На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Сущность и содержание процесса стратегического планирования. Анализ деятельности предприятия ООО Пинур, оценка рыночной ситуации и характеристика конкурентов. Выбор, выработка, обоснование и оценка эффективности стратегии развития ООО Пинур.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2011. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



87
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Особенности управления коммерческой деятельностью на предприятиях оптовой торговли
1.2 Содержание процесса стратегического планирования
1.3 Требования к стратегическому плану
2 Анализ деятельности предприятия ООО «Пинур»
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Анализ рыночной ситуации
2.3 Характеристика конкурентов
2.4 Результаты деятельности предприятия ООО "Пинур"
3. Обоснование выбора стратегии РАЗВИТИЯ ООО «Пинур»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение 1

ВВЕДЕНИЕ

Стратегическое управление предприятием является для российской экономики новым, непривычным явлением. Необходимость в нем появилась в результате экономической реформы, результатом которой стал переход от плановой экономики с ее централизованным стратегическим управлением целыми отраслями производства к рыночной экономике, в которой предприятия различных форм собственности получили полную хозяйственную самостоятельность.

Стержнем стратегического управления является стратегия компании. Правильно выбранная стратегия является первым важнейшим результатом и в то же время эффективным механизмом стратегического управления, поскольку она целеустремляет и мобилизует использование научно-технического, производственно-технологического, финансово-экономического, социального и организационного потенциалов компании в определенных направлениях, обещающих достижение успеха.

Суть стратегического управления заключается в том, что в организации, с одной стороны, существует четко организованное комплексное стратегическое планирование, с другой, структура управления фирмой адекватна "формальному" стратегическому планированию и построена так, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения целей фирмы и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов.

Стратегическое планирование и управление появилось 15--20 лет назад как эффективное средство своевременной реакции предприятий на существенные изменения среды.
Как отмечают психологи, одной из основных природных особенностей деятельности человека является ее целенаправленность. Цель, в свою очередь, обязательно должна быть осознанной и согласованной с программой действий по ее достижению. Иначе деятельность превращается в импульсивное поведение. Соответственно, прежде чем заниматься стратегическим планированием, необходимо четко осознать желания, сформулировать цели и разобраться с “полем” выбора (альтернатив).
Не менее важно правильно оценить собственный потенциал (что конкретно можно сделать, какие ресурсы нужны для реализации намеченной программы действий и какие могут быть в распоряжении), а также комплексно сопоставить и обоснованно выбрать решения.
Задачи стратегического планирования чаще всего относятся к долгосрочному, а тактического -- к оперативному планированию. Однако в типичных для России условиях, когда характерны частые и существенные для предприятия изменения, главным назначением стратегического управления являются своевременная (и быстрая) реакция на важнейшие изменения, оперативное принятие и реализация стратегически важных решений. Поэтому выделение стратегических задач идет не столько по признаку продолжительности их реализации, сколько по важности последствий этих решений для фирмы. В таком случае структурные стратегические решения должны приниматься не только на этапе проектирования предприятия, но и непрерывно, в процессе управления, по мере возникновения существенных событий. Эту функцию и выполняет служба стратегического управления.
Стратегические решения всегда связаны с крупными комплексными изменениями. В условиях стабильной экономики их реализация, как правило, требует довольно больших усилий, времени и средств.
Что же характерно для стратегических решений и в чем их отличие, скажем, от тактических? Прежде всего нужно отметить такие особенности, как необходимость выбора из ряда взаимоисключающих (альтернативных) вариантов действий; крупные масштабы изменений при переходе от одной альтернативы к другой; необходимость сопоставлять и комплексно оценивать различные аспекты, факторы, критерии и т. п.
Подготовка и принятие решений по выбору стратегии включает следующие задачи:
выбор критериев и их приоритетов;
оценка по этим критериям исходного состояния предприятия;
оценка предельно достижимых за плановый период значений выбранных критериев;
выбор желаемых значений целевых установок, которые должны быть напряженными, но достижимыми;
выбор основных направлений деятельности (изменений), за счет которых возможен переход предприятия из исходного состояния в желаемое.
Следует отметить, что в условиях, сложившихся на большинстве российских предприятий (спад производства, резкий дефицит денежных средств, низкая рентабельность при растущей конкуренции, долги, задержка зарплаты и т. п.), финансы и рынок (продажи) являются самым узким местом: не будет денег -- не будет расти уровень жизни, не будет проводиться ни реконструкция производства, ни широкие маркетинговые исследования и рекламные кампании. Более того, именно ухудшение финансово-экономического состояния привело к банкротству более 40% российских предприятий и еще столько же -- в финансово неустойчивое состояние. В то же время известно, что разработка и реализация эффективной финансово-экономической стратегии улучшает критерии на 10--20%. Поэтому именно финансово-экономическая группа целей, стратегии и задач является чаще всего самой приоритетной.
Объектом исследования явилось предприятие ООО «ПИНУР».
Предмет исследования - стратегия развития ООО «ПИНУР».
Цель данной работы - на основании имеющихся возможных стратегий развития предприятия сделать выбор, обоснование и оценку наиболее эффективной модели.
В соответствии с поставленной целью определены следующие основные задачи:
изучить теоретические основы стратегического планирования.
дать характеристику и оценку перспектив развития отрасли (рынка), где функционирует предприятие ООО «ПИНУР»;
выполнить анализ сильных и слабых сторон организации и ее ближайших конкурентов;
выполнить описание возможных стратегий развития организации;
обосновать выбор стратегии развития предприятия ООО «ПИНУР».
В работе использована теория и методология, изложенная в монографиях, справочной и учебной литературе российских и зарубежных ученых а также в нормативных актах, бизнес-планах, данных статистической и бухгалтерской отчетности предприятия.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

1.1 Особенности управления коммерческой деятельностью на предприятиях оптовой торговли

Торговля - это вид предпринимательской деятельности, где объектом действия является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров, их доставки, хранения и подготовки к продаже. [20, c.27]

Оптовая торговля - вид основной предпринимательской деятельности по продаже собственниками производителями или перепродаже без видоизменений посредниками любых разрешенных для оборота товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим, учрежденческим или профессиональным пользователям или же другим оптовым торговцам (за исключением населения), для использования их в производстве, иного профессионального использования или использования в качестве промежуточного потребления (для последующего извлечения прибыли). В зависимости от объема сделки выделяются: оптовая торговля и мелкооптовая торговля (минимальная партия товара при последней не может быть меньше, чем количество единиц соответствующего товара в одной упаковке производителя для розничной реализации).

Различают две формы организации оптовой торговли:

* непосредственная оптовая торговля товарами;

* оказание посреднических услуг при купле-продаже товаров.[23, c.48]

Важная роль в развитии сферы обращения товаров народного потребления принадлежит оптовой торговле. Преобразуя производственный ассортимент в торговый, определяя структуру и направление товарных потоков, выступая на рынке в качестве посредника между промышленностью и розничным торговым звеном, оптовые предприятия и организации способствуют гармонизации единого потребительского рынка страны.

Мировой опыт и отечественная практика показывают, что функционирование системы межотраслевых, региональных и межрегиональных связей немыслимо без участия оптовой торговли как активного коммерческого посредника. [15, c.28]

Виды оптовых предприятий

Существенно расширяются права оптовых предприятий. Они самостоятельно определяют свою специализацию, сферу и зону деятельности, уровень автономности функционирования и функциональную ориентацию.

Оптовая торговля в рыночных условиях должна быть более гибкой и способной оптимально реагировать на любые изменения экономических условий. Это может быть обеспечено на основе последовательного развития типового и видового разнообразия оптовых структур на потребительском рынке.

В основу типового разнообразия оптовых предприятий положены масштабы их деятельности, с учетом чего следует выделять оптовые предприятия общенационального (федерального) и регионального (внутрирегионального) уровней. [32, c.59]

Оптовые предприятия общенационального (федерального) Уровня призваны стать стержнем всей внутриотраслевой структуры оптовой торговли. Они должны гарантировать ее устойчивость и стратегическую стабильность. Важнейшей их задачей является создание необходимой структуры каналов товародвижения, предназначенной для обслуживания крупных отечественных товаропроизводителей, а также зарубежных производителей и поставщиков товаров. [25, c.75]

Оптовые предприятия общенационального уровня реализуют товары по всей территории страны. Сюда включаются предприятия, обеспечивающие федеральные нужды, а также оптовые структуры межрегионального характера, обслуживающие районы Крайнего Севера, Дальнего Востока и местности досрочного завоза, а также оптовые предприятия, обслуживающие исторически сложившиеся центры производства текстильных товаров, хрусталя, керамики, мебели и других товаров. С учетом этого и должен развиваться товарный ассортимент оптовых предприятий общенационального масштаба и межрегионального характера.

Основной организационно-правовой формой оптовых предприятий общенационального уровня являются акционерные общества открытого типа с заметной долей участия государства в их уставных капиталах. Это могут быть и государственные концерны.

Оптовые предприятия общенационального уровня в перспективе должны составить основу формирования торгово--промышленных, торгово-финансовых групп и транснациональных компаний. [16, c.39]

Процесс оптовой реализации товаров завершают оптовые предприятия регионального уровня. Они закупают товары непосредственно у товаропроизводителей и у оптовых предприятий федерального уровня, доводят их до любых оптовых покупателей в зоне своей деятельности.

Главной задачей их функционирования является обеспечение товарами региональных товарных рынков.

В эту группу оптовых предприятий могут включаться автономные оптовые структуры и сбытовые подразделения промышленных предприятий, а также оптовые структуры крупных розничных предприятий. Эти предприятия функционируют пре имущественно в виде хозяйственных товариществ и акционерных обществ. [37, c.26]

На региональном уровне должны получить распространение различного рода объединения. Они могут формироваться как в виде цепных оптовых торговых компаний, так и в виде добровольных оптово-розничных цепей.

Каждый тип оптовых предприятий может существовать в различных видах. При этом оптовые предприятия могут быть следующих видов: специализирующиеся на оптовой торговой деятельности предприятия, осуществляющие полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом права собственности на товар к оптовому звену. Это так называемые независимые оптовые торговцы; посреднические оптовые структуры, не использующие в своей деятельности перехода к ним права собственности на товар (дистрибьюторы).[46, c.93]

Роль оптовых предприятий в системе товародвижения

Оптовая торговля как одна из важнейших элементов сферы обращения имеет огромное влияние на организацию и функционирование всей системы товародвижения.

Она не завершает процесса смены форм стоимости и не доводит потребительной стоимости до потребителя, а только лишь приближает товары к смене форм их стоимости и к потребителю. Следовательно, она является лишь начальной стадией торговли товарами народного потребления, осуществляющей первоначальной сбыт товаров на производство и организацию рационального их продвижения до розничных предприятий.

Оптовая торговля представляет собой по экономической сущности - процесс продажи товаров для дальнейшей перепродажи, а по материальному содержанию - процесс по осуществлению доведения этих товаров от производства до розничных предприятий с целью последующего доведения их до потребителей. [51, c.72]

При участии в торговле только одного посредствующего звена - розничного товар продается уже два раза: первый раз производственным предприятием розничному, второй раз розничным предприятием потребителю. Участие в торговле еще оптового посредника связано с увеличением оптового товарооборота и ведет к увеличению издержек обращения, если такое участие не оправдывается ускорением оборачиваемости товаров и сокращением издержек в розничном звене. Если товар продается непосредственно розничным предприятиям, то оптовая торговля приобретает одноактную форму. Если же производственные предприятия будут продавать товары обособленному сбытовому или оптовому предприятию, а последнее - розничным предприятиям, то обращение товаров усложнится. Оптовая торговля в таких случаях примет двухактную или однозвенную форму. Это означает, что в товарообороте участвует одно обособленное оптовое звено. Таким образом, оптовая торговля может принимать различные формы звенности, расширяя или ограничивая сферу обращения данных товаров и количество актов купли-продажи в расчете на один товар. [39, c.184]

Целями развития оптовой торговли являются:

* создание развитой структуры каналов товародвижения;

* поддержание необходимой интенсивности товаропотоков;

* формирование резервных источников финансового обеспечения процесса товародвижения/ [49, c.81]

Предприятия оптовой торговли специализируются на коммерческом посредничестве в установлении хозяйственных связей между предприятиями-производителями товаров и розничными торговыми предприятиями или другими оптовыми покупателями, а также на закупке и продаже товаров со складов и оказании сопутствующих услуг.

Основными задачами оптового торгового предприятия являются:

* поиск поставщиков товаров для розничных предприятий и других покупателей;

* закупка товаров у производителей и их доставка, хранение;

* формирование торгового ассортимента в соответствии с требованиями розничных предприятий;

* обеспечение предприятиям-производителям сбыта их товаров;

* маркетинговые исследования для производителей товаров и розничных торговых предприятий;

* информационное обслуживание.

На макроуровне оптовая торговля выполняет следующие функции: интегрирующую (по обеспечению взаимосвязи между партнерами по поставкам продукции, по нахождению каналов сбыта), оценочную (по определению уровня общественно необходимых затрат труда через ценообразование), организующую и регулирующую (по обеспечению рационального построения и гармонического функционирования экономических систем с помощью импульсов, стимулирующих структурные изменения). [34, c.195]

Макроэкономические функции оптовой торговли трансформируются на микроуровне в разнообразные функции оптовых торговых предприятий:

* экономическая интеграция территории и преодоление пространственного разрыва;

* преобразование производственного ассортимента в торговый;

* формирование товарных запасов; сглаживание цен, хранение, доработка, доведение товаров до требуемого качества, фасовка, упаковка, кредитование, маркетинговые исследования рынка и организация рекламных кампаний.

Развитие рыночных отношений способствует возникновению новых элементов в деятельности оптовых предприятий (услуги по управлению, консультации по использованию товаров, гарантийное обслуживание и др.).

Оптовые предприятия обеспечивают значительную экономию издержек обращения, так как розничные предприятия освобождаются от закупок товаров у множества производителей; снижаются материальные затраты, связанные с хранением, формированием ассортимента товаров и их доставкой. Хранение товаров здесь обходится значительно дешевле, чем их размещение в розничной сети. Особенно большое значение имеет хранение оптовыми предприятиями товаров, производство и спрос на которые носят сезонный характер. [42, c.69]

Таким образом, именно оптовые предприятия, используя свое положение на пересечении информационных потоков, способны обеспечить сбор, накопление и обработку коммерческой информации, а обобщив и проанализировав ее, передать поставщику или покупателю.

Для розничных предприятий оптовые фирмы осуществляют финансирование, реализуя им товар с отсрочкой платежа.

1.2 Содержание процесса стратегического планирования

Задачи стратегического планирования

Планирование необходимо для достижения фирмой следующих целей:

повышение контролируемой доли рынка

предвидение требований потребителя

выпуск продукции более высокого качества

обеспечение согласованных сроков поставок

установление уровня цен с учетом условий конкуренции

поддержание репутации фирмы у потребителей.

Задачи планирования определяются каждой фирмой самостоятельно в зависимости от деятельности, которой она занимается. В целом же задачи стратегического планирования любой фирмы сводятся к следующему (21; с.84):

1. Планирование роста прибыли.

2. Планирование издержек предприятия, и, как следствие, их уменьшение.

3. Увеличение доли рынка, увеличение доли продаж.

4. Улучшение социальной политики фирмы.

Таким образом основной задачей планирования является получение максимальной прибыли как результата деятельности и осуществления его важнейших функций: планирование маркетинга, производительности, инноваций и другого.

Этапы стратегического планирования

Процесс стратегического планирования состоит из восьми взаимосвязанных этапов; осуществляется совместно руководством фирмы и сотрудниками маркетинговых служб.

Рис 2. Процесс стратегического планирования

Сам процесс планирования проходит четыре этапа (14; с.34):

- разработка общих целей;

- определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени (2, 5, 10 лет);

- определение путей и средств их достижения;

- контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.

Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности бухгалтерских расчетов прошлого. Любое планирование предприятия базируется на неполных данных. Качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетентных сотрудников, менеджеров. Все планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, а сами планы взаимоувязывались с имеющимися условиями. Поэтому планы содержат в себе так называемые резервы, иначе именуемые “надбавками безопасности”, однако слишком большие резервы делают планы неточными, а небольшие влекут за собой частые изменения плана. В основу составления плана по конкретным направлениям производственных участков предприятия кладутся отдельные задачи, которые определяются как в денежных, так и в количественных показателях. При этом планирование должно отталкиваться от так называемых узких мест: в последнее время это сбыт, финансы или рабочая сила.

Краткосрочное и долгосрочное планирование

Любая компания должна применять как долгосрочное, так и краткосрочное планирование. Например, при планирование производства продукта как одного из важнейших элементов рыночной стратегии целесообразно применять долгосрочное и оперативное планирование в совокупности, так как планирование производства продукта имеет свои специфические черты и определяется поставленной целью, сроками ее достижения, видом товара и так далее.

Долгосрочное планирование

Долгосрочный план обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды. Он скорее носит описательный характер и определяет общую стратегию компании, поскольку трудно предугадать все возможные расчеты на такой длительный срок. Долгосрочный план вырабатывается руководством компании и содержит главные стратегически цели предприятия на перспектив.

Основные области долгосрочного планирования:

- организационная структура

- производственные мощности

- капитальные вложения

- потребности в финансовых средствах

- исследования и разработки

- доля рынка и так далее.

Краткосрочное планирование

Краткосрочное планирование может быть рассчитано на год, полгода, месяц, и так далее. Краткосрочный план на год включает объем производства, планирование прибыли и другое. Краткосрочное планирование тесно связывает планы различных партнеров и поставщиков, и поэтому эти планы могут либо согласовываться, либо отдельные моменты плана являются общими для компании - производителя и ее партнеров.

Особое значение для предприятия имеет краткосрочный финансовый план. Он позволяет анализировать и контролировать ликвидность с учетом всех остальных планов, а заложенные в нем резервы дают информацию о необходимых ликвидных средствах.

Краткосрочное финансовое планирование складывается из следующих планов (3; с.38):

1. Очередного финансового плана:

доходы с оборота

текущие расходы (сырье, зарплата)

выигрыш или потери от текущей деятельности

2. Финансового плана нейтральной области деятельности предприятия:

доходы (продажа старого оборудования)

расходы

выигрыши или потери от нейтральной деятельности

3. Кредитного плана;

4. Плана капитальных вложений;

5. Плана по обеспечению ликвидности. Он охватывает выигрыши или потери предшествующих планов:

сумма выигрышей и потерь

имеющиеся ликвидные средства

резерв ликвидных средств

Кроме того, краткосрочный план включает в себя:

- план товарооборота;

- план по сырью;

- производственный план;

- план по труду;

- план движения запасов готовой продукции;

- план по реализации прибыли;

- кредитный план;

- план капиталовложений и другое.

Этапы составления краткосрочного плана:

1. Анализ ситуации и проблемы.

2. Прогнозирование будущих условий деятельности.

3. Постановка задач.

4. Выбор оптимального варианта.

5. Составление плана.

6. Корректировка и увязка.

7. Конкретизация плана.

8. Выполнение плана.

9. Анализ и контроль.

Виды управленческой деятельности в рамках планирования

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Можно выделить четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования (25; с.74):

распределение ресурсов

адаптация к внешней среде

внутренняя координация

организационное стратегическое предвидение

Распределение ресурсов

Данный процесс включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.

Адаптация к внешней среде

Адаптация охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения предприятия с ее окружением. Предприятиям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.

Внутренняя координация

Включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон предприятия с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. Обеспечение эффективных внутренних операций на предприятии является неотъемлемой частью управленческой деятельности.

Осознание организационных стратегий

Это деятельность предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации предприятия, которое может учится на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте дает возможность предприятию правильно скорректировать свое стратегическое направление и повысить профессионализм в области стратегического управления. Роль руководителя высшего звена заключается в большем, чем простое инициирование процесса стратегического планирования, она также связана с осуществлением, объединением и оценкой этого процесса.

1.3Требования к стратегическому плану

Несколько основных тезисов, относящихся к стратегии, должны быть поняты и, что более важно, приняты высшим руководством. Прежде всего, стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса предприятие должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и других факторах (8; с.43).

Стратегический план придает предприятию определенность, индивидуальность, что позволяет ему привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для предприятия, которое направляет его сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.

Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет о том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план. Он должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Редко когда основатель фирмы может себе позволить сочетать личные планы со стратегий организации. Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал фирмы и ее производственно-сбытовые нужды. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Поэтому необходимо постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отраслях народного хозяйства, рынке, конкуренции и т. п. Кроме того, стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, которые позволяют ей привлекать определенные типы работников и помогают продавать изделия или услуги. Стратегические планы должны быть разработаны таким образом, чтобы они оставались не только целостными в течении длительного времени, но и сохраняли гибкость. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, направляющую деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, с учетом постоянных корректировок в связи с постоянно меняющейся деловой и социальной обстановкой.

Стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха, и организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее, формальное планирование может создать ряд существенных благоприятных факторов для организации деятельности предприятия. Знание того, что организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации. Т. о. планирование помогает создать единство общей цели внутри организации.

2. Анализ деятельности предприятия ООО «Пинур»

2.1 Характеристика предприятия

Адрес офиса и производственных подразделений: Свердловская область, г.Ирбит, ул.Свердлова 21 к.27 тел: (34355)4-21-83
ООО «Пинур» занимается оптовой и розничной продажей пива, является дистрибьютором ОАО «Патра», имеет субдистрибьюторские условия работы по ведущим российским пивным компаниям: 1. Балтика (марки пива «Балтика», «Карлсберг», «Арсенальное», «Дон», «Медовое», «Ярпиво», и др.); 2. Эфес (марки пива «Старый мельник», «Варштайнер», «Белый медведь», «Эфес пилснер» и др.); 3. Хайнекен (марки пива «Бочкарев», «Охота», «Хайнекен», «Ловенбрау», «Баклер» и др.); 4. Трансмарк (марки пива «Золотая бочка», «Три богатыря», «Миллер», «Холстен», «Велкопоповецкий козел» и др.); 5. Вена (марки пива «Невское», «Туборг» и др.); 6. Пинур (марки пива «Очаковское», «Ячменный колос» и др.); 7. ПИТ (марки пива «ПИТ», «Три медведя», «Доктор Дизель» и др). Представленные компании разливают пиво как своих марок, так и лицензионных. Свою дистрибуцию они строят через оптовые компании находящиеся в регионах, обычно заключается один или два договора с ведущими местными оптовиками, которые могут обеспечить продажи, размещение (т.е. складирование), сбыт (как через своих торговых представителей, так и через других оптовых перепродавцов), оплату согласно договора. Организационная структура предприятия представление в Приложении 1. Общая численность работающих: составляет 90 человек..

2.2 Анализ рыночной ситуации

В России с каждым годом выпивается все больше пива. По данным Минсельхоза, за прошедший год в нашей стране было сварено 732 млн декалитров этого напитка. Чтобы нагляднее представить себе масштабы этого пенного моря, достаточно перевести его в поллитровый эквивалент - получится чуть меньше 15 млрд бутылок. Хотя, конечно, не все это добро было разлито в бутылки: половина пришлась на алюминиевые банки и пластиковые "баллоны". А каждая четвертая стеклянная бутылка, выпитая в России, содержала в себе напиток сорта "премиум", то есть пиво высокого класса. Россияне стали настолько разборчивы в "жидком хлебе", что наши пивовары оказались не готовы удовлетворить растущий спрос на хорошее пиво: эксперты говорят, что в ближайшие годы "премиума" на всех не хватит. Зато остального - залейся!
Где в России больше всего пьют пива? Согласно анализу, который провел недавно Deutsche Bank, оказывается, что в Питере - 79 л на душу населения в год (в Москве - 75 л, в остальных крупных городах - в среднем 55 л, а в глубинке - чуть больше 40 литров). Много это или мало? Смотря с чем сравнивать. Средний японец, к примеру, выпивает порядка 42 л пива в год, а вот средний чех - 125 литров...
На российском рынке пива присутствуют около 300 компаний-производителей, но крупных из них - не более 20. Безусловным лидером остается ПК "Балтика", хотя в последнее время она сдает позиции: за последние месяцы ее доля на рынке уменьшилась с 23 до 20,8% (хотя объем продаж вырос за год почти на 1%, и на 10% - экспортные поставки). Основным своим конкурентом "Балтика" считает компанию SUN Interbrew, которая в 2003 г. отвоевала у "знаменитого пива России" 4% российского пивного рынка (ее доля - около 14%). Особенно настойчиво и агрессивно SUN Interbrew продвигала такие марки как "Толстяк" и "Сибирская корона". По мнению экспертов ИГ "Атон", клиентов у "Балтики" отнимают также "ПИТ", "Ярпиво" и "Тинькофф", которые хотя и имеют весьма скромные доли, но работают в том же сегменте рынка, что и "Балтика".
Однако по мере роста благосостояния россиян усиливает свои позиции другой конкурент пива - вино. Оно уже аккумулирует около 20% алкогольных расходов населения.
Так или иначе, российский рынок пива близок к своему насыщению, и пивоварам предстоит борьба за его передел.
В стране возникла реальная перспектива перепроизводства хмельного напитка. По данным аналитического отдела РИА РБК, в 2007 г мощности пивоваренных заводов увеличатся на 10% по отношению к сегодняшнему уровню. Это же произошло и в области пивного брендинга - по данным компании ACNielsen, количество марок пива, представленных в среднем магазине России, выросло с 23-х в сентябре 2000 г до 54-х к сентябрю 2002 г.
В то же время эксперты все громче говорят о снижении интереса к пиву Того, что было раньше, когда потребление увеличивалось в разы, уже нет. Сегодня четко наметилось практически стопроцентное удовлетворение спроса. Продажи растут не столько за счет повышения объемов потребления, сколько за счет замещения тех или иных марок.
Сейчас пивовары подсчитывают убытки: прибыль "Балтики" за 2002 г. уменьшилась примерно на треть, а объем производства - на 35%. Индийско-бельгийский пивоваренный холдинг Sun Interbrew (марки "Клинское", "Толстяк", "Сибирская корона") потерял еще больше - прибыль снизилась в три раза.
Но хуже всего в этой ситуации приходится небольшим региональным пивоваренным заводам. Например, на Исетском пивобезалкогольном заводе в 1 квартале 20053 г. производство снизилось почти вполовину от аналогичных показателей 2004 г. "Патра" сработала несколько лучше - спад составил 25%. Во-первых, регионалов давят крупные заводы, возможности которых по части ценовых маневров и рекламы несопоставимы. Например, компания "Пивоварни Ивана Таранова", в прошлом году разместила телерекламы на $14 млн. (без учета скидок, предоставляемых каналами крупным рекламодателям). Для сравнения: рекламный бюджет "Исетского пивзавода" - 3 млн. руб.
Во-вторых, именно по местным предприятиям - с их небольшими объемами и специализацией на недорогом, массовом пиве - ударяет непродуманная акцизная политика государства. Сегодня производители с бутылки пива сорта премиум платят столько же, сколько с пива среднеценовой и дешевой групп.
Работая с чешскими пивоварами, основной упор "Исетский" и "Патра" делают на сохранение традиционных особенностей вкуса своего пива. По мнению экспертов, "Патре", которая несколько недель назад уже выпустила новый сорт - "Чешское братство", это удалось.
Наконец, для снижения издержек пивовары начали интенсивно вкладывать деньги в непрофильные отрасли. А именно - в производство безалкогольных напитков. В отличие от пивоварения, этот вид бизнеса идет у обоих местных предприятий явно в гору: объемы реализации постоянно растут, хотя особой рекламной поддержки своему "второстепенному" продукту заводы не оказывают. Например, на "Патре" за 2003 г. уже разлили 66 тыс. дал "газировки", в то время как в прошлом году - 31 тыс. дал. В ближайшее время завод намерен начать производить еще и квас, и бутилированную питьевую воду.
Объяснения этому внезапному росту спроса на воду пивовары пока найти не могут. Казалось бы, на этом рынке у них не меньше сильных соперников, чем на пивном. Достаточно вспомнить концерны РерsiСо и Соса Соlа. Предположений много. Кто-то говорит, что местным производителям просто повезло: потребление безалкогольных напитков ежегодно увеличивается во всем мире. Другие, убеждены в том, что продукцию местных заводов покупают потому, что там используются натуральные ингредиенты. В то время как большинство уже давно перешло на подсластители и искусственные ароматизаторы.
Кстати, диверсифицировать свой бизнес предпочитают не только производители, но и продвинутые местные оптовики от пивной отрасли. В частности, "Марко Поло", дистрибьютор таких известных компаний, как Efes, Heineken, с недавних пор начал вводить в линейку продаваемых продуктов слабоалкогольные коктейли.
Однако вряд ли предпринимаемые попытки существенно улучшат положение региональных пивоваренных заводов. Общая неблагоприятная ситуация в отрасли и все более возрастающая конкуренция заставили крупные компании Северо-Запада и Центральной России двигаться в глубинку, где потребление янтарного напитка колеблется в пределах 20-30 л в год на человека (против 70-80 л - в столицах, которые и формировали 80-85% отечественного пивного рынка). Для усиления своего присутствия в регионах они активно приступили к запуску локальных марок. В Петербурге пиво под "местными" названиями в январе выпустили "Бавария" (марка "Питерское") и "Балтика" (марка "Ленинградское"). В марте скандинавский холдинг ВВН продолжил экспансию, запустив в продажу новые "клоны": "Красноярское", "Краснодарское", "Тюменское" и "Свердловское".
Эти бренды ориентированы на потребителя с доходом ниже среднего. Скажем, бутылка "Свердловского" стоит 11-13 руб. Концерны вступили в конкурентную войну с местными производителями, традиционно считавшими низкоценовой сегмент своей сферой влияния. А за счет управления товарными потоками с многих заводов холдинги более оперативно реагируют на спрос в регионах и тем самым серьезно теснят более мелких игроков.
Пивоваренные заводы "Патра" и "Исетский" - это далеко не весь пивной рынок Свердловской области, и вряд ли стоит говорить о полном переподчинении его пришлому капиталу. По мнению аналитиков, эта отрасль местной экономики пополнится небольшими пивоварнями с объемами выпуска 5-20 тыс. л в месяц.
В последние год-два открылось несколько таких производств, в основном в пригородах, и сейчас они на этапе тестирования. Те же, что начали раньше, как, например, пивоварня "Элико", основанная в 1997 г., в конце прошлого года уже вышли на массовый рынок. Продукт, который производит "Элико", нефильтрованное и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.