На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Присоединение России к ВТО

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 11.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агенство по образованию 

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский  государственный
инженерно-экономический  университет» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по экономической теории
на тему:
«Присоединение России к ВТО» 
 
 

Выполнила: студентка группы №861
1 курса  факультета РЭУ
Виноградова Юлия 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург
2007
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………………………..3 

    Общие аспекты  ВТО……………………………...................................................5
      История создания и современная структура ВТО……………………….....5
      Основные соглашения и принципы ВТО…………………………………....7
      Преимущества торговой системы ВТО……………………………………...9
 
     ВТО  и Россия …………………………………………………………………….12
      Развитие отношений России с ВТО ………………………………………...12
      Положительные и отрицательные аспекты вступления России в ВТО…………………………………………………………………………….15
        Проблемы вступления России в ВТО………………………………………20
 
Заключение……………………………………………………………………………23 

Список литературы…………………………………………………………………...25 

Приложения…………………………………………………………………………...27  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


         Введение.
  Для написания курсовой работы я выбрала тему “Присоединение России к ВТО”, потому что она привлекла меня своей актуальностью. Действительно, очень часто можно услышать о проблемах, связанных с присоединением к данной организации.
   Мне кажется, что экономика нашей страны при всем своем масштабном потенциале не может эффективно развиваться без активного взаимодействия с мировым рынком товаров и услуг, ведь на современном этапе развития мировой цивилизации включение страны в мировую экономику является необходимым условием роста ее национального благосостояния.  В свою очередь, правила игры на мировом рынке в условиях глобализации устанавливаются странами коллективно, при решающей роли в этом Всемирной торговой организации (ВТО), которая включает в себя около 150 государств и на долю которой выходит свыше 95% оборота мировой торговли.
      В скором времени Россия должна присоединиться к ВТО. Только таким и может быть  конечный выбор российского бизнеса в целом. Однако нормы и правила ВТО создают для него принципиально новую организационно-правовую среду функционирования, что вызывает неоднозначную реакцию в нашей стране. Именно поэтому и требуется развернутая и основательная, без ущерба для экономической безопасности страны и с учетом мнений и интересов российского бизнеса, подготовка России к членству в ВТО.
        Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать проблему присоединения России к ВТО и показать, как отразится это присоединение на экономике нашей страны. Для достижения поставленной в данной курсовой цели мною решались следующие задачи:
      - раскрыть общие аспекты ВТО;
      - показать, как развивались отношения РФ с ВТО;
      - привести положительные и отрицательные стороны присоединения России к ВТО.
      Для исследования поставленной в данной курсовой работе темы мною были использованы следующие методы: конкретно-исторический, сравнительный, аналитический, изучение монографических  публикаций и статей, обобщения. Курсовое исследование написано при использовании литературы по экономической теории,  материалам периодической печати, а также ресурсов Интернета. Библиографический список представлен в конце курсовой работы. 
 

 

Глава 1. Общие аспекты ВТО.
      История создания и современная структура ВТО.
 
 
     Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1995 году. Она является продолжателем  Генерального соглашения о тарифах  и торговле (ГАТТ), заключенного сразу  после Второй мировой войны. Эта  система, призванная регулировать мировую торговлю через механизм сдерживания односторонних действий, просуществовала почти 50 лет и доказала свою действенность в качестве правовой основы  многостороннего товарообмена.  Годы после Второй мировой войны были отмечены исключительным ростом мировой торговли. Рост экспорта товаров составлял в среднем 6% в год. Система развивалась в процессе проведении и рамках ГАТТ серий торговых переговоров (раундов). На первых раундах в основном обсуждались вопросы сокращения  тарифов, но позднее переговоры охватили другие области,  такие как антидемпинг и нетарифные меры.  Последний раунд (1986 -1994 гг.), так называемый «Уругвайский раунд», привел к созданию ВTO, которая значительно расширила сферу действия ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Таким образом, механизм ГАТТ был усовершенствован и адаптирован к современному этапу развития  торговли. Кроме того, система ГАТТ, фактически будучи международной  организацией, формально таковой не являлась; ВТО же получила юридический статус специализированного учреждения системы ООН. [ 2 ;стр.274]
     ВТО - организация, деятельность которой направлена на регулирование внешнеторговых аспектов мирового хозяйства. ВТО обеспечивает организационно-правовую основу системы международной торговли и контроля за ее реализацией. Она представляет собой крупнейший международный форум, на котором мировым сообществом вырабатываются новые правила игры, находятся решения сложных проблем. По существу, ВТО регулирует не только внешнеторговые связи между странами, но и оказывает серьезное влияние на их хозяйственную жизнь и внутренние механизмы развития. Сфера ее деятельности постоянно расширяется, растет и число членов ВТО (в 1947 г. - 23 страны, в 2005г. - 150). В настоящее время ВТО регулирует примерно 97% мировой торговли.[12 ; стр. 5]
     ВТО – это  не только организация, но одновременно и комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное  соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).[ 2 ;стр.274]
     Главные задачи ВТО заключаются в либерализации международной торговли, обеспечении ее справедливости и предсказуемости, способствовании экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых на сегодняшний день насчитывается более 140, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговли в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств.
      Решения принимаются всеми государствами-участниками  обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения  большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место.
      Решения на высшем уровне в ВТО принимает  Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. Первая конференция состоялась в Сингапуре в декабре 1996 года. Шестая Министерская конференция ВТО прошла в Гонконге (Китай) 13-18 декабря 2005 года. Министры 149 стран-членов одобрили декларацию, которую многие считают значительным прогрессом. В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам. Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами. Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам. Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами. Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения. [ 8 ] Схема организационной структуры ВТО представлена в Приложении 1. 

      1.2 Основные соглашения и принципы ВТО.
      Страны-члены  ВТО взаимодействуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного  отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие  же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены сравнительно большая гибкость и свобода действий. Основные правила и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики.[ 4 ;стр. 280]
     Соглашения  ВТО являются основой современной  системы многостороннего регулирования  международной торговли, которая была создана в результате переговоров Уругвайского раунда. Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО) составляет основу этой системы и соответствующей системы норм, правил, обязательств и процедур. Весь пакет Уругвайского раунда включает Соглашение об учреждении ВТО с  приложениями: заявления и решения на уровне министров и договоренности об обязательствах в области финансовых услуг, всего более 50 документов. При присоединении к ВТО страна-кандидат принимает на себя определенные обязательства. Можно выделить два главных направления этих обязательств. Во-первых, это обязательства, связанные с необходимостью приведения национального законодательства и практики его применения в соответствие с нормами и правилами ВТО. Во-вторых, это согласование в ходе переговоров индивидуальных обязательств - условий либерализации доступа на рынок товаров и услуг. Именно с этими направлениями принятия обязательств могут быть связаны и основные экономические последствия присоединения страны к ВТО.
     Ключевые  принципы ВТО были впервые сформулированы в ГАТТ в 1947 году. Впоследствии в  результате переговоров Уругвайского раунда (1986-1994) основные принципы были расширены и получили развитие и  уточнение в других соглашениях. Так, были созданы новые правила по торговле услугами, по важным аспектам интеллектуальной собственности, по разрешению споров и обзорам торговой политики.[ 8 ]
     С 1947 г. обсуждение глобальных проблем  либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. К настоящему времени проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и продолжается девятый.
     Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий  конкуренции.
     Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО  являются:
     - взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле. Это означает отказ от дискриминации любого члена ВТО на таможенной границе (т. е. одинаковые условия для всех импортируемых товаров: размер тарифа, освобождение от  пошлины и др.)
     - взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения. Это означает отказ от дискриминации на внутреннем (национальном) рынке, т. е. одинаковые условия для деятельности как национальных компаний, так и иностранных.
     - регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
     - отказ от использования количественных и иных ограничений;
     - транспарентность торговой политики;
     - разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.
[ 5 ;стр.415] 

      Преимущества  торговой системы  ВТО.
 
      Преимущества  системы ВТО доказывает не только тот факт, что практически все  крупные торговые нации сейчас являются ее членами. Помимо чисто экономических выгод, которые достигаются путем снижения барьеров для свободного товарообмена, эта система положительно влияет на политическую и социальную ситуацию в странах-членах, а также на индивидуальное благосостояние граждан. Преимущества торговой системы ВТО проявляются на всех уровнях – отдельного гражданина, страны и мирового сообщества в целом.[2;стр.282]
      При работе в режиме ВТО выигрывают как  страны со слабой экономикой, так и развитые страны: для первых присоединение к данной организации позволяет автоматически увеличить возможность сбыта производимой ими продукции, для вторых же появляется возможность импортировать дешевые товары из слабо развитых стран.[ 1 ;стр.132 ]
      Членами ВТО в настоящее время  являются уже 149 стран мира, и в ближайшие  годы их число будет расти. Два фундаментальных принципа ВТО – это недискриминация и обеспечение доступа на рынок. Принцип недискриминации реализуется через применение режима наиболее благоприятствуемой нации (РНБ), при котором страна обеспечивает одинаковые условия торговли для всех участников ВТО. Такой принцип позволяет каждой стране-участнице получать гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспорту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены сравнительно большая гибкость и свобода действий.[ 7 ]
      Доступ  на рынок обеспечивается, помимо применения РНБ и национального режима, также  путем отмены количественных ограничений  импорта в пользу таможенных тарифов, которые являются более эффективным средством регулирования товарооборота, а также гласностью и прозрачностью в вопросах торговых режимов стран-участниц.
      Задача  взаимодействия заключается в усилении прозрачности, в разъяснении торговой политики тех или иных стран, и в оценке последствий ее проведения. Политика всех стран-членов ВТО подвергается регулярному “рассмотрению”; в каждом обзоре содержатся отчеты соответствующей страны и Секретариата ВТО. С 1995 года был произведен обзор политики 45 стран – членов организации.
      Большим достижением ВТО является Соглашение о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров, предусматривает  создание системы, в которой страны могли бы урегулировать свои разногласия  в ходе консультаций. О доверии к данной системе свидетельствует количество споров, которые выносились в ВТО: 167 дел к марту 1999 г. в сравнении с 300 делами, которые были рассмотрены в течение всего периода существования ГАТТ (1947-94 гг.)[ 8 ]
      Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:
      - получение более благоприятных  условий доступа на мировые  рынки товаров и услуг на  основе предсказуемости и стабильности  развития торговых отношений  со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;
      - устранение дискриминации в торговле  путем доступа к механизму  ВТО по разрешению споров, обеспечивающему  защиту национальных интересов  в случае, если они ущемляются  партнерами;
      - возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.
        Их получение и является в  прагматическом смысле целью  присоединения к ВТО.[ 8 ]
        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. ВТО и Россия.
2.1 Развитие отношений  России с ВТО. 

     Взаимоотношения России и ГАТТ, а впоследствии его  преемника ВТО достаточно запутаны и во многом политизированы. СССР стоял  у истоков образования ГАТТ, но отказался принять участие в его деятельности по политическим причинам. Впоследствии Запад заблокировал предпринимаемые СССР шаги по сближению с системой многостороннего  регулирования мировой торговли. Однако, в мае 1990 г. СССР все-таки был предоставлен статус наблюдателя, который в 1992 г. унаследовала Россия. 18 мая 1992 г. было принято постановление Правительства РФ “О развитии отношений Российской Федерации и Генерального соглашения по тарифам и торговле“.[ 12; стр. 13 ]
     Процедура вступления в ВТО занимает в среднем 5-7 лет. Россия этим занимается  уже 13-й год. Она обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) в 1993 году. В соответствии с процедурами была создана Рабочая группа (РГ), в которую вошли представители заинтересованных участников ГАТТ. Мандат Рабочей группы (преобразованной после учреждения ВТО в РГ по присоединению Российской Федерации к ВТО) состоит в изучении торгового режима и выработке условий участия России в ВТО. Круг ведения российской Рабочей группы является стандартным для всех присоединяющихся стран и сформулирован следующим образом:
     "Изучить  заявку Правительства Российской  Федерации о присоединении к  Всемирной торговой организации  на основании Статьи XII и представить  Генеральному Совету рекомендации, которые могут включать проект Протокола о присоединении".[ 9 ]
     Собственно  переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. В начале его основное содержание составляло детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима России на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После представления в 1998 г. первоначальных предложений по тарифным уступкам в области товаров и предложений по уровню поддержки сельского хозяйства, а в 1999 г. - первой редакции перечня специфических обязательств по услугам и списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ) начались переговоры на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами РГ об условиях членства России в этой влиятельной международной экономической организации. [ 8 ]
     В настоящее время в состав Рабочей  группы по присоединению России к  ВТО входит 67 стран-членов (ЕС как  один), при этом в переговоры по доступу  на рынок товаров вовлечено 53 страны, по доступу на рынок услуг - 29. Вообще, переговоры ведутся по четырем аспектам: по доступу на рынок товаров, по доступу на рынок услуг, условиям присоединения к Соглашению ВТО по сельскому хозяйству и по так называемым системным вопросам присоединения, т.е. проблемам соответствия российского законодательства нормам и правилам ВТО. Переговоры проходят в Секретариате ВТО в Женеве. Проект, подготовленный Секретариатом ВТО, аккумулирует результаты продолжающихся с 1995 г. переговоров по изучению торгового режима России и совместимости его с нормами ВТО. По процедурам присоединения создаются специальные рабочие группы, где рассматриваются заявления соискателей. По утвержденным в ВТО процедурам, Россия обязана провести необходимые переговоры-консультации с каждым заинтересованным членом рабочей группы (в эту рабочую группу входят все основные партнеры Российской Федерации, т.е. шестьдесят семь стран).[2;стр.340]
     В марте 2004 г. в Минэкономразвития  России в рамках совещания Министра экономического развития и торговли Г.О.Грефа с руководителями внешнеэкономических служб субъектов Федерации состоялся «круглый стол», на котором   обсуждались  в том числе и региональные аспекты присоединения России к ВТО. В 2002-2005 годах проведено свыше 140 региональных конференций "Россия, ВТО и интересы российского бизнеса" во всех федеральных округах и более чем в 45 субъектах Федерации, организованные Минэкономразвития России при участии комитетов Государственной Думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. Созданная летом 2003 года Рабочая группа президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу присоединения России к ВТО завершает подготовку доклада с участием представителей регионов для его рассмотрения на заседании Государственного совета Российской Федерации. В 2004 года Министерство провело обучение государственных служащих в 18 регионах по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО.[ 5 ; стр.326]
     В результате интенсификации переговорного  процесса в 2003-2005 годах российская делегация  вышла на завершающую стадию присоединения, в ходе которой предстоит решать наиболее сложные и проблемные вопросы. Обсуждение условий присоединения с основными торговыми партнерами проходит практически в непрерывном режиме.
     Какие же цели преследует Россия, стремясь присоединиться к ВТО? К таковым можно отнести следующие:
      получение лучших по сравнению с существующими и недискриминационных условий доступа российской продукции на рынки стран-членов ВТО;
      доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
      создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
      расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
      создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
      участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
      улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли. [2 ; стр.341]
     Задача  ведущихся переговоров о присоединении  – добиться наилучших условий  присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения  преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. По мнению министра экономического развития и торговли Германа Грефа, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.[ 7 ] 

2.2 Положительные и отрицательные аспекты вступления России в ВТО. 

       Однозначно сказать о пользе  или вреде вступления России  в ВТО достаточно сложно. Мнение  политиков и  других специалистов  расходятся: равное число выступают  «ЗА» участие и столько же «ПРОТИВ». Начну с того, что пошло ли на пользу или во вред наше участие во Всемирной Торговой Организации мы сможем судить только когда почувствуем это на себе, то есть когда станем полноценными членами организации (если вообще станем). Пока же можно только строить предположения.
     Всероссийский опрос городского и сельского  населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон 15 ноября 2005 года (в котором принимали участие1500 респондентов) показал, что по мнению большинства россиян, нашей стране следует вступать во Всемирную торговую организацию (ВТО) - 54%. Полагают, что этого делать не следует, 15% опрошенных.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.