКА СТАТЕЙ БАЛАНСА.……………………………………………..……………………………...27
 
АКТИВ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА…………………………………….30
 
ПАССИВ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА………………………………….38
 
ТИПОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В БАЛАНСЕ  ………………………………………...48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….53
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ.
В экономике, как и в других сферах человеческой деятельности, общепринятым является постоянное стремление к соответствию между потребностями и возможностями их удовлетворения. Такова диалектика общественного развития. Например, объём производства должен быть увязан с объёмом заготовления производственных запасов; использование последних - с наличием рабочей силы, обеспечением средствами труда. Выпуск продукции следует учесть с потребностями рынка. В свою очередь степень удовлетворенности рынка напрямую зависит от платежеспособности потребителей.
Такая взаимосвязь  предполагает сбалансированность. Применение её в теории и практике воспроизводства  совокупного общественного продукта определяет содержание балансового метода.
Балансовое  обобщение информации впервые было применено для составления бухгалтерского баланса, что позволило установить имущественно-финансовое состояние предприятия, его положение в системе управления рыночной экономикой.
Понятие бухгалтерского баланса является одним  из основных в бухгалтерском учёте. При организации и ведении бухучёта используются различные виды бухгалтерских балансов – в зависимости от принципов формирования учётных данных.
Основное  балансовое уравнение используется не только в методологии бухучёта, но и для практических целей – при определении наиболее оптимальной структуры пассивов организации.
Основная  цель баланса заключается в раскрытии  средств компании и их источников в разрезе основных статей активов  и обязательств, а также в сопоставлении данных за отчётный период с данными за предшествующий период.
Сущность  бухгалтерского баланса проявляется  в его назначении. С одной стороны, он является частью метода бухгалтерского учёта. С другой стороны, бухгалтерский  баланс - одна из форм периодической  и годовой отчетности. Среди других слагаемых метода бухгалтерского учёта двойственное назначение характерно только для бухгалтерского баланса.
В этой двойственности не только суть закона единства противоположностей, но и основа для оценки финансового положения фирмы. С целью большей доступности понимания экономической сущности объектов, отражаемых в составе отдельных статей, в балансе дана их группировка. Потенциальные инвесторы и кредиторы изучают и оценивают содержание и отношения между отдельными группами и подгруппами актива и пассива баланса, их взаимосвязь между собой.
Бухгалтерский баланс является наиболее информативной  формой, которая позволяет принимать  обоснованные управленческие решения.
Умение  читать баланс – знание содержания каждой его статьи, способа её оценки, роли в деятельности предприятия, связи  с другими статьями, характеристики этих изменений для экономики предприятия.
Умение  чтения бухгалтерского баланса даёт возможность:
    получить значительный объем информации о предприятии;
    определить степень обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами;
    установить, за счёт каких статей изменилась величина оборотных средств;
    оценить общее финансовое состояние предприятия даже без расчётов аналитических показателей.
Бухгалтерский баланс является реальным средством  коммуникации, благодаря которому:
    руководители получают представление о месте своего предприятия в системе аналогичных предприятий, правильности выбранного стратегического курса, сравнительных характеристик эффективности использования ресурсов и принятии решений самых разнообразных вопросов по управлению предприятием;
    аудиторы получают подсказку для выбора правильного решения в процессе аудирования, планирования своей проверки, выявления слабых мест в системе учёта и зон возможных преднамеренных и непреднамеренных ошибок во внешней отчетности клиента;
    аналитики определяют направления финансового анализа.
 
 
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ  К БУХГАЛТЕРСКОЙ 
ОТЧЕТНОСТИ.
 
Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её хозяйственной деятельности, составляется на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам за определённый отчётный период. Отчетность является одним из методов бухгалтерского учета. Бухгалтерская отчетность является наилучшим источником информации для принятия управленческих решений в области планирования, контроля, анализа и оценки деятельности организации. По данным отчетности руководитель отчитывается перед трудовым коллективом, финансовыми органами, учредителями, банками, инвесторами, кредиторами и др.
Важнейшей отличительной чертой бухгалтерской отчетности является строгая иерархическая система обобщения учетных данных.
На самом  нижнем уровне – первичные документы  с имеющимся в них множеством натуральных и стоимостных показателей. Бухгалтерскими методами эти показатели собираются на счетах аналитического учета, с последующим обобщением на счетах синтетического учета. Отчетность составляется на основе бухгалтерской информации, формируемой с помощью единой системы текущего учета на бухгалтерских счетах.
На всех стадиях обработки поступающей  информации, бухгалтер составляет отчеты в заинтересованные инстанции. В налоговые и контрольно-ревизионные органы, внебюджетные фонды, статистические управления и т. п. организации составляют отчетность по формам и инструкциям, утвержденным МФ РФ и Госкомстатом РФ. Основными нормативными документами является Приказ МФ РФ от 06.07.99 №43н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).
В настоящее  время организации представляют в обязательном порядке промежуточную  и годовую бухгалтерскую отчетность.
Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:
    ф.№1 «Бухгалтерский баланс»;
    ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
Кроме указанных  форм в составе промежуточной  бухгалтерской отчетности организации могут представлять иные отчетные формы (отчет о движении денежных средств и др.), а также пояснительную записку, входящие в состав годовой отчетности.
В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» и ПБУ 4/99 годовая отчетность организаций (кроме бюджетных) состоит из:
    Бухгалтерского баланса (форма № 1);
    Отчета о прибылях и убытках (форма №2);
    Отчета об изменениях капитала (форма №3);
    Отчета о движении денежных средств (форма №4);
    Приложения к бухгалтерскому балансу ( форма №5);
    Пояснительной записки;
    Отчета о целевом использовании полученных средств (форма №6) – для некоммерческих организаций;
    Аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
В пояснительной  записке может быть приведена  оценка деловой активности организации, критериями которой являются, широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности у клиентов, пользующихся услугами организации, и др.; степень выполнения плана, обеспечение заданного темпа роста; уровень эффективности использования ресурсов организации и др.
Также в пояснительную записку включаются данные о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятиях и другой информации, интересующей возможных пользователей годовой бухгалтерской отчетности.
Субъекты  малого предпринимательства,  применяющие  упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности,  не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности отчеты об изменениях капитала и движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу (формы № 3, 4 и 5) и пояснительную записку.
Некоммерческие  организации имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчет о движении денежных средств (форма № 4), а также при отсутствии соответствующих данных — Отчет об изменениях капитала (форма № 3) и Приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5).
Общественные  организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), промежуточную бухгалтерскую отчетность не составляют.
Указанные организации в составе годовой  бухгалтерской отчетности не представляют отчеты об изменениях капитала и о  движении денежных средств (формы № 3 и 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) и пояснительную записку.
Годовая бухгалтерская отчетность предоставляется  в течение 90 дней, но не раньше 60 дней по окончании отчетного года. Конкретным днем представления бухгалтерской отчетности является дата ее почтового отправления или дата ее фактической передачи. 
 
В соответствии с ПБУ 4/99 к составлению бухгалтерской  отчетности предъявляются следующие  требования:
    Перед составлением отчетности проводят подготовительную работу по заранее установленному графику. Важным этапом в этой работе является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, результативных. Должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей;
    Бухгалтерская отчетность должна состоять из определенных форм (с 1-й по 6-ю);
    Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, о финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;
    При формировании бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, т. е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.
    Организации (предприятия), имеющие филиалы, представительства и иные подразделения, при заполнении форм бухгалтерской отчетности должны включать во все формы отчетности показатели деятельности филиалов (представительств, иных подразделений). То есть такие организации составляют единый отчет, который включает в себя как показатели собственной деятельности, так и показатели деятельности филиалов и представительств;
    При формировании бухгалтерской отчетности организация должна придерживаться принятых ею содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому (требование последовательности);
    Изменение принятых содержания и формы бухгалтерской отчетности допускается в исключительных случаях, например при изменении вида деятельности. Организацией должно быть обеспечено подтверждение обоснованности каждого такого изменения. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших это изменение;
    В бухгалтерской (финансовой) отчетности недопустимы подчистки и помарки. В случаях исправления ошибок делаются соответствующие оговорки, заверенные подписывающими отчет лицами с указанием даты исправления;
    По каждому числовому показателю годовой бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному;
    Статьи бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и других отдельных форм бухгалтерской отчетности, которые в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету подлежат раскрытию и по которым отсутствуют числовые значения активов, обязательств, доходов, расходов и иных показателей, прочеркиваются (в формах, соответствующих образцам) или не приводятся (в формах, разработанных самостоятельно, и в пояснительной записке);
    Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода;
    Каждая составная часть бухгалтерской отчетности должна содержать наименование формы, отчетную дату или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность, наименование организации, организационно-правовую форму, ИНН, адрес организации, единицу измерения, коды и шифры, вид деятельности;
    Отрицательные показатели в бухгалтерской отчетности показываются в круглых скобках;
    Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке, подписана руководителем и гл. бухгалтером организации.
 
Значение отчетности заключается в ее достоверности, целостности, своевременности, простоте, сравнимости, экономичности, соблюдении строго установленных процедур при оформлении и публичности.
Достоверная (правдивая) отчетность помогает руководить предприятием, устранять недостатки, выявлять неиспользованные внутренние резервы, своевременно реагировать и принимать правильные решения в связи с изменениями на рынке. Правдивым баланс является тогда, когда он составлен на основе записей, сделанных на основе всех документов, отражающим факты хозяйственной жизни организации за отчетный период. Баланс должен быть подтвержден документами, записями на бухгалтерских счетах, бухгалтерскими расчетами и инвентаризацией.
Документальная  обоснованность показателей баланса. Информационной базой баланса служат документы, регистрирующие факты хозяйственной  жизни организации. Правдивость  баланса определяется полнотой и  качеством документов. Запоздалое или неполное оформление фактов хозяйственной деятельности организации приводит к искажению данных.
Обоснованность  баланса бухгалтерскими записями на счетах. Заключительный баланс (на конец года) представляет собой синтез начального баланса (на начало года) и записей по счетам бухгалтерского учета за год. При проверке заключительного баланса всегда проверяется соответствие его данных на начало года с данными утвержденного баланса на эту же дату, поскольку вносить изменения в утвержденный начальный баланс организация не имеет права.
Целостность или полнота отчетности позволяет принимать более обоснованные управленческие решения.
Обоснованность  баланса бухгалтерскими расчетами. Результаты расчетов оказывают влияние  на величину остатков товарно-материальных ценностей, незавершенного производства, прибыли и других показателей баланса. На достоверность баланса большое влияние оказывает правильность образования резервов. Размеры резервов, образуемых за счет издержек производства, непосредственно влияют на сумму прибыли. При проверке реальности баланса необходимо проверять правильность отчислений в резервы, правильность их использования. Порядок образования и использования резервов определяется нормативными документами.
Обоснованность  баланса инвентаризацией. Между  данными учета фактическими остатками средств могут возникать расхождения. Чтобы убедится, что числящиеся на бухгалтерских счетах остатки товарно-материальных ценностей и других средств существуют в действительности, не обходима инвентаризация. После проведения инвентаризации в учетные остатки по счетам вносятся коррективы. Перед составлением заключительного баланса должна быть проведена инвентаризация всех средств организации кроме имущества, инвентаризация которого проводится не раньше 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов один раз в пять лет.
Своевременность предполагает представление необходимой бухгалтерской отчетности в соответствующие адреса в установленный срок.
Простота бухгалтерской отчетности состоит в ее упрощении и доступности. Ясность баланса – доступность для понимания всех лиц имеющих к нему доступ. Переход бухгалтерского учета к международным стандартам объективно способствует реализации данного требования.
Проверяемость отчетности предполагает возможность подтверждения представленной в ней информации в любое время.
Все фаты хозяйственной жизни организации  отражаются на бухгалтерских счетах. По окончании отчетного периода  по каждому счету подсчитываются обороты за данный период и сальдо на конец отчетного периода. Конечное сальдо по счету выводится по формуле: начальное сальдо + увеличение –  уменьшение. Для составления правдивого баланса необходимо сверять записи по счетам аналитического и синтетического учета перед его составлением. Необходимо по всем аналитическим счетам подсчитать обороты и сальдо на конец отчетного периода, составить оборотные ведомости и сверить итоги последних с записями по соответствующему синтетическому счету.
Сравнимость (преемственность) предусматривает наличие одинаковых показателей на протяжении различных отрезков времени с целью выявления различий и тенденций. Выражается в том, что каждый последующий баланс должен исходить из предыдущего. Цель такого сравнения -  выявить тенденции развития фирмы.
Экономичность достигается путем унификации и стандартизации соответствующих форм отчетности, сокращении отдельных показателей не в ущерб качеству отчетных данных, автоматизации учета, выбора оптимальных форм учета.
Оформление  означает, что составление отчетности равно как и ведение бухгалтерского учета осуществляется на русском языке и в валюте РФ.
Единство баланса заключается в его построении на единых принципах учета и оценки. Применение во всех структурных подразделениях организации единой номенклатуры счетов бухгалтерского учета, одинаковое содержание счетов, их корреспонденции. Статьи во всех балансах должны оцениваться одинаково в активе и в пассиве.
Публичность предполагает публикацию годовой бухгалтерской отчетности в средствах массовой информации, передачу в органы статистики. Перечень предприятий, которые должны публиковать свою годовую отчетность регламентирован законодательством.
Публикации  должна предшествовать аудиторская  проверка с обязательным утверждением годового отчета общего собрания акционеров. Из общего перечня форм годовой отчетности обязательной публикации подлежат ф.№ 1 и ф. №2. Такой подход принят в международной практике. Бухгалтерский баланс может быть опубликован по сокращенной форме, содержание которой определяет предприятие в соответствии с ПБУ4/99.
Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем  и главным бухгалтером (бухгалтером) организации. В организациях, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией) или специалистом, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации, руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет.
Ответственность лиц, подписавших бухгалтерскую  отчетность, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 
 
БАЛАНС – ОСНОВНАЯ ФОРМА БУХГАЛТЕРСКОЙ  ОТЧЕТНОСТИ.
ФУНКЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА.
 
Баланс (франц. balance – буквально весы) означает равновесие, уравновешивание или количественное выражение отношений между сторонами какой-либо деятельности.
Термин  баланс происходит от латинских слов bis и lanx, которые в связке можно  перевести как двучашие или двойная  чаша, т.е. символ равновесия равенства. В силу этого в современном бухгалтерском учете слово «баланс» имеет два значения:
1. Равенство стоимостных и количественных характеристик, т.е. сбалансированность, когда равны итоги записей по дебету и кредиту счетов, итоги записей по аналитическим счетам и соответствующему синтетическому счету, итоги актива и пассива бухгалтерского баланса и т. д.;
2. Форма отчетности, показывающая состояние средств организации в денежной оценке на определенную дату.
В систему  плановых балансов входят материальные, денежные и трудовые. При помощи этих балансов планируются образование  и распределение отдельных видов материалов, продукции, денежных средств и трудовых ресурсов. Балансы используются при сравнительном изучении планового и отчетного товарных балансов. При сравнительном изучении выявляется влияние на изменение реализации товаров таких факторов, как запасы на конец и начало анализируемого периода, объем поступления товара, величина недокументируемого расхода.
В отличие  от балансов, используемых при планировании и анализе, бухгалтерский баланс представляет собой систему моментных показателей, характеризующих состояние средств предприятия на определенную дату. Значение бухгалтерского баланса настолько велико, что его часто выделяют в самостоятельную отчетную единицу. Дополнением к балансу служит совокупность всех других форм бухгалтерской отчетности, роль которых состоит в расшифровке данных, содержащихся в балансе. В балансе отражается состояние всех средств организации.
Баланс – это модель, с помощью которой в интересах пользователей представляется на определённый момент времени финансовое положение предприятия.
Конечным  выражением процесса учета хозяйственных  операций предприятия является бухгалтерская отчетность, в которой представлены данные, отражающие имущественное положение организации, состояние ее финансов, результаты ее деятельности. Учетные данные двигаются в процессе учета от хозяйственных операций непосредственно к формам бухгалтерской отчетности, проходя при этом несколько ступеней учета, в каждой последующей из которых более высок уровень обобщения информации. В процессе этого движения стоимостные и натуральные показатели приобретают черты наглядности и удобства в использовании.
На нижней ступени учетного процесса информация вносится и группируется в виде различного рода первичных документов. После соответствующей группировки данные попадают  в регистры аналитического учета. Следующей стадией обобщения информации являются регистры синтетического учета. Наиболее наглядные – Главная книга и Оборотный баланс.
Состав  бухгалтерской отчетности определен  Законом «О бухгалтерском учете», ее содержание, Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации». В соответствии с этими нормативными актами в состав отчетных форм организации входит бухгалтерский баланс - №1.
Данную  форму отчетности признана наиболее универсальной, поскольку наглядность  и уровень обобщения учетных  данных находятся в ней на качественно более высоком уровне.
По своей  сущности бухгалтерский баланс это  источник информации об имущественном  состоянии организации и его  структуре, включая и стоимость  вновь созданную в виде приращения собственного капитала.
Другие  формы отчетности характеризуют  какую-либо часть представленной в балансе информации – денежные средства, прибыль, состав и финансы собственного капитала. Баланс характеризует деятельность предприятия в целом, это главная и универсальная форма отчетности, все другие формы дополняют его, хотя в силу идентичности учетных данных все формы отчетности необходимо понимать как единое целое.
Процесс обобщения данных не заканчивается  составлением бухгалтерского баланса отдельного предприятия. Информация, двигаясь по пути обобщения, может попасть как в сводный, так и в консолидируемый баланс.
Бухгалтерский баланс представляет имущественную  массу предприятия в двух разрезах - с точки зрения состава имущества, и с точки зрения источников его  приобретения, причем последнее понимается не как местонахождение или адрес  источника приобретения, а как  обязательство за полученные ценности. Этот факт имеет важное значение для понимания структуры этой формы отчетности, т.к. некоторые ресурсы предприятия по юридической принадлежности могут являться собственными, но экономически представлять собой долговое обязательство.
Основа  построения баланса это классификация  хозяйственных средств. В бухгалтерском  балансе показывается состояние  средств организации в денежной оценке на определенную дату. Эти средства классифицируются по составу, источникам формирования, размещению, юридической принадлежности и прочим признакам.
Наиболее  важные в бухгалтерском учете  классификационные признаки хозяйственных средств:
1) состав (вид);
2) источники формирования.
В силу двоякого отражения имущества организации  баланс имеет присущую только ему особенность, которая состоит в сопоставлении имущества и обязательств.
В условия  рыночной экономики бухгалтерский  баланс служит основным источником информации для различных пользователей. Баланс предприятия знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных  с управлением, с имущественным  состоянием предприятия. Из баланса  узнают, чем собственник владеет, т.е. в каком количественном и  качественном соотношении находится  тот запас материальных средств, которым предприятие способно распоряжаться.
По балансу  определяют, способно предприятие выполнить  свои обязательства перед третьими лицами или ему грозят финансовые затруднения.
По балансу  определяют конечный финансовый результат  деятельности предприятия в виде наращивания собственного капитала за отчётный период, по которому судят  о способности руководителей  сохранить и приумножить вверенные  им материальные и денежные ресурсы.
На основе данных  баланса строится оперативное  финансовое планирование любого предприятия, осуществляется контроль за движением денежных средств в соответствии с полученной прибылью.
Данные  баланса широко используются налоговыми службами, кредитными учреждениями и  органами государственного управления.
 
 
ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА.
 
Бухгалтерский баланс представляет собой способ экономической  группировки имущества по его составу и размещению и источникам его формирования на первое число, месяца, квартала, года. Следовательно, в бухгалтерском балансе имущество предприятия рассматривается с двух позиций: по составу и размещению (актив баланса) и по источникам образования (пассив баланса).
По внешнему виду бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, левой частью которой  является актив, а правой – пассив. В бухгалтерском балансе всегда соблюдается равенство сумм левой и правой сторон. Основным элементом баланса является балансовая статья. Под статьёй понимается показатель (строка) актива и пассива баланса, характеризующий отдельные виды имущества, источников его формирования, обязательств предприятия. Различают баланс-брутто и баланс-нетто. Форма баланса-брутто используется лишь для различных научных исследований, изучения исторических аспектов, совершенствования балансовых обобщений и др. В настоящее время в организациях используется форма баланса, которая определена в соответствии с требованиями Международных бухгалтерских стандартов, что соответствует балансу-нетто.
Процесс формирования данных баланса включает в себя большое количество учетных работ самого разнообразного характера. Подготовительные работы включают в себя инвентаризацию и корректировку остатков по счетам бухгалтерского учета, проведение уточнения стоимости имущества и обязательств, образование фондов и резервов, предусмотренных учетной политикой или действующими нормативными актами, уточнение доходов и расходов между сметными отчетными периодами, выявление конечного финансового результата работы организации и реформация баланса, составление оборотной ведомости, которая должна включать в себя все корректирующие записи (исправленные записи по операциям отчетного года исправляют путем сторнирования, по операциям прежних лет, кроме сторнировочной записи, производится корректировка суммы прибыли). Все вышеперечисленные процедуры должны проводиться только при формировании годового бухгалтерского баланса. Периодические балансы составляются на основе книжных данных текущего учета.
Форма №1 составляется на конец отчетного  года, представляет собой синтез вступительного бухгалтерского баланса по счетам, открытым в течение года на основе записи по счетам бухгалтерского учета  должны охватывать хозяйственный процесс полностью и правильно отражать финансово-хозяйственную деятельность на основе взаимосвязи между экономическими явлениями (что выражается в верной корреспонденции счетов).
Хозяйственные операции, вызывая изменение на счетах бухгалтерского учета, влияют на статьи формы №1 и на ее общий итог. При  этом изменения могут быть разных типов:
1. влияющие на статьи актива баланса, но не затрагивающих его валюту (выплата заработной платы, покупка материалов и т.д.),
2. влияющие на статьи пассива, но не влияющие на итог баланса (образование фондов и резервов за счет прибыли и т.д.),
3. влияющие на статьи актива и пассива, вызывающие изменения его валюты (оплата кредиторской задолженности, получение прибыли за счет хозяйственной деятельности и т.д.).
Необходимо  добавить, что изменения в статьях  формы №1 могут иметь место  и на основе явлений, не имеющих отношение  к хозяйственным операциям. Так например, суммы долгосрочной задолженности могут быть внесены в раздел «Краткосрочные пассивы» с приближением срока их погашения. Однако, большинство изменений в бухгалтерии баланса имеют место в силу совершенных хозяйственных операций.
Поскольку заключительный баланс формируется  его результатом финансово-хозяйственных процессов, отдельных операций и экономических явлений, основой его составления служат данные учетных регистров: главной книги, оборотной ведомости, журналов-ордеров, вспомогательных ведомостей. На основании этих регистров заполняется Главная книга, где оборот по кредиту счета показан общей суммой и взят из данных соответствующего журнала-ордера, а оборот по дебету дан в разрезе ряда счетов и может быть собран из ряда журналов-ордеров. На основании этих оборотов и остатков предыдущего периода подсчитываются остатки на конец периода. Эти остатки (сальдо) после сверки с данными регистров аналитического и синтетического учета, используются для формирования данных формы №1. На малых предприятиях, ведущих учет по упрощенной форме для составления баланса, применяется Книга учета хозяйственных операций. Учетные регистры могут существовать в виде базы данных, причем программы обработки бухгалтерской информации соответствующие правилам ведения учета, позволяют избежать рутинной работы и данные баланса формируются по мере введения корреспонденции счетов и сумм в типовые формы первичных документов.
Следует учесть, что существуют балансовые статьи, включающие в себя сальдо нескольких счетов и наоборот, сальдо некоторых  счетов распределяются по нескольким балансовым статьям, для чего широко используется информация  по различным  учетным регистрам в разрезе  субсчетов. Счета, характеризующие  состояние расчетов могут быть представлены как в активе, так и в пассиве  баланса, поскольку состояние расчетов экономически может представлять собой как суммы прав и имущества, так и суммы обязательств. Все статьи формы №1 показываются во временном разрезе: графа 3 – «На начало года»; графа 4 – «На конец периода (года, квартала). Данные баланса на начало года идентичны данным заключительного баланса прежнего отчетного периода (В силу реализации требования преемственности) и формируются аналогичным образом.
КЛАССИФИКАЦИЯ БАЛАНСОВ.
 
Существует  множество видов балансов, которые  классифицируются по следующим признакам:
    время составления;
    источник составления;
    объём информации;
    характер деятельности;
    объект отражения;
    по способам очистки.
      По времени составления балансы подразделяются на вступительные, текущие, санируемые, ликвидационные, разделительные и объединительные.
    Вступительный (организационный) баланс. Составляется только один раз, с него начинается ведение бухгалтерского учёта на предприятии. Он определяет сумму ценностей, с которыми организация начинает свою деятельность, и составляется или после регистрации устава предприятия, или после внесения в уставный капитал активов.
    Текущие балансы составляются периодически в течение всего времени существования организации. Они подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие). Начальный баланс формируется на начало отчётного года, а заключительный – на конец отчётного года. Промежуточные балансы составляются за период между началом и концом года. Промежуточные балансы отличаются от заключительных тем, что, во-первых, к последним прилагается большее число отчётных форм, раскрывающих статьи баланса. Во-вторых, промежуточные балансы составляются, как правило, только на основании данных текущего учёта, тогда как перед составлением заключительного баланса проводится полная инвентаризация, вследствие чего заключительные балансы более реальны.
    Санируемые балансы составляются в тех случаях, когда предприятия приближаются к банкротству. В этих условиях перед предприятием стоит выбор: ликвидироваться путём объявления о банкротстве или договориться с кредиторами об отсрочке платежей. Но кредиторам необходимо узнать, как велик понесённый убыток и есть ли надежда на его покрытие в будущем. Санируемый баланс составляется с помощью аудитора ещё до окончания отчётного периода с целью оценки реального состояния дел на предприятии.
    Ликвидационные балансы формируются при ликвидации организации. Они отличаются от других главным образом оценкой своих статей, производимой не по учётной (исторической или восстановительной) стоимости, а по цене возможной реализации каждого актива в отдельности на момент ликвидации. Статьи «Доходы будущих периодов» и «Расходы будущих периодов» в ликвидационном балансе могут отсутствовать. Но могут появиться такие статьи, как стоимость фирмы (гуд вилл, стоимость патента, торговых знаков). С началом ликвидационного периода все собственные средства перечисляются на специально открываемые счёт «Ликвидация», на котором в дальнейшем показывается разница в отношении имущественных статей и расходы по ликвидации предприятия.
    Разделительные балансы составляются в момент разделения крупного предприятия на несколько более мелких структурных единиц или передачи одной или нескольких структурных единиц другому предприятию, в этом случае баланс называют передаточным.
    Объединительный баланс формируют при объединении нескольких предприятий в одно.
      По источникам составления балансы подразделяют на инвентарные, книжные и генеральные.
    Инвентарные балансы составляют только на основании инвентаря (описи) средств; они представляют собой сокращённый и упрощённый его вариант. Такие балансы требуются или при возникновении новой организации на существовавшей ранее имущественной основе, или при изменении организационно-правовой формы предприятия.
    Книжный баланс составляют только на основании книжных записей (данных текущего учёта) без инвентаризации.
    Генеральный баланс составляют на основании учётных записей и данных инвентаризации.
      По объему информации балансы подразделяются на единичные и сводные.
    Единичный баланс отражает деятельность только одной организации.
    Сводный баланс получают путём механического сложения сумм, числящихся на статьях нескольких единичных балансов. Разновидностью сводных балансов являются консолидированные балансы. Консолидированный баланс представляет собой объединение балансов предприятий, юридически самостоятельных, но взаимосвязанных в экономическом и финансовом отношении.
      По характеру деятельности балансы могут быть основной и неосновной деятельности. Основной называется деятельность, соответствующая профилю предприятия и его уставу. Все прочие виды деятельности – неосновные.
      По формам собственности различают балансы государственных, кооперативных, коллективных, частных, смешанных и других организаций. Они различаются в основном по источникам образовании собственных средств.
      По способу очистки могут быть балансы-брутто и балансы-нетто.
    Баланс-брутто – это баланс, включающий в себя регулирующие статьи.
    Баланс-нетто – это баланс, из которого регулирующие статьи исключены. Исключение из баланса регулирующих статей называют его очисткой. Например, если торговая надбавка, износ основных средств и т.д. показываются в активе со знаком минус, то это означает баланс-нетто, если в пассиве, то речь идёт о балансе-брутто.
 
 
СТРОЕНИЕ  БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА.
 
Бухгалтерский баланс представляет собой способ экономической  группировки имущества по его составу и размещению и источникам его формирования на первое число, месяца, квартала, года. Следовательно, в бухгалтерском балансе имущество предприятия рассматривается с двух позиций: по составу и размещению (актив баланса) и по источникам образования (пассив баланса).
По внешнему виду бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, левой частью которой является актив, а правой – пассив. Актив от латинского «activus» – деятельный, действующий; пассив от латинского «passivus» – страдательный, недеятельный.
Форма бухгалтерского баланса предусматривает три  раздела в активе и три раздела  в пассиве.
Актив:
Пассив:
Внеоборотные активы;
Оборотные активы;
Отвлечённые средства
Собственные средства;
Заёмные средства;
Обязательства по распределению.

Самой важной особенностью бухгалтерского баланса  является равенство итогов актива и  пассива, потому что и в активе и в пассиве отражается одно и  тоже – хозяйственные средства организации, но с разных сторон. В активе показывается состав средств, а в пассиве – источники, за счет которых они сформированы.
В бухгалтерском  балансе всегда соблюдается равенство  сумм левой и правой сторон. Основным элементом баланса является балансовая статья. Под статьёй понимается показатель (строка) актива и пассива баланса, характеризующий отдельные виды имущества, источников его формирования, обязательств предприятия. Статьи баланса сгруппированы в разделы. Каждая строка баланса имеет свой порядковый номер, что облегчает ее нахождение и ссылки на отдельные статьи.
В настоящее  время в организациях используется форма баланса, которая определена в соответствии с требованиями Международных  бухгалтерских стандартов.
Лучше всего  заполнять несколько форм баланса  для различных категорий пользователей. Структура бухгалтерской отчетности не регламентируется. В ученых стандартах описываются лишь перечень и экономическое  содержание основных статей; степень  детализации определяется бухгалтером  организации самостоятельно.
Источник  информации для составления баланса  – бухгалтерские счета. Название счета обычно совпадает с названием объекта учета. Любой счет состоит из двух частей: левой – дебета и правой – кредита. Деление счета на две части объясняется движением хозяйственных средств – их увеличением или уменьшением. На каждом бухгалтерском счете отражается начальный остаток – сальдо того или иного объекта учета, а затем его увеличение или уменьшение. Таким образом, на любой момент времени можно определить конечное сальдо по учитываемому объекту. Для этого к начальному остатку средств прибавляют сумму их увеличения и из полученной величины вычитают сумму уменьшения.
В левой  части балансового уравнения  в составе активов указывается  дебиторская задолженность перед экономическим субъектом, в правой – отражается другая часть обязательств – кредиторская задолженность. Соответственно сальдо, записанное в левой части счета, называется дебетовым, а в правой части – кредитовым. Каждый бухгалтерский счет имеет дебетовый и кредитовый обороты.
Дебетовый оборот – итог сумм, записанных по дебету, без начального сальдо.
Кредитовый оборот – итог сумм, записанных по кредиту, без начального сальдо.
Бухгалтерские счета, на которых учитываются хозяйственные  средства, делятся на три группы.
    Активные счета – это счета, на которых отражаются виды хозяйственных средств. Сальдо активных счетов может быть только дебетовым, так как уменьшение средств ограничено их размерами.
    Пассивные счета – это счета, на которых учитываются источники формирования хозяйственных средств. В отличие от активных счетов, где на дебете отражается сальдо и увеличение средств, а на кредите – их уменьшение, в пассивных счетах на дебете отражается уменьшение средств, а на кредите – их увеличение. Сальдо пассивных счетов может быть только кредитовым, так как уменьшение источников средств ограничивается их размерами.
    Активно-пассивные счета – это счета, на которых учитываются как виды хозяйственных средств, так и источники их формирования. К ним относятся счета расчетов с юридическими лицами. В процессе расчетов эти лица могут выступать в роли должников организации и в роли ее кредиторов. В первом случае активно-пассивные счета имеют структуру активного счета, а во втором случае – пассивного.
Сальдо  активно-пассивного счета может  быть:
      дебетовым;
      кредитовым;
      одновременно и дебетовым и кредитовым.
Сальдо  может быть и дебетовым и кредитовым по тем счетам, на которых учитываются  расчеты с несколькими контрагентами; одни из них должники предприятия, а  другие – ее кредиторы. Содержание оборотов активно-пассивных счетов зависит от того функцию, какого счета  в данный момент они выполняют.
Для получения  различных по степени детализации  показателей существуют два вида счетов. Синтетические счета дают обобщенные показатели, характеризующие хозяйственные средства. Аналитические счета служат для более подробной характеристики объекта учета. При помощи аналитических счетов детализируются данные, учтенные на синтетических счетах. Аналитические счета, на которых учитываются товароматериальные ценности, содержат не только денежные, но и натуральные показатели. Отражение фактов хозяйственной жизни на синтетических счетах называется синтетическим, а на аналитических счетах – аналитическим учетом. Одни и те же факты хозяйственной жизни отражаются, и на синтетических и на аналитических счетах. Поэтому итоги записей на синтетических счетах должны совпадать с итогами записей на аналитических счетах.
Помимо  синтетических и аналитических  счетов в бухгалтерском учете  применяются субсчета. Субсчета – промежуточное звено между синтетическим счетом и аналитическими счетами. При помощи субсчетов осуществляется промежуточная группировка данных аналитического учета с целью получения дополнительной информации об учитываемых объектах.
В балансе  статьи актива и пассива делятся  в зависимости от срока их погашения на долгосрочные и краткосрочные. Числовое значение каждой статьи актива и пассива показывается на начало и конец отчетного периода. Для сопоставимости данных баланса на начало и конец года номенклатура статей баланса на начало года должна быть приведена в соответствие с номенклатурой баланса на конец года.
Остатки по счетам, которые  отражают расчеты в балансе, показываются в развернутом виде: в активе –  дебетовое сальдо, в пассиве –  кредитовое сальдо.
Трактовки баланса:
При предметно-вещностной трактовке в активе баланса показывается состав, размещение и фактическое целевое использование средств организации. Основное внимание уделяется цели вложения финансовых ресурсов организации.
При затратно-результатной трактовке актив баланса представляет величину затрат организации, сложившихся в результате предшествующих операций и финансовых сделок, и понесенных ею расходов ради возможных будущих доходов. Актив в этом случае дает вероятностную оценку минимально возможного дохода, которым в данный момент владеет организация и который может быть получен после расчетов со всеми кредиторами.
Если величины хозяйственных средств, отраженных в балансе и находящихся в распоряжении организации, не совпадают, это происходит по нескольким причинам. Во-первых, не все виды средств отражены в той оценке, которая соответствует их реальной стоимости на момент составления баланса. Во-вторых, организация может распоряжаться средствами, которые ей не принадлежат, но которые находятся у нее во временном пользовании или хранении.
 
 
СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА.
ОЦЕНКА СТАТЕЙ БАЛАНСА.
 
При оценке статей бухгалтерской отчетности организация  должна обеспечить соблюдение допущений и требований, предусмотренных Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008):
    Данные бухгалтерского баланса на начало отчетного периода должны быть сопоставимы с данными бухгалтерского баланса за период, предшествующий отчетному.
    В бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.
    Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто - оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
    Правила оценки отдельных статей бухгалтерской отчетности устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.
    Статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств.
 
Средства  предприятия отражаются в балансе  в следующей оценке:
    основные средства — по первоначальной стоимости, то есть по фактическим затратам на их приобретения, сооружения и изготовления за вычетом износа;
    нематериальные активы — по первоначальной стоимости, то есть по фактическим затратам на приобретение, включая расходы по их доведению до пригодного состояния, за вычетом износа;
    капитальные вложения — по фактическим затратам для застройщика (заказчика);
    оборудование — по фактической стоимости приобретения;
    финансовые вложения (инвестиции в ценные бумаги, в уставные капиталы других предприятий, облигации, займы и т.п.) — по фактическим затратам;
    производственные запасы (сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, запасные части, тара и др.) — по их фактической себестоимости;
    незавершенное производство — по фактической производственной себестоимости (в серийном производстве — по нормативной (плановой) себестоимости, или по прямым расходам, или по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов);
    издержки обращения — в сумме издержек, приходящихся на остаток нереализованных товаров на предприятиях торговли и общественного питания;
    расходы будущих периодов — в сумме фактически произведенных в отчетном периоде, но относящихся к следующим отчетным периодам;
    готовая продукция — по фактической себестоимости;
    товары — по продажным ценам или по ценам приобретения (покупки);
    дебиторская задолженность — в сумме, признанной дебиторами.
Источники средств предприятия  отражаются в балансе:
    уставный капитал — в размере, зафиксированном в учредительных документах;
    резервный капитал — в сумме неиспользованных средств этого капитала;
    резервы предстоящих расходов — в сумме неиспользованных резервов;
    доходы будущих периодов — в сумме, полученной в отчетном периоде, но относящейся к следующим отчетным периодам;
    прибыль — в сумме фактически полученной в отчетном периоде прибыли;
    кредиторская задолженность — в суммах фактических долгов кредиторам.
 
В хозяйственном  обороте организация выступает  как юридическое лицо, обладающее определенной суммой хозяйственных  средств. В момент учреждения организация наделяется финансовыми ресурсами, которые вкладываются в состав имущественного комплекса, предназначенного для её деятельности.
Объекты, входящие в состав имущественного комплекса, неодинаковы по своему функциональному назначению, поэтому для эффективного учёта используется классификация по двум признакам:
    по составу и размещению – АКТИВ баланса;
    по источникам образования и целевому финансированию - ПАССИВ баланса;
АКТИВ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА.
По составу  активы, входящие в имущество, подразделяются на Внеоборотные и Оборотные.
Внеоборотные активы – это средства организации, которые используются ею в своей деятельности дольше одного года. Самыми важными их статьями являются нематериальные активы, основные средства, незавершенные капитальные вложения и долгосрочные финансовые вложения.
    Нематериальные активы – вид внеоборотных активов, которые не имеют физической основы, но представляют ценность, базирующуюся на правах и привилегиях собственников (объекты интеллектуальной собственности). Стоимость нематериальных активов устанавливается индивидуально в момент их приобретения.
К нематериальным активам относятся цена фирменной  марки, стоимость патентов, авторских  прав, прав на «ноу-хау» - это специальные  технические и экономические  знания, которые за вознаграждение могут быть предоставлены и другим предприятиям. А так же к нематериальным активам относятся организационные расходы и деловая репутация организации. К организационным расходам относятся затраты по созданию организации, признанные в соответствии с учредительными документами вкладом участников в уставной капитал.
Нематериальные  активы учитываются на счете 04. Они  могут вноситься участниками  организации в счет их вкладов  в уставный капитал и приходоваться в сумме, определяемой совместным решением участников. Остальные нематериальные активы отражаются в учете сумме затрат на приобретение, изготовление и расходов по их доведению до состояния когда они пригодны к использованию в запланированных целях, а полученные – по рыночной стоимости. Аналитический учет по счету 04 ведут по видам и отдельным объектам активов. Приходование нематериальных активов записывается по дебету счета 04 и кредиту счетов: 75 – при внесении участниками вкладов в уставной капитал; 08 – при покупке и изготовлении.
Стоимость нематериальных активов переносится  на издержки по средствам амортизации. Амортизационные отчисления по нематериальным активам определяются одним из следующих способов:
А) линейный – исходя из норм, рассчитанных на основе срока полезного использования;
Б) пропорционально  объему продукции;
В) уменьшаемого остатка.
Амортизация нематериальных активов учитывается  на счете 05. Дебетуются счета по учету издержек, и кредитуется счет 05. Аналитический учет по счету 05 ведется по видам и отдельным объектам нематериальных активов. При выбытии нематериальных активов их первоначальная стоимость списывается со счета 04 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». На кредит счета 91 записываются сумма начисленной амортизации и выручка от продажи нематериальных активов.
    Основные средства – отражают внеоборотные активы, представляющие собой совокупность материально-вещественных ценностей целиком и полностью участвующие в хозяйственной деятельности предприятий в течение длительного времени, не меняющие своей натуральной формы и переносящие свою стоимость на продукт постепенно, по мере износа. Практически к основным средствам относя средства со сроком полезного использования больше 12 месяцев.
К основным средствам относятся здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения и прочее.
Основные  средства учитываются на счете 01, по первоначальной или восстановительной стоимости.
Первоначальная стоимость - это затраты на строительство или приобретение основных средств, включая расходы по доставке и установке.
Восстановительная стоимость - стоимость воспроизводства ранее созданных основных средств в современных условиях.
По Функциональному  назначению основные, средства подразделяются на производственные и непроизводственные. К первым относятся средства, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, т. е. с производством продукции, строительством, торговлей. К основным средствам непроизводственного назначения относятся не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности средства жилищного и коммунального хозяйства, здравоохранения, народного образования, культуры.
Основные  средства группируются по отраслям народного  хозяйства, при этом отраслевая специфика  отражается на их структуре.
Порядок консервации основных средств устанавливается  и утверждается руководителем организации. На консервацию, как правило, переводятся  основные средства, находящиеся в определенном комплексе, объекте, имеющие законченный цикл производства.
Основные  средства переносят свою стоимость  на готовый продукт постепенно, в течение длительного времени, охватывающего несколько производственно-технологических циклов. Поэтому учет основных средств организован таким образом, чтобы одновременно можно было показать сохранение ими первоначальной вещной формы и постепенную потерю стоимости.
Всякое  изменение основных средств, связанное  с их поступлением и выбытием, отражается на счете 01 «Основные средства». По дебету данного счета учитывается поступление, а по кредиту - выбытие основных средств. Аналитический учет основных средств по счету 01 ведут по месту их нахождения и отдельным инвентарным объектам.
Амортизацию основных средств рассчитывают на основании  специальных норм (в процентах  от первоначальной или восстановительной  стоимости). Нормы амортизационных отчислений дифференцируют по видам основных средств. Их устанавливают с таким расчетом, чтобы по окончании срока службы основных средств по ним была начислена амортизация равная их первоначальной или восстановительной стоимости.
Необходимо  отметить, что по статье «Основные  средства» показывается стоимость  всех находящихся на балансе организации  средств независимо оттого, эксплуатируются они или находятся на консервации.
    Капитальные вложения – затраты, связанные со строительством, приобретением основных средств, а также приобретением нематериальных активов. Эти активы учитываются как капитальные вложения до момента ввода в эксплуатацию.
    Доходные вложения в материальные ценности – вложения предприятий в финансовую аренду, представляющую собой новые объекты основных средств исключительно для сдачи их в аренду заранее известному арендатору с рассрочкой в оплате по договорным промежуточным платежам. При капитальной финансовой аренде договор на неё может предусматривать передачу прав собственности на имущество арендатору по окончании договора аренды и полном завершении расчётов.
    Финансовые вложения – инвестиции предприятия, связанные с приобретением акций и других ценных бумаг с вложением в уставные капиталы других предприятий, с целью получения доходов на срок более года.
 
Оборотные средства – вложения финансовых ресурсов в объекты, использования которых осуществляется в рамках одного воспроизводственного цикла либо в течение относительно короткого календарного времени (как правило, не более одного года). В работе большинства предприятий оборотные средства имеют решающее значение, именно они формируют конечные результаты их деятельности.
В составе  оборотных средств можно выделить следующие группы:
    Товарно-материальные ценности:
      Материально-производственные запасы – сырьё, материалы, топливо, и т.д. Они полностью потребляются в процессе оного производственного цикла, поэтому вся их стоимость сразу переносится на себестоимость изготовляемой продукции.
      Готовая продукция на складе или отгруженная потребителю учитывается по фактической себестоимости, которая включает в себя затраты материальных и трудовых ресурсов, начисления к фонду оплаты труда на социальные нужды (пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.), затраты на топливо и электроэнергию, расходы на организацию производства (общепроизводственные расходы) и управления предприятием (общехозяйственные расходы), амортизацию оборудования.
      Товары – на складе, в пути, в торговом зале. Товары, приобретённые для перепродажи, закупаются с целью последующей реализации по более высоким ценам, без дополнительной обработки.
    Денежные и прочие средства – финансовые ресурсы предприятия в банке, на расчётном и прочих счетах и наличные деньги в кассе и в пути.
      Краткосрочные финансовые вложения – акции, облигации, векселя, чеки, находящиеся в распоряжении предприятия, финансирование деятельности сторонни предприятий, а также о выдаче краткосрочных займов на коммерческой основе.
      Дебиторская задолженность – задолженность юридических и физических лиц перед предприятием, например задолженность покупателей за отгруженные, но ещё неоплаченные товары, авансовые перечисления. При этом предприятия и лица, которые должны предприятию, называются дебиторами, а сама задолженность – дебиторской.
Оборотные средства подразделяются на нормируемые  и ненормируемые.
По нормируемым оборотным средствам устанавливаются нормативы запасов, например, норматив материальных запасов, незавершённого производства, товары на складе или в торговом зале, денежные средства в кассе. Ненормируемые – средства, размер которых неограничен (денежные средства на расчётном счёте в банке, товары в пути).
 
По статье «Сырье, материалы и другие аналогичные  ценности» отражаются остатки запасов сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, запасных частей, тары и других материальных ценностей, учитываемых на счете 10 «Материалы» в оценке, предусмотренной Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
По статье «Готовая продукция и товары для  перепродажи» организациями промышленности показывается остаток на складе готовой  продукции - законченных производством изделий, прошедших испытания и приемку, соответствующих техническим условиям и стандартам или условиям договоров с заказчиками. Готовая продукция оценивается в балансе по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости.
По статье «Затраты в незавершенном производстве (издержках обращения)» записываются затраты по незавершенному производству и незавершенным работам (услугам), учет которых осуществляется на счетах 20 «Основное производство», 21 «Полуфабрикаты собственного. производства», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».
По статье «Товары отгруженные» указываются  данные о фактической полной (или  нормативной) себестоимости отгруженной  продукции (товаров) в случае, если договором  обусловлен отличный от общего порядка  момент перехода от поставщика к покупателю права собственности на отгруженные ценности. По строке 215 могут показываться ценности, переданные по договору мены в том случае, когда другая сторона еще не исполнила своих обязательств по передаче ценностей.
По статье «Расходы будущих периодов» записывается сумма расходов, произведенных в  отчетном периоде, но подлежащая погашению  в следующих отчетных периодах путем  списания на издержки или другие источники  в течение срока, к которому они относятся.
По статье «Прочие запасы и затраты» отражаются запасы и затраты, не нашедшие отражения  на предыдущих статьях подраздела «Запасы», в частности не списанная со счета 44 часть расходов на продажу, относящихся к остатку неотгруженной (не реализованной) продукции.
 
По статье «Налог на добавленную стоимость  по приобретенным юностям» отражается сальдо одноименного счета 19. По дебету этого счета в корреспонденции со счетами 60, 76 и др. записывается сумма НДС, относящегося к приобретаемым ценностям.
По статье «Покупатели и заказчики» показывается непогашенная задолженность покупателей и заказчиков за отгруженные товары, сданные работы и оказанные услуги.
Контроль  за состоянием дебиторской задолженности; один из важнейших аспектов методики анализа бухгалтерского баланса. Дебиторы - юридические (организации, учреждения) и физические лица, которые имеют  задолженность данной организации, называемую дебиторской. Она условно  делится на два вида: нормальная и неоправданная. Нормальная, дебиторская задолженность не является следствием недочетов в хозяйственной деятельности организации и возникает в результате применяемых форм расчетов за товары и услуги. Неоправданная дебиторская задолженность возникает вследствие недостатков в работе организации, например при выявлении недостач, растрат, и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств. Дебиторская задолженность отражается в баланс в двух подразделах в зависимости от сроков ее погашения.
По статье «Прочие дебиторы» записываются:
а) задолженность  бюджета по налогам, сборам и прочим платежам (дебетовое сальдо счета 68 «Расчеты по налогам, и сборам»);
б) задолженность  за подотчетными лицами, которые на момент составления баланса не успели оправдать документами расход выданных им авансов;
в) претензии  к поставщикам по недостачам товарно-материальных ценностей, выявленным при приеме грузов, а также переплатам;
г) претензии  к транспортным организациям за недостачи  или порчу грузов по их вине;
д) штрафы, пени, неустойки, признанные должником  или по которым получены решения  суда об их взыскании;
е) задолженность  работников организации по займам, предоставленным им за счет собственных средств. Расчеты по этим займам фиксируются на счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям». Дебетовое сальдо счета 73 и приводится в балансе;
ж) задолженность  работников перед организацией по возмещению материального ущерба;
з) другая дебиторская задолженность, не отраженная в предыдущих статьях баланса.
По статье «Авансы выданные» показывается сумма уплаченных другим организациям авансов по предстоящим расчетам в, соответствии с заключенными договорами кроме авансов, показываемых по строке 130раздела баланса.
По статье «Касса» показывается остаток денежных средств в кассе. Сумма по этой статье есть сальдо счета 50 «Касса».
По статье «Расчетные счета» отражается остаток  денежных средств организации на расчетных счетах в банках, сальдо счета 51 «Расчетные счета». Основным источником роста средств на расчетном счете является поступление выручки от продажи.
По статье «Валютные счета» проставляют сальдо «Валютные счета». Остатки средств по валютным счетам приводятся в балансе в суммах, полученных путем пересчета иностранной валюты в рубли по курсу, действующему на последнее число отчетного месяца.
По статье «Прочие денежные средства» фиксируется  сальдо счетов 55 «Специальные счета  в банках» и 57 «Переводы в пути», на которых учитываются денежные средства в аккредитивах, чековых книжках, выручка, внесенная в кассы банков или на почту, но еще не зачисленная на расчетный или другой счет в банках.
По статье «Прочие оборотные активы» отражаются суммы оборотных активов, не нашедших отражения по другим статьям второго раздела баланса.
 
Отвлечённые средства – это средства временно изъятые из оборота, участвующие в нём. Это начисленные налоги, платежи из прибыли, убытки.
 
ПАССИВ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА.
Пассив  баланса - это сумма обязательств организации.
Уставный капитал есть обязательство перед собственником по выделенным организации основным и оборотным средствам.
Актив и  пассив баланса уравновешиваются путем  введения в пассив статей «Прибыль»  или «Убытки». Таким образом, прибыль  можно определить как сумму возросших, а убыток – как сумму собственных  средств организации идущих на убыль.
Хозяйственные средства по источнику образования и целевому назначению делятся на следующие:
    собственные (закреплённые);
    заёмные (привлечённые).
Собственные средства – фонды, целевое финансирование, резервы и прибыль.
Основной  собственный источник хозяйственных  средств предприятия – уставный капитал. Его первоначальная величина фиксируется в уставе предприятия (без фиксирования в уставе документ фактически не имеет смысла). Уставный капитал может быть размещён в любых средствах – как в товарно-материальных, так и в денежных. Направления и величина уставного капитала определяются собственником предприятия.
Уставный капитал представляет собой зарегистрированную в учредительных документах (уставе предприятия) величину собственного капитала, внесённого учредителями в виде денежных средств или другого имущества при организации предприятия:
    в обществах с ограниченной ответственностью – в сумме долей учредителей, определённых учредительными документами;
    в хозяйственных товариществах – в сумме долей учредителей в уставный капитал;
    в акционерных обществах – в совокупной номинальной стоимости акций всех видов;
    в производственных кооперативах – в сумме паевых взносов в виде денежных средств и другого имущества, объединённого членами кооператива для совместного ведения предпринимательской деятельности;
    на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, основанных на правах хозяйственного ведения или оперативного управления, - в сумме имущества, закреплённого собственником этого имущества за предприятием.
По статье «Уставный капитал» показывают сумму  средств, выделенных собственниками организации  для осуществления хозяйственной  деятельности. В зависимости от организационно- правовой формы организации источник средств, отражаемый по строке 410 баланса, имеет одно из четырех названий:
- складочный  капитал (хозяйственные товарищества);
- уставный  фонд (государственные и муниципальные  унитарные предприятия);
- паевые  взносы (производственные кооперативы);
- уставный  капитал (все остальные организации).
В акционерных  обществах к счету 80 ведется аналитический  учет в следующих направлениях:
а) по видам  акций: «Простые акции» и «Привилегированные акции»;
б) по стадиям  движения уставного капитала: «Объявленный капитал» (в сумме, записанной в уставе АО после его регистрации), «Подписной капитал» (на стоимость акций, по которым  произведена подписка), «Оплаченный  капитал» (на объем средств, внесенных участниками), «Изъятый капитал» (на стоимость акций, изъятых из обращения путем выкупа их у акционеров). В обществах другого вида и товариществах аналитический учет по счету 80 организуется по каждому участнику.
В условиях рыночной экономики у предприятий  и организаций может происходить текущее изменение капитала, в принципе не определяющее необходимость перерегистрации уставного капитала. В результате появилось понятие добавочного капитала.
Добавочный капитал включает в себя:
1. Прирост  стоимости внеоборотных активов,  в том числе основных средств,  выявляемый по результатам их переоценки, проводимой в установленном порядке;
2. Эмиссионный  доход, получаемый акционерным  обществом в виде разницы между продажной и номинальной стоимостью акций при формировании уставного капитала (при учреждении общества, а также увеличении уставного капитала путем дополнительной эмиссии акций или повышения номинальной стоимости акций).
3. Положительные  курсовые разницы, образующиеся  при расчетах участников по вкладам в уставный (складочный) капитал организации, оцененным в учредительных документах в иностранной валюте и др.
В условиях рыночной экономики важное значение представляет создание и правильное использование резервных фондов и платежей. Резервирование прибыли осуществляется для пополнения уставного капитала и выплаты дивидендов при отсутствии или недостаточности прибыли отчётного года для этих целей или для покрытия возможных в будущем непредвиденных убытков и потерь. Благодаря образованным резервным капиталам у предприятий появляется возможность в отдельные отчётные периоды несмотря на низкую прибыль всё же выдавать дивиденды в установленных пределах.
Резервный капитал – это страховой капитал предприятия, предназначенный для возмещения убытков от хозяйственной деятельности, а также для выплаты доходов инвесторам или кредиторам, если на эти цели не хватает прибыли.
Средства  резервного капитала выступают гарантией  бесперебойной работы предприятия  и соблюдения интересов третьих  лиц.
Резервный капитал создаётся в соответствии с законодательством и учредительными документами предприятия на покрытие возможных в будущем непредвиденных убытков и потерь. Образуется он за счёт отчислений от прибыли в размерах, предусмотренных уставом или учредительными документами предприятия. АО зачисляют в этот фонд эмиссионный доход. Резервный капитал может также создавать в обществах с ограниченной ответственностью. Другие предприятия создают резервный фонд за счёт прибыли, оставшейся в их распоряжении.
Образование резервного капитала может носить обязательный и добровольный характер. В первом случае он создаётся в соответствии с законодательством РФ, во втором – в соответствии с порядком, установленным в учредительных документах предприятия. В настоящее время создание резервного капитала обязательно только для акционерных обществ и совместных предприятий.
Учёт  образования резервного капитала должен обеспечивать получение информации, необходимой для контроля соблюдения его верхней и нижней границ. В
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.