На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Понятие трудового права

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 08.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема 1. Понятие  трудового права.

§ 1.1. История развития трудовых отношений  по Российскому законодательству.

Отдельные мысли о праве на труд встречаются еще в философских учениях античного мира. Однако, впервые определение права на труд дано Гракхом Бабефом во второй половине ХIII века» Общество должно обеспечить всем своим членам и определить заработную плату, с тем чтобы этой заработной платы было достаточно для приобретения продовольствия и для удовлетворения всех потребностей каждой семьи». Данное философское определение впервые получило правовое закрепление в Конституции Франции 1848г. Право на труд согласно Конституции Франции подлежало охране наряду с правом собственности.
Начало отделения личного найма  на работу от найма имущественного и обособление первого в самостоятельный  договорный тип было положение, в  Римском праве. В России, как и  на Западе, на первом этапе регулирования  труда поступление в услужении  было равносильно отречению от свободного состояния. По Русской правде наем в  услужении только тогда не вел  к холопству для нанимающегося, когда об этом оговаривалось в  договоре и поэтому существовало два вида холопства; кабальное и  полное. При кабальном холопстве  нанявшиеся был обязан отработать выданные ему вперед денежные средства. В  противном случае он поступал в холопство  до смерти хозяина. Полное холопство  вообще исключало возможность выхода из этого состояния.
Первым нормативным актом, регулирующим отношения в сфере труда на территории России, является Положение 1835г. «Об отношениях между хозяевами  фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими на оныя по найму». Данное положение состояло из 10 статей и обязывало работодателя издавать правила внутреннего трудового распорядка.
Главным нормативным актом, регулирующим трудовые отношения в дореволюционной  России, стал Закон от 3 июня 1886г. «О найме рабочих и правилах надзора за фабричными заведениями» В соответствии со ст.9 Закона от 3 июня 1886г. наем рабочих производился: а) на определенный срок; б) на неопределенный срок; в) на время выполнения какой-либо работы, с окончанием которой прекращался сам договор. Кроме этого, в дореволюционной России был принят еще ряд законов о труде: Устав о промышленности и Горный Устав 1893г., Закон о рабочем времени 1897г., Закон о вознаграждении за увечья и о старостах в промышленных предприятиях 1903г., Закон о страховании рабочих от несчастных случаев и болезни 1912г. Данные нормативные акты свидетельствовали о наличии у трудового права своего предмета и метода, и отличали договор о найме рабочих от договора о найме услуг.
С приходом Советской власти, начинается третий этап регулирования отношений  в сфере труда. На смену договорному  определению условий труда приходит централизованное регулирование условий  трудовых отношений.

§ 1.2. Понятие трудового права.

Трудовое право – одна из важнейших, ведущих обьемных и сложных отраслей права РФ, играющая первостепенную роль в регулировании трудовых отношений работников с работодателями независимо от их организационно – правовых форм. Трудовое право регулирует отношения по труду в области общественной его организации, т.е. труд на производстве. Всякий совместный труд требует организации, управления и базируется на определенной форме собственности на орудия и средства производства. Организация труда делится на техническую и общественную.
Техническая организация труда  – это связь человека в процессе общего труда с его орудиями, техникой, материалами, технологическим процессом.
Общественная организация труда - это существующая в данном обществе, государстве связь между людьми в процессе совместной деятельности, включая их отношения на основе собственности  к средствам производства и продуктам  труда.
Трудовое право регулирует трудовые и другие, тесно связанные сними  отношения, которые характеризуются  определенными чертами и возникают  на основании юридических фактов. Таким юридическим фактом для  трудовых правоотношений выступает  трудовой договор.
Таким образом, можно сказать, трудовое право – это отрасль Российского  законодательства, регулирующая трудовые и иные тесно связанные с ней  отношения, направленная на регулирование  отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности работников с  определенным работодателем, реализация которых, обеспечивается особыми способами, которые входят в метод данной отрасли.

§ 1.3. Предмет и метод трудового  права.

В ТК РФ определены цели трудового законодательства –  установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и  работодателей. Обозначены основные задачи для оптимального достижения и согласования интересов сторон трудовых отношений, а также правовое регулирование  и непосредственно связанных  с ними других отношений.
Речь идет об отношениях по организации  и управлению труда, трудоустройству  у конкретного работодателя, профессиональной подготовке и повышению квалификации.
Впервые в истории российского  трудового законодательства установлены  принципы регулирования трудовых отношений, исходя из общепризнанных принципов  и норм международного права и  Конституции РФ.
С целью устранения несоответствия законов субъектов федерации федеральным законам, регулирующим трудовые отношения, ст.6 ТК РФ разграничила полномочия между федеральными органами государственной власти субъектов РФ.
В Трудовом кодексе РФ впервые легализованы понятия «трудовое отношение» и  «основания его возникновения» и  другие сложные юридические составы. Приведены понятия: работник, работодатель, их права и обязанности, впервые  в самостоятельной статье (ст.22) закреплены права и обязанности работодателя.
Акценты в регулировании трудовых отношений смещаются на уровне локальных  актов, так, например, по согласованию с представительным органом работников могут приниматься коллективный договор, правила внутреннего трудового  распорядка, положения о структурных  подразделениях, оплате труда и т.д. При этом локальные акты, нарушающие трудовые права работников по сравнению  с действующим трудовым законодательством, коллективным договором и соглашениями являются недействительными.
Трудовое право - отрасль права, которая регулирует порядок возникновения, действия и прекращения трудовых отношений, определяет режим совместного труда работников, устанавливает меру труда, правила по охране труда и порядок рассмотрения трудовых споров, то есть регулирует общественные отношения, возникающие по поводу применения и реализации способности к труду.
Предмет трудового  права - трудовые отношения, возникающие при применении работником своей способности к труду в процессе трудовой деятельности, а также другие общественные отношения, связанные с трудовыми. Трудовые отношения возникают между субъектами при заключении трудового договора. На трудовые правоотношения влияют также иные непосредственно связанные с ними общественные отношения, обусловленные применением труда, предусмотренного трудовым договором, а также имевшего место в прошлом либо предполагаемого в дальнейшем.

§ 1.4. Система трудового права.

Под системой права в юридической  науке понимается обьективно существующее строение права, которое выражается в разделении единого права на отдельные части (отрасли, подотрасли) связанные между собой. Систему трудового права можно охарактеризовать как обусловленное общественно- трудовыми отношениями строение трудового права, выражающее в обьединении и научно – обоснованном расположении нормативного материала в определенной последовательности.
Различают общую и особенную  части.
Общая часть состоит из правовых норм ,определяющих предмет и сферу действия трудового права, цели и задачи трудового законодательства, основные принципы и правовое положение субъектов в трудовом праве, порядок заключения и содержание коллективных договоров и соглашений.
Особенная часть – составляют такие  правовые нормы, которые регулируют отдельные элементы трудовых и других, непосредственно связанных с  ними отношений. Такие важные институты  как трудовой договор, рабочее время  и время отдыха, заработная плата, гарантии и компенсации, охрана труда и ряд других важных вопросов входят в предмет регулирования особенной части.

§ 1.5. Сфера действия норм трудового  права.

В соответствии со ст. 72 Конституции  РФ трудовое законодательство находится  в совместном ведении Российской Федерации, и ее субъектов. К ведению  федеральных органов государственной  власти в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с  ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории России федеральных законов  и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:
основные направления государственной  политики в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с  ними отношений;
основы правового регулирования  трудовых и иных непосредственно  связанных с ними отношений;
обеспечиваемый государством уровень  трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);
порядок заключения, изменения и  расторжения трудовых договоров;
основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;
порядок разрешения индивидуальных и  коллективных трудовых споров;
принципы и порядок осуществления  государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
порядок и условия материальной ответственности сторон трудового  договора;
виды дисциплинарных взысканий  и порядок их применения;
особенности правового регулирования  труда отдельных категорий работников и т. д.
Органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и  иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных  органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами, и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящий к увеличению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.
По вопросам, не урегулированным  федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, органы государственной  власти субъектов РФ могут принимать  законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового  права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового  акта РФ по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ должен быть приведен в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом РФ.
Согласно ст. 7 ТК РФ органы местного самоуправления вправе принимать акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции.
Работодатель вправе принимать  локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции (например, вводить правила внутреннего трудового распорядка). Действие локальных нормативных актов о труде (коллективного договора, соглашения об охране труда, положения о премировании и т. д.) распространяется только на работников конкретного предприятия, учреждения или организации. Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, либо принятые без учета мнения представительного органа работников, являются не действительными. Когда международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила, установленные международным договором.

§ 1.6. Цели и задачи трудового законодательства.

Основные задачи трудового законодательства - создание необходимых правовых условий  для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также  право вое регулирование трудовых и иных непосредственно связанных  с ними отношений:
по организации труда и управлению трудом;
трудоустройству у данного работодателя;
профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников у данного работодателя;
социальному партнерству, ведению  коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда  и применении трудового законодательства;
материальной ответственности  работодателей и работников в  сфере труда;
надзору и контролю (в том числе  профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство по охране труда);
разрешению трудовых споров.

Тема 2. Источники трудового права

§ 2.1. Понятие источников трудового  права

Источники трудового права - это  нормативно-правовые акты и отдельные  нормы, которые призваны регулировать отношения, входящие в предмет трудового  права.
Источники трудового права имеют  свои особенности - они издаются на различных уровнях правового  регулирования труда; федеральном, региональном, местном и локальном. Источники трудового права можно  классифицировать по юридической силе; Конституция РФ, Международно-правовые акты о труде, федеральные конституционные  законы, законы и подзаконные акты субъектов федерации и т.д.
В ст.5 ТК РФ определено соотношение  нормативных актов, регулирующих трудовые отношения. В частности нормы  трудового права, содержащихся в  других законах, должны соответствовать  настоящему кодексу. В случае противоречия между ТК. РФ и иными Федеральными законами, содержащими нормы трудового  права, применению подлежит кодекс.
Согласно ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство относится к совместному  ведению РФ и ее субъектов. По предметам  совместного ведения издаются федеральные  законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные  правовые акты субъектов РФ.
Регулирование трудовых и иных непосредственно  связанных с ними отношений осуществляется трудовым законодательством (включая  законодательство об охране труда) и  другими нормативными правовыми  актами, содержащими нормы трудового  права:
Трудовым кодексом РФ;
иными федеральными законами;
указами Президента РФ;
постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
конституциями (уставами), законами и  иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;
актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового  права, которые составляют систему трудового законодательства.
Трудовой кодекс - основной акт  трудового законодательства, и нормы  трудового права, содержащиеся в  иных законах, должны соответствовать ТК РФ.
Указы Президента РФ, содержащие нормы  трудового права, не должны противоречить  ТК РФ и иным федеральным законам.
Постановления Правительства РФ, содержащие нормы  трудового права, не должны противоречить  ТК РФ, иным федеральным указам Президента РФ.
Нормативные правовые акты федеральных  органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным  законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.
Законы  и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового  права, не должны противоречить ТК федеральным  законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным  правовым актам федеральных органов  исполнительной власти.
Акты органов местного самоуправления и локальные норматив содержащие нормы трудового права, не должны противоречит иным федеральным законам, указам Президента РФ, поста» Правительства  РФ, нормативным правовым актам федеральных  органов исполнительной власти, законам  и иным нормативным г актам  субъектов РФ.
В случае противоречий между ТК РФ и иными федеральными законами, содержащими  нормы трудового права, применяется  Трудовой кодекс РФ. Если вновь принятый федеральный закон противоречит ТК РФ, то данный федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в ТК РФ. При этом в случае выявления противоречий между федеральным законом и иным изданным в РФ, действует федеральный закон.

§ 2.2. Классификация источников трудового  права.

Источники трудового права могут  быть классифицированы по форме актов. По этому критерию они могут быть подразделены на законы, указы и  Постановления Правительства РФ, разьяснения правила, положения, решения, приказы соглашения, коллективные договоры, рекомендации.
Источники трудового права могут  быть классифицированы также по степени  обобщенности на кодифицированные и не кодифицированные. По субьектам, к которым применяются источники трудового права они могут быть классифицированы на общие и специальные нормы. По предмету правового регулирования источники трудового права могут быть распределены в зависимости от того, на регулирование каких отношений входящих в предмет трудового права, они направлены. По территории применения источники трудового права могут быть классифицированы на общефедеральные, межотраслевые, отраслевые, республиканские, областные, краевые, местные и локальные.

§ 2.3. Общая характеристика источников трудового права.

Конституция РФ. Занимает высшую ступеньку  в иерархии источников трудового  права, другие источники трудового  права должны соответствовать конституционным  требованиям. В соответствии с ч.3 ст.15 Конституции РФ любые нормативные  акты, затрагивающие права, свободы  и обязанности человека и гражданина не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения.
В ст.37 Конституции РФ. Провозглашены  свобода труда, право свободно распоряжаться  своими способностями к труду, право  на труд на условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
К числу источников трудового права  относятся нормы международно– правого регулирования труда, в том числе договоры и конвенции МОТ.
Основным Федеральным законом, регулирующим отношения, составляющие предмет трудового права с 1 февраля 2002 (ред. от 30 июня 2006г.) является Трудовой кодекс. Другие Федеральные законы и подзаконные акты не могут ухудшать положение работников по сравнению  с нормами ТК РФ.
Источниками трудового права продолжают оставаться федеральные законы, принятые до введения в действие ТК РФ, а также  Указы Президента РФ. И Постановления  Правительства РФ.

§ 2.4. Функции трудового права.

Под функциями трудового права  следует понимать основные направления  правового воздействия норм на отношения, составляющие предмет данной отрасли  права. Главной функцией трудового  права следует признать регулятивную, которая заключается в обеспечении  реализации норм трудового права  в отношениях, на регулировании которых  они направлены. Из регулятивной вытекает социальная функция, подчеркивающая приоритет  права и свободы человека и  гражданина в процессе трудовой деятельности. Воспитательная функция трудового  права проявляется в проведении мероприятий, направленных на предотвращение и устранение работодателями нарушение  прав и свобод человека и гражданина в сфере труда. Защитная функция  проявляется в обязанности государственных  органов обеспечить всеми работодателями прав и свобод гражданина в сфере  труда. С целью защиты прав и интересов  работников и работодателей могут быть созданы соответствующие представительные органы и организации. Их деятельность вписывается в рамки защиты прав и интересов соответственно работников и работодателей.

§ 2.5. Запрет на дискриминацию в труде  и запрещение принудительного труда.

В соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин имеет равные возможности  для реализации своих трудовых прав. Согласно ст. 3 ТК РФ никто не может  быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального  и должностного положения, возраста, места жительству, отношения к  религии, политических убеждений, принадлежности или не принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Не признаются дискриминацией ограничения  прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда  законными требованиями либо обусловлены  особой заботой государства о  лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Например, на основании ст. 298 ТК РФ к работам, выполняемым вахтовым методом, не могут  привлекаться работники в возрасте до 18 лет, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет, а также лица, имеющие медицинские  противопоказания к выполнению работ  таким методом. Не признается дискриминацией установление в определенных случаях  различий, исключений, предпочтений, если это предусмотрено законом.
Лица, считающие, что они подверглись  дискриминации в сфере трудовых отношений, вправе обратиться в органы федеральной инспекции труда  и (или) в суд с заявлением о  восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. Отказ в приеме на работу по дискриминационным мотивам может быть обжалован в суд. Принудительный труд запрещен ст. 37 Конституции РФ и ст. 4 ТК РФ.        Согласно Конвенции МОТ № 29 «О принудительном и обязательном труде» (1930 г.) принудительный или обязательный труд означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица, под угрозой какого либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. В соответствии со ст. 4 ТК РФ принудительный труд представляет собой выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:
в целях поддержания трудовой дисциплины;
в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
в качестве средства мобилизации и  использования рабочей силы для  нужд экономического развития;
в качестве меры наказания за наличие  или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных  установленной политической, социальной или экономической системе;
в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.
К принудительному  труду также относятся:
нарушение установленных сроков выплаты  заработной платы или выплата  ее не в полном размере;
требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной и индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника.
В сфере применения трудового законодательства принудительный труд не включает в себя:
работу, выполнение которой обусловлено  законодательством о воинской обязанности  и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;
работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в  случаях объявления чрезвычайного  или военного положения, бедствия или  угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или  эпизоотии), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или  нормальные жизненные условия всего  населения или его части;
работу, выполняемую вследствие вступившего  в законную силу приговора суда под  надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Тема 3. Трудовые отношения

§ 3.1. Понятие и основания возникновения  трудовых отношений.

Трудовыми отношениями считаются  отношения, основанные на соглашении между  работником и работодателем о  личном выполнении работником за определенную плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего  трудового распорядка при обеспечении  работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ст. 15ТКРФ).
Содержание трудовых правоотношений составляют права и взаимные обязанности  сторон этих отношений, то есть работника  и работодателя. В общем случае права и обязанности сторон трудовых отношений определяются нормами  ТК РФ.
Трудовые отношения возникают  между работником и работодателем  на основании трудового договора. В случаях и порядке, которые  установлены законодательством  или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в  результате:
избрания (выборов) на должность;
избрания по конкурсу на замещение  соответствующей должности;
назначения на должность или утверждения в должности;
направления на работу уполномоченными  законом органами в счет установленной  квоты;
судебного решения о заключении трудового договора;
фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор  надлежащим образом оформлен (ст. 16 ТК РФ).
Трудовые отношения на основании  трудового договора в результате избрания (выборов) на должность возникают, если избрание (выборы) на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции.
На основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности  трудовые отношения возникают, если законодательством или уставом (положением) организации определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности.
Трудовые отношения на основании  трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности возникают в случаях, предусмотренных законодательством или уставом (положением) организации.

§ 3.2. Субъекты трудовых отношений.

Непосредственно связанные трудовыми  отношениями лица (участники трудовых отношений), которые в силу имеющихся  особенностей могут быть носителями субъективных юридических прав и  обязанностей, считаются сторонами (субъектами) трудовых отношений. Согласно ст. 20 ТК РФ сторонами трудовых отношений  являются работник и работодатель.
Работником признается физическое лицо, вступившее в трудовые отношения  с работодателем.
Работодатель - это физическое или  юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляют:
физическое лицо, являющееся работодателем;
органы управления юридического лица (организации) или уполномоченные ими  лица в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.
По обязательствам учреждений, финансируемых  полностью или частично собственником (учредителем), вытекающим из трудовых отношений, дополнительную ответственность  несет собственник (учредитель) в  установленном законом порядке.

§ 3.3. Основные принципы в трудовых отношениях.

Принципы трудового права - это  установленные с помощью законодательства положения, основывающиеся на общепризнанных нормах международного права и Конституции  РФ, предусматривающие правила регулирования  трудовых и иных непосредственно  связанных с ними отношений.
К основным принципам правового  регулирования трудовых отношений  относятся, в частности:
свобода труда, право распоряжаться  своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
запрещение принудительного труда  и дискриминации в сфере труда;
защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
обеспечение права каждого работника  на справедливые условия труда, права  на отдых;
равенство прав и возможностей работников;
обеспечение права каждого работника  на выплату справедливой заработной платы не ниже установленного законом  минимального размера оплаты труда;
обеспечение права работников и  работодателей на объединение для  защиты своих прав и интересов;
обеспечение права работников на участие  в управлении организацией; социальное партнерство;
обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи  с исполнением им трудовых обязанностей;
обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и  свобод, в том числе в судебном порядке;
обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а  также права на забастовку;
обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора;
обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением  трудового законодательства;
обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

§ 3.4. Основные права и обязанности  субъектов в трудовых правоотношениях.

Основные права и обязанности  работников, предусмотренные ст. 21 ТК РФ, установлены в соответствии с  Декларацией прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным  Советом РСФСР 22.11.91, требованиями соответствующих  конвенций МОТ ("О принудительном и обязательном труде" 1930 г., "О  сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю" 1935 г., "Об охране заработной платы" 1949 г. и т. д.), а  также в соответствии с Конституцией РФ.
Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет  право:
на заключение, изменение и расторжение  трудового договора в порядке  и на условиях, установленных ТК РФ, иными федеральными законами;
предоставление ему работы, обусловленной  трудовым договором;
рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда и коллективным договором;
своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством  выполненной работы; отдых;
полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях  охраны труда на рабочем месте;
профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации;
объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов; участие в управлении организацией;
ведение коллективных переговоров  и заключение коллективных договоров  и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;
защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;
разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку;
возмещение вреда, причиненного работнику  в связи с исполнением им
трудовых обязанностей, и компенсацию  морального вреда;
обязательное социальное страхование.
Основные обязанности работника, установленные ст. 21 ТК РФ, могут  быть уточнены (конкретизированы) в  правилах внутреннего трудового  распорядка организаций, уставах, положениях о дисциплине, коллективных и трудовых договорах. При этом положение работников не может ухудшаться по сравнению  с нормами трудового законодательства.
В общем случае каждый работник обязан:
добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
соблюдать правила внутреннего  трудового распорядка организации;
соблюдать трудовую дисциплину;
выполнять установленные нормы  труда;
соблюдать требования по охране труда  и обеспечению безопасности труда;
бережно относиться к имуществу  работодателя и других работников;
незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности  имущества работодателя.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель вправе:
заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками  в порядке и на условиях, которые  установлены ТК РФ, иными федеральными законами;
вести коллективные переговоры и заключать  коллективные договоры;
поощрять работников за добросовестный эффективный труд;
требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного  отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации;
привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности  в порядке, установленном ТК РФ, иными  федеральными законами;
принимать локальные нормативные  акты;
создавать объединения работодателей  в целях представительства и  защиты своих интересов и вступать в них.
Работодатель обязан:
предоставлять работникам работу, обусловленную  трудовым договором;
обеспечивать безопасность труда  и условия, отвечающие требованиям  охраны и гигиены труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и  иными средствами, необходимыми для  исполнения ими трудовых обязанностей;
обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;
вести коллективные переговоры, а  также заключать коллективный договор;
предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного  договора, соглашения и контроля за их выполнением;
создавать условия, обеспечивающие участие  работников в управлении организацией в предусмотренных ТК РФ, иными  федеральными законами и коллективным договором формах;
обеспечивать бытовые нужды  работников, связанные с исполнением  ими трудовых обязанностей;
осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами;
возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими  трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред;
исполнять иные обязанности, предусмотренные  ТК РФ, федеральными законами и иными  нормативными правовыми актами, содержащими  нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями и трудовыми  договорами.

Тема 4. Правовое регулирование занятости  населения

§ 4.1. Общая характеристика Законодательства РФ о занятости населения и  его содержание.

Государственная политика в области  занятости четко определена в  основном законе государства - Конституции  РФ, а именно ст.37,которая в частности  предусматривает право на защиту от безработицы. Совокупность нормативно- правовых актов регулирующих вопросы  занятости населения и
Трудоустройства и правовой механизм их разрешения включает в себя две  основные группы нормативно – правовых актов.
Нормы первой группы направлены на защиту работников от необоснованных увольнений и выплату денежных сумм, имеющих  компенсационный характер, включая  и оплату вынужденного прогула. Вторую группу включают нормы, регулирующие непосредственно занятость, трудоустройство, правовой статус безработного, обьем льгот и гарантии лицам, которые потеряли работу и нуждаются в поддержке государства
В Трудовом кодексе вопросы занятости  и трудоустройства прямо не урегулированы, хотя данные вопросы предусмотрены  в ст.2 ТК РФ. Эта тема возникла, когда  в России появилась, и начала расти  безработица и был принят Закон “О занятости населения в Российской Федерации” от 19 апреля 1991г. (новая его редакция от 10 января 2003г.).
По данной теме надо тщательно изучить Закон РФ “О занятости населения РФ” с последующими его изменениями и дополнениями и уметь дать ему общую характеристику. При этом необходимо обратить внимание , как законодатель в ст.2 дает понятие занятости, подходящей работы, кого следует считать занятым, а кого - безработным.
Статья 5 этого закона закрепляет государственную  политику в области занятости, следует  усвоить перечисленные в ней  принципы. Поскольку обеспечение занятости представляет целый комплекс социально-экономических и юридических гарантий права на труд, то их необходимо хорошо знать и обратить внимание на важнейшую из гарантий - государственную политику в области занятости.
Отношения по обеспечению занятости  и трудоустройству регулируются указанным законом, а также социально-партнерскими соглашениями и коллективными договорами.
Имеется ряд Указов Президента РФ по вопросам занятости и Постановлений  Правительства РФ, Так, например, Указ Президент РФ от 14 июня 1992г.» О  самостоятельности федеральной  службы занятости выделил в самостоятельный  федеральный исполнительный орган. Положение о федеральной службе по труду и занятости утвержденное Постановлением Правительства РФ ОТ 06.04.04г. за №156 подробно регламентирует полномочия указанной службы.

§ 4.2.Занятость населения и правовой статус безработного.

Законодательство о занятости  предусматривает, что занятость - это деятельность граждан, направленная на удовлетворение личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок или трудовой доход.
Занятыми считаются граждане:
- работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу  за вознаграждение на условиях  полного или неполного рабочего  времени, а также имеющие иную  оплачиваемую работу (службу),сезонные  и временные работы;
- занимающиеся предпринимательской  деятельностью;
- самостоятельно обеспечивающие  себя работой;
- занятые в подсобных промыслах  и реализующие продукцию по  договорам;
- выполняющие работы по гражданско – правовым договорам;
- избранные, назначенные или  утвержденные на оплачиваемую должность;
- проходящие военную службу, а  также службу в органах внутренних  дел;
- проходящие очный курс обучения  в общеобразовательных учреждениях,  учреждениях начального–профессионального  среднего – профессионального  и высшего - профессионального  образования:
- временно отсутствующие на  рабочем месте в связи с  нетрудоспособностью и в других  случаях. 
Правовой статус безработного включает основные права и обязанности, которыми наделяет государство лицо, потерявшего  работу.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в  органах службы занятости в целях  поиска подходящей работы как безработные, ищут работу и готовы приступить к  ней.
Не могут быть признаны безработными граждане, не достигшие 18 летнего возраста, пенсионеры, отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в органах  службы занятости в целях поиска подходящей работы от 2 вариантов подходящей работы. При отсутствии подходящей работы зарегистрированному лицу, в  целях ее поиска, может быть предложено, при его желании, участие в  оплачиваемых общественных работах  или прохождение профессиональной подготовки.

§ 4.3. Правовая организация трудоустройства  граждан и основные полномочия службы занятости.

Под трудоустройством понимается система  мер, направленная на обеспечение трудовой занятости населения, включающая содействие в поиске и получении работы со стороны органов государства, а  также негосударственных организаций  на основе лицензирования.
Общее руководство трудоустройством возложено на Министерство здравоохранения  и социального развития РФ., которое  несет ответственность за разработку и реализацию единой государственной  политики в области труда и  занятости.
Непосредственно ведающими вопросами  трудоустройства является Федеральная  государственная служба по труду  и занятости со своей структурой – центрами занятости в краях, областях, районах и городах.
В соответствии с Постановлением Правительства  от 27мая 2005г. за №156 «Вопросы федеральной  службы занятости» предусмотрено, что  указанная служба содействует гражданам  в поиске подходящей работы, осуществляет подбор работодателям необходимых  работников, оказывает бесплатные консультации и другие вопросы.
Кроме бесплатного содействия в  подборе подходящей работы. Существенное значение имеет и бесплатное обучение новой профессии, а также повышение  квалификации с выплатой стипендии. Весьма существенным средством временного решения проблемы занятости является предоставление оплачиваемых общественных работ, выполнение которых осуществляется на добровольной основе и оформляется  срочным трудовым договором.
Под общественными работами понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие предварительной  профессиональной подготовки работников, имеющие специально полезную направленность. С лицами, желающими участвовать  в общественных работах, работодатель заключает срочный трудовой договор  на срок до шести месяцев.

§ 4.4.Порядок выплаты пособий по безработице.

Одной из важных социальных функций государства является материальная поддержка тех, кто вынужденно потерял работу и заработок. Право на пособие по безработице выплачивается гражданину , который признан государственной службой занятости безработным и выплата начинается с момента признания его таковым.
Государство гарантирует безработным:
- выплату пособия по безработице,  в том числе в период временной  нетрудоспособности безработного;
- выплату стипендии в период  профессиональной подготовки, повышения  квалификации, переподготовки по  направлению органов службы занятости,  в том числе в период временной  нетрудоспособности;
- возможность участия в оплачиваемых  общественных работах;
- возмещение затрат в связи  с добровольным переездом в  другую местность для трудоустройства  по предложению органов службы  занятости.
Пособие безработным гражданам, уволенным  по любым основаниям, устанавливается  в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние  три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего времени.
Для определения размера пособия  имеет значение, за какой по счет месяц оно начисляется. Первые три  месяца пособие составляет 75%, следующие  четыре месяца – 60%, в дальнейшем 45% среднемесячного заработка по последнему месту работы. Период выплаты пособия  не может превышать двенадцати месяцев  в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.
В соответствии с законодательством  о занятости населения выплата  пособия по безработице может  быть прекращена, приостановлена или  его размер может быть сокращен органами службы занятости.

Тема 5. Социальное партнерство в сфере  труда.

§ 5. 1.Понятие, принципы и органы социального  партнерства.

Социальное партнерство в сфере  труда - это система взаимоотношений  между работниками (представителями  работников), работодателями (представителями  работодателей), органами государственной  власти ,органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей  по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно  связанных сними отношений.
Соглашение - это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.
Соглашение может предусматривать взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: оплата труда; условия и охрана труда;
режимы труда и отдыха; развитие социального партнерства; иные вопросы, определенные сторонами соглашения.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут  заключаться следующие виды соглашения: генеральное (устанавливает общие  принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне), региональное (устанавливает общие  принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта РФ), отраслевое или межотраслевое (определяет общие  условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей), территориальное (предусматривает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования) и иные. К иным относятся соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых и других непосредственно связанных с ними отношений.
По договоренности сторон, участвующих  в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними. Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. Генеральное соглашение заключается только на федеральном уровне с участием Правительства РФ, например, генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2005 – 2007годы.
Состав участников соглашений зависит  от уровня (вида) заключаемого соглашения. Участниками соглашения могут быть:
при заключении генерального соглашения - общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей, Правительство РФ;
при заключении регионального соглашения - соответствующие профсоюзы и  их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган исполнитель ной  власти субъекта РФ;
при заключении отраслевого (межотраслевого) соглашения - соответствующие профсоюзы  и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган по труду субъекта РФ (Минтруда РФ, если соглашение заключается на федеральном уровне);
при заключении территориального соглашения - соответствующие профсоюзы и  их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, соответствующий орган местного самоуправления.
Профсоюзы и иные уполномоченные работниками  представительные органы не вправе требовать  от органов исполнительной власти, не являющихся работодателем или  представителем работодателя, заключения с ними двусторонних соглашений.

§ 5.2.Понятие, виды и структура соглашений.

Соглашение - это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.               
 Соглашение может предусматривать взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:
•   оплата труда;
•   условия и охрана труда;
•   режимы труда и отдыха;
•   развитие социального партнерства;
•   иные вопросы, определенные сторонами соглашения.                  
 В зависимости от сферы  регулируемых социально-трудовых  отношений могут заключаться  следующие виды соглашения: генеральное  (устанавливает общие принципы  регулирования социально-трудовых  отношений на федеральном уровне), региональное (устанавливает общие  принципы регулирования социально-трудовых  отношений на уровне субъекта  РФ), отраслевое или межотраслевое  (определяет общие условия оплаты  труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей), территориальное (предусматривает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования) и иные. К иным относятся соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых и других непосредственно связанных с ними отношений.
По договоренности сторон, участвующих  в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними. Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. Генеральное соглашение заключается только на федеральном уровне с участием Правительства РФ, например, генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2002 - 2004 годы.
Состав участников соглашений зависит  от уровня (вида) заключаемого соглашения. Участниками соглашения могут быть:
•    при заключении генерального соглашения - общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей, Правительство РФ;
•    при заключении регионального соглашения - соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган исполнительной власти субъекта РФ;
при заключении отраслевого (межотраслевого) соглашения - соответствующие профсоюзы  и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган по труду субъекта РФ (Минтруда РФ, если соглашение заключается на федеральном уровне);
•    при заключении территориального соглашения - соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, соответствующий орган местного самоуправления.
Профсоюзы и иные уполномоченные работниками  представительные органы не вправе требовать  от органов исполнительной власти, не являющихся работодателем или  представителем работодателя, заключения с ними двусторонних соглашений.
Проект соглашения разрабатывается  в ходе коллективных переговоров. Порядок, сроки разработки проекта соглашения и его заключение определяет комиссия. Проект соглашения подписывается полномочными представителями участников соглашения.
Соглашения, требующие бюджетного финансирования, по общему правилу  заключаются и изменяются до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.
Генеральное и отраслевые тарифные соглашения по отраслям, организации  которых финансируются из федерального бюджета, должны заключаться до внесения проекта федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.
Региональные и территориальные  соглашения заключаются до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов  РФ и органов местного самоуправления.
На основании ст. 48 ТК РФ срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать 3 лет. Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. По взаимному согласию стороны вправе продлить действие соглашения на срок не более 3 лет.
Действие соглашения распространяется:
на работников и работодателей, которые уполномочили соответствующих  представителей сторон на коллективных переговорах разработать и заключить  его от их имени;
органы государственной власти и органы местного самоуправления в  пределах взятых ими на себя обязательств;
работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения.
В случаях, когда на работников одновременно распространяется действие нескольких соглашений, действуют наиболее благоприятные  для них условия соглашений.
Соглашение распространяется на всех работодателей - членов объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением.
Если работодатели в течение 30 календарных  дней со дня официального опубликования  предложения о присоединении  к соглашению не представили в  федеральный орган исполнительной власти по труду письменный мотивированный отказ присоединиться к нему, соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого, предложения. Порядок опубликования соглашений определяется сторонами соглашений. Когда на федеральном уровне заключено отраслевое соглашение, руководитель федерального органа исполнительной власти по труду вправе предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению (ст. 48 ТК РФ).

§ 5. 3. Понятие, стороны и содержание коллективного договора.

Коллективный договор - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и  заключаемый работниками и работодателем  в лице их представителей. В коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства сторон социально-трудовых отношений в данной организации  с учетом специфики и условий  труда, согласованные сторонами  договора.        
 Если стороны не смогли  согласовать отдельные положения  проекта коллективного договора  в течение 3 месяцев, они должны  подписать его на приемлемых  условиях и одновременно составить  протокол разногласий. Неурегулированные  разногласия могут быть предметом  дальнейших коллективных переговоров  или разрешаться в соответствии  с ТК РФ, иными федеральными  законами.        
 Коллективный договор может  заключаться в организации, ее  филиалах, представительствах и  иных обособленных структурных  подразделениях. При его заключении  в филиале, представительстве  представителем работодателя является  руководитель соответствующего  подразделения, уполномоченный на  это работодателем.
Согласно ст. 41 ТК РФ в коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:
•    формы, системы и размеры оплаты труда;
•    выплата пособий, компенсаций;
•    механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
•    занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
•    рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
•    улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
•    соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья;
•    экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
•    гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением; оздоровление и отдых работников и членов их семей;
•    контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников;
•    отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;
•    другие вопросы, определенные сторонами.
Содержание и структура коллективного  договора определяются сторонами. С  учетом финансово-экономического положения  работодателя в коллективном договоре могут устанавливаться льготы и  преимущества для работников, условия  труда, более благоприятные по сравнению  с установленными законодательством, соглашениями. В коллективный договор  должны быть включены нормативные положения, если в законах и иных нормативных  правовых актах содержится прямое предписание  об обязательном закреплении этих положений  в коллективном договоре.

§ 5.4. Порядок ведения коллективных переговоров.

Коллективные переговоры представляют собой переговоры лиц, состоящих  в трудовых отношениях, через своих  представителей по вопросам подготовки, заключения или изменения коллективных договоров между работниками  и работодателем. Инициатором коллективных переговоров вправе выступать каждая из сторон трудовых отношений.
Правом на ведение коллективных переговоров от имени работников и от имени работодателей наделены их представители, которые участвуют  в коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного  договора, соглашения и вправе проявить инициативу по проведению таких переговоров.
Представители стороны, получившие уведомление  в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в  течение 7 календарных дней со дня  получения уведомления. Работодатели, органы исполнительной власти обязаны  вести переговоры по трудовым и социально-экономическим  вопросам, предлагаемым для рассмотрения профсоюзами, иными уполномоченными  работниками представительными  органами.
Участники коллективных переговоров  свободны в выборе вопросов регулирования  социально-трудовых отношений (ст. 37 ТК РФ). Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон - участников таких переговоров. Не позднее 2 недель со дня получения соответствующего запроса стороны должны предоставить друг другу имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Участники коллективных переговоров, Другие лица, связанные с ведением таких переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной).
В случаях, когда стороны коллективных переговоров не смогли прийти к согласию по всем рассматриваемым или по части  вопросов, составляется протокол разногласий.
При наличии в организации 2 или  более первичных профсоюзных  организаций они создают единый представительный орган для ведения  коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного  договора и его заключения. Единый представительный орган формируется  на основе принципа пропорционального  представительства в зависимости  от численности членов профсоюза. При  этом представитель должен быть определен  от каждой профсоюзной организации.
Если единый представительный орган  не создан в течение 5 календарных  дней с момента начала коллективных переговоров, то интересы всех работников организации представляет первичная  профсоюзная организация, объединяющая более половины работников. В том  случае, если ни одна из первичных профсоюзных  организаций не объединяет более  половины работников, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием определяет первичную профсоюзную  организацию, которой поручается сформировать представительный орган.
Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне РФ, субъекта РФ, отрасли, территории предоставляется соответствующим  профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем  уровне нескольких профсоюзов (объединений  профсоюзов) каждому из них предоставляется  право на представительство в  составе единого представительного  органа для ведения коллективных переговоров, который формируется  с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. Если договориться о создании единого представительного  органа для ведения коллективных переговоров не удалось, право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему  наибольшее число членов профсоюза(профсоюзов).
Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного  договора, соглашения, освобождаются  от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более 3 месяцев (ст. 39 ТК РФ).
Услуги экспертов, специалистов и  посредников оплачивает приглашающая сторона, если иное не предусмотрено  коллективным договором, соглашением. Когда указанные лица приглашаются по взаимной договоренности сторон коллективных переговоров, труд приглашенных оплачивается по соглашению с ними органами исполнительной власти и местного самоуправления, работодателями, их объединениями, иными уполномоченными работодателями органами.
Гарантии для лиц, участвующих в коллективных переговорах, устанавливаются ст. 39 ТК РФ и законодательством о коллективных договорах и соглашениях. В частности, представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя. Исключения составляют случаи расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с трудовым законодательством предусмотрено увольнение с работы.
Коллективный договор, соглашение в течение 7 дней со дня их подписания должны быть направлены представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. При этом вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации. Коллективный договор, соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного коллективным договором, соглашением.
При осуществлении регистрации  коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду  выявляет условия, ухудшающие положение  работников по сравнению с законодательством, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению (ст. 50 ТК РФ).
Выполнение коллективного договора, соглашения контролируют стороны социального  партнерства, их представители, соответствующие  органы по труду. При проведении такого контроля представители сторон обязаны  предоставлять друг другу необходимую  для этого информации.

§ 5.5. Контроль и ответственность за невыполнение условий коллективного  договора.

Представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах  по заключению, изменению коллективного  договора, соглашения, подвергаются штрафу. Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия  в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного  договора, соглашения либо нарушение  установленного законом срока проведения переговоров, а равно не обеспечение  работы комиссии по заключению коллективного  договора, соглашения в определенные сторонами сроки, влечет наложение  административного штрафа в размере  от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.28 Кодекса РФ об административных нарушениях (КоАП РФ).
Представители сторон, неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу. Согласно ст. 5.30 КоАП РФ необоснованный отказ работодателя или его представителя от заключения коллективного договора, соглашения влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда.
Непредставление работодателем или  его представителем в срок информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления  контроля за соблюдением коллективного  договора, соглашения, влечет наложение  административного штрафа в размере  от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.29 КоАП РФ).
Представляющие работодателя либо работников лица, виновные в нарушении  или невыполнении обязательств, предусмотренных  коллективным договором, соглашением, подвергаются штрафу. Нарушение или  невыполнение работодателем или  лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению наказывается административным штрафом  в размере от 30 до 50 минимальных  размеров оплаты труда (ст. 5.31 КоАП РФ)
Тема 6. Трудовой договор

§ 6.1 Понятие и значение трудового  договора.

Одним из основных правовых институтов законодательства о труде является трудовой договор, с помощью которого, граждане реализуют свою способность  к труду, путем добровольного  заключения ими трудового договора.
Трудовой договор необходимо различать  в трех аспектах:
- как соглашение о труде в качестве работника предприятия:
- как юридический факт, являющийся  основанием для возникновения  и существования других правоотношений, тесно, связанных с трудовыми:
- как инструмент трудовой права,  т.е. системы правовых норм  о приеме на работу (заключении  трудового договора), переводе на  другую работу (изменении трудового  договора) и увольнении (прекращении  трудового договора).
Трудовой договор представляет собой важнейшее правовое средство реализации закрепленного в Конституции  РФ права на труд.
Трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка (ст. 56 ТК РФ).
Основное назначение трудового  договора в том, что в результате его заключения возникают трудовые отношения. Поскольку трудовой договор  предусматривает выполнение определенной работы, то его можно рассматривать  и как договор найма. Другая функция  трудового договора заключается  в регулировании трудовых отношений. Кроме того, трудовой договор - правовая форма организации труда на предприятиях, в организациях и учреждениях  всех форм собственности.
Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

§ 6.2 Содержание трудового договора

Согласно ст. 432 Гражданского кодекса  РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой  в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Перечень существенных условий  трудового договора предусмотрен ст. 57 ТК РФ. К ним относятся следующие  условия:
место работы (с указанием структурного подразделения);
дата начала работы;
наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием  организации или конкретная трудовая функция. Если согласно федеральным  законам с выполнением работ  по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны отвечать наименованиям и требованиям, указанным  в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ;
права и обязанности работника;
права и обязанности работодателя;
характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
режим труда и отдыха (если он в  отношении данного работника  отличается от общих правил, установленных  в организации);
условия оплаты труда (в том числе  размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и  поощрительные выплаты);
виды и условия социального  страхования, непосредственно связанные  с трудовой деятельностью.
Кроме существенных условий, в трудовой договор можно включить условия  об испытании, о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной), об обязанности  работника отработать после обучения не менее установленного договором  срока, если обучение производилось  за счет средств работодателя, а  также иные условия, не ухудшающие положения  работника по сравнению с законодательством, коллективным договором, соглашениями. Условия о договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.
В случае заключения срочного трудового  договора в нем указываются срок его действия и обстоятельство (причина), послужившее основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с требованиями ТК РФ, иными федеральными законами.

§ 6.3. Срок действия трудового договора.

Согласно ст. 58 ТК РФ трудовые договоры могут заключаться:
на неопределенный срок;
определенный срок не более 5 лет (срочный  трудовой договор), если иной срок не установлен ТК РФ и иными федеральными законами.
Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, договор считается  заключенным на неопределенный срок.
Срочный трудовой договор заключается  в случаях, когда трудовые отношения  не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей  работы или условий ее выполнения, если иное не предусмотрено ТК РФ и  иными федеральными законами. Когда  ни одна из сторон не потребовала расторжения  срочного трудового договора в связи  с истечением его срока, а работник продолжает работу после истечения  срока трудового договора, договор  считается заключенным на неопределенный срок.
Трудовой договор, заключенный  на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных  органом, осуществляющим государственный  надзор и контроль за соблюдением  трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, или судом, считается заключенным на неопределенный срок. Запрещается заключать срочные  трудовые договоры в целях уклонения  от предоставления прав и гарантий, предусмотренных работникам, с которыми заключается трудовой договор на неопределенный срок.
Срочный трудовой договор может  быть заключен только по взаимному  согласию работника и работодателя. Основания для заключения такого договора предусмотрены ст. 59 ТК РФ, в соответствии с которой срочный  трудовой договор может заключаться  по инициативе работодателя либо работника  в следующих случаях:
для замены временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место  работы;
на время выполнения временных (до 2 месяцев) работ, а также сезонных работ, когда в силу природных  условий работа может производиться  только в течение определенного  периода времени (сезона);
с лицами, поступающими на работу в  организации, расположенные в районах  Крайнего Севера и приравненных к  ним местностях, если это связано  с переездом к месту работы;
для проведения срочных работ по предотвращению несчастных случаев, аварий, катастроф, эпидемий, эпизоотии, а также  для устранения последствий указанных  и других чрезвычайных обстоятельств;
с лицами, поступающими на работу в  организации - субъекты малого предпринимательства  с численностью до 40 работников (в  организациях розничной торговли и  бытового обслуживания - до 25 работников), а также к работодателям - физическим лицам;
с лицами, направляемыми на работу за границу;
для проведения работ, выходящих за рамки обычной деятельности организации (реконструкция, монтажные, пусконаладочные  и другие работы), а также для  проведения работ, связанных с заведомо временным (до 1-го года) расширением  производства или объема оказываемых  услуг;
с лицами, поступающими на работу в  организации, созданные на заведомо определенный период времени или  для выполнения заведомо определенной работы;
с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее выполнение (завершение) не может быть определено конкретной датой;
для работ, непосредственно связанных  со стажировкой и профессиональным обучением работника;
с лицами, обучающимися по дневным  формам обучения;
с лицами, работающими в данной организации по совместительству;
с пенсионерами по возрасту, а также  с лицами, которым по состоянию  здоровья в соответствии с медицинским  заключением разрешена работа исключительно  временного характера;
с творческими работниками средств  массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении произведений, профессиональными спортсменами в соответствии с перечнями профессий, утвержденными Правительством РФ с  учетом мнения Российской трехсторонней  комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
с научными, педагогическими и другими  работниками, заключившими трудовые договоры на определенный срок в результате конкурса, проведенного в порядке, установленном  законом или иным нормативным  правовым актом органа государственной  власти или органа местного самоуправления;
в случае избрания на определенный срок в состав выборного органа или  на выборную должность, на оплачиваемую работу, а также поступления на работу, связанную с непосредственным обеспечением деятельности членов избираемых органов или должностных лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также в политических партиях и других общественных объединениях;
с руководителями, их заместителями  и главными бухгалтерами организаций  независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
с лицами, направленными на временные  работы органами службы занятости населения, в том числе на проведение общественных работ;
в других случаях, предусмотренных  федеральными законами.

§ 6.4. Вступление трудового договора в  силу

Трудовой договор вступает в  силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено  федеральными законами, иными нормативными правовыми актами ил
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.