Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Управление государственной собственностью: цели, методы, результаты

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ  И ОБРАЗОВАНИЯ РФ
НИУ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ И ГАЗА ИМЕНИ  И.М. ГУБКИНА
 
 
 
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ТЕОРИИ
 
 
 
 
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
«Управление государственной  собственностью: цели, методы, результаты»
 
 
 
 
Подготовила
Студентка ФЭиУ
Группы ЭЭ-10-8
Трошина Наталья
Проверила к.э.н., доцент
Максимова Е.В.
 
 
 
 
МОСКВА
2012

Содержание

 
Введение
1) Теоретические основы управления государственной собственностью
2) Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом
3) Функции и методы управления государственной собственностью
4) Результаты управления государственной собственностью
Заключение
Список использованной литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
Государственная собственность – один из основополагающих элементов экономической системы  Российской Федерации. Однако сама по себе она не имеет никакого экономического смысла без формирования внятной экономической политики по управлению и, конечно, эффективной системы управления. Государственная собственность долгое время оставалась ведущей формой собственности и имела наибольший удельный вес. Период рыночных преобразований сопровождался некоторым сокращением госсобственности, однако она по-прежнему является решающим фактором развития российского общества.
Управление государственной  собственность субъекта РФ является особой, целостной и  самостоятельной  системой государственного управления, в основе формирования которой находится  структурно сложный, многофункциональный и в тоже время единый по своей природе объект управления.
В сложной системе  экономических отношений государственная  собственность представляет собой  форму собственности, имеющую целью  общенародное присвоение имущества, обособленного от имущества других организаций и граждан. Совпадение общенародных и государственных интересов в сфере присвоения материальных благ основывается на конституционном положении, согласно которому носителем и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.
Актуальность выбранной  темы заключается в том, что постоянно  идет реформирование и разделение прав владения на объекты федеральной  собственности.
Таким образом, целью данного реферата является рассмотрение основных объектов государственной собственности, а также методов управления ими.

Теоретические основы государственной  собственности.

 
Управление  государственной собственностью – это совокупность всевозможных отношений между различными субъектами по поводу организации воспроизводства и использования объектов государственной собственности с помощью организационно-экономических механизмов и методов для удовлетворения основополагающих социальных и экономических интересов общества и государства.
Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ –  республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, также являются государственной собственностью.
Функционирование большей  части недвижимости, принадлежащей государству, происходит в рамках государственных казенных учреждений, унитарных предприятий и акционерных обществ, часть акций которых принадлежит государству. Однако существуют и другие объекты, находящиеся в государственной собственности (заповедники, объекты исторического и культурного наследия, территориальные воды и др.)
Казенные предприятия (ГК РФ от 30.11.1994, №51-ФЗ, статья 115) – унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Целью работы данных предприятий является наиболее эффективное использование собственности с точки зрения государственных интересов, содействия социально-экономическому развитию страны, предоставления в достаточном объеме социально значимых услуг (оборона и правопорядок, воздушный и железнодорожный транспорт, образование, здравоохранение).
Государственные унитарные  предприятия (ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ) – унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. В рамках работы данных предприятий ставятся задачи обеспечения нормального функционирования объектов, а также повышения отдачи от их использования, производства отдельных видов продукции, находящихся в сфере национальных интересов РФ, дотируемых или ограниченных в гражданском обороте.
Акционерные общества с долей государственной собственности  в уставном капитале (ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ) – хозяйственное объединение, уставной капитал которого разделен на число акций, удостоверяющих обязательственные права участников – акционеров по отношению к обществу. Государство, в данном случае, задействовано в высокодоходных отраслях экономики, производящих ликвидную продукцию и имеющих стабильное финансовое положение, получает дивиденды, выполняет функции контроля или управления и заинтересовано в повышении эффективности государственных инвестиций и обеспечении определенной доходности.

Цели, задачи и принципы управления государственной собственностью

 
Каждый субъект Федерации  самостоятельно определяет пути, методы и способы  управления  своей  собственностью.  Однако  любая  политика,  в  том числе экономическая, должна иметь в своей основе основополагающее направление, в котором эта политика и должна реализовываться.
Государственная политика преследует следующие цели:
    Увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;
    Оптимизация структуры собственности (с точки зрения пропорций на макро- и микроуровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;
    Вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;
    Использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
    Повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.
Для реализации указанных целей федеральным  органам исполнительной власти необходимо решить следующие задачи в виде:
    Полной инвентаризации объектов государственной собственности, разработки и реализации системы учета этих объектов и оформление прав на них;
    Повышения эффективности управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальной правовой регламентации процессов управления;
    Классификации объектов государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления;
    Оптимизации количества объектов управления и перехода к пообъектному управлению;
    Определения цели государственного управления по каждому объекту управления (группе объектов);
    Обеспечения прав государства как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;
    Обеспечения контроля за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих, где под управляющими понимаются руководители унитарных предприятий, учреждений, представители государства в органах управления коммерческих и некоммерческих организаций, доверительные управляющие государственным имуществом, управляющие компании;
    Обеспечения поступления дополнительных доходов в федеральный бюджет путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества.
Таким образом, задачи реализации данной концепции  управления федеральной собственности  являются приоритетными для всех федеральных органов исполнительной власти.
Система  управления  государственной  собственностью  должна  основываться на соблюдении ряда  основополагающих принципов. Рассмотрим их:
1) Принцип целевого использования государственной собственности. Основное отличие  государственной собственности от иных форм собственности состоит  в  том,  что  она  используется  в  интересах  всего  общества, преследует   своей целью создание материальных условий для реализации функций государства, прежде всего экономической и социальной. Создание, на пример, детских домов, образовательных учреждений, передача им земельных  участков,  зданий,  сооружений; наделение недвижимым имуществом казенных и унитарных предприятий для обеспечения безопасности государства, сохранения  наукоемких производств.
2) Принцип эффективности управления. Он заключается в достижении цели управления ценой максимальной экономии ресурсов. Дело в том, что далеко не для всех объектов государственной  собственности  важным  является,  например,  способность  приносить прибыль и максимизация этой  прибыли. Те объекты собственности, которые ориентированы, в основном, на удовлетворение социальных потребностей (социальное обеспечение, образование, культура), должны в качестве показателя эффективности  применять  не  критерий  максимизации  прибыли,  а  критерий снижения издержек при  повышении уровня предоставляемых социальных услуг.
3)  Принцип профессионализма  управления. Этот принцип вытекает из предыдущего. Собственник заинтересован в профессиональном управлении государственным имуществом, в связи с чем необходимо создать систему подготовки и аттестации управляющих. Вместе с тем необходимо также создание системы поощрения управляющих, повышения их мотивации.
4) Принцип необходимости и достаточности государственного участия в предпринимательской  деятельности. Данный принцип предусматривает оптимизацию объектов государственной собственности, включение в нее только тех объектов, которые должны существовать только в подобной форме собственности,  использоваться для удовлетворения публичного интереса, поскольку излишнее присутствие  государства  в экономике способно только повредить.
5) Принцип постоянного контроля за деятельностью управляющих, ответственности за результаты управления. Осуществление контроля за деятельностью менеджеров со стороны представителей собственника – один из важных элементов успешной реализации принципа эффективности управления.
6) Обязательность качественного правового обеспечения процессов управления. При организации системы управления государственной собственностью необходимо четко определить функции управления ею и ту организационную структуру, которая будет их выполнять, разделив их между всеми необходимыми государственными формированиями (законодательными и исполнительными, федеральными, отраслевыми, региональными и местными), обеспечив рациональную координацию между ними как по вертикали, так и по горизонтали.
7) Использование многообразия форм и методов управления. Многообразие объектов  государственной собственности предполагает наличие и различных  способов  и  методов  управления  ими.  По каждому конкретному объекту государственной собственности должны быть определены особенности управления, сочетание  экономических и административных  мер,  способствующих  повышению  эффективности  управления им. Применение различных инструментов управления должно способствовать повышению экономической эффективности использования собственности.
8) Совершенствование организационной структуры управления. На каждом уровне управления необходимо закрепить структуры органов управления, исключающих дублирование функций управления, и закрепить ответственность за принимаемые решения.

Функции и методы управления государственной собственностью.

 
На рынке недвижимости  государство выполняет следующие функции:
1) идеологической и законодательной инициативы (концепции развития отдельных видов рынка и программы их реализации);
2) инвестора в приоритетные отрасли материального производства, жилищное строительство и социально-культурную сферу;
3) профессионального участника при торговле жилищными сертификатами, государственными зданиями и сооружениями и другими объектами недвижимости;
4) эмитента государственных и муниципальных ценных бумаг под залог недвижимого имущества;
5) регулятора, устанавливающего правила и нормы функционирования рынка недвижимости;
6) верховного арбитра в спорах между участниками рынка недвижимости через систему судебных органов;
7) контролера устойчивости и безопасности рынка (регистрация прав и сделок с недвижимостью).
Система государственного регулирования рынка недвижимости состоит из двух элементов:
а) государственные и  муниципальные органы и организации;
б) государственные и  иные нормативные акты.
Управление государственной  собственностью осуществляется с помощью системы методов, основанных, наряду с прямым директивным воздействием, на использовании мотивации на основе материальных интересов, экономических рычагов.
В методах управления непосредственно заключается государственно- властный, административный характер государственного управления. Один из важнейших общих признаков методов государственного управления заключается в том, что они всегда непосредственно выражают принадлежащее государству, его исполнительному аппарату полномочия юридически-властного характера.
В организационном отношении  государственное регулирование  рынка недвижимости осуществляется в двух формах:
1.     Путем прямого вмешательства, т.е. административным способом.
2.     Косвенным воздействием, или экономическими методами управления.
Прямые методы управления содержат в себе способы, приемы, действия непосредственного и обязательного определения поведения и деятельности исполнителей со стороны соответствующих субъектов управления. Прямое административное управление включает совокупность следующих приемов:
1) создание нормативной базы  - законов, постановлений, инструкций, правил, положений, регулирующих функционирование рынка недвижимости в центре и регионах;
2) отбор и удостоверение статуса профессиональных участников рынка недвижимости – лицензирование, регистрация, предоставление прав уполномоченных лиц органами исполнительной власти по совершению сделок с  объектами государственной и муниципальной собственности;
3) установление обязательных требований к содержанию и качеству различных видов деятельности на рынке недвижимости и к его участникам;
4) контроль за соблюдением всеми участниками рынка установленных норм и правил;
5) введение запретов и санкций за отступление от нормативных требований при совершении сделок с недвижимым имуществом;
6) поддержание правопорядка на рынке;
7) выкуп в государственную собственность любых объектов недвижимости для общественных нужд.
Административное управление не связано с созданием дополнительных материальных стимулов и штрафных санкций. Оно основывается на силе государственной власти и включает в себя меры запрета, принуждения  или разрешения. Например, в России введены ограничения на ведение градостроительной деятельности в зонах охраны памятников истории и культуры, в санитарных, защитных, водоохранных зонах, на территориях залегания полезных ископаемых, в поселениях особым регулированием.
Косвенные методы воздействуют на деятельность управляемых субъектов путем создания стимулов, убеждений действовать определенным образом (различного рода рекомендации, установление налоговых льгот, принятие планов- прогнозов развития, финансовая политика и т.д.). Экономические методы управления рынком недвижимости осуществляются с помощью:
1)     системы налогообложения имущества и льгот (ставки налогов, освобождение от них);
2)     регулирования учетной ставки рефинансирования;
3)     выпуска и обращения жилищных сертификатов;
4)     предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий и займов на коммерческой основе для жилищного строительства;
5)     реализации государственных целевых программ;
6)     амортизационной политики;
7)     внешнеэкономической деятельности.
Высшей формой управления рынком недвижимости является государственное  экономическое программирование, реализующее многочисленные цели, методы и способы регулирования. Целевые программы бывают обычные и чрезвычайные, а по времени действия подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
Также, экономисты выделяют пассивные и активные методы управления имуществом.
Пассивные методы управления направлены на оптимизацию структуры государственного имущества путем изменения форм собственности.
Применение активных методов управления предполагает эффективный менеджмент объекта имущества с целью повышения уровня доходов от владения, а также обеспечения эффективной деятельности и инвестиционной привлекательности объекта.
Как и любой вид  государственного управления, управление государственной собственностью должно быть основано на сочетании прямых и косвенных, активных и пассивных методов.

Результаты управления госсобственностью

 
В настоящее время  сохраняется значительный потенциал  для оптимизации структуры государственных  активов. В частности, данные, приведенные  в таблице 1, позволяют сделать вывод о нерациональности структуры их распределения по отраслям. Если значительное количество государственных организаций в машиностроении, транспортном комплексе, научно-образовательной сфере объяснимо, то наличие их значительного числа в пищевой промышленности, строительстве и торговле в целом неоправданно.
 
Таблица 1. Распределение федеральных государственных унитарных предприятий по отраслям экономики является следующим:
Отрасль экономики
Количество ФГУП
Количество АО с участием РФ
Непроизводственная сфера
1424
1162
Промышленность, включая:
   
машиностроение
292
245
легкую
59
11
пищевую
27
46
металлургическую
14
31
нефте/химическую
47
36
лесную
94
35
иные
120
112
Строительство
252
160
Сельское хозяйство
410
397
Транспорт и связь
338
269
Прочие отрасли
440
288
ИТОГО
3517
2950

 
Проблема активизации  инвестиционного процесса является одной из наиболее сложных для  российской экономики. При этом государственная  собственность не используется в  качестве инструмента повышения  инвестиционной активности, напротив, неудовлетворительное управление государственными активами представляет собой дополнительную угрозу экономическому росту. Поэтому важным является повышение эффективности инвестиционной деятельности государства. Речь идет, прежде всего, о стратегической эффективности, адекватности государственных инвестиций макроэкономическим приоритетам развития государства.
При этом актуальность данной проблемы объясняется не только с  необходимостью мобилизации финансовых ресурсов для решения долговых проблем, но также связана с тем, что управление государственной собственностью является одним из важнейших механизмов проведения экономических реформ. Кроме того, создание системы эффективного управления объектами государственной собственности - важнейшее условие повышения эффективности системы государственных финансов.
Основные доходы от управления государственной собственностью формируются  за счет таких источников, как доходы от приватизации государственной собственности, дивиденды по акциям, находящимся  в собственности Российской Федерации, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и прибыль государственных унитарных предприятий, перечисляемая в бюджет. Структура и динамика поступления указанных средств от использования федерального имущества приведена в таблице 2.
Таблица 2. Динамика доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности.
Доходы, млн. руб.
Дивиденды
43 541,9
53 155,9
48 216,2
49 377,1
56 783,6
Часть прибыли  федеральных государственных  унитарных предприятий
2 316,8
2 367,9
2 377,9
2 387,6
2 539,6
Доходы  от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности
4 230,0
4 460,0
4 380,0
3 370,0
3 260,0
Доходы  от приватизации федерального имущества
19 300,0
12 000,0
77 000,0
100 000,0
298 000,0

 
В контексте задач  укрепления единого экономического пространства и формирования эффективных  рыночных институтов на всей территории страны важнейшим приоритетом в  деятельности государства является выработка единой концепции управления государственной собственностью как на федеральном, так и субфедеральном уровне. На региональном и муниципальном уровнях управление государственной собственностью носит еще более «непрозрачный» и неэффективный характер, чем на федеральном. В большинстве случаев информация о структуре и масштабах государственной собственности на субфедеральном уровне является неполной. Официальные данные позволяют в лучшем случае сформировать лишь общее представление о ее масштабах и структуре.
Если на федеральном  уровне государственная собственность  призвана обеспечить решение важнейших  задач социально-экономического развития в масштабах всего государства, то эффективное управление собственностью на субфедеральном уровне способно создать  предпосылки для более полного учета региональной специфики, развития региональной инфраструктуры, решения социальных проблем в субъектах федерации. Однако на практике в условиях слабости рыночных институтов и отсутствия эффективного контроля со стороны федерального центра госсобственность на субфедеральном уровне не увеличивает экономический потенциал субъектов РФ, а во многих случаях приводит к коррупции, препятствует конкуренции и появлению эффективных собственников. Во многих случаях реальной причиной участия органов власти в деятельности предприятий является желание чиновников контролировать финансовые потоки, не заботясь о перспективах их развития. Собственность в этом случае не служит эффективным инструментом финансового регулирования на региональном уровне, не способствует поступлению дополнительных доходов в субфедеральные бюджеты, и поэтому не служит надежной базой выполнения региональными и местными властями своих функций.
Действующая законодательная  база, посвященная управлению государственной  собственностью, регулирует в первую очередь деятельность федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, а также акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности. Вместе с тем, основы финансового регулирования унитарных предприятий и хозяйственных обществ, относящихся к ведению региональных и местных властей, не отражены в федеральном законодательстве и продолжают регулироваться субфедеральными властями, что еще более усугубляет недостатки деятельности государственных организаций, связанные с неэффективностью и непрозрачностью их работы. Мониторинг деятельности государственных организаций, расчет показателей эффективности их работы, учет связанных с ними доходов и обязательств должен действовать не только на федеральном, но и на субфедеральном уровне.
Выработка эффективного механизма финансового регулирования  экономики предполагает определение  и законодательное закрепление  видов имущества, которые могут  находиться исключительно в федеральной  собственности, собственности субъектов федерации и муниципального образования для выполнения возложенных на каждый уровень власти функций. Имущество, не связанное с выполнением таких функций, подлежит приватизации.
Государственная собственность  в России насчитывает значительное число объектов, охватывающих широкий спектр отраслей экономики. Качество управления государственной собственностью не только определяется системой финансовых показателей, отражающих доходы и расходы бюджета, но и оказывает значительное влияние на развитие социальной сферы. От того, насколько эффективно выстроен финансовый механизм управления государственной собственностью, во многом зависит результативность социальной политики и безопасность государства. В этой связи повышение эффективности управления объектами государственной собственности является необходимой предпосылкой для повышения конкурентоспособности национальной экономики и обеспечения устойчивого экономического роста.
 
 

Заключение

 
Проблема управления государственной собственностью является одной из самых насущных в российской экономике.
Государственная форма  собственности характеризуется  тем, что субъектами - распорядителями  ее являются органы государственной  власти, а объектами собственности  могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, здания и сооружения, материальные ресурсы, финансы, информация, культурные и духовные ценности.
Основными задачами реформы  управления государственной собственностью являются обеспечение формирования предпосылок научно-технического прогресса, структурного развития объектов государственной собственности и повышения их конкурентного потенциала. Реализация этих задач направлена на достижение тактических и стратегических целей развития экономики страны и повышение благосостояния нашего народа.
Реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления государственной собственностью, представляющей собой совокупность государственных органов законодательной и исполнительной власти, территориальных органов управления, их функций, связей и отношений, а также объектов государственной собственности.
Для решения задач, стоящих  перед системой управления государственной  собственностью необходимо, чтобы ее функционирование осуществлялось на основе принципов системности, иерархии целей, эффективности использования ресурсов, приоритета долгосрочных целей.
Таким образом, для достижения целей и выполнения задач управления государственной собственностью субъектов РФ при соблюдении определенных принципов управления, необходим индивидуальный подход к каждой из сфер управления, к каждой группе объектов управления, и на основе их анализа со- ответствующий выбор наиболее подходящих форм и методов управления.

Список использованной литературы

 
    Гражданский Кодекс Российской Федерации N 51-ФЗ от 30.11.1994.
    Иванова О.Д. Проблемы повышения эффективности государственной власти и управления в современной России. // Экономика и жизнь, 2008, № 6.
    Информационно-правовая система Консультант-Плюс – М.: Высшая школа, выпуск 2.
    С. А. Кочеткова. Принципы и методы управления государственной собственностью в субъектах РФ. 2008
    Управление государственной собственностью: Учеб. / Под ред. В. И. Кошкина, В. М. Шупыро. – М.: ИНФРА-М, 2009.
    Экономика недвижимости. Учебное пособие. / Под ред. Е.В. Максимовой. РГУНГ им. И.М.Губкина, Москва, 2005
 




и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.