На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Спрос на потребительские товары, его виды и необходимость их изучения в торговле

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 34. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Министерство образования и науки Российской Федерации
Уральский государственный экономический университет
Н-Тагильский филиал
 
 
 
 
 
 
 
 
         КУРСОВАЯ РАБОТА
по Экономике отрасли
по теме:
Спрос на потребительские товары, его виды и необходимость их изучения в торговле.
 
 
 
 
 
 
Факультет  Экономика                                        Исполнитель Кондюрина Н.С.
Специальность                                                        Группа 1Э1
Кафедра                                                                  Научный руководитель Егорова Н.Р.
 
 
 
Н.Тагил
2008 год

Содержание
Введение                                                                                                                        3
1 Сущность и значение потребительского спроса                                                    5                                              
1.1 Понятие, характеристика и виды потребительского спроса                              5
1.2 Показатели и факторы формирования спроса на потребительские товары     14
2  Характеристика спроса Свердловской области                                                     22
2.1 Анализ объема и структуры потребительского спроса                                       22
2.2 Анализ факторов влияющих на спрос                                                                   27
3  Перспективы развития отрасли                                                                                33
Заключение                                                                                                                     40
Список литературы                                                                                                        43
 
 

Введение
Торговля  является одной из основных отраслей народного хозяйства, поскольку она обеспечивает обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. Ее можно рассматривать как вид предпринимательской деятельности, связанной с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям.
              В процессе розничной торговли производятся различные операции, связанные с доведением товара непосредственно до населения. При этом выполняются определенные торговые и технологические функции.
К основным торговым функциям следует отнести:
?      Изучение покупательского спроса на товары;
?      Формирование ассортимента товаров;
?      Оказание торговых услуг покупателям;
?      Рекламирование товаров и услуг.
Формирование рынка сопровождается структурными изменениями в экономике, трансформацией отношений собственности, обеспечивая экономическую независимость и ответственность субъектов хозяйствования.
              Центр тяжести экономической реформы активно перемещается в регионы, в которых предусматриваются не только структурные обновления экономики, но и ускоренное развитие региональных рынков потребительских товаров, и решение социальных задач. Целями развития региональной экономики является рост эффективности процессов воспроизводства и повышение уровня жизни населения.
              Основная задача торговли состоит в организации рынка.  Непосредственное формирование и развитие товарных рынков торговля осуществляет через сеть торговых предприятий. Идет сложная перестройка хозяйственных отношений производителей, оптовых и розничных покупателей, что особенно ярко проявляется в региональном аспекте.
Чтобы отрасль активно развивалась, нужно грамотно организовать работу торговых предприятий.              Для этого нужно анализировать хозяйственную деятельность, как предприятий, так и отрасли в целом. Именно анализ хозяйственной деятельности является научной базой принятия управленческих решений. Для их обоснования необходимо выявлять и прогнозировать существующие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, проводить анализ спроса на товары и сопоставлять его изменениями доходов населения.
              Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, менеджер и другие специалисты экономического профиля должны хорошо владеть современными методами экономических исследований.
              Целью работы стало изучить потребительский спрос, его анализ и прогнозирование в торговле. Для этого мне нужно определить сущность и значение потребительского спроса, его виды и показатели, и факторы формирования спроса на потребительские товары. Я также должна проанализировать объем и структуру потребительского спроса Свердловской области, и факторы, влияющие на спрос. А также  предложить пути совершенствования отрасли, предварительно дав прогноз развития потребительского спроса.
              Моя работа состоит из введения, трех разделов и  заключения. Методологической основой работы являются приемы статистики: сравнение, балансовый метод, графический способ, способ табличного отражения аналитических данных, использование относительных и средних величин в анализе хозяйственной деятельности.
Теоретической основой работы являются русские ученые: Николаева Т.Н., Родионова Н.Р., Савицкая Г.В.Кравченко Л.Я.

1 Сущность и значение потребительского спроса
1.1 Понятие, характеристика и виды потребительского спроса
Спрос - один из инструментов рыночного механизма. Он способен раскрыть сущность не только отдельных экономических проблем, но и функционирования всего рынка потребительских товаров. Его изучение необходимо как для товаропроизводителей, продавцов конкретного товара, так и для потребителей.
              Выбор форм и методов изучения спроса напрямую связан с пониманием сущности его формирования, закономерностей развития, т.е. с изучением общетеоретических вопросов потребительского рынка.
              В рыночной теории присутствует множество определений спроса, но наиболее типичные следующие.
1. Спрос как экономическая категория характеризует объем товаров, которые потребитель желает и может купить.
2. Спрос как предмет анализа хозяйственной деятельности рыночного субъекта отражает объем продукции, который потребитель хочет и в состоянии приобрести по некоторой цене на конкретном рынке.
3. Спрос отражает потребности в приобретении на рынке определенного количества материальных благ и представляет собой специфическую форму проявления потребностей, обеспеченных денежным эквивалентом, т.е. платежеспособных потребностей.
При некотором различии трактовок во всех определениях спрос связан с рынком и потреблением. Именно эта связь обусловила неоднозначность его проявления.
              Прежде всего, спрос- эта рыночная форма проявления потребности в определенных благах.
              На рынке потребительских товаров, главным образом, удовлетворяются личные потребности индивидов, домохозяйств и отдельных контингентов, в связи, с чем важно определить сущность и признаки потребностей.
              Потребность – это осознанная необходимость индивида, коллектива, общества в благе, продукте, услуге, настоятельно требующая удовлетворения.
              В экономической теории выделяются несколько признаков потребности.
    Потребность связана с жизнедеятельностью индивидов во всех ее проявлениях и обеспечивает ее воспроизводство;
    Потребность носит массовый характер;
    Потребность реализуется с помощью благ, созданных в производстве;
    Преимущественно потребность носит исторический характер, меняется с развитием производства и общества.
Являясь формой выражения потребностей, спрос населения в своем движении подчиняется тем же законам, которые управляют развитием потребностей, и, прежде всего закону возвышения потребностей. Действие этого закона реализуется в том, что потребность и спрос возрастают, не только количественно, но и претерпевают существенные качественные изменения. При этом развитие нового качества в процессе развития личных потребностей и спроса происходит путем исчезновения, уничтожения старого.
Исследование спроса как формы выражения потребностей имеет решающее значение для планирования производства потребительских товаров и торговли.
              Спрос- форма существования потребностей. Различия спроса и потребностей проявляется, прежде всего, в том, что спрос по своим количественным размерам не совпадает с потребностями. Потребность, как правило, больше спроса. Спрос ограничивает возможности удовлетворения потребности. Потребность, принимающая форму спроса, может быть удовлетворением лишь в пределах платежеспособности населения. Спрос и потребности не совпадают в количественном отношении, т.е. они и количественно различны: спрос всегда связан с существованием товарного производства и рынка, тогда как потребности могут возникать и удовлетворяться вне связи с товарно-денежными отношениями.
              В современной экономике рыночные отношения сводят возможности нетоварного удовлетворения потребностей к весьма ограниченным и четко обусловленным параметрам. Задача торговли состоит в изучении спроса как рыночной формы действительных платежеспособных потребностей индивидов, домохозяйств, организаций.
              Спрос представляет собой важнейший элемент рынка потребительских товаров. На рынке спрос на потребительские товары имеет следующие характеристики.
1.натурально-вещественная направленность. Поскольку покупательский спрос- это вынесенная на рынок потребность в определенном благе, то потребительской торговле предъявляется требование в покупке товаров и услуг определенного вида и качества. При всем разнообразии требований к потребительским характеристикам товаров, на которые предъявляется спрос, развитие его у разных категорий покупателей имеет и схожие черты. В основе платежеспособной потребности в каком-либо товаре лежит его полезность или способность удовлетворять желание покупателя.
Выделяют две составляющие полезности:
а) объективная, заключенная в продукции и представляющая собой базовую выгоду, которую получит потребитель;
б) субъективная, зависящая от личностных характеристик покупателя.
Разная степень насущности потребностей людей обуславливает их иерархию при покупке вещественных товаров в сфере рынка у любого покупателя.
              Спрос, ограниченный денежными ресурсами, направляется на :
а) вещи и предметы обязательные (простая верхняя одежда, обувь);
б) желательные (цветной телевизор, стиральная машина);
в) престижные (видео, компьютеры);
г) создающие «богатство» (шедевры искусства, антиквариат).
Развитие производства и рост потребностей влияют на вещественную структуру спроса. Появление на рынке новых товаров, уход с рынка старых меняют номенклатуру потребительских товаров, пользующихся спросом. Поскольку спрос- элемент конкретного территориального рынка, то вещественная направленность спроса обусловлена особенностями его носителя- населения (возрастными, половыми, социальными т.п.)
              2. Стоимостная характеристика, выражаемая объемом и структурой спроса.
В рамках спроса взаимодействие «производитель-потребитель» приобретает качественно новую характеристику как взаимодействие «покупатель0-продавец». Поэтому объем спроса представляет собой сумму денежных средств, которые население обменивает на товары и услуги. Он определяется величиной покупательных фондов населения, а в условиях ненасыщенного рынка - размером неудовлетворенного спроса.
              Спрос на потребительские товары представляет собой сложную социально-экономическую категорию. Он формируется под воздействием множества факторов и может выступать на рынке в различных видах. Данное обстоятельство делает необходимой классификацию видов покупательского спроса, которая позволяет решать следующие задачи:
    исследовать общие тенденции развития спроса;
    определить практические меры по его удовлетворению;
    служить теоретико-методологическим фундаментом для изучения и прогнозирования спроса;
    вооружить специалистов торговли понятийно-терминологическим аппаратом в области управления спросом.
Такая классификация строиться по разным направлениям и с учетом различных признаков.
Таблица- 1 Классификация покупательского спроса
Признаки
Виды спроса
1.      Объект спроса
 
Спрос на потребительские товары (макро - и микроспрос)
Спрос на укрупненные товарные группы
Спрос на отдельные товары
Спрос на детализированные ассортиментные позиции товара
2.      Субъект спроса
Совокупный(всего населения страны или региона)
Групповой (социального слоя или экономической группы)
Семейный
Индивидуальный
3.      Территория
Общероссийский
Региональный
Местный
4.      Степень миграции
Базовый
Мобильный
5.      Характер спроса
Первичный
Спрос на замену
Дополнительный
Спрос про запас
6.      Периодичность возникновения
Повседневный
Периодический
Эпизодический
Постоянный
7.      Степень зрелости
Потенциальный
Формирующийся
Сложившийся
8.      Степень интенсивности
Интенсивный
Стабилизирующийся
Угасающий
9.      Намерения покупателей
Четко сформулированный
Альтернативный
Импульсивный
10. Степень удовлетворения
Действительный
Реализованный
Неудовлетворенный (явный, скрытый)
Отложенный
 
1.     По объекту спрос подразделяют на спрос на потребительские товары и на макро - и микроспрос.
Микро - и макроспрос целесообразно рассматривать в двух аспектах: с точки зрения классификации товаров и с точки зрения территориальной определенности рынка.
              В соответствии с первым подходом макроспрос- спрос на конкретную группу товаров, объединенных либо по потребительскому, либо по отраслевому признаку.
              В зависимости от второго подхода выделяют макроспрос на уровне определенного рыночного пространства- страны, республики, экономического района, края и т.д.
              Микроспрос по первому признаку - спрос на отдельные разновидности товара, а по второму - спрос на уровне отдельного торгового субъекта.
2.      более точным является подход, при котором согласно данному признаку (объекту спроса) выделяют:
а) спрос на потребительские товары без подразделения на группы;
б) спрос на укрупненные группы товаров, сформированные по различным признакам (торговому, потребительскому);
в) спрос на отдельные товары;
г) спрос на детализированные ассортиментные позиции внутри отдельных видов товаров, т.е. спрос на отдельные марки, модели и пр.
3.      По территориальному признаку можно выделить:
а) спрос населения страны в целом;
б) региональный - спрос населения определенного административно-территориального подразделения;
в) местный - спрос населения определенного района, города, входящего в состав определенного региона.
              В каждом регионе, как и по стране в целом, целесообразно выделять спрос городского и сельского населения, спрос жителей центра и периферии.
4.      С территориальным признаком классификации спроса близко связан миграционный признак. Миграция спроса по территории страны напрямую связана с миграцией денег, и обусловлена она различными причинами пространственного перемещения покупателей. В соответствии с этим выделяют базовый и мобильный спрос.
Базовый спрос реализуется населением в местах постоянного проживания и потребления данных товаров и услуг.
Мобильный спрос-сумма денег, направляемая на покупку товаров и услуг в местах временного проживания и потребления.
В связи с этим выделяют:
а) маятниковую миграцию населения;
б) сезонное перемещение в курортные зоны и за рубеж в период отпусков;
в) межрегиональные и внутрирегиональные поездки населения, вызванные временной    нехваткой товаров или несбалансированностью рынка на территории их проживания;
г) бизнес и шоп-туры и т.п.
изучение межрегионального движения спроса служит основой для совершенствования работы территориальной торговли.
5.      По характеру спроса на потребительские товары выделяют:
а) первичный спрос- потребность в сумме денег, предназначенных на покупку товаров, приобретаемых покупателями впервые;
б) спрос на замену- спрос, возникающий в связи с утратой потребительских свойств товаров, находящихся в потреблении. Чаще всего он относится к товарам длительного пользования, подвергшимся физическому или моральному износу
в) дополнительный спрос-спрос, предъявляемый на вторые, третьи и т.д. экземпляры уже имеющихся товаров. Обычно это товары семейного пользования, имеющие качественные различия;
г) спрос про запас- результат ажиотажного спроса, вызванного дефицитом товара или угрозой его возникновения.
6.      По периодичности возникновения спрос классифицируется на повседневный, периодический, эпизодический и постоянный.
Повседневный спрос- спрос на насущные товары, обеспечивающие текущую жизнедеятельность человека или семьи. Повседневный спрос предъявляется практически ежедневно.
Периодический спрос- спрос, направленный обычно на товары сезонного потребления и возникающий через определенные промежутки времени.
Эпизодический спрос проявляется изредка, от случая к случаю (ювелирные изделия, деликатесы)
Постоянный спрос- спрос на товары разового или кратковременного пользования и обеспечивающий жизненно важные потребности покупателей.
7.      Важное значение при классификации спроса имеет степень зрелости спроса, отражающая уровень развития производства товара и насыщенность им рынка. Поэтому спрос на рынке выступает как потенциальный, формирующийся или сложившийся.
Потенциальный - это спрос на товары, которые еще не поступали на рынок. Они либо готовятся к выпуску на отечественных предприятиях, либо уже освоены зарубежными производителями, предполагающими их импорт в Россию. Потенциальный спрос преимущественно создается благодаря рекламе производителей и оптовых посредников, заинтересованных в эффективном внедрении на новые рынки.
Формирующийся спрос- спрос на новые для рынка и его покупателей товары, еще не прочно укрепившиеся в сфере потребления. Значительная часть покупателей консервативна или осторожна в выборе товаров и ограничивает покупки незнакомых продуктов. Поэтому усилия торговли, целенаправленная деятельность в сфере рынка могут сформировать этот спрос до необходимых размеров.
Сложившийся спрос выступает как сформировавшийся спрос на определенный товар. Он возникает по отношению к товарам давно производимым, хорошо известным и получившим признание у потребителя.
8.      Циклы жизни нового товара влияют и на интенсивность спроса. Как правило, на новый, только что поступивший на рынок товар с улучшенными потребительскими характеристиками спрос возрастает высокими темпами, т.е. выступает как интенсивный. По мере распределения производства данного товара и все более полного удовлетворения потребности в нем спрос стабилизируется, его прирост постоянен и невысок. Появление на рынке новой улучшенной модификации данного товара переводит спрос на данный товар в форму угасающего.
Интенсивность спроса может зависеть не только от новизны товара, но и от уровня развития торговли, доходов населения, темпов внедрения достижений научно-технического прогресса и их влияния на жизненные стандарты.
9.      В зависимости от твердости намерения покупателей принято различать четко сформулированный, альтернативный и импульсивный спрос.
Четко сформулированный спрос - заранее обдуманный, согласованный с другими членами домохозяйств, выражающие намерение приобрести вполне определенный товар или услугу; обычно это товары длительного пользования, которые соотносят с уже имеющимися.
              Альтернативный спрос распространяется на достаточно широкий круг взаимозаменяемых товаров. Намерения покупателей приобрести какой-либо товар окончательно конкретизируются в процессе выбора товара по месту покупки.
              Импульсивный  спрос- сумма денег, которая может быть направлена на заранее не планируемую покупку товара. Возникает под влиянием различных побудительных импульсов (реклама, яркое оформление)
10. Одним из важнейших признаков классификации спроса является степень его удовлетворения. В зависимости от этого признака можно выделить следующие виды спроса: действительный, реализованный и неудовлетворенный.
Действительный спрос- это объем спроса населения страны или региона в условиях сбалансированного рынка, когда объем и структура спроса полностью обеспечиваются объемом и структурой товарного предложения в определенных границах места и времени.
Реализованный спрос - фактически реализованный спрос при покупке товаров или услуг на рынке с ограниченным товарным предложением или несовпадающим по структуре. В этом  случае часть действительного спроса не находит соответствующего товарного эквивалента на рынке и остается нереализованной. Реализованный спрос определяется объемом фактического оборота по продаже товаров.
Неудовлетворенный спрос- часть фактически предъявляемого населением спроса, которая в определенный момент не была реализована по каким-либо причинам: из-за отсутствия необходимых потребителю отдельных видов товаров, из-за низкого качества, высокого уровня цен и т.д. неудовлетворенный спрос можно определить как разницу между действительным и реализованным.
Неудовлетворенный спрос имеет свои разновидности:
1) явный спрос, не удовлетворенный из-за отсутствия нужного товара. Денежная масса, характеризующая спрос, направляется в сферу рынка лишь при появлении на нем нужных товаров и услуг, т.е. при возникновении возможности удовлетворения спроса;
2) скрытый - неудовлетворенный спрос, который также возникает на рынке из-за недостаточного предложения товаров. Однако, в отличие от явного, он реализуется при покупке других товаров, приобретаемых взамен отсутствующих.
Особо выделяют отложенный спрос- это сумма денег, предназначенная для покупки товара или услуг, которые имеются на рынке, но не покупаются из-за отсутствия условий для их использования. Отложенным спросом можно считать денежные средства, предназначенные, например, для покупки товаров сезонного потребления.
Накапливаемый спрос- это спрос, не удовлетворяемый из-за того, что сумма денег, предназначенная на покупку определенного товара, недостаточна для его покупки и накапливания в течение определенного времени.
Спрос является достаточно подвижной категорией, поэтому в реальной жизни его разновидности в чистом виде выделить достаточно сложно. Они переплетаются, переходят из одного вида в другой, образуют различные сочетания, отдельно и в совокупности воздействуя на хозяйственную деятельность торговых предприятий. Такое влияние и сочетание индивидуальны, и чем конкретнее информация о спросе, тем эффективнее используются товарные ресурсы торговли, и осуществляется процесс реализации товаров и услуг.
1.2 Показатели и факторы формирования спроса на потребительские товары
              Показатели, характеризующие спрос и его развитие на рынке потребительских товаров, соответствуют основным характеристикам любой рыночной категории - натурально-вещественной, стоимостной, временной и пространственной.
1.      Натурально-вещественная направленность спроса может быть охарактеризована с помощью следующих показателей:
а) баланс денежных доходов населения;
б) структура денежных расходов населения;
в) общий объем потребления конкретного товара;
г) среднегодовой объем потребления товара;
д) степень соответствия душевого потребления рекомендуемым нормам потребления.
2.      Рыночный спрос характеризуется его стоимостной формой:
а) общий объем покупательных фондов населения;
б) объем розничного товарооборота (тыс.р.) по территории за определенный период;
в) степень удовлетворения покупательных фондов (%);
г) структура розничного товарооборота по товарным группам;
д) объем и структура неудовлетворенного спроса по товарным группам;
е) структура товарооборота по формам обслуживания;
ж) среднедушевой оборот по потребительским товарам по России за изучаемый период.
3.      Развитие спроса по времени отражают:
а) темпы изменения объема товарооборота: в % - к предыдущему и базисному периодам в целом и по структуре - в действующих ценах;
б) величины абсолютных отклонений объемов спроса за изучаемый период;
в) индексы сезонных колебаний спроса;
г) индексы структурных сдвигов в товарообороте.
4.      Территориальные различия отражают изменения спроса в пространстве и характеризуют их:
а) территориальные индексы общего оборота по потребительским товарам;
б) территориальные индексы оборота по отдельным группам товаров;
в) отклонение территориального объема спроса от среднероссийского;
г) отклонение среднедушевых показателей по товарообороту от среднероссийских.
              Развитие покупательского спроса осуществляется под воздействием множества факторов: одни действуют в сторону уменьшения, другие - наоборот, и т.д.
              Классификация факторов формирования и развития спроса в соответствии с рисунком 1 позволяет  торговли выбрать наиболее приемлемый вариант рыночного поведения, обеспечивающий экономический и социальный эффект от предпринимаемых мероприятий.

 
              Рисунок 1- Классификация факторов развития покупательского спроса
I  По природе возникновения все факторы формирования и развития спроса подразделяются на экономические, социальные, демографические, природно-климатические и национально-исторические.
 
1. К экономическим факторам относятся экономические процессы и явления общегосударственного и регионального значения, влияющие прямо или косвенно на величину и структуру покупательского спроса. В число этих факторов входят:
а) уровень развития материального производства и степень общественного разделения труда;
б) размеры товарного предложения и его структура (в разрезе отдельных групп потребительских товаров)
в) денежные доходы населения и распределение их между отдельными группами населения;
г) уровень и соотношение цен на потребительские товары и услуги;
д) степень удовлетворения потребностей за счет продукции, вовлекаемой в потребление нетоварным путем;
е) степень обеспеченности населения потребительскими товарами и наличный парк товаров длительного пользования в домохозяйствах.
              Поскольку существуют разные источники формирования расходов в соответствии с рисунком 2, то их носителей можно разделить на две группы:
1.      семьи, получающие фиксированные доходы;
2.      семьи, получающие переменные доходы.
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рисунок 2- Источники формирования доходов населения
              К первой группе относятся люди, доходы которых не зависят от уровня занятости (пенсионеры, безработные, инвалиды, студенты). В эту же группу входит активная часть населения, работающего на предприятиях государственной сферы; их труд оплачивается по фиксированным ставкам из средств государственного бюджета. В число бюджетных организаций включены армия, правоохранительные органы, медицинские учреждения, учреждения системы образования и т. П.
              Вторая группа семей - работающие по найму на производстве, предприниматели и интеллигенция; занятые в частном секторе экономики.
              На  структуру спроса значительно влияет дифференциация доходов разных групп населения: семьи с неодинаковым уровнем душевого дохода имеют разную структуру покупок товаров и структуру потребления. Поэтому в коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров необходим учет спроса не какого-либо абстрактного покупателя, а вполне определенных групп покупателей с их интересами, запросами, намерениями и мотивациями. Каждая группа покупателей образует некий сегмент рынка, на который должна ориентироваться та или иная программа коммерческих действий.
              На  формирование объема и структуры покупательского спроса существенно влияет также уровень цен на товары народного потребления.
              Спрос - одна из сторон многомерного процесса рыночного ценообразования. Характерные для него причинно-следственные зависимости имеют вид устойчиво действующих экономических рыночных законов. Так между ценой и количеством покупок конкретного потребительского товара существует обратная зависимость: чем ниже цена товара, тем больше его количество можно купить, и наоборот. Эта зависимость в экономической теории названа законом спроса, который математически был выражен в 1838г. А. Карно. Он гласит: между уровнем цены и величиной спроса существует обратная зависимость.
              Закон спроса выражает:
а) обратную зависимость между ценой и покупательным количеством товаров;
б) постепенное убывание спроса на данный товар или услугу;
отношение темпов прироста спроса к темпам прироста цены называется коэффициентом эластичности спроса от цены.
    Если коэффициент эластичности больше единицы, то снижение цены влечет за собой рост покупательского спроса.
    Если коэффициент эластичности равен единице, то снижение цены не вызывает роста спроса, поскольку положительный рост последнего как следствие увеличения количества единиц товара будет равен его отрицательному приращению, связанному со снижением цены.
    Если коэффициент эластичности меньше единицы, то снижение цены вызовет снижение покупательского спроса.
Эластичность спроса от цены характерна, прежде всего, для тех групп населения, доходы которых не обеспечивают полного удовлетворения потребности в данных товарах. В группах населения, доходы которых полностью обеспечивают удовлетворение спроса на какие-либо товары по более высоким ценам, снижение цен на  них не приводит к увеличению спроса на эти товары. При этом денежные средства, сэкономленные при покупке товаров по сниженным ценам, направляются на покупку других товаров, на которые спрос еще не удовлетворен. Следовательно, реакция на изменение цены товара различными группами населения неодинакова. Для одних групп эта реакция выражена сильнее, для других – слабее.
              Существенно воздействуют на спрос не только уровень цен на  тот или иной товар, но и изменение его на другие товары, и в первую очередь на взаимозаменяемые и взаимодополняющие.
2. Социальные факторы связаны преимущественно с социальной политикой государства, направленной на повышение уровня жизни населения, формирование культуры потребления и эстетического вкуса.
              Согласованная деятельность по улучшению условий жизни называется социальной политикой. В социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста. Она играет в экономической системе двоякую роль: с одной стороны, по мере экономического роста и накопления национального богатства создание благоприятных социальных условий для граждан становится основной целью экономической деятельности, а с другой - социальная политика является фактором экономического роста.
              Наряду с социальной политикой государства на потребительский спрос оказывают воздействие иные социальные факторы, изучение которых необходимо для повышения эффективной торговли:
а) формы собственности, господствующие в сфере производства и реализации потребительских товаров и соответствующие им формы распределения благ;
б) социальный состав (структура) населения;
в) уровень развития культуры и воспитательной деятельности в сфере просвещения и образования;
г) потребительские привычки;
д) мода и т.д.
3. Демографические факторы включают в себя:
а) численность и половозрастной состав населения;
б) численность, состав и возраст семей;
в) изменение среднего размера, состава, возраста семей;
г) миграционные процессы и т.п.
              В группе демографических факторов важнейшим является число покупателей на рынке. Очевидно, что увеличение на определенном территориальном рынке каких-либо товаров равнозначно увеличению спроса, а уменьшение - снижению спроса на данный товар.
              Противоположным по действию фактором является число безработных, так как оно уменьшает численность реальных активных покупателей из-за отсутствия постоянного заработка.
4.Природно-климатические факторы:
а) географическое расположение страны и отдельных ее регионов;
б) климат, продолжительность отдельных сезонов года;
в) плодородные почвы и т.п.
5.Национально-исторические факторы - это традиции, обычаи, условия быта и т. п.
II  По характеру воздействия на спрос факторы подразделяются на общие и специфические.
1.      К общим относят те, которые оказывают влияние на все процессы развития спроса и развитие спроса на любом товарном рынке.
2.      Специфические факторы - это факторы, влияющие преимущественно на развитие спроса на отдельные товары или группы товаров в рамках действия общих факторов.
III По возможности измерения воздействия факторы, влияющие на спрос, подразделяются на:
1)     количественно соизмеримые;
2)     факторы, воздействие которых или не поддается количественной оценке, или поддается очень трудно, и тогда оценка дается косвенно.
Целенаправленная деятельность по формированию потребительского спроса предполагает совместные усилия многих отраслей народного хозяйства по единой социально-экономической программе. Эта деятельность реально проявляется в комплексе рыночных мероприятий. В их число входят:
      а) сбалансирование доходов населения и цен на товары;
б) активное и дифференцированное воздействие на потребителя общественно-воспитательных мер;
в) совершенствование ассортимента товаров и повышение их качества под влиянием достижений научно-технического прогресса с учетом спроса населения;
г) дальнейшее развитие инструментов торговой политики на основе маркетинга.
 

2. Характеристика спроса Свердловской области
2.1 Анализ объема и структуры потребительского спроса
              В рамках спроса взаимодействие «производитель-потребитель» приобретает качественно новую характеристику как взаимодействие «покупатель-продавец». Поэтому объем спроса представляет собой сумму денежных средств, которые население обменивает на товары и услуги. Он определяется величиной покупательных фондов населения, а в условиях ненасыщенного рынка - размером неудовлетворенного спроса.
              Покупательный фонд населения – это часть денежных доходов, которые население предназначает для покупки товаров и оплаты услуг, а также это - расчетный показатель, исчисленный на основе баланса денежных доходов населения.
              Баланс денежных доходов и расходов населения характеризует объем и источники образования денежных доходов населения, а также объем и направления денежных расходов. С его помощью устанавливается соотношение между денежными доходами населения, розничным товарооборотом, величиной расходов на оплату услуг и остатками денежных доходов населения.
              Для разработки баланса привлекают данные министерств и ведомств, многочисленные отчетные и плановые показатели, а также материалы бюджетных обследований семей рабочих, служащих, колхозников, данные единовременных наблюдений и экспертные оценки.
Баланс доходов и расходов населения Свердловской области приведен в таблице.
Таблица –2 Денежные доходы и расходы населения
 
2007г., млн. рублей
Январь- ноябрь 2007г. в % к январю-ноябрю 2006г.
Ноябрь 2007гг. в % к ноябрю 2006г.
Январь-ноябрь
Ноябрь
Денежные доходы населения
387366
39422
127,8
101,2
Расходы населения
384364
38517
124,2
96,9
Потребительские расходы
276564
29836
132,5
102,3
обязательные платежи и разнообразные взносы
30720
2840
136
87,9
сбережения
48244
2926
95,7
60,7
из них во вкладах и ценных бумагах
15209
2229
132,3
167,8
покупка валюты
29136
3215
104,1
110,7
Превышение доходов над расходами
3102
1005
Х
Х
 
              Номинальные денежные доходы, полученные населением Свердловской области в январе-ноябре 2007г., по данным ежемесячной оценки составили 387,3 млрд. рублей (7950,4 рубля на одного жителя в месяц) и по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличились на 27,8%.
Денежные доходы населения области в ноябре 2007г. составили 39,3 млрд. рублей (8880 рублей на одного жителя) и возросли по сравнению с октябрем на 1,2%,
Величина расходов на покупку товаров и услуг, позволяющих оценить общий объем спроса населения, определяется как разница между величинами общих доходов и нетоварных расходов, формула (1):
       
ПФ= ? ДД – ? ДР,                               (1)
 
где ПФ - покупательный фонд, тыс.р.;
      ДД - денежные доходы по статье, тыс.р.;
      ДР - денежные расходы по статье, тыс.р.
В соответствии с формулой рассчитаем величину расходов на покупку товаров услуг
ПФ1= 387366-384364= 3002
ПФ2 =39422-38517=905
где ПФ1- покупательный фонд в январе-ноябре 2007г.,
       ПФ2- покупательный фонд в ноябре 2007г.
Тогда возможный объем спроса (покупок товара) населения составит ПТ, формула (2):
 
ПТ=ПФ+(±Пр),                                 (2)
 
где Пр - сумма превышения доходов над расходами (-) или расходов над доходами (+)
Рассчитаем возможный объем спроса населения:
ПТ1=3002-3002=0
ПТ2=905-905=0
где ПТ1-объем спроса населения в январе-ноябре 2007г.
       ПТ2- объем спроса населения в ноябре 2007г.
В соответствии с произведенными расчетами можно сделать вывод, что покупательский спрос на товары удовлетворяется полностью.
              В январе-ноябре 2007г. населением области направлено на потребительские расходы на 67,9 млрд. рублей больше средств, чем за аналогичный период прошлого года. В структуре использования доходов доля этих расходов возросла на 2,6 процентного пункта.
              С начала 2007г. на обязательные платежи и разнообразные взносы населением затрачено на 36,0% больше средств, чем в январе-ноябре 2006г., удельный вес статьи в структуре использования денежных доходов возрос на 0,5 процентного пункта.
              На организованные сбережения населением направлено на 2,2 млрд. рублей меньше средств, чем за одиннадцать месяцев прошлого года, в то же время на накопление во вкладах и ценных бумагах - на 3,7 млрд. рублей больше средств. В структуре использования доходов доля сбережений населения снизилась на 4,2 процентного пункта, доля накоплений во вкладах и ценных бумагах незначительно возросла (на 0,1 процентного пункта).
              В январе-ноябре 2007г. на приобретение валюты населением израсходовано на 4,1% больше средств, чем за аналогичный период прошлого года, однако доля показателя по структуре использования доходов сократилась на 1,7 процентного пункта.
              За одиннадцать месяцев 2007г. в отличие от соответствующего периода 2006г. наблюдалось превышение текущих доходов населения над его расходами.
              Изменение структуры использования денежных доходов населения представлено в таблице
Таблица –3 Структура использования денежных доходов населения
 
Денежные доходы
Из них использовано на
Превышение доходов над расходами, расходов над доходами(-)
покупку товаров и оплату услуг
оплату обязательных платежей и разнообразных взносов
сбережения
из них во вкладах и ценных бумагах
покупка валюты
2006г.
Январь
100
67,0
7,2
25,1
9,6
6,4
-5,7
Февраль
100
65,2
7,5
21,5
7,7
6,1
-0,3
Март
100
67,3
8,2
20,7
5,4
8,8
-5,0
Апрель
100
62,2
8,0
16,1
5,4
9,4
4,3
Май
100
71,9
7,8
17,7
3,1
9,0
-6,4
Июнь
100
66,5
7,7
13,8
1,9
9,5
2,5
Июль
100
65,1
7,1
10,5
-1,5
11,6
5,7
Август
100
73,4
6,9
14,4
0,2
12,2
-6,9
Сентябрь
100
72,4
7,2
14,7
2,8
10,1
-4,4
Октябрь
100
74,0
7,2
14,8
3,9
9,2
-5,2
Ноябрь
100
70,7
7,1
17,0
5,2
7,7
-2,5
 
2007г.
Январь
100
78,8
7,3
20,3
4,7
6,4
-12,8
Февраль
100
67,6
8,8
17,3
5,3
6,2
0,1
Март
100
69,9
7,8
13,9
2,6
7,6
0,8
Апрель
100
66,5
7,6
15,0
5,9
6,6
4,3
Май
100
73,2
7,3
12,1
2,1
7,1
0,3
Июнь
100
68,9
7,9
9,9
3,5
8,3
5,0
Июль
100
68,7
8,6
10,3
3,5
8,1
4,3
Август
100
72,2
8,1
10,8
2,6
8,8
0,1
Сентябрь
100
70,0
8,1
12,0
4,3
7,5
2,4
Октябрь
100
74,8
8,0
12,0
3,3
7,2
-2,0
Ноябрь
100
75,6
7,0
7,2
5,4
7,9
2,3
В ноябре 2007г. на покупку товаров и оплату услуг населением затрачено на 2,3% больше средств, чем в октябре. Доля показателя в структуре использования доходов по сравнению с октябрем возросла на 0,8 процентного пункта, по сравнению с ноябрем 2006г.- на 4,9 процентного пункта.
              На сбережения населением направлено в ноябре 2007г. на 39,3% меньше средств, чем в предыдущем месяце, что было обусловлено влиянием двух статей: «изменение средств на счетах физических лиц-предпринимателей» и «изменение задолженности по кредитам». На накопление во вкладах и ценных бумагах в ноябре 2007г. населением израсходовано на 67,8% больше средств, чем в октябре. В структуре использования доходов доля сбережений населения снизилась по сравнению с октябрем 2007г. на 4,8 процентного пункта, по сравнению с ноябрем 2006г.- на 9,8 процентного пункта.
              Покупка валюты в ноябре текущего года по сравнению с октябрем увеличилась на 10,7%, удельный вес показателя в структуре использования доходов возрос на 0,7 процентного пункта.
              В ноябре 2007г. в отличие от предыдущего месяца и от соответствующего месяца 2006г. денежные доходы превысили расходы.
 
 
2.2 Анализ факторов влияющих на спрос
              Розничный товарооборот является одним из основных показателей, влияющих на изменение покупательского спроса. В связи с этим выполнение плана и динамику товарооборота следует изучать во взаимосвязи с анализом покупательской способности населения. Такой анализ помогает выявить положительные и отрицательные стороны в торговой деятельности и разработать меры по росту  товарооборота.
Основными задачами анализа розничного товарооборота являются:
?      Проверка выполнения планов (прогнозов) товарооборота, удовлетворения покупательского спроса на отдельные товары, определение тенденций экономического и социального развития предприятий  розничной торговли;
?      Изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного товарооборота;
?      Выявление путей, возможностей и резервов роста товарооборота;
?      Разработка оптимальных стратегических и тактических управленческих решений по развитию розничного товарооборота.
Зная оборот розничной торговли по кварталам в 2006, 2007гг., проведем его анализ и рассчитаем коэффициент равномерности.
Таблица- 4

и т.д.................


Квартал
2006г
2007г
Отклонение
2007г в % к 2006г
Хj-Xср
(Хj-Хср)2
 
? т.р.
УВ %
? т.р.
УВ %
? т.р.
УВ %
І

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.