На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Сущность трудового потенциала

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 12.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Крощенко  М.М., начальник Управления
по развитию трудового потенциала
НИИ труда  и социального страхования 
Минздравсоцразвития России 
 

Шестаков  М.А., главный специалист
Управления  по организационному развитию
НИИ труда  и социального страхования 
Минздравсоцразвития России 
 

    ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА1 
 

    Интенсификация  общественного воспроизводства  и формирование предпосылок перехода на инновационную модель экономического развития наиболее остро ставят вопросы  эффективного участия человека в производственной деятельности, а проблема повышения производительности общественного труда становится всё более актуальной. Управление социально-трудовыми процессами в условиях становления нового способа производства – инновационной экономики требует комплексного, системного подхода к исследованию процессов в социально-трудовой сфере, позволяющего раскрыть всё многообразие связей между различными социально-экономическими явлениями. Решение данной задачи требует разработки целостной теоретической концепции, позволяющей рассматривать сложную систему явлений хозяйственной жизни во взаимосвязи и взаимообусловленности.
    Для характеристики участия человека в  трудовой деятельности экономическая  наука накопила множество понятий, отражающих различные этапы развития представлений о формах и факторах производственной деятельности: рабочая сила, трудовые ресурсы, человеческие ресурсы, человеческий капитал, трудовой потенциал и т.д. Каждая из приведённых категорий вплеталась в канву категориально-понятийного аппарата экономической науки в соответствии с требованиями практики, обогащая её содержание, формируя и развивая её теоретическую и методологическую базу. Определяя задачи развития народного хозяйства и экономической науки, Л.С. Дегтярь говорит следующее: «Перед экономической наукой стоит задача поиска путей активизации движущих сил развития производства, заложенных в интересах и поведении человека, или, иными словами, совершенствование социального механизма экономического роста2».
    Раскрытие содержания категории «трудовой потенциал» невозможно без характеристики условий, вызвавших необходимость введения в научный оборот данной экономической категории. Следует отметить, что заслуга введения в научный оборот категории «трудовой потенциал» принадлежит отечественной экономической науке. Вот что по этому поводу отмечает А.С. Панкратов: ««Трудовой потенциал» как научный термин вошёл в оборот в период перевода экономики на рельсы интенсивного развития. Это была своеобразная реакция науки на потребность практики обеспечить качественное совершенствование всей системы формирования и использования совокупной способности людей к труду, выявить резервы и пути творческой активизации человека как субъекта производства и общественной жизни»3.  Таким образом, для выражения нового взгляда на роль человека в хозяйственной жизни в экономической литературе в 70-80-е годы XX в. в научный оборот вошло понятие «трудовой потенциал», рассматривающий человека как субъекта со своими потребностями и интересами в сфере труда, иными словами, введение в научный оборот категории «трудовой потенциал» было направлено на необходимость активизации и эффективного использования возможностей личного фактора производства, характеризующее всё многообразие качеств субъекта (работника), проявляющееся в процессе его трудовой деятельности4, потребовалось понятие, которое «количественно характеризовало бы способность общества в динамике обеспечить воспроизводственный процесс человеческого фактора, в том числе и материально-вещественное его содержание в соответствии с запросами современного индустриального производства5».
          На наш взгляд есть основания утверждать, что введение в научный оборот категории «трудовой  потенциал» и активизации работ  по данной проблематике, накопление большого теоретического и практического опыта в данном направлении должны были стать основой формирования целостной теории – теории трудового потенциала, в определённом смысле аналогичной сформировавшейся в западной экономической науке теории человеческого капитала или неоклассической теории качества рабочей силы. Однако, как показал анализ литературы по проблемам изучения трудового потенциала, на сегодняшний день не сформирована теория трудового потенциала, наработанный опыт не оформился в стройную и законченную теорию как высшую форму научного знания, дающую целостное представление о закономерностях и существенных связях движения способностей к труду в их диалектической взаимосвязи с материально-вещественными факторами производства. Это выражается в том, что различные авторы в экономической литературе дают неоднозначное толкование понятия «трудовой потенциал» и это в свою очередь затрудняет рассмотрение его внутренней структуры в качестве объекта исследования и выявление закономерностей и противоречий, свойственных механизму его воспроизводства.
      Б.М. Генкин рассматривает трудовой потенциал человека как  частью его потенциала как личности, который  формируется на основе природных данных (способностей), образования, воспитания и жизненного опыта. По его мнению трудовой потенциал в общем случае характеризует возможности участия человека, сотрудников предприятия, населения страны в производстве и обмене благ. Трудовой потенциал – вид экономических ресурсов6.
    По  В.Г. Костакову трудовой потенциал -  это запасы труда, зависящие от общей численности трудовых ресурсов и их структуры по полу и возрасту, накопленных знаний, степени соответствия демографической структуры работающих условиям повышения эффективности труда, социальной мобильности населения (территориальной и профессиональной)7.
    Интегральный  подход к познанию сущности трудового  потенциала представлен в работах  И.С. Масловой, рассматривающей трудовой потенциал как обобщающую характеристику меры и качества совокупных способностей к труду, определяющей потенциальные  возможности человека, различных групп работников, трудоспособного населения, связанные с участием в общественно-полезной деятельности, при данном уровне развития производительных сил и производственных отношений8.  В работах А.С. Панкратова трудовой потенциал рассматривается как интегральная форма, количественно и качественно характеризующая способность общества в динамике обеспечить человеческий фактор производства в соответствии с требованиями его развития9.
    Некоторые авторы (Добрынин А.Н., Дятлов С.А., Царенова Е.Д.) под трудовым потенциалом понимают потенциал рабочего времени человека, обладающего совокупностью общепрофессиональных и профессионально-квалификационных характеристик, которые с учётом исторических, демографических, национальных и других особенностей могут быть использованы в той или иной сфере общественного производства10.
    Существует  также подход, согласно которому трудовой потенциал есть экономическая форма  личного фактора производства в  его совместном движении с вещественными  факторами, выражающаяся в конечном результате, который может быть получен при полной реализации наличных потенций11.
    Исследуя  индивидуальный трудовой потенциал, А.И. Тяжов отмечает, что трудовой потенциал, принимая вид человеческих способностей, будучи особой частью материального  производства, его качественной характеристикой, характеризуется нарастанием материальных благ в процессе развития индивидуальности человека и охватывает лишь ту его часть, в которой наблюдается нарастание материальных благ сверх ранее достигнутого уровня по мере и в процессе развития индивидуальности человека12.
          Таким образом, обобщая  обзор подходов к определению  трудового потенциала следует отметить, что сформировалось три подхода  к толкованию данной категории: ресурсный, в соответствии с которым трудовой потенциал характеризуется как ресурсы труда; факторный, в соответствии с которым трудовой потенциал есть форма воплощения личного фактора производства; ресурсно-факторный (интегральный) в соответствии с которым трудовой потенциал есть потенциал самого труда13.
          Противоречивость  представлений о сущности трудового  потенциала,  остро ставит проблемы его оценки, измерения и управления, в связи с чем, на наш взгляд, представляется необходимым раскрытие  сущности экономической категории  «трудовой потенциал» на основе методологии системного познания данного явления. Поэтому, прежде чем приступить к формированию, конструированию категории «трудовой потенциал» представляется целесообразным в общих чертах изложить методологию конструирования и исследования данной экономической категории.
          Системный подход – направление методологии научного знания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем с использованием системного анализа, воплощающего диалектический способ изучения, исследования естественных и общественных процессов. Методологическая специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих её механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение его в единую теоретическую картину. Выявление многообразия типов связей для раскрытия целостности объекта предполагает множество его расчленений вплоть до операциональной единицы анализа, позволяющей фиксировать целостные свойства объекта, его структуру и динамику. Следует отметить, что реализация системного подхода представляет собой эвристический, творческий процесс, поскольку системный подход не существует в виде строгой методологической концепции.
          Федоренко Н.П. считает, что системный подход к изучению экономических явлений (systems approach in economics) представляет собой «комплексное изучение экономики как единого целого с позиций системного анализа14». Системный подход в экономической науке направлен на изучение отдельных экономических объектов как структурных частей более сложных систем, выявление роли каждого из них в общем процессе функционирования экономической системы и, наоборот, воздействие системы в целом на отдельные элементы.
          Системный подход к  изучению экономических явлений  с одной стороны представляет собой анализ существующих систем, а с другой – создание, конструирование, синтез систем для достижения каких-то целей.
          Как было отмечено, в основе системного познания явлений, в том числе экономических, лежит диалектика как теория познания, раскрывающая процесс познания, взаимодействие его основных элементов в процессе постижения истины15. Диалектический способ познания экономических явлений проявляется в единстве исторического и логического методов исследования экономических явлений.
          Анализ истории использования категории «потенциал» в экономической науке позволяет сделать вывод о том, что в основе познания данной категории лежит представление о потенциале, сформированное в естествознании. Однако, нельзя не согласиться с С.И. Пирожковым в том, что категория «потенциал» носит общенаучный характер, она «…служит интегральной мерой оценки возможностей той или иной системы, которые могут быть реализованы в реальной действительности в текущий момент времени, либо в будущем» и её применение отечественными экономистами «…не дань моде, а веление времени, основанное на осознании реальности исчерпания многих видов ресурсов, необходимых для нормального воспроизводства в современном обществе»16.
          В связи с вышесказанным  рассмотрим более подробно основания использования категории потенциал в экономической науки как основу системного познания категории «трудовой потенциал».
          Потенциал (от лат. potentia – сила) – источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи, достижения определённой цели17. В основе понятия «потенциал» лежит понятие «потенция», определяемое как скрытая возможность, способность, сила, могущая проявиться при известных условиях18. Таким образом, потенция характеризует не только наличие сил и средств, но и то, что они находятся в скрытом виде, т.е. характеризуются возможностью.
          В физике потенциал  связан с такими фундаментальными её категориями как потенциальная и кинетическая энергия составляющие в совокупности общую энергию системы. При этом под энергией (от греч. energeia – действие, деятельность) понимается способность данной системы тел совершить при данных условиях определённое количество работы; общая мера движения и взаимодействия всех видов материи.  Различают энергию, проявляющуюся в движении - кинетическую и скрытую в теле – потенциальную энергию, зависящую от взаимного расположения и связей объектов в системе. Энергия подвержена действию двух фундаментальных законов физики – закону сохранения энергии и закону превращения энергии. Так, согласно закону сохранения энергии энергия любой замкнутой системы при всех процессах, происходящих в системе, остаётся постоянной. Закон превращения энергии гласит, что энергия может только превращаться из одной формы в другую и перераспределяться между частями системы, т.е. превращаться из потенциальной энергии в кинетическую и наоборот тем самым образуя цикл.
          Таким образом, рассматривая трудовой потенциал уже в первом приближении можно сказать, что  потенциал в данном случае должен характеризовать какую-то систему. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть само понятие «система» лежащего в основе системного подхода. Несмотря на то, что существует множество определений понятия «система», под системой мы будем понимать следующее.
          Система – множество составляющих единство элементов, их связей и взаимодействий между собой и между ними и внешней средой, образующих присущую данной системе целостность, качественную определённость и целенаправленность19.
          Из вышесказанного можно сделать логический вывод о том, что трудовой потенциал характеризует способность системы производить работу, т.е. превращать потенциальную энергию в энергию движения (кинетическую).
          В связи с вышесказанным  следующим этапом является определение системы, в рамках которой мы сможем зафиксировать наличие потенциала, потенциальной энергии, что требует детального рассмотрения важнейшей категории экономики труда – труд.
          В современной экономической  литературе труд рассматривается в  двух аспектах: во-первых, как целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого отдельного человека, предприятий, людей или общества в целом20; во-вторых – как один из факторов производства, наряду с землёй и капиталом, т.е. как labor – физические и умственные способности (усилия) людей, которые могут быть использованы для производства товаров и услуг21. Как видно из определений понятие «труд» рассматривается по-разному, и поэтому, на наш взгляд, для устранения терминологических противоречий необходимо дать более точную трактовку данной категории. Для этого рассмотрим более подробно процесс труда.
          Б.М. Генкин отмечает, что понятие «труд» имеет два  существенно различных значения: труд как процесс (вид деятельности человека) и труд как вид экономических ресурсов. Труд как процесс – вид экономической деятельности человека по производству благ и ресурсов, необходимых для потребления в домашнем хозяйстве, или для экономического обмена, или для того и другого. Труд как вид экономических ресурсов характеризует возможности участия человека или группы людей в процессах производства благ и услуг. К последнему, по мнению Б.М. Генкина целесообразно применить понятие «трудовой потенциал»22.
          К. Маркс давая  определение труду как созидающей стоимость субстанции отмечал, что «труд есть прежде всего процесс, свершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой…Для того чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя её, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти23» (Курсив наш – М.А.). Далее К. Маркс говорит, что «Всякий труд есть с одной стороны, расходование человеческой рабочей силы в физиологическом смысле…, а с другой стороны, расходование человеческой рабочей силы в особой целесообразной форме, и в этом своём качестве конкретного полезного труда он создаёт потребительные стоимости24». Далее К. Маркс отмечает, что «потребление рабочей силы – это сам труд», а продавец рабочей силы (работник) становится «…actu [на деле] осуществляющей себя рабочей силой, рабочим, между тем как раньше он был таковым лишь potential [потенциально]25». 
          В качестве простых  моментов процесса труда К. Маркс называл следующие: целесообразная деятельность, или самый труд, предмет труда и средства труда26.
          Таким образом, труд как система состоит из следующих  основных элементов: рабочей силы, предметов  труда и средств труда, образующих средства производства.
          Целесообразность  процесса труда предполагает его  конечный результат – продукт  труда, который «есть потребительная стоимость, вещество природы, приспособленное  к человеческим потребностям посредством  изменения формы. Труд овеществляется в предмете, а предмет обработан»27. Таким образом, процесс труда как систему можно представить следующим образом. (рис.1)

Рис.1. Процесс труда как система 

   Важным требованием применения системного подхода является определение системообразующего фактора в качестве которого выступает причина образования системы, которая определяет объём и состав вовлеченных в систему компонентов. Таким системообразующим фактором, по нашему мнению, является производство как деятельность по преобразованию, изменению вещества природы для удовлетворения потребностей. Таким образом, вовлечение элементов в систему обусловлено необходимостью производства, которое может быть совершено посредством трудовой деятельности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.