На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Нормирование товарных запасов

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 11.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 
 

 

Введение………………………………………………………………..

3
1. Теоретические основы формирования товарных запасов  на торговом предприятии……………………………………………….. 5
1.1. Факторы, влияющие на величину товарных запасов……………… 12
1.2. Виды систем управления запасами………………………………….. 14
2. Нормирование  товарных запасов……………………………………. 18
2.1. Анализ и  учет товарных запасов………………………………………… 18
2.2. Методы нормирование товарных запасов………………………….. 21
  Заключение……………………………………………………………. 28
 

Список литературы……………………………………………………

32
 
 
 


ВВЕДЕНИЕ

 
     Актуальность  исследования определяется необходимостью повышения эффективности управления запасами на предприятиях торговли, а  также повышения конкурентоспособности - важнейшего условия научно-технического реформирования российской экономики.
     Для реализации этой цели необходимо создать  систему научно-методических рекомендаций, нацеленных на повышение эффективности  управления запасами на предприятиях торговли.
     К основным проблемам общего плана  в процессе развития, а также по мере изменения экономических условий, можно отнести необходимость  совершенствования экономических  структур в плане использования  внутренних ресурсов. При этом предприятия  выполняют две основные цели: повысить эффективность использования внутренних ресурсов и адаптироваться к новым  внешним динамично изменяющимся условиям. Одной из проблем достижения этих целей является задача повышения  эффективности управления запасами. Колоссальный объем средств, вложенных  в запасы, придает проблеме управления ими первостепенную важность.
     Сложившаяся на предприятиях ситуация обусловливает  необходимость формирования новых  методических основ и разработки практических рекомендаций по построению систем управления запасами, как одного из важнейших условий развития отечественных  предприятий и системообразующих  факторов повышения эффективности  производства.
     Процессы  управления запасами являются составной  частью системы управления торговым предприятием, поэтому их эффективность  характеризуется таким важным критерием, как величина затрат, образующихся при управлении запасами.
     В последнее время предприятия  в процессе анализа издержек обращают внимание на скопившиеся за годы работы излишние запасы материальных ресурсов, которые пролеживают на складах, морально и физически устаревают, теряя свою стоимость, и фактически замораживают вложенные в них  оборотные средства. Эта актуальная проблема определила необходимость  постановки задачи исследования по созданию стратегии и методик нормирования товарных запасов.
     Предмет исследования – нормирование товарных запасов торгового предприятия.
     Цель  исследования – изучить особенности нормирования товарных запасов торгового предприятия.
     Задачи  исследования:
     1. Рассмотреть сущность теории  управления запасами.
     2. Проанализировать факторы, влияющие на величину товарных запасов.
     3. Рассмотреть методы нормирования товарных запасов.
     Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Банк С.В., Бухонова С.М., Дорошенко Ю.А., Бендерская О.Б., Гаджинский А.М., Грачев А.В. и других.
 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ  ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ  НА ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ

 
     Теория управления запасами относится к числу наиболее молодых отраслей исследования операций, хотя отдельные результаты ее получены достаточно давно. Впервые подобная задача применительно к определению  резервных денежных фондов была математически  сформулирована Эджвортом Ф. в 1888 г. В начале XX века появился целый ряд  статей по определению наиболее экономичного объема поставки марки материального  ресурса на предприятие.
     Основы  современной теории управления запасами - постановка задачи, анализ влияющих на решение факторов, способ учета неопределенности в спросе - были сформулированы в  работах Эрроу К., Гарриса В., Маршака  С. и Дворецкого А. Разработка этих идей в дальнейшем была подхвачена в ряде статей, обсуждающих как отдельные  аспекты самой теории, так и  вопрос в целом.
     В качестве примеров рассматриваемых  задач в зарубежной литературе по управлению запасами можно привести следующие: определение «точки заказа», «оптимальной партии заказа» (с фиксированным заказом, с фиксированной периодичностью заказа), «системы с двумя фиксированными уровнями запасов» и т.д. В созданной теории рассматриваются, например, такие задачи как:
    управление запасами однородного продукта на изолированном складе при фиксированной задержке поставок;
    управление запасами при случайной задержке поставок;
    управление многономенклатурными запасами и т.д.
     При решении этих задач рекомендовано  оценивать экономичность (и, если удается, оптимизацию) управления запасами. Оцениваются  стоимости: хранения, поставок, штрафных санкций и т.п., осуществляется статистический анализ спроса и т.д. В разработанной теории постановка практических задач управления запасами, как правило, приводит к многономенклатурным ситуациям, к необходимости совместного рассмотрения группы складов, случайным задержкам поставок по времени. Все эти факторы существенно усложняют расчет оптимальных стратегий. Ситуация, рассматриваемая при расчете, однако, сильно упрощается при выполнении каждого из следующих условий:
    поставка товаров производится от независимых поставщиков;
    штрафы за недостачу либо суммируются по всем номенклатурным позициям, либо отсутствуют совсем;
    на выбор параметров стратегий управления запасами не наложено общих для группы номенклатурных позиций ограничений или такие ограничения несущественны;
    критерием качества организации снабжения для каждого склада служит сумма затрат на данном складе;
    отношение среднеквадратического отклонения задержки поставок к ее среднему значению мало.1
     Согласно  теории управления запасами, создание запасов почти всегда неизбежно  и хранение их связано с ограничениями, налагаемыми политикой фирмы, направленной на получение прибыли. Запасы создаются  для удовлетворения спроса. Из всех возможных путей решения этой проблемы наиболее приемлемым является создание запасов. Аналогично политика управления запасами также должна быть наилучшей альтернативой из всех возможных линий поведения. Наличие  альтернативных линий поведения  означает, что администрация предприятия  обязана принимать решения. Следовательно, задачи управления запасами являются задачами принятия решений. Находится набор правил принятия решении, удовлетворяющих функции цели (такой, как, например, минимизация издержек), подверженной определенным ограничениям налагаемым политикой фирмы, наличием помещений, капитала, рабочей силы и т.д. В качестве критериев оптимизации обычно выбираются также следующие: минимальная величина совокупных издержек, минимальная величина запаса, максимальная вероятность бездефицитной работы, максимальная рентабельность, максимальная оборачиваемость оборотных средств.
     Почти для всех методов решения этих задач требуется построение модели процесса (математической, статистической, имитационной). Обычно такие модели основаны на системе соотношений, связывающих  интересующие нас переменные величины. Эти соотношения позволяют обнаружить и выразить противоречия в пределах операции и организации, а также  дают возможность заменять один показатель другим.
     Использование моделей для анализа и решения  научных проблем - вопрос не новый. Моделирование является общим методом во многих науках. Модель Уилсона не является единственной или наилучшей моделью из числа имеющихся в настоящее время, в то же время она помогает понять поведение запасов и во многих практических случаях позволяет эффективно регулировать и контролировать уровни запасов.
     Модель  может принимать любую форму. Имитационные модели часто являются почти точным аналогом процесса управления запасами. Модели массового обслуживания являются статистическими и предполагают определенные допущения относительно распределения спроса и распределения  моментов пополнения запасов и относительно их взаимодействия. В некоторых моделях  соотношения между показателями кажутся слишком упрощенными, и, тем не менее, эти модели дают полезные и важные результаты.
     Для того чтобы модель оказалась полезной, она должна удовлетворять требованиям: обеспечивать возможность применения математического аппарата (непосредственно, путем соответствующих упрощающих аппроксимаций или с помощью  моделирования на вычислительной машине) и должна приводить к решениям или разумным выводам. Кроме того, модели, которые необходимо существенно  изменять при небольших колебаниях характера процесса, имеют до некоторой  степени ограниченную ценность.
     Еще более важно, чтобы в модели рассматривался и численно оценивался процесс принятия решений, приемлемый в реальных условиях. Модель, в которой обычные решения  могут приниматься лишь после  математических вычислений, совершенно не подходит для большинства торговых и промышленных предприятий. С другой стороны, неприемлема и модель, упрощенная до такой степени, что она становится слабо связанной с реальной действительностью.2
     Таким образом, полезные и эффективные  модели заключены между этими  двумя предельными случаями. Наличие  быстродействующих вычислительных машин позволяет применять все  более сложные модели, а прогресс в понимании поведения запасов  сможет расширить круг полезных моделей  в сторону нижнего предела.
     Классификация запасов по времени представлена на рис.1. 

 Объем заказа                        Максимальный желательный запас 

                                                                    Пороговый уровень 

                                                                                                     Текущий запас                                                                                                                    Гарантийный запас
Время
 
     Рис.1. Виды запасов по времени  учета 

     Максимальный  желательный запас определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами. Этот уровень может превышаться. В различных системах управления максимальный желательный запас используется как ориентир при расчете объема заказа.
     Пороговый уровень запаса используется для определения момента времени выдачи очередного заказа.
     Текущий запас соответствует уровню запаса в любой момент учета. Он может совпасть с максимальным желательным уровнем, пороговым уровнем или гарантийным запасом.
     Гарантийный (или страховой) запас предназначен для непрерывного снабжения потребителей в случае непредвиденных обстоятельств.
     При анализе управления запасами должны рассматриваться некоторые стоимостные показатели. Иногда в качестве такого показателя используют коэффициент оборачиваемости. В то же время, анализ издержек, уровень которых зависит от принимаемых решений по управлению запасами, показывает, что коэффициент оборачиваемости не является достаточной и полной оценкой эффективности товарно-материальных запасов. Имеется несколько касающихся материальных запасов видов издержек, которые не учитывает коэффициент оборачиваемости. Они включают издержки, связанные с заказом товаров, издержки по поддержанию и хранению требуемого уровня запасов, издержки дефицита.
     Издержки  заказа связаны с размещением заказов и прямо зависят от частоты, с которой они размещаются. Эти издержки включают расходы на ведение учетной документации, на подготовительно - заключительные операции, транспортные расходы по перемещению товаров между предприятиями и складами. Наиболее удобным, хотя и не наиболее точным методом определения расходов по подготовке, оформлению и подаче каждого заказа, является деление общих годовых расходов отдела закупок (заработная плата работников отдела, материальные и накладные расходы) на число подаваемых за год заказов. В литературе предлагается и другой способ определения издержек заказа, а именно - точный хронометраж и выборочное обследование в целях определения средних затрат времени на подготовку и подачу заказов.
     Во-вторых, существуют издержки хранения, которые включают стоимость капитала, омертвленного в запасах, затраты на содержание товара на складе и другие издержки, связанные с физическим присутствием товаров. Вкладывая деньги в запасы, фирма, таким образом, отказывается от использования этих средств для других целей (например, для приобретения нового оборудования, разработки новых продуктов, размещения средств в краткосрочных ценных бумагах и т.д.).
     Следовательно, стоимость капитала, должна учитываться  при инвестировании в запасы. Расчетная  стоимость может быть вычислена, исходя из стоимости получения банковской ссуды, чтобы инвестировать в запасы, процент по краткосрочным ценным бумагам, на который предприятие может рассчитывать при отказе от инвестирования в запасы, либо уровня прибыльности проекта капиталовложений, который нельзя осуществить при инвестировании в запасы, либо нормы рентабельности инвестиций в запасы. После определения стоимости капитала, необходимо добавить некоторые другие расходы, зависящие от размера запасов. Они обычно включают расходы по налогу на имущество и страхованию запасов, расходы из-за недостач или из-за ограничения срока хранения, операционные расходы, связанные с хранением запасов (например, за аренду занимаемых помещений, за пользование отоплением, светом и т.д.).
     Третий  и последний вид издержек составляют издержки дефицита, возникающие, когда спрос на продукт превышает наличие его на складе. Существуют трудности с расчетом данного вида издержек. Они возникают тогда, когда покупатель намерен ждать следующей поставки требуемого товара, но не отражаются в документах. Хотя издержки дефицита трудно измерить, они оказывают сильное влияние на эффективность использования товарно-материальных запасов. Часто эти издержки приравнивают к недополученной прибыли, если покупатель принимает решение о покупке товара у конкурирующей фирмы. Более того, эти издержки могут быть еще более существенны в случаях, когда теряется значительная часть доброго имени фирмы. Одним из часто используемых показателей для контроля за издержками дефицита является уровень обслуживания. Он может быть рассчитан различными способами, например, как процент единиц товара (или заказов покупателей), отгруженных непосредственно со склада в общей сумме спроса на товар за период.3
     Традиционный  критерий оптимизации в задачах  управления запасами - минимизация  рассмотренных выше издержек.
     Реализация  задачи возможна при использовании  экономико-математических расчетов и  знаний в области теории управления запасами. Таким образом, задача выбора необходимых запасов материальных ресурсов имеет альтернативный характер и должна решаться оптимизационными методами.

1.1. Факторы, влияющие на величину товарных запасов

     Величина  товарных запасов и оборачиваемость  зависят от многих факторов. Одни из этих факторов ускоряют товарооборачиваемость  и тем самым объективно уменьшают  необходимую величину запасов, другие, наоборот, замедляют скорость товарного  обращения и тем самым увеличивают  размер запасов. Зная это, можно выявить  резервы ускорения оборачиваемости  запасов предприятия; улучшить снабжение  населения товарами потребления; снизить  затраты на образование и содержание товарных запасов.
     Условно все факторы можно разделить  на внешние, которые не зависят от деятельности работы предприятия, и внутренние, которые оказывают существенное влияние на товарные запасы в зависимости от работы предприятия.
     К основным факторам, влияющих на оборачиваемость  и величину товарных запасов, относятся  следующие.
    Соотношение между спросом и предложением товаров. В условиях, когда спрос населения превышает предложение товаров, резко ускоряется их оборачиваемость. А по мере насыщения рынка и увеличения предложения товаров наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров. Одно из условий, способствующих нормализации товарных запасов, - изучение покупательского спроса, воздействие на поставщиков с целью расширения ассортимента и улучшение качества товаров.
    Объём розничного товарооборота. Для торговых предприятий с большим объёмом товарооборота характерны, при прочих равных условиях, наличие большого размера товарных запасов и ускоренная товарооборачиваемость. Чем больше объём товарооборота, тем больше и однодневный товарооборот, а, следовательно, и размер товарных запасов. Ускоренная оборачиваемость объясняется тем, что в таких магазинах товар завозят чаще, причём нередко минуя посредников.
    Сложность ассортимента товаров. Величину товарных запасов определяют также широта и обновляемость ассортимента товаров. Чем больше ассортимент, тем больше товарных запасов. Время обращения товаров сложного ассортимента, как правило, превышает время обращения товаров простого ассортимента. По товарам сложного ассортимента создаются товарные запасы по различным признакам. Так, в магазине, реализующем товары сложного ассортимента, например, швейные изделия, постоянно должен быть широкий выбор одежды по размерам, ростам, фасонам, расцветкам ткани и т.д., их необходимо подсортировать и готовить к продаже. А эти операции требуют определённого времени и создания дополнительных запасов.
    Потребительские и физико-химические свойства товаров. Они ограничивают или удлиняют время оборота. По товарам, стойким в хранении, создают большие товарные запасы сложного ассортимента, длительного пользования, а также не скоропортящиеся продовольственные товары. На отдельные товары в силу их физико-химических свойств устанавливают не сроки хранения, а сроки реализации, ограниченные несколькими часами. По таким товарам большие товарные запасы создавать нельзя.
    Организация и частота завоза товаров. Чем чаще завозятся товары в магазины, тем с меньшими товарными запасами можно выполнить план товарооборота. В свою очередь частота завоза зависит от местонахождения торговых предприятий, условий транспортировки, размещения производственных предприятий. Например, время завоза товаров на Крайний Север, в высокогорные и отдалённые районы может быть ограничено из-за природных условий и трудностей транспортировки. Естественно, в этих районах время обращения товаров намного продолжительнее, чем в других. Чем ближе расположены промышленные предприятия или оптовые базы к районам потребления, тем меньше времени затрачивается на их доставку. Высокая частота завоза характерна для скоропортящихся товаров.
    Состояние материально-технической базы и основных фондов торгового предприятия. Наличие развитой сети, оснащённой современным оборудованием для хранения товаров, в торговом предприятии позволяет создавать их широкий ассортимент, обеспечивая сохранность и качество.4
     На  оборачиваемость товаров оказывает  влияние и ряд других факторов: насыщенность товарных рынков, звенность  товародвижения, объёмы импорта, распределение  запасов товаров между оптовыми и розничными звеньями торговли, уровень  цен на конкретные товары и товарные группы, организация рекламы и  продажи товаров, организация труда, квалификация кадров и уровень руководства  торгово-технологическим процессом  и т.д.

     1.2. Виды систем управления запасами

     Оперативные решения, касающиеся момента размещения и размера заказа, реализуются  с помощью выбранной контрольной  системы. Существует много разных типов контрольных систем. Они реализуются в привязке к блоку прогнозирования спроса. В табл.1 приведены четыре основных типа контрольных систем: заказ фиксированного и переменного количества в сочетании с фиксированным или переменным периодом между заказами. 

     Таблица  1
     Основные  виды систем управления запасами 

  Размер  заказа
Точка заказа Фиксированный (Q) Переменный (S)
Переменная (R) Q,R S,R
Фиксированная (T) Q,T S,T
 
     Q - заказ фиксированного количества Q
     S - заказ до уровня запаса S
     R - заказ в момент уровня запаса R
     T - размещать заказ в каждый T период  времени.
     При переменном спросе и времени доставки можно использовать либо систему Q,R, либо S,T.
     Например, при наиболее распространенной системе (Q,R) заказывается фиксированное количество (Q) в момент достижения запасом точки  возобновления заказа (R). При использовании  правила S,T заказ размещается через  каждый T интервал времени в размере  разницы между требуемым установленным  уровнем (S) и текущим количеством  к моменту поступления заказа. Эффективное использование любой системы требует правильного определения параметров (Q,R,S,T).
     Используя параметр оптимального размера заказа (EOQ), в системе фиксированного заказа Q,R заказы размещаются при падении  уровня запаса до точки возобновления  заказа R. Точка возобновления рассчитывается как средний спрос в течение  среднего времени доставки плюс страховой  запас.
     Двухбункерная система является примером использования системы Q,R. При использовании этой системы при опустошении первого бункера на складе размещается заказ, который должен поступить к моменту полного расходования второго бункера.
     Система фиксированного времени заказа (S,T).
     Размер  заказа периодически достигает максимальной величины, равной среднему спросу за период возобновления заказа плюс размер страхового запаса. В процессе оперативного управления для получения размера заказа текущий запас вычитают из требуемого максимального количества в запасе (частота размещения заказа находится  из уравнения EOQ). Страховой запас  должен поглощать неожиданные увеличения спроса и риск дефицита. В системе  фиксированного времени заказа время  риска дефицита состоит из времени  всего цикла возобновления заказа (при системе Q,R - только времени поставки).
     Системы управления запасами позволяют снизить  инвестируемый капитал, контролировать транспортные расходы и уровень  обслуживания покупателей, обеспечивают лучший контроль за запасами. Даже на малых  предприятиях наличие персональных компьютеров дает возможность применения рекомендуемых систем управления.
     При компьютерной системе поддерживается точный учет каждого наименования, применяется либо система Q, либо T, прогнозируется спрос и генерируются отчеты об эффективности  управления запасами.
 

2. НОРМИРОВАНИЕ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ

 
2.1. Анализ и учет  товарных запасов
     Рациональная  организация процессов товародвижения и товароснабжения предусматривает  создание запасов товаров в основных каналах движения товаров. Поддержание  ассортимента товаров в магазинах  связано с организацией ритмичного их снабжения со складов оптовых  баз или розничных предприятий. Важным является определение заявок на поставку товаров, которые должны находиться в продаже для постоянного  удовлетворения спроса покупателей. Необходимость  рационального управления товарными  запасами и нормирования в торговле связана с изменениями спроса и производства ряда товаров, нарушением сроков и размеров партий поставляемых товаров в розничную сеть, что определяет необходимость проведения анализа и планирования товарных запасов на торговом предприятии.
     На  предприятиях торговли проводят анализ и учёт товарных ресурсов. Основными  задачами анализа товарных запасов  являются: выявление соответствия их нормативам; установление динамики и  оценка изменений, происшедших в  объёме и структуре товарных запасов, в скорости оборачиваемости отдельных  групп товаров; выявление и расчёт факторов, повлиявших на изменение  товарных запасов.
     При изучении товарных запасов на торговом предприятии традиционно применяют  следующие методы анализа и учёта:
     1. Инвентаризация, то есть сплошная  или выборочная проверка, как  в целом по предприятию, так  и по отдельным показателям,  местам хранения, по отдельным  товарным группам и товарам.  Данные подсчёты оцениваются  в действующих ценах и сводятся  в общую сумму. Инвентаризация  представляет собой большой трудоёмкий  процесс, связанный с закрытием предприятия на время его проведения, что влияет на объём товарооборота и снижает доходы.
     2. Оперативный учёт, или снятие  остатков, то есть сверка фактического  наличия товаров с данными  товарного отчёта. Этот метод  не обеспечивает точности, так  как основан на пересчёте не  товаров, а товарных мест (мешков, коробок, рулонов и т. п.). Количество товаров определяется путём пересчёта с учётом соответствующих норм по действующим ценам.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.