На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Формирование культурной политики советской власти в 1920-е гг

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 08.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


           ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПЕНЗЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
 
 
 
Кафедра истории
 
 
 
 
 
РЕФЕРАТ
 
по  дисциплине: «Отечественная история»
          на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В 1920-Е ГГ.»
 
 
 
Выполнил  студент гр. 08М4з                                            Бирюков А.В. 
Проверил преподаватель  

 
 
 
 
 
 
 
 
ПЕНЗА 2009
 


                               СОДЕРЖАНИЕ 
ВВЕДЕНИЕ 3

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРОЙ 4
    ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ 6
    ЦЕРКОВНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ 9
    ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА В УСЛОВИЯХ НОВОЙ 
    ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ. 1921 - 1928 12

 
    Образование 12
    Наука 16
5. КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ 20
5.7. Литературно-художественная жизнь страны 20
    Искусство 23
    Средства массовой информации 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
 


ВВЕДЕНИЕ
     Составной частью плана перехода от капитализма к социализму была так называемая «культурная революция», под которой подразумевались переворот в духовной жизни общества, преобразование общественного сознания на основе марксистско-ленинской идеологии, формирование у советских людей некоторого стандартного, одинакового для всех, способа понимания окружающих явлений бытия, их жизни. Предстояла грандиозная работа по перевоспитанию старшего и воспитанию подрастающих поколений в духе коммунистической идейности и нравственности, интернационализма и патриотизма, коллективистской психологии. Революция не мыслилась без подавления всякого рода носителей антисоветского и антикоммунистического сознания. Она нацеливалась на создание культуры принципиально нового типа - социалистической по содержанию, интернациональной по природе (состоящей из, лучших элементов всех национальных культур), национальной по форме. Придавая громадное значение предстоящему перевороту в культурной сфере, Ленин в своем «Завещании» подчеркивал: «Для нас достаточно теперь этой культурной революции для того, чтобы оказаться вполне социалистической страной» .
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ратьковский И.С, Ходяков М.В. История Советской  России - СПб.: Лань, 2001.
 


1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРОЙ
     Важнейшее место в государственном управлении культурой занимал Народный комиссариат просвещения РСФСР, призванный руководить не только просвещением, но и внешкольным образованием, литературой, театрами, изобразительным искусством, музыкой. Для этого в Наркомпросе был создан Отдел просвещения национальных меньшинств. Местные Советы имели отделы народного образования, которым подчинялись все (и общественные, и частные) учреждения культуры. Партийное руководство культурой осуществлял созданный в 1920 году Агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б). Помимо него при ЦК работали постоянные комиссии практически по всем отраслям культуры: антирелигиозная, по самообразованию, библиотечная, клубная, школьная, художественная, радиокомиссия, кинокомиссия. В 1922 году в составе Наркомпроса созданы Главное управление по делам литературы и издательств, на которое возлагались функции цензуры, и Главный репертуарный комитет, ведавший цензурой театрально-концертной деятельности. Координация руководства культурой во всесоюзном масштабе осуществлялась Совещанием наркомов просвещения республик.
     Переход к мирному строительству после  Гражданской войны выявил огромный недостаток в образованных кадрах для создания государственного аппарата, управления народным хозяйством, армией, собственно культурой. Провозглашена была политика привлечения интеллигенции к сотрудничеству с Советской властью с последующим ее перевоспитанием в советском духе или заменой новыми кадрами специалистов.
     Значительная  часть старой интеллигенции, руководствуясь идеей служения своему народу, пошла на сотрудничество с новой властью, часть заняла выжидательную позицию. Переход к нэпу был воспринят ею как начало эволюции Советской власти в направлении демократии и породил такое явление, как «сменовеховство». Название произошло от сборника «Смена вех», изданного в Праге в 1921 году. Стремясь расширить в условиях нэпа социальную опору в непролетарских массах, Советская власть разрешила издание в стране ряда журналов различных направлений, в том числе сменовеховских. Наиболее яркими выразителями сменове-
                      4
 


ховских идей были в зарубежье Ю.В. Ключников  и Н.В. Устрялов (возвратившиеся в Россию соответственно в 1922 г. и 1935 г. и погибшие в условиях необоснованных репрессий 1937 - 1938 гг.), в СССР - литератор И.Г. Лежнев, редактировавший в 1922 - 1926 годах сменовеховский журнал «Новая Россия».
     Суть  этого идейного движения сводилась  к признанию Советской власти -как сумевшей спасти государственность в России и введением нэпа найти выход из революционной «смуты». Призывы «сменовеховцев» к сотрудничеству с ней основывались на том, что жизнь сама заставит большевиков пойти по пути возрождения и разумного устройства страны, вопреки всей их революционной риторике. Переход к нэпу и сменовеховство способствовали возвращению эмигрантов на родину. За 1921 - 1931 года в Россию вернулось 181432 эмигранта, из них 121843 (две трети) - в 1921-м году. Советская власть допустила также свободное соревнование различных группировок в литературе и искусстве, ставшее основой для образования группы писателей, названных «попутчиками». Автором такого определения, широко вошедшего в практику после 1923 года, был Л.Д. Троцкий. К ним относили писателей непролетарского происхождения, которые принимали Советскую власть, сотрудничали с ней, но в политическом отношении хотели оставаться нейтральными".
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 История России. Теории изучения. В 2-х кн. Книга вторая. Двадцатый век. Учебное пособие. / Под ред. Б.В. Личмана. - Екатеринбург, 2001.
5
 


2. ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ  ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
     Однако  классовый подход оставался главным принципом выстраивания властной политики в отношении интеллигенции. При малейшем подозрении в противодействии власть немедленно прибегала к репрессиям. В 1921 году более 200 человек были арестованы по делу так называемой Петроградской боевой организации во главе с В.Н. Таганцевым (профессор географии, секретарь Сапропелевого комитета Академии наук). Среди них оказались многие представители научной и творческой интеллигенции. По решению Петроградской ЧК от 24 августа, 61 из арестованных, включая выдающегося русского поэта Н.С. Гумилева, были расстреляны.
     В июне 1921 года Ф.Э. Дзержинский направил в Политбюро ЦК РКП(б) подготовленную особоуполномоченным ГПУ Я.С. Аграновым  докладную записку об антисоветских организациях с,реди интеллигенции, из которой следовало, что нэп создает опасность объединения и консолидации сил буржуазных и мелкобуржуазных групп. Особое внимание обращалось на деятельность антисоветской профессуры в вузах (прежде всего в Московском высшем техническом училище и университете), различных научных обществах. Непримиримых противников Советской власти обнаружили вокруг журналов «Экономист», «Экономическое возрождение», «Летопись Дома литераторов», вестника Пироговского общества врачей, а также частных издательств. Отмечалось, что вокруг издательства «Задруга» группировались члены партии энесов, а издательства «Берег» - преимущественно члены ЦК партии кадетов; издательство «Книга» находится в руках ЦК меньшевиков. Антисоветская интеллигенция использовала для проведения решений, противоречащих политике Советской власти, различные съезды и всероссийские совещания спецов, устраиваемые различными наркоматами, а также кооперацию, тресты, торговые учреждения и объединения. В записке подчеркивалась «необходимость решительного проведения ряда мероприятий, могущих предотвратить возможные политические осложнения».
    На  основании этой записки 8 июня 1922 года Политбюро создало специ-
                      6
 


альную  комиссию в составе И.С. Уншлихта, Д.И. Курского и Л.Б. Каменева. Она должна была подготовить предложения по арестам и высылке интеллигенции, закрытию органов печати. Инициатива высылки принадлежала Ленину, а контроль за исполнением операции был возложен на Сталина. «Надо бы несколько сот подобных господ выслать за границу безжалостно. Очистим Россию надолго», - писал Ленин. Политбюро несколько раз рассматривало работу комиссии по высылке интеллигенции, находя ее неудовлетворительной «как в смысле недостаточной величины списка, так и в смысле его недостаточного обоснования».
     С июля 1922 по апрель 1923 года из России в несколько приемов было выслано более ста старых интеллигентов (вместе с семьями - более 200). Среди них были профессора Московского университета, Московского высшего технического училища, Петровско-Разумовской сельскохозяйственной академии, Института инженеров путей сообщения, Археологического института; лица, проходящие по делу издательства «Берег» и по делу группы В.В. Абрикосова -священника римско-католической церкви в Москве, сторонника объединения римско-католической и православных церквей, друга Патриарха Московского и всея России Тихона; агрономы, кооператоры, врачи, инженеры, литераторы. Среди высланных были также бывший ректор М.М. Новиков и декан физико-математического факультета Московского университета В.В. Стратонов; экономисты С.Н. Прокопович и Б.Д. Брупкус, историк А.А. Кизеветтер, писатель М.А. Осоргин, философы Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский, П.А. Сорокин, Ф.А. Степун, С.Л. Франк. Нашумевшая высылка вошла в историю под названием «философский пароход».
     Высланные представители старой интеллигенции пополнили почти двухмиллионную эмиграцию, оказавшуюся за пределами России и результате революции и Гражданской войны. Многие другие ее представители оказались среди репрессированных по политическим мотивам внутри СССР. Согласно данным, представленным Министерством внутренних дел в ЦК партии и СНК СССР
5 января 1954 года, общее число арестованных органами  ВЧК ОГПУ за все ви-
7
 


ды преступлений в 1921 - 1928 годах составило 842232 человека, из них 152633 осуждено. В числе арестованных за контрреволюционные преступления насчитывалось 457347 человек. Удельный вес «контрреволюционеров» среди всех арестантов вырос с 38% в 1921 году до 64% - в 1928 и 82% - в 19293.
     В ноябре 1923 года ГПУ пыталось сфабриковать дело по обвинению в антисемитизме С. Есенина, его друзей А. Ганина, С. Клычкова, П. Орешина. Затравленный поэт покончил жизнь самоубийством в 1925 году (по другой версии, убит по приказанию властей), позднее погибли и другие обвиняемые. В ноябре 1924 года заместитель председателя ОГПУ Г Г. Ягода подписал ордер на арест группы писателя А. Ганина из 13 человек, объединенных идеей борьбы с «интернационально-коммунистическим режимом во имя спасения национальной России». Такое мировоззрение было названо «фашистским», а группа - «Орденом русских фашистов». 30 марта 1925 года Ганина с шестью товарищами расстреляли, семерых отправили на Соловки, откуда вернулись лишь двое. В мае - июле 1928 года состоялся показательный процесс над «вредителями» в угольной промышленности - «шахтинское дело». Всего по делам об экономической контрреволюции в Донбассе, московского и харьковского «центров» к судебной ответственности привлекли 53 человека, в том числе 36 инженеров, 10 горных техников и одного электротехника. Они обвинялись в создании организации, которая «щедро субсидировалась поляками, французскими, немецкими фирмами и своим парижским центром», «активно готовилась к интервенции и практически намечала совершенно реальные мероприятия по взрыву тыла изнутри». Пятеро из арестованных были расстреляны, остальные получили разные сроки лишения свободы .
 
 
 
 
 
 
Реабилитация: Как это было. Март 1953 - февраль 1956. - М., 2000.
Зезина М.Р., Кошман Л.В., Сысоева Е.К., Шульгин B.C. История русской культуры IX - XX
вв. -М., 2002.
 


3. ЦЕРКОВНАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
     Особой  ожесточенностью отличалась борьба по искоренению религиозного сознания и священнослужителей, которые скопом были зачислены в стан контрреволюции. Власти явно преуспевали в битве за умы молодежи - пионеры и комсомольцы оказались наиболее отзывчивыми на призывы покончить с «поповским мракобесием». К 1922 году было закрыто более двух третей из примерно 1200 православных монастырей, а в Москве - все домовые церкви, составлявшие около четверти общего числа столичных храмов. Началось планомерное разрушение церковных сооружений. В Москве первым снесли выдающийся памятник церковной архитектуры - часовню Александра Невского на Манежной площади. Кампания по изъятию церковных ценностей, предпринятая в голодном 1922 году, обернулась дальнейшим разгромом культурно-исторического достояния страны, начатого в годы Гражданской войны. Однако сломить пассивное сопротивление Церкви властям не удавалось.
     В начале мая 1922 года Политбюро, по предложению  Ленина, дало директиву Московскому трибуналу: немедленно привлечь Патриарха Тихона к суду. Патриарха арестовали и намеревались судить по обвинениям в антисоветских преступлениях. До суда, однако, дело не дошло. И не столько из-за того, что Патриарху пришлось покаяться, а в церквах были прекращены анафемствования (церковное проклятие) коммунистов, сколько из-за опасения бурной реакции в зарубежных странах. Например, британское правительство заявило об отзыве дипломатической миссии, если начнется намеченный на апрель 1923 года процесс по его делу.
     После того как Ленин отошел от политической деятельности, постановлением ВЦИК расследование этого «дела» было остановлено. Однако гонения на церковь не прекратились, а Тихон умер под арестом в апреле 1925 года (по мнению некоторых церковных историков, был отравлен). После его гибели был арестован Патриарший Местоблюститель митрополит Петр (П.Ф. Полянский), которого в 1937 году расстреляли в Верхнеуральской тюрьме. Главным местом заточения церковных иерархов в 20-х годах стал Соловецкий лагерь, где к 1926 году были со-
 

     
браны 24 епископа. Многие из них были высланы  из епархиальных городов на север, в  Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию. В 1922 году только по суду было расстреляно 3447 священнослужителей, общее число преданных смертной казни в начале 20-х годов достигло 10 тыс. Всего за годы Советской власти (в основном в 20 - 30-е) уничтожено около 200 тыс. священнослужителей.
     С конца 1922 года большими тиражами издавалась газета «Безбожник», в 1925 году создается «Союз безбожников», придавшие атеистической пропаганде воинствующую напористость и повседневность. Однако атеизм, насаждаемый насилием, не имел особых шансов на успех у громадных масс (в середине 20-х годов в СССР насчитывалось до 130 млн. верующих, преимущественно крестьян). Не дала особого результата и ставка на раскол внутри Православной церкви. С переходом к нэпу в ней усилилось «обновленческое движение», восходящее к либеральным и христианско-социалистическим идеям начала XX столетия и противостоящее официальной церковной политике. Большевистская власть, приняв требования части верующих о демократизации приходов за атеистическую тенденцию, стала поддерживать «Живую церковь», надеясь использовать ее в борьбе с «церковной контрреволюцией». К 1925 году за обновленцами числилось до трети всех приходов, 13650 храмов. Одним из первых иерархов РПЦ, уклонившихся в обновленческий раскол в 1922 году, был митрополит Сергий (И.Н. Страго-родский). Однако после 14 месяцев пребывания в расколе он покаялся перед Патриархом Тихоном и был принят обратно в лоно Церкви в сущем сане.
     Необходимость «смычки» города и деревни после  кризиса сбыта в 1923 году, смерть бескомпромиссного богоборца Ленина несколько умерили репрессии по отношению к Церкви.
     Реальным  предстоятелем Русской Православной церкви еще при жизни митрополита Петра стал заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий. 29 июля 1927 г., чтобы смягчить репрессии против Церкви, он с группой архиереев «сергианцев» обнародовал «Послание к пастырям и пастве» - декларацию, в которой заявилось о безусловной лояльности Церкви по отношению к государству. Декларация призывала осознать серьезность свершившегося в стране, в
                      10
 


котором, как всегда и везде, «действует та же Десница Божия». Особо отмечалось: «Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости и успехи которой - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи». Однако это не остановило гонений на Церковь. В сентябре 1927 г. Сталин, беседуя с американской рабочей делегацией, заявил, что «партия не может быть нейтральной в отношении носителей религиозных предрассудков, в отношении реакционного духовенства. Беда только в том, что оно не вполне еще ликвидировано». Со сломом нэпа и переходом к «революции сверху» в деревне гонения на Церковь многократно возросли3.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3 Боханов А.Н.. Горинов М.М., Дмитренко В.П. История России с древнейших времен до конца XX века. В 3-х кн. Книга III: История России. XX век. - М., 2001.
11
 


4. ОБРАЗОВАНИЕ И  НАУКА В УСЛОВИЯХ  НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ. 1921 - 1928
4.1. Образование
     Другой  важнейшей задачей культурной революции  была ликвидация неграмотности, почти соизмеримая по масштабам с религиозностью основной массы трудящихся. В начале нэпа из каждой сотни населения в стране 32 человека были неграмотными, а в ряде национальных регионов неграмотность была едва ли не поголовной; у десятков национальностей отсутствовала письменность. Перепись населения 1920 г. показала, что даже в городах около половины населения оставалось неграмотным. Прекрасно сознавая, что неграмотный человек стоит вне политики, идеологического воздействия, большевистское руководство страны стремилось как можно скорее добиться грамотности всего населения.
     Работа  по преодолению неграмотности, начавшаяся с первых лет революции и проводившаяся в неразрывной связи с культурно-политическим просвещением населения, в первый год нэпа несколько затормозилась. Из-за нехватки средств финансирование просвещения было передано на места, где средств на нужды обучения неграмотных зачастую не оказывалось. К тому же в сентябре 1921 года СНК принял постановление об исключении из государственного финансирования школ, библиотек, народных домов, изб-читален. Число пунктов ликбеза сократилось с 88 тыс. в 1921 году до 15 тыс. в 1922-м. С оживлением экономики этот спад был остановлен. Выступая на съезде политпросветов в октябре 1921 года, Ленин подчеркивал: если не будет успешно решена задача ликвидации безграмотности, то «говорить о новой экономической политике смешно».
     В декабре 1922 года X Всероссийский съезд Советов обязал принять все меры по ликвидации неграмотности, эта работа была сосредоточена на обучении грамоте «организованных групп населения» в возрасте 18-30 лет (красноармейцы, допризывники, рабочие, комсомольцы).
     В августе 1923 года ВЦИК и СНК в законодательном  порядке утвердили план ликвидации неграмотности населения РСФСР  к десятилетию Советской власти. Предусматривалось соответствующее финансирование работы из госбюд-
                      12
 


жета, средств  местных Советов и профсоюзов. Для привлечения общественности к этой работе осенью 1923 года создано  массовое общество «Долой неграмотность!» во главе с М.И. Калининым. Несмотря на все усилия победить неграмотность в 1927 году не удалось. По данным Всесоюзной переписи населения, проведенной в декабре 1926 года, грамотность в РСФСР составляла 60,9%, а в стране целом - 56,6%. К 1930 году она возросла до 63%. Число неграмотных постоянно пополнялось за счет подростков. Прекратить это можно было введением всеобщего обучения детей. Но такие возможности появились только к середине первой пятилетки: обязательное всеобщее начальное обучение в стране введено с сентября 1930 года.
     На  протяжении всего периода нэпа развитие школьной системы сдерживалось нехваткой средств. После окончания Гражданской войны многие учебные заведения прекратили существование из-за отсутствия финансирования, нехватки топлива, ухода из школы учителей на заработки. Наличие начальных школ в стране сократилось со 114 тыс. в 1921 году до 99,4 тыс. в 1922 году и 87,3 тыс. в 1923 году. Число учащихся уменьшилось на 2,4 млн. В 1924 году количество школьных помещений составляло лишь 83% от уровня 1914 года, а учащихся - 98%. Если в 1913 году на одного ученика расходовалось 6,6 руб., то в 1925 году - всего 0,9 руб.
     С осени 1924 года возобновилось государственное  финансирование системы образования. В 1921 - 1922 гг. она включала базовую четырехклассную, школу-семилетку и девятилетку. На базе начальной можно было получить специальную подготовку в технических и аграрных школах, на профессиональных курсах. Особенно быстро стали расти школы фабрично-заводского ученичества, рабочей, крестьянской молодежи. Выпускники семилетки могли получить профессиональное образование в техникумах, которые, однако, не давали необходимой подготовки для продолжения образования в вузах. Обучение в школах велось на основе учебных планов и программ, составленных Наркомпросом. По окончании Гражданской войны появились первые советские школьные учебники.
13
 


     В 1924 году характер школьного обучения был изменен. Новые комплексные учебные программы строились на отказе от традиционного для отечественной школы предметного принципа изложения учебного материала. Математику, физику, химию отныне предлагалось изучать не на соответствующих уроках, а по темам: «Трудовая деятельность людей», «Природа как объект трудовой деятельности людей», «Общество как результат труда людей». Теоретики реформы полагали, что при такой перестройке образования легче внедрить в сознание марксистскую диалектическую методологию и сконцентрировать внимание детей на реалиях окружающей жизни. Переподготовка учительства для такой работы во многом сводилась к убеждению, что ратовать за новую программу означало выступать, «прежде всего, за Советскую власть». Одновременно пропагандировались лабораторно-исследовательские методы, коллективные формы занятий, самостоятельная работа, при которой учитель играл роль консультанта. Новые программы Наркомпроса носили рекомендательный характер. Но многие учителя считали, что они не обеспечивают систематических знаний и продолжали придерживаться старых приемов обучения. В 1927/28 учебном году в стране насчитывалось 120,1 тыс. общеобразовательных школ, в них обучалось 11,6 млн. учащихся. Преподавательскую работу вели 551 тыс. учителей, однако только 10% из них имели законченное (или неполное) высшее образование.
     Внешкольное образование на протяжении всех 20-х  годов находилось в ведении Главного политико-просветительского комитета. В городах центрами этой работы были клубы. При них открывались библиотеки, читальни, школы и курсы ликбеза. Активную просветительскую работу вели также библиотеки, музеи, центры пропаганды новой техники и политехнического обучения, Дома и Дворцы культуры. В деревне культпросветработа проводилась через избы-читальни. В 1924 году было создано Всероссийское общество культурной смычки, занимавшееся организацией шефской помощи деревне (сбор средств, книг, направление лекторов и т.п.). В Красной Армии политпросветработу вели органы политуправления, многочисленные шефы, в частности профсоюзы работников просвещения и
                      14
 


культуры.
     Социалистическая  перестройка народного хозяйства  и социальной структуры населения (уничтожение эксплуататорских классов, всестороннее развитие трудящихся социальных групп и рабочего класса - их «гегемона») не мыслилась властью без подготовки кадров «собственных» специалистов со средним и высшим образованием. При этом, естественно, выходцам из рабочих и крестьян создавались наиболее благоприятные условия для поступления в вузы и техникумы.
     К средине 20-х годов в СССР было создано около тысячи индустриально-технических, педагогических, сельскохозяйственных, медицинских, экономических, художественных техникумов. В 1927/28 учебном году в них подготовлено 28,6 тыс. специалистов. Примерно таким же в этом году был выпуск из 148 высших учебных заведений, которыми располагала в то время страна. Многие выпускники вузов нэповского периода пришли в вузы через рабочие факультеты, где за 1921 - 1925 годы получили необходимую для обучения в высшей школе подготовку 26 тыс. человек. В 1925/26 учебном году на рабфаках обучалось 57 тыс. человек.
     Основные  трудности высшей школы были связаны  с проводимым в стране курсом жесткой экономии, направлением материальных и финансовых ресурсов в основном на нужды восстановления народного хозяйства. Согласно постановлению X Всероссийского съезда Советов, с мая 1923 года во всех вузах страны вводилась плата за обучение (исключение делалось для студентов - коммунистов и комсомольцев). Прием туда в 1924 году был уменьшен по сравнению с предыдущим годом почти втрое - с 37 до 13 тыс. человек. В то же время в вузах была произведена очередная чистка по классовому принципу, и 20% от числа всех студентов (представители непролетарских слоев населения) исключены. Сокращение было произведено несмотря на то, что в 1924 году 92% директоров заводов и их заместителей имели только начальное образование. Острую нехватку специалистов в условиях перехода к индустриализации в соответствии с постановлением ЦИК и СНК от августа 1928 года было решено устранить сокращением программы обучения и расширением производственной практики.
    С 1922 года в  университетах вводились государственные  стипендии. В
15
 


1924 году  единая государственная стипендия  составляла 20 руб., в 1925 году ее размеры увеличены вдвое. К концу 20-х годов стипендией обеспечивались до 75% студентов, а при ее распределении стала учитываться успеваемость.
     Учеба в вузах строилась в соответствии с уставом высшей школы, утвержденным 2 сентября 1921 года. Правительственные положения о научном минимуме, обязательном для преподавания, и о факультетах общественных наук, принятые в том же году, вводили в качестве обязательных дисциплин в вузах исторический материализм, историю пролетарской революции, экономическую политику диктатуры пролетариата. С 1924 г. эти дисциплины дополнились историей коммунистической партии и основами ленинизма.
     В декабре 1922 года ЦК РКП(б) направил во все  партийные организации письмо «О работе в вузах», в котором ставилась задача повышения роли коммунистов во всей деятельности вузов, «идейного завоевания высшей школы». Для координации деятельности студенческих партийных ячеек создавалось Всероссийское и городские объединения коммунистического студенчества. С июня 1923 года партийные организации отчисляли 1% средств партийных организаций для специальных пособий студентам-коммунистам.
4.2. Наука
     Высококвалифицированные кадры для высшей школы и руководящей  работы в партийно-государственном аппарате, общественных организациях готовил Институт красной профессуры (создан в 1921), институты (философии, истории, литературы, искусства, советского строительства и права, мирового хозяйства и мировой политики, экономики, аграрный, естествознания) Социалистической (с 1924 - Коммунистической) академии. В 1925 г. восстановлена аспирантура, готовившая научных работников и преподавателей высшей школы. Для подготовки национальных партийно-советских кадров в 1921 г. созданы Коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ), Коммунистический университет национальных меньшинств Запада (КУНМЗ), Среднеазиатский и Закавказский комуниверситеты.
    Заместитель наркома просвещения М.Н. Покровский, занимавший ключе-
16
 


вые посты  в системе революционной науки  об обществе, был бессменным руководителем Социалистической (Коммунистической) академии, Института красной профессуры, Общества историков-марксистов, Института истории, Центрархива, редактором исторических журналов «Красный архив», «Борьба классов», «Историк-марксист». Он резко противопоставлял фронт историков своей школы как марксистский «немарксистскому фронту» историков старой русской школы (В.В. Бартольд, СВ. Бахрушин, Ю.В. Готье, В.И. Пичета, Н.П. Лихачев, М.К. Любавский, П.Г. Любомиров, Е.В. Тарле, С.Ф. Платонов, А.И. Яковлев и др.). Противостояние закончилось переходом в октябре 1929 года к судебной расправе над выдающимися историками дореволюционной формации по сфабрикованному «Академическом}' делу» («Делу историков»), которые обвинялись в создании контрреволюционной организации «Всенародный союз борьбы за возрождение свободной России». После смерти М.Н. Покровского в 1932 году значительная часть его «вклада» в науку правомерно перечеркнута как проявление вульгарного марксизма, вульгарного социологизма и нигилистического отношения к дореволюционной русской истории. Воинствующими борцами за чистоту марксизма-ленинизма в исторической науке (в которых недостатка, конечно, не было) стали также историки партии Е.М. Ярославский и М.А. Савельев.
     Переход от войны к миру в начале 1921 года резко поднял значимость подлинной науки, особенно прикладных исследований, без которых планы модернизации страны в социалистическом духе остались бы неосуществимыми. В первую очередь государство предприняло ряд мер, обеспечивающих выживаемость, спасение ученых от голодной смерти. С 1920 года действовала особая форма их обеспечения - натуральный академический паек (выдавался до 1923). В 1921 году приняты декреты «Об улучшении быта ученых», «О мерах к улучшению жилищных условий научных работников». В 1921 - 1931 годах при Совнаркоме действовала Центральная комиссия по улучшению быта ученых. В 1921 году издан специальный декрет «О создании благоприятных условий для работы академику Павлову», единственному в то время российскому лауреату Нобелевской премии (присуждена в 1904).
17
 


     Главную форму организации науки в  стране представляла собой Российская академия наук. С 1917 по 1936 годы ее возглавлял крупный ученый А.П. Карпинский. Другими центрами науки были университеты и специальные высшие учебные заведения, сочетавшие преподавшие с научно-исследовательской деятельностью. Научные подразделения действовали также при наркоматах и ведомствах.
     К 1921 г. в стране существовали свыше 70 научно-исследовательских институтов (НИИ), не считая имеющихся при вузах. Около 20 НИИ в области физики, химии, биологии, общественных наук работали при Наркомпросе. По данным на 1922 год, 30 научных подразделений различного профиля существовали при ВСНХ, 40 НИИ обслуживали сферу здравоохранения, при Наркомземе было 4 НИИ и десятки опытных станций. Военная угроза стимулировала использование науки в интересах укрепления обороны страны. Численность научных сотрудников Российской академии наук (РАН) м 1925 году выросла в 4 раза по сравнению с 1917 годом. Общее же их число в стране к 1927 году составляло около 25 тыс., что было почти в 2,5 раза больше, чем до революции.
     В июле 1925 года РАН признана решением правительства «высшим нессо-юзным ученым учреждением» и получила статус АН СССР. В 1926 году для усиления руководства наукой со стороны государства создаются межведомственная комиссия при СНК для содействия Академии наук, отдел научных учреждений СНК, комитет по заведованию учеными и учебными учреждениями при ЦИК СССР. С этого года лучшие работы и области науки стали отмечаться премиями имени В.И. Ленина.
     Советским ученым в 20-е годы удалось внести существенный вклад и мировую науку. Успешно работал выдающийся специалист в области теории чисел И.М. Виноградов. Ценные труды по математической физике, минералогии и геохимии Земли завершили академики П.А. Стеклов, В.И. Вернадский, А.Е. Ферсман. Академик А.Ф. Иоффе внес крупный вклад в разработку физики кристаллов. Д.С. Рождественский сделал важные открытия в атомной спектроскопии. Н.Н. Семенов успешно работал над теорией цепных реакций. Теоретические работы
18
 


А.И. Берга  по радиофизике способствовали решению  проблемы радиофикации страны. В 1924 - 1925 годах под руководством Л.Н. Туполева были созданы цельнометаллические самолеты АНТ-2, ЛНТ-3. К.Э. Циолковский в конце 20-х годов приобретает мировую и известность как глава нового научного направления - ра-кетодинамики. Ф.А. Цандер разработал и в 1930 году построил первый в мире реактивный двигатель, работавший на бензине и сжатом воздухе. А.Л. Чижевский вел пионерские работы в области ионификаиии.
     В те же годы увидели свет новые крупные научные труды академика И.П. Павлова в области физиологии; работы Д.Н. Прянишникова и В.Р. Вильямса в области агробиологии, агрохимии, физиологии растений. Широкую известность получила деятельность И.В. Мичурина по селекции новых сортов плодовых деревьев. В 1925 году его питомник стал научным учреждением общегосударственного масштаба. Важное значение имели труды А.В. Чаянова и Н.Д. Кондратьева по проблемам выживаемости крестьянских хозяйств и планированию сельского хозяйства, исследования С.Г. Струмилина по методологии статистики. Советские ученые и специалисты разработали проекты крупных тепловых и гидравлических электростанций. Осуществление научных и технических разработок позволило выполнить рассчитанный в 1920 году на 10-15 лет план ГОЭЛРО к 1931 году.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.