На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Инвестиционная привлекательность регионов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОГА:
1.1 Понятие инвестиционной  привлекательности регионов
1.2 Факторы инвестиционной  привлекательности регионов
1.3 Управление инвестиционной  привлекательностью регионов
1.4 Привлечение инвестиций  в регионы России
2.  ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛОСТИ:
2.1 На региональном уровне
2.2 Тенденции и динамика развития инвестиционного комплекса в НСО
3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ
 

 
 
 
Введение
Одними из наиболее острых задач региональной экономики  управления являются: приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение и максимальное использование  потенциала регионов. Отсюда вытекает проблема: каким образом осуществить приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение при максимальном использовании их потенциала? Инвестиции являются мощнейшим инструментом в решении этой проблемы. Исследование проблем инвестирования экономики всегда находилось в центре внимания региональной экономики и управления. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом.
В современных условиях они выступают важнейшим средством  обеспечения выхода из сложившейся  экономической ситуации, структурных  сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения  технического прогресса, повышения  качественных показателей хозяйственной  деятельности на микро - и макроуровнях.
Оценка инвестиционной привлекательности является первым шагом на пути максимального использования  потенциала региона и устранения проблем, мешающих инвестиционному  развитию региона. В Новосибирской области инвестиционный процесс имеет свои специфические особенности. В регионе имеются благоприятные условия для значительного притока инвестиций. Тем не менее, несмотря на явную привлекательность региона, приток инвестиций недостаточен для освоения уникального ресурсного потенциала. Инвесторы опасаются вкладывать свои капиталы в производство, считая инвестиции слишком рискованными и недостаточно выгодными. И проблема повышения инвестиционной активности в регионе, пожалуй, будет актуальна еще многие годы.
Данная курсовая работа посвящена исследованию инвестиционной привлекательности Новосибирской области. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть понятие  инвестиций и инвестиционной  привлекательности; 
- выявить основные  факторы, влияющие на объем  инвестиций;
- рассмотреть управление  инвестиционной привлекательности региона;
- проанализировать  инвестиционную привлекательность  и определить ее пути улучшения в НСО.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Теоретические  основы инвестиционной привлекательности  региона.
1.1. Понятие инвестиций  и инвестиционной привлекательности региона.
Сегодня привлечение инвестиций в реальный сектор экономики - вопрос ее выживания. Будут инвестиции - будет  развитие реального сектора, а следовательно, будет и экономический подъем. Не удастся привлечь - неминуемо умирание производств, деградация экономики, обнищание страны, социальные взрывы и прочие сопутствующие явления. Любое, даже самое незначительное, повышение инвестиционной привлекательности - это дополнительные средства, позволяющие сделать шаг к выходу из кризиса. Но шаг - это всего лишь шаг: после него инвестиционная привлекательность остается статичной величиной, хотя и несколько более высокой. Спасти положение дел может лишь динамичное устойчивое движение, а не отдельные шаги. Только в этом случае отдельные порции инвестиций могут превратиться в поток. Осуществить это возможно, лишь управляя процессом повышения инвестиционной привлекательности. Именно поэтому вопрос управления инвестиционной привлекательностью - ключевой вопрос текущего момента.
Термин "инвестиции" происходит от латинского слова "invest", что означает "вкладывать". Свое первоначальное значение данный термин не утратил и в настоящее время. Федеральный закон от 25.02.1999 г. №39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" дает следующее определение понятия "инвестиции": "Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта". Из данного определения видно, что в основном источником прироста капитала и движущим мотивом осуществления инвестиций является прибыль (доход). Инвестиции осуществляются с целью получения дохода и становятся бесполезными, если они дохода не приносят.
Традиционно понятие инвестиционная привлекательность означает наличие  таких условий инвестирования, которые  влияют на предпочтения инвестора в  выборе того или иного объекта  инвестирования. Объектом инвестирования может выступать отдельный проект, предприятие в целом, корпорация, город, регион, страна. Нетрудно выделить то общее, что ставит их в один ряд: наличие собственного бюджета и  собственной системы управления. Объект каждого уровня (и, соответственно, его инвестиционная привлекательность) обладает собственным набором значимых свойств, но регион в этом ряду занимает особое место: в силу особенностей он имеет свою специфику, и, в то же самое  время, в силу целостности структуры  не является уникальным. Именно эта  особенность позволяет сравнивать регионы между собой.
Инвестиционная привлекательность  регионов – интегральная характеристика отдельных регионов страны с позиции  инвестиционного климата, уровня развития инвестиционной инфраструктуры, возможностей привлечения инвестиционных ресурсов и других факторов, существенно влияющих на формирование доходности инвестиций и инвестиционных рисков. Оценка инвестиционной привлекательности отдельных регионов осуществляется при разработке инвестиционной стратегии компании.
Каждый инвестиционный проект имеет конкретную направленность и  с наибольшей эффективностью может  быть реализован в тех регионах, где для этого имеются наилучшие  условия. Поэтому важную роль в процессе обоснования стратегии инвестиционной деятельности компаний и фирм играет оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательность регионов.
Оценка и прогнозирование  инвестиционной привлекательности  регионов должны быть непосредственно  увязаны с государственной региональной политикой. Целью этой политики является обеспечение эффективного развития регионов с учетом рационального  использования разнообразных экономических  возможностей каждого из них. В соответствии с этой целью, задачами государственной  политики регионального развития является реконструкция старых промышленных регионов; стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств тех регионов, которые имеют для этого наилучшие условия.
Определение инвестиционной привлекательности региона разбивается  на следующие основные этапы:
- определяется доля основных  фондов каждой отрасли, существующей  в рассматриваемом регионе, в  общероссийском объеме основных  фондов данной отрасли;
- исходя из объема капиталовложений  в данную отрасль по всей  России рассчитывается нормативная  величина капиталовложений в  данную отрасль данного региона  (произведение доли основных фондов  данной отрасли, приходящейся  на рассматриваемый регион, в  общероссийском объеме основных  фондов этой отрасли, на общероссийский  объем капиталовложений, осуществленных  в данную отрасль);
- суммированием нормативных  величин капиталовложений всех  отраслей, существующих в данном  регионе, рассчитывается нормативная  величина капиталовложений в  данный регион;
- суммированием реальных  величин капиталовложений всех  отраслей, существующих в данном  регионе, рассчитывается реальная  величина капиталовложений в  данный регион;
- осуществляется группировка  и сопоставление регионов по  величине реальных и нормативных  капиталовложений.
Во многих методиках интегральная оценка инвестиционной привлекательности  определяется сравнением эффективности  вложений. В этом случае позиция  России близка позициям Ирака, Нигерии, Венесуэлы. К этой же группе можно  отнести и тех, кто предлагает определять инвестиционную привлекательность  через уровень прибыли от вложения капиталов или через мультипликаторы  макроэкономических процессов. Такой  подход отличается узкой сферой применения, поскольку для получения адекватных результатов требуется, чтобы инвестиции осуществлялись только в виде финансовых вложений и с одинаковой степенью риска. Поскольку инвестиции в регион должны носить преимущественно реальный характер, то применение такого подхода  представляется невозможным.
Очень необычной представляется методика оценки инвестиционной привлекательности  регионов, основанная на инвестиционном имидже регионов. Здесь предлагается создание желаемого уровня привлекательности  путем творческого подхода, взятого, прежде всего, из психологии. Для этих целей рекомендуется использовать опыт известных имиджмейкеров. Такой  подход базируется только на социально-психологическом  восприятии инвестора. Однако инвестора, прежде всего, интересует результат  вложений, а не «престижность» объекта  инвестирования. Учитывая это, использование  данного подхода для оценки инвестиционной привлекательности считается невозможным; его применение возможно при управлении инвестиционной привлекательностью региона в целях создания желаемого мнения о региональном развитии. Однако даже это применение невозможно без мероприятий экономического характера.
1.2. Факторы инвестиционной привлекательности регионов.
Обобщая накопленный опыт, привлекая экспертов и пользуясь  собственным здравым смыслом, можно  выделить ряд факторов, оказывающих  наибольшее влияние на предпочтения инвесторов. Так, наиболее значимыми  для оценки инвестиционного потенциала региона оказались следующие  факторы:
- ресурсно-сырьевой (средневзвешенная  обеспеченность балансовыми запасами  основных видов природных ресурсов);
- производственный (совокупный  результат хозяйственной деятельности  населения в регионе);
- потребительский (совокупная покупательная способность населения региона);
- инфраструктурный (экономико-географическое  положение региона и его инфраструктурная обустроенность);
- интеллектуальный (образовательный  уровень населения);
- институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
- инновационный (уровень  внедрения достижений научно-технического  прогресса в регионе).
Логика рассуждений приводит также к необходимости оценки законодательных условий для  каждого региона и выделения  следующих инвестиционных рисков:
- экономический (тенденции в экономическом развитии региона);
- политический (поляризация  политических симпатий населения  по результатам последних парламентских  выборов);
- социальный (уровень социальной  напряженности);
экологический (уровень загрязнения  окружающей среды, включая радиационное);
- криминальный (уровень преступности  в регионе с учетом тяжести  преступлений).
1.3. Управление инвестиционной привлекательностью регионов.
Единственный параметр, который  можно изменить достаточно быстро - законодательство. Проблема только в  том, что, во-первых, это опять-таки разовое  изменение (бессмысленно было бы менять его постоянно), во-вторых, оно малоэффективно, поскольку в нашем обществе не сформирована правовая культура, то есть законы попросту не выполняются.
Таким образом, в рамках традиционного  подхода можно вести речь только об ограниченных единичных возможностях повышения инвестиционной привлекательности, но не о массовой технологии управления инвестиционной привлекательностью.
Что же, в таком случае, означает управление инвестиционной привлекательностью?
Традиционный подход не дает и не может дать ответа на этот вопрос: известно, что к экспертной оценке (т.е. к мнению практиков-специалистов) прибегают при отсутствии теории. Дело в том, что говорить об управлении инвестиционной привлекательностью можно  лишь тогда, когда существуют отчетливые представления о сущности инвестиционного  процесса. Только в этом случае можно  выделить те составляющие процесса, целенаправленное воздействие на которые и даст желаемый результат. Такие представления  существуют в виде базовой концепции "Сущность инвестиционного процесса" и концепции "Управление инвестициями в реальный сектор". Более того, на базе этих концепций разработан практический подход и начато осуществление  практических действий по управлению инвестициями в реальный сектор экономики.
Управление инвестициями и управление инвестиционной привлекательностью - две стороны одной медали. Разница  лишь в том, кто выступает инициатором: инвестор или управленец. Чтобы понять одно, нужно хорошо понимать другое. Поэтому вначале остановимся  на основных аспектах управления инвестициями. Главная мысль концепции "Управление инвестициями в реальный сектор" заключается в том, что целенаправленное точечное воздействие инвестора  на ключевые свойства объекта инвестиций позволяет этому инвестору получить глобальный контроль за надежностью и эффективностью собственных вложений.
На практике это означает следующее. Контроль за эффективностью вложений возможен только в том случае, если основная деятельность объекта прозрачна. Именно поэтому инвестор, прежде чем вкладывать большие средства в реструктуризацию объекта, предварительно инвестирует небольшие средства в создание свойства стратегичность деятельности, устанавливая тем самым контроль за созданием и реализацией стратегии. Создавая и отлаживая механизмы контроля за тем, чтобы финансовая политика была подчинена принятой стратегии деятельности, инвестор формирует еще одно ключевое свойство - целенаправленность распределения ресурсов, обеспечивая прозрачность финансовой деятельности и устанавливая тем самым необходимый контроль за надежностью вложений. Наконец, целенаправленно воздействуя на то, чтобы организационная структура соответствовала принятой стратегии деятельности и расстановка руководителей осуществлялась в соответствии с их управленческими способностями, инвестор повышает надежность системы управления, устанавливая тем самым достаточный контроль за надежностью вложений.
Таким образом, осуществляя  целевое инвестирование по формированию стратегичности деятельности, целенаправленности распределения ресурсов и надежности системы управления, инвестор берет в свои руки судьбу своих инвестиций, повышая тем самым инвестиционную привлекательность объекта не только для себя, но и для других инвесторов. Используя незначительные средства для изменения локальных свойств, он имеет возможность вложить сам или привлечь со стороны значительные средства для глобальной реструктуризации объекта.
Об управлении инвестиционной привлекательностью можно говорить тогда, когда те же самые ключевые свойства объекта создаются по инициативе управленца. На этапе формирования механизмов, обеспечивающих прозрачность деятельности, управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию  доступа инвестора, как к созданию этих механизмов, так и к участию  в контроле за их функционированием: чем шире доступ, тем выше инвестиционная привлекательность объекта для инвестора. Когда механизмы сформированы и отлажены, управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию включенности инвестора в принятие стратегических решений и формирование финансовой политики.
Следует отметить, что прозрачность деятельности - это не одно и то же, что прозрачность информации. Прозрачность деятельности предполагает возможность  в любой момент проверить достоверность  представляемой информации. Именно поэтому  прозрачная деятельность на порядок  привлекательнее прозрачной информации. Это особенно актуально при низкой правовой культуре. С одной стороны, при таком положении дел только от инвестора и его способностей зависит, сможет ли он вовремя отследить  появление негативных факторов, чтобы  вовремя вмешаться или уйти. С  другой стороны, необходимость обеспечивать прозрачность деятельности (а иначе  инвестор просто не придет: слишком  велик риск потерь) фактически и  будет формировать правовую культуру.
Управление в масштабах  региона - это, прежде всего, управление тенденциями. Речь идет о создании нормативной  базы, формировании структурных механизмов и запуске процессов, функционирование которых дает устойчивый результат  такого масштаба, который позволяет  говорить о наличии определенной тенденции. Регион станет привлекательным  для массового инвестора только тогда, когда сделает приоритетной задачей изменение таких ключевых свойств реального сектора экономики, как стратегичность деятельности, целенаправленность распределения ресурсов и надежность системы управления, и собственными действиями добьется того, что распространение  этих свойств по объектам реального  сектора станет устойчивой тенденцией.
Целенаправленное воздействие  региональных властей на условия, повышающие надежность и эффективность инвестиций, обеспечение прозрачности деятельности на всех уровнях, протекционизм по отношению  к эффективным инвесторам - все  это и будет тем самым управлением  инвестиционной привлекательностью реального  сектора экономики региона.
Предпочтения - категория  сугубо субъективная, зависящая от степени продвинутости инвестора. Так, например, выяснилось, что наиболее значимыми факторами инвестиционной привлекательности регионов для зарубежных инвесторов являются транспортно-географическое положение региона и позиция региональных властей, в то время как российские инвесторы делают ставку на ресурсный и экономический потенциал региона. В контексте нашего рассмотрения это означает, что на основе предпочтений невозможно создание единой технологии управления инвестиционной привлекательностью: то, что предпочтут одни инвесторы, не покажется привлекательным другим.
Объективные интересы вытекают из сущности инвестиционного процесса: любой инвестор, без всяких сомнений, заинтересован в надежности и  эффективности собственных вложений. Следовательно, технология управления инвестиционной привлекательностью, построенная  на учете этих объективных интересов, будет работать на любом уровне и  в любом месте. И дело не в том, чтобы только угодить инвесторам. Управление инвестиционной привлекательностью тождественно управлению развитием  региона, то есть помимо объективного интереса инвесторов, здесь явно присутствует объективный интерес общества.
Таким образом, совпадение интересов  общества с интересами инвесторов выводит  задачу управления инвестиционной привлекательностью из разряда частных в разряд общественно  значимых, а специфика текущего момента  делает ее не просто ключевой, но сверхприоритетной.
1.4. Привлечение инвестиций в регионы России.
В кризисный период наиболее остро внешние макроэкономические факторы повлияли на показатели привлечения  в субъекты РФ прямых иностранных инвестиций, отток которых был неминуем как в части планируемых инвестиционных проектов, так и в отношении уже действующих проектных соглашений. Но ряду регионов даже в такой сложнейшей ситуации удалось убедить иностранных инвесторов сохранить свое участие в реализуемых проектах, а также продемонстрировать уверенный инвестиционный потенциал на ближайшую перспективу. Об этом свидетельствует соответствующее исследование Международной Организации Кредиторов (WOC), основанное на региональных экономических показателях по итогам переломного 2009 года.
Если еще в начале прошлого десятилетия в числе субъектов  РФ, интересующих иностранных инвесторов, сложно было найти несырьевой регион, то за последние годы ситуация существенно изменилась. На условной инвестиционной карте России появился целый ряд регионов, в экономике которых преобладает производство с иностранным участием в капитале и при этом нередко даже отсутствуют какие-либо природные ресурсы. Особого внимания заслуживает так называемый калужский феномен. Руководство Калужской области за сравнительно небольшой период сумело реализовать сразу несколько крупных промышленных проектов на средства зарубежных инвесторов. В частности, именно с Калугой принято связывать приход в Россию таких всемирно известных машиностроительных брэндов как Volkswagen, Volvo, Peugeot, Citroen и Mitsubishi. Вслед за именитыми автоконцернами в Калужскую область также подтянулись иностранные производители различных сопутствующих компонентов машиностроения. Впрочем, автопромом дело далеко не ограничилось, и уже сегодня Калуга уверенно рапортует о первых результатах интеграции зарубежного капитала даже в объективно проблемный агропромышленный комплекс.
Если же говорить о сугубо сырьевых регионах, то наиболее положительные  показатели по иностранным инвестициям  в 2009 году продемонстрировал специализирующийся на добыче углеводородов Ненецкий автономный округ (НАО). И поскольку НАО также является и частью другого субъекта РФ – Архангельской области, то и показатели последней выглядят довольно уверенно по сравнению с другими регионами. Впрочем, руководство округа не ограничивается привлечением иностранных инвестиций только в нефтедобычу и довольно интенсивно работает над диверсификацией экономики региона. В качестве альтернативных направлений развития округа фигурируют энергетика, строительство и даже столь трудное в условиях Крайнего Севера сельское хозяйство.
Другой сырьевой регион, вышедший на лидирующие позиции по привлечению иностранных инвестиций, - Амурская область, традиционно специализирующийся на золотодобыче и лесной промышленности. Не смотря на очевидную сырьевую доминанту  в экономике данного субъекта РФ, территориальная близость Амурской области к Китаю делает вполне перспективной и отраслевую диверсификацию. Китайские партнеры активно выражают готовность финансировать не только собственно добычу леса, но и предприятия  по его глубокой переработке. И именно это направление является ключевым в процессе дальнейшего развития региона.
Таблица 1.
Доля прямых иностранных  инвестиций в объеме экономики регионов РФ в 2009 г.:
Субъект Федерации
Доля ПИИ в объеме экономики
1
Ненецкий авт.округ
13,03%
2
Сахалинская область
12,04%
3
Калужская область
11,97%
4
Амурская область
4,77%
5
Новгородская область
4,54%
6
Архангельская область
4,53%
7
Московская область
4,34%
8
Владимирская область
3,99%
9
Тульская область
3,29%
10
г. Санкт-Петербург
2,82%
11
Ленинградская область
2,74%
12
Республика Карелия
2,31%
13
Томская область
2,28%
14
Республика Коми
2,20%
15
г. Москва
2,19%
16
Тверская область
1,81%
17
Кировская область
1,76%
18
Рязанская область
1,70%
19
Иркутская область
1,61%
20
Республика Адыгея
1,37%

 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Инвестиционная  политика региона в Новосибирской области.  
 
2.1. Инвестиционная политика на региональном уровне.
Изучая инвестиционный процесс  в регионе можно отметить его  сложность и существенное отличие  от инвестиционного процесса на государственном. На региональном уровне имеются свои отличительные особенности. Связаны они как с масштабами деятельности, особенностями хозяйствующих субъектов, их производственно-хозяйственных и социальных взаимосвязей. Анализ инвестиционного процесса на региональном уровне в целом является весьма трудоемкой задачей, в связи со значительным количеством субъектов инвестиционной деятельности, многообразием преследуемых ими целей.
Выбор объектов вложения капитала, как известно, может быть обусловлен множеством факторов и для каждой конкретной организации он в некоторой  степени уникален. Хотя некоторые  закономерности направлений инвестирования по различным секторам экономики  прослеживаются достаточно четко.
В настоящее время, органы государственного управления субъектов  РФ осуществляют прямое финансирование инвестиционной деятельности по следующим  основным направлениям: а) финансирование капитальных вложений органов государственного управления для осуществления и  поддержания своей деятельности, б) целевое финансирование инвестиционных программ коммерческого сектора  экономики на возвратной и безвозвратной  основе (субсидии, дотации и т.п.), в) целевое финансирование некоммерческого  сектора экономики в соответствии с региональными программами  развития.
Таким образом, государственные  органы осуществляют целевое финансирование как производственной, так и непроизводственной сферы. На региональном уровне целевое  финансирование находит место как в федеральных, так и в региональных программах.
Наиболее известными федеральными программами, реализуемые на территории Новосибирской области являются: “Дети России”, “Онкология”, “Сохранение  и развитие культуры и искусства”, “Социальная поддержка инвалидов”, “Молодежь России”,“Дороги России”, “Жилище”, “Топливо и энергия”.
Предприятия коммерческого  сектора экономики, также как  и некоммерческого находятся  сейчас в очень тяжелом финансово-экономическом  положении. У многих не хватает средств  не только для расширенного, но и  даже для простого воспроизводства  основных фондов. Во многом этим определяется инвестиционная стратегия большинства  из них. Таким образом, направления  инвестирования ориентированы не на количественное увеличение основных фондов, а по возможности на их качественное перевооружение, даже с получением такого результата как суженное воспроизводство в стоимостном выражении.
2.2.Тенденции и  динамика развития инвестиционного  комплекса в Новосибирской области.
На сегодняшний день Новосибирская  область имеет определенную потребность  в усилении и укреплении позитивной динамики экономического роста и  завоевании статуса одного из наиболее динамично развивающихся и прогрессивных  регионов России. Одним из основных фактором развития экономики региона  является его инвестиционный климат, определяющий интенсивность и эффективность  капиталовложений со стороны отечественных  и иностранных инвесторов.
По данным Всемирного банка, который определяет инвестиционный климат как «набор факторов, характерных  для данной страны и определяющих возможности и стимулы фирм к  активизации и расширению масштабов  деятельности путем осуществления  продуктивных инвестиций, созданию рабочих  мест, активному участию в глобальной конкуренции», основными факторами, негативно влияющими на инвестиционный климат, являются:
- политическая неопределенность (28 %);
- макроэкономическая нестабильность (23 %);
- налоги (19 %);
- правовое регулирование  (10 %);
- коррупция (10 %).
Для определения инвестиционной привлекательности регионов традиционно  оцениваются: инвестиционный потенциал, инвестиционный риск и инвестиционное законодательство.
В привлечении иностранного капитала на территорию НСО наблюдается  определенная положительная динамика. Так, по данным Новосибирскстата, в 2006 году в сектор нефинансовых предприятий Новосибирской области поступили инвестиции из 19 стран в размере 80,7 млн. долларов США (с учетом рублевых поступлений, пересчитанных в доллары США), что на 12,5% превысило уровень 2005 года.
Анализ динамики деятельности предприятий с иностранным капиталом  на территории Новосибирской области (НСО) позволяет выделить определенные инвестиционные потоки, определяющиеся отраслевой принадлежностью предприятий. Большая часть средств, поступивших  из-за рубежа в форме иностранных  инвестиций, была использована организациями, осуществляющими деятельность в  сфере оптовой и розничной  торговли (45,3%), добычи полезных ископаемых (29,8%), строительства (20,9%).
Новосибирская область в  целом уступает большинству сибирских  регионов по объемам и разнообразию природных ресурсов. Не смотря на это, даже ограниченность запасов нефти  и угля по сравнению с другими  сибирскими регионами, позволяет организовать здесь производство с выходом  не только на внутрирегиональный, но и на внешний рынок.
Можно выделить ряд преимуществ  НСО для дальнейшего экономического развития:
- выгодное экономико-географическое  положение НСО определяет возможности  создания здесь крупнейшего в  России логистического центра и мультимодального транспортного узла;
- наличие уникального  научно-образовательного комплекса  дает возможность использования  его разработок на предприятиях  области с ориентацией на развитие  высокотехнологичной наукоемкой  продукции (в том числе - на  основе конверсии предприятий  ВПК), а также для функционирования  здесь третьего по масштабам  в России центра подготовки  и переподготовки специалистов  в различных областях знаний;
- реализация предпосылок  для превращения Новосибирска  в межрегиональный финансово-деловой  центр Сибирского федерального  округа;
- интенсификация сельскохозяйственного  производства с ориентацией на  углубленную переработку сельскохозяйственной  продукции и организация новой  системы экономических отношений  «Новосибирск - сельские районы области».
Степень инвестиционного  риска региона определяется степенью согласованности нормативных документов на региональным и федеральном уровнях, а также вероятностью введения изменений  в законодательство, ухудшающих условия  функционирования иностранных инвесторов (законодательный риск), поляризацией политических предпочтений населения (политический риск), тенденциями в  экономическом развитии региона (экономический  риск), способностью региональной экономики  собрать достаточную сумму в иностранной валюте для погашения процентов и основной суммы иностранной задолженности (финансовый риск), уровнем социальной напряженности (социальный риск), уровнем преступности в регионе с учетом тяжести преступлений (криминальный риск), уровнем загрязнения окружающей среды (экологический риск).
Определенно положительным  моментом в улучшении инвестиционного  климата Новосибирской области  является снижение инвестиционного  риска региона, который в прошлые  годы оценивался достаточно высоко (см. табл. 2).
Таблица 2
Инвестиционный риск Новосибирской  области*
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.