На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Современные подходы к теории спроса и предложения на рынке

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 08.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агенство по образованию
Государственное образовательное  учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт экономики и управления
Кафедра экономической теории
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
по микроэкономике
«Современные подходы к теории спроса и предложения на рынке»
 
 
 
 
Исполнитель
Студент группы        Мантуров В.А.
 
Руководитель        Сосунова И.Н.
 
 
Екатеринбург 2012
 


Оглавление
 
 
Введение 3
1. Теоретические  аспекты спроса и предложения  в условиях рыночного хозяйства. 6
1.1. Анализ  закономерностей, присущих рыночной  экономике. 6
1.2. Теория  потребительской ценности и полезности  блага. 11
1.3. Теория  рыночного равновесия, принципы, существование,  устойчивость и методы регулирования. 17
2. Общественная  польза установления взаимовыгодных  обменов на рынке(возникновение  излишков на примере). 20
Заключение 22
Список литературы 26
 
 
 


Введение

 
 
В преддверии ХХI в. наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие экономические проблемы нам приходиться решать впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и хозяйстве, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства, становление которого не может произойти в одночасье. Известно, что зарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинного строя. Но своего расцвета товарно-денежные отношения достигли при капитализме. Конечно, нам не надо повторять все этапы и перипетии, которыми богата история рынка. Мы можем воспользоваться опытом других государств. Но сложность задачи состоит в том, что до сих пор никто в мире не переводил на рыночные рельсы столь громадный хозяйственный комплекс, каким является наша экономика. Нет исторических аналогов этому процессу. Но есть гибко реагирующий на требования времени рыночный механизм современного западного общества. 
      Необходимо подчеркнуть, что не существует экономической системы без слабостей и недостатков. И централизованно планируемая экономика, и свободная рыночная экономика неизбежно представляют собой несовершенные институты, которым одновременно свойственны преимущества и недостатки. Чтобы понять, как функционирует рыночная экономика, необходимо признать существование пяти фундаментальных вопросов, на которые каждая экономическая система должна находить ответы. Вот эти вопросы: а) В каких пределах (сколько) следует использовать имеющиеся ресурсы? б) Как их производить? г) Среди кого следует эту продукцию распределить? д) Способна ли система адаптироваться к изменениям в потребительских вкусах, в структуре имеющихся ресурсов и в технологии производства? Представляет ли собой рыночная система наилучший способ нахождения ответов на поставленные выше фундаментальные вопросы? Научного ответа на такой вопрос не существует. Сам по себе факт, что имеется много альтернативных способов распределения редких ресурсов, то есть много разных экономических систем, служит ярким свидетельством расхождения в оценках эффективности рыночной системы. 
      Разные экономические системы мира различаются между собой по своим идеологиям, а также по своему подходу к решению проблемы экономики. Коренные различия следующие: а) между частной и общественной собственностью на ресурсы и б) между использованием в качестве координационного механизма рыночной системы и централизованного планирования. 
      Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства. Экономика производит то, что требуют потребители, путем применения самой эффективной технологии. Рыночная система функционирует и корректируется автоматически в результате индивидуальных, децентрализованных решений, а не централизованных решений правительства. 
      Против рыночной системы выдвигается несколько критических аргументов: а) ее контрольный механизм и конкуренция с течением времени ослабевают, б)свойственные рыночной системе неравенство доходов, неспособность учитывать коллективные потребности и наличие внешних выгод и издержек препятствуют производству такого набора товаров и услуг, какой прежде всего необходим обществу, в) конкурентная рыночная система не гарантирует полной занятости и стабильного уровня qцен. 
      Цель экономистов любой страны состоит в том, чтобы добиться такого сочетания капитализма и социализма, которое обеспечит жизнеспособность и надлежащую эффективность экономике данной страны в рамках ее историко-культурных традиций. 
      В реальной действительности экономические системы располагаются где-то между крайностями чистого капитализма и командной экономики. 
      В известный период в нашей стране фактически существовала командная экономика, характеризуемая общественной собственностью на все материальные ресурсы и коллективное принятие экономических решений посредством централизованного экономического планирования. Существовавшая экономическая система не оправдала себя и, "перепрыгнув" реформы М.С.Горбачева, целенаправленно шагнула к рынку, рыночной экономике, гражданскому обществу, к капитализму. Говоря о роли рыночной системы в нашей стране на данном этапе,  хочется привести следующий тезис из учебника: "Во многих экономически отсталых странах широко распространены коррупция и взяточничество. Налоговая система обычно произвольная, несправедливая, громоздкая, сдерживает стимулы к работе и инвестированию. Политические решения обычно принимаются, исходя из соображения международного престижа, а не в целях поощрения экономического развития... Правительственные чиновники имеют обыкновение набивать карманы из зарубежных фондов помощи. А политические лидеры, со своей стороны, склонны предоставлять монопольные привилегии своим ...сторонникам.[1] 
      Основным признаком всех экономически отсталых стран является низкий доход на душу населения. Семьи практически не имеют ни возможности, ни стимулов откладывать сбережения. Более того, низкие доходы означают низкий спрос. В результате скудные ресурсы с одной стороны и отсутствие ресурсов с другой стороны препятствуют инвестированию в физический и человеческий капитал. Это означает, что производительность труда остается низкой. А поскольку удельная выработка определяет доход каждого работника, то и личный доход каждого работника низок." Невольно задумываешься: не о нашей ли стране идет речь? 
      Кризис экономики России "переплюнул американскую "великую депрессию" 1929-1933гг. В обоих кризисах при всех различиях немало общего. Оба – это кризисы методов регулирования экономики. "Великая депрессия" ознаменовала крах прежней модели экономики и породила (в рамках одной и той же экономической системы) новую модель, с большей социальной ориентацией и множеством "встроенных" регуляторов, позволяющих уменьшать глубину и социальные последствия циклических кризисов. Российский кризис – кризис системы, что объясняет его большую глубину и трудность преодоления. 
      Сложно однозначно определить какое влияние на пошатнувшуюся экономику России окажет рыночная система. Многие экономисты России и зарубежных стран дают различные прогнозы и усматривают различные тенденции в дальнейшем развитии нашей страны. Но одно очевидно: невозможно вернуться назад к чисто командной экономике. Главное - найти верные пути в продвижении к экономическому прогрессу, выработать научно обоснованную концепцию экономического развития России.
 
 
 
 
 
 
 
 
 


1. Теоретические аспекты спроса и предложения в условиях рыночного хозяйства.

1.1. Анализ закономерностей, присущих рыночной экономике.

 
Потребности – основной побудительный  мотив развития экономики стран. Они очень разнообразны и сложны, как и сама человеческая природа. Люди нуждаются в удовлетворении физических потребностей и духовных знаниях, общении, посещении очагов культуры, путешествиях. Предприятиям необходимы орудия и предметы труда для производства товаров и услуг. Причем один и тот же объект может удовлетворять различные потребности. Обед в дорогом ресторане – это не только способ утоления голода, но и демонстрация определенного социального статуса. 
По мере развития общества происходит рост потребностей, меняется их структура и качество, возникают новые потребности и отмирают старые. Растет численность населения, что неизбежно требует увеличения массы создаваемых материальных и духовных благ. Потребности не имеют границ, а ресурсы всегда ограничены, то есть общество имеет в своем распоряжении определенное количество земли, рабочей силы и капитала. В обществе всегда существует противоречие между безграничностью потребностей и ограниченными возможностями их полного удовлетворения.
Человечеству постоянно приходится решать фундаментальную экономическую проблему: как удовлетворить постоянно растущие потребности при ограниченности ресурсов?
Ограниченность распространяется даже на информацию, потребителей и деньги, находящихся у них. Каждый человек и общество в целом стоит перед выбором. Поскольку ресурсы ограничены, то возможность увеличения одного блага достигается за счет снижения производства другого. Отдельному лицу, предприятию, обществу постоянно приходится чем-то жертвовать, то есть платить определенную цену за сделанный выбор. Это противоречие разрешается на каждом конкретном этапе ростом объемов производства.
Проблема выбора бесконечна. Это  значит, что мы  не ограничены каким-то  одним  решением , а имеем их множество, между которыми и следует сделать выбор. Между чем идет выбор? Между экономическими (наилучшее соотношение результата и затрат) вариантами использования ресурсов. Ведь каждый ресурс может быть применен для удовлетворения различных потребностей. Разной может быть и технология его использования. Найти наилучший (оптимальный) вариант применения ресурсов из всех возможных – в этом смысл выбора как экономической проблемы. Экономическая наука и есть теория выбора оптимального экономического решения. Что же считать оптимальным выбором? В самом общем виде оптимальным будет тот вариант, который обеспечивает максимум результата при минимуме затрат.  В экономике действуют только три субъекта: потребители (покупатели), производители (продавцы) и общество (правительство). Поэтому  принято считать, что для покупателей оптимальный экономический результат – это рост количества и качества удовлетворенных потребностей; для продавцов – прирост прибыли; для правительства – степень удовлетворения общественных потребностей (охрана окружающей среды, поддержка нетрудоспособных, пособия безработным и т.д.)
Выбирая то или иное решение, каждый из названных экономических субъектов  решает множество вопросов. Покупатель должен как-то ранжировать свои потребности, выделить первоочередные, соизмерить свои предполагаемые расходы с ожидаемыми доходами. Продавец должен решить не менее сложные вопросы: что именно произвести, в каком количестве и с каким качеством, какую применить технологию, рассчитать величину ожидаемой прибыли и ее соотношение с затратами.  
Субъект экономических отношений так организует свою деятельность, чтобы добиваться наилучших результатов при имеющихся ресурсах. Неограниченность потребностей и ограниченность ресурсов ставит перед обществом три основных вопроса: что нужно производить и в каком количестве?; как и кто должен производить, из каких ресурсов, с помощью каких технологий?;  для кого производятся товары и услуги, кем они будут потребляться?
На эти вопросы должно ответить любое общество независимо от его  экономической и политической структуры. Перед каждым производителем и страной в целом стоит главный вопрос: что производить? Необходимо определить, какие товары и услуги привлекут потребителя. Каждый производитель должен найти рыночную нишу неудовлетворенных потребностей. Он должен определит объем и структуру потребностей, которые он собирается удовлетворять причем необходимо знать не только текущие потребности, но и будущие. От правильного ответа на этот вопрос зависит непрерывность реализации товаров. Второй вопрос для производителя – как производить, то есть какие использовать технологии, сколько ресурсов и какие из них следует привлечь для создания необходимых благ. На практике это означает поиск путей снижения издержек и возможные комбинации факторов производства при данном объеме ресурсов и существующем уровне техники. Наконец, чтобы ответить на вопрос, кто и в каких объемах будет получать продукцию, необходимо определить величину и уровень доходов потребителей, и реальные возможности производства.
Процветанием в экономике любая  страна всегда обязана согласованности  действий производителей, тогда как  кризис – результат их антагонизма. Оптимальный механизм регулирования – вечная проблема экономики, так как бесконечно изменяются технологические и социальные условия производства. В экономической теории и практике до последнего времени боролись два принципиально противоположных подхода к решению этой проблемы.
Первый подход получил название «классического». Он исходил из того, что максимальная эффективность общественного производства достигается благодаря предоставлению каждому  из его участников неограниченной  экономической свободы. Однако практика показала тупиковость «классического» подхода, ибо такой экономической организации объективно присущи производственные кризисы и социальный антагонизм.
Сторонники противоположного («социалистического») подхода считают, что действия участников производства должны подчиняться жесткой директивной регламентации (что произвести, когда, сколько…). Контроль со стороны общества осуществляет его главный властный институт – государство, обладающий правом и силой к внеэкономическому принуждению. Понятно, что директивная организация производства объективно отрицает рынок, который невозможен без экономической самостоятельности производителей.
Исключительная важность и необходимость  вмешательства государства в экономику признается различными экономическими условиями. Но до абсурда она была доведена  в «советской экономике». Практика показала тупиковость и этой формы организации общественного производства: ведь ей присущи еще большие, чем «классической» модели, пороки – хронический дефицит, разрушающий экономику, и тоталитаризм, разрушающий все остальное.
И только современное постиндустриальное общество доказало практическую возможность решения проблемы оптимального регулирования экономики в рамках «смешанной системы», в которой абсолютная экономическая самостоятельность производителя сменяется относительной, а директивная регламентация – ориентирующим воздействием государства. Это-то и позволило создать «социально-регулируемую рыночную экономику», в которой рынок сохраняется, но рынок обузданный.
Рыночная система базируется на принципе экономической целесообразности, то есть на стремлении достичь максимального результата при минимальных затратах. К этому подталкивают условия конкуренции, стремление обойти соперника, предложив на рынке товар более высокого качества и по более низкой цене. Здесь коренятся и мощные стимулы к обновлению производства и ликвидации дефицита. А общим результатом является ускоренное развитие производительных сил на основе научно-технического прогресса.
Рыночная экономика формирует  и соответствующий ее сути тип  личности – энергичной, инициативной, способной к творчеству и оправданному риску. Вместе с тем субъекты рыночных отношений далеко не идеальны, Им свойственен эгоизм, предпочтение собственных интересов интересам общества. А потому цивилизованная рыночная экономика немыслима без хорошо разработанных тонких инструментов социальной регуляции, правовых и общественных институтов, призванных смягчать, обуздывать крайности рыночных отношений.
Однако и в этом случае рыночная экономика не страдает от застоя. Развитие идет стихийно, но чрезвычайно бурно, иногда сопровождаясь резкими социальными сдвигами и периодическими кризисами перепроизводства разной силы и глубины. Эти социальные потрясения – оборотная сторона ускоренного развития производительных сил и качественных перемен в структуре производства. Они приводят к неизбежному банкротству предприятий и целых отраслей, усиливая и без того значительное имущественное расслоение в обществе.
Таким образом, в рыночной системе  высокая эффективность производства, насыщенность рынка товарами сочетается с нарушением принципов равенства, социальной справедливости. Поэтому выбор в пользу общественной связи рыночного типа – это не выбор между наличием проблем и их отсутствием, а между различными «наборами» проблем. Отсюда понятен драматизм ситуации, в которой находится наша страна. Сделав выбор в пользу рынка, мы поставили перед собой задачу огромной сложности: преобразовать путем реформ административно-командную экономику советского типа в высокоэффективную современную систему хозяйства. Решение такой задачи не имеет прецедента в мировой истории, оно займет весьма длительное время, которое будет нелегким.
Рыночная система формировалась  на протяжении нескольких тысяч лет  в результате разложения натурального хозяйства. В основе этого процесса лежало развитие общественного разделения труда и экономическое обособление производителей в рамках частной формы собственности на средства производства. Этот процесс сделал необходимой и единственно возможной формой связи между экономическими субъектами обмен результатами хозяйственной деятельности Именно такой непрерывный процесс обмена продуктами труда и есть рынок в его простейшем определении.
Поскольку рыночная экономика возникла не сразу, в экономической истории общества можно условно выделить три ступени развития: - «производство», «экономика», «рыночная экономика».
Производство. Такая характеристика первой ступени не случайна: экономика действительно была сведена к производству, исчерпывалась им. Это царство«натурального хозяйства» - замкнутой социальной единицы, в которой производство непосредственно перерастало в потребление (семейное, крестьянское, общинное, родовое…). В натуральном хозяйстве экономические связи производителей ограничивались процессом непосредственного производства. За пределами этого процесса между  производителями не возникало никаких экономических отношений.
С течением времени натуральное  хозяйство видоизменялось, так как  увеличивалось число участников натурального хозяйствования. По мере разрастания субъекта натурального хозяйствования возникала уже система общественного разделения труда, которая и обособляет, и объединяет производителей. Это привело к тому, что между производством и потреблением «вклинилось» сначала «распределение», а затем и «перераспределение». В результате возникает «экономика» – единство сфер производственного и непроизводственного взаимодействия производителей.
Экономика. Переход от «производства» к «экономике» знаменовал превращение перераспределения в обмен. В экономической теории понятие «обмен» всегда обозначает эквивалентно-возмездный обмен продуктами труда между экономически обособленными производителями, связанными разделением труда. Только такой обмен превращает продукты труда в «товары», а сам обмен – в «рынок». Но от этого рынка, как особой сферы «экономики», до возникновения «рыночной экономики» – еще длинный путь, потому что в рамках второй ступени рынок продолжает подчиняться производству, где цены диктует продавец покупателю.
«Рыночная экономика» означает качественный скачок в экономической истории  человечества. Ведь это – рынок  покупателя, в котором производитель утрачивает диктаторский статус. Если мы осознаем всю значимость перехода приоритета от производителя к потребителю, то нам станет, ясна и необходимость характеристики новой ступени экономической истории общества только как «рыночной» экономики. Сам по себе производитель (продавец) – это еще не рынок. Таковым он становится только с появлением свободного, имеющего возможность выбора своей потребительской выгоды покупателя. Диалог взамен монолога – вот что такое  «рыночная экономика».
 


1.2. Теория потребительской ценности и полезности блага.

 
Теория потребительских  ценностей Шета - Ньюмана – Гросса.
Применив концепцию «ценности» к покупательскому поведению, Шет, Нъюман и Гросс (Sheth, Newman and Gross, 1991, р. 18-25) описали рыночный выбор как некое многомерное явление, включающее множество ценностей: функциональную, социальную, эмоциональную, эпистемическую и условную. Данные ценности определяются ими следующим образом:
Функциональная ценность: воспринимаемая полезность блага, обусловленная его способностью играть свою утилитарную или физическую роль. Блага приобретают функциональную ценность в результате обладания явными функциональными или физическими свойствами.
Социальная ценность: воспринимаемая полезность блага, обусловленная его  ассоциацией с какой-либо социальной группой или группами. Блага приобретают социальную ценность посредством ассоциации с положительным или отрицательным стереотипом демографических, социально-культурных или культурно-этнических групп.
Эмоциональная ценность: воспринимаемая полезность блага, обусловленная его способностью возбуждать чувства или аффективные реакции. Блага приобретают эмоциональную ценность, когда ассоциируются с особыми чувствами или когда способствуют выражению или неизменности чувств.
Эпистемическая ценность: воспринимаемая полезность блага, обусловленная его способностью возбуждать любопытство, создавать новизну и/или удовлетворять стремление к знаниям. Блага приобретают эпистемическую ценность, когда они способны обеспечить что-либо новое или отличное от известного.
Условная ценность: воспринимаемая полезность блага, обусловленная специфической  ситуацией, в которой действует  совершающий выбор. Блага приобретают  условную ценность при наличии чрезвычайных физических или социальных ситуаций, подчеркивающих функциональную или  социальную значимость данных благ.
Пять указанных ценностей  вносят дифференцированный вклад в  определенный рыночный выбор в том смысле, что некоторые ценности могут вносить больший вклад, чем другие. Помимо того, данные ценности независимы, т.е. соотносятся аддитивно.
Перечисленные суммарные  ценности и различные категории  потребностей, предложенные в рамках множества дисциплин, сильно перекрываются. Функциональная ценность корреспондирует с общей мотивацией к комфорту в рамках первичных потребностей Мэррея и с физиологическими потребностями и потребностями в безопасности по Маслоу. Социальные и эмоциональные функции корреспондируют с социальными потребностями Маслоу в чувстве принадлежности и любви, с « социальным признанием» и « истинной дружбой» по Рокичу, а также с более общей мотивацией к стимуляции. Эпистемическая ценность подобна потребности в « самоактуализации» по Маслоу, «приятной жизни» и « наслаждению» по Рокичу, а также более общей потребности в стимуляции и наслаждении. Предшествующие исследования не учитывали условной ценности, особенно хорошо адаптированной к поведению покупателя. Вдобавок Шет, Ньюман и Гросс (Sheth et al., 1991; см. главу 5) придали оперативный смысл своей теории, разработав общую анкету и стандартную процедуру адаптации анализа к любой специфической рыночной ситуации.
«Ценностный» подход предлагает аналитику рынка простую, но всеобъемлющую схему для анализа структуры потребностей индивидуального покупателя и сегментирования рынков. Пять суммарных ценностей, постулированные в теории Шета - Ньюмана - Гросса, будут использованы в последующих главах для разработки оперативного анализа и измерения рынка.
Ординалистская (порядковая) теория полезности (Ordinal utility theory) является альтернативой кардиналистской (количественной) теории полезности.
Ординалистская (порядковая) полезность — субъективная полезность, или удовлетворение, которую потребитель  получает из потребляемого им блага, измеренная по порядковой шкале.
Ординалистскую (порядковую) теорию полезности предложили английский экономист и статистик Ф. Эджуорт (1845-1926), итало-швейцарский социолог и экономист В. Парето (1848-1923), американский экономист и статистик И. Фишер (1867-1947). В 30-х гг. XX в. после работ Р. Аллена и Дж. Хикса эта теория приобрела завершенную форму и по настоящее время остаётся наиболее распространенной.
Согласно этой теории, предельную полезность измерить невозможно; потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ.
Критерий ординалистской (порядковой) теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. Например, 1-й набор благ доставляет ему наибольшее удовлетворение, 2-й набор — меньшее удовлетворение, 3-й набор — еще меньшее удовлетворение и т.д. Следовательно, подобная систематизация дает представление о предпочтениях потребителей в отношении набора благ. Однако она не дает представления о различиях удовлетворения данными наборами благ. Иными словами, с практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько один набор лучше другого.
Ординалистская (порядковая) теория полезности основана на нескольких аксиомах. Заметим, что среди экономистов нет единства относительно количества и названия аксиом. Одни авторы называют четыре аксиомы, другие — три аксиомы. Здесь мы выделим следующие аксиомы.
    Аксиома полной (совершенной) упорядоченности предпочтений потребителя. Потребитель, совершающий покупку, всегда может или назвать, какой из двух наборов благ лучше другого, или признать их равноценными.
    Аксиома транзитивности предпочтений потребителя означает, что для принятия определенного решения и его осуществления потребитель должен последовательно переносить предпочтения с одних благ и их наборов на другие.
    Аксиома о ненасыщаемости потребностей гласит, что потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему. Под эту аксиому не подходят антиблага, обладающие отрицательной полезностью, поскольку понижают уровень благосостояния данного потребителя. Так, загрязнение воздуха, шум снижают уровень полезности потребителей. В ординалистской теории полезности используются кривые и карта безразличия. Графически система предпочтений потребителя иллюстрируется посредством кривых безразличия, впервые использованных Ф. Эджуортом в 1881 г.)
Кардиналистская (количественная) полезность - субъективная полезность, или удовлетворение, которые потребитель получает от потребления благ, измеренные в абсолютных величинах. Следовательно, имеется в виду, что можно измерить точную величину полезности, которую потребитель извлекает из потребления блага.
Кардиналистскую (количественную) теорию предельной полезности предложили независимо друг от друга У. Джевонс (1835-1882), К. Менгер (1840-1921) и Л. Вальрас (1834-1910) в последней  трети XIX в. В основе этой теории лежало предположение о возможности  соизмерения полезности различных  благ. Эту теорию разделял А. Маршалл.
Экономисты считали, что полезность можно измерить в условных единицах - ютилах. Но позднее было доказано, что создать точный измеритель количественной полезности невозможно, и возникла альтернативная кардиналистской (количественной) ординалистская (порядковая) теория полезности.
Согласно этой теории, стоимость (ценность) блага определяется не затратами труда, а важностью той потребности, которая удовлетворяется данным благом, и субъективная полезность блага зависит от степени редкости блага и от степени насыщения потребности в нем.
Количественный подход к анализу  полезности не исходит из объективного измерения полезности блага в ютилах, поскольку одно и то же благо для одного потребителя представляет большую ценность, а для другого не представляет никакой ценности.
Эта теория нацеливала экономическую  теорию на изучение поведения потребителей, доказывая, что предельная полезность как общественная равнодействующая субъективных оценок независимых субъектов выступает определяющим фактором, воздействующим на спрос.
Кардиналистская (количественная) теория исходит из возможности потребителя дать количественную оценку в ютидах полезности любого потребляемого им блага, набора благ, которая может быть выражена в виде функции общей полезности:
TU=F(QA,QB,...,QZ), где TU - общая полезность данного набора благ; QA, QB, ..., Qz - объемы потребления благ А, В,..., Z в единицу времени.
Используя кардиналистскую (количественную) теорию полезности, можно охарактеризовать не только общую полезность, но и предельную полезность как дополнительное увеличение данного уровня благосостояния, получаемое при потреблении дополнительного количества блага данного вида и неизменных количествах потребляемых благ всех остальных видов.
Общая и предельная полезность изображены на графиках (рис. 1, 2).


 
 


 


Полезность, выраженная в денежных единицах, называется ценностью данного  блага. Ценности различных благ, в  отличие от полезности, количественно сравнимы, ибо выражаются в одних и тех же денежных единицах. Предельная ценность равна общей ценности данного количества блага. Стоимость данного блага - это рыночная цена одной единицы блага, умноженная на количество единиц данного блага. Ценность (выгода) больше стоимости, так как потребитель был бы готов отдать за предыдущие единицы блага более высокую цену, нежели та, которую он действительно платит во время купли. Максимальное превышение общей ценности над суммарными издержками достигается в точке, где предельная ценность равна цене.
Большинство благ обладают свойством  убывающей предельной полезности, согласно которому, чем больше потребление некоторого блага, тем меньше приращение полезности, получаемой от единичного приращения потребления данного блага. Это объясняет, почему кривая спроса на эти блага имеет отрицательный наклон. На рис. 3 показано, что для голодного человека полезность первого потребляемого им ломтя хлеба очень высока (QA), однако по мере насыщения его аппетита каждый последующий ломоть хлеба приносит все меньшее и меньшее удовлетворение: пятый ломоть хлеба доставит лишь QB дополнительной полезности.

Рис. 3. Убывающая предельная полезность 

Принцип (закон) убывающей полезности нередко называют первым законом Госсена, по имени немецкого экономиста Г. Госсена (1810-1859), сформулировавшего его в 1854 г.
Данный закон заключает в  себе два положения. Первое утверждает убывание полезности последующих единиц блага в одном непрерывном акте потребления, так что в пределе обеспечивается полное насыщение данным благом. Второе положение утверждает убывание полезности первых единиц блага при повторных актах потребления.
Закон убывающей предельной полезности заключается в том, что по мере потребления новых порций одного и того же блага его общая полезность возрастает замедленно.
Следует отметить, что закон убывающей  предельной полезности не универсален, поскольку в ряде случаев предельная полезность последующих единиц блага вначале возрастает, достигает максимума и только потом начинает понижаться. Подобная зависимость существует для небольших порций делимых благ. Второй закон Госсена заключается в утверждении, что полезность, получаемая из последней денежной единицы, израсходованной на приобретение какого-либо блага, одинакова независимо от того, на какое именно благо она затрачена
 


1.3. Теория рыночного равновесия, принципы, существование, устойчивость и методы регулирования.

Теория рыночного  равновесия исходит из постулата  о том, что рынок стремится  к равновесному состоянию между  спросом и предложением. Регулятором объемов спроса и предложения является цена. Так, низкие цены стимулируют рост объемов спроса при одновременном снижении объемов предложения. Покупатели стремятся купить как можно больше, а производители — произвести как можно меньше. Высокие же цены, наоборот, стимулируют увеличение объемов предложения при одновременном уменьшении спроса. Таким образом, нахождение равновесных объемов спроса и предложения согласно теории рыночного равновесия с неизбежностью приводит к достижению соответствующей равновесной цены. Рыночная цена всегда стремится к достижению равновесного состояния через равновесные, одинаковые объемы спроса и предложения (см. рис. 4).

Рис. 4.Рыночное равновесие в точке пересечения
Теория рыночного  равновесия не исключает отклонений от равновесного состояния, объясняя это  временными отклонениями объемов спроса и предложения от первоначального состояния. Фактически рынок постоянно бомбардируется информацией, изменяющей его силуэт и форму. При этом рынок не только подвержен постоянно и дискретно (периодически) поступающей информации, но и реагирует на нее по-разному. На одну следует мгновенная реакция трейдеров и инвесторов, а на другую они ждут подтверждения.
Здесь необходимо указать, что состояние  рыночного равновесия между объемами спроса и предложения, хотя рынок  к нему и стремится, является очень  редким, достижимым скорее случайно, нежели человеческим разумом. Практически  всегда либо спрос превышает объемы предложения, либо последние превышают объемы спроса. Уж очень медленно меняются эти объемы по сравнению с быстротечностью изменения рыночных цен. Пока производители или потребители пытаются «поймать собственный хвост» (вспомним игривую собаку, которая кружится на одном месте, пытаясь поймать свой собственный хвост), рыночные цены уже изменяются, стимулируя их на новые действия.
Практикующие трейдеры могут найти, как минимум, еще один, весьма часто  встречающийся случай несоответствия теории рыночного равновесия действительности. Так, многие трейдеры и инвесторы  торгуют, реагируя на цены, ставя стоп-ордера на проход рыночных цен определенных значений. При этом используется очень  простая логика. Например, «если  рыночная цена достигнет 12 долл., то, скорее всего, рост цены продолжится, а поэтому я куплю по этой цене». Отсюда видно, что рост цены не только не приводит к уменьшению объемов спроса, но и стимулирует появление спроса. Здесь необходимо указать на то, что рынок торгует в том числе ожиданиями будущего соотношения объемов спроса и предложения.
Однако, несмотря на редкость состояния  рыночного равновесия, стремление рынка к нему действительно существует, поэтому сбрасывать со счетов теорию рыночного равновесия нельзя. Фактически соотношение объемов спроса и предложения постоянно колеблется от дефицита к излишку (например, классический кризис перепроизводства) и наоборот, стремясь к некой равновесной точке (рис. 5).

Рис 5. Соотношение объемов спроса и предложения 
изменяется от дефицита к излишку, стремясь к точке равновесия
При этом необходимо отметить, что  точка равновесия не является стационарной. Она также изменяется вслед за изменениями структуры и объемов спроса и предложения, а значит, может перемещаться вверх или вниз по оси цены.
С философской точки зрения состоянию  равновесия соответствует отсутствие движения, а значит, равновесие — это смерть. И финансовые рынки могут подтвердить это. Так, о неликвидных рынках (например, украинском рынке акций 2001 года) очень часто можно услышать слова: «мертвый рынок». Такие рынки большую часть времени находятся в состоянии равновесия, когда изменчивость цен близка к нулю. Вместе с тем, несмотря на кажущуюся стабильность таких рынков, и здесь тоже происходят изменения. Эти изменения реализуются в быстрых и относительно краткосрочных переходах цены с одного уровня на другой. Подобные ситуации напоминают постепенно затягиваемые пружины, результатом отпускания которых бывают такие же последствия, которые наблюдались в августе 1998 года на валютном рынке России. Здесь курс рубля к доллару, зажатый с 1995 года в валютном коридоре, очень долгое время накапливал несоответствие истинного соотноше
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.