Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат История становления психологии здоровья как научного направления

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Практическое  задание 1 

1.История  становления психологии  здоровья как научного  направления.
Психология здоровья еще только утверждается в отечественной  психологии в качестве
новой и самостоятельной  области научного знания. Однако следует  вспомнить,
что интерес к одной из центральных ее проблем — проблеме психического
здоровья личности — проявился со стороны российских ученых значительно раньше.
Огромная заслуга  в ее постановке и привлечении  к ней внимания широкой
общественности  принадлежит академику Владимиру Михайловичу Бехтереву
(1857-1927), по праву  занимающему одно из первых  мест в ряду корифеев русской
научной мысли. Его авторское наследие поражает воображение не только
объемом созданного, но и широтой распределения творческой активности. Его
перу принадлежат работы в области медицины, в том числе по морфологии мозга,
психиатрии и  медицинской психологии, детской  психологии, педагогики, общей
психологии, а  также психологии личности. Значение трудов Бехтерева и созданной
им научной  школы, как свидетельствуют тенденции развития психологии на
рубеже XXI в., обретают все большую притягательную силу.
Тему психического здоровья российского народа Бехтерев формулирует уже
в самом начале своей творческой деятельности. В  целом ряде выступлений и публикаций
он проводит мысль о том, что борьба за свободу личности есть в то же
время и борьба за ее здоровое развитие. Все творчество Бехтерева пронизано идеей
«цельного» познания человека или, как принято говорить сегодня, целостного
(холистического) подхода к его изучению. Личность, по Бехтереву, это человек со
своим индивидуальным психическим укладом в единстве умственных и душевных
качеств, активным отношением к окружающим его внешним  условиям, способный
к управлению своим  поведением и собственной деятельности. Главное,
что организует личность, — это ее направленность, т. е. то, что придает жизнедеятельности устремленный, нацеленный характер, что руководит мыслями, действиями
и поступками.
Программным для  последующего развития психологии здоровья стал доклад
на тему «Личность и условия ее развития и здоровья», с которым Бехтерев выступил
в сентябре 1905 г. в Киеве на 2-м съезде российских психиатров. Вслед за ученым
остановимся кратко на основных положениях этого доклада, дополнив их
некоторыми суждениями, высказанными им в ряде публикаций в начале XX в.
В целом XX в. был  отмечен возрастающей ролью психологии в обеспечении здоровья,
в изменении  взглядов на соотношение между психикой и телом. В 1930-е гг.
многие исследователи  обратили внимание на взаимосвязь между  эмоциональной
жизнью человека и его физиологическими процессами. Исследования в этом направлении
привели к появлению  новой научной области: психосоматической
медицины. В 1938 г. начинает выходить журнал «психосоматическая медицина».
Через год эта  область исследований трансформировалась в общество, которое сегодня
называется ?Американское  психосоматическое общество?. В  течение первых
25 лет его  существования трактовка заболеваний  велась преимущественно с
психоаналитических  позиций. Психосоматическая медицина опирается главным
образом на медицинские  дисциплины и особенно на психиатрию.
В 1960-е гг. в  недрах психосоматической медицины формируются подходы и
теории, предполагающие взаимосвязь психологических и  социальных факторов,
с одной стороны, и физиологических функций — с другой. Соответственно рассматривается
влияние этой взаимосвязи  на процесс развития и течения  заболеваний. В итоге в начале 1970-х гг. появилась научная отрасль, направленная на изучение
роли психологии в этиологии заболеваний. Она  получила название поведенческой
(бихевиоралыюй)  медицины. В рамках ее было показано, что взаимосвязьмежду психикой и телом куда более непосредственная и всеобъемлющая, чем было
принято считать  прежде.
В конце 1970-х  гг. был учрежден
«Журнал бихевиоральной медицины» и соответствующее общество.
Примерно в  это же время возникает еще  одна область исследований, полностью
принадлежащая психологии. Она получила название психология здоровья. Отделение
«Психология здоровья» было открыто в Американской психологической
ассоциации в 1978 г. С 1982 г. выходит журнал «Психология здоровья».
Психосоматическая и поведенческая медицина, психология здоровья при всей
специфичности собственных подходов сходятся на том, что здоровье и болезнь
есть результаты взаимодействия биологических, психологических и социальных
факторов.
В целом за сравнительно короткий период психология здоровья превратилась
в обширную область  исследований. Об этом свидетельствуют  и некоторые цифры.
Если в 1975 г. в  США было внедрено 200 программ по охране психического
здоровья, то в 1990 г. их было уже более 5000. Они приносят значительный экономический
эффект. В настоящее  время в США каждый десятый  психолог занимается
той или иной проблемой психологии здоровья, а  каждая третья статья в основных
англоязычных  психологических журналах посвящена различным аспектам
этой области. По этому направлению издаются специальные  журналы, выпускаются
учебники и  монографии. Его широкой практической реализации подчинены различные
организационные решения.
2.Современное  состояние проблемы  развития психологии здоровья в качестве междисциплинарной дисциплины.
В современной  России психология здоровья как новое  и самостоятельное научное
направление еще  только проходит начальную стадию своего становления.
В связи с  этим уместно отметить, что тема психического, в том числе и профессионального,
здоровья была поставлена в ряд первоочередных задач, на решении которых
сосредоточился  коллектив созданной в 1989 г. кафедры  психологического
обеспечения профессиональной деятельности (заведующий кафедрой профессор
Г. С. Никифоров) при факультете психологии Санкт-Петербургского госуниверситета.
В 1991 г. вышла  коллективная монография сотрудников кафедры «Психологическое
обеспечение профессиональной деятельности», в которой психологии
здоровья была посвящена отдельная глава. Ее содержание касалось вопросов психологического обеспечения здорового образа жизни, психогигиены профессиональной
деятельности, профессионального  долголетия и др. Тогда же в журнале «Вестник
ЛГУ» была опубликована статья доцентов упомянутой выше кафедры Н. Е. Водопьяновой
и Н. В. Ходыревой  ?Психология здоровья?. В сущности, это была одна
из первых попыток  отечественных авторов проанализировать состояние психологии
здоровья, сформулировать ее основные задачи исследования. К  числу основополагающих
вопросов теоретических  основ психологии здоровья относятся  раскрытие с системных
позиций самой  сущности понятия здоровья, а также  критериев оценки и
самооценки физического, психического и социального здоровья. Первые попытки
осмысления этих вопросов были представлены, в ряде публикаций .
В последние  годы в нашей стране уже издано несколько учебных пособий по
психологии здоровья . В 1999 г. появилась весьма обстоятельная монография профессора И. Н. Гурвича «Социальная психология здоровья», в которой
автор представил не только результаты собственных исследований, но и систематизировал
обширный зарубежный опыт последних десятилетий . В 2000 г. издательство
Санкт-Петербургского госуниверситета выпустило в  свет первую коллективную
монографию «Психология  здоровья», авторами которой стали ведущие
петербургские специалисты в этой области. В  апреле 2000 г. в Санкт-Петербурге
прошла первая конференция, посвященная вопросам психического здоровья.
Очевидное усиление интереса к проблематике психологии здоровья — и не только
со стороны  представителей психологической науки  — дает все основания полагать,
что уже в  обозримой перспективе она станет одним из авангардных направлений
российской психологии.
В настоящее  время в США каждый десятый  психолог занимается
той или иной проблемой психологии здоровья, а каждая третья статья в основных
англоязычных  психологических журналах посвящена  различным аспектам
этой области. По этому направлению издаются специальные  журналы, выпускаются
учебники и  монографии. Его широкой практической реализации подчинены различные
организационные решения. Например, в Великобритании принят документ
«Здоровье нации», а в Европе подобная инициатива, нацеленная на улучшение
психического  и физического здоровья популяции, получила название «Здоровье
для всех». Постоянно пополняется перечень уже функционирующих клиник и
центров психического здоровья, группы оказания помощи и  самопомощи в укреплении
собственного  здоровья распространяются по всему  Западу.
Наряду с основательной  общепсихологической подготовкой  специалисты в
области психологии здоровья должны получать углубленные  знания PI В вопросах
психогигиены, психопрофилактики, а также психосоматического здоровья и
психотерапии. Большинство  профессиональных психологов здоровья работают в
больницах, клиниках, на кафедрах колледжей и университетов, в научных лабораториях,
центрах здоровья и психологического консультирования, кабинетах
психологической разгрузки, семьи и брака, эстетотерапии, школах самосовершенствования.
3.Проблема  индивидуального  и социального  здоровья и здорового образа жизни в контексте культуры.
Забота о здоровье берет начало в народной культуре. Впервые на государственное значение вопроса охраны здоровья и здорового образа жизни обратил внимание М. В. Ломоносов.
Вопросами охраны здоровья активно занимались первые русские профессора-
энциклопедисты (С. Г. Зыбелин, Н. М. Максимович-Амбодик, С. Ели, А. П. Протасов).
В своих работах  они заложили основы физического  воспитания и закаливания,
питания и гигиены  детей. В образовательных учреждениях  их идеи развивали
такие общественные деятели, как И. И. Бецкой, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев.
Так, И. И. Бецкой выдвинул идею о закрытых учебных  заведениях, где были
бы созданы  все необходимые условия для  развития ребенка. Под его непосредственным
руководством были открыты Московский и Петербургский воспитательные
дома, Смольный институт благородных девиц и  учебные заведения для
кадетов. В планах, разработанных И. И. Бецким для этих учреждений, даны советы
по организации  питания, сна, выбору одежды, содержанию жилища, закаливанию
и физическому  воспитанию.
Н. И. Новиков в статье «О воспитании и наставлении детей для распространения
общеполезных  знаний и всеобщего благополучия» (1788) ставит вопрос о
гармоническом сочетании умственного и физического  образования и их объеме
в зависимости  от возраста ребенка.
А. Н. Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» обращает внимание
не только на просвещение русского народа, но и  на охрану здоровья подрастающего
поколения. Он дает ценные советы по питанию детей, личной гигиене, физическому
воспитанию, закаливанию, физическому труду.
С конца XVIII —  начала XIX в. большое значение приобретает  практическая
деятельность  врачей закрытых детских учреждений. Они не только занимались
лечением больных  учащихся, но и проводили гигиенические мероприятия, следили
за режимом  дня, питанием, физическим воспитанием  детей, условиями обучения
и проводили  мероприятия по борьбе с заразными  болезнями, тем самым прокладывая
первые пути здорового образа жизни.
В середине XIX в. отечественная медицина и педагогика продолжают развиваться
в том же направлении. Имеющиеся данные свидетельствуют, что в этот
период охрана здоровья учащихся включала пропаганду знаний о здоровье и здоровом
человеке и  практические меры по организации здорового  образа жизни в
образовательных учреждениях.
Наиболее яркие  представители науки и практики второй половины XIX в. —
Э. Бок, Г. А. Захарьин, С. П. Боткин, Ш. Отто, С. Ф. Хотовицкий, Н. И. Быстров,
К. А. Раухфус, И. М. Сеченов, Н. И. Пирогов, Н. К. Добролюбов, Ф. Шольц. Их
деятельность  способствовала выдвижению проблематики здорового образа жизни
на первый план, стали более широко рассматриваться  понятие ?здоровье? и
вопросы влияния  на организм человека факторов окружающей среды, стихийных
сил природы, Космоса. Так, появились исследования о способах адаптации организма
к изменяющимся внешним условиям и космическим  воздействиям. Труды
ученых привлекли  внимание различных слоев российского  общества к проблеме
здоровья нации, в том числе подрастающего  поколения, и обозначили приоритеты
в отечественной  науке на рубеже веков.
На рубеже XIX-XX вв. выпускается очень много научно-популярной литературы,
посвященной пропаганде здорового образа жизни, санитарно-гигиеническим
аспектам здорового  образа жизни, вопросам гармонии человека с самим собой
и миром (Ш. Северин, 1901; Гоппе-Зейлер, 1905; Л. И. Ляховский, 1910; Л. Гдан-
ский, 1910; Т. С. Клеустон, 1910; С. Ершов, 1911; П. И. Орлов, 1912; 3. Бертух, 1912;
П. Зиттлер, 1914; А. Гамалей, 1915; О. Бронштейн, 1918 и др.).
Новый этап развития науки в обозначенной области приходится на 20-е гг. нашего
столетия и  на предвоенный период. Увеличивается  количество научно-популярных
изданий, посвященных  влиянию на здоровье различных факторов окружающей
среды, изучаются  адаптационные механизмы человеческого организма
в условиях изменяющейся биосреды: В. Р Эккодт(1922), Саркизо-Серазини (1925),
М. Бронт (1930), И. Л. Баумгольц (1936), П. Г. Мезерницкий (1937). Однако полученные
данные не нашли  отражения в методической литературе для учебных
заведений педагогического профиля.
Тот же период отмечен  появлением работ, в которых рассматривается  зависимость
процесса формирования здорового образа жизни школьников от уровня
развитости их сознания, от фактора воли (И. Т. Назаров, 1929; А. Е. Адрианова,
1941 и др.). В этом плане особенно интересны разработки И. Т. Назарова. В своей
публикации «Культура воли. Система самовоспитания здоровой личности» ученый отводит учителю роль ответственного за воспитание
в ребенке силы воли, которая, по мнению автора, является необходимым
условием как  для формирования положительных  целевых установок личности в
отношении здорового  образа жизни, так и для совершенствования  адаптационных
возможностей  организма, помогающих сохранять здоровье в экстремальных условиях.
Несомненная ценность этой работы И. Т. Назарова состоит в том, что в ней предлагаются
довольно интересные пути и средства воспитания здоровой личности с
«идеальной» нервной системой.
Однако в отечественной  медицине и педагогике этого периода  не ставились
вопросы морали и нравственности и их влияния на психосоматику индивида,
формирование  личности и индивидуальности.
Педагогические  идеи Вл. Соловьева о воспитании личности в сопричастности
с миром, о помощи человеку в духовной адаптации не только в сфере межчеловеческих
отношений, но и в сфере взаимоотношений с природой и космосом, о воспитании
ответственности за все сферы мировой жизнедеятельности  и осознании
своего места  и роли во вселенной, а также принципы образования (В. В. Розанов
определял их как  принцип индивидуальности, целостности и единства) стали
осмысливаться и претворяться в различных интегрированных  курсах (например,
валеология) только в современной школе. Но на Западе еще в довоенное время
эти идеи нашли  отражение в трудах эмигрировавших российских философов и
педагогов, таких  как С. Л. Франк, В. В. Зеньковский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев
и др.
С. Н. Булгаков в  работе «Основные проблемы теории прогресса» критикует идею достижения всеобщего счастья, «купленного чужим
потом и кровью», через удовлетворение материальных потребностей и выдвигает
собственную теорию прогресса. Психолого-педагогическая
значимость работ  С. Н. Булгакова в том, что он выделил  тему гармонии развития
человеческой  личности, природы и общества, проблемы взаимоотношения человека
с его хозяйственной деятельностью; рассматривал пути развития общества и
общественных  ценностей, проблемы нравственной свободы  и самоограничения
личности.
Тема гармоничного развития природы и общества волновала  и Н. А. Бердяева.
Гармония в  природе и обществе —объективная закономерность движения и развития
материи как  всеобщей субстанции. Однако она постоянно  нарушается.
В отличие от природы, которая хотя и медленно, но восстанавливает нарушенное
общество, индивиды подчас могут играть резко отрицательную роль, поэтому исключительно важная черта духовного развития личности —воспитание чувства
гармонии, стремление к ней в решении проблем  содержания общечеловеческих
ценностей, соотношения  нравственности и политики, национального  и интернационального.
В наиболее зрелой, поздней работе «Самопознание» автор разрабатывал темы о природе человеческого существования и смысле жизни человека; о гармонии человека и среды,
о свободе и  ответственности человека перед  миром, о путях к достижению личностью
целостного образа, о любви как основе духовного смысла жизни.
Во второй половине 1940-х и в начале 1950-х гг. все  более прочные позиции в
системе отечественных  воспитательных и образовательных  учреждений завоевывает
гигиенический аспект здорового образа жизни, что  диктовалось, надо признать,
суровой объективной  необходимостью того периода. И. И. Мильман, основоположник
советской системы  гигиенического воспитания учащихся, еще в
1920-е гг. приступил  к разработке уроков здоровья, так как считал учителя главной
фигурой в процессе обучения всех школьников ?технике выполнения гигиенических
навыков?. Его  учениками и последователями  была написана серия учебных
пособий, разъясняющих роль личной и социальной гигиены, а  также практической
области ее применения —санитарии —в деле сохранения работоспособности и
здоровья человека, предупреждения болезней и увеличения продолжительности
жизни.
В конце 1980-х  и в 1990-е гг. колоссально меняются как количественные, так и
качественные  параметры исследований, посвященных  здоровью и вопросам организации
здорового образа жизни детей и учащейся молодежи, детально разрабатывается
и широко освещается в печати целый ряд непривычных  или, точнее, ранее
неприемлемых  для нашей научной литературы тем и проблем, которые прежде
либо стыдливо замалчивались. Считалось, что в нашем обществе «нет гносеологических
корней» для  «язв капитализма»: детской преступности, детской наркомании,
алкоголизма и  т. п.; что среди наших школьников, которым обеспечено
«счастливое детство», нет проблемы таких заболеваний, как туберкулез, астма,
онкологические  заболевания, как болезнь беспризорных и неустроенных детей — педикулез, свалившаяся «вдруг» на миллионы детских головок в дошкольных
учреждениях и  школах. Наступившее отрезвление, осознание  всей глубины и серьезности
громадного количества проблем, ставящих под угрозу будущее наших
детей и юношества, заставило ученых во весь голос заговорить о неблагополучии
в этой области  воспитания и образования, о необходимости  не только искать, но и
находить пути и средства для выхода из сложившейся  ситуации.
Однако без  участия самого человека эти проблемы не решить.
Проблемам сохранения психического здоровья учащихся, методам  коррекции
психофизических отклонений, резервам повышения резистентности организма и
устойчивости  психики, нервной системы детей, активизации защитных механизмов
детского организма, повышению работоспособности школьников, профилактике
вредных привычек и другим не менее важным вопросам посвящены
труды целого ряда ученых: К. В. Динейки, Г. Г. Демиргогляна, В. Ф. Матвеева,
А. А. Гройсана, В. Г. Запорожченко, Г. Г. Мусалова, В. П. Дядичкина, А. А. Козлова,
В. Ф. Базарного  и др.
Особый интерес  представляют работы С. Б. Мельникова (1989), Ю. Е. Дворянина
(1991) и В. И.  Аверкова (1991), в которых рассматриваются  проблемы
формирования  психофизической защиты организма, индивидуальные программы
тренировок, направленных на раскрытие оздоровительных возможностей человека
и на саморегуляцию, но, к сожалению, эти работы остаются лишь в поле
зрения специалистов.
Также с сожалением приходится констатировать, что при всем многообразии научных
разработок и  большом количестве проведенных  исследований их результаты,
выводы и рекомендации фактически не нашли отражения в  содержании программ,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.