На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Монополия и принимаемые допущения

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 10.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      1 Монополия и принимаемые  допущения 

      Монополией  в экономической теории называют такой тип строения рынка, при котором существует один и только один продавец определенного товара. Будучи единственным поставщиком, предприятие-монополист (его также часто называют монополией) сталкивается с совокупным спросом всех потенциальных покупателей товара в пределах данного (национального или местного) рынка, и в этом смысле оно тождественно отрасли. Это предопределяет отличия поведения монополиста от поведения предприятия, функционирующего в условиях совершенной конкуренции.
      Кривая спроса на продукцию совершенно конкурентного предприятия бесконечно эластична и имеет вид прямой, параллельной оси выпуска. Напротив, кривая спроса на продукцию монополиста, как и кривая рыночного спроса на продукцию совершенно конкурентной отрасли, имеет отрицательный наклон. Поэтому всякое увеличение (уменьшение) объема продукции, продаваемой монополистом, сопряжено со снижением (повышением) ее цены, тогда как совершенно конкурентное предприятие может продать любой объем продукции по существующей (и не зависящей от его поведения) рыночной цене. Следовательно, совершенно конкурентное предприятие, будучи ценополучателем, может максимизировать прибыль, лишь варьируя объем производства, тогда как монополист может достигнуть этой цели, варьируя либо объем производства, либо уровень цены. Разумеется, он не может изменять объем выпуска и цену независимо, поскольку их соотношение однозначно определено его функцией спроса и инвариантно выбору независимой переменной.
      Модель  монополии, как и модель совершенной  конкуренции, основана на ряде допущений.
      1. Отсутствие совершенных заменителей.  Предприятие-монополист может выпускать  однородную или дифференцированную продукцию, но в любом случае эта продукция не имеет совершенных (с точки зрения покупателей) заменителей, или субститутов. Конечно, все потребительские товары являются взаимозаменяемыми в том смысле, что все они конкурируют или соперничают за деньги покупателей. Однако если товары, выпускаемые совершенно конкурентным предприятием, имеют совершенные субституты, производимые другими предприятиями той же отрасли, то субституты товаров, производимых монополистом, менее чем совершенны. Иначе говоря, перекрестная эластичность спроса между продуктами монополиста и любым другим товаром либо равна нулю, либо пренебрежимо мала.
      Хотя  монополист и является единственным продавцом определенного единичного товара, он все же должен учитывать существование более или менее близких, хотя и несовершенных, заменителей своего товара, производимых другими предприятиями. Это давление всеобщей конкуренции за деньги покупателей воплощено в самой функции (кривой) спроса, которой для монополиста является рыночная (отраслевая) функция (кривая) спроса на его товар.
      2. Отсутствие свободы входа на  рынок (в отрасль). Монополия может существовать лишь постольку, поскольку вход на рынок представляется другим предприятиям невыгодным или невозможным. Если другим фирмам удастся войти в отрасль, монополия, по определению, исчезнет. Поэтому наличие входных барьеров является обязательным условием и возникновения, и существования монополии. Входные барьеры многочисленны и разнообразны. Среди них:
      наличие у предприятия-монополиста патентов на продукцию или применяемую при ее изготовлении технологию;
      контроль монополистом источников поступления необходимого сырья или других специализированных ресурсов;
      наличие существенной экономии от масштаба, допускающей присутствие на рынке лишь одного поставщика, получающего положительную прибыль;
      высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков.
      Кроме того, и само предприятие-монополист может проводить такую политику цен, которая делает вход на рынок малопривлекательным для потенциальных конкурентов.
      3. Одному продавцу противостоит  большое число покупателей. Если на данном рынке единственному продавцу противостоит и единственный покупатель, то такой рынок называют двухсторонней монополией.
      4. Совершенная информированность.  И покупатели, и единственный поставщик обладают совершенным знанием о ценах, физических характеристиках благ, других параметрах рынка.  

      2 Краткосрочное и  долгосрочное монопольное  равновесие 

     Возможности монополиста, как и любой другой фирмы, получить прибыль, частично ограничены издержками производства. Другим важным ограничением для монополиста является спрос на его продукт. Так монополист по определению функционирует на рынке один, кривая спроса для фирмы есть то же, что кривая спроса для всего рынка. Количество продукции, которое может быть продано на рынке, увеличивается по мере того, как цена падает.
     Модель  равновесия, которую мы рассмотрим, предполагает действие одного дополнительного  ограничения: монополист должен продавать  всю свою продукцию по одинаковой цене всем потребителям.
     Фирма-монополист будет наращивать выпуск продукции  до такого объема, когда предельный доход (МR) будет равен предельным издержкам (МС): 
     МR=МС
     Дальнейшие  объем выпуска на одну единицу  продукции приведет к превышению дополнительных издержек над дополнительным доходом. Если же произойдет уменьшение выпуска на одну единицу продукции в сравнении с данным уровнем, то для фирмы-монополиста это обернется упущенным доходом, извлечение которого было бы вероятно от реализации еще одной дополнительной единицы благе.
     Максимальную  прибыль фирма-монополист извлекает  в том случае, когда объем выпуска  таков, что предельный доход равен  предельным издержкам, а цена равна  высоте кривой спроса при данном уровне выпуска.
     На  рис. 1 изображены краткосрочные кривые средних и предельных издержек фирмы-монополиста, а также спрос на ее продукт и предельный доход от продукта. Монопольная фирма извлекает максимальную прибыль, производя объем благ, соответствующий точке, где МR=МС. Затем она устанавливает равновесную цену РМ, которая необходима, чтобы побудить покупателя купить объем благ QМ. При данной цене и объеме производства фирма-монополист извлекает на единицу продукции прибыль (РМ – АТСМ). Общая экономическая прибыль равна (РМ – АТСМ)*QМ.
           Р
                     Экономическая прибыль
    
        МС 

                                                                                       АТС       

         PM 
 

    ATCM 
 

                                     D 

                                                          MR 

    
                      QM                                                             Q
    Рис. 1 Монопольная цена, выпуск и экономическая прибыль
    в краткосрочном периоде
     Если  рыночные условия неблагоприятны, то монополия, так же как и фирма  в условиях совершенной конкуренции, может оказаться не в состоянии получать прибыль в пределах краткосрочного временного интервала. В этом случае целью монополиста будет минимизация убытков. Возможности получения прибыли зависят от того, как расположена кривая спроса относительно кривой средних общих издержек фирмы.
     Рассмотрим  рисунок 2. Кривая спроса лежит ниже кривой средних общих издержек на всем своем протяжении. Фирма-монополист вполне может оказаться в такой  ситуации во время экономического спада, когда снижаются доходы потребителей, и кривая спроса временно смещается влево. Как обычно, уровень выпуска продукции, соответствующий максимуму прибыли (или минимуму убытков) находится в точке пересечения кривых предельных издержек и предельного дохода.
     Если  спрос и предельный доход от блага, поставляемого фирмой-монополистом, понижаются, то извлечение прибыли невозможно. Если цена, соответствующая выпуску, при котором MR=МС, понизится ниже средних издержек, фирма-монополист понесет убытки (рис. 2).
                       P
                                      потери
                                                      МС                                АТС  
 

               ATCM
    
    
                     PM
      

                                                                                     D
                                                                MR
    
                                             QM                                                                                                             Q 

    Рис. 2 Монопольная цена, выпуск и потери в коротком периоде 

     Когда фирма-монополист покрывает все  свои издержки, но не извлекает прибыль, то она находится на уровне самоокупаемости.
     В долгом периоде, максимизируя прибыль, фирма-монополист увеличивает свои операции до тех пор, пока не производится объем продукции, соответствующий равенству предельного дохода и долгосрочных предельных издержек (MR=LRMC).
     Если  при этой цене фирма-монополист извлекает  прибыль, то свободный вход на этот рынок для других фирм исключен, поскольку возникновение новых фирм приводит к росту предложения, в результате чего цены опускаются до уровня, который обеспечивает получение лишь нормальной прибыли.
     Долгосрочное  равновесие достигается при таком  объеме выпуска, когда долгосрочные предельные издержки будут равны  долгосрочному предельному доходу.  Долгосрочная равновесная цена будет равна высоте кривой долгосрочного спроса в этой точке (рис. 3).
    
                       Р
                  LMC 
 
 

                       P0 
 
 
 
 
 

                                                                MR                                D 
                                                 Q0                                                       Q  

    Рис. 3 Оптимальный выпуск и максимизация прибыли 
    в долгом периоде 
 

     О таком долгосрочном равновесии следует  особо сказать следующее:
      в условиях долгосрочного равновесия фирма должна функционировать по крайней мере безубыточно. Ситуация минимизации убытков не может быть долгосрочным равновесием: фирма просто уйдет с рынка, если она будет не в состоянии компенсировать свои долгосрочные средние издержки;
      в отличие от случая совершенной конкуренции долгосрочное равновесие в условиях монополии отнюдь не обязательно должно устанавливаться в точке минимума кривой долгосрочных общих издержек. Оно может быть достигнуто как при условии выпуска ниже кривой долгосрочных средних издержек, так и при уровне выпуска, превосходящем минимум кривой долгосрочных средних издержек. Вне зависимости от конкретной величины долгосрочного равновесного выпуска монополист всегда изберет такой размер производственного предприятия, который в наибольшей степени соответствует этому уровню выпуска;
      цена, максимизирующая долгосрочную прибыль фирмы, будет ниже, чем цена, максимизирующая прибыль фирмы при краткосрочном равновесии. Это происходит в связи с тем, что спрос на любой продукт более эластичен на долгосрочных временных интервалах, чем на краткосрочных. Начиная с точки долгосрочного равновесия, фирма-монополист может временно увеличивать прибыль, поднимая цены и сокращая выпуск продукции, смещаясь тем самым вверх вдоль менее эластичной кривой краткосрочного спроса. Однако, столкнувшись с более высокой ценой, потребители скорректируют долгосрочную структуру потребления, уменьшив величину предъявляемого спроса до уровня кривой долгосрочного спроса. При более высоких ценах прибыль монополиста будет меньше, чем при исходной цене долгосрочного равновесия.
 
     Когда фирма-монополист прибыльна, то она  может рассчитывать на извлечение максимальной прибыли и в коротком и долгом периодах.
     Фирма-монополист контролирует одновременно и объем выпуска и цену. Завышая цены, она сокращает при этом объем выпуска продукции.
     В долгом периоде фирма-монополист максимизирует  прибыль, осуществляя производство и реализацию такого количества благ, которое соответствует равенству предельного дохода и предельных издержек в долгом периоде. 

      3 Естественная монополия  и ее регулирование 

     Одной из причин появления и существования монополии является наличие столь значительной экономии от масштаба производства, что возможно присутствие на рынке лишь одного поставщика, получающего положительную прибыль. В этом случае говорят о естественной монополии. Естественная монополия существует, когда экономия от масштаба позволяет одному предприятию удовлетворить весь рыночный спрос без (до) того, чтобы (как) отдача от масштаба стала снижаться. Такого типа монополию называют естественной потому, что в этом случае входные барьеры зиждятся на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности или правительственных лицензиях. Принудительное рассредоточение производства на нескольких предприятиях в этом случае нецелесообразно, оно привело бы к росту затрат.
     Рассмотрим  городской водопровод. Проложив параллельно  друг другу две системы труб, можно  добиться того, что рядом стоящие дома и даже соседние квартиры в одном доме по выбору жильцов могут быть подключены к любой из двух водоснабжающих компаний. Конкуренция стала возможной, но ценою значительного удорожания каждого литра воды, доставленного потребителю. Очевидно, что намного дешевле иметь одну водопроводную систему. Другими примерами естественных монополий являются электрические сети, трубопроводный транспорт (например, природного газа, нефти), проводная телефонная связь, централизованное теплоснабжение, городская канализация, кабельное телевидение.
     Какой же может быть политика в отношении  естественных монополий? Прежде всего, нежелательно предоставлять их самим себе, поскольку «слишком малый выпуск» будет результатом монопольно высоких цен. В то же время нереалистично ожидать, что естественные монополии станут производить при ценах, установленных на уровне предельных затрат, из-за возникающих убытков. В различных странах эту проблему решают по-разному. В одних естественные монополии остаются частными компаниями, но регулируются специальными органами, как например в США. В других они управляются непосредственно государством или, как например во Франции, получают относительно самостоятельный статус в рамках общественного сектора экономики.
     Как компромиссное решение регулирующий орган мог при установлении цены ориентироваться на равенство спроса (средней выручки) и средних затрат, т.е. установить цену, при которой экономическая прибыль монополиста будет нулевой. В этом случае необходимость в дотации отпадает.
     Другим  решением проблемы естественной монополии  является принятие государством (или муниципалитетом) на себя обязанности предоставлять соответствующий вид услуг. В этом случае государственная (муниципальная) компания может получать субсидии из государственного (местного) бюджета. Такова практика, например, в сфере городского общественного транспорта.
     Однако  нужно помнить, что само субсидирование является источником неэффективности, так как требующееся для этого  налогообложение вносит искажения  в систему конкурентных цен. Кроме того, чаще всего трудно выяснить, покрывает ли субсидия высокие постоянные затраты естественной монополии или также и неэффективность ее технологии и управления.
     Эффективное регулирование естественных монополий предполагает контроль за их эксплуатационными и капитальными расходами на основе детального, день за днем, сделка за сделкой, изучения каждого аспекта деятельности компании.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.