На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Становление культуры украинского народа. Украинское казачество

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 07.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
ДОМОДЕДОВКИЙ  ФИЛИАЛ
негосударственного  образовательного учреждения
высшего профессионального  образования
«РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»
 
 
 

 
 
 
 
Доклад
 
по дисциплине «Поликультурное образование»
на тему: «Становление культуры украинского народа. Украинское казачество»
 
 
 
 
 
 
Выполнила:
студентка 1 курса 2 семестра
заочной формы обучения
факультета психологии и  педагогики
группы № ПЗ-11
Шеенкова Н.Е.

 
 
Руководитель:
ст.преп.Падюкова Е.В.
 
_________________

 
 
 
 
2012 год 

Становление культуры украинского народа .Украинское казачество
 
Украинцы —  восточнославянский народ, родственный русским, белорусам и русинам. В России украинцы третий по численности народ после русских и татар.
На территории Российской Федерации проживают 2,9 млн украинцев.
Формирование народа
Украинский народ (вместе с русским, белорусским и  русинским народами) восходит к древнерусской  народности. Центром формирования украинского  народабыло Среднее Поднепровье. Определенную роль в этногенезе украинцев сыграли поляки, литовцы, молдаване и крымские татары.
 
История этнонима
Этноним «украинцы» — довольно поздний,окончательно закрепился только в начале XX в. Ранее единого самоназвания не существовало, часть украинцев называли себя козаками, русскими, руськими.В России украинцев часто именовали черкасами, малороссами. Современный этноним происходит от названия южной и юго-западной частей древнерусских земель —«Украина» (край, страна), на которых сегодня располагается государство Украина.
 
Язык —
Говорят украинцы на украинском языке (восточнославянская подгруппа славянской группы индоевропейской  языковой семьи). Письменность на основе кириллицы, продолжающая древнерусскую; собственно украинская—с XIX в., на основе русского гражданского шрифта. Литературный язык—на основе поднепровского и восточно-полтавского наречий. Большинство украинцев России (2 млн 936 тыс. чел.из 2 млн 943 тыс.чел.) говорят на русском.
 
Расселение
Украинцы проживают  во всех субъектах Российской Федерации. Больше всего украинцев на момент переписи 2002 г. находилось в Москве (253,6 тыс. чел.) и Московской области (147,8 тыс.). Много украинцев в Краснодарском  крае (131,7 тыс.чел.), Ханты:Мансийском автономном округе (123,2 тыс. чел.), Ростовской области (118,4 тыс. чел.) и Приморском крае (94 тыс. чел).
В результате длительных миграционных и этнокультурных процессов  в России сложилось множество  районов проживания смешанного русско-украинского населения со смешанным языком и существенным
влиянием украинских обычаев на весь жизненный уклад. Представители данных локальных  общностей могут называть себя как  русскими, так и украинцами, что  затрудняет точный учет украинцев.Большинство назвавшихся украинцами в России — городские жители (2 251 тыс.чел.)
 
 



 
Материальная культура. Быт и обычаи украинского народа
 В эпоху  феодализма материальная культура, быт и обычаи имели ярко  выраженный классовый характер: имущественное неравенство, разделение  общества на эксплуататоров-феодалов  и эксплуатированных — крестьян, мещан и казаков обусловливали  глубокое отличие в укладе  их жизни.
 Крестьяне,  мещане и казаки строили свои  жилища из дерева, соломы, камыша, глины. В хатах были кирпичные печи, в углу, как правило, деревянный стол, скамьи вдоль стен, нары (для сна) из нескольких досок, полка, где хранились деревянные ложки, глиняные миски, горшки и другая посуда, сундуки для одежды. Воду для питья держали в кадках или ведрах. Купались и стирали белье в деревянных корытах.
 Во дворах  возле хаты сооружались хозяйственные  постройки: хлев для скота и  лошадей с плетенными из лозы  или деревянными яслями для  их кормления, хлев для свиней, овец, клуни для хранения сена  и соломы, амбары для зерна,  земляные погреба, где сохранялись  овощи, колодцы, откуда при  помощи «журавля» брали воду.
 Жилища и  хозяйственные строения феодалов  нередко строились из камня,  они были просторные, с дорогой  мебелью и утварью, а хозяйственные  постройки рассчитывались на  большое количество скота и  лошадей, пожитков, зерна, продуктов  питания, одежды.
 Крестьяне,  мещане и казаки обрабатывали  землю плугами с железными  лемехами и череслами, ралами, сохами, деревянными боронами. Для сенокоса использовались железные серпы и косы с деревянными грабками.
 Кузницы были  своеобразными заведениями, где  изготовлялись железные орудия  труда; они оборудовались горном  для сжигания угля и воздуходувными  мехами, а орудиями труда кузнецов  служили наковальня, молот, молоток,  щипцы, зубила, тиски и т. п.  Во многих хозяйствах крестьян, мещан и казаков были свои  прялки и ткацкие станки, на  которых работали преимущественно  женщины. Ткут лен и шерсть, делают из них полотно и  ткани для ежедневного употребления».  Орудиями труда столяров были  топоры, пилы, сверла, долота, молотки,  стамески и др.
 Происходили  изменения в средствах передвижения. Для перевозки тяжелых грузов (например, соли) на далекие расстояния  изготовлялись крепкие деревянные  возы — Мажи. А для ежедневных  выездов крестьяне и городские  жители использовали более легкие  возы, тарантасы, двуколки. Зимой  выезжали на грузовых санях  и легких санях - козырьках.  На реках плавали на лодках, выдолбленных из дерева. Феодалы  пользовались роскошными каретами, рыдванами и колясками. Ездили также на оседланных лошадях, особенно когда дороги не позволяли выезд колесным транспортом.
 Для защиты от врагов применялось различное огнестрельное (пушки, ружья, пистоли) и холодное (копья, сабли, кинжалы, молоты) оружие. Нередко крестьяне выходили на бой с врагами с косами и колами. Казачество было лучше вооружено и обучено владеть оружием.
 Довольно  разнообразными были в то время  одежда и обувь. Крестьяне носили  полотняные рубахи и штаны,  сермяги, кожухи, кобеняки из грубого сукна, сапоги или лапти, иногда из коры деревьев. Одежда господ была богаче и шилась из тонкого сукна, меха, шелка, а обувь — из хромовой кожи, сафьяна.
В повседневной и праздничной трапезе широко используются хлеб, пироги, вареники, галушки, блины, пампушки, орешки, лапша, каши, борщ, жидкий кулеш, заправленный салом, овощные  супы, голубцы, колбасы, вареное и  тушеное мясо, холодец, молоко и молочные продукты, компоты, кисели, квас и др. Широко практикуется и заготовка  овощей и фруктов на зиму: соление  капусты, огурцов, помидоров, сушение  фруктов и ягод, а также маринование, пастеризование, консервирование овощей, фруктов, мяса. У бедняков преобладала растительная пища — капуста, лук, огурцы, тыква, свекла, ягоды, яблоки и т. п. В народной кухне готовились мясные и рыбные супы, галушки, ржаная саламата, компоты, пшенная и гречневая каши, лапша, кисель, окрошка. Однако обездоленным беднякам приходилось часто недоедать и даже голодать, ибо феодалы оббирали их. В то же время богачи употребляли различные мясные и рыбные блюда, жареных кур, гусей, уток, индеек, свиное и баранье мясо.
 Народные  массы страдали от многочисленных  болезней и эпидемий, приносивших  им много горя. Лечили болезни  средствами народной медицины  — травами, прогреванием на  горячей печи, растиранием пораженных  частей тела. На какую-то медицинскую  помощь могли рассчитывать лишь  феодалы, поскольку образованных  врачей было в то время мало.
 Издавна на  Украине существовали обряды, которые  сопровождали рождение ребенка,  брак и свадьбу, похороны умерших. Особенно интересными были свадебные обряды: сватанье, венчание, свадебные игры. Свадьбы длились иногда по несколько дней. Браки феодалов больше заключались по материальному расчету, и они не соблюдали народных обычаев свадьбы. В Запорожской Сечи устанавливался обряд принятия новичков в казаки: куренной атаман испытывал сообразительность и ум, умение владеть оружием.
 Соответственно  народному календарю украинцы  праздновали или отмечали циклы  сельскохозяйственных работ: весеннюю  пахоту, уборку хлеба (обжинки), завершение  полевых работ, начало зимы. В  крестьянском быту важное место  занимали развлечения: вечерницы,  посиделки, игрища на улице,  Относительно неплохо сохранились  ритуалы, связанные с наиболее  крупными календарными и христианскими  праздниками: колядовать под Рождество  (на Новый год),ходить в гости  на вареники и блины в Масленицу,  расписывать яйца с помощью  горячего воска (писанки) на Пасху, украшать жилище травой и зелеными ветками на Троицу.Гораздо лучше сохранился богатый украинский фольклор. Произошло это не в последнюю очередь потому, что фольклор украинских переселенцев органично влился в устное творчество народов (казаков, русских),с которыми они соседствовали. Среди народа существовало немало поверий и предрассудков, веры в сверхъестественные силы — демонов, русалок, домовых.
 
Просвещение и научные  знания
 Издавна на  Украине существовало домашнее (семейное, родительское) обучение и воспитание  детей. Детям передавались трудовой  опыт и жизненная мудрость, красота  родного языка, стремление к  воле и братству. Люди стихийно  стремились овладеть научными  знаниями, опираясь на многовековой  опыт поколений. Это стихийное  народное образование и накопленные  знания стали основой и начальным  этапом познания жизни, наук, способствовали  возникновению школ грамоты в далекие времена средневековья. Развивался украинский язык, который играл значительную роль в развитии просвещения и научных знаний, духовном прогрессе на Украине.
 
Украинское казачество
Возникновение казачества, его занятия и военное  искусство
 Усиление  феодального гнета на Киевщине, Черниговщине, Волыни, Подолии, Переяславщине, в Галичине вынуждало крестьян и мещан убегать из барских имений в степи южной Украины. Беглецы называли себя казаками, то есть свободными людьми. Первые упоминания о казаках содержат письменные источники конца XV—начала XVI в.
 Обживая земли  на Нижнем Поднепровье, казаки занимались там земледелием, скотоводством, ремеслами и промыслами, "торговали продуктами своего труда, основывали хутора и села. Между казаками с самого начала их существования не было равенства. Они делились на бедноту (сероту, голоту) и богачей (старшин, зажиточных людей), которые переселялись на новые земли, закладывали хозяйства, эксплуатировали бедноту. Однако на казачьей земле не существовало обременительного феодального угнетения и крепостного права. Это привлекало к казакам все новые и новые массы беглецов из угнетенных крестьян и мещан. Значительная часть казачества сосредоточилась в южных степях за порогами Днепра. Эта большая территория Украины получила название Запорожье. Днепром и его многими притоками казаки пользовались для связи с Киевом и всей Украиной.
 На юг Украины  прибывали переселенцы из России, Белоруссии, Польши, Литвы и Молдавии. Это способствовало хозяйственному  освоению южных украинских земель  и защите их от вражеских  вторжений. Казачьи вооруженные  силы формировались из беглецов. Их жизнь была нелёгкой, полной  тревог и опасностей. По свидетельству современника, казаки были «хорошо закалены, легко переносили зной и холод, жажду и голод, неутомимы в битвах, отважны, смелы, или, скорее, отчаянны, собственной жизнью не дорожили». Они умело оборонялись от врагов, искусно стреляли из ружей и пушек, на челнах-чайках воевали на море.
 Одновременно  с украинским казачеством возникло  и русское казачество на Дону. Украинские и русские казаки  издавна поддерживали тесные  связи и дружбу между собой.  Они сообща боролись против  феодалов, вместе защищали свои  земли от нашествий иноземных  захватчиков. Донские казаки в  1632 г. заявили царскому посланцу: «У нас, у донских казаков,  с запорожскими черкасами (казаками) заключен договор: если ждать откуда-то приходу разных воинских людей на Дон или Запороги, и запорожским черкасам на Дону нам, казакам, помогать, а нам, донским казакам, помогать запорожским черкасам».
 
Запорожская Сечь
 Нижнее течение  Днепра между его притоками  Самарой и Конкой издавна пересекали  каменные скалы-пороги: Кодакский, Сурский, Ненасытец, Вольный, Лоханский, Звонецкий, Вовнижский, Будило и другие. Дальше на юг в могучий Днепр впадали многие речки, в долинах и устьях которых раскинулись богатые луга и плавни. На Днепре образовалось много больших и малых островов. На них казаки и сооружали, небольшие укрепления — городки или сечи (из рубленных деревянных бревен). Такие же укрепления они строили и вдоль притоков Днепра — в местах, где занимались промыслами (охотой, рыболовством), земледелием и скотоводством. Но разрозненные городки-сечи не могли сдержать вражеские нашествия — натиск литовских и польских феодалов с севера, турецких и татарских с юга.
 Где-то в  30-40-х годах XVI в. казаки объединили  свои силы и создали могущественную  по тому времени крепость —  Запорожскую Сечь, которая сперва стояла на днепровском острове Томаковка, а потом — на острове Базавлук (Чертомлык) вблизи нынешнего села Капулевка Днепропетровской области. Австрийский посол Эрих Лясота в дневнике от 9 июня 1594 г. записал: «Прибыли на остров, называемый Базавлук, лежащий вблизи одного из днепровских рукавов — Чертомлыка... Тут была тогда казачья Сечь». О доблести запорожских казаков уже тогда знали далеко за пределами Украины. Потому и не удивительно, что в Сечь прибыл посол от императора Австрии, чтобы попросить казаков выступить против султанской Турции.
 Запорожская Сечь имела своеобразную военно-административную организацию, которая корнями своими уходила к вековым традициям Киевской Руси. Вокруг Сечи казаки выкапывали глубокие рвы и насыпали земляные валы. На этих довольно высоких сооружениях устанавливались пушки, строились оборонительные башни с бойницами. Там постоянно дежурили вооруженные казаки. В центре крепости находилась просторная площадь, где проходили военные советы и решались все вопросы казачьей жизни. Площадь окружали казачьи жилища — курени, построенные из лозы или деревянных бревен и крытые камышом, канцелярия, пушечные мастерские, церковь, дома старшины. Казацкое войско (Кош, или сечевое товарищество), насчитывавшее несколько тысяч вооруженных воинов, делилось на войсковые единицы — курени, возглавляемые выборными атаманами. На общих военных советах (радах) казаки избирали старшину — кошевого атамана, писаря (веда
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.