На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Ценообразование в СССР

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 11.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)
Высшая  школа бизнеса
Факультет банковского дела 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СССР
Афанасьева  Тамара Ивановна 
 
 
 
 

     Руководитель     
     д-р. экон. наук, профессор   
     _____________ А.А. Земцов   
 

     Автор работы    
     Студентка группы 892/1   
     _____________ Т.И. Афанасьева   
 
 
 
 

     Томск 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение 3
    Экономическая природа цен 5
      Сущность цен 5
      Виды цен и их назначение 8
      Функции цен 10
      Структура и уровень цен 12
      Закон стоимости 16
    Политика цен 20
      Единая государственная политика цен 20
      Органы ценообразования в СССР 21
      Реформа оптовых цен в 1967 году 26
      Политика оптовых цен 28
      Политика розничных цен 30
Заключение 32
Список  использованных источников и литературы 34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Ценовая политика это одна из самых важных сфер экономической деятельности государства и важнейший инструмент государственного регулирования. Государственное регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом.
     В настоящее время в России цели государственного регулирования заключаются в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо, монополизма производителей [6]; способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на внедрение достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание прожиточного минимума, обеспечение возможности приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости. Такая политика государства сложилась в результате долгого развития нашего государства, путем проб и ошибок, анализа прошлых лет, в том числе и в период существования СССР. Таким образом, для создания удачно функционирующей в данный момент времени экономической системы необходимо учитывать опыт прежних лет и особенности страны в целом.
     Одним из главных периодов в становлении  нынешней государственной политике в сфере регулирования цен  является период существования СССР.
     Система планового ценообразования в СССР прошла длинный и сложный путь развития [3]. Сложность заключалась в том, что впервые в истории человечества создано пролетарское государство, социалистическое общество со своими экономическими законами, коренным образом отличающееся от всех предыдущих общественных систем, со своеобразным характером товарно-денежных отношений. Впервые в истории цены стали устанавливаться сознательно, органами ценообразования. Необходимо было разработать принципы государственного планирования цен, определить виды цен и их соотношение, уровни, состав и структуру цен, модели плановой цены, метода организации ценообразования, перспективного и текущего планирования цен.
     При социализме цена используется Партией  и Правительством в качестве надежного  средства неуклонного подъема уровня народного благосостояния и стимулирования роста производительности общественного труда [5]. При этом цена любой товар не может быть просто назначена государством, она неразрывно связана с общими экономическими и политическими условиями, а также с ценами на многие другие товары. Поэтому вопросы ценообразования нельзя решать изолированно. Они могут быть решены только в комплексе с такими кардинальными экономическими проблемами, как повышение производительности труда, эффективности общественного производства, совершенствование народнохозяйственных пропорций и многие другие.
     Таким образом, целью данной курсовой работы является рассмотрения ценообразования  в период СССР. Основными задачами является рассмотрение основных видов  цен в период советской системы и их назначения, обзор основных концепций ценообразования (законов стоимости и цены), органов ценообразования, а также политики цен в данный период в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЦЕН
1.1. Сущность цен 

     Цена  представляет собой денежную форму стоимости товара, т.е. отражает затраты общественного труда на производство товара. При этом труд, создающий товар, имеет двойственный характер:
     - конкретный труд, создаваемый потребительную  стоимость товара;
     - абстрактный труд, т.е. затраты человеческой рабочей силы вообще (затраты энергии мозга, нервов, мускулов) на производство товаров. Затраты абстрактного труда создают стоимость товара. Абстрактный труд качественно однороден и количественно соизмерим. Затраты труда измеряются рабочим временем. Поэтому величина стоимости и цена определяется количеством затраченного общественно необходимого рабочего времени на производство товаров.
     Но  стоимость товара не может проявиться непосредственно в рабочем времени. Стоимость представляет собой затраты абстрактного труда на производство продукта, предназначенного для обмена, и она может проявиться только в меновом отношении данного товара к другому товару. Так стоимость товара получает вещное выражение. Например, в меновом отношении стоимость 1 центнера пшеницы равна 20 м ситца [2]. Это говорит о том, что затраты абстрактного общественно необходимого труда на производство 1 центнера пшеницы и 20 м ситца равновеликие, т. е. стоимость этой продукции одинакова. Но стоимость выражается не непосредственно в рабочем времени, а путем менового отношения между товарами. Это меновое отношение, которое называется меновой стоимостью, представляет форму проявления стоимости, адекватную ее сущности.
     С появлением в товарном производстве денег стоимость стала измеряться с их помощью и проявляться в процессе обмена товара на деньги. В связи с этим появилась категория цены, которая представляет наиболее развитую форму меновой стоимости товара. Но форма может не совпадать с содержанием. В товарном производстве, в том числе и в социалистическом, на одни виды товаров цены устанавливаются на уровне стоимости, на другие — отклоняются от нее. Отклонения цены от стоимости свидетельствуют о положительных свойствах цены. В условиях товарного производства, основанного на частной собственности отклонения цены от стоимости (из-за несоответствия спроса и предложения) составляют механизм стихийного действия закона стоимости. Эти отклонения оказывают влияние на распределение средств производства и труда между отраслями.
     В социалистической экономике также  возникает объективная необходимость  отклонений цен от стоимости, но они устанавливаются в плановом порядке и используются государством как экономический инструмент планового воздействия на производство, реализацию и использование продукции. Таким образом, цена является экономической категорией, на формирование которой оказывают влияние различные ценообразующие факторы, т.е. разные объективные условия, определяющие уровень, структуру и динамику цен.
     Эти факторы делят на две группы:
     - факторы, которые воздействуют  на величину стоимости продукции и через нее влияют на цену: техническая вооруженность труда, уровень квалификации работников, организация производства и труда, природный фактор, размещение производства и потребления продукции (географический фактор).
     - факторы, вызывающие отклонение  цен от стоимости. В социалистической экономике это необходимость использования цен при решении социальных вопросов и обеспечения с помощью цен в отдельных отраслях народного хозяйства хозрасчетной рентабельности предприятию, несоответствие спроса и предложения и необходимость применения цен для экономического стимулирования производства и рационального использования различных видов продукции с учетом их потребительских свойств.
     Отклонения  цен от стоимости подразделяются на устойчивые и временные отклонения. Под устойчивыми отклонениями понимаются непреодолимые в данной экономической формации или на данной стадии ее развития отклонения цен от стоимости. Они вызываются постоянно действующим объективным фактором, обусловливающим модификацию стоимости. Модифицированной формой стоимости называется превращенная форма стоимости, величина которой устойчиво отклоняется вверх или вниз от самой стоимости, т.е. основой цены выступает не сама стоимость, а ее модифицированная форма В условиях капитализма непосредственной основой рыночных цен служит не стоимость, а ее превращенная форма в виде цены производства. Модификация стоимости состоит в том, что основой цен служат необходимые для производства продукции текущие затраты, скорректированные с учетом единовременных вложений в производственные фонды (фондоемкости продукции). Эти затраты обычно называются приведенными общественно необходимыми затратами труда.
     Устойчивое  отклонение цен от стоимости в социалистической экономике вызывается действием основного экономического закона социализма, требования которого обусловливают необходимость обеспечения оптимизации общественного воспроизводства.
     Наряду  с устойчивыми отклонениями происходят и временные, вызванные главным образом временно возникающим несоответствием между спросом и предложением на отдельные товары.
     Цена  как категория социалистической экономики принципиально отличается от подобной категории капиталистической экономики по сфере проявления, содержанию и характеру формирования.
     Во-первых, в условиях социалистической собственности  на средства производства ограничена сфера действия закона стоимости и процессов ценообразования. В социалистической экономике закон стоимости не распространяется на рабочую силу. При общественной собственности на средства производства она перестала быть товаром. Заработная плата не является ценой рабочей силы, а представляет часть национального дохода, распределяемого по труду. Выпали из товарного обращения природные ресурсы (земля, ее недра, леса и др.). Следует отметить и то, что в социалистическом обществе большая часть потребительских услуг (услуги народного образования, здравоохранения) не имеет товарной формы и потребляется бесплатно. При социализме процессы ценообразования распространяются главным образом на продукты труда, представляющие собой средства производства и предметы потребления, производимые и реализуемые как товары.
     Во-вторых, при социализме все категории  товарно-денежных отношении — товар, стоимость, цена и другие — выражают социалистические производственные отношения, отношения товарищеского сотрудничества и социалистической взаимопомощи свободных от эксплуатации тружеников. Цель производства заключается во все более полном удовлетворении постоянно растущих общественных и личных потребностей людей. Поэтому вся система ценообразования при социализме подчиняется задачам стимулирования непрерывного развития и совершенствования производства на базе высшей техники и неуклонного подъема благосостояния народа.
     В-третьих, социалистическая экономика коренным образом отличается по характеру  ценообразования. Он носит плановый характер, т.е. на большую часть товаров государство устанавливает на определенный период времени твердые, неподверженные конъюнктурным колебаниям экономически обоснованные цены. Социалистическое государство имеет возможность устанавливать твердые цены на товары потому, что оно, опираясь на общественную собственность на средства производства, планирует развитие производства продукции, затраты на производство, денежные доходы населения и другие экономические процессы и явления.
     Плановое  ценообразование при социализме не означает произвольного установления уровня цен. Закон стоимости требует эквивалентного обмена. Поэтому стоимость выступает как закон цен. Плановое ценообразование представляет одно из преимуществ социалистической системы хозяйства перед анархической капиталистической системой. В сочетании с планированием других экономических процессов оно обеспечивает высокие и устойчивые темпы развития экономики, рациональное использование производственных ресурсов, рост благосостояния всего народа. 

      Виды цен  и их назначение
 
     Цены  на отдельные товары взаимосвязаны  между собой и образуют определенную систему. Советская система цен включает в себя следующие виды цен [5]: оптовые, заготовительные, розничные и цены колхозного рынка. Каждому виду цен свойственны свои методы формирования и планирования и специфические функции.
     Оптовые цены применяются в торговом обороте крупными партиями (оптом) между государственными предприятиями и объединениями, между государством и колхозами, а также во внешней торговле. Существуют две разновидности оптовых цен: оптовые цены предприятий и оптовые цены промышленности. Оптовые цены предприятий образуются путем присоединения к себестоимости продукций нормальной прибыли около 15-20% к уровню себестоимости. По этим ценам предприятия продают продукцию друг другу и сбытовым органам промышленности. Оптовые цены промышленности строятся на базе оптовой цены предприятий с прибавлением к ней по некоторым товарам (преимущественно народного потребления) налога с оборота и отчислений на содержание сбытового звена, а по средствам производства - накидки в пользу сбытовой системы. По оптовым ценам промышленности продукция реализуется сбытовой организацией или торговой базой за пределы данной отрасли промышленности.
     Заготовительные цены устанавливаются на товарную продукцию колхозов, колхозников и совхозов, продаваемую ими государственным и кооперативным заготовительным организациям. Они устанавливаются на таком уровне, чтобы колхозы и совхозы окупали затраты на производство и получали необходимые накопления для увеличения масштабов производства своей продукции. Заготовительные цены аналогичны оптовым ценам, но они дифференцируются по природно-экономическим зонам с целью изъятия дифференциальной ренты (т.е. устойчивых добавочных доходов, получаемых колхозами и совхозами, обрабатывающими лучшие земельные угодья и ближе расположенными к элеваторам и заготовительным пунктам).
     Розничные цены - это конечные цены, по которым трудящиеся покупают потребительские товары и некоторые второстепенные орудия труда. Прейскуранты розничных цен на предметы первой необходимости утверждаются государством.
     Структуру розничной цены можно наглядно представить следующей условной схемой (рис. 1).
     Таблица 1 – Структура розничной цены [5. С. 6]
    Себестоимость продукции Прибыль предприятия Налог с  работы Сбытовая (торговая) скидка сбытовой (оптовой) организации Торговая  скидка с розничной цены
    Оптовая цена предприятия Сбытовые (торговые) издержки Прибыль сбытовой организации Издержки  обращения розничной торговли Торговая  прибыль
    Оптовая цена промышленности
    Розничная цена
 
     Розничная цена включает в себя оптовую цену промышленности и торговую скидку, которая возмещает издержки обращения розничной торговли и обеспечивает магазинам прибыль для увеличения масштабов их торговли и поощрения работников. Посредством розничных цен обеспечивается систематическое повышение уровня народного благосостояния, поэтому цены на некоторые товары (например, на мясопродукты) сохранялись на низком уровне, хотя для государства они и убыточны. С другой стороны, розничные цены должны реагировать на увеличение спроса на тот или иной товар не первой необходимости и повышаться, когда нет возможности в короткий срок удовлетворить спрос путем увеличения производства или импорта данных товаров. В противном случае создается почва для спекулятивных перепродаж дефицитных товаров и обогащения тунеядствующих элементов.
     Составной частью системы цен являются транспортные тарифы и тарифы на услуги коммунального хозяйства. Они возмещают затраты и обеспечивают возможность расширенного воспроизводства на транспорте и предприятиях коммунального хозяйства. Исключение составляет квартирная плата, которая покрывает, примерно, лишь одну пятую затрат государства на эксплуатацию жилого фонда.
     Цены  колхозного рынка государственными органами они не планируются. Однако их уровень находится под воздействием цен на продовольственные товары в государственных и кооперативных магазинах. Действенное средство снижения цен на рынках - экономическое регулирование, т.е. увеличение масштабов торговли высококачественными продовольственными товарами в государственных магазинах.
     Далее рассмотрим законы управления процессом ценообразования, т.е. от чего зависят цены и в каком направлении они изменяются? 

       Функции цен
 
     При решении различных хозяйственно-политических задач цена выполняет следующие  взаимосвязанные функции [2]: планово-учетную, стимулирующую, распределительную и перераспределительную.
     Планово-учетная  функция выражается в том, что  цены, являясь денежным выражением стоимости, показывают, во что обходится  обществу производство той или иной продукции. Цены служат средством исчисления всех стоимостных показателей экономики: объема произведенной и реализованной продукции, объема капитальных вложений и розничного товарооборота, издержек производства и обращения, прибыли, рентных платежей. С помощью стоимостных показателей исчисляются темпы и пропорции в развитии отдельных отраслей и подразделений народного хозяйства, экономическая эффективность капитальных вложений и внедрения новой техники, производительность общественного труда и другие показатели.
     На  основе цен определяется эффективность  производства и потребления различных видов изделий. Но цены могут служить надежным инструментом экономических измерений лишь при условии наиболее полного отражения в них общественно необходимых затрат на производство продукции. Несоблюдение этого условия ведет к тому, что показатели, исчисленные на основе цен, неточно отражают реальные экономические процессы и явления.
     Чем полнее цены показывают, во что обходится  обществу удовлетворение тех или  иных потребностей, тем достовернее  все экономические расчеты, осуществляемые с помощью стоимостных показателей.
     Активная  роль цены в развитии экономики проявляется  в ее стимулирующей функции. Ее сущность заключается в поощрительном или сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов продукции.
     Цена  оказывает воздействие на производство главным образом через величину заключенной в ней прибыли. Однако увеличение массы прибыли на предприятиях ставится в зависимость не от повышения цен, а от расширения производства продукции, снижения себестоимости и улучшения ее качества и ассортимента, от освоения новой техники. Такая зависимость достигается путем установления твердых цен на готовую продукцию и периодического изменения их уровня в связи с изменением себестоимости. Тем самым государство использует цены в качестве фактора, побуждающего дальнейшее развитие производства.
     Цены  используются в качестве фактора, воздействующего  не только на производство, но и на потребление  продукции. Оно осуществляется в  основном через уровень и соотношение  цен на взаимозаменяемые виды продукции. Путем установления одинакового или различного уровня цен в пересчете на единицу потребительной стоимости по взаимозаменяемой продукции создается равная заинтересованность в потреблении всех ее видов или стимулируется потребление одних видов и сдерживается потребление других. 
     Одновременное целенаправленное воздействие цен  на производство и потребление продукции  достигается различными путями: планированием  в составе цены различных форм прибавочного продукта (прибыли, налога с оборота), установлением системы двух прейскурантов, применением различных скидок и надбавок к ценам и др.
     Устанавливая  цены, активно воздействующие на производство и потребление продукции, государство  тем самым использует их в определенной мере в качестве регулятора спроса и предложения по отдельным видам продукции. Однако регулирующая роль цен в социалистической экономике ограниченна и проявляется в основном по отдельным предметам потребления.
     Одна  из функций цен заключается в  том, что они (наряду с финансовой системой) используются в качестве инструмента распределения и перераспределения национального дохода междy отраслями и секторами народного хозяйства, между фондами накопления и потребления.
     Национальный  доход как вновь созданная  в течение определенного периода  времени стоимость в отраслях производственной сферы первоначально выступает в виде первичных доходов работников и предприятий этой сферы. В конечном итоге после неоднократного перераспределения национальный доход используется на потребление и накопление.
     Перераспределение национального дохода между отраслями с помощью цен осуществляется путем отклонения цен от стоимости на различные виды продукции, в результате чего одни отрасли народного хозяйства реализуют национальный доход в меньшем размере, чем создают, другие - в большем. Оно происходит также в итоге неравномерного изменения ранее сложившегося уровня цен на отдельные виды продукции. Так после победы социализма в СССР было два сектора: государственный и колхозно-кооперативный. Низкие заготовительные цены на сельскохозяйственную продукцию не обеспечивали необходимого расширенного воспроизводства и материального стимулирования в колхозах. Поэтому с 1953 года было принято решение ЦК КПСС многократно повысить закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию с целью приведения ее к уровню формирующихся затрат. После чего изменилось распределение национального дохода в пользу колхозно-кооперативного сектора.
     Цены  используются в качестве средства перераспределения  национального дохода между фондами  потребления и накопления В этом деле большую роль играют розничные цены на потребительские товары. Снижение этих цен при данных денежных доходах увеличивает реальные доходы населения и тем самым повышает долю фонда потребления и соответственно уменьшает долю фонда накопления в национальном доходе. И наоборот, искажение цен на потребительские товары, если оно не сопровождается соответствующим ростом заработной платы и других денежных доходов населения, влечет за собой сокращение фонда потребления и увеличение фонда накопления.
     Таким образом перераспределительная функции связана главным образом с обеспечением во всех отраслях народного хозяйства определенной рентабельности каждому нормально работающему предприятию и с регулированием спроса и предложения на отдельные товары.
     Рассматривая функции цен, следует иметь в виду их противоречивый характер. В тех случаях, когда использование стимулирующей и перераспределительной функций цен связано с большими отклонениями цен от стоимости, цены перестают выполнять свою первую функцию - отражать затраты на производство продукции. Поэтому одной из важнейших задач органов планового ценообразования является установление таких цен, которые наиболее достоверно отражали бы затраты на производство продукции и в то же время наиболее полно выполняли стимулирующую роль и обеспечивали экономически обоснованное первичное распределение национального дохода между отраслями и секторами народного хозяйства и предприятиями. 

       Структура  и уровень цен
 
     Виды  и разновидности плановых цен  отличаются по структурным элементам, входящим в их состав, по удельному весу этих элементов в общей величине цены. Под структурными элементами цены понимаются обособляющиеся в процессе производства и обращения продукции отдельные части стоимости, которые выступают в денежной форме в виде самостоятельных стоимостных показателей.
     Стоимость каждого товара, определяющаяся общественно  необходимыми затратами труда, состоит  из перенесенной на товар стоимости  потребленных в процессе производства средств и вновь созданную  живым трудом стоимость, которая подразделяется на стоимость необходимого продукта и прибавочного продукта.
     Отдельные части стоимости находят свое выражение в соответствующих  денежных формах. Стоимость израсходованных  средств производства, выраженная в  деньгах, и большая часть стоимости необходимого продукта, а именно стоимость продукта для себя в форме оплаты труда, в совокупности составляют себестоимость продукции. Остальная часть стоимости необходимого продукта и стоимость прибавочного продукта находят свое денежное выражение в чистом доходе (прибыль и налог с оборота).
     В процессе обращения продукции часть  стоимости в денежной форме выступает  в виде издержек обращения и прибыли  снабженческо-сбытовых организаций  и организаций оптовой и розничной  торговли, которые определяют снабженческо-сбытовые наценки и скидки, оптово-сбытовые и торговые скидки (наценки, накидки). Все эти обособившиеся части стоимости в денежном выражении по всему народному хозяйству представляют стоимость общественного продукта и являются структурными элементами всей системы цен.
     Себестоимость производства и издержки обращения  представляют денежные выражения большей  части стоимости продукции. В  целом по народному хозяйству  они составляют около 80 % стоимости  общественного продукта, а остальная  часть этого продукта выражается в чистом доходе.
     Себестоимость продукции — это выраженные в  денежной форме затраты предприятия  на средства производства и на оплату труда с отчислениями на социальное страхование при производстве и  реализации продукции.
     Себестоимость как часть общественной стоимости представляет собой также общественно необходимую величину. Ее более или менее точно отражает среднеотраслевая себестоимость в целом по стране или зональная себестоимость (в сельском хозяйстве и в отраслях добывающей промышленности).
     Второй  важнейшей частью всех видов цен является прибыль, выражающая в деньгах такую часть стоимости продукта для общества, которая выступает как чистый доход предприятия.
     Существование категории прибыли в социалистической экономике, как и категории себестоимости, обусловливается относительной обособленностью предприятий, при которой возникает объективная необходимость их самоокупаемости, осуществления расширенного воспроизводства и экономического стимулирования на действующих предприятиях за счет реализации произведенной продукции. Из этой выручки предприятия должны не только возместить среднюю плановую себестоимость продукции, по также получить часть продукта для общества, необходимую для внесения платы за производственные фонды и осуществления других взносов в бюджет и образования фондов материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, развития производства на самих предприятиях. Эта часть стоимости продукта для общества обособляется в форме прибыли предприятий.
     В социалистическом обществе прибыль выступает как один из важнейших показателей экономической эффективности социалистического производства. С помощью него государство добивается органического сочетания интересов общества и коллективов предприятий. Прибыль распределяется между предприятиями и государством.
     Прибыль представляет собой один из синтетических  показателей, характеризующих эффективность  производства, поэтому особое внимание уделяется обоснованию величины прибыли при планировании цен.
     На  ряд товаров в составе цены устанавливается налог с оборота, представляющий ту часть стоимости продукта для общества, которая после реализации продукции выступает как централизованный чистый доход государства.
     Налог с оборота как составная часть  цены и платеж в Государственный бюджет впервые был установлен в 1930 году в связи с реформой системы платежей в бюджет [4]. Он объединил десятки платежей в бюджет с целью обеспечения устойчивости поступления средств в бюджет. В результате реформы стоимость продукта для общества стала выражаться в форме прибыли и налога с оборота. Одновременно установились две формы платежей в бюджет: отчисления от прибыли и налог с оборота
     В основе деления продукта для общества на прибыль и налог с оборота  лежит объективная необходимость  распределения чистого дохода между хозрасчетными предприятиями и государством.
     Налог с оборота включается в цену и  изымается полностью в бюджет сразу после реализации продукции. Он, в отличие от прибыли, не зависит  от снижения себестоимости. Увеличение сумм налога с оборота связано с возрастанием объема производства и изменением удельного веса продукции, в различной степени облагаемой налогом с оборота. Он представляет одну из форм перераспределения части чистого дохода. Большой удельный вес налога с оборота в ценах отдельных видов продукции свидетельствует о том, что он выражает чистый доход, созданный при производстве не только данных видов продукции, но и в других отраслях народного хозяйства.
     Налог с оборота устанавливается в  процентах (ставках) к оптовой или  розничной цене товара, либо в виде разницы между розничной и оптовой ценой предприятия или между оптовой ценой промышленности и оптовой ценой предприятия. В отдельных случаях он устанавливается в абсолютной сумме на единицу товара (в весовом или штучном измерении).
     Положительная роль налога с оборота в планировании цен заключается в том, что  с помощью его дифференциации по различным видам продукции  можно отрегулировать правильное соотношение  цен на эту продукцию и рациональную рентабельность ее производства по отраслям. Но налог с оборота как форма изъятия части прибавочного продукта в бюджет имеет недостаток. Он не заинтересовывает предприятия в лучшем использовании производственных фондов природных и трудовых ресурсов. Поэтому в соответствии с решением ЦК КПСС [2] была введена плата за производственные фонды и рентные платежи. В связи с этим .изменилась структура цены — повысилась доля прибыли и уменьшилась доля налога с оборота в цене. Прибыль стала преобладающей формой продукта для общества.
     Кроме того элементами цен являются снабженческо-сбытовые наценки и скидки, оптово-сбытовые и торговые скидки (наценки, накидки). Сущность этих стоимостных форм одинаковая. Они возмещают издержки обращения и обеспечивают определенную прибыль снабженческо-сбытовым организациям и организациям оптовой и розничной торговли. Но они зависят от характера труда работников сферы обращения. Затраты труда этих работников, а также материальных средств, связанные со сменой форм стоимости, образуют чистые издержки обращения. Эти затраты труда не создают дополнительной стоимости. Они покрываются из прибавочного продукта, создаваемого в сфере производства. Другой вид издержек обращения, связанный с транспортировкой, хранением, доработкой, расфасовкой и упаковкой товаров, обусловлен продолжением процесса производства товаров в сфере обращения. Эти издержки обращения представляют собой дополнительную стоимость товаров. Снабженческо-сбытовые наценки и скидки, оптово-сбытовые и торговые скидки (наценки, накидки) имеют такое же экономическое значение для указанных выше организаций, как и оптовые цены для промышленных предприятий или закупочные цены для колхозов и совхозов. Организации сферы обращения функционируют в условиях хозяйственного расчета и возмещают свои расходы из собственных доходов, т.е. наценок на оптовые цены или скидок с оптовых и розничных цен.
     Использование цен в качестве одного из эффективных стимулов развития народного хозяйства неразрывно связано с установлением экономически обоснованной структуры и уровня.
     Под структурой цен понимается удельный вес различных частей стоимости в денежном выражении (себестоимости, прибыли, налога с оборота, сбытовых и торговых скидок) в цене, а под уровнем цен - степень отражения ценами стоимости продукции. Они представляют собой взаимосвязанные понятия. Уровень цены в значительной мере предопределяет структуру. Так, цены, не полностью отражающие стоимость, обычно имеют в своем составе лишь себестоимость и прибыль предприятий. Цены, отражающие конечную стоимость продукции, включают еще и налог с оборота, сбытовые и торговые скидки.
     Уровень цен различных видов продукции  характеризуется структурой этих цен, в частности удельным весом чистого  дохода, отражающего стоимость продукта для общества в цене (прибыли и  налога с оборота). Если в составе  цен на разные виды продукции установлен примерно одинаковый уровень чистого дохода в форме прибыли и налога с оборота, то и сами эти цены можно считать ценами единого уровня. Они в одинаковой степени отражают затраты общественно необходимого труда.
     Цены  на средства производства в основном включают себестоимость и прибыль, и лишь на отдельные установлен налог с оборота. На предметы потребления во многих случаях цена имеет элемента: себестоимость, прибыль и налог с оборота. Поэтому уровень чистого дохода в ценах на предметы потребления значительно выше, чем в ценах на средства производства. 

       Закон стоимости
 
     Динамикой цен управляет закон стоимости, согласно которому цены должны отражать общественно необходимые затраты труда, обеспечивать возмещение издержек производства и обращения и известную прибыль каждому нормально работающему предприятию. Так как среди экономистов нет единого толкования слова «общественно необходимые затраты труда», своеобразие этой трактовки породило различные концепции ценообразования [5].
     Первой следует назвать стоимостную концепцию, согласно которой непосредственной основой пены признается стоимость в ее чистом виде, без учета модификации (изменения), которая определяется изменением экономических условий. Эту концепцию поддерживали академик С. Г. Струмилин, член-корреспондент Академии Наук СССР Л. М. Гатовский, доктор экономических наук Я. А. Кронрод. Формула цены по этой концепции выглядит следующим образом:
            (1)
     где Цi — цена i-того товара;
     Ci — стоимость материальных затрат (сырье, вспомогательные материалы, амортизация);
     Vi — затраты предприятий по заработной плате;
     т' — норма стоимости прибавочного продукта, представляющая собой отношение прибыли и налога с оборота к сумме денежных доходов работников, занятых в производственной сфере.
     Недостатком этой концепции является то, что она не принимает в расчет различий фондоемкости производства, т.е. стоимостные цены ставили бы в привилегированное положение только отрасли с высоким удельным весом ручного труда.
     Другие  концепции исходят из того, что действие закона стоимости и при социализме видоизменяется, модифицируется.
     В соответствии с концепцией «усредненной стоимости» цены следует планировать на основе себестоимости с присоединением к ней прибыли, исчисленной пропорционально себестоимости. Ее сторонники - проф. Д. Д. Кондрашев и доктор экономических наук А. Г. Зверев. Концепция достаточно проста и близка к практике калькулирования. Трудность учета фондов, используемых на производство той или иной продукции, вынуждает пользоваться себестоимостью для распределения прибыли по изделиям. Формула цены по этой концепции такова:
           (2)
     где Цi — цена i-того товара;
     Ci - стоимость материальных затрату
     Vi - заработная плата;
     Рн — норма рентабельности, исчисленная как отношение чистого дохода к себестоимости продукции. Недостатком данной концепции является отсутствие функциональной связи между чистым доходом и себестоимостью и ориентир цены на выпуск материалоемкой дорогостоящей продукции.
     Еще одной является концепция «Цены производства». Одними из ее сторонников являются проф. 3. В. Атлас, проф. Л. А. Вааг, кандидат экономических наук И. С. Малышев
     Формула цены производства такова:
            (3)
     где Цi — цена i-того товара;
     Ci - стоимость материальных затрат;
     Vi — затраты по заработной плате;
     Фi — стоимость основных производственных фондов и материальных оборотных средств, используемых в производстве i-того товара;
     Рн—норма рентабельности по народному хозяйству, исчисленная как отношение чистого дохода к стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств.
     Ее  достоинство в том, что такие  цены учитывают фондоемкость производства, поощряют технический прогресс. Однако эти цены не в состоянии обеспечить необходимые накопления предприятиям и объединениям трудоемких отраслей.
     В начале шестидесятых годов научным советом по проблемам ценообразования АН СССР была вдвинута концепция «цены воспроизводства». Ее сторонниками являлись академик В. С. Немчинов, члены-корреспонденты АН СССР В. П. Дьяченко и К. Н. Плотников, доктора экономических наук Р. А. Белоусов, М, Г. Габриэли, А. С. Гусаров, А. В. Степанков и др. Ее формула выглядит следующим образом:
          (4)
     где Цi - цена i-того товара;
     Ci - стоимость материальных затрат на производство i-того товара;
     Vi - заработная плата, расходуемая на производство i-того товара;
     Рн - норма части чистого дохода, включаемого в цену пропорционально заработной плате;
     Ен - норма части чистого дохода, включаемого в цену пропорционально стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств;
     к - коэффициент дифференциации фондоемкости, колеблющийся в зависимости от состава и возраста фондов от 0,3 до 2,0;
     Фi - стоимость основных производственных фондов и материальных оборотных средств, используемых в производстве i-того товара;
     Др - дифференциальная рента.
     «Цена воспроизводства» представляет собой  своего рода «гибрид» стоимостной концепции и «цены производства». Она больше других трактовок общественно необходимых затрат труда напоминает цену производства в том виде, как ее дает К. Маркс. Согласно концепции чистый доход исчисляется пропорционально лишь постоянным производственным фондам. Заработная плата в этот расчет не попадает. В «цене воспроизводства» чистый доход присоединяется к себестоимости пропорционально как заработной плате, так и постоянным фондам. Преимущество данной концепции состоит в том, что она обеспечивает условия нормального воспроизводства как в отраслях трудоемких, так .и в отраслях фондоемких.
     В связи с разработкой проблем  оптимального планирования цены издано много литературы по вопросу о том, что должна представлять собой цена в оптимальном плане. Важнейшие особенности таких цен - их взаимосвязь с народнохозяйственными пропорциями и учет всей совокупности факторов, влияющих на цену.
     Профессор В. В. Новожилов предлагает планировать цены на основе дифференциальных затрат, представляющих собой приращение стоимости общественного продукта, обусловленное производством данного товара. Общая формула дифференциальных затрат такова:
           (5)
     где С — затраты производства;
     h — лимитированный ресурс;
     m —число лимитированных ресурсов;
     qh — количество i-того ресурса, используемого на производство продукции;
     rh —норматив эффективности использования i-того ресурса. Второе слагаемое левой части это затраты обратной связи, т.е. стоимость прибавочного продукта, присоединяемая к затратам производства на основе нормативных коэффициентов эффективности лимитированных ресурсов (средств труда, орудий труда, земли, капитальных вложений).
     Проблема  оптимизации планирования и ценообразования исследуется также в трудах академика Л, В. Канторовича, Н..П. Федоренко и других представителей экономико-математического направления в нашей науке.
     Обсуждение  вопроса о научных основах  ценообразования сыграло важную роль в подготовке и проведении в 1967 году реформы оптовых цен. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ПОЛИТИКА  ЦЕН
      Единая государственная политика цен
 
     Принцип единой государственной политики цен  СССР требует, чтобы все органы, устанавливающие цены, независимо от их местоположения и подчиненности при установлении цен руководствовались единым подходом, исходя из общегосударственных интересов [1]. Без этого невозможно плановое установление пропорций, планирование доходов предприятий и трудящихся, правильное решение многих хозяйственных вопросов.
     Цены должны устанавливаться исходя из социалистических принципов ценообразования — приближения цен к общественно необходимым затратам труда, обеспечения необходимой прибыли нормально работающим предприятиям, отражения эффективности продукции, ее технико-экономических параметров и т. д. Таким образом, принцип единой государственной политики цен не исключает, а предполагает учет особенностей ценообразования в различных отраслях народного хозяйства, в территориальном аспекте и т. д.
     Рассматриваемый принцип присущ только социалистической системе хозяйства. Он не действует и не может действовать при капитализме, ибо там господствует частная собственность на средства производства, интересы капиталистов являются определяющими в решении вопросов развития экономики страны.
     Чтобы обеспечить проведение единой государственной  политики цен, необходимо соблюдать  три важнейших условия.
     Во-первых, центральные органы управления народным хозяйством должны определять общий  уровень цен по важнейшей номенклатуре продукции, по отраслям народного хозяйства, а тем самым и по народному хозяйству в целом. Практически это компетенция Совета Министров СССР. Его указания проводятся в жизнь под непосредственным руководством и контролем Государственного комитета цен Совета Министров СССР. Названные органы не устанавливают цены на каждое изделие. Общие уровни цен и цены на конкретные изделия - разные вещи. Общий уровень цен — та средняя величина, вокруг которой формируются конкретные цены данного вида продукции или отрасли и т. д.
     Колебания вокруг уровня допустимы. Цены на конкретные изделия зависят от особенностей производства и реализации этой продукции, но они не могут резко отличаться от общего уровня. Иначе будут созданы особые условия для производства и реализации какого-то конкретного изделия данной группы. Таким образом, общий уровень цен предопределяет единый поток тесно взаимосвязанных цен на определенный класс, группу, вид продукции или отрасли.
     Во-вторых, единая государственная политика цен  означает, что центральные органы, управления народным хозяйством устанавливают цены на основную продукцию как производственного, так и личного потребления, определяющую развитие экономики страны и жизненный уровень населения. Другими словами, они определяют цены, образующие каркас всей их системы, вокруг которого формируется вся совокупность цен на менее важную продукцию. В СССР эту роль выполняет Государственный комитет цен Совета Министров СССР.
     Наконец, в-третьих, единство государственной  политики цен немыслимо без единства методологии ценообразования и ее последовательного применения всеми органами разрабатывающими и устанавливающими цены. Этот принцип имеет особо важное значение. Методологическое руководство в области цен практически повседневно осуществляется Государственным комитетом цен Совета Министров СССР. Его указания, инструкции, толкования обязательны для всех организаций и звеньев, устанавливающих и применяющих цены.
     Единая  государственная политика цен позволяет  активно влиять на формирование государственного бюджета доходов государственных и кооперативных предприятий, жизненный уровень населения и т. д. Единая государственная политика цен сочетается с их гибкостью, т. е. своевременной реакцией на изменение условий производства и реализации продукции. Названная гибкость требует правильного сочетания устойчивости (стабильности) цен с их подвижностью (динамичностью).
     Гибкость  цен обеспечивается применением  разных видов цен, отличающихся друг от друга по срокам действия территориальной  и сезонной дифференциации, особенностям обслуживаемого оборота продукции, использованием надбавок и скидок, распределением прав и обязанностей по установлению цен между различными органами и т. д. Это традиционные формы, они применялись и раньше. Кроме того, среди средств обеспечения гибкости цен используют периодические пересмотры оптовых цен на продукцию отдельных отраслей промышленности и использование ступенчатых цен.  

       Органы ценообразования в СССР
 
     Основные  направления совершенствования  цен определяются партией и правительством. Ценообразованием в СССР занимаются специализированные органы и органы, не занимающиеся специально ценообразованием. К последним относятся министерства, ведомства, объединения, предприятия и т. д. Основной объем работы по ценообразованию выполняют специализированные органы. Органы ценообразования должны обеспечивать проведение в жизнь единой государственной политики цен, постоянно совершенствовать действующую в стране систему цен, обращая особое внимание на усиление их роли в стимулировании научно-технического прогресса, повышения качества продукции, обновления ассортимента, рационального использования сырья и материалов, всемерно укреплять государственную дисциплину цен. Основной частью их работы является установление цен на новые виды продукции и пересмотр действующих цен в связи с изменением условий производства и реализации продукции.
     Для оперативного решения вопросов ценообразования  в стране создана единая система  органов ценообразования, включающая органы трех уровней подчинения - Государственный  комитет цен Совета Министров СССР, государственные комитеты цен Советов Министров союзных республик, отделы цен Советов Министров автономных республик и исполкомов краевых, областных и городских (городов республиканского подчинения) Советов» депутатов трудящихся [7].
     Совет Министров СССР решает вопросы изменения уровня оптовых цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию и розничных цен на продовольственные и промышленные товары. Он также определяет изменение уровня тарифов на грузовые и пассажирские перевозки, тарифов на услуги связи, устанавливает размеры квартирной платы и некоторые другие цены.
     В автономных республиках, краях, областях и некоторых городах республиканского подчинения при исполнительных органах  — советах министров АССР и  край (обл., гор) исполкомов образованы отделы цен. Это так называемые органы местного ценообразования.
     В каждой союзной республике имеется  Государственный комитет цен  Совета Министров союзной республики, наделенный широкими правами в ценообразовании. Всю работу по ценообразованию возглавляет Союзный Комитет цен — Государственный комитет цен Совета Министров СССР.
     Государственные комитеты цен имеют в своем  составе подразделения, построенные  как по отраслевому, так и по функциональному  принципу. К межотраслевым отделам, работающим по функциональному принципу, относятся общеэкономический отдел, занимающийся разработкой наиболее общих вопросов построения цен, инспекция, осуществляющая контроль за соблюдением государственной дисциплины цен, и некоторые другие. Однако большинство отделов — отраслевые. Они занимаются определением цен на продукцию различных отраслей — машиностроения, промышленных товаров народного потребления и т. д.
     Система ценообразования построена на принципе демократического централизма с  двойным подчинением. Так, государственные комитеты цен Советов Министров союзных республик подчиняются Советам Министров соответствующих союзных республик и Государственному комитету цен Совета Министров СССР. Положения об их деятельности, структуре и численности работников центрального аппарата утверждаются. Советами Министров союзных республик по согласованию с Государственным комитетом цен Совета Министров СССР. Местные органы ценообразования также имеют двойное подчинение: с одной стороны, они подчинены Исполкому Совета депутатов трудящихся, а с другой — соответствующему республиканскому комитету цен.
     В системе органов ценообразования  ведущая роль принадлежит Государственному комитету цен Совета Министров СССР – союзно-республиканскому органу. Он руководит работой по ценообразованию  и обеспечивает единство политики цен в стране, осуществляет контроль за соблюдением государственной дисциплины в этой области. Государственный комитет цен Совета Министров СССР несет ответственность за проведение в жизнь политики партии и правительства в области цен, организацию и состояние работы по ценам в стране, а также за обоснованность утверждаемых им цен и тарифов. Также он разрабатывает и издает методические положения, инструкции и указания о принципах, порядке разработки, утверждения и применения цен и тарифов. По утвержденным им планам подчиненный ему Научно-исследовательский институт по ценообразованию (НИИ цен) исследует важнейшие теоретические проблемы совершенствования ценообразования.
     Свою  деятельность он осуществляет на основе положения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 14 июня 1971 г. № 379. Соответствующие положения о республиканских комитетах цен утверждены Советами Министров союзных республик.
     В распоряжении Государственного комитета цен Совета Министров СССР создается  специальный фонд текущего регулирования оптовых цен, размер которого определяется Советом Министров СССР, а порядок использования — Государственным комитетом цен Совета Министров СССР по согласованию с Госпланом СССР, Министерством финансов СССР и Государственным банком СССР.
     Возглавляет Государственный комитет цен  Совета Министров СССР председатель, назначаемый в соответствии с  Конституцией СССР Верховным Советом  СССР, а в период между сессиями — Президиумом Верховного Совета СССР. У председателя имеются заместители, назначаемые Советом Министров СССР.
     Аппарат Государственного комитета цен Совета Министров СССР построен по функциональному  принципу с выделением общих и  специальных отделов.
     Среди общих отделов ведущее место  принадлежит методологическим отделам, таким, как общеэкономический, государственная инспекция цен, сводный отдел розничных цен и т. д.
     Непосредственно подготовкой, рассмотрением материала  и подготовкой проектов цен по отдельным видам продукции занимаются специализированные отраслевые отделы: цен на продукцию тяжелой промышленности; цен на продукцию машиностроения; цен на продукцию легкой промышленности; цен на товары культурно-бытового и хозяйственного назначения; цен на продовольственные товары; цен на сельскохозяйственную продукцию; тарифов на услуги и цен на продукцию непромышленных министерств; внешнеэкономических вопросов ценообразования. Для углубленной разработки вопросов ценообразования с учетом специализации отделы делятся на подотделы, занимающиеся определенной группой продукции. Это позволяет глубоко специализировать работников ценообразования на определенных видах деятельности.
     В подчинении Государственного комитета цен Совета Министров СССР имеются  научно-исследовательский институт по ценообразованию, Прейскурантиздат и другие организации.
     Для рассмотрения некоторых вопросов совершенствования  методологии ценообразования, а  также прейскурантов цен на отдельные  виды продукции в Государственном  комитете цен Совета Министров СССР создан Научно-методический совет из видных ученых и высококвалифицированных специалистов в области ценообразования. Состав совета и положение о нем утверждены Государственным комитетом цен Совета Министров.
     В целях повышения экономической  обоснованности устанавливаемых оптовых  цен на новую продукцию и обеспечения  квалифицированного рассмотрения разногласий между министерствами и ведомствами по уровню цен на уникальное оборудование при Государственном комитете цен Совета Министров СССР образуется экспертный совет из высококвалифицированных специалистов. Состав экспертного совета и положение о нем утверждаются Государственным комитетом цен Совета Министров СССР.
     Союзный комитет цен устанавливает цены на все важнейшие виды продукции  производственно-технического назначения и товары народного потребления. Из продукции тяжелой промышленности сюда входят уголь, нефть, нефтепродукты, газ, руды, цветные и черные металлы, цемент, шифер, лес, пиломатериалы, горнохимическое сырье, основные виды продукции химической промышленности, машины, оборудование, приборы и т. д. Эта продукция охватывает 80—85% всего объема производства в тяжелой промышленности [1].
     К предметам потребления, оптовые  и розничные цены на которые устанавливаются  Государственным комитетом цен  Совета Министров СССР, относятся: хлеб, мука, крупа, сахар, масло, рыба, водка и ликеро-водочные изделия, ткани, трикотаж, обувь, табачные изделия, мыло, фотоаппараты, радиотовары, автомобили, мотоциклы, велосипеды, электробытовые машины, часы, строительные материалы. Эта продукция составляет более 50% всего объема товарооборота [1].
     Республиканские комитеты цен определяют оптовые  цены на многие виды продукции предприятий  республиканского и местного подчинения, а также розничные цены на продукцию, не входящую в номенклатуру Союзного комитета цен. Практически в республиках утверждают цены на швейные и галантерейные изделия, посудохозяйственные товары, мебель и т. д., на некоторые виды продовольственных товаров — колбасные изделия, молочную продукцию, кондитерские изделия.
     Органами  местного ценообразования устанавливаются  главным образом цены на овощи, фрукты, а также тарифы на бытовые услуги.
     Определенные  права в установлении цен имеют  министерства, ведомства и предприятия. Так, министерства и ведомства СССР утверждают оптовые цены на опытные  образцы (партии) новой продукции  производственно-технического назначения, уникальные изделия, продукцию внутриведомственного потребления, запасные части и т.д.
     Предприятия, на которые распространяется Положение  о социалистическом государственном  производственном предприятии, а также  опытные заводы и производственные мастерские научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организации, учебных заведений и других организаций, осуществляющие свою деятельность на принципах полного хозяйственного расчета и состоящие на самостоятельном балансе, устанавливают оптовые цены на продукцию, изготовляемую по разовым заказам, для собственного капитального строительства. Они имеют право снижать оптовые цены на изготовляемую ими продукцию, не пользующуюся спросом и реализуемую государственным и кооперативным предприятиям и организациям.
     При установлении цен министерства, ведомства  и предприятия обязаны строго соблюдать принципы и методы ценообразования, действующие в СССР. В отдельных  случаях им устанавливаются нормативы, которые должны использоваться для определения цен и тарифов. Так, например, по продукции разовых заказов норматив рентабельности, включаемый в цену, может быть предусмотрен в размерах от 10 до 20% к плановой себестоимости изделия, но не выше плановой рентабельности, установленной предприятию-изготовителю.
     Во  всех случаях цены, утверждаемые министерством, ведомством или предприятием, должны быть согласованы с заказчиком или  основными потребителями продукции. Это важная, действенная форма борьбы с завышением цен, которая приобретает особое значение в новых условиях хозяйствования, поскольку в зависимости от объема реализованной продукции и прибыли формируются фонды предприятий. Таким образом, каждый орган, устанавливающий цены имеет свою определенную сферу деятельности.
     Четкое  распределение прав и обязанностей каждого из них позволяет планомерно осуществлять единую государственную политику цен, в централизованном порядке устанавливать их уровень, осуществлять действенный контроль в области ценообразования. 

       Реформа  оптовых цен в 1967 году
 
     В результате реформы с 1 июля 1967-го [5] были введены новые прейскуранты оптовых цен. Система цен подверглась существенным изменениям.
     До  реформы оптовые цены сильно отклонялись  от общественно необходимых затрат труда, из-за чего были резкие различия в уровнях рентабельности целых отраслей промышленности, что сдерживало темпы роста производительности труда и повышения эффективности производства. Почти четвертая часть всех промышленных отраслей работала с убытком (например, угольная, железорудная).
     Реформа резко изменила общую картину. Начиная  со второй половины 1967 года все отрасли  промышленности стали рентабельными. Удельный вес планово-убыточных  предприятий упал до 10%, т. е. уменьшился более чем в два раза. Были снижены  цены на продукцию тех отраслей промышленности, которые получали необоснованно высокие прибыли. Реформа цен создала благоприятные условия для укрепления хозяйственного расчета.
     До 1967 года наши оптовые цены ориентировались  лишь на текущие затраты, т. е. на себестоимость  продукции с прибавлением к ней минимальной (3—5%) прибыли. По этой причине цены на фондоемкие изделия оказывались искусственно - заниженными, что искажало экономические расчеты и влекло за собой ошибки в планах распределения капиталовложений.
     Важное  достоинство новых оптовых цен в том, что в них, в определенной мере, нашла отражение фондоемкость производства тех или иных видов промышленной продукции и распределение чистого дохода, включаемого в цены, осуществлялось пропорционально стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств. Что касается цен на отдельные виды продукции, то они строились по принципу «усредненной стоимости».
     Крупный недостаток дореформенных цен состоял  в том, что они не учитывали интересов потребителя, предъявляющего спрос на высокоэффективные в производственном использовании изделия и высококачественные товары народного потребления. Это происходило из-за ошибочного представления о потребительской стоимости. Поэтому, прежде, чем рассчитывать общественно необходимые затраты труда следовало определить, к какой потребительной стоимости отнести товар. Цена должна отражать потребительские свойства продукции, ее качество. Например, себестоимость легкового автомобиля марки «Запорожец» выше себестоимости автомобиля «Москвич», но устанавливать на него более высокую цену невыгодно, т.к. его эксплуатационные качества уступают «Москвичу». Односторонняя ориентация цен на себестоимость изделий блокирует заинтересованность предприятий в повышении качества продукции, с одной стороны, а с другой — нарушает пропорциональность спроса на взаимозаменяемые изделия.
     В прейскурантах оптовых цен, введенных  с 1 июля 1967 года, потребительские свойства продукции, ее качество нашли отражение, но далеко не в полной мере: лишь около  двадцати процентов общего количества цен учитывают потребительские свойства изделий. Причина этого заключается в теоретической неразработанности и в практической трудности решения данной задачи в период реформы.
     Научно  обоснованная система цен предполагает разумное сочетание принципов их стабильности и гибкости. Для того, чтобы предприятия могли в своей деятельности последовательно осуществлять хозяйственный расчет, цены на' их продукцию должны быть достаточно стабильными. В стабильных (и снижающихся) ценах заинтересованы покупатели продукции. Но вместе с тем цены должны быть и достаточно гибкими, своевременно реагирующими на изменения пропорций общественно, необходимых затрат труда, на динамику потребительского спроса. Этих свойств не хватало нашей системе цен. Поэтому одной из задач реформы было повышение эластичности системы цен. Частично эта задача решена: расширены права местных органов в планировании цен и их утверждении, создан фонд регулирования оптовых цен, находящийся в распоряжении Госкомитета цен при Совете Министров СССР, узаконена практика частичных пересмотров цен и т. д.
     В результате реформы 1967 года система  оптовых цен существенно улучшена. Новые цены приближены к общественно  необходимым затратам труда, ориентируются  на принцип нормальной рентабельности, в некоторой мере учитывают потребительские свойства и качество продукции.
     Все же и после проведения реформы  часть проблем сохранилась. Среди  них - стимулирование при помощи цен  научно-технического прогресса, дальнейшее повышение гибкости системы цен, учет в ценах качества продукции, соотношения спроса и предложения, динамика розничных цен в ее сопоставлении с динамикой денежных доходов населения и т. д.
     Важный  этап в развитии теории и практики планового ценообразования знаменуют  собой решения и материалы  XXIV съезда КПСС. 

       Политика оптовых цен
 
     Оптовые цены устанавливаются в соответствии с задачами коммунистического строительства, стимулирования научно-технического прогресса и должны отражать общественно необходимые затраты труда, обеспечивать возмещение издержек производства и обращения и известную прибыль каждому нормально работающему предприятию.
     В целом оптовые цены на промышленную продукцию были установлены на уровне, при котором возмещалась среднеотраслевая себестоимость продукции и обеспечивалась прибыль, достаточная для нормальной работы в новых условиях хозяйствования — внесения платы за производственные фонды и других платежей в бюджет, формирования фондов экономического стимулирования предприятий и т. д.
     Оптовые цены были приближены к общественно необходимым затратам труда. Они поставили все отрасли промышленности в одинаковые условия работы, создали необходимые предпосылки для дальнейшего укрепления и совершенствования хозяйственного расчета. Именно после этого начался массовый перевод предприятий и отраслей промышленности на новую систему планирования и экономического стимулирования производства.
     Так как условия производства и реализации продукции динамичны, а научно-техническая революция усиливает их подвижность, по мере этих изменений нужно совершенствовать и оптовые цены. Научно-техническая революция приводит к значительному устойчивому росту производительности труда и уменьшению издержек производства в промышленности. Тем самым создаются благоприятные условия для снижения оптовых цен на промышленную продукцию, прежде всего на искусственные и синтетические материалы, машины, оборудование и приборы. Именно развитие химической промышленности и машиностроения во многом предопределяет темпы научно-технического прогресса. Вот почему снижение оптовых цен в промышленности является генеральной линией политики оптовых цен как в девятую пятилетку, так и в последующем.
     За  период 1967—1972 гг. были снижены оптовые  цены на паровые котлы, турбины, некоторые  станки, электронно-вычислительные машины, кабельные изделия, отдельные виды электротехнической продукции, электровакуумные и некоторые полупроводниковые приборы, двигатели внутреннего сгорания и т. д. [1]. Однако отдельные поправки не могли коренным образом улучшить в целом систему цен в машиностроении. Эта задача могла быть решена только путем общего пересмотра оптовых цен в машиностроении, который провели с 1 января 1973 г.
     В целом уровень оптовых цен  в машиностроении снижен на 11%, в  том числе приборостроении —  на 25, в электронике — на 18, радиотехнике—13, электротехнике—12 и на металлорежущие станки — на 11%. Еще в больших размерах снижены оптовые цены на современные счетно-решающие устройства.
     С 1 января 1973 г. введены новые оптовые  цены и в легкой промышленности. Их общий уровень понижен.
     В прейскурантах, введенных с 1 января 1973 г., отражены требования новых, более жестких стандартов и технических условий, и тем самым цены стали в большей степени стимулировать повышение качества продукции. Из прейскурантов исключена снятая с производства продукция, улучшены соотношения цен, расширена система надбавок за качество продукции и т. д.
     Проведенные мероприятия благотворно сказались на производстве: созданы более благоприятные условия для обновления номенклатуры продукции, использования всех резервов производства, потребители охотнее стали приобретать машины и оборудование.
     Успешное  выполнение социально-экономических  задач во многом зависит от повышения  эффективности общественного производства. Это один из коренных вопросов экономической политики. Л. И. Брежнев в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду указывал: «...главное, на что мы должны рассчитывать, — это повышение эффективности производства. Если говорить проще, суть проблемы состоит в том, чтобы на каждую единицу затрат—трудовых, материальных и финансовых — добиться существенного увеличения объема производства и национального дохода»'.
     С ростом эффективности производства повышается его рентабельность. Поэтому, казалось бы, надо радоваться любому ее повышению, любому увеличению прибыли. Но в действительности это не так. Возьмем простой пример. Допустим, что какой-то станок при себестоимости 800 руб. имеет цену 900 руб. Прибыль на один станок составит 100 руб., рентабельность - 12,5% Если себестоимость станка снизить на 100 руб., прибыль составит 200 руб., а рентабельность —28,57%. В данном случае снижение затрат ведет к повышению эффективности производства и за счет этого — к росту рентабельности и увеличению прибыли. Здесь каждый рубль затрат стал более эффективным. Раньше на 5600 руб. затрат приходилось 7 станков, а при снизившейся себестоимости — 8 станков.
     Но рентабельность и прибыль можно повысить, не снижая себестоимости, а иногда даже повышая ее. Это произойдет при повышении оптовых цен на продукцию. Допустим, что себестоимость станка увеличилась с 800 руб. до 940 руб., но одновременно повысилась оптовая цена — с 900 до 1128 руб. В этом случае прибыль предприятия от реализации одного станка составит 188 руб. (вместо 100 руб.), а рентабельность возрастет с 12,5 до 20%. Теперь, затрачивая 5600 руб., предприятие сможет произвести только 6 станков. В результате общество получит меньше продукции, а предприятие — больше прибыли и, следовательно, увеличит фонды материального поощрения. Ясно, что это противоречит коренным принципам социалистического хозяйствования. Но для социалистического общества такое положение недопустимо, т.к. обществу небезразлично, за счет чего, каким путем и при каких условиях увеличивается прибыль. Повышение эффективности производства, снижение себестоимости продукции и рост производительности труда — вот основной путь увеличения прибыли в СССР. Достижение этих результатов стимулируется снижением оптовых цен по мере улучшения условий хозяйствования. 

       Политика розничных цен
 
     Политика  государства в отношении розничных  цен заключалась в «обеспечении стабильности государственных розничных цен на товары народного потребления, снижении цен на отдельные виды товаров по мере накопления товарных ресурсов». Такая политика розничных цен означает, что весь прирост денежных доходов трудящихся пойдет на увеличение их реальных доходов. Это позволит более последовательно использовать объективный экономический закон, действующий при социализме - закон распределения по труду.
     Важное  значение для проведения в жизнь  социалистического принципа распределения  по труду имеет наличие единых розничных цен на одинаковые товары для всей территории страны. Это дает возможность каждому трудящемуся на полученное за свой труд денежное вознаграждение приобрести точно соответствующее этому вознаграждению количество товаров народного потребления и услуг, обеспечивает всем трудящимся получение равных благ за равный труд.
     Однако  в отдельных случаях затраты  на производство товаров народного  потребления и их реализацию по различным  районам страны резко различаются. Например, различия в издержках на производство лесоматериалов достигают 40%, а стройматериалов — более 50% [1]. Такая дифференциация усиливается резким колебанием транспортных расходов, затрат на хранение и т. д. Поэтому допускается обоснованная территориальная дифференциация розничных цен. Но разница в ценах компенсируется для населения соответствующей территориальной дифференциацией оплаты по труду. В целом же партия и правительство проводят курс на выравнивание розничных цен. Ярким примером этого является отмена с 1 января 1966 г. повышенных сельских розничных цен.
     Социалистическое  государство использует розничные  цены для целенаправленного, планомерного воздействия на формирование структуры  и характера потребления. С их помощью государство стимулирует  потребление одних товаров и ограничивает приобретение других, поощряет широкое распространение наиболее рациональных форм потребления новых товаров, сближает уровни потребления различных групп населения. При этом особое внимание обращается на общедоступность товаров и услуг первой необходимости, а также всего того, что связано с воспитанием подрастающего поколения, духовным развитием советского человека. На эти товары и услуги проводится политика пониженных цен.
     В девятой пятилетке главное в  политике розничных цен — обеспечить их стабильность, неизменный уровень. Практически это означает, что цены на ранее производившиеся товары не изменяются. Это хорошо видно на примере продовольственных и промышленных товаров. С постом объема розничного товарооборота расширяется ассортимент производимых товаров народного потребления. Чтобы обеспечить стабильность розничных цен, цены на новую продукцию устанавливают применительно к ценам на ранее производившуюся аналогичную продукцию с учетом различий в качестве. Конечно, изделия более высокого качества могут стоить дороже, но цены на них можно изменять лишь в меру повышения качества продукции.
     Политика  стабильных розничных цен и их снижения по мере создания необходимых экономических предпосылок распространяется и на тарифы за услуги, оказываемые населению, а также на цены в общественном питании. 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В методологии и организации ценообразования  в СССР произошли большие изменения [3]. Была создана система цен, под которой следует понимать дифференциацию цен и их соотношение. Цены дифференцированы не только по видам продукции, но и по их качеству, а также по районам производства и потребления. Однако цены устанавливаются не изолированно друг от друга, а в определенной связи между собой. При значительном многообразии цен между ними установлены экономически обоснованные соотношения, которые необходимы для обеспечения пропорционального развития отдельных отраслей материального производства. В частности,; определенное соотношение цен установлено на товары, представляющие последовательные ступени технологического процесса по. обработке сырья и изготовлению готовых видов продукции, причем продукция каждой последующей ступени включает стоимость предыдущей, увеличиваясь на дополнительные затраты. Определенное соотношение цен установлено на изделия, взаимозаменяемые в потреблении Несомненно, что соотношение цен на отдельные изделия существенно улучшалось.
     В результате неоднократных: пересмотров  цены значительно приближены к стоимости  товаров. В ценах стали учитываться  все отраслевые издержки производства, в частности затраты на геологоразведочные работы в отраслях добывающей промышленности, плата за воду, потребляемую предприятиями, повышение нормативов отчислений на социальное страхование, значительного увеличилась попенная плата.
     Некоторые изменения претерпела структура цен, особенно оптовых. Решающим элементом цены является себестоимость продукции, доля которой в составе оптовых цен на промышленную продукцию почти не изменилась, соотношение отдельных частей чистого дохода выросло, а доля налога с оборота соответственно снизилась. Такое изменение структуры оптовых цен вызвано тем, что прибыль должна обеспечить финансирование основных текущих нужд предприятий (плата в бюджет за производственные фонды, уплата процентов за кредит, образование фондов экономического стимулирования).
     Существенно повысился индекс оптовых цен, что  связано с повышением технического уровня средств производства. Индекс государственных розничных цен  изменился малозаметно, особенно на непродовольственные товары, незначительное повышение розничных цен на продовольственные товары произошло вследствие повышения качества отдельных видов продукции. Это свидетельствует об устойчивости системы цен в СССР.
     Совершенствование системы цен в СССР тесно связано  с развитием теории и методологии планового ценообразования. Советские экономисты разработали многие вопросы теории ценообразования. На основе теоретических исследований были разработаны методические положения по планированию цен и себестоимости, изданы учебные пособия по ценообразованию и издержкам производства для подготовки высококвалифицированных специалистов по ценам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 

    Гусаров А.С.  О системе ценообразования в  СССР: брошюра / А.С. Гусаров, С.И. Лушин. – М.: Изд-во «Экономика», 1973. – 64 с.
    Завьялков А.Г. Цены и ценообразование в СССР: учебник / А.Г. Завьялков. – Минск: Выш. школа., 1981. – 352 с.
    Кантор Л.М. Развитие теории и практики ценообразования в СССР: учебное пособие / Л.М. Кантор. – Л.: ЛФЭИ, 1989. – 80 с.
    Майзенберг А.И. Проблемы ценообразования в развитом социалистическом обществе: А.И. Майзенберг. – М.: Изд-во «Экономика», 1976. – 192 с.
    Малафеев А.Н. Актуальные вопросы ценообразования в СССР: брошюра / А.Н. Малафеев. – Л.: «Знание», 1974. – 32 с.
    Маренков Н. Государственное регулирование экономики и цен [Электронный ресурс]. – URL: http://www.inventech.ru/lib/cost/cost-0042/ (дата обращения 03.11.2010)
    Плотников К.Н. Методика и практика ценообразования / К.Н. Плотников, А.С. Гусаров. – М.: Изд-во «Финансы», 1975. – 224 с.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.