На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Коррупция

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Оглавление
 
 
      Стр.
Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Коррупция  как социально-историческое явление
1.1. Понятие коррупции………………………………………………………………………..5
2.1. Виды и формы проявления коррупции………………………………………………...8
Глава 2. Коррупция в государственной системе Российской Федерации
с 1991 г. по настоящее время
2.1. Коррупция  в Российской Федерации.………………………………………………….12
2.2. Проблемы борьбы с коррупцией в органах власти.....................................................15
Глава 3. Предупреждение коррупции в аппарате государственного управления:
опыт  зарубежных стран и российские перспективы
3.1 Антикоррупционная  политика в зарубежных странах  и РФ………………………..18
3.2. Механизмы  предупреждения коррупции в Российской Федерации………………24
Заключение…………………………………………………………………………………….32
Список  использованной литературы……………………………………………………….34
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Вот уже второе десятилетие  в нашем государстве происходят реформы, призванные улучшить экономическое благосостояние граждан и страны в целом, вывести Российскую Федерацию на уровень ведущих держав мира, обеспечить стабильность и процветание. Однако, несмотря на достаточное количество людских ресурсов и беспрецедентное количество природных богатств, цели эти остаются недостижимыми. Разница в доходах социально незащищённых слоёв, к которым, как это ни печально, относятся те, кого прежде всего должен защищать социум – учителя, врачи и т.п. – и тех, кто связал свою деятельность с более выгодными, зачастую противозаконными видами деятельности, ужасающе велика, и тенденций к ее сокращению не наблюдается.
Причин, по которым  богатейшее государство мира оказывается  далеко не на первых местах по среднему уровню жизни населения, безусловно, немало, но одной из самых важных представляется несовершенство аппарата управления. Не только структурное, формальное, но и – что гораздо важнее – содержательное, касающееся каждого элемента системы. Это несовершенство иначе называется испорченностью или «коррупцией». Определений данного понятия чрезвычайно много, но все они сходятся на противозаконном корыстном использовании служебного положения.
Коррупция сопровождает гражданина Российской Федерации повсюду: чтобы  устроить ребёнка в детский сад, нередко приходится выплачивать так называемые «добровольные» пожертвования. Нежелание многих юношей призывного возраста вступать в ряды вооруженных сил приводит их родителей к необходимости давать взятку работнику комиссариата… Чем выше уровень чиновника, тем больше у него возможностей для извлечения выгоды из своего положения, тем больше механизмов незаконного обогащения за счёт – в конечном итоге – простых налогоплательщиков и государства в целом. В результате бюджет недополучает огромные средства, которые могли бы пойти на развитие экономики, социального сектора, науки… Ситуация несколько сглаживается дивидендами от торговли природными ресурсами, прежде всего, нефтью, но не нужно быть пророком, чтобы утверждать: так продолжаться бесконечно не может.
Данная работа посвящена анализу предупреждения коррупции в аппарате государственного управления. Следует сразу оговориться, что специфика коррупции как системы требует комплексного рассмотрения ее частных проявлений, поэтому ограничиться только аппаратом госуправления не представляется возможным. Это зло поражает все ткани общественного организма, потому и искомое лекарство должно воздействовать комплексно, на всех уровнях.
К рассмотрению проблемы обращались и обращаются ученые самых разных специальностей: философы, социологи, криминалисты, юристы, однако назвать ее изученной нельзя, поскольку, как видно в настоящий момент, решения не найдены. В то же время нельзя не рассматривать варианты мер, предлагаемых различными авторами.
Цель нашего исследования – проанализировать явление  коррупции и методы его предупреждения в зарубежных странах и в Российской федерации. Задачи, поставленные нами таковы:
* рассмотреть  коррупцию как социально-историческое  явление, найти наиболее точное  определение, выявить основные  формы и виды коррупции;
* проанализировать  генезис и формирование коррупции в Российской Федерации с момента ее становления как самостоятельного независимого государства, выявить основные проблемы борьбы с противозаконным использованием служебного положения;
* рассмотреть опыт предупреждения коррупции в зарубежных странах и РФ;
* сделать выводы  о наиболее действенных мерах  предупреждения коррупции и перспективах  их применения в нашей стране.
Структура курсовой работы соответствует поставленной цели и задачам.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Коррупция как социально-историческое явление
 
1.1 Понятие  коррупции 
 
Как у всякого  сложного социального явления, у  коррупции не существует единственного канонического определения, что обусловливает многообразие подходов к ее исследованию. Исторически первые определения коррупции относятся к области права. С юридической точки зрения коррупцией является то, что называется таковой в уголовном кодексе той или иной страны или что запрещают кодексы профессиональной этики. Преимущество этого подхода состоит в четкости и определенности. Зафиксированные в законе разрешения и запреты определяют поведенческие ориентиры как для общества в целом, так и для отдельного индивида (гражданина и государственного служащего), компенсируя таким образом отсутствие индивидуальной или коллективной этики1.
Однако юридическое определение не содержит в себе этических принципов (строгое разграничение частных и общественных интересов, гласность при принятии решений и т.д.), лежащих в основе демократически правовой политической и административной систем. Нарушение служащим своего служебного долга означает отрицание этих принципов.
Этимологически  термин "коррупция" происходит от лат. "corruptio", означающего "порча, подкуп". Эти два слова определяют понятие коррупции.
Так, в Юридической  энциклопедии термин коррупция определяется как "преступная деятельность в сфере политики или государственного управления, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения"2.
В Справочном документе  ООН о международной борьбе с коррупцией указывается, что "коррупция - это злоупотребление государственной властью для получения выгод в личных целях".
Аналогичное определение  коррупции содержится в отчете Всемирного банка, посвященном роли государства в современном мире: коррупция - это "злоупотребление государственной властью ради личной выгоды"3.
Такое понимание  коррупции существует и в современной  криминологии. Например, А.И. Долгова определяет коррупцию как "социальное явление, характеризующееся подкупом - продажностью государственных или иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо в узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей"4.
Н.Ф. Кузнецова  определяет коррупцию как "общественно опасное явление, выражающееся в подкупе служащих государственного аппарата и негосударственных структур"5. Однако существует и представляется правильным более широкое понимание коррупции как социального явления, не сводящегося только к подкупу, взяточничеству.
Наиболее глубоко  и всесторонне понятие коррупции  разрабатывалось учеными США. Американские исследователи проблемы коррупции  определяют это явление как уклонение политических деятелей, сотрудников госаппарата, бизнесменов и других лиц от выполнения ими своих официальных обязанностей и государственных функций ради личных, семейных или групповых интересов в целях обогащения и повышения своего социального статуса6.
Юридический энциклопедический  словарь Дж. Бэллентайна слово "коррумпированный" толкует, как "извращающий назначение органов государства в целях извлечения личной выгоды, препятствующий процессу отправления правосудия". Другой авторитетный юридический словарь Г. Блэка определяет коррупцию как:
- деяние, совершаемое  с намерением предоставить некое преимущество, несовместимое с официальными обязанностями должностного лица и правами других лиц;
- деяние должностного  лица, которое незаконно и неправомерно  использует свое положение или статус для извлечения какого-либо преимущества для себя или другого лица в целях, противоположных обязанностям и правам других лиц.
Известные американские исследователи проблемы коррупции  М. Джонстон и Дж. С. Наем определяют ее, как "...поведение, отклоняющееся  от того, которое предписано должностному лицу имеющимися правилами, и обусловленное желанием получить материальные или статусные преимущества для себя, своей семьи или связанной с собой узкой группы лиц, а также нарушающие ограничения на вмешательство по личным мотивам в отправление должностных функций"7.
М. Джонстон видит  привлекательность этого определения  в относительной точности содержащихся в нем критериев, подчеркивая, однако, что упоминаемые в нем "имеющиеся правила" могут быть расплывчатыми или противоречивыми и меняться во времени. Кроме того, изменение "правил" может означать не фундаментальный пересмотр политики по отношению к коррупции, а, например, стремление ее легитимизировать.
Так, экс-президент  Филиппин Ф. Маркос изменил некоторые  статьи Конституции, чтобы легализовать организованное им разграбление национального богатства страны. Поэтому, как справедливо отмечает М. Джонстон, "коррупция может не совпадать с тем, как она трактуется согласно букве закона, и, напротив, некоторые формально незаконные действия могут иметь определенные моральные оправдания".
Подобного взгляда  на коррупцию придерживаются многие казахстанские и российские криминалисты и криминологи. Вот несколько характерных определений. "Коррупция - ... социальное явление, заключающееся в корыстном использовании должностным лицом органов государственной власти и управления своего служебного положения для личного обогащения"8.
Г.А. Сатаров, М.И. Левин и М.Л. Цирик характеризуют  коррупцию, как "злоупотребление служебным положением в корыстных целях"9.
"... Коррупция  ... - незаконное использование государственной должности для извлечения личных выгод. Термин "незаконное" означает, что существуют законы (положения), регулирующие поведение лиц, занимающих государственные должности"10.
Яркую характеристику коррупции дает ученый-адвокат А.И. Кирпичников: "Коррупция - это коррозия власти. Как ржавчина разъедает металл, так коррупция разрушает государственный аппарат и разъедает нравственные устои общества. Уровень коррупции - своеобразный термометр общества, показатель его нравственного состояния и способности государственного аппарата решать задачи не в собственных интересах, а в интересах общества. Подобно тому, как для металла коррозийная усталость означает понижение предела его выносливости, так для общества усталость от коррупции означает понижение его сопротивляемости"11.
Наиболее емкое, на наш взгляд, понятие коррупции  дает Б.В. Волженкин: "Коррупция - это социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах"12.
Одно из самых  кратких и точных определений  коррупции предложил Ю. Сентура – злоупотребление публичной властью ради частной выгоды.
Проанализировав все вышеперечисленные определения  коррупции, автор приходит к мнению, что в целом коррупции присущи  следующие признаки:
1)это, прежде всего, социальное явление, не имеющее точного юридического определения; в конечном счете оно приводит к разложению всего гражданского общества и государства, когда коррупционные деяния становятся повседневной нормой жизни общества;
2) имеется определенный круг субъектов данного правонарушения (это, прежде всего, государственные служащие, лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, а также лица, уполномоченные на выполнение управленческих функций в частном секторе);
3) использование  указанными субъектами (путем действия  или бездействия) своего служебного  положения, своего правового статуса  и авторитета занимаемой должности (причем авторитета не своего собственного как гражданина, а именно авторитета должности) вопреки интересам службы (т.е. государственной службы и службы в организациях частного сектора) и установленным нормам права и морали;
4) деятельность вышеназванных субъектов как в целях личного обогащения, так и в интересах других лиц либо корпоративных интересах.
Таким образом, коррупция - это социальное явление, заключающееся в разложении общества и государства, когда государственные  служащие, лица, уполномоченные на выполнение государственных и иных управленческих функций, в том числе и в частном секторе, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности вопреки интересам службы и установленным нормам права и морали в целях личного обогащения или в групповых интересах.
Что касается коррупции  в органах власти, то, по нашему мнению, ее можно определить как - социальное явление, заключающееся в разложении органов власти, когда государственные служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности вопреки интересам службы и существующим нормам права и морали в целях личного обогащения или в групповых интересах.
 
1.2. Виды и формы проявления коррупции
 
В одном из международных  документов, направленных на борьбу с  коррупцией, а именно в Межамериканской  конвенции против коррупции, подписанной  государствами-участниками Организации  американских государств 29 марта 1996 г. в столице Венесуэлы г. Каракасе, названы следующие "случаи коррупции":
- вымогательство  или получение прямо или косвенно  правительственным чиновником или лицом, которое выполняет государственные обязанности, любого предмета, имеющего денежную стоимость, или иной выгоды в виде подарка, услуги, обещания или преимущества для себя или иного физического или юридического лица в обмен на любое действие или несовершение действия при исполнении им своих государственных обязанностей, а также предложение или предоставление таких предметов или выгод указанным лицам;
- любое действие  или несовершение действия при  исполнении своих обязанностей  правительственным чиновником или  лицом, выполняющим государственные  обязанности, в целях незаконного  получения выгоды для себя  или третьего лица;
- мошенническое  использование или сокрытие имущества,  полученного в результате совершения указанных действий;
- ненадлежащее  использование правительственным  чиновником или лицом, исполняющим государственные обязанности, для своей выгоды или выгоды третьего лица любого имущества, принадлежащего государству, компании или учреждению, в которых государство имеет имущественную долю, если чиновник или лицо, исполняющее государственные обязанности, имеет доступ к этому имуществу вследствие или в процессе исполнения своих обязанностей;
- ненадлежащее  использование правительственным  чиновником или лицом, исполняющим государственные обязанности, для своей выгоды или выгоды третьего лица любого рода секретной или конфиденциальной информации, которую этот чиновник или лицо, выполняющее государственные обязанности, получили вследствие или в процессе выполнения ими своих обязанностей;
- переадресование  правительственным чиновником независимому  учреждению или частному лицу  в целях, не связанных с теми, для которых они были предназначены, для своей выгоды или выгоды третьего лица, любого принадлежащего государству движимого или недвижимого имущества, денежных средств или ценных бумаг, которые такой чиновник получил вследствие своего служебного положения в целях распоряжения, хранения или по другой причине».
Достаточно  распространенной формой коррупции  в США является «кикбэкинг». Его  схема проста: участники сговора  устно договариваются заключить  сделку по одним ценам, а официальное  соглашение подписывают по более  высоким. Часть разницы передается должностным лицам, которые разрешили сделку, то есть дается скрытая взятка.
Помимо таких  традиционных форм коррупции, как получение  взяток и злоупотребление служебным положением, на наш взгляд, дополнительно можно выделить следующие виды проявления коррупции:
· непосредственное участие должностных лиц и  государственных служащих, депутатов в коммерческой деятельности для извлечения личной или корпоративной прибыли;
· использование  служебного положения для "перекачки" государственных денежных средств в целях их "обналичивания" и похищения в коммерческие структуры;
· предоставление льгот для своей корпоративной  группы (политической, религиозной, национальной, клановой и т.п.) с отвлечением государственных ресурсов;
· использование служебного положения для воздействия на СМИ для получения личной и корпоративной выгоды;
· использование  должностными лицами и государственными служащими подставных лиц и родственников в коммерческих структурах в целях личного обогащения;
· использование служебного положения для манипулирования информацией (искажение, непредоставление, затягивание сроков выдачи и т.п.) в целях извлечения личной и корпоративной выгоды;
· лоббирование решений о принятии нормативных  актов в узкогрупповых интересах;
· предоставление государственных финансовых и материальных ресурсов в избирательные фонды отдельных претендентов13.
Отдельные проявления коррупции в каждом конкретном случае еще не являются неоспоримым доказательством  факта коррумпированности. Они становятся таковыми лишь в определенных комбинациях и при наличии так называемых внешних признаков коррупции (индикаторов).
Невозможно  предложить исчерпывающий перечень таких внешних признаков, однако целесообразно выделять как минимум две их группы: социально нейтральные индикаторы и необходимо присущие (или сигнальные).
Социально нейтральные  индикаторы относительно поведения  и деятельности должностного лица:
· приватные  длительные переговоры с предпринимателями-"просителями";
· необоснованное резкое изменение материального благосостояния;
· отсутствие свободного времени, отказ от очередного отпуска, присутствие на работе при болезнях;
· "подбрасывание" после работы домой транспортом  сторонних лиц;
· неожиданный  интерес к работе других служб  и ведомств, не входящих в непосредственную компетенцию чиновника (вмешательство в работу других служащих);
· открытая передача дорогостоящих подарков;
· неожиданная  смена точки зрения на рассматриваемый  вопрос;
· обособление, замкнутость;
· ведение так  называемой двойной жизни (на работе - простой, ничем не примечательный чиновник, а после работы – постоянный клиент дорогих ресторанов, увеселительных заведений и т.д.);
· побочная деятельность в определенной области (например, "консультирование" фирмы-просителя).
Необходимо  присущие или "сигнальные индикаторы ":
· режим наибольшего  благоприятствования при оформлении документов или рассмотрении проекта определенного заявителя, участника конкурса;
· неоднократная  победа в конкурсах одной и  той же организации либо предпринимателя;
· работа по различным проектам только с одной и той же организацией на протяжении продолжительного времени;
· заключение долгосрочных договоров аренды, поставок продукции  на заведомо невыгодных для государства  условиях;
· заключение договоров  без оговорки штрафных санкций и заведомое неприменение последних в случаях нарушений договорных обязательств;
· большое количество искажений в расчетах в пользу конкретной организации или лица при подготовке проектов предложений  для подрядов, составлении смет и  т.п.;
· отсутствие регистрационных штампов на письмах, поступающих от органов государственной власти;
· последующее  за проведением тендера снижение расчетных сумм по сравнению с  первоначально заявленными.
Коррупция имеет  не только скрытый, но и согласительный характер совершения. В большинстве случаев факты подкупа не влекут за собой жалоб, так как обе стороны получают выгоду от незаконной сделки. Даже вымогательство взятки не всегда будет обжаловано, поскольку люди в различных странах не питают доверия к процессу борьбы с коррупцией. И этому есть достаточно объективных и субъективных оснований. Коррупционные действия обычно совершаются в специфических видах государственной деятельности, где непрофессионалу разобраться достаточно трудно. Коррупция имеет высочайшую приспособительную способность. Она непрерывно видоизменяется и совершенствуется, а основная ее особенность - латентность. Поэтому нигде нет сколько-нибудь полных или хотя бы репрезентативных данных об этом явлении, еще меньше виновных лиц, предстающих перед уголовным судом, и лишь единицам из них, причем самой низшей категории, назначается реальное уголовное наказание.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Коррупция в государственной системе Российской Федерации с 1991 г. по настоящее время и проблемы борьбы с ней.
 
2.1. Коррупция в Российской Федерации.
 
С 1991 г. в России принято свыше 270 нормативных правовых актов, в которых использовался термин «коррупция». По признанию высшего должностного лица государства — Президента РФ, коррупция поразила все уровни государственного аппарата. В марте 1998 г. на парламентских слушаниях «Проблемы правового и организационного обеспечения борьбы с коррупцией» было отмечено, что особую тревогу вызывают преступления, связанные с коррупцией. Данные по коррупции перестали быть информацией для служебного пользования, они открыты и доступы общественности. Тем самым не только органы государственного управления, но и граждане могут оценить масштабы коррупции и их опасность для общества, государства и личности. Повсеместное распространение криминального лоббизма, корыстного сговора должностных лиц, инвестирование коммерческих структур за счет бюджета, необоснованная и убыточная для общества передача государственного имущества в управление коммерческим структурам, создание лжепредприятий, незаконные внешнеэкономические операции, совмещение государственной службы с участием в коммерческих организациях, неправомерное вмешательство в деятельность правоохранительных органов составляют главную угрозу существованию государства и общества14.
Особую тревогу  вызывает коррупциогенность законодательства. Общее пренебрежение к процедуре принятия законов позволяет принимать законодательные решения, за которыми стоят корыстные интересы. Возникла необходимость принятия закона о лоббизме и закона о процедуре принятия законов. Коррупция поразила правоохранительные органы. Пресечению коррупции противостоят созданные коммерческими и криминальными структурами технически оснащенные специальные по сути службы безопасности. Метастазы коррупции поразили не только федеральные органы власти, но и органы государственной власти субъектов РФ.
Материалы Комитета Государственной Думы по безопасности и созданной в 2004 г. Комиссии ГД по противодействию коррупции свидетельствуют о том, что Госдума проводила в рамках своих полномочий большую законодательную, аналитическую, просветительскую работу, однако, несмотря на предпринимаемые меры по противодействию коррупции, ситуация с каждым годом ухудшается.
Очевидны проблемы с подбором кадров на госслужбу, в том числе проникновение людей, стремящихся к личной наживе, имеющих связи с коммерческими и криминальными структурами. В связи с этим Правительство Москвы создало Московский городской университет управления, в котором целенаправленно ведется подготовка кадров для госслужбы.
На первом этапе становления рыночных отношений были известные просчеты реформ и тяжелые последствия «шоковой терапии», и на этом фоне возобладали тенденции коррупции. Естественно образовалась цепочку — если можно брать взятки в одной сфере, то почему бы так не поступать в другой; если средства массовой информации говорили о массовом взяточничестве сотрудников ГАИ как всеми осознанном и легально существующем, то медсестра, дав ему взятку, «отрабатывала» ее на своих пациентах. В результате коррупция приобрела всеобщий характер. Вторым всеобщим фактором процветания коррупции стало то, что государство, провозгласив себя социальным и правовым, таковым не стало, своими непродуманными действиями по переходу к рынку само порождало правонарушения и преступления. По определению В.Е. Гулиева, «такое государство можно считать криминогенным», а «власть превращается в криминогенное государство — институт, порождающий асоциальное, поведение»15. Нельзя проигнорировать вывод М.Б. Горного, основанный на аналитических материалах авторитетной международной организации Transparency International: «Россия ... входит в двадцатку наиболее коррумпированных стран мира и приближается, если не достигла уже, к тому уровню, когда коррупция станет основным препятствием на пути развития нашей страны»16. Автор с осторожностью подходит к подобным формулировкам, но все же усматривает в них адекватную оценку состояния российского общества. Коррупция оказывает непосредственное воздействие на механизмы государственного управления и на большинство экономических процессов, приводит к вырождению власти в инструмент преступной эксплуатации гражданского общества. Являясь сложным социальным феноменом, коррупция ведет к дисфункции государственного аппарата управления, грозит «упадком» всей системе нормально функционирующих социальных связей17. В конце 90-х гг. потери от коррупции в России достигали уже 25% ВВП18. И в то же время по свидетельству руководства МВД РФ, число дел, возбужденных против коррупционеров, было крайне малым. Отсюда напрашивается вывод, что государство крайне нерешительно и малоэффективно вело борьбу с коррупцией, не случайно и то, что российские граждане проявляют низкий уровень доверия правоохранительным органам.
Представляется оригинальным и правомерным проведенное А. Heidenheimer, М. Johnston, V. Le Vine деление коррупции на «белую» (общепринятую), «серую» (отчасти осуждаемую) и «черную» (осуждаемую законом и обществом)19. В этой структуре российская коррупция все больше «светлеет», становится повседневной, обычной.
Углубляется правовой нигилизм населения, проникновение в обыденную жизнь корысти и стяжательства, происходит утрата традиционных нравственных ориентиров, и в этом – серьезная опасность для будущего российского общества. Социологические опросы 1993, 1999, 2001 гг. показали, что основная часть респондентов терпимо воспринимает явления коррупции, около половины респондентов сами  брали взятки или давали их, причем это касалась самых различных сторон жизни. Обращает на себя внимание то, что наиболее негативно настроены в отношении коррупции представители малого и среднего бизнеса. Таким образом, важнейшим условием борьбы с коррупцией является формирование сознания граждан, тем более что сейчас практически ни один гражданин не может избежать столкновения с коррумпированными чиновниками. В сознании людей не сформировалось мнение о том, что коррупция шире взяточничества и наиболее многолика.
Существенной причиной рентоориентированной деятельности в России является особое положение чиновничества как во время трудовой деятельности, так и после выхода на пенсию. Численность «государевых слуг» превзошла все уровни бюрократии в СССР. На наш взгляд, необходимо решительно отказаться от такой особенности российского законодательства, когда депутаты законодательного органа имеют неприкосновенность в отношении судебного преследования20.
О масштабах коррупции  свидетельствует формирование коррупционных  сетей. От единичных разрозненных сделок коррупционеры переходят к организованным и скоординированным действиям, объединяясь в преступные сообщества. Деятельность коррупционных сетей проявляется в формировании взаимосвязей и взаимозависимостей между чиновниками по вертикали управления, а также по горизонтали на различных уровнях управления между разными ведомствами и структурами. Коррупционные сети тесно связаны с организованной преступностью. В состав коррупционных сетей входят: группы государственных чиновников, обеспечивающих соответствующие решения; коммерческие и финансовые структуры, реализующие получаемые выгоды, льготы, доходы; силовое прикрытие («крыша») со стороны представителей органов МВД, ФСБ, прокуратуры, налоговой полиции и иных «силовиков». Исходя из существующих классификаций, различают верхушечную (политическую) и низовую (бытовую) коррупцию.
Таким образом, есть все основания  считать коррупцию фактором системного кризиса, поразившего государственность современной России. Наиболее опасным проявлением политической коррупции является электоральная коррупция. Ее формы и методы разнообразны, наиболее распространенные из них связаны с применением так называемого «административного ресурса». Можно утверждать, что коррупция не угрожает системе выборов и политической системе в целом, но является их составной частью.
 
2.2 Проблемы  борьбы с коррупцией в органах  власти 
 
Проблема борьбы с современной  коррупцией заключается в том, что ее связывают с нарушениями закона или этических и моральных норм, однако нередко коррумпированные чиновники делают именно то, что в любом случае они должны были сделать в соответствии с законом. Представление о том, что такие действия чиновников не могут быть коррупционными, не вполне справедливо, в частности, потому, что корыстные мотивы этих действий можно усмотреть в проявлениях клиентелизма.
В любой стране политической и правящей элите, государственным  должностным лицам разных уровней "доступны" все существующие формы преступного поведения. Однако когда говорят, что "политика - грязное дело" или "власть портит людей", прежде всего, предполагается функциональная аморальность, противоправность или криминальность должностных лиц.
Анализ борьбы с коррупцией в отдельных странах указывает на огромный разрыв между декларируемыми принципами равенства всех граждан перед законом и реальной практикой привлечения к уголовной ответственности, на заметное смещение уголовно-правового контроля от преступной власти, интеллекта и богатства к преступлениям бедности, примитивизма и слабо адаптированных субъектов, от преступлений правящей и служивой элиты к преступлениям, совершаемым управляемым ей народом.
Величина указанных деформаций свидетельствует о масштабах  национального лицемерия в той или иной стране. Коррупция, ее масштабы, специфика и динамика - следствие общих политических, социальных и экономических проблем страны. Коррупция всегда увеличивается, когда страна находится в стадии модернизации, переживает не просто модернизацию, а коренную ломку общественных, государственных и экономических устоев. Поэтому неудивительно, что она следует общим закономерностям развития, в том числе - негативным.
В условиях, когда государство  находится на грани духовного  и финансового банкротства, усиление коррупции ведет к дальнейшему ослаблению института государственной власти, скептическому отношению к ней со стороны граждан, формирует в народе социальную пассивность, деморализует общество, возбуждая в нем агрессивность.
Коррупция становится не только разновидностью преступности, но и способствует тесному сращиванию криминальных структур с исполнительной и законодательной властью, проникновению организованной преступности в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями, средствами массовой информации, другие сферы общественной жизни.
Обнищание масс ведет к  росту преступности в целом, а  значит и организованных форм ее проявления. Структуры организованной преступности, накопив огромный материальный, финансовый и политический капитал, приобрели реальную возможность прорыва к рычагам активного влияния на процессы формирования ряда аспектов внешней и внутренней политики страны.
Одной из проблем должной  борьбы с коррупцией в органах  власти является существование тесной взаимосвязи между политической (или государственной) и экономической элитами. Сращивание государственного и частного секторов экономики остается по-прежнему весьма заметным, в особенности в разгар преобразовательных процессов. Ускоренное развитие частного сектора должно было бы сопровождаться введением жесткого законодательства и практики, призванных, с одной стороны, защитить нарождающийся частный сектор от вмешательства государства, а с другой - позволяющих публичной власти осуществлять контроль за частным сектором с точки зрения соблюдения законности.
Тесная взаимосвязь экономической  и политико-административной элит приводит к их опасному сращиванию. Выступая в качестве "консультантов" предприятий  и банков, многочисленные функционеры  получают немалые дивиденды и гонорары.
Одним из проблемных вопросов на протяжении последних нескольких лет является выполнение доходной части  бюджета и должный контроль за ее расходной частью. Здесь коррупция  царит как на первом, так и на втором этапе. Ведь для того чтобы исполнить доходную часть бюджета необходимо, по большому счету, не так уж и много. Это, с одной стороны, нормальное налоговое законодательство, позволяющее производственным предприятиям развиваться, и одновременное ужесточение санкций (уголовных, административных) за сокрытие и неуплату налоговых платежей и сборов. С другой - поэтапное ограничение наличного денежного оборота и, прежде всего, избавление от множества организаций, занимающихся только обналичиванием денежных средств, о чем подробно говорилось выше, а также сведение к минимуму так называемых взаимозачетов, за которыми кроются коррупция и массовые злоупотребления.
Власти борются с коррупцией, в то же время прекрасно сознавая, что она стала уже образом жизни. Общество убежденно, и не без основания, что богатство небольшой горстки представителей элиты не могло быть нажито честным путем, однако, опускает руки, не высказывая протеста. Правительственные чиновники, отвечающие за экономику, осуждают издержки коррупции, которые сдерживают развитие, уменьшают производственную прибыль, отпугивают зарубежных партнеров, но зачастую сами же и питают коррупцию.
Отсутствие реальной борьбы с условиями, порождающими коррупцию, приводит к ее распространению как  по горизонтали, так и по вертикали, захвату новых учреждений и сфер влияния, способствует образованию коррупционных сетей или сообществ. Коррупция в таких условиях стремится захватить не только экономику, но и политику. В результате стране и обществу наносится невосполнимый гигантский ущерб. Эффективность рыночной экономики резко снижается, а существующие демократические институты разрушаются. Усугубляется экономическое и политическое неравенство населения, увеличивается бедность, растет социальная напряженность. Под угрозу ставится целостность страны и сохранение ее конституционного строя. В итоге коррупция превращается в проблему, угрожающую национальной безопасности страны.
При подготовке программы  борьбы с коррупцией необходимо учитывать  следующие положения:
1. Абсолютная победа над  коррупцией невозможна. При нормальном состоянии власти и общества коррупция является технологически полезным сигналом о неполадках в методах работы власти.
2. Не существует стран,  фактически обреченных на масштабную  и хроническую коррупцию, так же, как и не существует государств, в которых отсутствует коррупция.
3. Ограничение коррупции  не может быть разовой кампанией.  За окончанием любой кампании всегда может последовать новый, более страшный виток коррупции.
4. Коррупцию  нельзя ограничить только законодательными методами и борьбой с ее проявлениями. Более того, в условиях, когда коррупция достигла больших масштабов и проникла на весьма высокие уровни власти, более эффективна борьба против условий, порождающих коррупцию, чем неподготовленная атака на ее проявления.
5. Борьба с  коррупцией достигает успеха, если  она всеохватна, комплексна, ведется  постоянно, на это должны быть направлены все силы и властей, и общества.
6. Антикоррупционная программа  должна реализовываться на высшем  уровне политического руководства страны и при максимальном сотрудничестве с институтами гражданского общества.
7. Потери, которые несут  от коррупции государство и  общество, настолько велики, что  любые разумные затраты на  реализацию антикоррупционной программы  обеспечат быструю отдачу, в несколько десятков раз превышающую вложения21.
В целом не представляется возможным выделить наиболее значимые последствия коррупции в системе  государственно-служебных отношений, т.к. многие из них взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. Однако ряд последствий наиболее очевиден: Коррупция влечет за собой неэффективное расходование бюджетных средств, нанося удар экономической системе государства. Является основным фактором формирования теневой экономики, законодательство в системе налогообложения становится неэффективным, бюджет государства недополучает средства насыщения, тем самым препятствует научно-техническому прогрессу. Коррупция приводит к несправедливому распределению доходов, обогащая взяточника за счет общества. Коррупционная система предполагает (подобно тоталитарной идеологии) существенное различие объявленных и реальных ценностей и потому формирует «двойное сознание». В результате искажаются информационные потоки и властные отношения, подбор кадров осуществляется не по деловым качествам, а по умению вписаться в систему коррупции.  Коррупция — основа криминальных структур.
 
 
 
 
 
 
Глава 3. Предупреждение коррупции в аппарате государственного управления: опыт зарубежных стран и российские перспективы.
  
3.1 Антикоррупционная политика в зарубежных странах и РФ
 
В ряде зарубежных государств удалось создать такие механизмы, которые позволили ограничить коррупцию масштабами, не представляющими серьезной опасности для нормального функционирования государственного аппарата. Проблема реформирования неэффективного и отчасти коррумпированного аппарата исполнительной власти остро вставала перед многими зарубежными государствами, в связи с чем на сегодняшний день за рубежом накоплен определенный позитивный опыт структурных преобразований аппарата управления и совершенствования системы государственной службы.
Особый интерес для  нашей страны представляет практика тех государств, где структурные  преобразования дали наибольшие результаты и тем самым создали предпосылки для успешного экономического роста.
При всей специфике зарубежной системы государственного управления, культурно-исторических, экономических и прочих отличиях зарубежных государств от нашей страны зарубежный опыт предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы должен быть исследован и отчасти использован в ходе реформирования системы государственной службы Российской Федерации, которое, ко всему прочему, должно иметь антикоррупционную направленность.
Использование и учет зарубежного  и международного опыта в деле предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации обусловлено, на наш взгляд, еще и тем, что основные законы функционирования чиновничьего аппарата универсальны и, как показывает практика, во многом не зависят от национальной специфики. Поэтому представляется правомерным и своевременным анализ международного и европейского опыта предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы, а также выявления возможностей творческого учета этого опыта в процессе реформирования системы государственной службы Российской Федерации.
Международные договоры являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества, способствуют расширению международных связей с участием государственных и негосударственных организаций, в том числе с участием субъектов национального права, включая юридических лиц. Международным договорам принадлежит первостепенная роль в сфере защиты прав человека и основных свобод. 
В ряде международно-правовых актов Организации Объединенных Наций, Всемирного банка, Международного валютного фонда, Всемирной торговой организации, Европейского союза и других международных организаций отмечается, что коррупция представляет собой явление, которое в настоящее время выходит за пределы национальных границ и затрагивает все общества и экономические системы.
На современном этапе  развития международное сообщество убеждено в необходимости в первоочередном порядке проводить согласованную политику, направленную на защиту общества от коррупции, включая принятие соответствующего национального и международного законодательства и превентивных мер в этой сфере. Данное обстоятельство обусловлено тем, что коррупция является одной из наиболее обсуждаемых проблем. В связи с этим международное сообщество с середины XX в. разрабатывает правовые нормы и организационные средства, направленные на предупреждение и пресечение коррупции.
Одними из первых международных документов в исследуемой  сфере являются Декларация ООН "О  борьбе с коррупцией и подкупом при  международных коммерческих сделках" от 16 декабря 1996 г., а также Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 3514 (XXX) от 15 декабря 1975 г., в которой осуждаются все виды коррупции, включая взяточничество, практикуемые транснациональными и другими корпорациями, их посредниками и другими причастными к этому сторонами в нарушение законов и правил принимающих сторон. В 1989 г. под эгидой Организации Объединенных Наций прошел международный семинар по проблемам коррупции в сфере государственного управления, результаты которого послужили серьезной предпосылкой для рассмотрения этой проблемы на VIII Конгрессе ООН.
Предоставляя проект резолюции этому Конгрессу, Экономический и Социальный Совет высказал рекомендацию, согласно которой, поскольку коррупция среди государственных должностных лиц может свести на нет потенциальную эффективность всех видов правительственных программ, затруднить развитие и создать угрозу для отдельных лиц и групп людей, в высшей степени важно, чтобы все государства:
1) рассмотрели  адекватность своего законодательства, включая процессуальные нормы, чтобы реагировать на все виды коррупции и соответствующие санкции, которые обеспечат соответствующее содержание;
2) разработали  административные механизмы и  механизмы регулирования для  предупреждения коррупции и злоупотребления властью, которые должны включать: разработку стратегий по борьбе с коррупцией в качестве особо приоритетных направлений планов экономического и социального развития, которые бы включали элементы по борьбе с коррупцией как неотъемлемую часть соответствующих программ; повышение общественной осведомленности о праве пользоваться государственными услугами и программами и обеспечение эффективных каналов для подачи жалоб; создание надлежащих внутренних процедур управления в правительственных учреждениях для борьбы с коррупцией; принятие мер в рамках правительственных учреждений для обеспечения отчетности, эффективных дисциплинарных мер и средств правовой защиты в отношении государственных служащих; при необходимости совершенствование банковских и финансовых правил и механизмов в целях предупреждения крупных переводов, полученных в результате коррупции;
3) установили  процедуры выявления и расследования  и осуждения коррумпированных должностных лиц;
4) разработали  правовые положения для конфискации  средств и имущества, приобретенных в результате коррупции, и применяли экономические санкции к предприятиям, причастным к коррупции. 
Проблема борьбы с коррупцией специально обсуждалась  и на VIII Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана 1990 г.). В Резолюции, озаглавленной "Коррупция в сфере государственного управления", Конгресс одобрил подготовленное Секретариатом ООН руководство "Практические меры борьбы с коррупцией" и призвал обеспечить его широкое распространение.
Особую заинтересованность в международной борьбе с коррупцией проявил Совет Европы, подтверждением чему является принятие в ноябре 1996 г. Программы действий по борьбе с коррупцией. В рамках данной Программы были подготовлены: Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию и Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию.
Особое место  в их подготовке было уделено формулировкам  понятий "коррупция", использованным в других документах, таких, ка
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.