На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Реформирование налоговой системы России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 11.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Российский  государственный социальный университет
Филиал  в г. Чебоксары 
 
 
 

Кафедра «Экономика и менеджмент»
Предмет «Экономическая теория» 
 
 
 
 

Курсовая работа
на  тему: Реформирование налоговой системы России 
 
 
 
 
 

                                                                       Выполнила студентка
                                                                      2 курса экономического факультета
                                                                      дневного отделения группы ДФ-01-08
                                                                    Жукова Наталья Юрьевна
                                                                        Руководитель:
                                                                        Скворцова Юлия Витальевна
                                                                        Защищена  «       »                   2009 г.  
                                                                       с оценкой  «       » 
                                                                        Дата поступления работы в деканат
                                                                         «      »                       2009 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Чебоксары 2009 

Содержание 

Введение 3
1. Налоговая  система России и ее реформирование 5
1.1. Сущность  налоговой системы России и  история ее становления 5
1.2. Основные  цели и задачи реформирования  налоговой системы в РФ 10 

2. Методология  и стратегия реформирования системы налогообложения в России  14
2.1. Правовая  основа налоговой системы РФ 14
2.2. Основные  этапы реформирования налоговой  системы в РФ 17 

3. Недостатки  и основные направления реформирования  налоговой системы РФ на современном этапе 20
3.1. Основные  недостатки действующей налоговой  системы России 20
3.2. Перспективные  направления реформирования налоговой системы РФ 26
Заключение 37
Список  литературы 39 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
              Налоги  для государства то же, что парус  для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его.
              Екатерина II, российская императрица 

    Взимание  налогов – древнейшая функция  и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.
    Изъятие налогов у организаций и граждан  как налогоплательщиков не требует  практически никаких вложений со стороны государства. Для изъятия налогов требуется только армия чиновников и служащих, на содержание которых хотя и требуются средства, но они же и покрываются за счет изъятия средств.
    Принудительное  изъятие части доходов у налогоплательщиков порождает негативное отношение  общества к власти. С целью разрешения данного противоречия власть изыскивает различные механизмы его смягчения путем регулирования налогового законодательства и реформирования налоговой системы.
    Анализ  деятельности ряда государств в области  налогообложения свидетельствует, что большинство из них, как и Россия, изыскивают пути решения данной проблемы. Анализ постсоветского развития России дает основание говорить, что на протяжении более 10 лет ее налоговая система постоянно реформируется. Это связано не только с изменением  общественного строя. Государственная власть, ее законодательные и исполнительные органы в интересах разрешения данного противоречия находятся в постоянном поиске оптимальных или приемлемых для данных условий решений в сфере налогообложения.
    Вопрос об изменении и реформировании  налоговой системы России актуален сейчас, как никогда. В данное время, когда в экономике наметился потенциальный рост, нерешение этой проблемы приведет к тому, что все действия предпринимателей и правительства по подъему экономики сведутся на «нет», потому что, наверное, каждый россиянин знает, что налоги в России большие и структура их неэффективна, но почему-то этот вопрос,  из года в год не сходящий с уст политиков, упорно не разрешается.
    Объектами изучения данной курсовой работы будут:
    налоговая система России и основные цели и задачи ее реформирования;
    Налоговый кодекс РФ как правовая основа  налоговой системы России;
    основные недостатки налоговой системы России и направления ее реформирования.
    Главная цель работы заключается в том, что какой же все-таки должна быть налоговая система России, по каким путям она должна развиваться, чтобы стать эффективной и рациональной в соответствие с новыми потребностями социально-экономического развития страны.
    Основные  задачи исходят из цели работы: рассмотреть налоговую систему России, историю ее становления и выявить основные недостатки налоговой системы, определить перспективные направления ее дальнейшего реформирования.
     Теоретической базой данной работы выступили учебники и учебные пособия по дисциплине «Налоги и налогообложение», другие литературные источники, затрагивающие вопросы налогообложения, публикации в научных журналах по тематике работы. 

    
1. Налоговая  система России
    1.1.Сущность  налоговой системы России и  история её становления
    С древнейших времен человечество занималось грабежами соседних племен и государств. На ранних стадиях образования государственности  с побежденных народов взимались  платежи, дань и контрибуции, которые  в последующем приобрели форму  регулярных податей и налогов. Данью облагались в том числе смерды (население Московского государства) начиная с середины XVI в.
    В пользу князя собирались торговые, судные и другие пошлины, а также  штрафы: судебные – виры; дорожные, переправочные и перевозные –  мыты (торговые пошлины и сборы).
    С укреплением власти князя (государственности) дань приобрела форму подати, оброка, урока (повинности), дара, поклона, корма, побора.
    Налог как историческая категория возник из контрибуции и дани с побежденных  и угнетенных народов.
    Начиная с XI в. в Русском государстве начала складываться система налогообложения, объектом обложения в которой выступает дом, т.е. само хозяйство, а начиная с XIII в. – система посошного обложения.
    С образованием централизованного Русского государства, начиная с XV в., посошная подать (система посошного обложения) стала поступать непосредственно в казну Московского князя. Туда же поступали введенные сборы: таможенный, соляной, кабацкий и др. Параллельно, в целях решения местных хозяйственных задач, с местного населения собирались денежные и натуральные сборы: конское пятно (за клеймение лошадей), тамга (за торговлю товарами), весчее (за взвешивание), гостиное (за пользование торговым помещением), померное (за измерение) и др.
    В середине XVI в. Иван Грозный провел земельную реформу и ввел земское управление, упразднил царских наместников и заменил наместнические сборы налогом «посошный окуп», часть которого поступала в государеву казну, а часть шла на содержание земских старост, земских управ (изб), проведение местных мероприятий.
    В XVII в. в России была введена ямская и стрелецкая подати, различные сборы, регалии (почтовая, винная, соляная, монетная, звериная), займы и повинности по ремонту дорог и мостов, поставке подвод и приему на постой представителей власти. С городских жителей взимались  оброки и сборы ( с лавок, кузниц, мастерских, мельниц и т.д.).
    Во  второй половине XVII в. вместо стрелецкой подати и части сборов был введен подворный налог, которым облагался каждый крестьянский и посадский дворы. Но и он в начале первой половины XVIII в. был заменен подушной податью, которая взималась с лиц мужского пола (кроме дворян, духовенства и чиновников). Кроме того, мужские повинности в натуральной или денежной форме поступали на содержание органов волостного и сельского уровня, на содержание дорог, строительство школ, больниц, церквей и других объектов. Были введены и дополнительные налоги – рекрутский, корабельный, драгунский и другие сборы (хомутный, шапочный, с бороды). Кочевые народы платили кибиточную подать.
    В середине XIX в. мирские повинности законодательно были оформлены в земские повинности и земские сборы. Подушная подать с мещан была заменена налогом на недвижимое имущество и введен промысловый налог (сбор за оформление документов на право заниматься промыслами и торговлей). Вместо винных откупов вводился акциз на производство спиртных напитков, а вместо подушной подати с дворян и крестьян взимался поземельный налог, т.е. земля стала источником дохода для государства.
    К концу XX в. в России сложилась целостная налоговая система, включающая налоги и сборы с земли, недвижимого имущества, торговли, промыслов, денежных капиталов и частных домов.
    В период с октября 1917 г. по ноябрь 1918 г. в России была введена контрибуция  на имущие слои населения, главным образом, на купцов и спекулянтов, проводилась конфискация объектов недвижимости и имущества дворян, устанавливались различные сборы с предприятий и граждан. С ноября 1918 г. по март 1921 г. в рамках экономической политики «военного коммунизма» была введена продовольственная разверстка, согласно которой крестьяне были обязаны все излишки продовольствия сдавать государству безвозмездно или за очень низкую плату (в обмен на товары). С 1921 г. Россия перешла к нэпу, и продразверстка была заменена продовольственным налогом, был введен налог на предприятия с строения, налог на торговлю: всего было введено 86 налогов и платежей.
    Налоговая реформа 1930-1932 гг. заложила основы современной  налоговой системы: объединила около 60 налогов и сборов в основные виды платежей, которые впоследствии видоизменялись и дополнялись новыми положениями. Несмотря на все коллизии, налоговая система хотя и претерпевала существенные изменения, но осталась многоуровневой и сложной.
    Современная налоговая система России представляет собой единую совокупность однородных элементов, объединенных в единое целое и выполняющих единую задачу – изъятие налогов и сборов с субъектов налога в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды территориальных образований России.
    Налоговую систему любого государства можно рассматривать как законодательно принятую в государстве совокупность налогов и сборов, изымаемых соответствующими органами с субъектов налога (налогоплательщиков).
    К налоговой системе, как и иной другой системе, предъявляется ряд  требований, которым она должна удовлетворять.
    В настоящее время налоговая система  России, с точки зрения структуры (элементов системы), представлена:
    видами налогов и сборов (федеральные, региональные, местные);
    законодательной базой (Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, законы, подзаконные акты, инструкции, распоряжения, письма и т.д), определяющей функционирование налоговой системы;
    Налоговой службой РФ, структурно входящей в состав Министерства финансов РФ;
    Таможенной службой РФ, структурно входящей в состав Министерства экономического развития и торговли РФ;
    субъектами налога (юридическими и физическими лицам) как основными участниками и носителями налогового бремени;
    органами государственных внебюджетных фондов и их региональными и местными подразделениями и другими государственными структурами.
    Всего в налоговой системе России задействовано 180 тыс. сотрудников на 140 млн. граждан  РФ, так что в среднем на одного налогового служащего приходится 780 граждан России.
    Возглавляет налоговую систему Государственная налоговая служба РФ, которая входит в систему центральных органов государственного управления России, подчиняется Президенту и Правительству РФ и возглавляется руководителем в ранге министра.
    Главной задачей Государственной налоговой  службы РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью  внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.
    На  протяжении 1990-х гг. налоговая система строилась на основе Закона РФ от 27.12.1991 «Об основах налоговой системы в РФ». Деятельность налоговых органов подчинялась закону РФ от 21.03.1991 «О налоговых органах РФ». С конца 1990-х гг. налоговая система формируется и развивается согласно кодифицированному федеральному закону – Налоговому кодексу РФ. В соответствии со ст. 12 НК РФ в РФ установлены три вида налогов и сборов:
    федеральные налоги и сборы;
    налоги субъектов РФ (региональные налоги);
    местные налоги.
    В настоящее время налоговую систему России составляют 13 налогов и 2 сбора (госпошлина – это по своим признакам сбор), в том числе федеральных – 10, региональных – 3, местных -2. Следует также обратить внимание, что в рамках специальных налоговых режимов установлены три единых налога: единый сельскохозяйственный налог, единый налог при применении упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Одновременно с этим следует отметить, что из всего многообразия видов налогов, установленных в налоговой системе России, фактически четыре налога (налог на прибыль, НДС, акцизы и налог на доходы физических лиц) и таможенная пошлина с фискальной точки зрения являются решающими. Они на протяжении всех лет создания основ механизма рыночных отношений в России решающую роль в формировании доходов российской бюджетной системы. Вместе с тем они также являются определяющими с точки зрения налоговой нагрузки на налогоплательщиков – юридических лиц.
    Налоговая система  формируется и реформируется  путем установления и введения новых налогов, их изменения и отмены.
    Установить  налог или сбор не значит только дать ему название, необходимо определение  в НК РФ плательщиков, а также  существенных элементов налоговых  обязательств: объекта налогообложения, налоговой базы, налогового периода, налоговой ставки, порядка исчисления налога, порядка и сроков уплаты налога, а в необходимых случаях и налоговых льгот. Установить налог можно только путем прямого перечисление в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства. Если налог устанавливается путем последовательного издания нескольких нормативно-правовых актов, то такой налог считается окончательно установленным, когда определен его последний элемент. 

    1.2.Основные  цели и задачи реформирования  налоговой системы РФ
    Все проблемы, связанные с налогообложением, говорят о кризисе налоговой системы, о том, что она способствует углублению экономического кризиса и ее реформа крайне необходима. Выделяют следующие основные задачи реформирования налоговой системы России:
    постепенно выровнять тяжесть налогообложения для разных категорий налогоплательщиков, сократить необоснованные индивидуальные или отраслевые льготы, привлечь к уплате налогов предприятия, работающие с неучтенными денежными оборотами, одновременно снизить налоговую нагрузку на реальных производителей. Те, кто сейчас исправно платит налоги, должны испытать облегчение налогового пресса;
    ставится задача постепенно увеличить долю налогов, собираемых с физических лиц (подоходный налог, государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, таможенные пошлины и др.). Хотя в этом отношении Россия далеко отстает от развитых стран, у такой стратегии немало противников, которые убеждены, что при ее реализации уровень жизни в стране снизится, а рентабельность экономики так и не повысится. Перекладывая налоговое бремя на население, власти, мол, расписываются в собственной неспособности собрать налоги с производителей (понятно, что взимать их с частных лиц проще).
    Многие  убеждены, что в России налоги с физических лиц должны расти, но только вместе с ростом благосостояния, расширением круга собственников акционированных предприятий. Когда начнут платить дивиденды, на них уместно перенести часть налога с прибыли. Например, в США мелкий бизнес полностью освобожден от федеральных налогов на прибыль, вместо этого подоходный налог платят владельцы акций (у такого порядка немало преимуществ).
    возвращение угрозы гиперинфляции делает вновь актуальной проблему налогообложения прибыли предприятий, завышенной по бухгалтерской отчетности из-за инфляции. Срочно нужны поправки к налоговым законам, освобождающие предприятия и инвесторов от этого налогового бремени. Необходимы также понятные и стабильные "правила игры" в области налогов и хозяйственного права, которые нельзя менять в угоду конъюнктуре и политическим взглядам высших российских чиновников.
    упростить налоговую систему, сделать ее понятной и налогоплательщикам, и органам, ответственным за сбор налогов, объединить налоги и другие обязательные платежи одного уровня, имеющие одинаковую налоговую базу;
    утвердить исчерпывающий перечень налогов и сборов, чтобы исключить введение субъектами Федерации и муниципальными образованьями дополнительных налоговых платежей, определить верхние пределы ставок региональных и местных налогов;
    реформировать межбюджетные отношения и решить проблему наполняемости бюджетов муниципальных образований. В частности, предлагается наделить их значительными налоговыми источниками, выделить региональные и местные поступления федеральных налогов, снизить статус некоторых из них;
    придать налоговым законам больше прозрачности, расширить базу налогообложения, упразднить многие налоговые льготы и в дальнейшем не допускать их разрастания, обеспечить нейтральность налогов по отношению к инфляции, организационно-правовым формам, соотношению основных и оборотных средств, длительности производственного цикла, улучшить регламентирование деятельности и взаимодействие налоговой администрации и налогоплательщиков;
    исключить укоренившуюся практику перманентного изменения налогового законодательства (оставив разовую возможность, приуроченную к ежегодному утверждению бюджета), приняв международно-правовой договор, имеющий первенство перед любым федеральным законом и запрещающий менять налоговую систему неналоговыми методами;
    внести поправки в уголовное законодательство, повышающие ответственность граждан за уклонение от уплаты налогов;
    ввести в налоговую систему понятие рентного обложения. В богатой ресурсами России по сравнению с другими странами слишком малую долю доходов бюджета составляют рентные платежи. То же касается и налогов на недвижимость (землю, имущество). Хотя это могло бы стать основой инвестиционного бума.
    усилить налоговую пропаганду, разъяснять безнравственность и общественную опасность налоговых преступлений, по примеру развитых стран с детства внушать простую мысль: тот, кто не платит налоги, вынимает деньги из карманов других налогоплательщиков, т.е. занимается воровством.  
       Определим основные цели современной налоговой политики государств с рыночной экономикой. Они ориентированы на следующие основные требования:  
   - налоги, а также затраты на их взимание должны быть по возможности минимальными. Это условие наиболее тяжело дается законодателям и правительствам в их стремлении сбалансировать бюджеты. Но так очень легко свести налоговую систему лишь к чисто фискальным функциям, забыв о необходимости расширения налоговой базы, о функциях стимулирования производственной  и предпринимательской деятельности, поддержки свободной конкуренции;

    - налоговая система должна соответствовать  структурной экономической политике,  иметь четко очерченные экономические цели;
    - налоги должны служить более справедливому распределению доходов, не допускается двойное обложение налогоплательщиков;
    - порядок взимания налогов должен предусматривать минимальное вмешательство в частную жизнь налогоплательщика;
    - обсуждение проектов законов  о налогообложении должно носить открытый и гласный характер.
    Этими основными целями необходимо руководствоваться и России при создании новой налоговой системы. При этом, разумеется, речь идет не о механическом  копировании, а о творческом осмыслении, опирающемся на глубокое изучение истории развития и современного состояния российской экономики.  
      Таким образом, существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегоднящней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

            Но выше сказанное не говорит о том, что надо вообще игнорировать теоретическое наследие многих поколений ученых-экономистов. Уже сформированы важнейшие требования, которым должны отвечать налоговые системы вне зависимости от развитости в стране рыночных отношений, уровня зрелости ее производительных сил и производственных отношений. Эти требования всесторонне подтверждены практикой и безусловно  
должны учитываться и нами. Они, кстати, не исключают, а напротив, предполагают отличия между разными странами по  
структуре, набору налогов, способам их взимания, ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговым льготам и т.д. 
 
 
 
 

2. Методология  и стратегия реформирования системы  налогообложения в РФ
    2.1.Правовая  основа налоговой системы России
    Введенная в действие с 1 января 1992 г. налоговая  система РФ была сформирована буквально  в течение нескольких месяцев фактически путем копирования западных налоговых систем. Одновременно при ее формировании закладываемые принципы налогообложения приспосабливали к реалиям экономики переходного периода. В результате получился симбиоз западных образцов и российских особенностей. Созданная таким образом налоговая система России была нацелена в первую очередь на обеспечение фискальных интересов государства. Поэтому при ее формировании исходили из политики максимальных налогов. Это обеспечивалось за счет высоких налоговых ставок, введения значительного числа налогов, установления системы значительных штрафных санкций, ограничения прав налогоплательщиков при одновременном установлении неограниченных прав фискальных органов.
    Вместе  с тем достаточных экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, вследствие чего подобная политика привела к резко негативным последствиям. Это стало одной из главных причин разразившегося в стране в августе 1998 г. острого финансового кризиса, последствием которого стали изменившаяся налоговая политика и усиление регулирующей роли государства в развитии экономики через более активное использование рыночных механизмов, в том числе налогов. Все это потребовало кардинального изменения действовавшей налоговой система России.
    В 1998 г. была принята и с 1 января 1999 г. вступила в действие первая, или так называемая общая, часть Налогового кодекса Российской Федерации.
    Принятие  первой части Налогового кодекса  явилось поистине историческим моментом в развитии экономических реформ в России. С вступлением в действие этого законодательного документа начался этап реформирования всей системы налогообложения. Однако принятие первой части НК РФ не обеспечило всестороннее решение принципиальных вопросов конкретного применения федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Поэтому была продолжена работа над второй, специальной частью НК РФ, которая была принята в августе 2000 г. и вступила в действие с 1 января 2001 г. Указанная часть включала четыре главы, посвященные НДС, налогу на доходы физических лиц, акцизам и единому социальному налогу.  Подробнее последовательность введения в действие глав части второй НК РФ будет представлена в следующем параграфе.
    В целом формирование второй части НК РФ завершилось в начале 2006 г. После принятия остальных глав второй части НК РФ он стал единым, взаимосвязанным и комплексным документом, регламентирующим всю систему налоговых отношений в Российской Федерации.
    С 2006 г. только НК РФ стала регулировать практически все вопросы налогообложения в России.
В первую очередь следует особо подчеркнуть, что принятие НК РФ не ставило своей  целью кардинально изменить действующую  с 1 января 1992 г. в стране налоговую  систему. НК РФ представляет собой эволюционное преобразование этой системы путем устранения выявленных в ходе ее функционирования недостатков и перекосов. Это означает, что в НК РФ сохранены основные виды налогов, формирующие основу российской налоговой системы. Указанные налоги нашли широкое применение как в развитых, так и в развивающихся государствах, в различных экономических режимах, подтвердив их высокую эффективность. За годы экономических реформ к ним адаптировались российские налогоплательщики и контролирующие органы.
    Принятие  НК РФ прежде всего обеспечивает создание единой в рамках Российской Федерации налоговой системы, включая формирование единой правовой базы налогообложения.
    Впервые за все время действия налоговой  системы России установлен четкий порядок  изменения срока исполнения налогового обязательства, осуществляемые в виде отсрочек, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита. Также четко прописана система штрафных санкций за нарушение налогового законодательства, уменьшены ранее действовавшие необоснованно жесткие нормы ответственности за налоговые нарушения. При этом Кодексом установлены более четкие и конкретные формулировки составов налоговых нарушений. Принципиальное значение имеет введенная в Кодекс норма об обязательном  судебном порядке взыскания с налогоплательщиков штрафных санкций за нарушение налогового законодательства. Таким образом, штрафы за нарушение налогового законодательства должны взиматься по решению суда.
    Принципиальная  направленность НК РФ – снижение общего налогового бремени путем его более равномерного распределения на всех налогоплательщиков, продолжение курса на дальнейшее постепенное уменьшение ставок основных федеральных налогов и ослабление фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Эта мера также обеспечивает создание справедливой налоговой системы.
    Принятие  НК РФ призвано обеспечить создание понятной и простой налоговой системы. Кодекс в значительной степени унифицирует  налоговые базы и правила исчисления и порядка уплаты отдельных налогов  и, как следствие, упрощает налогообложение. Одновременно Кодексом полностью отменено огромное количество подзаконных актов. Он не предусматривает издания ни инструкций, ни ведомственных писем, ни разъяснений и других толкований налоговых и финансовых органов. Кодекс юридически однозначно регулирует весь комплекс проблем, возникающих между налогоплательщиками и налоговыми органами. Кроме того, НК РФ предусмотрено большое количество процессуальных положений, которые призваны вывести на качественно новый уровень весь процесс налогообложения, включая и взаимоотношения между налоговыми органами и налогоплательщиками.
    Таким образом, принятие НК РФ обеспечивает реальную гарантию того, что каждый из участников налоговых отношений  четко знает, кто, когда и при  каких обстоятельствах вправе или  обязаны предпринять те или иные действия и какова должна быть реакция на эти действия.
    Налоговый кодекс Российской Федерации имеет  важнейшее экономическое и политическое значение и призван регламентировать всю систему налогообложения  в России. Предусмотренные НК РФ изменения налоговой системы главным образом направлены на формирование единой правовой базы налогообложения, обеспечение стабильности налоговых отношений, развитие бюджетного федерализма. 

    2.2.Основные  этапы реформирования налоговой  системы в РФ
    Вся вторая половина XX века связана с перманентными налоговыми реформами в развитых странах, объективная необходимость которых была обусловлена вначале приданием экономической политике мощного социального контекста и, позднее, вхождением этих стран в эпоху постиндустриального развития.
    В посткоммунистической России налоговую  реформу принято отсчитывать  с 1991 г., когда был подготовлен  и последующем реализован первый ее этап. Принятые Закон РФ «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г.№2118-1 и около 20 соответствующих законов по основным видам налогов составили базу построения принципиально новой налоговой системы российского государства. Сформированная  наспех в период политических баталий и глубоких экономических построений налоговая система, безусловно, не могла быть идеальной. Отсутствие отечественного опыта и, как результат, упрощенное сканирование зарубежного опыта построения налоговых систем без учета российской специфики, низкие налоговая культура и ответственность плательщиков, слабость государственной власти предопределили невысокую эффективность функционирования этой системы на первом этапе.
    Второй  этап реформирования принято отсчитывать  с обнародования 6 марта 1997 г. Послания Президента РФ Федеральному Собранию, определившего основные ее направления.
    Фактически  же подготовительный период второго  этапа стартовал существенно  раньше – с 1995 г., когда обнаружилась практическая бесперспективность дальнейшего  развития налоговой системы в  рамках старой налоговой  политики без кодификации налогов и  налоговых правоотношений. На данный момент существовало уже как минимум шесть концепций налоговой политики, представляющих собой различающиеся подходы к наполнению налогового кодекса. Анализ этих концепций свидетельствовал о двух принципиальных подходах к дальнейшему реформированию налоговой системы: радикальному (революционному) и эволюционному. За основу была взята концепция эволюционного реформирования, предложенная специалистами Минфина.
    Следует заметить, что двухлетнее обсуждение и принятие Налогового кодекса не останавливали общего хода реформы, которая сопровождалась позитивными  и уже осмысленными изменениями. С 1996 г. начал реализовываться курс на сокращение налоговых преференций, отмену ряда избыточных налогов, ликвидацию регионального и местного налоготворчесва в части бесконтрольного установления новых налогов. В 1998 г. была принята, а с начала 1999 г. вступила в силу первая часть Налогового кодекса.
    Принятие  Кодекса призвано было обеспечить формирование понятной и простой налоговой  системы. Этот целевой ориентир во многом достигнут: была реализована идея закона «прямого действия», сформирована единая законодательная база налогообложения, систематизированы нормы и положения, регулирующие этот процесс, и приведены в логически цельную систему. Кодекс сформировал также достаточные правовые гарантии и регламентации для участников налоговых правоотношений, создал основу для реализации курса на снижение общего налогового бремени, на общую либерализацию и повышение справедливости налоговой системы. На фоне этих и других позитивных эффектов реформирование не обошлось без некоторых недостатков, хотя и не очень значимых. Так, общие положения во многом оказались «повисшими в воздухе» без решения принципиальных проблем применения конкретных налогов и сборов.
    В связи с этим форсировалась работа над второй частью НК РФ, четыре важнейшие  главы которой были приняты в  августе 2000 г. и вступили в действие с начала 2001 г.  Это были главы, посвященные федеральным налогам: НДС, НДФЛ, акцизам и ЕСН. С момента их принятия и по настоящее время принято отсчитывать третий этап реформирования налоговой системы, суть которого состоит в кодификации полного перечня налогов и сборов России.
    Третий, современный этап реформирования характеризуется ярко выраженными сопряженными процессами уменьшения числа налогов, снижения ставок по основным бюджетообразующим налогами и, как следствие, снижения общего налогового бремени. Отличается высокой динамичностью: приняты кардинальные поправки в отдельные виды налогов, активно реализуется общая концепция развития налоговой системы. В этих условиях важно своевременно фиксировать и оценивать наиболее существенные сдвиги в налогообложении, а вместе с ними и качество налоговой политики.
    Итак, в результате текущего этапа реформирования эволюционным путем преобразована  налоговая система : ликвидированы практически все низкодоходные и трудноадминистрируемые налоги, обеспечена преемственность сохранением каркаса системы из основных видов налогов, признанных общемировой практикой налогообложения (НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль, ресурсных налогов и налогов на имущество), снижена налоговая нагрузка на производителей, повышена эффективность налогового администрирования. 

    3. Недостатки и основные направления  реформирования налоговой системы  РФ на современном этапе
    3.1. Основные недостатки действующей  налоговой системы России
    Если  просто гражданина или предпринимателя  любой страны мира спросить, доволен ли он действующей в его стране налоговой системой, вряд ли он ответит утвердительно. А ответ россиянина мы просто не решаемся привести.
     По  мнению многих ученых и авторов, современная  налоговая система РФ, являясь  наиболее важным механизмом регулирования экономики, не в полной мере соответствует условиям рыночных отношений и является неэффективной и неэкономичной. Она является по своей сути не только грабительской, но и громоздкой, сложной и запутанной как по исчислению налогов, так и по документированию, составлению отчетности и компьютеризации.
     Множество льгот по видам налогов для  различных групп субъектов налога, всевозможных дополнений, поправок и  изменений, вносимых законодательными органами и ведомствами, порождает  множество актов и инструкций, что не способствует пониманию системы субъектами налога, приводит к усложнению обработки огромных потоков налоговой информации, усложняет процесс сбора и хранения информации, в том числе с применением компьютерной техники, требует увеличения штатного состава налоговых служащих и силовых структур, увеличения расходов на содержание аппарата, закупку и обслуживание аппаратуры, что делает налоговую систему неэкономичной. Большое налоговое бремя, возлагаемое на субъектов налога, является основным мотивом ухода субъектов налога от уплаты налогов и сборов.
     Концентрация  основных сумм налоговых платежей в  федеральном бюджете и внебюджетных фондах не заинтересовывает территориальные  образования регионов в их экономическом  развитии (развитии инфраструктуры регионов), не стимулирует процесс изъятия доходов у субъектов налога в пользу бюджета региона. Более того, само законодательство не способствует этому в той его части, что множество субъектов налога как производителей товаров уплачивают налоги не по месту осуществления деятельности, а по месту регистрации юридических лиц.1
     Обобщив результаты исследований, проведенных  отечественными учеными и специалистами, можно выделить следующие «узкие места» в налоговой системе нашей страны:
     1) переоценка роли налога на  прибыль, от уплаты которого  можно уклониться, зная особенности  налогообложения, условия и механизм  его исчисления и уплаты. В  частности, в зависимости от  вида и формы предприятия, политики  руководства, механизма уплаты налога в организации создаются условия, при которых прибыль как таковая отсутствует, особенно когда руководство преследует цель обанкротить предприятие или уйти от налогообложения.
     2) сохранение целевых отчислений  во внебюджетные фонды, формирование фондов, как и бюджетов, осуществляется за счет отдельных видов налогов и неналоговых поступлений, и в принципе их формирование производится из одних и тех же налоговых источников. Этого можно избежать, если в бюджете предусмотреть отдельные статьи, например, вместо пенсионного фонда в бюджете будет определенная статья, на счет которой законом предусматривается перечисление определенной суммы средств.
     3) неоправданное принижение роли  и значения налогов, взимаемых  с физических лиц. В РФ доля подоходного налога в Консолидированном бюджете РФ колеблется на уровне 9,6-10,6 и более, в Федеральном бюджете – 0,5-1 %, региональных бюджетах – от 9,2 до 9,8 %, местных бюджетах – от 19 до 19,5 % от общей суммы налоговых поступлений в соответствующий уровень бюджета. Аналогичная картина присуща системам налогообложения государств СНГ и ряда зарубежных стран. В целом эта доля значительно превышает такие виды платежей, как платежи за пользование природными ресурсами, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции и сопоставима с акцизами.
     4) принижение роли налога на  имущество физических и юридических  лиц. Из анализа собираемости  налогов в РФ следует, что  нельзя принижать роль и значение  данного вида налога в общем  бюджете государства. На его долю приходится в среднем 6,7 % в общем Консолидированном бюджете РФ, 0,1-02 % в федеральном, 9 % в региональных и до 10 % в местных бюджетах относительно общих налоговых поступлений в соответствующий уровень бюджета. Немногим эта доля отчислений в сторону увеличения или уменьшения отличается в странах СНГ и ряде зарубежных стран. Несомненно, доля поступлений данного вида налога в бюджет соответствующего государства резко отличается от вида налогоплательщика: юридического или физического лица. Например, эта доля составляет 6-9 %, уплачиваемая юридическими лицами, и 0,1-0,3 % - физическими лицами.
     5) в законодательстве недостаточно  проработаны вопросы налогообложения  природных ресурсов. В частности,  в налоговом законодательстве  РФ не проработан вопрос обложения налогом природной ренты, за счет которой предприниматели получают колоссальные прибыли. Хотя природные ресурсы и являются общим достоянием народа, но ввиду отсутствия закона о природной ренте народ не получает никакого дохода за счет эксплуатации природных богатств.
     6) необоснованно высокие размеры  санкций за налоговые правонарушения. Например, несвоевременная постановка  на учет в налогом органе  влечет за собой штрафные санкции  в размере от 5000 до 20000 рублей, непредставление  налоговой декларации в налоговый орган в течение шести месяце по истечении установленного срока влечет взыскание штрафа в размере 30 % от суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы влечет взыскание штрафа в размере от 20 до 40 % от суммы неуплаты налога и так далее.
     7) необоснованное большое количество  налогов и сборов – при этом  многие налоги по своему назначению  сходны, и их можно объединить  в группы по сходным признакам  или в конечном счете заменить одним налогом на доход и установить такой размер налоговой ставки, который не уменьшит общую сумму средств, поступающих в бюджет от налоговых сборов.
     8) взимание одновременно нескольких  видов налогов с одного объекта  налога. Например, с товара, продаваемого на рынке, взимается и НДС, и акциз. Их природа одна и та же, но налог взимается дважды, что противоречит принципу двойного налогообложения.
     9) необоснованность достаточно высоких  налоговых ставок на отдельные  виды налогов и сборов.
     10) необоснованность введения и взимания НДС со всех видов товаров, работ и услуг с достаточно большой налоговой ставкой в 18 %. Например, покупка изделий из драгоценных металлов не несет в себе абсолютно никакой добавленной стоимости.
     11) бессистемность и поспешность внесения изменений, поправок, введения или отмены новых видов налогов и сборов характеризует налоговую систему как самую нестабильную и непредсказуемую, что делает непредсказуемыми бюджеты, негативно сказывается на инвестициях в экономику и, следовательно, на развитии социально-экономического сектора и стабильности общества. Введение страхового налога на автотранспорт (ОСАГО) не дает средств в бюджет, а лишь порождает новый слой коррупционеров. Нестабильность налогового законодательства оказывает негативное воздействие на мотивацию деятельности потенциальных инвесторов, особенно иностранных. Кроме того, наблюдается нестыковка налогового и других видов законодательства, в частности Гражданского права. В связи с этим существует безусловный приоритет норм, установленных в налоговом законодательстве, над нормами, затрагивающими налоговые вопросы в иных законодательных актах Гражданского права. Отмена налога с продаж изъяла из бюджетов регионов миллиарды рублей, что отрицательно сказалось на обеспеченности граждан, но никоим образом не привело к снижению цен на рынке, как это предполагалось законодателями. Уменьшение налоговой ставки единого социального налога привело к отмене льгот, в том числе пенсионеров.
     12) налоговая система является сложной,  противоречивой, запутанной, отягченной большим числом налогов, сборов и платежей, огромным числом чиновников всех рангов и к тому же малоэффективной и неэкономичной. Налоговая система страны характеризуется серьезной асимметричностью. Она не является нейтральной по отношению к различным категориям налогоплательщиков. Основную тяжесть налогового бремени несут юридические лица, в частности крупные предприятия, вследствие меньшей возможности уклонения от налогов, существующего порядка уплаты налогов, усиленного контроля налоговых органов. Налоговая система России является одной из самых громоздких в мире, что делает ее функционирование значительно дороже. Множественность взимаемых налогов, сложная методика определения налогооблагаемой базы, наличие многочисленных льгот не только удорожает стоимость бухгалтерского труда на предприятиях, но и требует все увеличивающегося числа работников налоговых органов, дополнительных расходов по компьютеризации их деятельности. Кроме того, сложное и постоянно меняющееся налоговое законодательство определенным образом дискриминирует права налогоплательщиков, так как при применении различных санкций за нарушение налогового законодательства не принимается во внимание умышленность того или иного нарушения закона (т.е. не делается различий между ошибкой или умышленным сокрытием или занижением налогооблагаемого дохода).
     13) налоговая система РФ не имеет  национальной окраски, копирует  западные модели, хотя и имеет свои отличительные особенности.
     Особо следует остановиться на проблеме налогового администрирования, поскольку в данной области традицио
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.