Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Психологическое исследование характеристик процессов памяти

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 09.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Психологическое исследование характеристик  процессов памяти
 

      Содержание 
 

 

      Введение
     Память  — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении  прошлого опыта, делающая  возможным его  повторное  использование  в  деятельности  или  возвращение в сферу сознания.
     Память  связывает прошлое субъекта с  его настоящим и будущим и  является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.
     Память  — основа психической деятельности.  Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания.  Поэтому для лучшего понимания  человека  необходимо  как  можно  больше  знать  о  нашей памяти.
     Образы  предметов или  процессов  реальной  действительности,  которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.
     Актуальность. Значение памяти в жизни человека очень  велико.  Абсолютно  все,  что  мы знаем, умеем, есть следствие  способности  мозга  запоминать  и  сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения  и их  системы.  Человек, лишенный памяти, как указывал И. М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы  существом,  не  способным ничему  научиться,  ничем овладеть,  и  его  действия  определялись  бы  только  инстинктами.   Память создает, сохраняет  и  обогащает  наши  знания,  умения,  навыки,  без  чего немыслимы  ни  успешное  учение,  ни  плодотворная   деятельность.   Человек запоминает наиболее прочно те факты, события и явления,  которые имеют для него, для его деятельности особенно важное значение.  И наоборот,  все то, что для человека  малозначимо,  запоминается  значительно хуже  и быстрее забывается. Большое значение  при запоминании имеют устойчивые  интересы, характеризующие личность. Все,  что  в  окружающей  жизни  связано  с  этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано.
     Целью данной работы является раскрытие цели «психологическое исследование характеристик  процессов памяти» и ее изучение, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
     - Рассмотреть основные определения памяти
     - Исследовать Психологические методики исследования процессов памяти;
     - Привести рекомендации по применению приведенных методик. 
 

 

      Глава 1. Основные определения памяти
     1.1 Память и ее значение
     Образы  предметов и  явлений,  которые  возникают  в  мозгу  в  результате воздействия их на  анализаторы,  не  исчезают  бесследно  после  прекращения этого воздействия. Образы  сохраняются  и  в  отсутствие  этих  предметов  и явлений в виде так называемых представлении памяти. Представления  памяти  — это образы тех предметов или явлений,  которые  мы  воспринимали  раньше,  а сейчас  воспроизводим  мысленно.  Представления   могут   быть   зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые  и  осязательные.  Представления  памяти  в отличие от образов восприятия, конечно, бледнее, менее устойчивы  и  не  так богаты деталями, но  они  составляют  важный  элемент  нашего  закрепленного прошлого опыта.
     Память  — это отражение опыта человека  путем  запоминания,  сохранения  и воспроизведения.
     На  запоминание сильно влияет эмоциональное  отношение человека к тому, что  запоминается. Все то, что вызывает у человека яркую  эмоциональную  реакцию, откладывает глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго.
     Таким образом, память связана с особенностями  личности. Человек  сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет  ими,  исходя  из  тех  целей  и задач, которые ставит в своей  деятельности.
     Память  участвует уже в акте восприятия, так как без узнавания  восприятие невозможно. Но память выступает и  в качестве  самостоятельного  психического процесса, не связанного  с  восприятием,  когда  предмет  воспроизводится  в отсутствие его1. 

     1.2 Процессы памяти
     При характеристике памяти выделяют следующие  ее процессы: запоминание, сохранение, забывание, а также воспроизведение (актуализацию, возобновление) материала.
     Запоминание - процесс памяти, направленный на закрепление  новой информации путем связывания ее с приобретенным ранее знанием. Запоминание протекает в трех формах:
     1) запечатление - кратковременное и  долговременное сохранение материала,  предъявлявшегося однократно на  несколько секунд;
     2) непроизвольное запоминание –  непреднамеренное сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала;
     3) преднамеренное запоминание (заучивание) – целенаправленное запоминание  с целью сохранения материала  в памяти.
     При заучивании материала существенны  рациональное распределение его  во времени, активное воспроизведение материала заучивания
     Успех запоминания определяется правильной организацией повторений, которые должны быть осознанными, осмысленными и активными. Лучший вид повторения – это включение  усвоенного материала в последующую  деятельность, с тем чтобы повторение каждый раз проводилось на новом уровне осознания.
     Сохранение  – процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга  удерживается полученная информация. Исследованиями установлено, что сохранение отдельных элементов учебного материала во многом зависит и от того места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первый и последний элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление в психологии называется краевым эффектом памяти.
     Процессом, противоположным сохранению, выступает забывание. Забывание – это процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти материала. Психологические исследования показали, что в первое время после заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем, причем бессмысленный материал забывается значительно быстрее, чем связанный по смыслу.
     Забывание в значительной степени зависит  от предыдущей деятельности, непосредственно  предшествующей запоминанию. Забывание  материала под влиянием деятельности, предшествующей запоминанию, получило название проактивного торможения, а забывание материала под влиянием последующей деятельности - ретроактивного. Под воздействием этих видов торможения средние элементы информации сохраняются в памяти хуже, чем первые и последние («эффект края»). Для того чтобы восстановить важную для следствия информацию, следователю следует активизировать словесно-логическую память свидетеля, попытаться найти связь между выпавшими их памяти элементами и теми из них, которые сохранились в его сознании.
     Для уменьшения забывания необходимо понимание, осмысление, повторение информации.
     Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного  ранее материала. Воспроизведение  имеет несколько уровней:
    узнавание, которое возникает при повторном восприятии объекта;
    воспоминание, которое осуществляется в отсутствие объекта восприятия;
    припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от четкости поставленных задач;
    реминисценция – непроизвольное воспроизведение давно, казалось бы, забытого2.
     Воспроизведение строго индивидуально. Объем, последовательность воспроизведения зависят от отношения  субъекта к воспринимаемым событиям, его интереса, интеллекта, возраста, жизненного опыта, занятий.
     1.3 Виды памяти
     Наиболее  распространенной является классификация  П.П. Блонского, выделявшего следующие  виды памяти.
     В зависимости от особенностей запоминания  и воспроизведения материала
     Двигательная  память позволяет нарабатывать практические и трудовые навыки. В основе двигательной памяти лежат процессы запоминания, сохранения в сознании двигательных актов, совокупности движений, передвижения человека в пространстве.
     Эмоциональная (аффективная) память состоит в запечатлении и сохранении в сознании переживаний и чувств. Она характеризуется быстротой формирования, особой прочностью сохранения, непроизвольностью воспроизведения информации. Эмоциональная память является необходимой предпосылкой в развитии способности к сочувствию и сопереживанию.
     Образная  память позволяет сохранять в  сознании образы однажды воспринятого жизненно важного объекта. Это память о внешнем виде объекта и его  местонахождении в пространстве. Она включает в себя зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую память3.
     Словесно-логическая память на словесные стимулы отражает как внешние объекты и события, так и внутренние переживания. Словесно-логическая память – ведущий вид памяти.
     В зависимости от характера деятельности
     Произвольная  память характеризуется преднамеренностью запоминания, зависит от сосредоточения внимания, в основе которого лежит механизм отбора информации из общего потока. Это наиболее продуктивный вид памяти.
     Непроизвольная  память осуществляется непреднамеренно, попутно, на неосознанном уровне.
     Смысловая память основывается на обобщениях и  систематизированных ассоциациях  запоминаемого материала.
     В зависимости от продолжительности  хранения материала в памяти
     Ультракороткая  память (иконическая – для зрительного  и эхоническая – для слухового восприятия) – вид памяти, связанный с удержанием информации в сенсорном регистре; далее она преобразуется в кратковременную.
     Кратковременная память – определенная фаза в упрочении  памяти, отражающая ранние этапы фиксации информации. На ранних этапах фиксации следы информации подвижны и поддаются «стиранию» под влиянием любых внешних воздействий. Эти этапы связаны с нейродинамическими процессами, обеспечивающими поддержание функциональных связей нейронов, участвующих в центральной интеграции воспринимаемого образа. Кратковременная память обеспечивает первичную ориентировку при одномоментном восприятии обстановки.
     Долговременная  память обусловливается структурно-химическими  изменениями в нейроне, стабилизацией  долговременных следов, обеспечивающих устойчивость к разным воздействиям и сохранение запоминаемого материала на длительное время, возможно, на всю жизнь4.
     Оперативная память обеспечивает непосредственно  осуществляемые человеком актуальные действия, операции. В оперативной  памяти образуется «рабочая смесь» из материалов, поступающих из кратковременной и долговременной памяти. Продолжительность оперативной памяти ограничивается временем соответствующей деятельности, так, мы запоминаем элементы фразы, чтобы осмыслить ее в целом, помним условие задачи, которую решаем, помним промежуточные цифры при сложных вычислениях.
     Глава 2. Психологические  методики исследования процессов памяти
     2.1 Организация и  методики исследования
     В данной работе исследовались дошкольники  в количестве 10 человек подготовительной группы. Отбор испытуемых проводился методом случайной выборки. Характеристика по полу следующая 50% мальчиков и 50% девочек.
     Описание  методического материала
     Методика  №1
     Данная  методика направлена на исследование развития образной памяти старших дошкольников.
     При подготовке исследования А было приготовлено 8 карточек размером 7,5х10 см с изображением часов, ножниц, телефона, карандаша, самолёта и письма. Подготовлена карта 63х30 см, разделенная на 24 клетки размером 7,5х10 см.
     Каждому изображению на карточках соответствуют три изображения на карте:
    идентичное изображение;
    изображение, отличающееся деталью;
    изображение схожее лишь силуэтом и назначением.
     Соотношения цветов принято одинаковое.
     При подготовке индивидуального тестирования В для оценки воспроизведения геометрических фигур и изображения предметов было изготовлено 6 карточек размером 7,5х10 см с изображением машины, птицы, рыбки, собаки, кошки, кровати. А так же 6 карточек размером 7,5х10 см, на каждой, из которых нарисована геометрическая фигура: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, звезда, крест. Каждая фигура нарисована цветным контуром, применен разный цвет: синий, зелёный, красный, желтый, фиолетовый и коричневый. Подготовлены 6 цветных фломастеров и листы бумаги.
     Методика  № 1
     Для изучения особенностей развития произвольного и непроизвольного запоминания в дошкольном возрасте была использована методика из серии опытов П.И. Зинченко. Необходимо иметь ряд картинок: холодильник, стол, стул, плита, огурец, томат, свекла, курица, гусь, утка, кукла, машинка, мяч5.
     Методика  № 2
     Общая схема проведения исследования А  следующая. Эксперимент проводился индивидуально. Перед ребенком располагалась  карта, ему объясняли, обращаясь  по имени:
     Я буду тебе показывать маленькие карточки, а ты запомни, что на них нарисовано, и найди такую же картинку на большой карте.
     Ребенку по одной показывают карточки. Время  экспозиции - 1 секунда. После каждого  предъявления давали возможность найти  такое же изображение на карте.
     Общая схема проведения тестирования В такова. Эксперимент проводился индивидуально и состоял из 2 тестирований, различающихся между собой содержанием запоминаемого материала.
     В первом задании использовались геометрические фигуры. Материал для эксперимента располагался хаотично, на некотором расстоянии друг от друга. При воспроизведении геометрических фигур ребенка просили нарисовать их, предлагая бумагу и фломастеры. Время экспозиции 20 секунд. Если ребенок изображал фигуры несоответствующим цветом, его спрашивали:
     Какого  цвета были фигуры? Почему ты взял фломастер  другого цвета?
     Во  втором тестировании использовались изображения  предметов. Эксперимент проводились  индивидуально. Картинки для тестирования размещались хаотично, на некотором  расстоянии друг от друга. Время экспозиции 20 секунд. Ребенку предлагали, обращаясь по имени:
     Внимательно посмотри на картинки, лежащие на столе, запомни, а затем назови. Время воспроизведения не более 6 секунд.
     Методика  № 3
     При изучении непроизвольного запоминания  детям предлагается классифицировать картинки по группам и разложить их по местам, условно обозначенным на столе. Задача на запоминания перед детьми не ставится. После этого картинки убирают со стола и спрашивают: " Какие картинки ты раскладывал?", то есть перед ребенком ставится задача воспроизвести тот материал, с которым он работал.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.