На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Становление Российского централизованного государства XVI века

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 08.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО  Уральский государственный экономический  университет

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
 
 
 

Контрольная работа
по  отечественная история      
 
 
 
 
                                                     Преподаватель 
                                                  Студент  Рябухин А.С. УКп-10 Пол
                                                     (Ф.И.О., специальность, № группы) 
 
 

Екатеринбург
2010 
 
 

Тема № 4
Становление Российского централизованного               государства XVI века.
    1.Тенденции социально-экономического  и политического развития            России в I половине XVI века.
    2.Внутренняя политика  Ивана Грозного:
      а) реформы Избранной рады: причины, содержание, итоги.
         б) опричнина Ивана IV, ее последствия.      
Тенденция социально-экономического и политического развития                      России в первой половине xvI в.   
    Основным  государствообразующим народом  нашей страны является русский народ. Русский народ – один из крупнейших народов мира – в течение многих веков играл ведущую роль в политическом, экономическом, культурном развитии страны.
В конце XV – первой половине XVI в.  более чем двухвековая война русского народа за своё государственное единство и национальную независимость завершилось объединением русских земель в единое государство, шел интенсивный рост территории   Российского  государства. К концу XVI вв. российские владения достигли 5,4 млн кв. км  (из них на европейскую часть приходилось 3,9 млн кв. км). Россия стала самым большим по территории из европейских централизованных государств, но эта территория была заселена слабо (средняя плотность населения колебалась от 0,4 до 8 человек на 1 кв. км) и неравномерно. В первой половине XVI в. насчитывалось до 160 русских городов, во второй половине XVI в. появилось свыше 70 новых городов.               
Российское государство  было многонациональным.  Основная народность – великорусы – занимали огромную сплошную территорию в центре, нерусские народы заселяли преимущественно окраины.     
Политическая  централизация на Руси значительно  определила начало процесса преодоления  экономической разобщенности страны и была ускорена борьба за национальную независимость, за организацию отпора внешней агрессии.
Ведущей отраслью экономики было сельское хозяйство, однако значительного размера в  XVI в. достигло и ремесло. Успехи в ремесленном производстве, особенно в металлургии, обработке дерева и цветных металлов, способствовали росту производительности труда в сельском хозяйстве. Первая половина XVI в. была временем достаточно стабильного экономического развития государства.
В основе производственных отношений в русской деревне  лежала феодальная собственность на землю. Большую ценность представляла земля с работающим на ней населением. Экономической основой Древней Руси было крупное феодальное землевладение князей, бояр, мужей - дружинников , после принятия христианства - Церкови. Земельная собственность носила сословный характер, существовали частновладельческие, церковно-монастырские, дворцовые и черносошные земли. По типу феодального землевладения различались земли вотчинные и поместные. Условный характер поместной собственности помогал формированию широкого по своему составу сословия землевладельцев, социальной опоры   централизованного государства. Общее число помещиков в первой половине XVI в. быстро увеличивалось. Поместная система гарантировала воспроизводство и материальное обеспечение военных кадров. Так как главным условием обладания поместьем была военная служба, то сыновья продолжали служить государю с целью сохранения земельной собственности. Из владельцев поместий и формировалась армия государства,  занятого расширением своей территории и закреплением прежних завоеваний. Этот характер экономического развития русских земель предопределил ряд особенностей объеденитильного процесса на     
Руси.
Основной рабочей силой в хозяйствах вотчинников и помещиков в начале XVI в. были холопы. Но на протяжении XVI в. к обработке барской пашни все больше привлекались крестьяне, попадавшие в зависимость от феодалов. Развитие феодализма приводило к усилению зависимости крестьян от феодала, на земле которого они сидели, к ограничению их прав. Уже в конце XV в.  Судебник Ивана III (1497 г.) ограничил право перехода крестьян от одного феодала к другому двумя неделями в году, а на протяжении всего XVI в. закрепощение крестьян усиливалось.  Прикрепление крестьян к земле обеспечивало власть и доходы класса земельных собственников.
Процесс государственно-политической централизации в России опережал экономическую централизацию. Экономического единства страны в XVI в. еще не было; ее хозяйственное районирование, и пути создания всероссийского рынка только намечались. В этих условиях государственно-политическая централизация развивалась по пути «бюрократизации» управления. Власть концентрировалась за счет усиления приказной, боярской и военной администрации. Именно это явилось характерной особенностью процесса централизации в России.
Развитие государственно-политического строя в XVI в. шло по пути неуклонного возрастания роли аппарата госуправления. Центральные и местные органы государственной власти, сформировавшиеся во второй половине XV в., продолжали существовать и развиваться.
Высшим законодательным органом и высшим органом управления страной была Боярская дума. Она не имела отдельной от монарха самостоятельной компетенции. Наряду с вопросами общегосударственной важности (проекты новых законов, внешнеполитические проблемы) Дума рассматривала дела о земельных пожалованиях, служебных назначениях, о нарушениях закона. Обычно основные вопросы обсуждались вместе с монархом («приговор царя с боярами»» или «царь указал, и бояре приговорили»),  иногда в отсутствие государя.
Управление отдельными отраслями жизни государства усложнялось, и это требовало создания соответствующих органов.  Дворцовые учреждения (вместе с казной) уже с трудом справлялись с управлением отдельными территориями, военными вопросами или проблемами суда. Поэтому насущной задачей централизации власти было создание разветвленной системы органов отраслевого госуправления.
Очень уязвимой была в начале XVI в. и система назначения на должность (местничество) , связанная с феодальной иерархией. Название произошло от обычая считаться «местами» за столом и на службе. Место зависело от родословной («отечества») и служебной карьеры предков («отеческой чести»). Именно с учетом этих данных происходило назначение человека на конкретную должность на военной и административной службе. Несовершенство местничества как системы служебных отношений мешало работе аппарата государственного управления  и требовало реорганизации.
Еще одним слабым звеном в системе управления государством было местное управление.  Система  кормлений, в соответствии с которой  наместники и волостели получали «корм» (то есть натуральные и денежные сборы с подвластного им населения), не обеспечивала четкой работы местных властей. Судебно-административные функции не выполнялись ими в необходимом объеме. Система кормлений не могла обеспечить ни подавления крестьянских волнений, ни оборону от внешних врагов.
Между русскими и князьями за центр объединения  происходит борьба. С (1240г) Русь находилась под контролем орды ,князья не были самостоятельными и монголы учавствовали в политической борьбе русских князей. Для сбора дани монголы вводят в систему ярлыков (Ярлык-это навеликое княжение давался одному из князей в орде, он позволял князю собирать дань со всех русских князей).В 25 году 1300г-ярлык получает Тверской князь Михаил. Но он не смог организовать сбор дани в Твери вспыхивает анти - ордынское восстание(1327).Иван Колита собирает войско и подавляет восстание. Выступев на стороне монголов. Его политику продолжают его сыновья – Семонт Гордый и Иван Красный. Внук Ивана Колиты (Дмитрий), попытался освободиться от выплаты дани и в 1380г на Куликовском поле произошло , сражение между русскими и монголами. Русские победили и перестали платить дань. Тем неменее Куликовская битва сыграла большую роль и значительную роль она показала ,что монгольское войско победить можно. После смерти (1389г) Дмитрия Донского происходит борьба между потомками. В результате войны длившейся (20 лет ) победил Василий Тёмный и власть начинает переходить от отца к сыну по прямой мужской линии. В этот период  Московское Княжество продолжает расти за счёт покупки и завоевание соседних земель.
Иван третий продолжает сбор русских земель и  облагая их данью в пользу Москвы. В 1480 году – Москва прекращает платить  дань, в этот период орда была ослаблена между усобными войнами. Хан собирает войско на реке Угра, российское войско возглавляет Иван третий.
 Войско стояло  по берегам реки - сражения не  было , бескровно’’ стояние на Угре’’ показала и мощь молодого государства, и дипломатическое искусство Ивана третьего. Василий третий завершает, российскую централизацию   присоединив к Москве - Новгород, таким образом, в 16 веке процесс образования централизованного государства в целом был завершен.
Но в дальнейшем перед государством стояла задача ‘’укрепить ‘’ централизацию государства. С этой проблемой столкнулись правительства Василия III и Ивана IV.
В годы правления  Василия III (1505-1533г. г) завершения территориального объединения Северо-Восточной и Северо-Западной Руси сопровождалось первыми попытками усовершенствования государственно-политической системы.  В составе дворца стали выделяться, например, избы-прообразы органы отраслевого государственного управления. В системе местного управления некоторые уголовные дела передавались в ведение выборных лиц из местных дворян. Однако в 30-е годы XVI в развития системы государственного управления делала первые шаги.
Новое государство  существенно отличалось от Киевской Руси, унаследовав многое от Орды - поддническое отношение власти, жестокость в управлении. В 1533 году Василий третий умер, оставив наследником Ивана IV.Укреплению самодержавия,  а следовательно, и централизации должен был способствовать и новый титул царя, который Иван IV принял незадолго до московского восстания – в январе 1547г. Теперь государь был не просто старшим из князей, но царём – этот титул считали равным императорскому. 

Внутренняя политика Ивана Грозного.
а) Реформы Избранной рады: причины, содержания, итоги. 
 

 Царский титул  подрывал возможные попытки притязания  удельных князей на соправительство, этим же титулом московский государь приравнивался к государям «великих держав». Укрепление авторитета центральной власти способствовало превращению ее в центр консолидации политических сил.                
Вокруг молодого царя Ивана Васильевича Грозного 1в 1549г сложился правительственный кружок, приближенных к нему деятелей – который вошел в историю под названием - «Избранная рада», неофициальное правительство. В него вошли придворный дворянин Алексей Фёдорович Адашев, придворный священник Благовещенского собора Сильвестр, влиял на политику правительства митрополит Макарий, князь А.М.Курбский. Избранная рада в середине XVI в. Провела серию серьёзных реформ направленных на централизацию государства. В том числе стала органом, который осуществлял непосредственную исполнительную власть и формировал новый аппарат государственного управления. В 1550г. был принят новый Судебник. Он был основан на Судебнике 1497г., но расширен , лучше систематизирован, в нём была учётная судебная практика. Были утверждены и уточнены нормы крестьянского перехода в Юрьев день. ’’Пожилое’’, которое крестьянин  уплачивал феодалу при переходе , было немного увеличено ,вероятно, из-за происшедшего падения денежного курса. Усилилась власть феодалов над крестьянами - на барина возлагалась ответственность за преступления крестьян; феодала именовали ‘’государём’’ крестьян.
Ко времени  Избранной рады относится создание первых функциональных органов управления - приказов (первоначально они назывались ,,избами,,).В 1556г были отменены кормления. Население должно было платить общегосударственный налог - ,, кормленичий окуп,, который заменил прежний,, кормленичий доход ,,. Отмена кормлений- только заключительный акт длительного процесса преобразования местного управления. Ещё при Елене Глинской началась , а в годы боярского правления продолжалась губная реформа. Суть её в следующем. Дворяне избирали в каждом уезде, где было введено губное управление , из своей среды губных старост. Им была поручена борьба с наиболее опасными для феодального государства преступлениями - ,, разбоями,, . В отличие от пришлых в уезде людей – наместников и волостелей ,они были кровно заинтересованы в установлении в своих уездах жестокого порядка.
В реформах  Избранной  рады отмена кормлений, земская реформа - центральные, структурообразующие. Они повлекли за собой перестройку судебной и финансово-налоговой системе, центральных и местных органов власти. Эти реформы сблизили различные группы феодалов, уравнивая их по принципу единого обеспеченья -,,государевым жалованием,,. Земская реформа способствовала  объединению провинциального дворянства в уездные корпорации - служилые ,,города ,, которые стали важным институтом сословного устройства основной массой помещиков. Вместе с тем реформы не завершили процесса централизации. Государственный аппарат был недостаточно развит для того, чтобы правительство могло обойтись без участия представителей сословий в управлении – феодалов, крестьян, посадских людей. В Росси в отличие от Западной Европы, где сословными были высшие органы власти ( Генеральные штаты, парламенты), здание сословно-представительной монархии строилось снизу , с местным органом власти. В 1954г. был созван и первый Земский собор2, состоявший из Боярской думы, представителей духовенства и феодалов. Иван IV выступил с широкой программой консолидации и проведения внутренних реформ. В 1550г. была составлена Дворовая тетрадь- полный список Государева двора, около 4000 человек. Люди входившие в Государев двор , именовались дворовыми детьми боярскими или дворянами. В Дворовой тетради дворяне записаны по тем уездам, где они владели землёй.
Было упорядочено местничество. Возникло оно лишь на рубеже XI-XVI вв. И состояло в том , что при назначение на военные и государственные должности решающее значение имело происхождение служилого человека. Учитывалась не абстрактная знатность, а службы предков и родственников. Потомки должны были находиться друг с другом тех же служебных отношениях – начальствования, равенства, подчинения - что и предки3. Указ 1550г. ввел два ограничения местничества. Первое местничаться имели право только аристократические роды, “родословные” люди. Их состав точно был определён официальным родословным справочником, составленным в середине XVI в .,- Государевым родословцем. В 1555-1556 гг. принято Уложение о службе. Определялось, с какого количества земли должен выходить вооруженный воин на коне, если вотчины или поместья феодалов были большие, то он должен выводить с собой и вооруженных холопов.
Хотя далеко не все из реформ Избранной рады удалось в полной мере осуществить, всё же они означали невиданный шаг вперёд в направлении централизации и преодоления пережитков феодальной раздробленности. В середине XVI в. Россия ведёт активную внешнюю политику. Её успехи во многом были обусловлены реформами Избранной рады, в частности укреплением вооружённых сил. Основную их часть составляло конное ополчение феодалов. В середине XVI в. сохранялись те же направления внешней политики, что и в предшествующий период. Основным было сначала восточное. Прежде всего, стремились добиться присоединения Казанского ханства. Русские феодалы надеялись получить новые земли,  купцы - торговый путь по Волге. Наконец, царское правительство рассчитывала на доходы от дани с народа Поволжья. Однако причины походов против Казанского ханства нельзя свести только к этим материальным интересам. В Казани скопились многие тысячи русских рабов. Необходимость отпора набегам мешала борьбе за выход к Балтийскому морю.
В 1551г. началась подготовка к новому походу. В мае-июне всего за 4 недели у впадения в  Волгу р. Свияги была построена деревянная крепость – Свияжск . Осада
Казани началась в августе 1552г. Казань была взята  штурмом. В 1556г. была присоединена Астрахань, ещё в составе России оказалась Западная Башкирия.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.