На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Управление и организация инновационными проектами

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 09.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки Российской Федерации
Санкт-Петербургский  государственный  университет сервиса  и экономики
Институт  региональной экономики  и управления
Кафедра «Управление предпринимательской  деятельностью» 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа
По  дисциплине «Инновационный менеджмент»
На  тему «Управление и организация инновационными проектами» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Работа  выполнена студенткой 4 курса
Заочной формы обучения
Специальность 0611  06611,1 группы
Соколовой Анной Сергеевной 
 

Работу  проверил(а)_______________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург
2010

Проблемы  управления инновационным  развитием предприятия

  При организации  инновационной деятельности до сих  пор чаще всего полагаются на слепой случай: менеджер попался хороший  — проекту и инвестору повезло. Хороших менеджеров на всех не хватает — эта проблема стоит во всем мире.
  Журнал «Интеллектуальная  собственность». № 2. 2005 г.
  Первушин В.А. Генеральный директор ЗАО «Техноконсалт-Менеджмент», зав. кафедрой «Управление инновационными проектами» Академии народного хозяйства при Правительстве России, член ассоциации Project Management Institute (PMI), кандидат технических наук
  Инновационная деятельность часто трактуется как  деятельность, связанная с использованием новых (высоких) технологий. Все чаще от руководителей предприятий слышны слова о том, что на данном предприятии осуществляется поддержка инновационной деятельности (некоторые даже выделяют на эту деятельность деньги).
  Многие предприятия  пытаются в том или ином виде осуществлять инновационную деятельность самостоятельно, через создаваемые специально для этого дочерние структуры или инновационные центры, призванные способствовать продвижению и использованию инновационной продукции. Нанимаются специалисты, разбирающиеся в патентно-лицензионной деятельности, охране интеллектуальной собственности и прочим компонентам, необходимым для коммерческого использования инноваций.
  Казалось бы, все замечательно, остается только получать доход от этой самой инновационной  деятельности. Однако, как правило, так не получается. В чем же дело? Причина, видимо, кроется в устаревших подходах к организации инновационной деятельности.
  Поскольку о  коммерциализации научных исследований уже сказано достаточно много, мы вправе ожидать, что эта самая  повальная коммерциализация не за горами. Очевидно, что настала пора сделать следующий шаг — перейти к вопросу о том, КАК этого добиться, т.е. к системной организации процесса коммерциализации.
  Одной из важнейших  проблем в инновационной деятельности является проблема организации этой деятельности, т.е. проблема управления. Анализ деятельности ряда предприятий позволяет сделать вывод о том, что все большее значение приобретает качество управления. Квалификация менеджера, руководителя становится важнейшим фактором обеспечения эффективности инновационного процесса. В этой ситуации от менеджера требуется виртуозное владение всем набором инструментов управления.
  Как правило, проблема качественного управления решается за счет привлечения высококвалифицированных  менеджеров со стороны и постоянного  обучения персонала. Однако здесь возникают проблемы иного плана — все больше ощущается нехватка управленцев высокого уровня, к тому же они весьма дороги. Обучение же персонала очень часто оказывается недостаточно эффективным.
  У нас поставлено на поток тиражирование специалистов любого профиля— масса ВУЗов готовит специалистов по сотням специальностей. А вот с тиражированием -менеджеров возникают проблемы, несмотря на то, что уже есть специалисты, у которых в дипломе значится специальность "менеджер". Однако, попробуйте поручить такому менеджеру простую управленческую задачу (не говоря уже о нестандартной задаче) - результат будет плачевный. Готовить инновационного менеджера — долго и дорого. Прежде, чем он научится создавать работоспособную компанию, пройдет много времени, будут совершены ошибки, некоторые — смертельные для бизнеса.
  Причина заключается  в том, что подготовка управленческих кадров ведется по принципу обучения отдельным компонентам менеджмента  и крайне редко - самой процедуре  управления. Это связано и с отсутствием реального управленческого опыта у большинства вузовских преподавателей. Конечно, для успешной реализации целей того или иного проекта необходимы знания в конкретной предметной области, но необходимы и знания основ менеджмента, теории организаций, маркетинга, управления персоналом. Означает ли что знание этих составляющих менеджмента обеспечивает качественное управление инновационной деятельностью? Естественно нет - ведь почти никто и нигде не учит менеджера умению выстраивать свои управленческие действия во времени, исходя из складывающейся ситуации.
  При организации инновационной деятельности до сих пор чаще всего полагаются на слепой случай: менеджер попался хороший — проекту и инвестору повезло. Хороших менеджеров на всех не хватает — эта проблема стоит во всем мире.
  В инновационной  деятельности, как и в других сферах бизнеса, наблюдается значительный дефицит квалифицированных управленцев, который усугубляется тем, что инновационный  бизнес не способен пока нанимать действительно  квалифицированных менеджеров. В итоге коммерциализация осуществляется медленно, с большими издержками.
  К сожалению, у  нас в России мало кто признает управление сферой профессиональной деятельности. Именно по этой причине управлением  готовы заниматься практически все. Вот типичная (т.е. широко распространенная) технология изготовления менеджера: минимальный личный опыт, несколько семинаров и человек готов браться за решение сложнейших проблем. В этом и заключается порочность подготовки менеджеров: излагаются компоненты менеджмента (стратегия, маркетинг, финансы, учет, организационные структуры и т.п.), но ничего не говорится о том, КАК наладить процесс управления. Кстати, никто ведь не пытается подготовить хорошего физика или математика за несколько дней. Такое отношение связано, по-видимому, с недооценкой колоссальной сложности процесса управления.
  Почему же в  инновационной деятельности слабо  используются современные управленческие технологии? Причина, видимо, заключается, во-первых, в высокой сложности  современных технологий управления, а во-вторых, в том, что для восприятия и практического использования этих технологий принципиально недостаточно полученных знаний.
  В отличие от чисто финансовых проектов, в инновационных  проектах имеется большое число  хорошо управляемых факторов (рычагов), способных принципиально изменить инвестиционную привлекательность проекта в лучшую сторону: способы управления, квалификация персонала, опыт менеджера. Именно по этой причине результативность проекта в значительной степени зависит от того, кто управляет. Таким образом, проблема управления в инновационной деятельности становится ключевой.
  На результативность производственно-коммерческой деятельности любого предприятия существенное влияние  оказывают управление процессом  функционирования и организационная структура, в рамках которой этот процесс осуществляется. Эта проблема весьма многогранна. Правильно выбранная структура позволяет обеспечить предприятию или компании полную занятость персонала, гибкость в использовании ресурсов и соответствие требованиям рынка. Таким образом, мы неизбежно приходим к необходимости большей или меньшей реорганизации системы управления инновационной деятельностью предприятия. Сейчас менеджер вынужден действовать в рамках организационной структуры, совершенно не приспособленной к инновационной деятельности. Управлять такой деятельностью значительно сложней, чем текущим, повторяющимся производством. Для принятия обоснованных и оперативных решений руководству часто необходимо в короткие сроки просчитать и сравнить несколько вариантов планов.
  Таким образом, инновации - это не только использование  высоких технологий, но и инновации  в сфере управленческих решений. Для реализации большинства стоящих  перед предприятием задач необходима реорганизация системы управления предприятием на основе новых управленческих технологий. Предприятие, намеревающееся работать гибко, неизбежно приходит к необходимости использования инновационных подходов.
  А что если построить  систему, занимающуюся, например, коммерциализацией  разработок, в которой каждому отведено свое конкретное место, определены минимальные навыки, за качественное исполнение которых и установлен спрос. Попробуем переориентироваться в организации инновационного процесса с высококвалифицированных кадров на некий инновационный конвейер, на котором работают "рабочие", не имеющие, возможно, знаний и навыков об общем инновационном процессе.
  Как поступает  инженер-разработчик, столкнувшись со сложной задачей? В первую очередь, он добивается ее упрощения, разбивая (декомпозируя) ее на более простые и понятные компоненты. Можно ли так же поступить с управленческой задачей? Если да, то и проблема организации процесса коммерциализации технологий и вообще инновационной деятельности становится более обозримой.
  Именно в  этом и состоит наш подход, основанный на использовании новых управленческих технологий. Суть его — в создании такой структуры управления компанией, в которой персонал встроен в своеобразный конвейер (бизнес-процесс), обеспечивающий качественное изготовление инновационного Продукта, выпускаемого компанией. Достигается это за счет организационных мер и важная роль в построении такой системы принадлежит методологии управления проектами.
  Посмотрим, как  можно использовать управленческие технологии для повышения эффективности инновационной деятельности? Эта деятельность развивается в рамках конкретного предприятия и может быть основной или дополняющей деятельностью. Самое главное - эта деятельность должна быть успешной, т.е. прибыльной.
  В инновационной  деятельности, как и в любой иной, более 90% работы занимают простые рутинные операции: подготовка запроса, регистрация, заполнение и отправка анкет и различных паспортов, копирование материала, оформление рекламных листов и т.п. Возникает вопрос: а можно ли эту рутинную и повторяющуюся деятельность, во-первых, возложить на персонал невысокой квалификации и, во-вторых, превратить в конвейер, выделив и описав одни и те же операции?
  В этой ситуации для эффективной реализации рыночных задач, стоящих перед предприятием, необходимо разработать систему управления инновационной деятельностью, основа которой - разбиение сложного процесса на простые компоненты на основе проектного подхода и выстраивание своеобразного управленческого "конвейера". Это дает целый ряд эффектов: работа из процесса превращается в целенаправленное движение, снижаются требования к квалификации персонала, резко возрастает производительность труда, снижается количество ошибок. Для реализации такого подхода необходимо разработать эффективную организационную структуру, систему управления финансами, сформировать службу маркетинга, обеспечить документооборот, т.е. детально сформулировать правила работы предприятия, в основных чертах общие для всех компаний инновационной направленности. Для каждого конкретного случая понадобится лишь коррекция (в большинстве случаев — незначительная), “настройка” системы на конкретный бизнес. Менеджеры инновационной компании будут погружены в готовую среду, которая заставит их работать по единым правилам, обеспечит необходимые прозрачность и управляемость компании.
  Таким образом, обеспечивается снижение требований к  квалификации управленческого персонала. Можно провести некоторую аналогию с работой сборочного конвейера. Персонал очень низкой квалификации осуществляет сборку очень качественного изделия. Это стало возможным благодаря тому, что сложный процесс сборки разбит на простые элементы, доступные персоналу любой квалификации.
  В подобной структуре  оказывается затруднительно осуществлять убыточные проекты - экономическая  эффективность каждого инновационного проекта рассчитывется и планируется, а результат затем сравнивается с плановыми показателями. Вот кстати почему, система не всегда пользуется популярностью у персонала - сразу вскрывается истинная результативность каждого сотрудника.
  Примером такого конвейера служит созданная специалистами  компании ТЕХНОКОНСАЛТ-МЕНЕДЖМЕНТ система  поиска и продвижения российских технологий. Очевидно, что процесс  продвижения сотен технологий обходится  очень дорого. Именно поэтому была разработана технология продвижения, основанная на проектном подходе. Обеспечивается полный цикл работ: от отбора перспективных проектов до создания компании со всей внутренней структурой “под ключ” и до мониторинга процесса развития и внесения необходимых корректировок. Этот работающий по единым правилам конвейер обеспечивает минимизацию управленческих издержек инвестора.
  По нашему глубокому  убеждению, основанному на достаточно большом опыте, для достижения реального  успеха настала пора привлекать управленческие технологии.
  Что это дает?
  Инновационная деятельность из разряда искусства (а значит, доступной немногим) переходит  в разряд “ремесла” в хорошем  смысле, т.е. превращается в набор  известных, понятных, связанных в  некую последовательность операций. Снижаются (и весьма существенно) требования к квалификации персонала, облегчается контроль количества и качества труда персонала.
  Все это само по себе, без изменения состава  и квалификации персонала, способно повысить эффективность инновационной  деятельности предприятия, а значит, и увеличить поток заказов.
  Внедрению эффективных  управленческих технологий мешает отсутствие управленческой культуры, т.е., привычки руководства и персонала работать в жестко заданном временном, функциональном, информационном и прочем регламенте, т.е. отсутствие привычки “работать по правилам”. Разработанные методики позволяют реализовать управление проектами даже в небольших компаниях, снизив издержки неквалифицированного управления.
  В качестве примера  выстраивания конвейера можно привести пример системы коммерциализации технологий, получившей диплом на Международном салоне инноваций. С ее помощью реализованы десятки проектов по заказу ведущих компаний мира Самсунг, LG, Доу Кемикл и других.
  Можно сделать  следующий вывод: инновационное  развитие предприятия необходимо точно также проектировать, как и любую систему. Необходимо не только определить задачи, стоящие перед предприятием, но и создать систему, обеспечивающую переход предприятия в это состояние, определить необходимые ресурсы, разработать бизнес-процессы инновационной деятельности. Только так можно рассчитывать на успех

Инновационные проекты

  В отечественной  практике концепция управления проектами  нашла отражение в широком  применении программно-целевого метода управления, предусматривающего формирование и организацию выполнения целевых комплексных программ (ЦКП), представляющих собой комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на достижение конкретных социально-экономических целей. Развернутая система проектов и программ реализуется и в научной, и в инновационной сферах. Инновационные проекты и программы их реализации составляют существенную часть формирующегося хозяйственного механизма управления научно-техническим развитием страны.
  Понятие «инновационный проект» рассматривается как форма целевого управления инновационной деятельностью, процесс осуществления инноваций, комплект документов.
  Как форма целевого управления инновационной деятельностью  инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных  и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей на приоритетных направлениях развития науки и техники. Как процесс осуществления инноваций – это совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, приводящих к инновациям. В то же время инновационный проект – это комплект технической, организационно-плановой и расчетно-финансовой документации, необходимой для реализации целей проекта. Наиболее полно и комплексно сущность проекта проявляется в его первом аспекте. Учитывая все три аспекта понятия «инновационный проект», можно дать следующее его определение.
  Инновационный проект – это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных, оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи, выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации.
  К основным элементам  инновационного проекта относятся:
  - сформулированные  цели и задачи, отражающие основное назначение проекта;
  - комплекс проектных  мероприятий по решению инновационной  проблемы и реализации поставленных  целей;
  - организация  выполнения проектных мероприятий,  т.е. увязка их по ресурсам  и исполнителям для достижения  целей проекта в ограниченный период времени и в рамках заданных стоимости и качества;
  - основные показатели  проекта (от целевых – по  проекту в целом, до частных  – по отдельным значениям,  темам, этапам, мероприятиям, исполнителям), в том числе показатели, характеризующие его эффективность.
 
 
  Рис. 1. Основные элементы инновационного проекта
  Инновационные проекты могут формироваться  в составе научно-технических  программ, реализуя задачи отдельных направлений (заданий, разделов) программы, и самостоятельно, решая конкретную проблему на приоритетных направлениях развития науки и техники.
  Задачи инновационных  проектов. Формирование инновационных  проектов для решения важнейших  научно-технических проблем (задач) обеспечивает:
  - комплексный,  системный подход к решению  конкретной задачи (цели) научно-технического  развития;
  - количественную  конкретизацию целей научно-технического  развития и строгое отражение  конечных целей научно-технического развития и строгое отражение конечных целей и результатов проекта в управлении инновациями;
  - непрерывное  сквозное управление процессами  создания, освоения, производства и  потребления инноваций;
  - обоснованный  выбор путей наиболее эффективной  реализации целей проекта;
  - сбалансированность  ресурсов для реализации инновационного  проекта;
  - межведомственную  координацию и эффективное управление  сложным комплексом работ по  проекту.
  Основные участники  инновационного проекта. Реализация замысла  инновационного проекта обеспечивается участниками проекта. В зависимости от вида проекта в его реализации могут принимать участие от донной до нескольких десятков (иногда сотен) организаций. У каждой из них свои функции, степень участия в проекте и мера ответственности за его судьбу. Вместе с тем все эти организации в зависимости от выполняемых ими функций принято объединять в конкретные группы (категории) участников проекта. Схематическое изображение основных участников проекта приведено в рис. 2.
 
 
  Рис. 2. Основные участники проекта
  Заказчик –  будущий владелиц и пользователь результатов проекта. В качестве заказчика может выступать как  физическое лицо, так и юридическое.
  Инвестор – физические или юридические лица, вкладывающие средства в проект. Инвестор может быть и заказчиком. Если это не одно и то же лицо, то инвестор заключает договор с заказчиком, контролирует выполнение контрактов и осуществляет расчеты с другими участниками проекта. Инвесторами в РФ могут быть: органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом; организации, предпринимательские объединения, общественные организации и другие юридические лица всех форм собственности; международные организации, иностранные юридические лица; физические лица – граждане РФ, иностранные граждане. Одним из основных инвесторов, обеспечивающих финансирование проекта, является банк.
  Проектировщик – специализированные проектные  организации, разрабатывающие проектно-сметную документацию. Ответственной за выполнение всего комплекса этих работ обычно является одна организация, называемая генеральным проектировщиком. За рубежом ее представляют архитектор и инженер. Архитектор – это лицо или организация, имеющие право профессионально, на основе соответствующим образом оформленной лицензии выполнять работу по созданию проектно-сметной документации. Инженер – это лицо или организация, имеющие лицензию на занятие инжинирингом, т.е. комплексом услуг, связанных с процессом производства и реализации продукции проекта.
  Поставщик –  организации, обеспечивающие материально-техническое  обеспечение проекта (закупки, поставки). Исполнитель (организация-исполнитель, подрядчик, субподрядчик) – юридические  лица, несущие ответственность за выполнение работ по контракту. К ним относятся ИП, производственные предприятия, вузы и т.п.
  Научно-технические  советы (НТС) – ведущие специалисты  по тематическим направлениям проекта, несущие ответственность за выбор  научно-технических решений, уровень их реализации, полноту и комплексность мероприятий для достижения проектных целей; организующие конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов.
  Руководитель  проекта (в принятой на Западе терминологии «проект-менеджер») – юридическое  лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами по проекту: планированию, контролю и координации работ участников проекта. Конкретный состав полномочий руководителя проекта определяется контрактом с заказчиком. Команда проекта – специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта с целью эффективного достижения его целей. Состав и функции команды проекта зависят от масштабов, сложности и других характеристик проекта. Команда проекта вместе с руководителем проекта является разработчиком проекта. Для выполнения части своих функций разработчик может привлекать специализированные организации.
  Поддерживающие  структуры проекта – это организации  различных форм собственности, содействующие основным участникам проекта в выполнении задач проекта и образующие вместе с ними инфраструктуру инновационного предпринимательства. К поддерживающим структурам относятся: инновационные центры; фонды поддержки программ, проектов; консалтинговые фирмы; органы независимой экспертизы; патентно-лицензионные фирмы; аудиторские фирмы; выставочные центры и т.п.

Виды и  содержание инновационных проектов

  Виды инновационных  проектов. Многообразие возможных целей  и задач научно-технического развития предполагает громадное разнообразие видов инновационных проектов. Общепринятой классификации их не существует. Целесообразно классифицировать инновационные проекты по таким признакам, как период реализации проекта, характер целей проекта, вид удовлетворяемой потребности, тип инноваций и уровень принимаемых решений.
  В зависимости  от времени, затрачиваемого на реализацию проекта и достижения его целей, инновационные проекты могут  быть подразделены на долгосрочные (стратегические), период реализации которых превышает пять лет, среднесрочные с периодом реализации от трех до пяти лет и краткосрочные – менее трех лет. С точки зрения характера целей проект может быть конечным, т.е. отражать цель решения инновационной проблемы в целом, или промежуточным, связанным с достижением промежуточных результатов решения сложных проблем. По виду удовлетворяемых потребностей проект может быть ориентирован на существующие потребности или на создание новых. Классификация инновационных проектов по типу инноваций предполагает деление их на введение нового (радикального) или усовершенствованного (инкрементального) продукта; введение нового или усовершенствованного метода производства; создание нового рынка; освоение нового источника поставки сырья или полуфабрикатов; реорганизация структуры управления. По уровню принятия решений и сфер, охватываемых инновационными проектами, они подразделяются на: федеральные (межгосударственные) и президентские инновационные проекты, основные задания которых могут включаться в региональные научно-технические программы; отраслевые (межотраслевые) инновационные проекты, задания которых могут включаться в планы министерств и ведомств РФ; инновационные проекты отдельных ИП, задания которых включаются в планы ИП.
  Содержание  инновационных проектов. Можно выделить три аспекта рассмотрения содержания инновационного проекта по: стадиям инновационной деятельности, процессу формирования и реализации, элементам организации. Инновационный проект охватывает все стадии инновационной деятельности, связанных с трансформацией научно-технических идей в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности либо в новый подход к социальным услугам. С точки зрения стадий осуществления инновационной деятельности проект включает в себя НИР, проектно-конструкторские и опытно-экспериментальные работы, освоение производства, организацию производства и его пуск, маркетинг новых продуктов, а также финансовые мероприятия.
  В основе рассмотрения содержания инновационного проекта по процессу его формирования и реализации, т.е. технологически, лежит концепция жизненного цикла инновационного проекта, которая исходит из того, что инновационный проект есть процесс, происходящий в течение конечного промежутка времени. В таком процессе можно выделить ряд последовательных по времени этапов (фаз), различающихся по видам деятельности, обеспечивающих его осуществление.
  Инновационный проект, рассматриваемый как процесс, совершающийся во времени, охватывает следующие этапы:
  - формирование  инновационной идеи. Это процесс  зарождения инновационной идеи  и формулирования генеральной  (конечной) цели проекта. На этом  этапе определяются конечные  цели (количественная оценка по  объемам, срокам, размерам прибыли) проекта и выявляются пути их достижения, определяются субъекты и объекты инвестиций, их форме и источники;
  - разработка  проекта. Это процесс поиска  решений по достижению конечных  целей и формирование взаимоувязанного  по времени, ресурсам и исполнителям комплекса заданий и мероприятий реализации цели проекта. На этом этапе осуществляется сравнительный анализ различных вариантов достижения целей проекта и выбор наиболее жизнеспособного (эффективного) для реализации; разрабатывается план реализации инновационного проекта; решаются вопросы специальной организации для работы над проектом (команды проекта); производится конкурсный отбор потенциальных исполнителей проекта и оформляется контрактная документация;
  - реализация  проекта. Это процесс выполнения  работ по реализации поставленных целей проекта. На этом осуществляется контроль исполнения календарных планов и расходования ресурсов, корректировка возникших отклонений и оперативное регулирование хода реализации проекта;
  - завершение  проекта. Это процесс сдачи результатов проекта заказчику и закрытия контрактов. Этим завершается жизненный цикл инновационного проекта.
  Рассматривая  инновационный проект по элементам  организации, можно выделить в нем  две части: органы управления формированием  и реализацией проекта и участников инновационного проекта.

Основные  критерии оценки инновационных проектов

  Для снижения риска  инновационной деятельности предпринимательской  фирме необходимо в первую очередь  провести тщательную оценку предполагаемого  к осуществлению инновационного проекта. Инновационный проект, эффективный для одного предприятия, может оказаться неэффективным для другого в силу объективных и субъективных причин, таких, как территориальная расположенность предприятия, уровень компетенции персонала по основным направлениям инновационного проекта, состояние основных фондов и т.п. Все эти факторы оказывают влияние на результативность инновационного проекта, но оценить их количественно очень трудно, а в некоторых случаях и невозможно, поэтому их необходимо учитывать на стадии отбора проектов. Поскольку на каждом конкретном предприятии существуют свои факторы, влияющие на эффективность инновационных проектов, то универсальной системы оценки проектов нет, но ряд факторов имеет отношение к большинству инновационных предприятий. На основе этих факторов выделяют определенные критерии для оценки инновационных проектов.
  При реализации инновационных проектов приоритетными  и поддерживаемыми со стороны  государства должны быть те проекты, которые ориентированы на конечные социально-экономические результаты в таб. Приведен рекомендуемый перечень критериев инновационных проектов.
  Важно отметить, что показатели верхнего уровня, приоритетные направления (показатели конечного  результата), - это показатели, важные для уровня народного хозяйства в целом. Они являются обязательными для оценки и контроля на всех последующих более низких по иерархии уровнях, решающих частные задачи (социально-экономические приоритеты и ключевые проблемы; приоритетные направления НТП; государственные научно-технические программы; проекты, реализующие эти программы). На следующим уровне ключевых проблем (например, обеспечение теплом и энергией) добавляются внутренние автономно используемые на этом уровне характеристики. 

  Таблица 1. Перечень критериев инновационных проектов
  Социально-экономические  характеристики
  Социальные (качество жизни)   Благосостояние
  Здоровье
  Личная безопасность
  Культура
  Образование
  Быт
  Уровень занятости
  Вклад в решение  важнейших проблем развития РФ
  Обеспечение населения  теплом и энергией
  Обеспечение населения продовольствием
  Обеспечение населения  медицинскими услугами и медикаментами
  Обеспечение населения  транспортом и связью
  Экономические (повышение экономической эффективности)
  Повышение эффективности  использования ресурсов: трудовых, материальных, финансовых.
  Создание новых  экономически эффективных продуктов
  Вклад в крупные  структурные сдвиги в экономике
  Рыночные параметры:
  Конкурентоспособность продукции на внутреннем рынке: спрос, замещение импорта, рентабельность продукции, экономическая эффективность инвестиций, позиция в конкурентной борьбе, коммерческий риск.
  Конкурентоспособность продукции на внешнем рынке: спрос, повышение экспортного потенциала, экономическая эффективность инвестиций, позиция в конкурентной борьбе, коммерческий риск.
  Обеспечение национальной безопасности
  Вклад в обороноспособность РФ   Вклад в экологическую  безопасность
  Вклад в снижение вредных веществ в различные  природные среды: атмосферу, воду, землю.
  Вклад в природовосстановительную деятельность
  Научно-технические характеристики
  Соответствие  мировому уровню (конкурентоспособность  ноу-хау)   Вклад в поддержку  лидирующего положения российской науки и промышленности
  Вклад в развитие других научно-технических направлений
  Вклад в крупные  технологические сдвиги
  Вклад в развитие научно-технического потенциала
  Степень новизны
  Включение в  предыдущие программы и планы
  Сроки разработки
  Степень реализуемости  проекта
  Наличие фундаментного  задела
  Наличие кадров исследователей высшей квалификации
  Наличие экспериментальной  и производственной базы
  Технический и  организационный риск реализации проекта  в срок.
  Экономические характеристики
  Затраты на проект   На НИР
  На ОКР
  На опытный  образец
  Капиталовложения  в создание производства
  Капиталовложения  в процесс производства
  Срок окупаемости затрат
  Ожидаемая прибыль
  Потенциальный размер общей прибыли
  Ожидаемый размер валютной прибыли
  Время начала получения  прибыли
  Рентабельность  капиталовложений (инвестиций)
  В результате формируется  система критериев, которая дает возможность оценить вклад инновационного проекта любого уровня в достижении конечных целей реформ и использовать эту информацию для соответствующего распределения ресурсов на реализацию таких проектов.
  Полная оценка инновационного проекта включает в  себя анализ всех вышеперечисленных критериев и основных элементов реализации проекта.

Порядок разработки инновационного проекта

  Разработка  инновационного проекта представляет собой особым образом организованную НИР прогнозно-аналитического и  технико-экономического характера, связанную с постановкой цели инновационного проекта, разработкой его концепции, планированием проекта и оформлением его проектно-сметной документации.
  Разработка  концепции и идеи проекта
  Концепция инновационного проекта должна определять варианты его реализации, формировать основные цели и ожидаемые конечные результаты, оценивать конкурентоспособность и перспективность результатов проекта, а также возможную эффективность инновационного проекта. В процессе разработки концепции инновационного проекта можно выделить следующие этапы: формирование инновационной идеи и постановка цели проекта, маркетинговые исследования идеи проекта, структуризация проекта, анализ риска и неопределенности, выбор варианта реализации проекта. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
  Количественные  значения целевых параметров проекта
  Варианты  решения проблемы
   
       
     
       
     
  Рис. 3. Содержание и этапы разработки концепции  инновационного проекта
  Формирование  инновационной идеи и постановка цели проекта. Возникновение инновационной  идеи является отправной точкой, с  которой начинается разработка инновационного проекта. Формирование инновационной идеи рассматривается с двух позиций. С одной стороны, инновационная идея составляет основу, суть инновационного проекта, находящую отражение в постановке генеральной (конечной) цели проекта (идея создания нового продукта или услуги, идея организационных преобразований в отрасли, регионе, на действующем предприятии и т.п.). С другой стороны, под формированием инновационной идеи понимается задуманный план действий, т.е. способы или пути достижения цели проекта. Уже на этом этапе определяются альтернативные варианты решения проблемы. Идея может возникнуть спонтанно или являться результатом длительного процесса, она может быть результатом коллективной экспертизы или индивидуального анализа.
  К методам генерирования  и формирования инновационных идей относятся хорошо известные методы экспертных оценок, такие, как методы выявления мнений (метод интервью; метод анкетирования – выборочных опросов; написание сценария и т.д.) и творческие методы («мозговая атака»; морфологический анализ; метод Дельфи и т.д.).
  Структуризация  инновационного проекта. Установленные  на предыдущих этапах целевые параметры  проекта являются основой для  формирования перечня проектных  мероприятий по достижению конечной цели проекта. Для определения состава необходимых мероприятий конечные цели предварительно структурируются, т.е. разбиваются на составные элементы. Практика показала, что в структуризации проекта необходимо различать две разновидности функциональную и проблемную.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.