На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Управление и его сущность

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 10.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 58. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  сельского хозяйства  РФ ФГОУ ВПО «Ивановская государственная сельскохозяйственная
академия имени Д.К. Беляева» 
 

Экономический факультет 

Кафедра организации, предпринимательства  и менеджмента  на предприятиях АПК 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

По  дисциплине: «Менеджмент»
На  тему: «Управление и его сущность» 
 
 
 
 
 

                                         Работу проверила: Ковалева А.В. 
                                      Работу выполнила:
             1 группы 5 курса
                                экономического факультета 
 
 
 
 

Иваново, 2008 

Содержание
Введение…………………………………………………………………………….……3
Раздел 1         МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ.......…..……5
        1.1 Сущность «управления» строится через сущность «менеджмента»
              1.2 Содержание понятия «менеджмент» и «управление»…...……12
        1.3 Цели и задачи менеджмента……………………………………...…21
       1.4. Характерные черты и стадии менеджмента………………...…23
Раздел 2    УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ………..……………...……25
             2. УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПРОИЗВОДСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
            2.1 Цели и задачи управления развитием производства
            2.2 Управление качеством продукции……………………………...……31
       2.3 Основные факторы определяющую структуру управления производством…………………………………………………………………...……33
            2.4  Классификация организационных структур управления…...….35
Раздел  3      УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ………...…….……………...…43
           3. Разработка и проведение кадровой политики
           3.1 Принципы подбора и расстановки персонала
          3.2 Руководство персоналом и мотивация труда……………………..46
Раздел 4      ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПК (колхоза) «ШИПИЛОВО».................................................................................................51
           4.1 Организационная и экономическая характеристика хозяйства
        4.2 Анализ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия и его подразделений…………………...…………52
          4.3 Анализ размеров хозяйства и специализации………………….……53
      4.4 Анализ результативных показателей хозяйственной деятельности предприятии………………………………………………………..58
          4.5 Организация управления, размер и состав управленческого аппарата хозяйства………………………………………………………..……..…61
          4.6 Анализ организации информационного обеспечения главных специалистов…………………………………………………………………………..63
         4.7 Анализ структуры экономической и бухгалтерской служб и распределение обязанностей между работниками……………………...……64
Раздел 5   УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ………………………………70
      5.1 Управление производством  в отраслях и подразделениях в СПК (колхозе) «Шипилово»
      5.2 Обеспеченность хозяйства  рабочей силой…………….……………73
     5.3 Управление персоналом  по средством стимулирования  и оплаты труда…………………………………………………………………………………….74
          5.4 Управление качеством продукции…………...…………………..……76
Заключение………………………………………………...……………….………….78
Список используемой литературы…………………………..……………………80
      Приложение  1……………………………………………………………….....81               
 

Введение
     Управленческая  деятельность — один из важнейших  факторов функционирования и развития промышленных фирм в условиях рыночной экономики. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции. Большую роль играют также изменения в организационных формах и характере деятельности фирм, повышение значения транснациональных корпораций (ТНК) в мирохозяйственных связях.
     Изменение условий производственной деятельности, необходимость адекватного приспособления к ней системы управления сказываются не только на совершенствовании его организации, но и на перераспределении функций управления по уровням ответственности, формам их взаимодействия и т.д. Речь идет прежде всего о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночной системы хозяйствования, связанными с удовлетворением в первую очередь индивидуальных потребностей, обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах, растущими доходами населения, регулированием товарно-денежных отношений, широким использованием новейших достижений научно-технической революции. Все это требует от промышленных фирм адаптации к новым рыночным условиям, преодоления возникающих противоречий в экономическом и научно-техническом процессах.
     В современных условиях одним из приоритетных направлений перестройки управления российской экономикой, особенно на уровне предприятий, объединений, концернов и других хозяйственных организаций, явилась выработка основных теоретических и методологических позиций по применению менеджмента в нашей практике. Это не механический процесс перенесения опыта промышленных фирм Запада, а творческий поиск новых решений. Тем самым вместо декларации о необходимости широко использовать товарно-денежные, рыночные отношения активно проводится работа по изысканию конкретных и реальных путей, форм и методов их органического сочетания в единой целостной системе хозяйства. Потребуются радикальные и решительные шаги, известная смелость в практическом применении менеджмента на российских предприятиях.
     Цель  курсовой работы является рассмотрение вопросов управления производством, решение задач повышения эффективности производства; даются классификация организационных структур управления производством и организация управления. Важное место в работе занимают проблемы управления качеством продукции; управление персоналом, а именно, разработка и проведение кадровой политики в фирме, оплата и стимулирование труда, групповое управление, основными задачами которой являются:
      Определение эффективности производства;
      Определение кадрового потенциала хозяйства;
      Основные положения, определяющие качество продукции;
      Основные положения ценовой политики;
    Объектом  исследования курсового проекта  выступает, в качестве примера, СПК (колхоз) «Шипилово» Юрьев – Польского района Владимирской области. 

 

     Раздел  1
     1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
     1.1 СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТСЯ ЧЕРЕЗ СУЩНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА
     Менеджмент  — это самостоятельный вид  профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
     Менеджмент  — это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:
     • ориентацию   фирмы   на   спрос   и   потребности   рынка,   на   запросы конкретных   потребителей   и   организацию   производства   тех   видов продукции,   которые   пользуются  спросом  и   могут  принести  фирме намечаемую прибыль;
     • постоянное стремление к повышению эффективности производства: с меньшими затратами, получение оптимальных результатов;
     • хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений тем,  кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;
     • постоянную корректировку целей  и программ в зависимости от состояния рынка;
     • конечный результат деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена;
     • необходимость   использования   современной   информационной   базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.
     Термин "менеджмент" по своей сути является аналогом термина "управление", это его синоним, однако не в полной мере. Термин "управление" намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).
     Термин "менеджмент" применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций.
     Термин "менеджмент" применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять в США и в отношении непредпринимательских организаций.
     Термин "менеджмент" ("management") американского происхождения и не переводится на другой язык дословно. В англоязычных странах он употребляется довольно свободно и в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как для других значений используются другие слова. Например, для обозначения управления в неживой природе употребляется термин "control"; для государственного или общественного управления — термины "government administration" или "public administration". Иногда к слову "management" добавляется слово "business" ("business management"), что лишь подчеркивает его принадлежность к хозяйственной сфере деятельности. Учитывая вышеизложенное, мы в дальнейшем будем применять термин "управление" в том же значении, что и "менеджмент".
     Рассматривая  суть понятия "менеджмент", важно  уточнить некоторые входящие в его определение положения.
     Менеджмент  как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает,  что менеджер независим от собственности на капитал фирмы, в которой он работает. Он может владеть акциями фирмы, а может и не иметь их, работая по найму на должности менеджера. Труд менеджера — это производительный труд, возникающий в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающий связь и единство всего производственного процесса. Поэтому менеджмент объединяет работников различных специальностей: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, статистиков, психологов, плановиков, бухгалтеров и др., работающих под руководством менеджера, управляющего предприятием, производственным отделением или фирмой в целом.
     Термин "менеджер" обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной деятельности в качестве управляющего фирмы независимо от уровня управления, а также его профессиональной подготовки и практического опыта работы. Профессиональный менеджмент как самостоятельный вид деятельности предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста-менеджера и в качестве объекта- хозяйственную деятельность фирмы в целом или ее конкретную сферу (производство, сбыт, финансы, НИОКР и др.). Возросшие требования к управлению обусловлены увеличением размеров предприятия, сложностью технологии, необходимостью владения управленческими навыками. В современных условиях все решения по финансовым, организационным и экономическим вопросам подготавливаются и вырабатываются профессионалами в области организации управления, которые осуществляют также наблюдение и контроль за выполнением принятых решений.
     Под хозяйственной деятельностью  в определении  менеджмента понимается деятельность фирмы:
     • в любой отрасли экономики: промышленности, торговле, строительстве, транспорте,  банковском деле,  страховом деле и др.;
     • в любой  сфере  деятельности   фирмы: НИОКР, производство, сбыт, финансы, если она направлена на получение прибыли как конечного результата или предпринимательского дохода в зависимости от конкретных целей деятельности фирмы.
     Таким образом, "менеджмент" относится  только к тем категориям фирм или  предприятий, которые осуществляют свою деятельность в целях получения прибыли (предпринимательского дохода) независимо от характера такой деятельности. Менеджмент охватывает не только деятельность промышленных фирм, но также и банков, страховых обществ, туристических агентств, гостиниц, транспортных компаний и других хозяйственных единиц, выступающих на рынке как самостоятельные экономические субъекты.
     Содержанием хозяйственной деятельности фирмы  является обеспечение процесса производства всеми необходимыми ресурсами и  организация технологического цикла в целом: внедрение результатов НИОКР в производство; разработка и совершенствование технологии производства; обеспечение требуемого уровня качества продукции; осуществление коммерческих операций; проведение операций товародвижения; осуществление всех видов расчетов; обеспечение технического обслуживания продукции; материально-техническое снабжение процесса производства; обеспечение финансовыми ресурсами; обеспечение персоналом.
     Хозяйственная деятельность фирмы требует такого стиля работы, в основе которого лежит постоянный поиск новых  возможностей, умение привлекать и  использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников, добиваясь повышения эффективности производства — получения максимально возможного результата при минимальных затратах.
     Изменения в содержании хозяйственной деятельности фирмы связаны прежде всего с изменениями в характере собственности и с процессами "делегирования" (предоставления) права собственности многочисленным индивидуальным собственникам или коллективам собственников.
     Определение целей деятельности фирмы на ближайшую и дальнюю перспективы — это главное в менеджменте. Управление путем постановки целей осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей фирмы и ее обеспеченности соответствующими ресурсами.
     Различают цели общие и специфические. Общие  цели отражают концепцию развития фирмы в целом, специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности фирмы.
     Рациональное  использование материальных и трудовых ресурсов предполагает достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности, что осуществляется в процессе управления, когда группа сотрудничающих людей (работников фирмы) направляет свои действия на достижение общих целей на основе соответствующей мотивации их труда.
     Менеджмент  имеет свой собственный  экономический механизм, который направлен на решение конкретных проблем взаимодействия в реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности. Экономический механизм менеджмента объективно обусловлен осуществлением хозяйственной деятельности фирмы в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена.
     Экономический механизм менеджмента состоит из трех блоков: внутрифирменное управление; управление производством; управление персоналом.
 

Схема 1, Принципы  внутрифирменного  управления
Принципы Функции Экономические методы
Централизация в управлении Маркетинг Коммерческий  расчет
Децентрализация в управлении Планирование Внутрифирменный расчет
Сочетание централизации и децентрализации Организация Цены и механизм ценообразования
Ориентация  на долгосрочные цели развития Контроль  
Демократизация  управления: участие работников в  высшем звене управления Мотивация  
 
Схема 2, Принципы  управления  производством
Инновационный менеджмент Разработка  политики и обеспечение процесса производства Обеспечение сбыта Организационная! структура управления развитием производства
Проведение  НИОКР Разработка  ассортиментной  политики Разработка  сбытовой политики Функциональная
Разработка  и внедрение новой продукции Технологический менеджмент Выбор каналов  и методов сбыта Линейно-функциональная
Организация научно-технической деятельности Обеспечение производства материально-техническими ресурсами Организация сбыта Проблемно-целевое  управление
  Повышение качества и конкурентоспособности продукции   Матричная структура
  Повышение эффективности производства   Программно-целевое  управление
 
 
 
Схема 3, Принципы управления персоналом
Разработка и проведение кадровой политики
Оплата и стимулирование труда     Групповое управление, взаимоотношения в коллективе и с профсоюзами Социально-психологические аспекты управления
Принципы  подбора и расстановки персонала Формы оплаты труда Вовлечение работников в управление на низовом уровне Мотивация труда  работников и творческая инициатива
Условия найма и увольнения Пути повышения  производительности труда Рабочие бригады  и их функции Организационная культура фирмы
Обучение  и повышение квалификации Поощрительные системы оплаты труда Взаимоотношения в коллективе Влияние управления персоналом на деятельность фирмы и  ее организацию
Оценка  персонала и его деятельности   Взаимоотношения с профсоюзами  
 
 

1.2 СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «МЕНЕДЖМЕНТ» и «УПРАВЛЕНИЕ»
     Содержание  понятия "менеджмент" можно рассматривать  как науку и практику управления, как организацию управления фирмой и как процесс принятия управленческих решений.
     Менеджмент  как наука и  практика управления. Под научными основами управления понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, а точнее, обеспечение практики менеджмента научными рекомендациями. Наука об управлении получила развитие в трудах таких отечественных ученых, как Д.М. Гвишиани, Г.Х.Попов, А.В. Попов, А.Г. Аганбегян, Ю.П. Васильев, А.И. Анчишкин и в трудах таких зарубежных авторов, как А. Файоль, П. Друкер, М.Х. Мескон, X. Вольфганг, И. Ансофф и др.
     Первым  этапом методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Затем была обоснована необходимость систематического использования стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности труда и росте объема производства. Авторы работ по научному управлению выдвинули и обосновали следующие научные положения:
      использование научного анализа для определения наилучших способов достижения, целей и решения конкретных задач;
      важность отбора работников, наиболее подходящих для выполнения конкретных задач, и обеспечение их обучения;
      необходимость обеспечения работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач.
     В зарубежной науке управления сложились  четыре важнейшие концепции, которые  внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления. Это концепции:
      научного управления;
      административного управления;
      управления с позиций психологии и человеческих отношений;
      управления с позиций науки о поведении.
     Кроме того, существуют три научных подхода  к управлению, которые получили развитие в современных условиях:
      подход к управлению как к процессу;
      системный подход;
      ситуационный подход.
     Благодаря разработке концепции научного управления менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований и было доказано что методы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике деятельности организаций для достижения намеченных целей.
     Авторы  концепции научного управления посвящали  свои исследования в основном проблемам  управления производством и, в частности, вопросам повышения эффективности производства.
     Концепция административного управления была направлена на разработку общих проблем и принципов управления организацией в целом. В рамках этой концепции в 20-е годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы как системы взаимосвязей, имеющей определенную иерархию (принцип иерархичности). При этом организация рассматривалась как замкнутая система, улучшение функционирования которой обеспечивается за счет внутрифирменной рационализации деятельности без учета влияния внешней среды. Появилось понимание того, что организацией можно управлять систематизировано, чтобы более эффективно достигать ее целей. Эта концепция получила также название классической школы управления.
     Согласно  концепции одного из представителей классической школы теории А.Файоля, "управлять — это значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать". Это высказывание ученого относится к 1923 г., когда теория управления только начинала развиваться. А.Файоль рассматривал управление (в его терминологии — администрирование) как совокупность принципов, правил, приемов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности наиболее эффективно, оптимально используя ресурсы и возможности фирмы. Главный вклад А.Файоля в теорию управления в том, что он рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких, как планирование, организация, контроль. Ему принадлежит также разработка принципов построения структуры организации и управления производством.
     Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений впервые  определила менеджмент как "обеспечение  выполнения работы с помощью других лиц". Исследования, проведенные психологом А.Маслоу, показали, что мотивами поступков людей являются не экономические силы, как считали сторонники концепции научного управления, а различные потребности, которые не могут быть удовлетворены в денежном выражении. Речь шла о том, что производительность труда рабочих могла повышаться не столько в связи с увеличением зарплаты, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, повышения удовлетворенности рабочих своим трудом и отношениями в коллективе. Эта концепция, получившая наибольшее распространение в 30—50-е годы, была основана на важнейшем положении о том, что применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности работников результатами своего труда является основой повышения вследствие этого его производительности.
     На  современном этапе важнейшее  значение в теории управления приобретают проблемы взаимодействия с внешней средой, учета изменений внешней среды в деятельности отдельных компаний, ориентации предприятия в сложившихся условиях.
     Суть  концепции адаптации, или стратегии приспособления, состоит в том, что в реальной хозяйственной жизни стратегия фирмы — это всегда комбинация наиболее выгодных курсов действий с учетом факторов внешней среды, т.е. это стратегия маневрирования в распределении и перераспределении производства и товаров между предприятиями, расположенными в разных странах, в зависимости от уровня издержек производства, стоимости рабочей силы, темпов экономического роста, политической стабильности страны.
     Концепция глобальной стратегии направлена на оптимизацию деятельности фирмы. В ней акцентируется внимание на необходимость выработки единой стратегии, направленной на оптимизацию деятельности всей корпорации, а не ее отдельных частей. Существуют разные направления этой концепции:
      теория множественности целей, когда глобальная стратегия направлена на реализацию многих целей и отрицается максимизация прибыли в качестве главной цели;
      признается, что оптимизация деятельности осуществляется в целях максимизации прибыли;
      оптимизация деятельности направлена на получение максимальной прибыли в результате лучшего приспособления организационной структуры к изменяющимся условиям (децентрализация, координация);
      оптимизация деятельности осуществляется путем совершенствования основных функций управления, в частности, планирования (долгосрочного).
     Концепция целевой ориентации утверждает, что должна доминировать роль целеполагания в процессах планирования, организации, контроля, мотивации.
     Концепция управления с позиций науки о  поведении — это современная теория, получившая развитие в 60-е годы. Ее основное кредо — повышение эффективности организации в результате повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Отсюда — исследование различных аспектов социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменение содержания работы и качества трудовой жизни. Основной целью этой концепции является стремление оказать помощь работнику в создании своих собственных возможностей на оснсзе применения положений поведенческих наук к построению и управлению организациями.
     Таким образом, эти и другие многочисленные концепции менеджмента направлены на совершенствование стратегии  отдельных предприятий с целью  получения намечаемых прибылей.
     В основе менеджмента как концепции рыночного управления лежит объективный процесс к обобществлению производства, в результате которого у крупнейших фирм появилась возможность воздействовать на рынок, осуществляя его раздел, влиять на характер и механизм экономических отношений, регулирующих связи между рынком и производителем.
     Менеджмент  как концепция рыночного управления направлен на совершенствование  организации управления деятельностью  отдельных предприятий. В этой концепции  больше, чем в других, отражается связь отдельных предприятий с рыночными отношениями, а точнее, с проблемой регулирования рыночных отношений. Здесь обосновывается необходимость в той или иной форме регулировать процессы развития, управлять ими, а не полагаться полностью на рынок, стихийно регулирующий экономические процессы. Придавая важное значение регулированию рыночных отношений, теоретики менеджмента особый упор делают на необходимость приспособления фирмы к требованиям рынка по каждому конкретному продукту, выпускаемому фирмой. Поэтому организационно-технический аспект этой теории направлен на так называемое "планирование продукта", которое охватывает систему мероприятий по изучению рынка конкретного товара, составлению программ и прогнозов, разработку и внедрение на рынок нового товара, по активизации спроса на товары и получению высокой прибыли от его реализации.
     Установление  и регулирование рыночных отношений, согласно этой концепции, основано на экономической силе и научно-производственном потенциале их участников. Каждая фирма стремится не только сохранить свою долю на рынке, но и изменить ее в свою пользу, потеснить конкурентов, вытеснить их с рынка, разорив либо подчинив своему влиянию и контролю.
     Таким образом, эта концепция менеджмента  не только дает теоретическое обоснование необходимости регулирования рынка в современных условиях, но и служит источником практических рекомендаций по разработке новых форм и методов организации хозяйственной деятельности фирм.
     Реализация  менеджмента в практической деятельности фирм выступает как система управления.
     Следовательно, менеджмент регулируется законами развития рыночной системы хозяйствования и направлен на гибкое приспособление производственно-сбытовой деятельности фирмы к изменяющимся рыночным условиям.
     Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации, повышению производительности труда и рентабельности производства исходя из сложившихся условий во внутренней и внешней среде. Это обусловило появление и развитие в современных условиях новых подходов к управлению, ориентированных на решение проблем управления в крупных промышленных фирмах, международных по сфере деятельности — транснациональных корпорациях.
     Подход  к управлению как  к процессу определяет управление как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий — функций управления. Разные авторы предлагают различные перечни функций: оптимальный набор включает следующие функции: планирование, организация, распорядительство (командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок.
     Системный подход предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких, как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
     Ситуационный  подход предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует и единого лучшего способа управления организацией. Самым эффективным в конкретной ситуации является метод, наиболее соответствующий данной ситуации. Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, поскольку содержит конкретные рекомендации по применению научных положений к практике управления в зависимости от сложившейся ситуации и условий. Под ситуацией понимается конкретный набор обстоятельств, которые оказывают воздействие на функционирование организации в данное время. Используя ситуационный подход (ситуационное мышление), управляющие могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.
     Ситуационный  подход предполагает определение основных внутренних и внешних факторов, которые воздействуют на функционирование организации. Для практических целей менеджеры рассматривают только те факторы, которые оказывают влияние в каждой конкретной ситуации.
     Задачей менеджмента как науки управления является повышение практической значимости исследований, ориентация их на разработку принципов и методов, дающих возможность практически решать в тех или иных условиях проблемы функционирования организации.
     В современных условиях широко распространено мнение ученых о том, что процесс управления есть искусство, суть которого состоит в применении науки (основ организационного знания в области управления) к реальностям ситуации, а, следовательно, к практике.
     Такое содержание понятия "менеджмент" соответствует нашему понятию внутрифирменного управления. В данной работе мы сужаем предмет изучения и будем рассматривать управление в хозяйствах, где оно по содержанию и направленности отличается от управления в других фирмах в зависимости от их вида и характера деятельности.
     • Менеджмент как организация (орган) управления. Обычно под организацией понимается структура (состав), в рамках которой проводятся сознательно координируемые мероприятия, направленные на достижение общих целей. Организация — это своего рода анатомия предприятия, управление — это его физиология. Или организация — это статика дела, управление — его динамика.  Поскольку само по себе управление тоже имеет определенную структуру,  то наряду с организацией и управлением можно говорить об организации как органе, субъекте управления и об управлении организацией, рассматриваемой как объект управления. В обоих случаях для таких понятий применяется термин "менеджмент".
     Под органом управления часто понимают руководство, которое представляет фирму и действует от ее имени.
     • Менеджмент как различные уровни аппарата управления. Крупная фирма обычно имеет в своем аппарате три уровня, каждый из которых в своем названии на английском языке содержит слово "менеджмент". Это:
     Top management – высшее звено управления, высшее руководство.
     Middle management — среднее звено управления.
     Lover management — низовое звено управления.
     • Менеджмент как организация работы людей, сотрудников, коллектива для достижения намеченной цели наиболее рациональным способом. Предполагается, что работу по управлению персоналом необходимо строить с таким расчетом, чтобы она соответствовала потребностям сотрудников и позволяла активизировать их работу, повышать производительность труда и, следовательно, эффективность производства.
     • Менеджмент как система управления, в которой фирма или ее подразделение выступают как управляемый объект. При изучении фирм как объектов управления первостепенное значение имеют взаимные связи между более мелкими объектами (подразделениями), из которых они состоят. Совокупность объектов, рассматриваемых как единое целое, называют системой.
     Система управления должна располагать материальными, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами, обеспечивающими реализацию управленческих воздействий. Управленческие воздействия поступают в исполнительные органы как изнутри управляемого объекта, так и извне, т.е. из внешней среды. Наличие информации о внешней среде и выводы о ее влиянии на систему управления повышают эффективность системы, поскольку позволяют своевременно вносить коррективы в процесс управления и приспосабливаться к изменениям внешней среды — рыночных условий и системы их регулирования.
     Основной  оценкой эффективности и качества управления является степень достижения поставленных целей как на текущий период, так и на средне- и долгосрочную перспективу. 

     1.3 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА
     Конечной  целью менеджмента является обеспечение  прибыльности, или доходности, в  деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.
     Прибыльность  фирмы свидетельствует об эффективности  ее производственно-сбытовой деятельности, которая достигается путем минимизации затрат (расходов на сырье, материалы, энергию, оплату труда, финансирование) и максимизации доходов от результатов производства — выпуска продукции и услуг.
     Менеджмент  призван создавать условия для  успешного функционирования фирмы исходя из того, что прибыль является не причиной существования фирмы, а результатом ее деятельности, который в конечном итоге определяет рынок. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшему функционированию фирмы, поскольку только прибыль и ее накопление на предприятии в виде различных резервных фондов позволяют ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров на рынке. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отрасли или в стране в целом, в условиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянное наличие риска. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуется наличие определенных резервных денежных средств и предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям.
     Важнейшей задачей менеджмента является организация  производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке. В связи с этим в задачи менеджмента входит:
     • обеспечение автоматизации производства и переход к использованию  работников, обладающих высокой квалификацией;
     • стимулирование  работы   сотрудников  фирмы путем   создания  для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;
     • постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы,  координация работы всех подразделений фирмы;
     постоянный  поиск и освоение новых рынков. К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также определение конкретных целей развития фирмы;
     • выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения;
     • разработка стратегии развития фирмы  — хозяйственных задач и путей их решения;
     • выработка  системы мероприятий  для решения  намечаемых проблем на различные временные периоды;
     •  определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
     • установление контроля за выполнением  поставленных задач.
     Выполнение  задач менеджмента по регулированию, организации, координации и контролю за производственным процессом и достижение намеченных целей получают оценку на рынке.
     Задачи  управления непрерывно усложняются  по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими  объемами ресурсов — материальных, финансовых, трудовых и др. 
 

     1.4. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ  И СТАДИИ МЕНЕДЖМЕНТА
     Характерные для менеджмента черты включают экономический, социально-психологический, правовой и организационно-технический  аспекты.
     Содержание  экономического аспекта составляет управление процессом производства, в ходе которого достигается координация материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей.
     Социально-психологические  аспекты характеризуют деятельность особой группы лиц по организации и руководству усилиями всего персонала фирмы для достижения поставленных целей. Сюда относится система власти, посредством которой регулируются отношения между руководителем и подчиненными, а также социальная функция, в которой отражаются культура общества, его традиции, ценности и обычаи.
     Правовой  аспект менеджмента отражает структуру  государственных, политических и экономических институтов, проводимую ими политику и определяемое ими законодательство. Важнейшее значение имеют положения торгового права по вопросам создания фирм, заключения контрактов, промышленной собственности, а также государственное регулирование бизнеса, включающее антитрестовское законодательство, налоговую политику, торгово-политические средства и др.
     Организационно-технический аспект менеджмента включает рациональную оценку ситуации и систематический отбор целей и задач, последовательную разработку стратегии для достижения этих задач, упорядочение требуемых ресурсов, рациональное проектирование, организацию, руководство и контроль за действиями, необходимыми для достижения избранных целей, мотивацию и вознаграждение людей, осуществляющих эту работу.
     Менеджмент  в зависимости от видов и последовательности деятельности можно разделить на три стадии: стратегическое управление; оперативное управление; контроль.
       Стратегическое управление включает:
      выработку цели менеджмента;
      прогнозирование как предвидение результатов развития, совершающегося под действием существующих факторов;
      перспективное планирование как систему мер, необходимых для преодоления отклонения прогнозируемых итогов от установленной цели.
     Оперативное управление включает деятельность по реализации вышеуказанных мер, которая подразделяется на:
      организацию как создание нужной структуры и необходимых ресурсов;
      руководство как распорядительство (мотивация) в условиях созданной структуры.
     Контроль  включает анализ достигнутых результатов (обратная связь) и выступает как исходный пункт нового цикла управления.
     Эффективный менеджмент предполагает единство всех видов и стадий процесса управления как единство экономического, организационно-технического и социально-психологического аспектов управления,
 

Раздел 2    УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ
2. УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПРОИЗВОДСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРОИЗВОДСТВА
     Управление  развитием производства в фирмах — это регулирование процесса производства в целях повышения его эффективности, роста производительности труда, улучшения качества продукции.
     Основная  цель менеджмента в управлении производством состоит в том, чтобы добиться рационального функционирования производственных подразделений в результате руководства "сверху" путем создания адаптивных информационных систем, использования сложного набора оптимизационных моделей и количественных методов, способных быстро обнаружить и предложить вариант ликвидации любого незапланированного отклонения на любом этапе производственно-сбытового цикла.
     Основным  требованием к управлению производством  является его приспособленность к новым условиям производственно-технологического цикла: к фондоемким и гибким производствам; быстро принимаемым решениям; большой роли человеческого фактора в производстве; улучшению качества продукции; сокращению производственных затрат; лучшему использованию производственных площадей; росту сферы услуг и технического обслуживания выпускаемой продукции.
     Управление  производством должно быть постоянно  нацелено на объединение в рамках хозяйственных комплексов нового типа гибкого и адаптивного мелкосерийного массового производства с низкими издержками и высокой производительностью труда, на создание адаптивных производственных систем нового поколения.
     В рамках целей, разрабатываемых для  фирмы в целом, ставятся конкретные задачи для каждого производственного отделения или предприятия. Эти задачи могут определяться следующим образом:
     • постоянное внедрение в производство новых, более совершенных изделий;
     • систематическое сокращение всех видов затрат на производство продукции;
     • повышение качественных и потребительских характеристик при снижении цен на выпускаемую продукцию;
     • снижение издержек во всех звеньях производственно-сбытового цикла при постоянном внедрении в серийное производство новых изделий, расширении номенклатуры выпускаемой продукции и изменении ее ассортимента.
     Разработка  целей и задач должна основываться на анализе современного положения  предприятия и тех перспектив, которые могут открыться для  него в будущем. При этом проводится анализ деятельности как фирмы в  целом, так и его отдельных  хозяйственных подразделений с целью выявления имеющихся ресурсов и потребностей в ресурсах в будущем при решении намечаемых целей и задач. Одновременно рассматривается вопрос о конкретных исполнителях соответствующих программ действий и планов.
     Как известно, во всяком производстве существует непрерывность, превращающая его в воспроизводство. При этом происходит разделение вновь созданного продукта на потребляемую и накопляемую части, на возмещение затраченных средств производства. Всякое производство распадается на собственно производство, обмен, распределение и потребление. Всякое производство имеет определенную территориальную и отраслевую структуры, в нем идут процессы специализации, технического прогресса и др. Все эти черты объективны, и управление производством должно следовать законам управляемого объекта.
     На  систему управления влияет необходимость  учитывать сам характер процесса производства, условия снабжения, сбыта  и т.д.; материальную сторону производства и характер участия работников в производстве; отдельные факторы или параметры производства: качество продукции, издержки и т.д.
     Одной из важнейших целей управленческой деятельности в сфере производства является повышение эффективности производства, которое основывается на таких факторах, как увеличение рентабельности инвестиций; рост производительности труда, повышение качества и конкурентоспособности продукции.
     Для достижения намеченных целей необходимо осуществление широкого комплекса  технических, технологических, организационно-управленческих мероприятий; разработка принципов инвестиционной и технической политики для фирмы в целом: определение приоритетных областей инвестиций и направлений работы; концентрация усилий и ресурсов на развитии наиболее перспективных областей технологического процесса; создание производственных систем нового поколения, работающих с применением ЭВМ.
     Разработка  принципов инвестирования имеет крайне важное значение для целей повышения эффективности производства. К числу важнейших принципов инвестирования можно отнести следующие:
     следование  долгосрочной перспективе в определении  портфеля инвестиций, поскольку никто  не может точно определить тенденции  развития рынка, а следовательно, проведение соответствующих операций;
      покупку по низшей цене и продажу по самой высокой цене;
      планирование деятельности на рынке с учетом таких факторов воздействия на рынок, как операции различных фондов, которые оказывают существенное влияние на рыночные механизмы;
      наличие всех видов информации, которая имеет важнейшее значение для принятия правильных инвестиционных решений.
     В основе организации любого трудового  процесса — технологический процесс, который определяет необходимую последовательность и содержание трудовых операций и соответствующие им средства, приемы, методы труда.
     Система управления технологией ориентирована на управление инвестициями и обеспечение наиболее эффективного использования технологии, оборудования. Она включает не только оборудование, но и процедуры организации производства, компоновку рабочих мест, рациональное использование производственных площадей, обучение работников передовым навыкам, повышение их квалификации.
     Специфика управления производством определяется рыночными условиями, которые в 80-е годы характеризовались следующими факторами:
     • сокращением жизненного цикла товара, расширением номенклатуры выпускаемых изделий при уменьшении их объемов (а не выпуска больших партий стандартных продуктов);
     • существенным усложнением технологических процессов (по сравнению с существовавшими ранее конвейерными линиями), обусловивших повышение требований к квалификации и уровню подготовки рабочих и специалистов;
     • возрастанием требований к уровню качества обслуживания и срокам исполнения заказов, что вызывает трудности в использовании  традиционных производственных систем и в механизме принятия решений.
     Новые условия, сложившиеся на рынке, потребовали  создания более простых и гибких систем управления. Современные системы управления характеризуются следующими особенностями:
      наличием небольших подразделений с меньшим числом, но более высоким уровнем квалификации работников;
      наличием небольшого числа уровней управления;
      созданием организационных структур, основанных на группах (командах) специалистов;
      составлением графиков и производственных программ, ориентированных на запросы потребителей;
      наличием на складах фирмы минимальных объемов запасов;
      незамедлительным реагированием на происходящие во внутренней и внешней среде изменения;
      наличием гибко переналаживаемого оборудования;
      высокой производительностью труда и низкими затратами;
      высоким качеством выпускаемой продукции и ориентацией на прочные связи с потребителями.
     Принципы  создания эффективных  организационных  структур управления производством можно свести к следующему:
        ориентация структурных подразделений на товары, рынок или потребителя, а не на выполнение функций;
        основу организационной структуры составляют целевые группы специалистов или команды, а не функции и отделы;
        ориентация на минимальное число уровней управления и широкую сферу контроля;
        ответственность каждого работника за конечные результаты и возможность проявления инициативы.
     Традиционный  подход к разработке новых продуктов  предполагает разделение всего процесса разработки и создания образца продукта на отдельные этапы. За выполнение каждого этапа несет ответственность определенная группа специалистов — конструкторов, технологов, которые действуют самостоятельно. В задачи управленческого аппарата входит координация деятельности таких групп.
     Новый подход к разработке новых изделий  основан на создании целевых групп, на которые возлагается ответственность за проведение всех работ — от конструирования нового продукта до его производства и сбыта. Параллельная разработка изделий и технологии в рамках одной и той же целевой группы позволяет экономить не только время, но и финансовые средства.
     Инновационные структуры в стабильно действующих операционных производственных системах характеризуются следующими чертами:
     основываются  на небольших группах специалистов с многопрофильной квалификацией, которые отвечают за все аспекты осуществления проекта от начала до конца;
     внутри  каждой группы осуществляются координация  и интеграция деятельности;
     группы  действуют на стабильной основе и  состоят из команд, работающих длительное время совместно;
     групповой подход постоянно совершенствуется и изменяется по мере возникновения новых проблем и задач.
     Важнейшим фактором достижения высокого уровня конкурентоспособности фирмы является концентрация производства в рамках гигантских промышленных компаний. В них сочетаются сложные организационные структуры управления и новейшие технические средства управления. Уровень конкурентоспособности определяется и такими факторами, как развитие производства новых видов продукции и формирование новых потребностей у потребителей. Это требует:
     высокого  уровня затрат на НИОКР;
     постоянного обновления ассортимента выпускаемой  продукции;
     систематической разработки и быстрого освоения новых  образцов изделий;
     повышения производительности труда;
     повышения гибкости и эффективности производства;
     снижения всех видов издержек и затрат;
     обеспечения стабильного роста качества и  надежности новых изделий при  одновременном снижении цен на новые  виды продукции.
     Совершенствование менеджмента в  сфере производства предполагает:
     • ориентацию деятельности фирмы на долгосрочную перспективу;
     • проведение фундаментальных исследований;
     • диверсификацию производства;
     • инновационную деятельность;
     • максимальное использование творческой активности персонала;
     • зависимость продвижения работников и их оплаты от реальных результатов деятельности. 

2.2 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ
     Важное  значение в современных условиях приобрел контроль качества выпускаемой продукции. Качество продукции (включая новизну, технический уровень, отсутствие дефектов при исполнении, надежность в эксплуатации) является одним из важнейших средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Поэтому фирмы уделяют особое внимание обеспечению высокого качества продукции, устанавливая контроль на всех стадиях производственного процесса, начиная с контроля качества используемых сырья и материалов и кончая определением соответствия выпущенного продукта техническим характеристикам и параметрам не только в ходе его испытаний, но и в эксплуатации, а для сложных видов оборудования — с предоставлением определенного гарантийного срока после установки оборудования на предприятии заказчика. Поэтому контроль качества продукции стал составной частью производственного процесса и направлен не столько на выявление дефектов или брака в готовой продукции, сколько на проверку качества изделия в процессе его изготовления. Такой подход к контролю предполагает проведение испытаний по мере готовности отдельных частей продукта (в особенности это касается сложных видов оборудования, в частности, комплектного). Усиление контроля качества в значительной степени связано с ориентацией производства на конкретного потребителя.
     Управление  качеством в масштабах всей фирмы  возложено на центральную службу контроля качества (или обеспечения качества), в функции которой входит разработка качественных показателей по всем видам выпускаемой продукции, методов проверки качества и порядка проведения испытаний, анализ рекламаций и порядок их урегулирования, выяснение причин возникновения дефектов и брака и условий их устранения. Служба контроля осуществляет свою деятельность в тесном контакте с соответствующими службами в производственных отделениях, а также с заводскими службами контроля качества (или отделами технического контроля). Центральная служба контроля может осуществлять проверку качества сырья и материалов, технологического процесса, организации контрольных испытаний, правил приемки, применяемых заводской службой качества или отделом технического контроля, а иногда и выборочно производить проверку качества продукции, уже прошедшей технический контроль. Одной из важнейших функций центральной службы контроля является планирование и координация всей работы в области обеспечения качества, установление необходимых связей между службами контроля качества в производственных отделениях предприятий- Через центральную службу контроля осуществляется централизация управления в области совершенствования качества выпускаемой продукции, что является одним из важнейших условий развития ТНК в современных условиях.
     2.3 ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СТРУКТУРУ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ
     Для выполнения функций управления производством  создается управляющая система — аппарат   управления.
     Под структурой аппарата управления производством понимается количество и состав звеньев и ступеней управления, их соподчиненность ,и взаимная связь. Структура аппарата управления оказывает активное воздействие на процесс функционирования системы управления развитием производства.
     На  структуру аппарата управления оказывают  воздействие следующие факторы:
     • характер производства и его отраслевые особенности: состав производимой продукции, технология изготовления, масштаб и тип производства, уровень технической оснащенности производства;
     • формы организации управления производством: линейная, линейно-функциональная, матричная;
     • степень  соответствия  структуры  аппарата  управления  иерархической "структуре производства;
     • соотношение между централизованной и децентрализованной формами управления;
     • соотношение между отраслевой и территориальными формами управления (по продукту, по региону);
     • уровень механизации и автоматизации управленческих работ, квалификация работников, эффективность их труда;
     • соответствие иерархической структуре производства как управляемой системе.
     В иерархической структуре производства (под которой понимается соотношение между различными ступенями и звеньями производства по формам их связи и субординации) различают две взаимно дополняющие друг друга подструктуры: организационную и производственную, характеризующие с разных сторон строение объекта управления — управляемой системы. Каждая из подструктур выступает как самостоятельная по отношению к другой структуре.
     Организационная структура определяет состав и соотношение различных уровней в организации производства, а также формы этой организации.
     Под производственной структурой понимаются состав и мощность производственных подразделений, их соотношение и формы взаимосвязи на каждой ступени (уровне) организации производства.
     Производственная  структура предприятия показывает состав цехов и служб, их мощность, формы построения. Она подразделяется:
     по  видам структуры — технологическая, предметная, смешанная;
     по  типу производства — массовое, серийное, единичное.
     Производственная структура концерна характеризует состав фирм (предприятий), входящих в концерн: по мощности, характеру и формам специализации и кооперирования, признакам производимой продукции. Организационные структуры управления производством ориентированы на выполнение следующих задач: создание условий для производства и сбыта высококачественной продукции и услуг при одновременном повышении уровня эффективности производства; обеспечение разработки, освоения и поставки на рынок новых видов изделий.
     Увеличение масштабов производства и его усложнение в условиях использования автоматизированных систем сбора и обработки информации обусловливают развитие новых организационных структур. В основе этого развития — переход к структурам, обеспечивающим быструю реакцию на изменения, происходящие в производстве.
     Большинство фирм непрерывно совершенствует свои организационные структуры. Сейчас число управленческих уровней сокращается: от 8—12 до 4—5, т.е. сокращается число  промежуточных звеньев между  главным управляющим и сотрудниками, непосредственно работающими с клиентом. Это заставляет каждого менеджера ориентироваться на удовлетворение запросов потребителей в качестве первоочередной задачи. Основными направлениями совершенствования организационных структур управления, форм и методов руководства производственно-сбытовым циклом являются:
     • децентрализация производственных и сбытовых операций;
     • нововведенческая экспансия; поиск новых рынков, диверсификация операций;
     • систематическое повышение творческой и производственной отдачи персонала,  в частности, путем распределения акций среди персонала и образования предприятий, находящихся в коллективной собственности их работников;
     • переход от узкой специализации  к интеграции в содержании и характере самой управленческой деятельности, в стиле управления;
     • превращение пирамидальных организационных  структур управления в плоские с  минимальным числом уровней между  высшим руководителем и непосредственными  исполнителями;
     • отказ от использования административных рычагов координации и контроля;
     • предоставление руководству компаний самых широких полномочий в решении  производственно-сбытовых проблем. 

2.4 КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРОИЗВОДСТВА
     В зависимости от характера связей между различными подразделениями различают следующие типы (формы) организационных структур управления производством: линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная, проблемно-целевое управление, отделенческая.
     Линейная  структура управления. Во главе каждого производственного или управленческого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Его решения, передаваемые по цепочке "сверху вниз", обязательны для выполнения всеми нижестоящими звеньями. Сам руководитель в свою очередь подчинен вышестоящему руководителю. На этой основе создается иерархия руководителей данной системы управления (например, мастер участка, инженер, начальник цеха, директор предприятия).
     Принцип единоначалия предполагает, что подчиненные  выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного руководителя.
     Отдельные специалисты или функциональные отделы помогают линейному руководителю в сборе и обработке информации, в анализе хозяйственной деятельности, подготовке управленческих решений, контроле за их выполнением, но сами указаний или инструкций управляемому объекту не дают.
     Преимущества   линейной структуры  управления:
      единство и четкость распорядительства;
      согласованность действий исполнителей;
      повышение ответственности руководителя за результаты деятельности возглавляемого им подразделения;
      оперативность в принятии решений;
      получение исполнителями увязанных между собой распоряжений и заданий, обеспеченных ресурсами;
      личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.
           Недостатки линейной структуры управления можно свести к следующему:
        высокие требования к руководителю, который должен иметь обширные разносторонние знания и опыт по всем функциям управления и сферам деятельности, осуществляемым подчиненными ему работниками, что, в свою очередь, ограничивает масштабы возглавляемого подразделения и возможности руководителя по эффективному управлению им;
        большая перегрузка информацией, огромный поток бумаг, множественность контактов с подчиненными, вышестоящими и смежными организациями.
     Линейная  структура управления используется мелкими и средними фирмами, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.
     Функциональная  структура управления. Предполагает, что каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на выполнении отдельных видов управленческой деятельности (функций). Выполнение указаний функционального органа в пределах его компетенции обязательно для производственных подразделений. Функциональная организация существует наряду с линейной, что создает двойное подчинение для исполнителей. Решения по общим вопросам принимаются коллегиально. Функциональные подразделения (отделы планирования, учета, обслуживания производства и др.) получают право давать указания и распоряжения (в пределах своих полномочий) нижестоящим подразделениям.
     Преимущества   функциональной структуры  управления:
      высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;
      расширение возможностей линейных руководителей по оперативному управлению производством в результате их высвобождения от подготовки сведений по вопросам функциональной деятельности.
     Функциональная  структура управления производством  нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений. Функциональные службы обычно имеют в своем составе специалистов высокой квалификации, выполняющих в зависимости от возложенных на них задач конкретные виды деятельности.
     К числу недостатков функциональных структур управления можно отнести:
      трудности поддержания постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами;
      длительную процедуру принятия решений;
      иерархию в структуре взаимоотношений;
      отсутствие взаимопонимания и единства действий между работниками функциональных служб разных производственных отделений фирмы;
      снижение ответственности исполнителей за работу в результате обезличивания в выполнении ими своих обязанностей, поскольку каждый исполнитель получает указания от нескольких руководителей;
      дублирование и несогласование указаний и распоряжений, получаемых работниками "сверху", поскольку каждый функциональный руководитель и специализированное подразделение ставят свои вопросы на первое место;
      нарушение принципов единоначалия и единства распорядительства.
     Линейно-функциональная структура управления (штабное управление). Первому (линейному) руководителю в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений,  программ,  планов помогает специальный аппарат управления, состоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, групп, бюро), именуемых службами (штабами, от слова staff). Такие подразделения проводят свои решения либо через высшего руководителя, либо (в пределах специальных полномочий) прямо доводят их до специализированных служб или отдельных исполнителей на нижестоящем уровне. Функциональные подразделения, как правило, не имеют права самостоятельно отдавать распоряжения производственным подразделениям.
     Роль  функциональных органов (служб) зависит от масштабов хозяйственной деятельности и структуры управления фирмой в целом.
     Функциональные  службы осуществляют всю техническую  подготовку производства; подготавливают варианты решения вопросов, связанных с руководством процессом производства; освобождают линейных руководителей от планирования финансовых расчетов, материально-технического обеспечения производства и других вопросов.
     Чем крупнее фирма и сложнее ее управляющая система, тем более  разветвленным аппаратом она располагает. В связи с этим остро стоит вопрос координации деятельности функциональных служб или создания крупных специализированных подразделений с высококвалифицированными кадрами, имеющими в своем распоряжении компьютерную технику.
     В линейно-функциональных структурах управления, можно отметить следующие слабые стороны:
      отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями;
      чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно подчинение по иерархии управления,
     Матричная структура управления (функционально-временно-целевая). Это современный эффективный тип организационной структуры управления, который создается путем совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой.
     В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление по отдельным сферам деятельности организации: НИОКР, производству, сбыту, снабжению. В соответствии с программно-целевой структурой (по горизонтали) организуется управление программами (проектами, темами).
     При матричной структуре управления при определении горизонтальных связей необходимы:
      подбор и назначение руководителя программы (проекта), его заместителей по отдельным подсистемам (темам) в соответствии со структурой программы;
      определение и назначение ответственных исполнителей в каждом специализированном подразделении;
      организация специальной службы управления программой.
     Для обеспечения работы в рамках матричной  структуры требуется провести изменения в производственной структуре: создать в материнской компании специальные целевые подразделения, объединяющие ведущих специалистов для совместной разработки основных идей программы.
     При матричной структуре управления руководитель программы (проекта) работает с непосредственно не подчиненными ему специалистами, которые подчинены линейным руководителям. Он в основном определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной программе. Линейные же руководители решают, кто и как будет выполнять ту или иную работу.
     Проблемы, возникающие при установлении приоритетов заданий и распределении времени работы специалистов над проектами, могут нарушать стабильность функционирования фирмы и затруднять достижение ее долгосрочных целей. Для обеспечения координации работ в условиях матричной структуры управления центр управления программами призван увязывать выполнение управленческих процедур отдельными функциональными и линейными подразделениями.
     Матричные структуры управления, дополнившие  линейно-функциональную организационную  структуру управления новыми элементами, открыли качественно новое направление в развитии наиболее активных и динамичных проблемно-целевых и программно-целевых организационных форм управления, которые нацелены на подъем творческой инициативы руководителей и специалистов и выявление возможностей значительного повышения эффективности производства на основе ускорения темпов его технического развития, обеспечивающего рост производительности труда, снижение издержек производства и улучшение качества выпускаемой продукции.
     Преимущества матричной системы управления:
      значительная активизация деятельности руководителей и работников управленческого аппарата за счет формирования программных подразделений, активно взаимодействующих с функциональными подразделениями, усиление взаимосвязи между ними;
      разделение функций управления между руководителями, ответственными за обеспечение высоких конечных результатов (руководители проектных и программных групп и управлений) и руководителями, ответственными за обеспечение наиболее полного использования имеющихся производственных, материальных и трудовых ресурсов (начальники функциональных подразделений). Такие руководители совместно контролируют работы по составлению оперативных производственных планов и их выполнению;
      вовлечение руководителей всех уровней и специалистов в сферу активной творческой деятельности по ускоренному техническому совершенствованию производства.
     Отделенческая структура управления (по производственным отделениям, дивизиональная). Использует элементы программно-целевого управления. На руководителя производственного отделения возлагается ответственность за осуществление функции производственного планирования и контроля, в частности: определение основных показателей плана своих заводов с учетом тенденций в изменении спроса на выпускаемую продукцию; определение уровня издержек производства и реализации; составление рекомендаций вышестоящим руководителям относительно возможностей расширения сбыта продукции, совершенствование системы сбыта; за координацию деятельности функциональных служб (помощники руководителя производственного отделения контролируют деятельность функциональных служб какого-либо одного профиля по всем заводам отделения, координируя их деятельность по горизонтали).
     В обязанности управляющего производственным отделением входит:
     тщательная  подготовка производства;
     рациональная  организация труда;
     оптимальное использование сырья, материалов, энергии;
     обеспечение полной загрузки производственных мощностей (оборудования);
     улучшение качества выполнения технологических операций;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.