На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Формы собственности предприятия

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 11.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 38. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Регистрируются  в ГК:  
-Государственные, гуманитарные и казенные предприятия. 
-ЧП(ИП) 
-ОАО, ЗАО 
-Полные хоз. товарищества 
-Смешанные товарищества 
-ООО 
 
Государственные предприятия учреждаются органами управления гос-ва, входящими в ее субьекты, уполномоченным управлять гос. имуществом. Имущество образовывается за счет бюджета, доходов или других законных источников. 
Гос. предприятия находятся в собственности РФ и ее субьектов, а управляют ими уполномоченные органы,  
Казенные предприятия работают на праве кооперативной самостоятельности. Коммерческие функции для предприятия несущественны. 
Гуманитарные предприятия участвуют в конференциях на ряду с частными компаниями, осн. цель -получение прибыли. Платят налоги, гос-во не предостовляет субсидий или гарантий. 
 
ЧП(ИП) частное (индивидуальное) предприятие-предприятие, принадлежащее гражданину на праве общей или долевой собственности, если иное не придусмотрено договором между ними. Типы: Частные трудовые предприятия (без привлечения наемного труда) и частные предприятия, где применяется наемный труд. Частные предприятия имеют равные права со всеми остальными формами собственности и могут заниматься любым видом деятельности, не запрещ. законом. Приемущества: полная самостоятельность, простота организации, максимум побудительных мотивов, конфеденциальность деятельности, низкие издержки по организации производства, решения и задумки быстро воплощаются. 
Недостатки: трудность привлечения больших капиталов, недостаток специализации менеджмента. 
 
ОАО, ЗАО (Открытое закрытое акционерное общество)-организация, созданная на основе добровольного соглашения юрид. и физического лица, объединивших свои средства путем выпуска акции и имеющие целью удоволетворение потребностей и получение прибыли. ОАО-коммерч организация, капитал которой разделен на определенное количество долей, каждая из которых выражена ценной бумагой. (акцией). Акции ОАО могут переходить от одного лица к другому без согласования с другими акционерами, а акции ЗАО только после голосования. Виды акций: Обыкновенные (владельцы имеют право голоса, право получение дивидендов, при ликвидации право на часть имущества соотв с их долей.) Привилегированные(нет права голоса, но дивиденты получают первыми, не более 25 проц. акций.) Собрание акционеров-главный орган ЗАО, ОАО. Совет директоров=наблюдательный совет. 
 
Полное товарищество, смешанное товарищество, ООО- объединение нескольких граждан или юрид. лиц на основе договора. Смеш. товарищество-товарищество на вере. ООО: уставной капитал за счет вкладов, все участники отвечают только в пределах вкладов, имущ. принадлежность на правах собственности. особенность: может быть учреждено одним лицом. 
 
Право собственности-сист. главных норм, регистрирование отношений по владениям, пользованию и распоряжению принадлежащей ему вещью по усмотрению собственника и в его интересах. Виды: частная, госуд, муниципальная и иные. Права могут находиться у частного лица, субъектов РФ и у муницип. образований. Права всех собственников защищаются в равной степени. Владение, пользование, распоряжение.
 

Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы 

Паспорт Стратегии 
Наименование  Программы  Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы
Основание для разработки Разработана в  соответствии с поручениями Президента Республики Казахстан, данными в  Послании народу Казахстана «О положении  в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2002 год» и на десятом Форуме предпринимателей Казахстана
Разработчики  Министерство  экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан совместно  с министерствами индустрии и  торговли, образования и науки, транспорта и коммуникаций, труда и социальной защиты населения, энергетики и минеральных  ресурсов, финансов Республики Казахстан, Агентством по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, Национальным Банком и др.
Срок  реализации 2003-2015 годы  1 этап - 2003-2005 годы 
2 этап  – 2006-2010 годы 
3 этап  – 2011-2015 годы 
Цель  Достижение  устойчивого развития страны путем  диверсификации отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевой направленности, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической  экономике 
Задачи  Обеспечение в  обрабатывающей промышленности среднегодовых  темпов роста в размере 8-8,4%, повышение  производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее  чем в 3 раза и снижение энергоемкости  ВВП в 2 раза; повышение производительности основных фондов обрабатывающей промышленности;
создание  предпринимательского климата, структуры  и содержание общественных институтов, которые будут стимулировать  частный сектор и совершенствовать конкурентное преимущество, осваивать  элементы в цепочке добавленных  стоимостей в конкретных производствах, добиваясь наибольшей добавленной  стоимости;
стимулирование  создания наукоемких и высокотехнологичных  экспортоориентированных производств;
диверсификация  экспортного потенциала страны в  пользу товаров и услуг с высокой  добавленной стоимостью;
переход к мировым стандартам качества;
развитие  интеграции с региональной и мировой  экономикой с включением в мировые  научно-технические и инновационные  процессы
Необходимые ресурсы и источники финансирования Предполагаемые  объемы непосредственных затрат инвестиционного  характера на реализацию Стратегии  составят 1,2 млрд. долл. США в год. При этом стоимость государственных  затрат на реализацию Стратегии составит порядка 260 млн. долл. США в год  в ценах 2002 года. Объемы  финансирования из республиканского и  местных бюджетов будут уточняться при формировании бюджетов на соответствующий  год.
Ожидаемые результаты Активное проведение индустриально-инновационной политики обеспечит темпы роста экономики  не менее чем на 8,8-9,2% в год. Это  позволит увеличить к 2015 году по сравнению  с 2000 годом объем ВВП примерно в 3,5-3,8 раза, довести среднегодовые  темпы роста в обрабатывающей промышленности до 8-8,4%, увеличить рост производительности труда к 2015 году по сравнению с 2000 годом не менее  чем в 3 раза и снизить энергоемкость  ВВП в 2 раза. Результаты  от реализации Стратегии к 2015 году в  условиях интенсивного освоения месторождений  нефти и газа не приведут к коренному  изменению структуры экономики  и промышленного производства.
Реализация  Стратегии позволит: увеличить к 2015 году удельный вес производства товаров  в структуре ВВП с 46,5% до 50-52%; повысить  удельный вес услуг научной и  научно-инновационной деятельности в структуре ВВП с 0,9% в 2000 году до 1,5-1,7% в 2015 году;
замедлить снижение доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП с 13,3% в 2000 году до 12-12,6% в 2015 году (для сравнения: данный показатель без проведения индустриальной политики в 2015 году составил бы 10,9%).
Вместе  с тем без реализации Стратегии  доля добавленной стоимости горнодобывающих  отраслей в промышленном производстве в 2015 году может достигнуть 55-56%, в  том числе в добыче нефти – 50-51%, против 31,0% и 25,6% в 2000 году. С учетом реализации Стратегии горнодобывающие  производства составят только 46-47%. При  этом доля наукоемких и высокотехнологичных  производств возрастет с 0,1% от ВВП  в 2000 году до 1-1,4% в 2015 году.
Качественные  изменения произойдут в структуре  добавленной стоимости обрабатывающей промышленности. Доля металлургии и  обработки металлов упадет с 40,1% от общего объема добавленной стоимости  обрабатывающей промышленности до 27-28%, а доля переработки сельхозпродуктов возрастет с 38,1% до 45-46%. При этом доля наукоемкой и высокотехнологичной  продукции составит 9-11% против 0,6% в 2000 году
Введение 
Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы (далее - Стратегия) разработана в  соответствии с поручениями Президента Республики Казахстан, данными в  Послании народу Казахстана «О положении  в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2002 год» и на десятом Форуме предпринимателей Казахстана.
Стратегия формирует государственную экономическую  политику Казахстана на период до 2015 года и нацелена на достижение устойчивого  развития страны путем диверсификации отраслей экономики и отхода от сырьевой направленности развития.
Производство  конкурентоспособных и экспортоориентированных  товаров, работ и услуг в обрабатывающей промышленности и сфере услуг  является главным предметом государственной  индустриально-инновационной политики.
На фоне глобализации мировой экономики  экономика Казахстана сталкивается с рядом проблем. К основным проблемам  относятся: сырьевая направленность, незначительная интеграция с мировой экономикой, слабая межотраслевая и межрегиональная  экономическая интеграция внутри страны, невысокий потребительский спрос  на товары и услуги на внутреннем рынке (малая экономика), неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, общая  техническая и технологическая  отсталость предприятий, отсутствие действенной  связи науки с производством, низкие расходы на научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы (далее – НИОКР), несоответствие менеджмента задачам адаптации  экономики к процессам глобализации и переходу к сервисно-технологической  экономике.
Для решения  проблем и достижения поставленных целей и задач в рамках Стратегии  предполагается помимо активизации  функционирования Банка Развития создание таких специальных институтов развития, как Казахстанский инвестиционный фонд, Корпорация по страхованию экспорта и Инновационный фонд.
При этом данные институты будут проводить  политику инвестирования в создание новых и развитие действующих  производств с высокой добавленной  стоимостью и поддержку научных  и научно-технических исследований и разработок на основе комплексного анализа перспективных отраслей, выявления наиболее важных их элементов.
Стратегия предполагает проведение активной государственной  научной и инновационной политики, направленной на стимулирование науки  и инновационной деятельности в  стране. Для достижения поставленных целей предполагается дальнейшее развитие финансового рынка и совершенствование  фискальной, образовательной, антимонопольной, инфраструктурной политики. В рамках политики стандартизации предусматривается  переход на мировые стандарты  во всех отраслях экономики и управления.
Успешная  реализация Стратегии должна способствовать проведению качественных изменений  в структуре экономики, которые  приведут к ее устойчивому росту, основанному на эффективном использовании  человеческого, произведенного и природного капитала, выходу Казахстана на новый  уровень социального развития и  устройства общества.
Для обоснования  отдельных предложений по совершенствованию  методов и механизмов государственного регулирования экономики в соответствующих  разделах Стратегии приводится опыт зарубежных стран по реализации импортозамещающей  и экспортоориентированной политики, включая различные виды и стадии экспортной политики, а также факторы, которые способствуют достижению конкурентного  преимущества на мировых рынках.
В целом  в результате реализации Стратегии  к 2015 году экономика страны должна быть подготовлена к переходу к сервисно-технологическому развитию.
Анализ  тенденций мировой экономики  и проблемы повышения конкурентоспособности  экономики Казахстана
1.1. Анализ тенденций  развития мировой  экономики 
После второй мировой войны мировая  система капитализма преобразовалась  и приобрела новые черты монополистического или транснационального капитализма.
Этот  переход характеризуется значительным ростом мировой торговли, возникновением транснациональных компаний, ростом зарубежных инвестиций и либерализацией условий торговли. Возникли такие  институты, как Международный Валютный Фонд и Всемирный Банк.
Если  в пятидесятых годах мировая  экономика представляла собой совокупность национальных экономик всех стран мира, то начиная с 60-х годов стала  проявляться тенденция к организации  корпораций по транснациональному признаку.
К девяностым годам процесс производства товаров  и услуг приобрел фрагментарный  характер и был разбросан по всем странам мира. Финансово-промышленный капитал приобрел транснациональные  черты.
Для развивающихся  стран этот переход имеет особое значение. Традиционные отношения между  развитыми и развивающимися странами, при которых периферия поставляет сырье, а центр его перерабатывает и поставляет обратно на периферию, значительно изменились.
В условиях глобального капитализма развивающиеся  страны вовлекаются в цепочку  производственного процесса и заняты производством товаров, имеющих  относительно низкую стадию производства и наименьшую добавленную стоимость.
В мире накоплен богатый опыт проведения индустриальной политики. Можно констатировать, что  не многим странам удалось успешно  справиться с проблемой зависимости  экономики от монопродукта и диверсифицировать  свою промышленность.
Применение  индустриальной политики для диверсификации структуры экспорта в различных  странах в исторической ретроспективе  наглядно прослеживается на примере  импортозамещающей и экспортоориентированной  политики. Основной вывод, который можно  сделать из анализа развития стран  Латинской Америки (Мексика и  Бразилия) и восточно-азиатских стран (Южная Корея и Сингапур), где  эта политика в основном и применялась, заключается в том, что достижение устойчивого экономического развития находится в направлении экспортной ориентации.
В исторической ретроспективе как страны Латинской  Америки, так и Восточной Азии прошли через этапы импортозамещения и экспортной ориентации. Особенностью является то, что восточно-азиатские  страны на определенном этапе отказались от политики импортозамещения и перешли  к политике поощрения экспорта, в  то время как страны Латинской  Америки сохранили акцент на импортозамещении.
С точки  зрения экономической теории успех  экспортоориентированной политики имеет объяснение: исчерпав потенциал  своих внутренних рынков, страны были вынуждены начать освоение внешних  рынков, чтобы не остановить процесс  своего экономического развития. Необходимо отметить, что страны Латинской Америки, поощряя импортозамещение, создали  отрасли, которые основывались не на реальной конкурентоспособности, а  на возведенных административных и  тарифных барьерах. Окрепнув, эти отрасли  направляли ресурсы на лоббирование своих интересов через государство  в целях дальнейшего сохранения политики импортозамещения вместо модернизации и увеличения продуктивности. В результате ресурсы распределялись неэффективно, и национальные экономики проигрывали  в международной конкуренции.
В целом  доминирующие тенденции в мировой  экономике, создающие новую глобальную экономическую реальность, можно  классифицировать как:
- переход  от индустриальной к сервисно-технологической  экономике в развитых странах;  глобализация;
- экономическая  либерализация; 
- нарастание  глобальной конкуренции и региональная  интеграция.
В последней  четверти двадцатого века экономически развитые страны перешли от индустриальной стадии развития к более высокой  сервисно-технологической экономике. Большая часть ВВП в этих странах  формируется в секторе услуг. Эти услуги имеют четко выраженную научную и инновационную основу.
В экономически развитых странах концентрируются  интеллектуальные ресурсы и финансовый капитал, а индустриальные производства, особенно трудозатратные, постепенно переносятся в более отсталые в экономическом развитии страны мира.
1.2 Проблемы диверсификации  структуры казахстанской  экономики 
После обретения независимости Казахстан  рассматривается в глобальной экономике  как страна, поставляющая на мировые  товарные рынки нефть, газ, черные, цветные, редкоземельные и благородные металлы  и урановую продукцию. Из сельскохозяйственной продукции перспективы имеет  экспорт зерна.
В настоящее  время развитие Казахстана происходит по классическому экономическому сценарию, так как сравнительное экономическое  преимущество характеризуется наличием крупных запасов полезных ископаемых.
Интенсивное развитие производства и экспорта сырьевых ресурсов позволило национальной экономике  преодолеть кризис и обеспечить в  последние три года высокие темпы  экономического роста.
Прогресс  развития экономики Казахстана заключается  в том, что благодаря проведению государственной политики по привлечению  иностранных инвестиций в сырьевые отрасли промышленности и осуществлению  структурно-институциональных преобразований в финансовой сфере в стране происходит рост уровня жизни и накопление финансовых ресурсов, позволяющих в долгосрочной перспективе обеспечить переход  на постиндустриальное сервисно-технологическое  развитие.
Сегодня можно констатировать, что Казахстан  признан в мировом сообществе как государство с рыночной экономикой, страна первой из стран СНГ приобрела  инвестиционный страновой рейтинг.
Всемирный Банк включил Казахстан в число 20 стран мира, наиболее привлекательных  для инвестиций. За годы независимости  в экономику страны привлечено свыше 21 млрд. долл. США.
В соответствии с принятой моделью в стратегическом плане Казахстан формируется  как страна с открытой экономикой, ориентированной на экспорт товаров, услуг, капитала и рабочей силы, основанной на конкуренции и взаимовыгодном сотрудничестве со всеми странами мира.
За 2001-2002 годы среднегодовой темп роста ВВП  составил 11,5%. Для удвоения ВВП к 2010 году его среднегодовой темп роста  должен составлять 7,2%.
Можно констатировать, что в области  реализации стратегического плана  экономика страны взяла хороший  старт. В среднесрочной перспективе  необходимо продолжить ускоренное развитие и одновременно проводить качественные изменения в экономике и социальной сфере.
Вместе  с тем Казахстан как страна малой экономики, аккумулирующей в  себе крупный потенциал топливного и минерального сырья, мало привлекателен  для инвестиций в обрабатывающие отрасли промышленности. Это делает экономику уязвимой и чувствительной к изменениям конъюнктуры на рынке  сырьевых ресурсов.
Мировой опыт показывает, что некоторые развивающие  страны, богатые сырьевыми ресурсами, не достигают устойчивого экономического развития и остаются в большой  зависимости от изменения конъюнктуры  на мировых товарных рынках сырья.
Имея  значительные доходы от сырьевых секторов экономики, государство и частный  сектор не имеют стимулов к развитию новых отраслей экономики. В то же время страны с незначительными  или скудными ресурсами, находясь на грани выживания, постоянно предпринимают  попытки развития новых секторов экономики. Однако в долгосрочной перспективе  запасы сырья исчерпываются, что  порождает значительные проблемы в  плане устойчивого развития после  полной отработки месторождений  полезных ископаемых.
С учетом опасности перенасыщения экономики  большими доходами от сырьевого сектора  и возможных негативных последствий  от резкого падения цен на нефть  в Казахстане создан Национальный фонд, в котором аккумулируются доходы от превышения уровня мировых цен  на нефть и цветные металлы  над установленной оптимальной  границей.
Эта мера позволяет также исключить валютное давление на казахстанскую финансовую систему и обеспечить обменный курс тенге, стимулирующий экспорт и  сдерживающий импорт готовой продукции.
Констатируя прогресс в области структурно-институциональных  реформ, повышения надежности финансового  сектора и ускоренные темпы роста  экспортного потенциала страны, необходимо отметить, что обрабатывающие отрасли  промышленности, а также отрасли, оказывающие услуги производственного  характера, не получили должного развития.
В обрабатывающей промышленности только металлургическая промышленность может конкурировать  на внешнем рынке. Некоторые продукты пищевой промышленности могут конкурировать  с зарубежными аналогами на внутреннем рынке, а остальная продукция  обрабатывающей промышленности сегодня  поддерживается за счет предоставления прямых и косвенных субсидий. Это  проявляется в установлении низких и экономически не обоснованных тарифов  на электроэнергию, ГСМ, транспортировку  продукции, а также защитных таможенных пошлин. До 2003 года некоторым отраслям промышленности (машиностроение, текстильная, швейная, кожевенно-обувная, производство резиновых и пластмассовых изделий, химическая промышленность) была дана отсрочка без начисления пени по уплате ранее допущенной задолженности  перед бюджетом. Реализация продукции  собственного производства отраслей текстильной, швейной, кожевенно-обувной промышленности облагалась НДС по нулевой ставке до 2002 года.
В современной  экономике Казахстана существуют следующие  проблемы:
- сырьевая  направленность экономики; 
- слабая  интеграция в мировую экономику; 
- слабая  межотраслевая и межрегиональная  экономическая интеграция внутри  страны;
- низкая  производительность обрабатывающей  промышленности;
- незначительный  потребительский спрос на товары  и услуги на внутреннем рынке  (малая экономика);
- неразвитость  производственной и социальной  инфраструктуры;
- нарастающий  износ основных фондов в отраслях  экономики, не входящих в нефтегазовый  и горно-металлургический комплексы; 
- общая  техническая и технологическая  устарелость предприятий; 
- отсутствие  эффективной связи науки с  производством; 
- низкие  расходы на НИОКР; 
- слабая  адаптированность отечественной  науки к условиям рыночной  экономики, отсутствие действенных  механизмов доведения научно-технологической  продукции до уровня товара  и, как следствие, низкий в  целом уровень инновационных  предложений; 
- отсутствие  современной системы подготовки  и переподготовки специалистов  и рабочих кадров;
- отсутствие  стимулов для отечественных финансовых  институтов к инвестициям в  обрабатывающие секторы экономики; 
- низкий  экономический интерес иностранных  инвесторов к обрабатывающей  промышленности;
- несоответствие  менеджмента задачам адаптации  экономики к процессам глобализации  и переходу к сервисно-технологической  экономике. 
По уровню затрат электроэнергии на 1 долл. ВВП, а  также по производительности труда  в отраслях экономики Казахстан  отстает от некоторых индустриально  развитых стран более чем в 7-10 раз.
Основные  фонды казахстанских предприятий  приходят в упадок. К началу 2001 года степень износа основных средств  в среднем составила 29,7%. В ряде отраслей физический износ основных средств приближается к 50% и более.
Действующий в настоящее время порядок  накопления финансовых ресурсов на обновление основных средств за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, не стимулирует  замену морально устаревшего оборудования и является определенным тормозом в  его обновлении.
Коэффициент обновления основных средств составил в 1999 году 8%, в 2000 году - 13,8%. Рост происходил за счет инвестиций в добычу нефти  и природного газа.
Наиболее  изношенными в структуре основных средств являются машины и оборудование. Степень износа по ним в 2000 году составила 42,1%. Транспортные средства изношены на 41%, сооружения – на 36,5%.
Степень износа оборудования в отраслях, не связанных с добычей нефти  и производством металлов, в последние  три года составила от 45 до 62%. Удельный вес полностью изношенных машин, оборудования и транспортных средств  на предприятиях обрабатывающей промышленности достиг 12%.
Это ведет  к возрастному и моральному старению оборудования, снижению конкурентоспособности  экономики страны. Если в Казахстане на производство 1 доллара ВВП затрачивается  почти 2,8 киловатт-часа, то в таких  странах, как Великобритания, Германия, Италия и Япония, этот показатель составляет 0,22-0,3, в США, Франции, Турции, Корее  – 0,4-0,6, Канаде и Китае - 0,8-1,2 киловатт-часа.
««« Назад | Дальше »»»
Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых сотрудников на выполнение определенных задач (фактически командовать людьми). 
Полномочия бывают двух типов: 
1. Линейные полномочия - это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному. Линейные полномочия предоставляют руководителю узаконенную власть воздействия на подчиненных. Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организацией. 
2. Штабные полномочия - это полномочия, основанные на выполнении определенной функции. 
Штабной аппарат может быть: 
Консультативным (консультирование линейного руководителя); 
Обслуживающий аппарат (маркетинг, кадровые службы, снабжение и сбыт и т.д.) 
Личный аппарат линейного руководителя (секретарь, личный помощник). 
Делегирование
как термин означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Делегирование представляет собой средство, при помощи которого руководство распределяет среди сотрудников задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей организации. Делегирование является одной из наиболее непонятых и неправильно применяемых концепций управления. Для эффективного осуществления делегирования необходимо понимать связанные с этим концепции ответственности и организационных полномочий.  
Имеются две концепции процесса, посредством которого передаются полномочия
1.Согласно
классической концепции полномочия передаются от высших к низшим уровням организации.  
2.Если подчиненный не принимает полномочий от руководителя, то передачи полномочий не происходит.  
Полномочия являются ограниченным правом использовать ресурсы и командовать людьми. Внутри организации эти пределы обычно определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями. Лица, выходящие за эти пределы, превышают свои полномочия, даже когда это необходимо для выполнения делегированных задач. Пределы полномочий расширяются в направлении более высоких уровней управления организацией. Но даже полномочия высшего руководства ограничены. Большая часть полномочий руководителя определяется традициями, нравами, культурными стереотипами и обычаями общества, в котором организация функционирует. Люди подчиняются приказаниям начальника частично из - за того, что это социально приемлемое поведение. Эти факторы, с одной стороны, ограничивают полномочия, а с другой стороны - поддерживают их. Ограничения, налагаемые на полномочия, часто нарушаются на практике. Чтобы лучше это понять надо рассмотреть разницу между полномочиями и властью.  
Полномочия и власть часто путают друг с другом. Полномочия определяются как делегированное, ограниченное, присущее данной должности право использовать ресурсыорганизации. В отличие от этого властьпредставляет собой реальную способность действоватьили возможность влиять на ситуацию. Можно иметь власть, не имея полномочий. 
Существует пять причин нежелания руководителей делегировать полномочия
1. Заблуждение - "Я сделаю лучше". Руководитель в данном случае приходит к выводу, что эту работу он сделает лучше, чем его подчиненный, и стремится заменить подчиненных, не выполняя четко своих функций.  
2. Отсутствие способности руководить. Такие руководители, как правило, решают лишь сиюминутные, текущие задачи и практически не занимаются перспективными проблемами, от решения которых, в сущности, и зависит эффективность работы менеджера.  
3. Отсутствие доверия к подчиненным. Отсутствие доверия к подчиненным создает адекватное отношение с их стороны, что приводит к потере инициативы и предприимчивости, сотрудники постоянно в своей работе будут ориентироваться на действия своего руководителя. Социально-экономические последствия такого стиля работы предугадать не составляет трудности.  
4. Боязнь риска. Подчиненные, выполняя задание руководителя, не будут чувствовать ответственности за те проблемы, которые возникают в их деятельности, зная, что за это не придется отвечать.  
5. Отсутствие выборочного контроля, необходимого для предупреждения руководителя о возможной опасности. Для делегирования полномочий руководитель должен разработать механизм контроля для получения информации о результатах работы подчиненных. Получение такой информации позволяет направить деятельность на выполнение конкретной цели.  
Вместе с тем не надо строить иллюзий, что подчиненные стремятся к повышению ответственности, к расширению ее границ. Наоборот, в большинстве случаев они избегают ответственности и даже выдвигают контрмеры для ее ограничения. Таких принципов несколько:  
1. Подчиненный считает, что лучше спросить руководителя, чем самому решать проблему.  
2. Подчиненный боится критики за совершенные ошибки, так как большая ответственность увеличивает возможность допущения ошибки.  
3. У подчиненного отсутствуют информация и ресурсы, необходимые для успешного выполнения задания.  
4. Объем работы подчиненного достаточен и большего сделать он не может.  
5. Подчиненный недостаточно квалифицирован и у него нет уверенности, что он сможет выполнить порученную работу.  
6. Подчиненному не предлагают дополнительных стимулов в связи с повышением ответственности.

Закон Республики Казахстан  от 23 января 2001 года № 149-II
О занятости населения  

   Настоящий Закон регулирует правовые, экономические  и организационные отношения  в сфере занятости населения.
Глава 1. Общие положения
   Статья 1. Основные понятия
   В настоящем Законе используются следующие  основные понятия:
   1) безработица - социально-экономическое  явление, обусловленное невостребованностью  на рынке труда части экономически  активного населения; 
   2) безработные - лица трудоспособного  возраста, которые по не зависящим  от них причинам не занимаются  трудовой деятельностью, приносящей  доход, ищущие работу и готовые  трудиться;
   3) вакансия - свободное рабочее место  (должность) у работодателя;
   4) длительная безработица - безработица  длительностью двенадцать и более  месяцев; 
   5) занятость - деятельность граждан,  связанная с удовлетворением  личных потребностей, не противоречащих  Конституции, законам и иным  нормативным правовым актам Республики  Казахстан, и приносящая им  заработок или доход; 
   5-1) квота на привлечение иностранной  рабочей силы (далее - квота) - устанавливаемая  ежегодно Правительством Республики  Казахстан доля иностранной рабочей  силы в процентном отношении  к численности экономически активного  населения республики;
   6) малообеспеченные - лица трудоспособного  возраста, которые в соответствии  с законодательством Республики  Казахстан имеют право на адресную  социальную помощь;
   7) общественные работы - виды трудовой  деятельности, организуемые исполнительными  органами, не требующие предварительной  профессиональной подготовки работника,  имеющие социально-полезную направленность  и выполняемые гражданами по  направлению уполномоченных органов  по вопросам занятости для  обеспечения их временной занятостью;
   8) продуктивная занятость - занятость,  обеспечивающая устойчивый экономический  рост и социальный эффект;
   9) рантье - лицо, основным источником  дохода которого являются проценты  от предоставленных в ссуду  денег или от приобретаемых  ценных бумаг; 
   10) рынок труда - сфера формирования  спроса и предложения на экономически  активное население; 
   11) самостоятельно занятые - трудоспособные  лица, обеспечивающие себя работой;
   12) свободно избранная занятость  - деятельность граждан, выбранная  ими путем свободного распоряжения  своими способностями к труду,  выбору места работы и профессии; 
   13) социальная защита от безработицы  - комплекс мер, осуществляемых  государством в порядке, установленном  настоящим Законом и иными  нормативными правовыми актами;
   13-1) социальное рабочее место - рабочее  место, создаваемое работодателем  на договорной основе с местным  исполнительным органом, для трудоустройства  безработных из целевых групп  с частичной компенсацией затрат  работодателя на оплату их  труда;
   14) Исключен
   14-1) трудоустройство - комплекс организационных,  экономических и правовых мероприятий,  призванных способствовать обеспечению  трудовой занятости населения;
   15) уполномоченный орган по вопросам  занятости - структурное подразделение  местных исполнительных органов,  обеспечивающее содействие занятости  населения и социальную защиту  от безработицы на региональном  уровне (в дальнейшем - уполномоченный  орган);
   16) целевые группы - группы лиц, установленные  настоящим Законом, как испытывающие  затруднения в трудоустройстве  и требующие социальной защиты;
   17) центральный исполнительный орган  - государственный орган, координирующий  реализацию государственной политики  в сфере занятости населения; 
   18) частное агентство занятости  - любое физическое и юридическое  лицо, оказывающее содействие в  трудоустройстве, зарегистрированное  в порядке, установленном законодательством  Республики Казахстан; 
   19) экономически активное население  (рабочая сила) - население в трудоспособном  возрасте (занятые в экономике  и безработные);
   20) экономически неактивное население  - это население, которое не  входит в состав рабочей силы, включая и лиц моложе возраста, установленного для учета экономически  активного населения, не работающие  и не ищущие работу граждане, в том числе: домохозяйки, неработающие  инвалиды, неработающие пенсионеры, учащиеся и студенты, слушатели  и курсанты дневной формы обучения (включая магистратуру), рантье, а  также лица, получающие доход  от сдачи в аренду движимого  или недвижимого имущества.
      Статья 2. Занятое население
   К занятому населению относятся лица:
   1) работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени или имеющие иную оплачиваемую работу (службу), доход;
   2) занимающиеся предпринимательской деятельностью;
   3) самостоятельно занятые;
   4) занятые на подсобных промыслах  и реализующие продукцию по  договорам;
   5) выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, а также члены производственных кооперативов;
   6) избранные, назначенные или утвержденные  на оплачиваемую должность;
   7) проходящие службу в Вооруженных  силах, других войсках и воинских  формированиях Республики Казахстан;
   8) являющиеся учредителями (участниками)  организаций, за исключением общественных  объединений, общественных фондов  и религиозных объединений, на  имущество которых учредители (участники)  не сохраняют имущественных прав.   

   Статья 3. Законодательство о занятости населения
   1. Законодательство Республики Казахстан  о занятости основывается на  Конституции Республики Казахстан,  состоит из настоящего Закона  и иных нормативных правовых  актов. 
   2. Законодательство о занятости  распространяется на граждан  Республики Казахстан, иностранцев  и лиц без гражданства. 
   3. Международные договоры, ратифицированные  Республикой Казахстан, имеют  приоритет перед настоящим Законом  и применяются непосредственно,  кроме случаев, когда из международного  договора следует, что для его  применения требуется издание  закона.
   Статья 4. Основные принципы и направления государственной политики в области занятости населения
   1. Государство обеспечивает проведение  политики, способствующей достижению  продуктивной и свободно избранной  занятости граждан. 
   2. Государственная политика в сфере  занятости направлена на:
   1) обеспечение равных возможностей  гражданам Республики Казахстан,  иностранцам и лицам без гражданства,  постоянно проживающим в Республике  Казахстан, на свободный выбор  рода деятельности и профессии,  справедливых и благоприятных  условий труда, социальной защиты  от безработицы; 
   2) обеспечение продуктивной занятости,  сокращение безработицы, создание  рабочих мест;
   3) ориентацию системы образования  на подготовку кадров в соответствии  с потребностью рынка труда  и перспективами его развития  с учетом инвестиционной политики;
   4) поддержку трудовой и предпринимательской  инициативы граждан, осуществляемой  в соответствии с законодательством,  содействие развитию их способностей  к производительному, творческому  труду; 
   5) стимулирование работодателей, сохраняющих  действующие и создающих новые  рабочие места, в том числе  для целевых групп; 
   6) организацию трудового посредничества  через уполномоченный орган и  частное агентство занятости; 
   7) лицензирование деятельности, связанной  с вывозом рабочей силы из  Республики Казахстан за границу; 
   8) защиту внутреннего рынка труда  путем квотирования привлечения  иностранной рабочей силы;
   9) сочетание республиканских мероприятий  по обеспечению занятости с  мерами, принимаемыми местными исполнительными  органами;
   10) координацию деятельности в сфере  занятости населения с другими  направлениями экономической и  социальной политики;
   11) формирование единой информационной  базы рынка труда; 
   12) координацию и регулирование  деятельности государственных органов  по разработке и реализации  мер, обеспечивающих занятость  населения, и осуществление контроля  за их выполнением; 
   13) организацию международного сотрудничества  в решении проблем занятости  населения, включая решение вопросов, связанных с трудовой деятельностью  граждан Республики Казахстан  за границей и иностранцев  на территории Республики Казахстан; 
   14) обеспечение участия представителей  работодателей, работников и общественных  организаций в разработке и  реализации государственной политики  занятости; 
   15) проведение финансовой, налоговой  и инвестиционной политики, согласованной  с политикой занятости, поддерживающей  стимулирование создания дополнительных  рабочих мест.
   Статья 5. Государственные гарантии в сфере занятости населения
   1. Государство гарантирует гражданам  в сфере занятости населения: 
   1) Исключен
   2) социальную защиту от безработицы; 
   3) содействие в подборе работы  и трудоустройстве при посредничестве  уполномоченных органов. 
   2. Государство обеспечивает меры  по содействию занятости целевым  группам населения. 
   В целевые группы входят:
   малообеспеченные;
   молодежь  в возрасте до двадцати одного года;
   воспитанники  детских домов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте до двадцати трех лет;
   одинокие, многодетные родители, воспитывающие  несовершеннолетних детей;
   граждане, имеющие на содержании лиц, которые  в порядке, установленном законодательством  Республики Казахстан, признаны нуждающимися в постоянном уходе, помощи или надзоре;
   лица  предпенсионного возраста (за два  года до выхода на пенсию по возрасту);
   инвалиды;
   лица, уволенные из рядов Вооруженных  Сил Республики Казахстан;
   лица, освобожденные из мест лишения свободы  и (или) принудительного лечения;
   оралманы.
   Местные исполнительные органы могут устанавливать  дополнительный перечень лиц, относящихся  к целевым группам, исходя из ситуации на рынке труда и бюджетных  средств, а также дополнительные меры по социальной защите.   

Глава 2. Реализация государственной  политики занятости
   Статья 6. Центральный исполнительный орган
   1. Порядок деятельности, правовой статус и компетенция центрального исполнительного органа определяются Правительством Республики Казахстан.
   2. Центральный исполнительный орган  в пределах своей компетенции  обязан:
   1) осуществлять методическое и  организационное руководство уполномоченными  органами;
   2) анализировать, прогнозировать спрос  и предложение на рабочую силу  на основе создания единой  информационной базы рынка труда,  информировать население и Правительство  Республики Казахстан о состоянии  рынка труда; 
   3) разрабатывать Республиканскую  программу занятости населения; 
   4) принимать участие в рассмотрении  проектов инвестиционных контрактов  с целью защиты внутреннего  рынка труда; 
   5) выдавать, приостанавливать лицензии  на деятельность, связанную с  вывозом рабочей силы из Республики  Казахстан за границу, в порядке,  установленном законодательством  Республики Казахстан о лицензировании;
   6) распределять квоту в пределах  и порядке, установленных Правительством  Республики Казахстан на привлечение  иностранной рабочей силы для  осуществления трудовой деятельности  на территории Республики Казахстан,  между областями, городами Астаной  и Алматы;
   7) совместно с заинтересованными  органами определять потребность  в подготовке кадров и их  трудоустройстве; 
   8) формировать единую информационную  базу рынка труда.
   3. Центральный исполнительный орган  в пределах своей компетенции  оказывает электронные услуги  с применением информационных  систем в соответствии с законодательством Республики Казахстан об информатизации.  

   Статья 7. Местные исполнительные органы
   Местные исполнительные органы обеспечивают реализацию политики занятости населения путем:
   1) разработки региональных программ  в соответствии с государственной  политикой занятости; 
   2) ежегодного определения целевых  групп, проживающих на территории  соответствующих административно-территориальных  единиц, и социальных мер по  их защите;
   3) поддержки создания дополнительных  рабочих мест через развитие  индивидуального предпринимательства,  малого и среднего бизнеса; 
   4) оказания социальной защиты безработным; 
   5) организации общественных работ; 
   5-1) выдачи разрешений на привлечение  иностранной рабочей силы для  осуществления трудовой деятельности  на территории соответствующей  административно-территориальной единицы  в пределах квоты, распределенной  центральным исполнительным органом,  а также приостановки и отзыва  указанных разрешений;
   5-2) установления квоты рабочих мест  для инвалидов в размере трех  процентов от общей численности  рабочих мест;
   5-3) создания специальных рабочих  мест для трудоустройства инвалидов;
   5-4) организации социальных рабочих  мест;
   6) осуществления других мероприятий,  способствующих занятости населения.
   Статья 8. Уполномоченный орган
   1. Уполномоченный орган обязан:
   1) информировать обращающихся граждан  и безработных о возможности  получения работы, а работодателей  - о возможности обеспечения рабочей  силой; 
   2) оказывать содействие гражданам  и безработным в выборе работы, выдавать направления для трудоустройства  и обучения;
   3) формировать банк данных по  рынку труда; 
   4) не позднее десяти дней со  дня обращения лиц регистрировать, ставить их на учет;
   5) оказывать бесплатные услуги  гражданам и безработным в  профессиональной ориентации;
   6) направлять безработных с их  согласия на общественные работы;
   7) направлять безработных на профессиональное обучение в соответствии с потребностями рынка труда с последующим содействием их трудоустройству;
   8) выдавать безработному справку,  что он зарегистрирован как  безработный; 
   9) анализировать, прогнозировать спрос  и предложение части экономически  активного населения (рабочей  силы) и информировать население,  местные и центральный исполнительные  органы о состоянии рынка труда; 
   10) реализовывать региональные программы  занятости населения и специальные  мероприятия, обеспечивающие содействие  занятости целевым группам. 
   2. Уполномоченный орган имеет право: 
   1) направлять граждан и безработных  к работодателям при наличии  у последних потребности в  рабочей силе;
   2) вносить в местные исполнительные  органы предложения по подготовке  и проведению общественных работ  в организациях, расположенных на  их территории;
   3) запрашивать у государственных  органов, ведающих вопросами образования,  в организациях образования, учебных  курсов различных организаций,  осуществляющих подготовку, переподготовку  и повышение квалификации специалистов, сведения о трудоустройстве выпускников,  информацию о профессиях (специальностях), по которым ведется обучение, количестве подготовленных и  планируемых к подготовке специалистов  по конкретным профессиям (специальностям);
   4) оказывать трудовое посредничество.   

   Статья 9. Участие работодателей в обеспечении занятости населения
   1. Работодатели участвуют в реализации  государственной политики занятости  путем: 
   1) оказания содействия в трудоустройстве  с соблюдением условий трудовых договоров и коллективных договоров в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан;
   2) развития системы профессиональной  подготовки и внутрипроизводственного  обучения персонала; 
   2-1) подготовки кадров через организации  образования, реализующие учебные  программы технического и профессионального,  послесреднего и высшего образования; 
   3) сохранения и рационального использования  кадрового потенциала квалифицированных  работников в ходе структурных  изменений; 
   4) содействия в организации и  проведении общественных работ; 
   5) финансирования общественных работ  за счет собственных средств; 
   6) принятия на работу на вакансии  лиц, обратившихся по вопросу  трудоустройства в соответствии  с квалификационными требованиями, установленными в организациях;
   7) страхования работников в соответствии  с законодательными актами Республики Казахстан.
   2. Работодатель обязан:
   1) предоставлять уполномоченному  органу в полном объеме информацию  о предстоящем высвобождении  работников в связи с ликвидацией  организации, сокращением численности  или штата, количестве и категориях  работников, которых оно может  коснуться, с указанием должностей  и профессий, специальностей, квалификации  и размера оплаты труда высвобождаемых  работников и сроках, в течение  которых они будут высвобождаться, не менее чем за один месяц  до начала высвобождения; 
   2) направлять уполномоченному органу  сведения о наличии свободных  рабочих мест (вакантных должностей) в течение трех рабочих дней  со дня их появления; 
   3) своевременно (в течение пяти  рабочих дней со дня направления  к нему уполномоченным органом  граждан) извещать о приеме  на работу или отказе в приеме  на работу с указанием причины  путем соответствующей отметки  в направлении, выданном уполномоченным  органом;
   4) выполнять установленную квоту  рабочих мест для инвалидов;
   5) представлять уполномоченному органу  сведения о количестве прошедших  профессиональную подготовку, переподготовку  и внутрипроизводственное обучение  с указанием полученной специальности  и квалификации.
   3. Ответственность работодателей  за нарушение требований настоящей  статьи наступает в соответствии  с законами Республики Казахстан.
      Статья 10. Частное агентство занятости
   1. Частное агентство занятости  имеет право:
   1) консультировать обратившихся лиц  по вопросам трудового законодательства  Республики Казахстан и законодательства  Республики Казахстан о занятости  населения;
   2) предоставлять информацию о возможности  трудоустройства и оказывать  обратившимся лицам содействие  в трудоустройстве;
   3) формировать сведения о работодателях  и лицах, желающих трудоустроиться;
   4) осуществлять подбор работников  с учетом их соответствия квалификационным  требованиям работодателя;
   5) осуществлять набор работников  для трудоустройства из одной  страны в другую при наличии  международных договоров;
   6) организовывать профессиональную  подготовку и переподготовку  обратившихся лиц с последующим  трудоустройством;
   7) оформлять разрешительные документы  на вывоз в случае трудоустройства  лиц за границей.
   2. Частное агентство занятости  обязано:
   1) не допускать любых форм дискриминации;
   2) обеспечивать конфиденциальность  информации, получаемой от обратившихся  лиц;
   3) не допускать эксплуатации детского  труда, вербовки людей для сексуальной  и (или) иной эксплуатации;
   4) заключать договоры с обратившимися  лицами о предоставлении услуг  по трудовому посредничеству.
   3. Частные агентства занятости  взаимодействуют с государственными  органами, работодателями по вопросам  трудоустройства, создания рабочих  мест и реализации программ  занятости.
   4. Деятельность, связанная с вывозом  рабочей силы из Республики  Казахстан за границу, осуществляется  частными агентствами занятости  при наличии лицензии на право  занятия таким видом деятельности, выданной в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о лицензировании.
   Привлечение иностранной рабочей силы, а также  вывоз рабочей силы из Республики Казахстан за границу осуществляются только при условии гарантирования работодателями возврата работника  по истечении срока договора в  свою страну путем внесения на имя  работника гарантийного взноса в  банки страны трудоустройства.
   Порядок, условия внесения и размеры гарантийного взноса в банки Республики Казахстан определяются Правительством Республики Казахстан.  

   Статья 11. Привлечение иностранной рабочей силы
   1. В целях защиты внутреннего  рынка труда Правительством Республики  Казахстан устанавливается ежегодно квота на привлечение иностранной рабочей силы для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан.
   Нормы настоящего Закона о квотировании иностранной  рабочей силы и выдаче разрешений на ее привлечение не распространяются на иностранцев и лиц без гражданства, работающих в региональном финансовом центре города Алматы на должностях руководителей  и специалистов с послесредним и  высшим образованием с подтвержденными  документами в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
   2. Центральный исполнительный орган  распределяет квоту в пределах  и порядке, установленных Правительством  Республики Казахстан на привлечение  иностранной рабочей силы для  осуществления трудовой деятельности  на территории Республики Казахстан,  между областями, городами Астаной  и Алматы.
   2-1. Местные исполнительные органы  на территории соответствующей  административно-территориальной единицы  выдают разрешения на привлечение  иностранной рабочей силы, за  исключением лиц, определяемых  Правительством Республики Казахстан,  для осуществления трудовой деятельности  в пределах квоты, распределенной  центральным исполнительным органом,  а также приостанавливают и  отзывают указанные разрешения.
   3. Порядок определения квоты, условия и порядок выдачи разрешений работодателям на привлечение иностранной рабочей силы определяются Правительством Республики Казахстан.
   4. Уровень образования (профессиональная  подготовка) и опыт (стаж) практической  работы иностранной рабочей силы, привлекаемой для осуществления  трудовой деятельности на территории  Республики Казахстан, должны  отвечать квалификационным требованиям,  предъявляемым к профессиям рабочих  и должностям руководителей, специалистов  и служащих в соответствии  с квалификационным справочником работ и профессий и квалификационным справочником должностей служащих.
   5. Условия и порядок выдачи лицензий на деятельность, связанную с вывозом рабочей силы из Республики Казахстан за границу, определяются Правительством Республики Казахстан.
   Статья 12. Республиканская и региональные программы занятости населения
   1. Правительство Республики Казахстан  и местные исполнительные органы  с участием представителей работников  и работодателей на основе  индикативных планов социально-экономического  развития разрабатывают и утверждают  программы занятости населения,  предусматривающие: 
   1) меры, стимулирующие рост уровня  занятости населения; 
   2) меры по сбалансированию спроса  и предложения рабочей силы;
   3) организацию занятости целевых  групп населения, нуждающихся  в социальной поддержке; 
   4) поддержку и развитие малого  и среднего предпринимательства,  создающего дополнительные рабочие  места; 
   5) организацию гибкой системы профессиональной  подготовки и переподготовки  безработных с учетом потребности  на рынке труда; 
   6) организацию и совершенствование  общественных работ; 
   7) меры по повышению роли местных  исполнительных органов в решении  региональных проблем занятости; 
   8) интеграцию деятельности уполномоченного  органа с работодателями, общественными  объединениями, частными агентствами  занятости, занимающимися трудовым  посредничеством в вопросах регулирования  занятости и рынка труда; 
   9) совершенствование информационной  базы данных по вопросам занятости; 
   10) создание дополнительных рабочих  мест с учетом ситуации на  рынке труда при разработке  инвестиционных программ.
   2. Финансирование программ занятости  населения осуществляется за  счет бюджетных средств и иных  источников в соответствии с  законодательством Республики Казахстан.    

Глава 3. Государственная  социальная защита от безработицы
   Статья 13. Исключена   

   Статья 14. Государственная социальная защита от безработицы
   Государством  оказывается следующая социальная защита от безработицы:
   1) содействие в трудоустройстве; 
   2) профессиональная подготовка, повышение  квалификации, переподготовка и  организация общественных работ  для безработных; 
   3) оплата труда безработных, занятых  на общественных работах; 
   4) оказание государственной адресной  социальной помощи безработным  из числа малообеспеченных граждан  в соответствии с законодательными актам.
      Статья 15. Регистрация безработных
   1. Лица, желающие найти работу, могут  обратиться в уполномоченный  орган по месту жительства  за содействием в трудоустройстве.
   2. Решение о признании лица, ищущего  работу, безработным принимается  уполномоченным органом при предъявлении  следующих документов:
   удостоверения личности (паспорта);
   документов, подтверждающих трудовую деятельность;
   свидетельства о присвоении социального индивидуального  кода (СИК);
   регистрационного  номера налогоплательщика (РНН).
   3. Кроме документов, перечисленных  в пункте 2 настоящей статьи, лицо, ищущее работу, прилагает сведения  о полученных доходах (носят  заявительный характер).
   4. Иностранцы и лица без гражданства  предоставляют, кроме того, вид  на жительство иностранца в  Республике Казахстан и удостоверение  лица без гражданства с отметкой  о регистрации в органах внутренних  дел.
   5. Оралманы предоставляют удостоверение  оралмана, выданное территориальными  органами уполномоченного органа  по вопросам миграции населения.
   6. Уполномоченный орган не позднее  десяти календарных дней со  дня предъявления документов, указанных  в пунктах 2, 3, 4 и 5 настоящей статьи, регистрирует обратившихся лиц в качестве безработных по месту их жительства путем занесения сведений в карточку персонального учета (компьютерная база данных), форма которой утверждается центральным исполнительным органом.
   7. Безработные, зарегистрированные  в уполномоченном органе, должны  не реже одного раза в течение  десяти календарных дней отмечаться  в уполномоченном органе, а безработные,  проживающие в сельских населенных  пунктах, - не реже одного раза  в месяц у акима поселка,  аула (села), аульного (сельского) округа.   

   Статья 16. Снятие с учета безработного
   1. Уполномоченный орган снимает  с учета безработного в случаях: 
   1) письменного отказа от двух  предложенных вариантов подходящей  работы;
   2) неявки без уважительных причин  в течение пяти рабочих дней  со дня выдачи направления  уполномоченным органом по месту  предложенного трудоустройства  или обучения;
   3) неявки без уважительных причин  в течение двух рабочих дней  по вызову в уполномоченный  орган для получения направления  на работу, учебу; 
   4) самовольного, без уважительной  причины, прекращения безработным  участия в общественных работах  или обучения по направлению  уполномоченного органа;
   5) нарушения безработным без уважительных  причин сроков посещения уполномоченного  органа, предусмотренных пунктом  7 статьи 15 настоящего Закона;
   6) перемены места жительства;
   7) отнесения к категории занятых  в соответствии со статьей 2 настоящего Закона;
   8) осуждения безработного к наказанию  в виде лишения свободы либо  направления на принудительное  лечение по решению суда;
   9) назначения пенсии в соответствии  с законодательством Республики Казахстан.
   2. Безработные, снятые с учета  в соответствии с подпунктами  1) - 6) пункта 1 настоящей статьи, повторно  могут зарегистрироваться в уполномоченном  органе только по истечении  тридцати календарных дней со  дня снятия с учета.
   Статья 17. Обязанности зарегистрированных безработных
   1. Безработные обязаны: 
   1) соблюдать настоящий Закон; 
   2) соблюдать порядок, условия и  сроки посещения уполномоченных  органов; 
   3) обратиться к работодателю по  вопросу трудоустройства в течение  пяти рабочих дней со дня  получения направления на работу, выданного уполномоченным органом; 
   4) своевременно (в течение пяти  рабочих дней) предоставлять уполномоченному  органу сведения об изменениях, влияющих на дальнейший порядок  работы с безработным, включая: 
   перемену  местожительства;
   трудоустройство на постоянную, временную, сезонную работу, работу по договорам гражданско-правового  характера;
   занятие предпринимательской деятельностью;
   учредительство (соучредительство) в организации  независимо от организационно-правовой формы и формы собственности;
   установление  или изменение группы инвалидности;
   назначение  пенсии и получение иных доходов.
   2. В случае сокрытия вышеперечисленных  сведений или предоставления  заведомо ложных сведений или  поддельных документов безработные  снимаются с регистрации и  могут быть привлечены к ответственности  в соответствии с законами Республики Казахстан.
   Статья 18. Подходящая работа
   1. Для зарегистрированных безработных  граждан подходящей считается  работа, которая соответствует профессиональной  подготовке, трудовому стажу и  опыту работы по прежней специальности,  условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых  общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности нового  рабочего места. Транспортная  доступность определяется соответствующим  исполнительным органом. 
   2. Для лиц, впервые ищущих работу, но не имеющих профессии (специальности), а также не имеющих работы  более двух лет, в качестве  подходящей может считаться работа, требующая предварительной профессиональной  подготовки, а в случае невозможности  ее предоставления - другая оплачиваемая  работа (включая работу временного  характера) с учетом возрастных  и иных особенностей граждан  и требований трудового законодательства Республики Казахстан.
      Статья 18-1. Социальное рабочее место
   1. Создание социального рабочего  места осуществляется работодателем  на основе договора с местным  исполнительным органом.
   2. Договор должен содержать обязанности  сторон, виды, объемы работ, размер  и условия оплаты труда, срок  и источники финансирования социальных  рабочих мест.
   3. Социальное рабочее место организуется  путем предоставления или создания  временных рабочих мест и имеет  следующие особенности:
   1) предназначено специально для  целевых групп;
   2) количество рабочих мест не  ограничено, работа носит временный  характер и для ее организации  не могут быть использованы  постоянные рабочие места и  вакансии.
   4. Порядок отбора работодателей,  предлагающих организацию социальных  рабочих мест, определяется местным  исполнительным органом.  

   Статья 19. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных
   1. Уполномоченный орган направляет  на профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку  безработных в случае, если невозможно  подобрать подходящую работу  из-за отсутствия у них необходимой  профессиональной квалификации.
   2. Профессиональная подготовка, повышение  квалификации и переподготовка  безработных производятся по  направлению уполномоченного органа  в организациях образования либо  на предприятиях, имеющих право  на образовательную деятельность, в соответствии с законодательством  Республики Казахстан за счет  бюджетных средств с учетом  потребности рынка труда в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
   Безработные из числа малообеспеченных граждан, проходящие профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку, имеют право на получение государственной  адресной социальной помощи в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
   3. Право в приоритетном порядке  пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку  имеют безработные, входящие в  целевые группы.
   4. Безработные, самовольно, без уважительной  причины прекратившие обучение, повторно могут направляться  на обучение только по истечении  года со дня повторной регистрации  в уполномоченном органе.   

   Статья 20. Общественные работы
   1. Общественные работы организуются  центральными и местными исполнительными  органами в организациях и  финансируются за счет бюджетных  средств и средств работодателей  по их заявкам. 
   2. Участие граждан в общественных  работах осуществляется в порядке  очередности согласно дате регистрации.  Право в приоритетном порядке  участвовать в общественных работах  имеют безработные, входящие в  целевые группы.
   3. Безработные, самовольно, без уважительной  причины прекратившие участие  в общественных работах, повторно  могут направляться только по  истечении трех месяцев со  дня повторной регистрации в  уполномоченном органе.
   4. Общественные работы организуются  путем создания временных рабочих  мест и имеют следующие особенности: 
   1) предназначены специально для  безработных; 
   2) количество рабочих мест практически  не ограничено, работы носят временный  характер и для их организации  не могут быть использованы  постоянные рабочие места и  вакансии;
   3) возможность организовать работы  на условиях неполного рабочего  дня и по гибкому графику; 
   4) обладают экономической, социальной  и экологической полезностью  для региона; 
   5) предоставляют возможность временного  трудоустройства лицам, не имеющим  специального образования. 
   5. По решению местных исполнительных  органов: 
   1) определяются спрос и предложение  на общественные работы;
   2) утверждаются перечень организаций  в регионах, виды, объемы и конкретные  условия общественных работ, размеры  оплаты труда участников и  источники их финансирования.
   6. К общественным работам не  относятся виды деятельности, связанные  с необходимостью срочной ликвидации  последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных  ситуаций.
   7. Порядок организации и финансирования общественных работ определяется Правительством Республики Казахстан.
   8. На лиц, участвующих в оплачиваемых  общественных работах, распространяются  трудовое законодательство Республики  Казахстан, законодательство Республики  Казахстан о социальном обеспечении  и страховании.
   9. Настоящим Законом не регулируются  правоотношения по привлечению  к общественным работам, предусмотренным уголовным законодательством.
Глава 4. Контроль и отчетность в сфере занятости
   Статья 21. Государственная статистическая отчетность о занятости населения
   1. Для объективной оценки положения  в области занятости населения,  а также ситуации на рынке  труда, ее прогнозирования и  регулирования в соответствии  с законодательством Республики  Казахстан устанавливается государственная статистическая отчетность.
   2. Физические и юридические лица, занимающиеся трудовым посредничеством,  обязаны предоставлять государственную  статистическую отчетность в  уполномоченный орган в порядке  и сроки, установленные в соответствии  с законодательством Республики  Казахстан. 
   3. Уполномоченные органы обмениваются  на безвозмездной основе с  органами статистики, налоговыми  органами, органами внутренних дел  и другими заинтересованными  государственными органами на  республиканском и региональном  уровнях отчетной документацией  и сведениями, необходимыми каждой  из сторон для выполнения своих  функций. 
   4. Уполномоченные органы предоставляют  государственную статистическую  отчетность в центральный исполнительный  орган в порядке и сроки,  установленные законодательством  Республики Казахстан.
   Статья 22. Органы, осуществляющие контроль за соблюдением законодательства о занятости
   Контроль  за соблюдением законодательства о  занятости населения Республики Казахстан осуществляется центральным исполнительным органом и его территориальными подразделениями.
   Контроль  за соблюдением законодательства Республики Казахстан о занятости населения  участниками регионального финансового  центра города Алматы осуществляют государственные  инспекторы труда уполномоченного государственного органа по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы.  

   Статья 22-1. Контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о занятости населения, виды и формы проверок
   1. Проверки подразделяются на следующие  виды:
   плановая  — запланированная государственным  органом проверка, проводимая с учетом установленных законами Республики Казахстан временных интервалов по отношению к предшествующим проверкам;
   внеплановая — проверка, назначаемая в связи  со сложившейся социально-экономической  ситуацией, требующей немедленного устранения угрозы общественному порядку, здоровью населения, окружающей среде, национальной безопасности, а также  немедленного реагирования на обращения  физических и юридических лиц.
   2. В отношении одного физического  или юридического лица плановая  проверка может быть проведена  не более чем один раз в  год, а субъекта малого предпринимательства  — не чаще одного раза в  три года, за исключением проверки  по выполнению условий, оговоренных  в разрешениях на привлечение  иностранной рабочей силы, если  иное не предусмотрено законами  Республики Казахстан.
   3. Внеплановые проверки проводятся  центральным исполнительным органом  или его территориальным подразделением  в случаях обращения физических  или юридических лиц, государственных  органов о нарушении физическими  или юридическими лицами обязательных  требований законодательства Республики  Казахстан о занятости населения,  а также получения иной информации, подтверждаемой документами и  иными доказательствами, свидетельствующими  о наличии признаков таких  нарушений.
   Анонимные обращения не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
   4. Продолжительность проверки не  должна превышать тридцать календарных  дней. В исключительных случаях  при необходимости проведения  специальных исследований, испытаний,  экспертиз, а также в связи  со значительным объемом проверки  руководителем государственного  органа (либо лицом, его замещающим) срок проведения проверки может  быть увеличен до двадцати  календарных дней для юридического  лица, не имеющего структурного  подразделения, и до тридцати  календарных дней для юридического  лица, имеющего структурное подразделение.   

   Статья 23. Ответственность за нарушение законодательства о занятости
   Физические  и юридические лица, нарушившие законодательство о занятости населения, несут  ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
   Президент Республики Казахстан  Н. НАЗАРБАЕВ  

Фирма в рыночной экономике

    Микро и макроэкономика
Начиная с этой темы, мы приступаем к изучению вопросов, связанных с производством. В любой экономической системе  производство осуществляется множеством предприятий. В условиях рынка предприятие (фирма) – первичный, самостоятельный  субъект экономической деятельности. 
Чтобы что-либо производить, нужны ресурсы. Ресурсы принадлежат людям. Одни люди владеют своим трудом, другим принадлежат средства производства (капитал), в собственности третьих находятся природные ресурсы, четвертые обладают даром предпринимательства. Люди объединяют свои ресурсы в рамках единой фирмы для совместной производственной деятельности. Предприятие (фирма) – это институциональное образование рыночной экономики, предназначенное для координации решений владельцев факторов производства. 
Здесь возникает вопрос, зачем вообще нужны фирмы, объединяющие ресурсы, принадлежащие многим людям. Вопрос далеко не так наивен, как может показаться на первый взгляд. Впервые поставил этот вопрос и ответил на него в 1937 г. американский экономист Р. Коуз, впоследствии ставший лауреатом Нобелевской премии. 
В рыночной экономике координация взаимосвязей между фирмами осуществляется рынком посредством добровольных соглашений продавцов и покупателей на основе механизма спроса и предложения. Еще А. Смит показал (тема 2, п. 1), что рынок заставляет отдельных экономических агентов действовать в интересах общего благосостояния. Но если механизм рыночных взаимосвязей столь эффективен, то почему экономика не может существовать в виде «сплошного» рынка, где каждый человек представлял бы собой мини-фирму? Например, работник машиностроительного завода, осуществляет некоторую операцию на конвейере. Но почему он не может стать отдельной самостоятельной фирмой, покупающей заготовку у своего соседа по конвейеру (или у кого угодно на стороне), оплачивающей услуги инженеров-консультантов и после завершения операции продающей продукт следующему работнику-фирме? 
Р. Коуз объяснил, что рыночная координация обходится обществу не бесплатно, но требует определенных трансакционных затрат – затрат, связанных с осуществлением рыночных сделок. В их состав входят: 
а) затраты по поиску информации о поставщиках и покупателях, товарах, ценах и т.д.; 
б) затраты по ведению переговоров и заключению контрактов; 
в) затраты по контролю за соблюдением контрактов и их юридической защите. 
Очевидно, что в экономике, где каждый работающий составляет отдельную фирму, бремя трансакционных затрат будет непомерно велико из-за огромного числа микросделок: любое продвижение продукта от одного производителя к другому придется сопровождать переговорами о цене, количестве и качестве, заключением контракта и т.д. 
Для сокращения трансакционных затрат и возникают фирмы, объединяющие многих работников, владельцев капитала и природных ресурсов. Разумеется, при найме работника с ним заключается трудовой контракт на основе рыночных отношений. Однако, внутри фирмы координация взаимосвязей между входящими в ее состав заводами, цехами, бригадами, отдельными работниками осуществляется не рынком, но администрацией на основе команд и приказов. «Невидимая рука рынка» (А. Смит) здесь заменяется вполне видимой рукой менеджеров. 
Таким образом, фирмы возникают в ответ на дороговизну рыночной координации; административная координация в рамках небольших образований оказывается дешевле. Но трансакционные затраты существуют и внутри фирм. Это затраты, связанные с внутрифирменным планированием, стимулированием и контролем. По мере укрупнения фирмы подобные затраты возрастают, фирма начинает терять управляемость. 
Можно вообразить и такую крайность: все народное хозяйство представляет собой одну гигантскую фирму по советскому образцу. Рыночной координации здесь нет вовсе, экономика работает на приказах, спускаемых сверху вниз. Но теперь уже административная координация оказывается дороже рыночной. 
Вывод: оптимальный размер фирмы определяется точкой, в которой трансакционные затраты минимальны. Если она не достигнута (фирма слишком мала), то административная координация предпочтительнее рыночной, т.е. несколько фирм целесообразно слить в одну. Если оптимальная точка пройдена – все наоборот. 
Разумеется, в каждой отрасли оптимальный размер фирмы в зависимости от конкретных технологических условий будет различным.

Регулирование занятости и государственная  политика в этой области
Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей  силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач проводимых в России реформ.
Большую роль в  обеспечении занятости играет государство.
Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка  труда.
            программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе.
            программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.
            программы содействия найму рабочей силы.
            правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице
Цели  государственного регулирования  рынка труда:
            обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;
            создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость», по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.
Государственная политика на рынке  труда осуществляется в двух основных формах:
            активной — создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;
            пассивной — поддержка безработных путем выплаты пособий.
Проведение  активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:
            стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;
            организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;
            развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах с целью снижения фрикционной и структурной безработицы;
            содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важнейшим методом обеспечения занятости населения;
            государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения — молодежи, инвалидам;
            содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;
            международное сотрудничество в решении проблем занятости; решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;
            создание рабочих мест в государственном секторе — в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;
            организация общественных работ.
Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относятся к  пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:
            обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;
            бесплатное медицинское обслуживание.
В развитых странах  финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат —  обеспечение текущих жизненных  расходов безработных. Продолжительность  — от нескольких месяцев, до бессрочного  вспомоществования (например, в Бельгии, Австралии). Средства формируются главным  образом за счет государства и  предпринимателей.
Зависимость между безработицей и заработной платой
Важной основой  регулирования рынка труда в  стране с рыночной экономикой является зависимость между безработицей и заработной платой. Речь идет о так называемой кривой Филлипса, графически отражающей нелинейную зависимость между этими двумя явлениями.
Если допустить, что существует одинаковое соотношение  между темпами изменения заработной платы и цен, то модель Филлипса может  быть преобразована в соотношение  между безработицей и темпами  изменения уровня цен. Кривая Филлипса дает варианты выбора: или достаточная высокая занятость с максимально экономическим ростом, но при быстром повышении цен, или достаточно стабильные цены, но при значительной безработице.
Долгие года кривая Филлипса служила базой социально-экономического регулирования в США и других странах Запада. Многие западные экономисты и сейчас исходят из того, что существуем однонаправленное движение изменений в заработной плате и ценах и разноплановое — между данными величинами и безработицей. Однако было немало примеров, когда безработица и инфляция приобретали не обратную, а прямую связь: несмотря на рост безработицы, цены продолжали расти. Это вызывает критику обоснованности кривой Филлипса как надежного регулятора в экономике.
Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства  на рынок труда. Наряду с ними существуют методы косвенного регулирования рынка  рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная  и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство — о социальном обеспечении, о  трудовых отношениях, о равных гражданских  правах и т. д.
Биржа труда
Особое место  в системе государственного регулирования  рынка труда занимает биржа труда (служба занятости, служба содействия найму), являющаяся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма.
Биржа труда — специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи руда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа, вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока. В США действует около 15 тысяч таких фирм.
Основные  направлениями деятельности бирж труда:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.